Научная статья на тему 'Pussy Riot в храмах России'

Pussy Riot в храмах России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
681
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ОППОЗИЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лунеев Виктор Васильевич

Действия Pussy Riot являются хорошо спланированной операцией по уничтожению российской государственности через дискредитацию русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pussy Riot в храмах России»

1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 343.9 ББК67.51

В.В. Лунеев*

PUSSY RIOT В ХРАМАХ РОССИИ

Выжимка: Действия Pussy Riot являются хорошо спланированной операцией по уничтожению российской государственности через дискредитацию Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: религия; оппозиция; либерализм;государственность.

V. V. Luneev

PUSSY RIOT IN RUSSIAN CHURCHES

Summary: Pussy Riot’s actions is a well-planned campaign to destroy Russian statehood through the imputation of the Russian orthodox church.

Key words: religion;opposition;liberalism;statehood.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

ЛевНиколаевич Толстой (1828—1910), великийрусский писатель

История. Религии вообще и мировые религии в особенности оказали существенное влияние на формирование религиозных, а также первых нравственных и правовых способов защиты от общественно опасных деяний. Они у нас обычно назывались грехом, грехопадением, а отсюда и вытекали религиозные формы удержание греховников в лоне религиозной морали. Правда, в разряд греха нередко включались (с точки зрения современных представлений) вполне нравственные и общественно безопасные действия, но противоречащие придуманным канонам той или иной религии. И в этом плане некоторые религии оставили в истории большой кровавый след борьбы за чистоту религиозного мышления.

Тем не менее, священные книги разных религий при всей их противоречивости

* Виктор Васильевич Лунеев — доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии Института государства и права Российской академии наук, лауреат Государственной премии РФ (Москва, Россия). E-mail: luneevw@yandex.ru © В.В. Лунеев, 2013

способствовали правовой цивилизованности многих народов. Уже во второй книге Моисеевой (Исход, гл. 20) Ветхого завета Библии есть десять заповедей, среди которых: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».1 Все эти заповеди находят то или иное отражение во всех современных уголовно-правовых и криминологических системах мира. Подобные и иные заповеди имеются и в других книгах Библии.

В Новом завете Иисуса Христа (гл. 5 от Матфея, 38,39), например, пересказана его Нагорная проповедь, которая расширяет некоторые заповеди и где вопреки ветхозаветным и исламским утверждениям впервые сформулировано непротивление злу насилием. Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано «око за око, и зуб за зуб».

1 Библия. Книги Священного писания Ветхого

и Нового завета. Канонические. В русском переводе. С параллельными местами. Библейские общества. — С. 79.

А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». В самом прямом понимании последние заповеди практически не восприняты человечеством. Хотя принцип ненасильственного сопротивления разделяли и пропагандировали многие, например, лидер индийского национального движения М.К. Ганди (1920), завет этот встречается в «Декларации чувств» американского аболициониста У.Л. Гаррисона (1838) и, конечно, у Л.Н. Толстого («Царство Божие внутри вас», 1894). Эти заветы трансформировались в принципы «пассивного сопротивления», «гражданского неповиновения», в гуманистические аспекты уголовной и криминологической политики многих стран, в том числе и России. Таким образом, многие корни современных наук криминального цикла связаны с ранними религиозными положениями и заповедями. И эти заповеди писались многими апостолами и пророками на протяжении десятки веков (с 8-го века до н.э. и до 2-го века н.э.).

В другом религиозном источнике, в Коране (самые ранние сохранившиеся списки которого относятся к рубежу 7— 8 веков н.э.), основной идеей предупреждения преступлений является богобоязненность и правдивость («Верующие, бойтесь Аллаха и будьте правдивыми»).2 Но в борьбе с неверующими в Коране предлагается и жестокое подавление. В дошедших до нас древних законах (Законы Хамму-рапи Древнего Вавилона 1792—1750 годы до н.э.; Законы Ману Древней Индии II— I века до н.э.; Законы XII таблиц Древнего Рима 451—449 годы до н.э.), главным образом, реализован уголовно-правовой аспект борьбы с преступлениями, в том числе и религиозный.

Религиозные заповеди и древние законы были некоторым отражением реальной жизни, способствующим выживанию древнего человечества в жестокой борьбе за своё существование. Их и можно условно рассматривать первоисточниками и уголовного права, и опирающейся на него более поздней и цивилизованной науки

2 Коран. Смысловой перевод профессора Б.Я. Шидфара. — М., Умма, 2003. — С. 185.

криминологии.3 При этом нельзя забывать, что нормы уголовного права даже в современном мире далеко не всегда адекватно отражают реальные потребности общества. Они, нередко, являются выражением сугубо личностных интересов власть имущих. Именно в этой обстановке, далёкой от серьёзной науки, рождались первые представления о причинах преступлений и их предупреждении, которые затем углублялись и формулировались церковниками, философами, психологами, юристами и другими учёными древности и Средних веков.

Тем не менее, в некоторых криминологических источниках исторического плана принято считать, что более или менее систематический характер научного осмысления проблемы преступности и борьбы с ней возникает во второй половине XVIII в., о чем говорится в священных книгах многих религий. Такая констатация имеет важное значение. Многие взгляды теологического содержания не утратили некоторого своего значения до настоящего времени.

Исторически начальными воззрениями древних людей на отклоняющееся поведение от древних обычаев и некоторых протонорм права были взгляды -теологического содержания. Нам трудно судить, были ли какие объяснения общественно вредного поведения до начала формирования мировых религий (иудаизма, христианства, ислама, индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма и других верований). Можно предположить лишь то, что религиозно оформленные позиции создавались веками на основе формировавшихся народных обычаев язычества.

Дальнейшее развитие монотеизма связано с формированием наций, созданием национальных государств с единой религией, верой в единого бога и единодержавными законами, гражданскими и уголовными, с зарождением борьбы с гре-

3 Клинописный текст из свода Законы Хамму-рапи высечен на базальтовых стелах в святилище бога Мардука в Вавилоне. В стенах храма они несли в себе правовое обучение, правовое воспитание и предупреждение преступлений. Основой свода законов были семитские нормы (например, «око за око, зуб за зуб»). (Бодо Харенберг. Хроника человечества / Пер. с англ. — Изд. второе. — М., 2000. — С. 42)

ховными отклонениями.4 Содержание законов соотносилось с религиозными воззрениями. В основе их лежали древние семитские правовые нормы («око за око», «зуб за зуб» и т.д.).

Основная мысль теологического взгляда на генезис преступности связана с проблемой криминологической причинности. Преступник — это безбожник, преступник

— слуга дьявола, преступник — носитель тёмного зла. Это означает, что причина преступного поведения кроется в самом грешном и преступном субъекте. И, несмотря на множество древних религий и их существенную разобщённость и автономность, они были сходны в подобном понимании. И это объяснимо. Такой подход закономерно приводил практически к однозначному выводу: борьба с преступностью — это жестокие наказания и уничтожение преступников, если они не раскаются и не порвут своих отношений с дьяволом. Уничтожение людей под знаменем той или иной религии до сих пор в некоторых верованиях актуально. Иисус Христос был осуждён и распят под этим знаменем. В более позднее время жертвами инквизиции стали выдающиеся люди мира (Дж. Бруно, Дж. Ванини, Ян Гусс, Галилео Галилей, Жанна Д'Арк и многие другие).

Серьёзной иллюстрацией реализации теологической причинности преступности явились восемь захватнических крестовых походов западно-европейских феодалов на Восток, проходивших в течение почти двух столетий (1096—1270 годы) под знаменем освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти не верующих в Христа мусульман. Крестовые походы в Святую землю, прикрытые христианством, были завоевательными с целью освобождения её от мусульман, завладения Иерусалимом и другими государствами Востока. Идейным вдохновителем и непосредственным организатором крестовых походов было папство. Папы стремились разжечь религиозный фанатизм, чтобы расширить и упрочить влияние католической церкви и добиться

4 Всемирная история / Под ред. Г. Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М., 2000. — С. 50.

подчинения православной церкви Риму. Следствием религиозного фанатизма явились детские крестовые походы (1212 г.), стоившие жизни нескольким десяткам тысяч захваченных детей.

