Научная статья на тему 'Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий'

Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3470
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / DIPLOMATIC STRATEGIES / "ДЕРЖАТЬСЯ ОДНОЙ СТОРОНЫ" / "ПРОТИВ ИМПЕРИАЛИЗМА И РЕВИЗИОНИЗМА" / "OPPOSING IMPERIALISM AND REVISIONISM" / "ОДИН ФРОНТ" / "ПАРТНЕРСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ" / "LEANING TO ONE SIDE" / "A BATTLE LINE" / RISING POWER / DEVELOPING POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачиков Евгений Николаевич

Пытаясь провести концептуализацию внешней политики КНР (1949-2015 гг.), автор стремится рассмотреть внешнюю политику Китая с разных сторон: краткую историю развития государственной идентичности - исключительно западный дискурс, слабо отражённый в китайских исследованиях, и смену дипломатических стратегий - внешнеполитическую практику, связанную с китайской логикой и философской мыслью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity of China’s foreign policy: phases of strategy changes

The article conceptualizes China’s foreign policy (1949-2015). The author made an attempt to unite in one puzzle some components from different sites which describe foreign affairs of China: brief history of development of state identity - western discourse merely reflected in Chinese researches, but very important to understand China and its foreign policy, changes of diplomatic strategies - foreign policy practices relating to Chinese logic and philosophy. The characteristics of each period of China’s foreign policy given in the way Mainland Chinese authors describe.

Текст научной работы на тему «Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий»

Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий

Евгений Грачиков

Внешняя политика Китая как великой державы и цивилизации не может рассматриваться и концептуализироваться в каком-нибудь одном формате (истории дипломатии или политики), тем более в западном дискурсе. Она требует более широкой палитры китайских источников, китайских взглядов и китайского философского осмысления, поскольку вплоть до сегодняшнего дня Запад, по образному выражению Чжао Ткняна, так и не понял китайский дух, который имеет «конфуцианское сердце», определяющее базовые ценности, и «даосский ум», вырабатывающий стратегии [1].

Внешняя политика Китая имеет отличительную «родовую» особенность -формулирование в виде дипломатических стратегий, которые подчиняются определённой общей стратегии.

В течение всей многотысячелетней истории китайские князья, императоры и руководители, вплоть до начала XXI в., использовали одну геостратегию - сухопутную, которая предусматривала развитие «власти Суши»: в экономике - это сельское хозяйство, в национальной обороне - сухопутные силы, в сношениях с внешним миром - приграничные страны.

ГРАЧИКОВ Евгений Николаевич - кандидат политических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии международных отношений МГУ им. М.В.Ломоносова. E-mail: egrachikov@gmail.com

Ключевые слова: Китай, дипломатические стратегии, «держаться одной стороны», «против империализма и ревизионизма», «один фронт», «партнёрская дипломатия».

1 Zhao Tingyang. All-Under-Heaven and Methodological Relationism. An Old Story and New World Peace. In Contemporary Chinese Political Thought: Debates and Perspectives. The University Press of Kentucky, 2012.

Это было внутриравнинное, замкнутое и самодостаточное развитие, то, что принято называть «сельскохозяйственной цивилизацией». Даже морское вторжение западных стран («опиумные» войны Великобритании), модернизация Китая, социалистическое строительство не изменили общий характер этой геостратегии.

Только вступление в ВТО и резкое расширение внешнеэкономических связей (КНР - главный торговый партнёр для 120 стран), зависимость от внешних ресурсов (КНР завозит из-за рубежа 40% необходимого сырья и вывозит на внешние рынки более 60% всей произведённой в стране продукции) поставили морские вопросы на повестку дня китайской дипломатии.

В XXI в. Китай занят решением проблемы обеспечения безопасности источников производственного сырья, рынков сбыта своих товаров и транспортных путей их доставки. Китай сменил вектор своего развития и приступил к реализации морской геостратегии.

Вторая особенность внешней политики Китая состоит в том, что она больше связана с китайской логикой, философией и мировоззрением, чем с определённой идеологией (марксизм, либерализм).

Современный китайский философ так интерпретирует подобный феномен. «"Ицзин" («Книга перемен») и даосизм объясняют общую китайскую методологию рационального мышления и поступков, включая гибкий путь изменений вместе с изменениями, осторожный подход, если дело идёт о вызовах и рисках, и активных стратегиях для различных ситуаций и обстоятельств, а также естественный подход для понимания и принятия будущего непредсказуемых возможностей.

