Рис. 3
Следует отметить высокую результативность проведенной работы в рамках взаимодействия с коллегами и родителями. Проведенные мастер-классы помогли педагогам почерпнуть новые идеи для более увлекательного проведения своих музыкальных занятий, а родители смогли вовлечься с детьми в процесс поиска своего необычного инструмента и активно помочь детям в процессе подготовки к изготовлению нетрадиционных инструментов в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
1. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева - Ростов-н/Д: Изд-во Р1ПУ 2001.
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 37.
ПУТЬ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
© Махина Л.Л.*, Черемисина Л.В.4
Центр развития ребенка - детский сад № 23 «Вишенка», г. Краснодар
Работу можно использовать: в качестве консультаций для педагогов ДОУ, и в качестве лекционного материала для образовательных учреждений педагогической направленности.
Методические рекомендации: данную работу можно использовать при подготовке к педагогическим советам ДОУ, консультациям по экологическому воспитанию, викторинах. В работе имеются методические
* Воспитатель.
* Воспитатель.
советы и рекомендации, которые можно применять в кружковой работе. Изложенный материал поможет педагогам узнать, какая существует связь между экологическим воспитанием, игровой деятельностью и изобразительной деятельностью. Надеемся, что данная информация поможет в вашей педагогической деятельности.
Работой могут пользоваться: педагоги ДОУ, преподаватели образовательных учреждений педагогической направленности.
Как известно, есть «время разбрасывать камни» и есть «время собирать камни». И последнее уже приблизилось. Каких только экологий сейчас нет: и радиоэкология, и гелиоэкология, и экология души...
А проблема не решается, наоборот: и с природой дело не улучшается, и человек не становится лучше. Где же выход? Если исходить из позиции «собирания камней», то станет понятно: на самом деле должна быть одна единственная Экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек - носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Гармоничная жизнедеятельность возникнет только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви ко всему миру. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому истинная Экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Такая же задача стоит и перед экологическим воспитанием и образованием дошкольников. Сколько бы ребенок ни запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь - все бесплодно. На самом деле, может быть, не надо было бы создавать отдельного экологического образования, если бы мы воспитывали по-настоящему знающего, нравственного и творческого Человека. Убеждены, такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. Такого человека, способного жить в гармонии со всем миром, хочется назвать Экологическим Человеком.
Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Су-хомлинский. Так еще раз утвердимся на том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Формирование экологических представлений и понятий - одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них -это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлияние живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?» Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребенку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее целесообразен и продуктивен экологический подход. Разумеется, сохраняет высокую актуальность и разработку соответствующей методики.
Зададимся вопросом, какими мыслительными действиями должен владеть ребенок, чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости? Очевидно, умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться недостаточно. Необходимо также, чтобы он умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.
Добиться успеха в решении этих сложнейших задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобятся активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами: наблюдение, моделирование, игровая деятельность, словесный метод, изобразительная деятельность.
Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие. Потребность познавать новое формируется благодаря многократному обращению к объекту, сопровождаемому комментариями взрослого о причинно-следственных связях живого организма со средой его обитания. На основе понимания этих связей в жизни обитателей уголка природы, зависимости их самочувствия от условий, в которых они находятся, возникают переживания за них, сочувствие, начальные формы моральной ответственности, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение.
Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей - формы, окраски, пропорций, размера и др. Все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфо-функциональную красоту - красоту строения и различных проявлений. При этом она всегда имеет свою ярко-выраженную (видовую) специ-
фику. Наблюдения, специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.
Для формирования осознанно-правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.
Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словесного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельностью, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.
Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему взаимоотношений с окружающей средой.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Эффективным средством формирования экологической культуры является изобразительная деятельность, способствующая развитию умений передавать свои впечатления в продуктивных видах деятельностей, красоту окружающего мира с помощью простых приемов художественного творчества.
Обретение детьми навыков художественного творчества рассматривается не как цель, а как средства для выражения ребенком своих эмоций, вызванных красотой в окружающем наблюдаемых, рассматриваемых на иллюстрациях. Помогает в этом музыка, художественный подбор иллюстраций.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем.
Использование различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изобразительной деятельности.
Список литературы:
1. Копцева Т.А. Природа и художник / Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 5. - С. 71-78; № 6. - С. 53-59; 2006. - № 1. - С. 39-43, № 2. -С. 62-66.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л.П. Молодова. - Минск: Асар, 1996. - 127 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 181 с.
4. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др. -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. - 223 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Самсонова В.А.*
Институт педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Статья раскрывает формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Её формирование происходит в результате применения педагогических технологий для усовершенствования культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Подчёрки-
* Преподаватель.