К первому крестовому походу верующих воззвал папа Урбан II осенью 1095 г. Его осуществляли хорошо подготовленные и вооружённые рыцари из Нормандии, Лотарингии, Франции и Италии. Ворвавшиеся в Иерусалим в 1099 г. крестоносцы забыли, что они пришли для спасения христианских святынь. Город был разграблен: тот, кто врывался в дом или дворец первым, тот и считался его полным собственником. Почти никто из жителей (мусульман и евреев) не уцелел, не щадили ни стариков, ни женщин, ни младенцев. Почти сто лет они властвовали на Ближнем Востоке и были выброшены арабами.

Аналогичным образом проходили и следующие семь походов. К папским завоеваниям присоединились французские, английские и германские короли и императоры. Таким образом, опыт уничтожения людей под знаменем католической церкви был приобретён задолго до инквизиции. Мусульмане этого не забыли. И папа Иоанн Павел II в начале третьего тысячелетия в момент начала террористических войн вынужден был просить у мусульман прощения за кровавые крестовые походы.

Самое широкое и открытое распространение уничтожения людей, которые по представлению католической церкви могли нести в себе религиозную преступную причинность, наблюдалось в период европейской христианской -инквизиции.

В Древнем мире было множество религий, а в средневековой Европе существовала только одна религия для всех народов — католическое христианство, которое стало государственной религией. Это единство внедрялось насильно. На этой основе и возникла инквизиция (от латинского inquisition — расследование, розыск). Она в католической церкви представляла собой церковный суд по делам о еретиках и тоже исходила от папской власти. Папа Луций III и император Фридрих I ещё в 1184 г. установили жестокий порядок розыска и наказания епископскими судами еретиков (приверженцев ереси, как

особого течения в западном христианстве, отклоняющегося от официальной церковной догматики). Епископские суды выносили только смертные приговоры, а светские королевские власти их исполняли. Инквизиция официально была учреждена в католичестве в целом папой Иннокентием III, который олицетворял единство христианского мира под властью папы римского. В пригласительном послании на 4-й Лютеранский собор (1215 г.) говорилось, чтобы «Выкорчевать пороки... реформировать обычаи, истребить ереси, упрочить веру...».5 А папа Иннокентий VIII в 1484 г. издал буллу, которая представляла инквизиторам самые широкие полномочия в деле охоты на ведьм. «Виновных» сжигали на костре. Есть мнение (не известно насколько оно верно), что во время инквизиции в Европе был уничтожен генофонд красивых женщин. Только в XIX веке в большинстве стран Западной Европы инквизиция стала упраздняться, но оставалась Конгрегация священной канцелярии, на которую была возложена борьба с идеологическим инакомыслием. Она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.

Можно было бы привести и другие религиозные уничтожения людей другой веры.6 Вспомним хотя бы Варфоломеевскую ночь, где религиозная война достигла трагической вершины. Массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. (в день святого Варфоломея), где было уничтожено около 3000 гугенотов. Можно также назвать тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг.), в которую были втянуты большинство европейских стран, между Евангелической унией протестантских княжеств и Католической лиги. Эта война принесла гибель сотням тысяч людей, а численность населения Германии, на территории которой были основные сражения, уменьшилась почти на треть.

Современные реалии. Краткий анализ только перечисленных исторических религиозных событий опрокидывает теологиче-

5 БодоХаренберг. Указ. соч. — С. 310.

6 См., например: Бодо Харенберг. Указ. соч.; Б.В. Соколов. Сто великих войн. — М., 2003; Всемирная история. Пер. с англ. — Лондон, Нью-Йорк,

Штутгарт, Москва. 1999.

скую концепцию о -причинности -преступлений, поскольку истинными преступниками в них были не те люди, которых обвиняли в связях с дьяволом, в колдовстве, в ереси, в религиозном инакомыслии, а властные -правоверные католики. Вероотступники или иноверцы были лишь жертвами кровавого и беспощадного католицизма, жаждущего расширения своих владений и подчинения себе народов другой веры. И этот опыт насилия не исчез до сих пор. Насильственноварварское насаждение «своей религии» (сегодня — демократии по-американски) в одних из самых древних стран мира (Вьетнаме, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии) по сути своей мало чем отличается от католических кровавых крестовых походов и по действиям, и по мотивации.

Но было бы большой ошибкой видеть лишь эту кровавую сторону религии. Теологический взгляд на генезис преступности намного глубже и шире вы-шеобозначенного религиозного изуверства, если мы имеем русское православие. Вспомним о роли религии в формировании нравственно-правовых и первичных криминологических воззрений. Ф.М. Достоевский это образно отметил в романе «Братья Карамазовы». Старец в разговоре со своими собеседниками говорит: «... ведь если бы теперь не было Христовой церкви, то не было бы преступнику никакого удержу в злодействе и даже кары за него потом, то есть кары настоящей.., единственной действительной, единственно устрашающей и умиротворяющей, заключающейся в сознании собственной совести... Все эти ссылки в работы, а прежде с битием, никого не исправляют, а главное, почти никакого преступника и не устрашают, и число преступлений не только не уменьшается, а чем далее, тем более нарастает... И выходит, что общество, таким образом, совсем не охранено, ибо хоть и отсекается вредный член механически и ссылается далеко, с глаз долой, но на его место тотчас же появляется другой преступник, а может, и два другие. Если что и охраняет общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно закон Христов, сказывающийся в сознании собственной совести.

Только сознав свою вину, как сын Христова общества, то есть церкви, он сознаёт и вину свою пред самим обществом, то есть пред церковью. Таким образом, пред одною только церковью современный преступник и способен сознать вину свою, а не то что пред государством».7

Опираясь на высказывание Ф.М. Достоевского, мы возвращаемся на круги своя. И это находит отражение в некоторых учебниках по криминологии. Если вернуться к инквизиции или крестовым походам католиков против лиц другой веры или тех, кого «изобличили» инквизиторы путём жесточайших пыток в связях с дьяволом, то кто из них по теологии преступник. Ведь даже язычники различных мастей веруют в своих языческих богов. А мусульмане руководствуются своей верой, отличной от католицизма. В Суре 2 Корана говорится: «Сказали иудеи: «Ни в чём не правы христиане», и сказали христиане: «Ни в чём не правы иудеи». И при том читают Писание. Подобные слова говорят люди ни о чём не ведающие, и Аллах разрешит в День Воскресения все их расхождения». Проблема была бы как-то разрешима при всеобщем единобожии или единой религии. Но этого нет. Даже в одной и той же религии веруют в несколько богов и их самозванных представителей. Хотя идея единобожия для некоторых мировых религий казалась бы решённой.

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Библиотека Всемирной лит. Серия вторая. Том 84. — С. 91-92. Эти выводы Ф.М. Достоевского не могут быть подвергнуты сомнению для своего времени в России. Но жизнь меняется и роль религии, как поведенческая детерминанта ослабевает. Иллюстрацией к этому выводу может служить уровень преступности в Ватикане, являющийся самым высоким в мире. По статистике, в этом самом маленьком государстве, в котором проживает немногим более 500 человек, в 2002 г. коэффициент преступности составил 121 600 деяний на 100 тыс. населения, или 1,22 преступления на одного постоянного жителя. (В 2006 г. на одного жителя уже приходилось 1,5 преступления). Это в 20 раз выше, чем в окружающей Ватикан Италии. Генеральный прокурор Ватикана Никола Пикардии говорит: «Всё это сказывается на нашей репутации и, что важнее всего, — на людях». иЯЬ: http://vaticaniste.ru/ з15.рЬр (дата обращения: 18.11.2012). Хотя надежда на стыд, как инструмент, с помощью которого можно убедить граждан в соблюдении уголовно-правовых норм, остаётся и в наше время (Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение. — М., 2002).