Это хорошо описано у Лао-цзы в метафоре о воде, поэтому я называю её методологией воды, с помощью которой китайские умы рассматривают ситуацию, условия и возможности для того, чтобы сделать свой выбор более гибким, таким как вода, которая находит самый короткий путь к необходимому месту» [2].

Основные этапы смены стратегий

Весь большой исторический этап республиканского Китая (Китайская Республика: 1912-1949 гг.; КНР: 1949 г. - по настоящее время) профессор и декан факультета международной политики Университета международных отношений

(«кузница» дипломатических кадров КНР) Линь Хунюй делит на четыре периода.

Подготовительный период (19191949 гг.). Парижскую конференцию 1919 г. и созданную Версальско-Ва-шингтонскую систему* он рассмат-

2 Zhao Tingyang. The "China Dream" in Question // Economic and Political Studies. 2014. Vol. 2. №. 1. P. 136.

* В Версальско-Вашингтонскую систему входят: Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.), Парижская мирная конференция (18 января 1919 г.), Международная конференция в Вашингтоне (12 ноября 1921 г.).

ривает как начало глобального управления, когда Китай сделал первые шаги по взаимодействию с ней.

Этот период делится на две фазы: 1919-1942 гг. - Китай «под управлением», и 1943-1949 гг. - «пассивное вовлечение», приобретение равных международных прав за счёт участия в ряде глобальных конференций (Каирской, в Думбартон-Оксе), но только в качестве «стратегической пешки» США.

Трудный период (1949-1971 гг.) характеризуется двумя трендами: «холодной» войной во внешней обстановке и «левизной» - во внутренней политике. Характер международных отношений определяли две страны: США и СССР. Китай в это время активно поддерживает революционные движения в других странах («экспорт революций»), что приводит к его изоляции на международной арене.

Формальный период (19712001гг.). Восстановление прав в ООН* позволило КНР приступить к официальному вступлению во многие международные структуры, постепенно становясь полноправным членом международного сообщества.

Современный период (2001 г. - по настоящее время). Вступление Китая 11 декабря 2001 г. в ВТО стало исторической вехой и означало завершение интеграции страны в мировую

международную систему. Финансовый кризис 2008 г. привёл к процессу перераспределения власти между главными игроками международных отношений, что сопровождалось её децентрализацией от национальных государств к гражданским обществам и от сегодняшних великих держав к нарождающимся. С 2008 г. Китай работает над реформированием существующего механизма глобального управления [3].

Вышедший в начале 2013 г. в тяньцзинском издательстве «Прикладной справочник по международным отношениям» (под ред. Хуан Жиханя и Яо Юйфэя) представил историю внешней политики КНР в виде пяти периодов.

Первый (1949 г. - середина 50-х годов) - дипломатия «трёх великих решений» (san dajuece): «склониться в одну сторону», «начать всё сначала» , «навести порядок в доме, а потом приглашать гостей».

Это расшифровывалось следующим образом: «установить союз с СССР», «не признавать дипломатические отношения, установленные правительством Чан Кайши, а начать всё с начала», «на территории Китая ликвидировать все проявления империалистического влияния (закрыть иностранные военные базы, банки, сеттльменты, школы, издательства, больницы и т.п.)».

Второй период (середина 50-х годов - конец 60-х годов) - отказ от дип-

3 Lin Hongyu. From Passive to Active // Contemporary International Relations. 2014. Vol. 24. №. 4. P. 59-62.

* Номер документа: A/RES/2758 (XXVI). Дата заседания: 25 октября 1971 г. Отчёт о заседании: A/PV. 1976. Название резолюции: «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в ООН» / / URL: http://www.un.org/ru/ga/26/docs/26res.shtml

ломатической политики «склониться в одну сторону», опора на более широкий круг стран Азии, Африки и Латинской Америки, борьба против ревизионизма и империализма (против СССР и США).

Третий период (конец 60-х годов -конец 70-х годов). Внешняя политика, так же как и другие сферы деятельности государства, была подвержена влиянию «левых» идей. В 1971 г. восстанавливаются права КНР в ООН. В 1972 г. начинается улучшение китайско-американских отношений. Китай принимает «дипломатическую политику» «одного фронта», «одной линии». К 1979 г. Китай поддерживал дипломатические отношения со 120 странами.

