путь к национальному
лидерству в здравоохранении
Пухальский Артем Николаевич
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в здравоохранении, Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России [email protected]
_Аннотация
Развитие рынка медицинских услуг ставит учреждения здравоохранения перед необходимостью осуществления организационно-управленческих перемен. Изучение лучших образцов и ориентация на них являются одной из возможностей разработать и внедрить на предприятиях новые методы и структуры управления. В статье предлагаются идеи для формирования стратегии лидерства медицинского центра.
Ключевые слова: рейтинг учреждений здравоохранения, качество медицинских услуг, тиражирование знаний, медицинские центры, стратегия лидерства
Государственная политика Российской Федерации последних лет привела к существенным изменениям в национальном здравоохранении. Расходы федерального бюджета на отрасль увеличились в два раза: с 202,8 млрд руб. в 2008 г. до 413 млрд руб. в 2011 г. [1]. Объемы реализации программы модернизации здравоохранения в субъектах федерации в 2011-2012 гг. планируются в размере 460 млрд руб., в том числе 160 млрд руб. на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений [2]. Увеличились производственные возможности действующих медицинских центров, появились новые.
На кого ориентироваться в стратегическом развитии?
Правительство страны предпринимает значительные усилия для формирования в отрасли конкуренции. Однако сегодня большинство медицинских центров не готово к изменяющимся условиям внешней среды, у них нет четко сформу-
лированной и зафиксированной стратегии развития. Организации не располагают полной информацией о конкурентах, потребителях, состоянии отрасли в целом. Технологическая и управленческая неопределенность - отсутствие единого понимания, какие медицинские технологии являются самыми эффективными, какие особенности существуют в управлении учреждениями здравоохранения - приводит к стратегической неопределенности [3]. В этих условиях перед многими руководителями медицинских центров возникает вопрос, на кого ориентироваться, перед пациентами - чьи услуги соответствуют заявленным свойствам и в каком случае риск приобретения услуги оправдан.
Сегодня в России не существует национального рейтинга медицинских центров. Вместе с тем его необходимость очевидна. На Всероссийском форуме медицинских работников 13 апреля 2011 г. занимавший тогда должность Председателя Правительства РФ В.В. Путин заявил: «Считаю, что нам нужно выстроить четкую, понятную, эффективную систему управления качеством медицинской помощи... Я предлагаю ежегодно публиковать рейтинги медицинских учреждений и страховых компаний с обязательным учетом оценок пациентов. И начать нужно с государственных учреждений здравоохранения, крупных страховых компаний и частных медицинских организаций» [4]. В ситуации, когда критерии национального лидерства в российском здравоохранении не определены, мы предлагаем воспользоваться для описания характеристик лидера наблюдениями за крупными учреждениями отрасли по профилю «сердечно-сосудистая хирургия». Во всех, в том числе наиболее развитых странах мира смертность и инвалидизация от сердечно-сосудистых заболеваний значительно превалируют над другими причинами убыли населения и сокращения трудоспособных граждан [3]. В эту отрасль медицины направляются наибольшие ресурсы, следовательно, именно в ней представлены современные дорогостоящие технологии диагностики и лечения, проводятся передовые научные изыскания. Наибольший интерес представляет опыт и деятельность медицинских центров
...сегодня большинство медицинских центров не готово к изменяющимся условиям внешней среды, у них нет четко сформулированной и зафиксированной стратегии развития
государство является основным заказчиком
_и покупателем
высокотехнологичной
_медицинской
_помощи, а также
_собственником
_большинства
_российских
_учреждений
_здравоохранения
ТЛКа
у
Соединенных Штатов Америки. Как и в России, в последние несколько лет в этой стране проводится значительная реформа здравоохранения, направленная на увеличение доступности медицинских услуг.
Рейтинги медицинских центров США и России
В презентационных материалах крупнейших клиник США в значительном объеме представляются сведения о позиции учреждения в национальном рейтинге медицинских центров. Наиболее авторитетными источниками такой информации являются исследования агентства «U.S. News & World Report» и агентства «Truven Health Analytics» (до 2012 г. медицинский бизнес агентства «Thomson Reuters»). Первый рейтинг построен на основе оценки репутации (200 случайно выбранных врачей обсуждают и выбирают 5 лучших клиник своей специальности), показателей летальности (оценивается летальность пациентов в стационаре в течение 30 дней после госпитализации), индекса безопасности пациента и других факторов (оцениваются Американской Ассоциацией клиник). Специалисты второго агентства изучают: клинические результаты, принципы построения клинического процесса, отдаленные результаты лечения, эффективность - продолжительность и стоимость пребывания пациентов в клинике, финансовые показатели, отзывы потребителей услуг; при этом отдельно составляются рейтинги медицинских учреждений с образовательными программами для врачей и без образовательных программ. Несмотря на частичное совпадение исследуемых параметров, результаты рейтингов значительно отличаются друг от друга (см. табл. 1 и 2 на с. 153). Единственное совпадение - присутствие Mayo Clinic (Rochester) в первом рейтинге на второй позиции, а во втором на девятой [5, 6].