Следовательно, при всех этих существенных сомнениях и противоречиях вопросы о причинности преступлений дьяво-лиадой не преодолены даже в наше время, когда проблемы религиозной мифологии изучены в мире относительно глубоко. Нижегородский профессор А.А. Конев, который в своё время защитил докторскую диссертацию и издал интересную, хотя и не бесспорную, книгу о латентной преступности, пишет: «Бог изначально не создавал зла. Оно образовалось самовольно стихийно. Именно по этой причине его именуют грехом отпадения. Зло пошло в мир по гордости падших ангелов, ставших духами преисподней, т.е. бесами, которые впоследствии и поразили людей».8 Он полагает, что нарушение духовного запрета привело к вечному противопоставлению человека Богу. И так будет до тех пор, пока человек не смирит себя перед Богом. По его мнению, всё исходит из грехопадения Адама и Евы, а затем от братоубийцы Каина — всему человечеству. Греховность передаётся от поколения к поколению через кровь, мозг и кости. Все доказательства своего подхода он видит в Библии, нередко выходя за её пределы.

Идеи Конева, как бы они не «подкреплялись» Священным писанием, его субъективным толкованием, материалами изучения каких-то уголовных дел и других письменных источников, далеки от реального генезиса преступного поведения. И они получили критическую оценку в юридической науке, хотя и несколько одностороннюю.9 Разделяя основные положения критики А.А. Конева Ю.М. Антоняном, нельзя отрицать религиозный поиск в криминологии в плане предупреждения преступлений, о чём образно писал Ф.М. Достоевский в вышеприведённой нами его цитате. Правда, Достоевский абсолютизирует влияние Священного писания на поведение современных ему людей. Но предупредительные возможности, например, христианских заповедей в удержании верующих от совершения преступлений общеизвестны, многократно исследованы -и

8 Конев А.А. Актуальные проблемы современной науки криминологии (вопросы методологии и причинности). — Н. Новгород, 2005. — С. 101, 127—130, 160-183.

проверены жизнью. Они не представляют панацеи, но при определённых условиях их влияние намного эффективнее формальной правовой пропаганды. Этот позитив можно заметить и в других религиях. Избирательный подход к теологической концепции в криминологии, изучающий религиозное влияние лишь в плане возможного удержания от совершения преступлений верующих, не следует отрицать и отбрасывать вместе с лженаучной дьявольской причинностью греховных преступлений. Религия и право являются системами социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. В ходе исторической эволюции оба начала взаимно обогащали друг друга. Если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил её функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценить его. И это не следует не просто игнорировать, но в меру наших сил развивать. Поэтому кощунственное отношение к православным святыням в виде «Pussy Riot» надо объективно оценивать, не впадая в модное антирелигиозное помешательство.

Криминализация. Следующий теологический аспект, который требует некоторого обращения к религии в криминологии, это религиозно-сектантская мотивация преступлений.10 В мире насчитывается огромное количество сект, религиозных групп и общин, которые откололись от господствующих церквей, и нередко носят криминальный характер. По опубликованным данным в России действует до 80 крупных религиозных сект, численность которых приближается к 300 тысячам человек. На первом месте стоит религиозное движение новопятидесятников, на втором

- движение «Свидетели Иеговы». Число членов последнего насчитывает около 140 тысяч человек. Далее идут мормоны (к слову, кандидат в президенты США Митт Ромни — мормон11) и кришнаиты. Кроме

9 Антонян Ю.М. Богословский поиск в криминологии бесполезен // Государство и право. — 2005.

— №6. — С. 113-115.

10 Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология. - СПб., 2004.

них существует много мелких сект. Их число в общей сложности достигает 800 тысяч.12 По другим данным в России насчитывается от 3 до 5 млн. адептов религиозных сект, а их число превышает 6000. С 1996 по 2006 годы в нашей стране было убито более 30 священников и служителей церкви, в том числе и по мотивам религиозной ненависти, и разворовано сотни церквей. Среди икон и церковной утвари похищаются копья, символизирующие копьё римского воина, пронзившего распятого Иисуса Христа. По фактам, имеющимся в архивах спецслужб, такие копья, похищенные из православных церквей, применяются в ритуальных убийствах.

Приведём малый отрезок хроники массовых религиозных самоубийств ритуального характера. После трагических событий 18 ноября 1978 года в южноамериканском посёлке Джонстаун, где покончили с собой 912 адептов секты «Храм людей», западный мир содрогнулся, но выводов не сделал. Джонстаунская бойня аукнулась в Европе через 16 лет. В 1994 г. в Швейцарии принесли себя в жертву 53 члена религиозной секты «Орден храма Солнца», в том числе около десяти детей. В 1995 г. в конце декабря во Французских Альпах под деревней Сен-Пьер-де-Шерен в ритуальном костре погибли еще 16 членов «Ордена храма Солнца», в том числе трое детей. После продолжения серийных культовых самоубийств европейцы осознали, что Европа опутана сектантской паутиной. 19 апреля 1993 года в Уэйко (штат Техас, США) после 50-дневной осады полицией поместья религиозной секты «Ветвь Давидова» около 100 её членов, в том числе 25 детей, совершили самосожжение или были убиты по приказу лидера секты. В 1997 г. 26 марта в г. Сан-Диего (штат Калифорния, США) 39 человек из секты «Небесные врата» совершили самоубийство, приняв яд. В 1997 в г. Сен-Казимир (провинция Квебек, Канада) покончили жизнь

твует множество богов, обладающих телами, правящими в своих галактиках. Элогим — единственный бог, Люцифер, Иисус Христос — его порождения. Митт Ромни — мормон считает Россию врагом № 1.

12 В России действует 80 крупных религиозных групп. URL: ttp://www.nr2.ru/ south/ 105617.html (дата обращения: 18.11.2012).

11 Мормоны — члены религиозной секты, осно-

ванной в США в 1830 г. По учению мормонов сущес-

ритуальным самоубийством ещё 5 членов из «Ордена храма Солнца». Хроника может быть продолжена. Можно вспомнить террористические действия в Японии секты «Аум Сенрикё», которая с помощью некоторых российских правительственных чиновников 1990-х годов распространила своё влияние и на Россию.

Следующую криминологическую опасность представляют террористические формирования националистического и религиозного толка типа Аль-Каида. В мире насчитываются сотни аналогичных организаций. Не впадая в националистические и религиозные симпатии и антипатии, приходится констатировать, что основную массу террористических организаций составляют арабские, исламские, мусульманские религиозно-радикальные объединения. Таким образом, история криминологии и уголовного права истекает из древности и её религиозных постулатов. И исторически теологический подход имеет право на существование. Однако объяснение происхождения преступности дья-волиадой научно не обосновано. Но теологический подход помогает понять роль религии в предупреждении преступлений -и в объяснении религиозно мотивированной преступности.

Мы убедились, что у нас есть необходимые основания видеть в криминологическом плане позитивный поведенческий аспект религии, поэтому в УК РФ, а также в уголовных кодексах других стран, хотя и по-разному, но отражены важные нормы, охраняющие посягательства на религиозную свободу граждан. Например, в ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) говорится: «Дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка.., места жительства, отношения к религии, убеждений.., а также в ст. 282-1 УК РФ (организация экстремистского сообществ), в примечании к которой говорится «Под преступлениями экстремистской направленности ... понимаются преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды..,

предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Кодекса. Эта мотивация повторяется в 16 составах деяний УК (убийство, различные виды телесных повреждений, побоев и истязаний, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, нарушение равенства прав и свобод, вовлечение несовершеннолетних, а также широко распространённые — хулиганство, вандализм и надругательство над телами умерших и местами их захоронений). Но если учесть, что названное выше понятие «дискриминация» полностью повторяется в п. «е» ст. 63 (обстоятельства, отягчающие наказание), то теоретически можно предположить, что многие деяния (по факту), совершённые по данным мотивам, могут относиться к экстремистским. Это, конечно, явный политизированный перебор. В абсолютном большинстве уголовных кодексов разных, в том числе европейских стран существует уголовная ответственность за рассматриваемые деяния, которые в последние годы интенсивно возрастают всюду, но они нигде не политизированы. Даже в сталинские времена хулиганские действия при любой мотивации, например, не считались экстремистскими и не были политизированы в законе, если их мотивация не являлась явно антисоветской. А сейчас в понятие экстремистской мотивации включается очень широкий спектр побуждений политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти -или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Экстремизм — французское слово ех-tremisme, которое, в свою очередь произошло от латинского ех!геши5 — крайний. Применительно к людям, это лицо или группа людей, приверженных к крайним радикальным взглядам, применяемым мерам или реализуемым принципам. Ныне мы видим, как радикализм разрастается и несёт в себе много социально неприемлемого. В социальной жизни экстремизм может привести к реформам, к революции, бунту, кровавому восстанию, террору, смене власти и даже общественного строя. По сути своей почти все революции в мире, включая исторический переворот в России 1917 г., инициировались экстремистами.