Четвёртый период (начало 80-х годов - конец ХХ столетия) характеризуется независимой и самостоятельной позицией. Подчёркивается, что Китай больше не будет вступать в стратегические отношения или по-

лагаться на какую-либо великую державу. Для решения проблемы Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао) предлагается формат «одна страна -две системы», который успешно осуществляется вместе с Англией и Португалией.

Пятый период (начало XXI в. - настоящее время) - проводится политика поддержания существующей международной системы, основанной на принципах мирного сосуществования. Выдвинута идея гармоничного мира, направленная на совместное развитие [4].

Периодизация внешней политики Китайской Народной Республики большинством китайских учёных, как правило, делится на два больших этапа, связанных с историей развития страны: 1949-1978 гг. и 1978 - настоящее время, т.е. до и после 3-го пленума ЦК КПК (18-22 декабря 1978 г.), в лице Дэн Сяопина объявившего о начале политики реформ в Китае [5].

Стратегия заключения союзов (1949-1979 гг.)

История внешней политики КНР первых 30 лет её существования во внутрикитайском дискурсе ни у кого не вызывает разночтений. Она содержится в одобренных ЦК КПК учебных материалах, статьях видных партийных деятелей и принята всем научным сообществом Китая.

Незначительные расхождения (в 23 года) наблюдаются в конкретных датах начала и окончания того или иного этапа. Названия первых трёх этапов у всех источников одинаковое.

Е Цзычэн весь этот тридцатилетний период объединяет названием

4 Guoji guanxi shiyong shouce. Huan Rihan, Yao Yufei zhubian. Tianjing: Tianjing renmin chubanshe (Practical Handbook of International Relations. Tianjing: Tianjing People's Press, 2013. P. 151-153).

5 Zhang Zhirong. Zhongguo duiwai guanxi xinlun: diyuan zhengzhi yu linbang waijiao yanjiu. Beijing: Guji chubanshe (Zhang Zhirong. Chinese Foreign Relations: New Perspectives on Geopolitics and the Good Neighbour Policy. Beijing: Lizhi Press, 2008. P. 28).

«стратегия заключения союзов», а последующие 30 лет - «стратегия не вступления в союзы» [6, р. 23].

Некоторые авторы первые 30 лет характеризуют как «период настоящей пустоты» или «период молчания» [7, р. 77], имея в виду, что средства массовой информации, общественные организации и простые граждане были ограничены в доступе к внешнеполитической информации и не могли открыто высказываться по поводу тех или иных шагов своего правительства на международной арене.

Другие учёные отмечают, что до 1971 г. Китай был не участником, а наблюдателем международных отношений и находился вне международной системы [8].

Китай был исключён из мировой капиталистической системы и социалистического лагеря. Таким образом, с одной стороны, Китай был самым независимым актором в глобальной блоковой политике и в то же время занимал изолированное положение [9].

Многие учёные считают, что первые 30 лет внешняя политика Китая строилась по принципу деления стран на врагов и друзей [10, р. 96]. Весь тридцатилетний период - это идентичность социалистической страны.

Первый период: 1949 г. - конец 50-х годов.

Китай проводит дипломатическую стратегию «держаться одной стороны». Это была политика развития всесторонних политических, экономических и идеологических отношений с Советским Союзом. Е Ц-зычэн даёт более точные сроки (1949-1957 гг.) и поясняет, что это был «союз с СССР против США» [6, р.23]. Фу Мэнцзы уточняет, что «антагонизм Запада заставил Китай занять сторону Советского Союза и Восточной Европы и установить экономические связи с социалистическим рынком » [11].

Решение о союзе с Советским Союзом было принято в марте 1949 г. на 2-м пленуме ЦК КПК [12, р. 71].

6 Ye Zicheng. Zhongguo da zhanlue. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (Ye Zicheng. China's Grand Strategy. Beijing: China's Social Sciences Press, 2003).

7 Chu Shulong, Jin Wei. Zhongguo waijiao zhanlue he zhengce. Beijing: Shishi chubanshe (Chu Shulong, Jin Wei. China's Foreign Strategy and Policy. Beijing: Shishi Press, 2008.

8 Qin Yaqing (ed.). Guoji tixi yu Zhongguo waijiao. Beijing: Shiji zhishi chubanshe (Qin Yaqing (ets.). International System and China's Diplomacy. Beijing: World Knowledge Press, 2009. P. 100).