При отсутствии публичных и достоверных данных о деятельности российских кардиохирургических центров определить лидеров отрасли предлагается на основе данных об объеме государственного заказа медицинских услуг. Государство является основным заказчиком и покупателем высокотехнологичной медицинской помощи, а также собственником
■
нимательство, № 23 (221)/декабрь 2012
Таблица 1
Первые 10 победителей национального рейтинга 2012 г. кардиологических и кардиохирургических центров США, по версии U.S. News&World Report
Позиция в рейтинге Центр
1 Cleveland Clinic, Cleveland
2 Mayo Clinic, Rochester
3 Johns Hopkins Hospital, Baltimore
4 New York-Presbyterian University Hospital of Columbia and Cornell, New York
5 Massachusetts General Hospital, Boston
6 Texas Heart Institute at St. Luke's Episcopal Hospital, Houston
7 Duke University Medical Center, Durham
8 Ronald Reagan UCLA Medical Center, Los Angeles
9 Brigham and Women's Hospital, Boston
10 Mount Sinai Medical Center, New York
Таблица 2
Первые 10 победителей национального рейтинга 2012 г. кардиологических и кардиохирургических центров США, по версии Truven Health Analytics
Позиция в рейтинге Центр
1 Mayo Clinic Hospital, Phoenix
2 UC San Diego Medical Center, San Diego
3 Scripps Green Hospital, La Jolla
4 Steward St. Elizabeth's Medical Center, Boston
5 Baystate Medical Center, Springfield
6 Saint Vincent Hospital, Worcester
7 Providence Hospital and Medical Center, Southfield
8 St. Joseph Mercy Oakland, Pontiac
9 Mayo Clinic-Saint Marys Hospital, Rochester
10 The University of Toledo Medical Center, Toledo
Таблица 3
Лидеры отрасли сердечно-сосудистой хирургии в 2011 г. по объемам госзадания1 (отражены учреждения, выполняющие более 2000 операций в год)
Учреждение Город Сердечно-сосудистая хирургия, запланированное количество операций
Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Ме-шалкина Минздравсоцразвития России Новосибирск 10 485
Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН Москва 10 340
Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова Минздравсоцразвития России Санкт-Петербург 5421
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Минздравсоцразвития России Астрахань 5054
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Минздравсоцразвития России Пенза 5044
Научно-исследовательский институт кардиологии СО РАМН Томск 3945
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Минздравсоцразвития России Красноярск 3339
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Минздравсоцразвития России Хабаровск 3339
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Минздравсоцразвития России Челябинск 3320
Российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России Москва 3223
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН Кемерово 2704
Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России Москва 2379
1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (в ред. от 18.10.2011 № 1179н). Этот документ, указанный автором, утратил силу со 27 февраля 2012 г. в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2012 № 54н. - Прим. ред.
большинства российских учреждений здравоохранения. Исходя из этого, можно предположить, что объем заказываемых услуг определяется не только производственными возможностями медицинских центров, но и лучшим качеством предоставляемой медицинской помощи. Следует обратить внимание на доминирование среди российских национальных лидеров региональных медицинских центров и большой вес новых, созданных в 2010-2012 гг. специализированных клиник (см. табл. 3 на с. 154).
Вывод
После изучения публичных отчетов, официальных интернет-сайтов учреждений, сайтов с отзывами пациентов, интервью руководителей учреждений, аналитических материалов рейтинговых агентств можно констатировать, что занимающие первые строчки рейтингов медучреждения России и США представляют собой убедительные примеры уникальных инновационных концепций управления.
Отличительными чертами национального лидера в здравоохранении являются:
- качественные показатели лечебной работы, в том числе в отдаленном послегоспитальном периоде (хорошие результаты, низкий процент осложнений и повторных вмешательств, низкая летальность);
- наличие технологий мирового уровня;
- наличие собственных уникальных технологий и научных результатов;
- наличие системы создания и тиражирования знаний (школы).
Важнейшее условие лидерства в отрасли - постоянное внимание качеству услуг. Ключевой стимулятор
- сильное руководство, осуществляемое с помощью опытных сотрудников.
Литература
1. Выступление Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития РФ // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/med-service/205.
... занимающие первые строчки рейтингов медучреждения России и США представляют собой убедительные примеры уникальных инновационных концепций управления
2. Министр Вероника Скворцова провела заседание Коллегии Минздрава России // Официальный сайт Минздрава РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosminzdrav.ru/health/zdravo2020/11/ Kollegiya_itog.pdf.
3. Бойцова И.В., Пухальский А.Н. // Патология кровообращения и кардиохирургия. - 2011. - № 1. - С. 10-15.
4. Председатель Правительства РФ В.В. Путин принял участие в работе Всероссийского форума медицинских работников // Интернет-портал Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://правительство.рф/docs/14851/.
5. Top-Ranked Hospitals for Cardiology & Heart Surgery // U.S. News Best Hospitals: Cardiology & Heart Surgery [Электронный ресурс]. - Режимс доступа: http://health.usnews.com/best-hospitals/rankings/ cardiology-and-heart-surgery.
6. The 50 Top Cardiovascular Hospitals // Truven Health Analytks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.100tophospitals.com/top-cardio-hospitals.
Artyom N. Pukhalskiy
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor of the Chair of Economics and Management in Health Care, Novosibirsk State Medical University, Ministry of Public Health and Social Development of Russia
The Path to National Leadership in Health Care
_Abstract
The development of the market of medical services causes the necessity of the organizational and management changes in the health care institutions. The study of the best examples and following them is one of the possibilities to develop and introduce new methods and management structures in the enterprises. The article proposes the ideas for the formation of a leadership strategy of the medical center.
Keywords: rating of health care institutions, quality of medical services, reproduction of knowledge, medical centers, leadership strategy