Экстремизм, как всякая крайность, наблюдается в различных сферах деятельности, который может, в зависимости от ситуации, получать в обществе позитивную или негативную оценку. Он может и загубить то или иное дело, если избранная крайность не отражает реальной закономерности и является деструктивной. Таким образом, социальная, профессиональная или правовая оценка экстремистских действий зависит от конкретного содержательного состояния экстрима от устоявшейся нормы, от той системы общественных отношений, в которую он включается, от действительных закономерностей.

Несмотря на то, что экстремалов, желающих сверх или чересчур экстравагантно выделиться (отличиться, обратить на себя внимание любым путём) в людском обществе и его делах всегда было предостаточно, это слово в бытовой и профессиональной лексике (экстремальный, экстрим) приобрело широкое хождение лишь в последние годы. Любое отклонение от официальной политической позиции (поскольку каких-либо основ научного истолкования этому нет), можно при желании квалифицировать как радикализм и экстремизм. Термин «экстремизм» приобрёл не просто криминальный, но криминально-политический характер. И этим содержанием, пожалуй, исчерпывается всё его уголовно-правовое и криминологическое значение. Во внутреннем экстремизме можно выделить государственный, оппозиционный, межпартийный, националистический, сепаратистский, антисемитский, антимигрант-ский, промигрантский и др. проявления. Экстремисты бывают «правые» и «левые», национал-социалистические, сексуальные, патриотические и даже фашистские. Тем не менее, экстремизм это не «свалка всех нежелательных деяний», а специфический вид преступного поведения с особой мотивацией. Множественная классификация экстремизма связана с различными сторонами общественных отношений, а, следовательно, и с большой совокупностью различных причин и условий, которые предопределяют адекватную совокупность непосредственных и опосредованных мер противодействия.

Кроме расшифровки «экстремистской деятельности (экстремизма)» Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в России определяет также, что понимается под экстремистской организацией и экстремистскими материалами, которые прямо или косвенно «включены» в те или иные составы экстремистских преступлений.

Особое внимание может привлечь экстремистская организация. Это общественное или религиозное объединение или группа, либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным действующим федеральным законодательством, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Некоторая экстремистская деятельность открыто поддерживается зарубежными организациями, через которые они добиваются своих экспансионистских целей. За примерами далеко ходить не надо (Югославия, Ирак, Ливия, Украина, Грузия, Сирии, Куба и др.), внедрение экстремистских побуждений в молодёжные группы цветных революций в различных странах и в России, является важнейшей международной политической стратегией США и её сателлитов. В 2012 г., например, США выделили свыше 20 млн. долларов для антикубинской деятельности.

Уголовная ответственность за все эти деяния, которые ныне именуются экстремистскими, существовала со времени принятия УК РФ 1996 г. Основные изменения в этих статьях связаны с определённым усилением уголовной ответственности за так называемую «экстремистскую мотивацию» и её сомнительную политизацию. Хотя еще в 2003 г. ПАСЕ дало вполне приемлемое определение экстремизма: «Экстремизм — это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии». Это определение намного сужает уголовно-наказуемую сферу экстремизма. Здесь говорится не о мотивации, а о действии «отвержения принципов парламентской демократии». Но и это деяние в европейских странах не везде криминализировано.

Рассматриваемые деяния, обусловленные неуважением к лицам иной национальности, религии, расе и т.д. в той или иной мере имеются в УК большинства стран, но они нигде не политизированы. В уголовных законах этих стран вообще нет такого неопределённого и политизированного понятия «экстремизма», кроме Республики Беларусь и Узбекистана. В кодексах европейских стран есть деяние «дискриминация». Например, в УК Франции в главе V «О посягательствах на достоинство человека», есть отдел «О дискриминациях». В ст. 225-1 отдела говорится, что «дискриминацию образует любое различие, проведённое между физическими лицами в силу их происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, физических недостатков, обычаев, политических убеждений, профсоюзной деятельности, реальной или предполагаемой принадлежности к определённой этнической группе, нации, расе или религии. Это деяние наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом.

В УК Швеции в главе 16 ст. 8 говорится: «Лицо, которое в распространённом заявлении или сообщении угрожает или выражает неуважение к национальной, этнической или другой подобной группе людей со ссылкой на расу, цвет кожи, национальное или этническое происхождение или религиозные убеждения, должно быть приговорено к тюремному заключению на срок не более двух лет, или если преступление является малозначительным, то к штрафу».

В УК Литвы есть ст. 169 «Дискриминация по принадлежности к определённой национальности, расе, полу, происхождению, религии или иной группе людей» с наказанием публичными работами либо штрафом, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы на срок до трёх лет.

В УК Болгарии предусмотрены преступления против национального и расового равенства (ст. 162—163) и преступления против вероисповедания (статьи 164-166).

В УК Испании имеется всего одна статья 559 — «Тот, кто тяжко нарушит общественный порядок (в который вхо-

дят все конституционные права) с целью воспрепятствовать какому-либо лицу осуществить свои гражданские права, наказывается штрафом на сумму от трёх до двенадцати месячных заработных плат и (специальным) лишением пассивного избирательного права на срок от двух до шести лет».

В УК Польши имеется несколько статей. Одна из них — ст. 196 очень точно выражает суть нашей проблемы. Она гласит: «Кто оскорбляет религиозные чувства других лиц, публично оскорбляя предмет религиозного почитания или место, предназначенное для публичного исполнения религиозных обрядов, подлежит штрафу либо лишению свободы на срок до 2 лет».

Практическое руководство по «Законодательству против преступлений на почве ненависти», опубликованное Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (2009), не употребляет политизированного понятия «экстремизм», а употребляет понятия «преступления на почве ненависти», а также «предубеждение», «ненависть», «геноцид», «дискриминация», «язык ненависти».

В перечисленных и европейских и северо-американских странах между различными социальными, национальными, расовыми, этническими, религиозными и другими группами (классами) нередко происходят настоящие кровавые бои. Виновные в их совершении несут административную или уголовную ответственность. Они нередко настроены против властей, требуют смены правительства, отмены его решений, которые не удовлетворяют бунтовавших, выступают против мигрантов, миллиардеров, банкиров, захватывают правительственные здания, громят помещения и т.д. Это мы наблюдаем и в Европе, и в Америке, и в Азии. Но в уголовном законодательстве этих стран нет статей об экстремизме и его политической мотивации.

У нас же ещё в 1992 г. Б.Н. Ельцин на Конгрессе интеллигенции России пугал его участников: «Угроза фашизма реальна». Он, несомненно, имел в виду оппозиционеров его неправомерной антинародной деятельности. Такая угроза для него была и база его оппозиции с годами росла,

а его рейтинг в стране к середине 1990-х годов достиг 5 %. Серьёзной же социальной базы для фашизма, как массового социального явления в России, которая от него пострадала во время Великой Отечественной войны и его победила, не было и нет. Это, конечно, не исключает наличия в стране фашистских элементов среди социально незрелой и выброшенной из жизни молодёжи и подростков. У них могут быть и идейные наставники. Но это не может быть необходимым основанием для «фашизации» страны. Тем не менее, в 1995 г. Б.Н. Ельцин и его обеспокоенное вороватое окружение предложили проект Закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный и Административный кодексы многих статей о фашизме. Однако этот проект законом не стал и эти порочные новеллы не были реализованы в новом УК РФ 1996 г.