9 Wu Xiaodi. Zhongguo diyuan zhengzhi zhuangxin. Beijing: Zhongguo da baike quanshu chubanshe (Wu Xiaodi. The turn of China's Geopolitics. Beijing: Chinese Big Encyclopedia Press, 2006. P. 117).

10 Hu Shuxiang (ed.). Zhongguo waijiao yu guoji fazhan zhanlue yanjiu. Beijing: Zhongguo renmin daxue chubanshe (Hu Shuxiang (ed.). The Diplomacy of China and the Strategy of International Development. Beijing: China People's University Press, 2009).

11 Fu Mengzi. China's International Influence // Contemporary International Relations. 2011. Vol. 21. No. 2. P. 5.

12 Niu Jun. Lianmeng yu zhanzheng: lengzhan shidai de Zhongguo zhanlue juece jiqi houguo / «Shijie jingji yu zhengzhi» (Niu Jun. Coalitions and Wars: China's Strategic Choices in the Cold War Era and its Consequences / / World Economy and Policy. 2014. No. 6).

Мао Цзэдун первый раз отметил необходимость «держаться одной стороны» в статье «О демократической диктатуре народа» 30 июня 1949 г., всего за три месяца до провозглашения КНР.

Под лозунгом борьбы с «американским империализмом» Китай принимает активное участие в Корейской войне 1950-1953 гг.

После завершения войны на Корейском полуострове для создания благоприятного международного имиджа и выхода из международной изоляции Китай выступает с пятью принципами мирного сосуществования, которые включали:

- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;

- ненападение;

- невмешательство во внутренние дела друг друга;

- равенство и взаимную выгоду;

- мирное сосуществование.

В области внутренней политики, непосредственно связанной с внешней, ставилась задача завершения освобождения страны от иностранного колониального влияния, т.е. возвращение под юрисдикцию Китая всей её территории и всех органов власти:

- ликвидация западных сеттльментов и права их экстерриториальности;

- установление контроля над всеми таможенными органами;

- закрытие иностранных банков, военных баз;

- возвращение под полное управление правительства всей системы образования, здравоохранения и средств массовой информации, где продолжали действовать иностранные учреждения.

Второй период конец 50-х - конец 60-х годов.

Осуществление стратегии борьбы «против империализма и против ревизионизма», т.е. против США и Советского Союза. Е Цзычэн добавляет, что это был период борьбы «на два фронта» и длился с 1958 по 1968 г. [6, р. 23].

Отличительной чертой внешней политики КНР этого времени является постепенный идеологический раскол во взаимоотношениях между КПК и КПСС, сворачивание экономического сотрудничества между СССР и КНР, постепенный рост «левых» тенденций во внешней политике, выразившийся в поддержке про-китайских группировок в компартиях стран третьего мира (так называемый «экспорт революций»).

К концу 60-х годов Китай смог установить дипломатические отношения не более чем с 20 странами. Кроме Франции, с которой КНР обменялся посольствами в 1964 г., все остальные представляли Азию и Африку.

Третий период: 1971-1978 гг. (у Е Цзычэна этот период датируется 1969-1976 гг.).

Политика этого периода получила название «стратегия одной стороны» или «одного фронта». Она заключалась в стремлении сформировать самые тесные отношения с США.

В геополитическом плане это была стратегическая линия, которая тянется от США и проходит через Японию, Китай, Пакистан, Иран, Турцию и заканчивается Европой, т.е. страны, объединённые Мао Цзэ-дуном по принципу расположения

вдоль границ с Советским Союзом, «по другую сторону» от СССР (отсюда название «одной стороны» и «одной линии»).

Решением рабочего совещания ЦК КПК (ноябрь-декабрь 1978 г.) было одобрено установление дипломатических отношений с США [12, р. 71] и принята дэнсяопиновская «политика реформ и открытости», которая дала мощный толчок в развитии Китая.

После событий на острове Даман-ский на советско-китайской границе (1969 г.) Мао Цзэдун воспринимает военную опасность со стороны Советского Союза как вполне реальную и наиболее вероятную.

Мао Цзэдун полностью переосмысливает геополитику Китая и начинает сближение с «дальним» союзником - США, чтобы противостоять «ближнему» противнику - СССР. Он пересматривает идеологические методы решения международных проблем, в результате чего Китаю удаётся нормализовать отношения с США и восстановить своё членство (вместо Тайваня - Республики Китай) в ООН (26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, октябрь 1971 г.).