Научные юридические учреждения, которым была поручена подобная разработка, не смогли выработать адекватных правовых признаков термина «фашизм». Это можно было сделать лишь при его политизации. Но о фашизме не говорится даже в УК ФРГ в редакции 1871 г. с изменениями и дополнениями последних лет. Там есть глава третья «Угроза демократическому правовому государству» со ст.ст. 84 (Продолжение деятельности партии, объявленной противоречащей Конституции),

85 (Нарушение запрета на объединение),

86 (Распространение пропагандистских материалов организаций, являющихся не конституционными), 86а (Использование знаков неконституционных органов) и 166 (Оскорбление вероисповедания, религиозных обществ и мировоззренческих объединений). Германия не допустила «политизации» и «фашизации» своего уголовного законодательства. Она установила чёткий конституционный порядок и к ответственности привлекаются лица, которые его нарушают. Ельцинская же власть пыталась внести в УК РФ политические формулировки оценочного характера, которые позволяли бы расправляться с идеологически неугодными противниками. Определёнными пропрезидентскими группами сочинялись новые нормативные акты. Возбуждались уголовные дела, но они не

имели судебной перспективы.

Законодательные возможности борьбы с такими «политически мотивированными действиями» были недостаточными. Основные недостатки борьбы с рассматриваемыми формами деятельности лежат в противоречиях различных политических сил, которые не могут быть решены в рамках политически оценочных дефиниций. Это было бы возвратом к прошлому.

Всё сказанное свидетельствует о том, что правящая политическая и экономическая элиты, которые уже в начале 1990-х годов сознавали корыстную и антинародную направленность своей деятельности и в связи с этим понимали возможное оправданное недовольство со стороны народных масс. Они пытались защитить себя Уголовным кодексом от возможной народной ненависти, а ложно публично от, якобы, надвигающегося фашизма. Но лишь в 2002—2003 гг. они добились своего. Криминализация экстремизма, ещё более неопределённого понятия, чем фашизм, открывала неограниченные возможности против неприкаянной -и брошенной молодёжи и всех прочих инакомыслящих. То, что в стране разграбили всё народное достояние, голодом и холодом довели народ до депопуляции, незаконно ввергли в кровопролитную войну, убивали за пятак — это, с точки зрения российских властей того времени, не политические деяния и вообще — не преступления, поскольку никто за содеянное практически не нёс никакой ответственности. А вот если 14—17-летние не находящие в жизни места подростки из-за ненависти к грабителям осквернят их здания — это политические действа. Хотя в действующем УК и до этих нововведений было достаточно норм по их наказанию. Но, видимо, без громких политических оценок, опирающихся хоть на какие-то судебные решения, пропаганду о наступлении фашизма в России не организуешь и международной поддержки от «зарубежного благодетеля» не получишь.

В целях преодоления противоречий проельцинский Фонд ИНДЕМ даже подготовил доклад о противодействии политическому экстремизму, где говорилось, что в действующем российском законодательстве нет понятия «экстремизм». И это

хорошо, пишут аналитики. Одно дело — социологическое применение данного понятия, и другое — использование его в целях принуждения. Из-за сложности юридической квалификации будет трудно доказать экстремизм. Поэтому авторы против прямого законодательного употребления терминов «фашизм», «большевизм», «сепаратизм», «экстремизм». Они полагают, что если «при расследовании насильственных преступлений правосознание следователя или судьи играет минимальную роль (главную играет доказательство вины), то в юридической оценке правонарушений экстремистского характера именно правосознание — решающий фактор».13 Нетрудно заметить, что эти новые «демократические» идеи Фонда «Информация для демократии» списаны с практики политических репрессий 20-30-х годов XX века. Но подобные действия являются ничем иным как политическими злоупотреблениями. Правовое государство на такой путь вставать не может. Нужны обоснованные не двусмысленные и не политизированные правовые нормы.

В целях такого обоснования была предпринята разработка федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму на 1999—2000 годы.14 Политический страх не давал покоя. Идеи, вынашиваемые с первой половины 1990-х годов, стали реализовываться в федеральном законодательстве 2002— 2007 годов. В законах раскрывается порядок объявления перечня общественных и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена или запрещена, а также вводится ответственность за распространение экстремистских материалов и вносятся существенные изменения в нескольких статьях, предусматривающих обычные бытовые деяния, которые при совершении по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы относятся к преступлениям экстремистской

13 Как обуздать политический экстремизм // Российская газета. — 1998. — 30 декабря.

14 Российская газета. — 1999. — 3 февраля.

направленности. В итоге в УК РФ имеется 16различных статей, которые прямо и непосредственно предусматривают уголовную ответственность за экстремизм.

Сепаратизм, публичные призывы к игнорированию федеральных законов, к отделению от государства, национальная, религиозная вражда, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по национальному и религиозному признаку в отечественном законодательстве всегда были уголовно наказуемыми. В многонациональной стране жизненным может быть лишь один подход: соблюдение равных прав всех народов при их широкой культурно-национальной автономии, где есть место для здорового патриотизма любой нации.

А. Солженицын в книге «Россия в обвале» (1998) обоснованно пишет: «Патриотизм — достояние многих стран, в том числе всех европейских, патриотизм

— начало, объединяющее народ и никак не отделяющее от человечества... Приняв понятие гражданского патриотизма, нельзя упустить патриотизма национального. В странах однонациональных тот и другой едины суть. В странах многонациональных, как наша, национальный патриотизм есть составная и подкрепляющая часть общегражданского... В Соединённых Штатах патриотизм стоит высоко. Не только никто его не стыдится, но Америка дышит своим патриотизмом, гордится им — и разные народные группы сливаются в нём едино».15 Но самый высокий уровень патриотизма у евреев. Он заключён в сионизме. Если в советское время сионизм приравнивали к международному терроризму, то сейчас он обрёл гражданственность. В новом же российском законодательстве российский (русский) патриотизм приравнивается к новоявленному экстремизму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее политически и юридически значимые статьи УК РФ 282-1 (организация экстремистского сообщества) и 282-2 (организация деятельности экстремистской организации) действуют в последней редакции с 2009 г., но учтённых деяний по ним практически мало. В официальном

15 Российская газета. — 1999. — 3 февраля.

статистическом ежегоднике эти статьи вообще не упоминаются. А согласно ведомственного единого отчёта о преступности за 2011 г. в этом году было зарегистрировано преступлений по ст. 282-1 — 17, из которых расследовано 7 дел и направлено в суд 6, а по ст. 282-2 — зарегистрировано

- 67, расследовано — 45 и направлено в суд — 43. Удельный вес деяний в структуре всех осуждённых в этом году составляет 0,006%. Хотя в печати и на телевидении отдельные случаи экстремизма постоянно муссируются под различными устрашающими предлогами об экстремистских взглядах и убеждениях.

Википедия, например, приводит огромный список событий, связанных с законом об экстремизме в 2007 г. «...на учёте в МВД состоит 302 неформальных молодёжных объединения с признаками экстремистских взглядов и убеждений. Для противодействия этим особо опасным явлениям в МВД России образован Департамент по противодействию экстремизму, в функции которого входит: мониторинг происходящих процессов в экстремистской среде; профилактика, выявление и пресечение преступлений, а также координация и взаимодействие с другими правоохранительными органами».16 Каково же действительное положение дел с состоянием и противодействием экстремизму? В начале, когда происходило объективно неоправданное нагнетание обстановки и чехарда с принятием и изменением уголовных законов об экстремизме, рассматриваемые преступления были практически единичными. В 2008 г. было зарегистрировано самое большое число — 252 преступления и выявлен 251 правонарушитель, которые составляют 0,008 % от общего числа учтённых деяний.

Было бы очень важно сравнить наши данные с реальной статистикой политически мотивированных преступлений, совершаемых в других странах. Однако мне не известно ни одной страны, где бы была уголовная ответственность за экстремизм, как у нас и системный официальный учёт подобной политической преступности.

16OфициaльныйcaйтMBДPФ.URL:http://www. mvd.ru/ news/23452 (дата обращения: 18.11.2012).