В Совете Безопасности Организации Ообъединённых Наций Китай с 1971 г. по 1979 г. проводит свою традиционную политику антигегемонизма и самоопределения наций.

КНР поддерживает Движение неприсоединения, выступает с требованием политических изменений в

Южной Родезии (Зимбабве) и Южной Африке.

Критика Запада, за поддерживавшего эти два расистских и незаконных режимов, была достаточно острой, но даже по этим вопросам позиция КНР совпадала с позицией США на 29,2% (7 голосований «за» из 24). В целом же подходы Китая и США были одинаковыми: 91 раз из 195 (по результатам голосования), или 46% [13].

Подводя итог первым 30 годам внешней политики КНР, китайские исследователи обычно отмечают, что это был период преобладания взглядов деления мира на врагов и друзей, который привёл к «определённому ограничению» внешних связей Китая.

В 50-х годах основным объектом внешней политики Китая были социалистические страны.

В 60-х - развивающиеся.

В 70-е годы третий мир по-прежнему занимал главное место в политике Китая, хотя именно в эти годы «завершился процесс установления дипломатических отношений с основными западными странами».

В этот период 57 стран разорвали официальные связи с Тайванем, вручив свои верительные грамоты в Пекине.

В целом в 70-е годы Китай установил дипломатические отношения почти с 70 странами [14, р. 7].

13 Wuthnow J. Chinese Diplomacy and the UN Security Council: Beyond the veto. London; New York: Routledge, 2013. Electronic edition: Loc. 558 of 7938.

14 Li Baojun. Dangdai Zhongguo waijiao gailun. Beijing: Zhongguo renmin daxue chubanshe (Li Baojun. Introduction to China's Diplomacy Beijing: China People's University Press, 2005).

Стратегия невступления в союзы (1979-2009 гг.)

На практике это означало постепенное накапливание сил (экономической и военной мощи) без конфронтации с другими странами. Утверждение идентичности социалистической развивающейся страны [15].

Тридцать лет (1979-2009 гг.) внешняя политика Китая характеризуется как многовекторная дипломатическая стратегия «стремиться ничем не проявлять себя (замкнуться в себе и ничем не выделяться)» (1аадиапд уапдНш).

Четвёртый период: 1978-1988 гг.

В 1978 г. после беспрецедентного рабочего совещания ЦК КПК, длившегося 36 дней, появился доклад Дэн Сяопина «Раскрепостить сознание, исходить из практики, сплачиваться воедино, чтобы смотреть вперёд», в котором был окончательно утверждён поворот Китая к прагматичной внутренней и внешней политике.

По оценке китайских экспертов, международная ситуация в тот период была очень напряжённой и в геополитическом плане неблагоприятной для Китая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В декабре 1979 г. Советский Союз ввёл войска в Афганистан (100 тыс. чел.), что рассматривалось китайским руководством как прямая военная угроза северо-западным границам Китая. В Монголии продолжал располагаться ограниченный контингент советских войск (100 тыс.

чел.). Во Вьетнаме СССР активно использовал военно-морскую базу Камрань. Руководство Китая оценивало геополитическую ситуацию вокруг своей страны как стратегическое окружение Китая Советским Союзом.

Новая дипломатия «мираи развития», выдвинутая Дэн Сяопином, была направлена на установление добрососедских отношений со всеми странами и регионами мира. Основным лозунгом этой политики стали слова Дэн Сяопина «оставим в стороне разногласия, будем совместно развиваться».

В сентябре 1982 г. на XII съезде КПК был впервые введён новый для дипломатии Китая термин «национальные интересы», который заменил «интересы пролетариата». Это был полный отказ от идеологических установок в области внешней политики и сигнал западному сообществу, что Китай готов стать частью международного сообщества на общепринятых и понятных для всех основаниях. К 1980 г. международное положение Китая значительно упрочилось, он поддерживал дипломатические отношения со 100 странами мира.

С 1981 по 1989 г. продолжается сближение позиций КНР и США по многим международным проблемам. «Одинаковость» при голосовании в Совете Безопасности ООН возрастает с 46% до 73% (153 из 209 голосований). Китай полностью отказался

15 Li Kaisheng. Lijie Zhongguo waijiao (1949-2009): minzu fuxing jincheng de guojia shenfeng tanqiu. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (Li Kaisheng. Identity, National Revival and China's Foreign Strategy (1949-2009). Bejing: ChineseSocialSciencesPress, 2011. P. 76).

от использования трибуны ООН для полемики и осуждения сверхдержав. Приоритетом становится установление тесных отношений с великими державами, структурами ООН и такими международными институтами, как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация [13].

В сентябре 1988 г. Дэн Сяопин впервые ставит задачу о создании нового международного порядка [10, р. 3].

Пятый период: 1989-1994 гг.

Этот период был связан с международной изоляцией Китая, вызванной подавлением студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь (4 июня 1989 г.). В китайской историографии выступления молодёжи в этот день обозначаются как «события 4 июня». Западные страны наложили эмбарго на поставки Китаю вооружений, военных технологий и оборудования двойного назначения, которое длится до сегодняшнего дня. Затормозился процесс интеграции Китая в международные организации.

Россия не присоединилась к санкциям Запада и продолжала поставлять в Китай современную военную технику и вооружение, что делает и по сей день.

На XIV съезде КПК (12-18 октября 1992 г.) из Устава КПК исчез термин «пролетарский интернационализм» как основа внешней политики страны [7, р. 77]. В 1993 г. для выхо-

да из изоляции принимается стратегия «привлечь к себе» (qin jin lai), а внешняя политика этого периода в дальнейшем в научных работах получает название «рефлексивной дипломатии».

Лейтмотивом всей публичной китайской дипломатии уходящего века мог бы стать эпиграф к первой главе книги Си Лайвана «Дипломатические стратагемы»: «Китай во внешней политике никогда не был привязан к США. Во внешней политике двум мировым сверхдержавам Китай всегда говорил нет» [16].

Вместе с тем голосование в Совете Безопасности ООН, т.е. реальная практика китайской геополитики, показывает, что позиции Китая и США перестали отличаться друг от друга. Совпадение позиций возросло с 73% (в 80-е годы) до 92,1% (591 из 642 голосований) в период с 1990 по 1999 г. [13].

К 1998 г. Китай поддерживал отношения со 162 странами, стал членом около 400 международных организаций и участником более 100 международных договоров [14, p. 8]. Китай инкорпорировался во все международные структуры; завершился процесс социализации в международное сообщество.

Шестой этап.: 1996-2008 гг.

Выходом из международной изоляции стала дипломатия «партнёрских отношений» (термин Жуань Цзунцзе). Этот период начинается в 1996 с подписания Китаем и Росси-

16 Xi Laiwang. Waijiao moulue: zai zhanxin de shijie geju zhong yunchou weiwo. Beijing: Hongqi chubanshe (Xi Laiwang. Diplomatic Stratagems: Development of Strategic Blueprint in the Context of Newly Formated World Structure. Beijing: Red Flag Press, 1996. P. 1).

ей договора об установлении «партнёрских отношений стратегического сотрудничества».

В 1997 г. аналогичный договор о «конструктивных стратегических партнёрских отношениях» был заключён с США. В 2003 г. с Европейским союзом достигнут договор об отношениях «всестороннего стратегического партнёрства».

В 2006 г. дошла очередь и до Германии в виде «партнёрских отношений глобальной ответственности»*.

Период с середины 90-х до середины нулевых годов XXI в. характеризуется как политика сдержанного, «мягкого» отношения Китая к США, в результате которой на глобальном, региональном и двустороннем уровне КНР избегала конфронтации с США.

На рубеже веков после вступления КНР в ВТО ускорена реализация стратегии «выхода за рубеж».

Внешняя политика этого периода была названа «активной дипломатией» (иногда «энергетической дипломатией»). Место Китая в международной системе стало «перемещаться из периферийного пояса в её центр» [10, р. 98].

За весь период с 2000 по 2009 г. в Совете Безопасности ООН было проведено 636 голосований. «Схожесть» голосования США и КНР продолжала расти - с 92,1% (в 90-х годах) до 95,3% в 2000-х годах. Это тем не менее меньше, чем процент одинаково-

го голосования России и Китая -98,4% [13].

Можно констатировать, что к концу первого десятилетия XXI в. позиции пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН мало чем отличались друг от друга. Фактически они в подавляющем большинстве случаев демонстрировали консолидированную позицию великих держав по проблемам глобальной безопасности. В этих обстоятельствах говорить о том, что позиции России и КНР были ближе, чем позиции США и КНР, не приходится. Голосование по Сирии, когда Россия и Китай совместно применили право вето, проголосовав против, говорит об очень редком, хотя, безусловно, приятном для нас случае. Здесь необходимо уточнить, что голосование в Совбезе ООН касается вопросов глобальной безопасности и не может полностью характеризовать внешнюю политику Китая.