Обратимся к возможным международным сравнениям. Если сравнить Россию и США, иной раз громче всех заявляющих о проблемах российского экстремизма с голосов «своих» людей, хотя по официальной статистике ситуация в России выглядит намного более спокойной. По данным же ФБР, в 2004 году (последние доступные данные) в США было зарегистрировано 7649 криминальных инцидентов, которые были мотивированы ненавистью к расе, религии, физическим недостаткам, национальности и пр., пострадало 9,5 тыс. человек, а виновниками этих преступлений были 7,1 тыс. человек. По данным независимой американской аналитики в США ныне действуют более 800 экстремистских организаций, исповедующих идеологию ненависти к представителям другой расы, религии и нетрадиционной сексуальной ориентации, а всех их объединяет ненависть к нынешней американской власти. Около 200 экстремистских организаций декларируют, что они готовы прибегать к насилию для достижения своих целей. Любопытно, что крайне правые и крайне левые экстремистские организации США позитивно оценивают деятельность исламских террористов, потому что их деятельность помогает уничтожить нынешний несправедливый мировой порядок. Ежегодно в США учитывается более 8 тыс. «преступлений ненависти». По мнению крупных университетских специалистов с начала 1990-х годов наблюдается значительное увеличение числа преступлений ненависти.17

Принятие антиэкстремистских законов вызвало большую дискуссию в Государственной Думе РФ. Говорилось, что «экстремизм» неопределёнен. «Он развязывает руки для преследования любого инакомыслия в нашей стране. Закон антиконституционен и антидемократичен». Однако депутаты из Единой России говорили другое. Они пугали насильственным изменением конституционного строя, подрывом безопасности РФ, захватом и

17 URL: http://www.usinfo.ru/terroristyvusa.htm (дата обращения: 18.11.2012). См. также Овчин-скийВ.,КочубейМ. Экстремизмв США. URL: http:// zavtra.ru/cgi/veil/data/ zavtra/09/790/ 21.html (дата обращения: 18.11.2012).

присвоением властных полномочий и т.д. И эти вариации были доминирующими. Есть русская пословица «У страха глаза велики». Многие политики и аналитики действительно прогнозируют рост недовольства народа. Начальник управления специальных технических мероприятий МВД РФ Б. Мирошников сообщил, что в рунете ныне действуют до 40 сайтов экстремистской направленности. И это вызывает страх некоторой части элиты. В целях защиты элиты мотивация экстремизма была дополнена: равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы относятся к преступлениям экстремистской направленности. Что это за безымянные социальные группы, о которых так усердно печётся законодатель? Ответ прост. Это группы, неправедно нажившие и продолжающие наживать личное состояние даже во время экономического и финансового кризиса. Это олигархи, богатые люди, коррупционеры всех мастей — чиновники, депутаты, сенаторы и другие представители «крапивного племени», которые, вопреки закону, используют свои властные полномочия в личных интересах.

Надо иметь ввиду, что 760 тысяч несовершеннолетних живут, по словам Д.А. Медведева, в социально опасных условиях.18 При таком отношении к несовершеннолетним и молодёжи в нашей стране трудно ожидать от них лояльности к властям. И этих недовольных не исправишь уголовным наказанием (они объективно обозлены на жизнь и неправедное богатое окружение). Понятно, что современный экстремизм в широком понимании данного слова — это не столько столкновение религий, наций, цивилизаций, сколько антагонизм между страшной бедностью нередко потенциально богатых регионов и беспредельным богатством развитых стран, которое нередко было добыто противоправным путём. И здесь движущей силой выступает не столько сама бедность, сколько величайшая социальная несправедливость в мире, удерживаемая с помощью серьёзного прямого и косвенного давления и насилия одних слоёв обще-

18 Российская газета. — 2009. — 12 февраля.

ства над другими, одних стран над другими, одних народов над другими.

Давно известно, что в нашей стране регистрируется запредельный рост пропасти между бедными и богатыми. По некоторым данным этот разрыв достигает 30—100-кратной величины. Несправедливость этого разрыва, образованного за счёт фактического разграбления общенародной собственности, совершённого с позволения властей, осознаётся почти всем населением. И это осознание, загнанное требованиями морали и права, вплоть до уголовного, несёт в себе не только криминогенные, но и долговременные тер-рогенные и экстремогенные условия. В критических ситуациях они могут актуализироваться. Власти этого очень боятся. Но вместо того, чтобы честно об этом сказать и принять меры, сглаживающие криминогенные и экстрогенные различия, власти неправомерно криминализируют это законное недовольство народа, полагая, что угрозой уголовной ответственности можно заткнуть людям рты. Опасная тенденция.

Политизация. Обобщив некоторые причины экстремизма, которые могут порождать различные, нередко непримиримые, противоречия и конфликты в обществе, разрешение которых определённые лица, слои, группы, партии и даже целые народы видят либо в насильственном переустройстве жизни, либо в психологическом давлении на власти или отдельные слои населения при достижении своих целей. Многие существенные объективные противоречия и конфликты копятся годами, десятилетиями, а иногда и веками, а другой стороной игнорируются и не разрешаются. Тогда как основные мотивы лидеров экстремистской деятельности, включая зарубежных благотворителей и организаторов, носят иной идейный или псевдоидейный характер, направленный на радикальное изменение власти, политики, экономики, бизнеса, преступной среды во имя собственных политических, идеологических и экономических целей, прикрытых лозунгами о борьбе за интересы соответствующих слоёв населения и разрешение их накопившихся социальных, национальных, религиозных и иных противоречий. Этот

приём широко используется в обычной политической борьбе, но он является особо распространённым в организационной экстремистской деятельности в последние годы развернувшихся цветных революций.

Отдельные люди, группы, слои, сочувствующие декларируемым целям лидеров экстремизма, а чаще всего обманутые ими, мотивационно озабочены реальными противоречиями и несправедливостями их жизни и деятельности. Они составляют для организаторов экстремизма ту самую социальную базу, на которую последние опираются и поддержкой которых спекулируют. Без этой социальной базы домашние и закардонные организаторы экстремизма не могли бы иметь той силы, которую иногда демонстрируют люди в процессе того или иного народного недовольства. А поскольку в процессе развития человеческого общества политические, социальные, экономические, национальные, территориальные миграционные и иные противоречия только нарастают, то и социальная база для экстремизма в нашей стране не сокращается. Это же отражается на неблагоприятных тенденциях преступлений экстремистской направленности в различных странах и в мире под влиянием внешних наднациональных образований, основной задачей которых является удержание контроля над расширяющейся экстремистской деятельностью.

Некоторые авторы обращают внимание на социально-психологические и индивидуально-психологические причины экстремизма. Мотивации самоутверждения, стремления к утверждению себя в референтной среде, служение фанатичной идее «спасения» мира, агрессивность, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию, к мигрантам, а мигрантов к аборигенам и т.д. Не исключая влияния психологических особенностей на формирование экстремистского поведения отдельных лиц, основные причины экстремизма лежат, тем не менее, не в психологии, а в политических, экономических, социальных, национальных и религиозных отношениях, на которые потом наслаиваются многие другие обстоятельства и социально-экономические причины

окрашиваются в тот или иной политический, идеологический, национальный, религиозный или психологический цвет, что ещё более упрочняет преступную направленность отдельных групп и слоёв населения.

Зарубежные авторы об этом говорят открыто. Даниель Гансер (Daniele Gan-ser), профессор современной истории в университете Вале и президент Ассоциации по изучению нефтяного пика Швейцарии, опубликовал справочное издание «Секретные армии НАТО: терроризм в Западной Европе» (NATO secret Armies: Terrorism in Western Europe). Согласно его исследованиям, США в течение 50 лет организовывали в Западной Европе теракты, которые затем ложно приписывали левым и крайне левым экстремистским партиям, чтобы дискредитировать их в глазах избирателей. Эта стратегия применяется и сегодня, чтобы вызвать страх перед исламом и оправдать войны за нефть.

Мы коснулись истории экстремизма, причин его криминализации, его исполнителей и руководителей. Опираясь на эту более или менее доказательную базу, можно непосредственно перейти к анализу антирелигиозного «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя, устроенного 21 февраля 2012 г. Надеждой Толоконнико-вой, Марией Алёхиной, Екатериной Саму-цевич и ещё двумя девушками, фамилии которых не удалось установить, так как они были в масках и скрылись. В СМИ их называют ещё и панк-группой Pussy Riot. Они надели маски и поднялись на амвон в Храме Христа Спасителя, где по многовековым традиционным правилам Русской Православной Церкви нельзя находиться посторонним людям. Они были в крайне неприличной одежде, полуобнажённые

- в вызывающих платьях ярких расцветок. Видеоролик этого аморального, криминального и скандального выступления девушек был выложен в Интернете. В песне девушек есть строчка — ремейк «Боже царя гони», перешедший в «Богородица, Путина прогони». Они открыто сожалели, что в храме уже не было Пояса Богородицы. Всё это происходило в присутствии верующих, которые были крайне возмущены их богохульством.

Богохульство в Храме Христа Спасителя не было началом их публичной деятельности. Поначалу группа состояла из выпускников философского факультета МГУ, объединившихся и создавших группу «Война», куда входило много студентов, в том числе и гражданский муж Толоконниковой — Пётр Верзилов. Идеологом группы «Война» был Алексей Плуцер-Сарно (филолог, искусствовед и журналист). Он автор всех её текстов и концепций. Среди его наиболее громких «произведений» — акции «Говно — друг или враг», «Современное искусство — гной и блевотина». Толоконникова участвовала в неприличных и омерзительных акциях (будучи на 9 месяце беременности публично занималась групповым сексом, участвовала в плясках и оргиях в судах, в музеях, в метро, на Красной площади, на Лобном месте, на могиле Неизвестного солдата, в храмах и т.д.), в том числе и с ребёнком на руках. Когда мать Толоконниковой увидела акции «Войны» по телевидению, вызвавшие у неё справедливую негативную реакцию, она прилетела в Москву и выгнала дочь из дома. Надя скиталась с девочкой по чужим местам, а потом она с гражданским мужем «сбагрила» (так сказано в РГ) дочку её родственникам. Они жаждали своего ареста, своей известности, чтобы еще больше прославиться. Но полиция была гуманной.

По опросу ВЦИОМ 86 % россиян были убеждены, что взбунтовавшихся девочек надо наказать. Как сказано в сопроводительной записке к одной из их акций, «Мусор должен на коленях стоять и прощения просить у нас, деятелей изящных искусств». Репетицией к панк-молебну в Храме Христа Спасителя явилась оргия во втором по значимости храме Москвы

— в Елоховском соборе и других приходах. «Бесовский шабаш», как назвал это действо журналист Максим Соколов, шагал по стране и даже за её пределами. Две осквернённыецерквив Южно-Сахалинске, осквернённая церковь в Великах Луках, попытка поджечь собор в Балтийске (б. Пиллау), осквернение храма XIII века в Пскове, набег на православный храм в Вене, кафедральный католический собор в Кёльне, сокрушение Поклонного креста

в Киеве и других городах. Националисты воспользовались этим и стали требовать отменить статьи об экстремизме.

Группа безбашенных девиц назвали себя позорно и вульгарно Pussy Riot. Даже на английском языке эти слова звучат неприлично. Специалисты затрудняются дать точный перевод. Игорь Крылов, написавший о них в Российской газете огромную статью «От «Войны» до Pussy Riot», их название перевёл как «Бунт кисок», а Елена Костюченко предложила «Пись-кин бунт», оговариваясь, что это в самом цензурном варианте. А другие оппоненты настаивают на якобы более точном переводе «Взбунтовавшиеся влагалища». Если же обратиться к английским словарям, не используя глубинное и подспудное понимание этих слов, то Puss — это кошечка, киска, Riot — это бунт, мятеж, а также бунтовать; принимать участие в бунте, буйствовать, шуметь, предаваться разгулу. «Пусики» добились своего, эти слова и их сейчас знает весь мир. К чему они, видимо, и стремились. Хотя вряд ли они и их организаторы имели такие скромные задачи.

Новые формы цветных революций. Давно известно, чторусская солидарность имеет слабый социальный «клей». И это в своё время использовали американские разведчики. Сразу же после ВОВ американцы, бредившие идеей мирового господства, которой бредили и пришлые организаторы революции 1917 г., искали пути ослабления и захвата СССР. В «плане Даллеса», например, есть такие слова: «Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, — всё золото, всю материальную помощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг и сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём

у них охоту заниматься изображением... исследованием процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом... Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем. А. Даллес».19

Задолго до перестройки Дж. Кеннан-младший писал: «Если кому-нибудь

удастся нарушить единство и силу Коммунистической партии как политического инструмента, Советская Россия может быть быстро превращена из одного из сильнейших в одно из самых слабых и ничтожных национальных сообществ».20 Итакиепредателинашлись:М.С. Горбачёв,21

19 Шевяков А.П. Загадка гибели СССР. История заговоров и предательств. 1945—1991. — М. 2004.

— С. 224—225; Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая (информационно-психологическая) война. — М., 1999. — С. 150—151 и другие источники.

20 ШевяковА.П. Указ. соч. — С. 146.

21 Горбачёв высказывался по этому поводу определённо и неоднократно: в Израильском парламенте в феврале 1992 г.: «Всё, что я сделал с Советским Союзом, я сделал во имя нашего Бога Моисея» (цит. по: Игнатьев А.Н. «Пятая колонна». — М., 1998. — С. 66); в Конгрессе США в 1992 г.: «Мир может

А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварнадзе, Б.Н. Ельцин и большая шеренга опозорившихся перед народом лиц, жаждущих пожать руку и получить подспорье у американцев.

В связи с изложенными реалиями невольно возникает вопрос, а так ли уж без-башенны и устремлённые самолюбованием участники Pussy Riot. У них были руководители, они получали из-за рубежа большие деньги, на их защиту и поддержку выступили известные американские СМИ. Особую заботу о них проявлял Б. Березовский, давно мечтающий свергнуть действующую власть в России, ради этого готовый затеять любой бунт. Ещё в феврале этого года он восхищался действиями группы «Война» и показывал фото То-локонниковой и её мужа Верзилова. При этом он утверждал, что скоро эти люди начнут действовать по церковной линии и что существует подконтрольное Березовскому PR-агентство, предлагающее 100 тыс. долларов звездам шоу-бизнеса за поддержку Pussy Riot. Деньги поступали и из других мест.

Американское руководство добилось своего путём обманной политической демагогии. Оно всегда ненавидело Россию, огромную, относительно самостоятельную и богатую ископаемыми. Стремящиеся к этой цели президенты США подпольно разрушили власть КПСС, а следом за ней и страну. Но Россия выдержала, серьёзным социальным скрепом страны явилось православие, которое в последние годы серьёзно укрепилось в душах россиян. На подрыв православного христианства и других многоконфессиональных устоев, которые удерживают людей в лоне православной, мусульманской и других вероисповеданий и могли быть направлены разнузданные «Пусики». Для всех ныне очевидно, что руководство США активно

вздохнуть спокойно. Идол коммунизма... рухнул» (цит. по: Фроянов И.Я. Погружение в бездну: Россия на исходе XX века. — СПб., 1999. — С. 130); в Американском университете в Турции в 1999 г.: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма. Мне удалось найти сподвижников. Среди них особое место занимают А. Яковлев и Э. Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы» (цит. по: Дроздов Ю.И., Фартышев В.И. Юрий Андропов и Владимир Путин. На пути к возрождению. — М., 2001. — С. 90—91).

стремится к мировому господству путём ложных наветов и обмана собственных народных масс. Судя по различным материалам США, руководство страны, преследуя свои политические цели, умышленно допустило разгром своего флота на базе Пёрл-Харбор (там оставались старые корабли, а новые авианосцы были заблаговременно выведены с базы), но погибли более 2 тыс. американских военных ради политических целей, главной из которых было не сохранение своих матросов, а то, чтобы войну начала Япония (Фредерик Шерман «Война на море»). Правда Япония потом также беспричинно получила две атомные бомбы. Чтобы знала, с кем имеет дело. Согласно книги Тьерри Мейссана «И сентября 2001 года — чудовищная махинация», в которой он свидетельствует то, что башни были взорваны изнутри, а для вида в них были пущены пустые автоматически управляемые самолеты. Незадолго до этого башни были проданы и застрахованы на огромные деньги. Цель была одна

- оправдать беспощадную борьбу с терроризмом, а фактически с другими несговорчивыми режимами. С мирового обмана начался разгром древнейшей страны Ирака по ложному обвинению его во владении ядерным оружием, разгром самостийной страны Ливии, а ныне Сирии. А до этого была разбомблена православная Югославия, поддержаны косовские бандиты Ха-шима Тачи, которые оказались международными преступниками, торговавшими человеческими органами югославов. Так что, имея такой богатый опыт обмана, американцам ничего не стоило попытать на прочность русскую православную веру в условиях, когда возможные президенты США провозглашают Россию самым главным врагом.