Позиция КНР действительно совпадает с позицией России по многим актуальным мировым проблемам и кардинально расходится с подходами США к этим же проблемам [17].

Мировой финансовый кризис показал Китаю, что США и руководимые ими международные структуры (ВТО, МВФ, ВБ) не справляются с глобальными кризисами и, главное, больше не соответствуют мировому порядку [18].

17 Цыганков П.А. Китай во внешней политике России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2011. № 3.

18 Wang Honggang. How Can the U.S. and China Build a "Cooperative Partnership"? // "Contemporary International Relations". 2011. Vol. 21. No. 4.

* Последнее подобное соглашение об установлении отношений стратегического партнёрства было подписано 6 января 2015 г. между КНР и Коста-Рикой.

Понимая причины образования НАТО и систему военных союзов США в Восточной Азии, Китай впер-

вые делает вывод, что «никогда не согласится принять их как часть международного порядка» [19].

Стратегия глобальной державы с глобальными ценностями (2009 г. - по настоящее время)

Зто период установления идентичности (экономической) сверхдержавы. Ли Кайшэн характеризует идентичность Китая после холодной войны как «развивающейся, социалистической, великой державы восточной культуры» [15, р. 76].

Приход к власти Си Цзиньпина знаменует новую внешнюю политику. Китай выдвигает глобальные инициативы по формированию нового международного порядка, основан-

ного на китайских традиционных ценностях, которые предлагаются в качестве глобальных [20].

К этим предложениям можно отнести:

- «гармоничный мир»;

- «новая модель взаимоотношения великих держав»;

- «китайская мечта»;

- «общество с общей судьбой»;

- «перспектива добродетельности и выгоды» [21].

За 65 лет своего развития Китайская Народная Республика прошла, возможно, самый сложный и драматичный период взаимодействия с мировым сообществом, который отразился в частой и, на наш, европейский, взгляд, противоречивой смене краткосрочных (около 10 лет) дипломатических и более длительных (30 лет) общих стратегий при одной доминирующей «сухопутной» геостратегии.

Для китайского исследователя это были годы последовательной и логичной смены стратегий КНР, которые всегда соответствовали определённым внешнеполитическим обстоятельствам и складывающейся на тот период конкретной внутриполитической ситуации. Это разночтение в политических и академических кругах Китая и остального мира, как правило, сопровождало внешнюю политику КНР.

Можно назвать две страны, которые своими действиями во многом оказывали существенное влияние на процесс формирования китайских стратегий: Советский Союз, который за короткий период из идеологического «старшего брата» превратился во врага, а сейчас в самого желанного стратегического партнёра, и США, с которыми Китай в начале 50-х годов XX в. насмерть бился на полях Корейской войны, а с 1972 г. установил с ними очень тесные

19 Yuan Peng. On the Changes in the International Order / / «Contemporary International Relations». 2014. Vol. 24. No. 4. P. 3.

20 Лузянин С.Г. Китай и XVIII съезд КПК // Обозреватель-Observer. 2013. № 1. С. 54-60.

21 Старкин С.В. Китай - США: соперничество или сотрудничество. Экспертно-анали-тические оценки американо-китайских отношений / / Обозреватель-Observer. 2014. № 1.

отношения, претерпевшие быструю эволюцию от практически союзнических (70-е - 80-е годы) до геополитических соперников.

В XXI в. Китай отошёл от привычной системы формулирования стратегий и стал во внешнем пространстве конструировать образ глобальной державы с чётко прорисованными и ясно узнаваемыми традиционными ценностями, которым он старается придать универсальный для всего мира характер. Две великие державы - США и Россия, как преемница СССР -по-прежнему оказывают пусть и в разной и неравновеликой степени влияние на стратегии Китая.

Выход из исторически сложившейся дуалистической парадигмы пока видится один:стать Китаю державой номер один в мире и освободиться из плена навязчивой зависимости.

Примечания

1. Лузянин С.Г. Китай и XVIII съезд КПК // Обозреватель-Observer. 2013. № 1. С. 54-60.

2. Старкин С.В. Китай - США: соперничество или сотрудничество. Экспертно-аналити-ческие оценки американо-китайских отношений // Обозреватель-Observer. 2014. № 1. С. 5-17.

3. Цыганков П.А. Китай во внешней политике России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2011. № 3.

4. Chu Shulong, Jin Wei.. Zhongguo waijiao zhanlue he zhengce. Beijing: Shishi chubanshe (Chu Shulong, Jin Wei. China's Foreign Strategy and Policy. Beijing: Shishi Press, 2008).

5. Fu Mengzi. China's International Influence // Contemporary International Relations. 2011. Vol. 21. No. 2. P. 5.

6. Guoji guanxi shiyong shouce. Huan Rihan, Yao Yufei zhubian. Tianjing: Tianjing renmin chubanshe (Practical Handbook of International Relations. Tianjing: Tianjing People's Press, 2013. P. 151-153).

7. Hu Shuxiang (ed.). Zhongguo waijiao yu guoji fazhan zhanlue yanjiu. Beijing: Zhongguo renmin daxue chubanshe (Hu Shuxiang (ed.). The Diplomacy of China and the Strategy of International Development. Beijing: China People's University Press, 2009. P. 96).

8. Li Baojun. Dangdai Zhongguo waijiao gailun. Beijing: Zhongguo renmin daxue chubanshe (Li Baojun. Introduction to China's Diplomacy. Beijing: China People's University Press, 2005).

9. Li Kaisheng. Lijie Zhongguo waijiao (1949-2009): minzu fuxing jincheng de guojia shenfeng tanqiu. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (Li Kaisheng. Identity, National Revival and China's Foreign Strategy (1949-2009). Bejing: Chinese Social Sciences Press, 2011. P. 76).

10. Lin Hongyu. From Passive to Active // Contemporary International Relations. 2014. Vol. 24. No. 4. P. 59-62.

11. Niu Jun. Lianmeng yu zhanzheng: lengzhan shidai de Zhongguo zhanlue juece jiqi houguo / «Shijie jingji yu zhengzhi» (Niu Jun. Coalitions and Wars: China's Strategic Choices in the Cold War Era and its Consequences / / World Economy and Policy. 2014. No. 6).

12. Qin Yaqing (ed.). Guoji tixi yu Zhongguo waijiao. Beijing: Shiji zhishi chubanshe (Qin Yaqing (ets.). International System and China's Diplomacy. Beijing: World Knowledge Press, 2009. P. 100).

13. Wang Honggang. How Can the U.S. and China Build a "Cooperative Partnership"? // "Contemporary International Relations". 2011. Vol. 21. No. 4.

14. Wu Xiaodi. Zhongguo diyuan zhengzhi zhuangxin. Beijing: Zhongguo da baike quanshu chubanshe (Wu Xiaodi. The turn of China's Geopolitics. Beijing: Chinese Big Encyclopedia Press, 2006. P. 117).

15. Wuthnow J. Chinese Diplomacy and the UN Security Council: Beyond the veto. London; New York: Routledge, 2013. Electronic edition: Loc. 558 of 7938.

16. Xi Laiwang. Waijiao moulue: zai zhanxin de shijie geju zhong yunchou weiwo. Beijing: Hongqi chubanshe (Xi Laiwang. Diplomatic Stratagems: Development of Strategic Blueprint in the Context of Newly Formated World Structure. Beijing: Red Flag Press, 1996. P. 1).

17. Ye Zicheng. Zhongguo da zhanlue. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (Ye Zicheng. China's Grand Strategy. Beijing: China's Social Sciences Press, 2003).

18. Yuan Peng. On the Changes in the International Order // «Contemporary International Relations». 2014. Vol. 24. No. 4. P. 3.

19. Zhang Zhirong. Zhongguo duiwai guanxi xinlun: diyuan zhengzhi yu linbang waijiao yanjiu. Beijing: Guji chubanshe (Zhang Zhirong. Chinese Foreign Relations: New Perspectives on Geopolitics and the Good Neighbour Policy. Beijing: Lizhi Press, 2008. P. 28).

20. Zhao Tingyang. All-Under-Heaven and Methodological Relationism. An Old Story and New World Peace. In Contemporary Chinese Political Thought: Debates and Perspectives. The University Press of Kentucky, 2012.

21. Zhao Tingyang. The "China Dream" in Question // Economic and Political Studies. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 136.

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.