Социально-правовая оценка. При всей нашей критической оценке и избыточности российской политизации законодательства о религиозной ненависти, которая в нашей стране была запрятана в «экстремизм», а в других странах — в другие словесные термины, суть остается одна — недовольство молодёжи положением дел и в нашей стране и в западных странах. В европейских странах эти ванда-листские действия именуются по-своему:

«дискриминацией» (Франция, Литва), «неуважением» (Швеция), «оскорблением» (Польша), «против вероисповедания» (ФРГ, Болгария), «тяжким нарушением общественного порядка» (Испания, и «на почве ненависти» (Бюро ОБСЕ) и т. д., правда, без саморазоблачительной политизации. Тем не менее, как бы не называл закон это деяние, совершённое на почве религиозной ненависти, мера уголовного наказания, как мы убедились, во всех странах не превышает 2 лет лишения свободы.

Действие субъектов, совершивших надругательство над религиозными чувствами православных граждан в Храме Христа Спасителя, были судом квалифицированы по ст. 213 ч. 1 (хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое по мотивам религиозной ненависти) ич. 2 (то же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка). Максимальный срок наказания им грозил до 7 лет лишения свободы. Государственное обвинение требовало по три года колонии каждой осуждённой. Однако Хамовнический суд нашёл смягчающие обстоятельства и положительные характеристики Н. Толоконниковой, М. Алёхиной и Е. Самуцевич, а также наличие у первых двух девушек малолетних детей, но и не счёл возможным ограничиться условным сроком и приговорил каждую из них к двум годам заключения в колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти.

Девушки в последнем слове настаивали на том, что их акция носила политический, а не религиозный характер. Суть дела это не меняет, поскольку мотивация преступления по данной статье может быть политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистью. Несомненно одно, что мотивация была и политической, но доминировала религиозная составляющая. А политическая составляющая криминальной мотивации тоже была: «Богородица прогони Путина». Это лозунги рвущихся во власть либероидов. Это жгучее желание амери-

канской политической элиты, под которую «не лёг» Путин, как это сделали Горбачёв и Ельцин. Его западная элита не любит, т.к. он твердо отстаивает интересы России и международное право, которое США всюду попирают. А либероиды являются активными помощниками США, с их рук они кормятся, с их помощью они лелеют голубую мечту ворваться на олимп власти и окончательно разрушить Россию. В чём так же кровно заинтересованы США со времён Второй мировой войны. Но увы!

Я голосовал за В.В. Путина, но не являюсь его стопроцентным сторонником. Многим не нравится его властная вертикаль, его способствование привлечению к законной ответственности распоясавшегося Ходорковского (вина которого заключалась не столько в неуплате налогов, сколько в серьёзном коррупционном влиянии на парламент, но большое число парламентариев и парламентских партий, получавших от него мзду, было позорно и плачевно судить вместе с Ходорковским, хотя они этого заслуживали), его отношение к Северному Кавказу, к миллиардерам, к США, к тому, что не справляется с криминалом во власти и т.д. Но политика его в этом отношении находится в рамках реальных возможностей -и необходимостей. А кто его конкуренты? Что они сделали для России? Он принял Россию, падающую из рук пьяного Ельцина, и поднимает её с колен. Очень важные слова в отношении

В.В. Путина сказал 90-летний известнейший американец Дональд Кендалл: «Я думаю, Путин — превосходный лидер. Ему достался чертовский беспорядок. Хотя здесь можно услышать множество отрицательных отзывов о Путине. Но это совершенно нелепо, потому что люди не были в России, не знают, чего удалось достичь этому парню... И мне кажется, было невероятным, что молодой мужчина — Путин, руководя такой страной, как Россия, смог справиться с непростыми задачами. Посмотрите, с чего он начинал, и что происходит сегодня... Я очень рад, что он избран ещё на один срок, потому что у него есть способности и есть последователи. Вы знаете — не многие среди президентов США достигали такого рейтинга популярности, как Путин. Даже на последних выборах,

когда его рейтинг упал с 60 до 50 %, он всё равно остался выше, чем рейтинг любого из президентов США».22

В.В. Путин по поводу панк-группы высказался вполне определённо: «Ничего хорошего в этом нет. Тем не менее, я не думаю, что их надо так уж строго судить за это». А его пресс-секретарь Песков предостерёг: «В нашей стране играть с национальностями, играть с религией — всё равно, что курить на бензоколонке». И это правильная констатация. А «пусики» жаждали поиграть с религией, чтобы разрушить скрепы страны.

Приговор вызвал волну возмущений у некоторой части молодёжи в России и западных странах. Но далеко не у всех. Например, великая французская певица Мирей Матье заявила, что девушки из антипутинской панк-группы совершили святотатство, выступив в храме. «Мне кажется они невменяемые, я осуждаю их действия. Церковь не место для подобных акций», — заявила она в эфире телеканала «TB-Центр». Мы анализировали уголовное законодательство многих стран. Подобные деяния наказываются практически во всех государствах. И Хамовниче-ский суд не вышел за рамки европейских санкций — 2 года. Относительное большинство россиян, следившее за процессом, убеждено, что решение суда по делу было независимым. Большинство россиян (до 75 %), информированных об акции, не изменили своего отношения к судебной системе. Э. Кох («Forbes» США) присоединился к противникам Pussy Riot: «Pussy Riot ворвались в церковь, плясали вокруг алтаря, произносили непристойные молитвы, — заявил он. — По-моему, это требует наказания... Я аплодирую российской системе правосудия, которая, наконец, дала понять, что у церквей есть права». Сторонников панк-группы Pussy Riot в Германии, которые 18 августа 2012 года устроили подобный шабаш при проведении мессы в Кёльнском соборе в защиту российских pusek вывела из собора охрана. Представители католической церкви написали заявление в полицию.

22 Выпьем «за»...// Российская газета. — 2012. —

5 сентября.

«Покой в Кёльнском соборе был нарушен

— мы не можем и не хотим этого терпеть»,

— заявил священник Роберт Кляйне. Нарушителям грозит денежный штраф или до трёх лет тюремного заключения, сообщает Frankfurter Rundschau. И никакого шума в Германии и других странах.

Нельзя не сказать и о том, что шабаш сопровождался последующими криминальными процессами. Украинская группа Femen спилила древний Поклонный крест в Киеве. И это действо оказалось заразительным. Вандализм с крестоповалом в России взяли на себя народовольцы. В разных регионах было спилено несколько поклонных памятных крестов, хотя по некоторым сведениям участницы Pussy Riot не одобряют волну крестоповала. Но как говорится в одном из сообщений Интернета: «Заразные болезни бывают не только телесные, но и психические». Нельзя исключить какого-то продолжения массовых выступлений недовольных, в том числе и в защиту Pussy Riot, в том числе и со случаями крестоповала и другого вандализма. Под прикрытием мотивации поддержки Pussy Riot в Казани И. Данилевский убил жену и её мать, а на стене их кровью написал «Free Pussy Riot»,

полагая, что всё будет списано на пусек. Не удалось. А 16 сентября 2012 года 62летний гражданин, проживающий в Германии, а рождённый в России, облил чернилами икону в Храме Христа Спасителя. При задержании он заявил, что состоит на учёте в психоневрологическом диспансере. А 15 сентября состоялся разрешённый властями до 22 часов «Марш миллионов», где никаких миллионов не было. Может быть несколько тысяч, а к вечеру остались единицы. Короче: марш миллионов провалился. Раздутые соответствующей прессой аморальные выходки Pussy Riot не помогли. Состав разношерстный. Единства — нет. Лидера — нет. Требований к властям выкрикивалось много, но ничего системного и разумного. Крохотные марши прошли и в некоторых других городах. И это лишний раз свидетельствует о недовольстве определённой части молодёжи и о возможной криминализации подобных акций, с совершением которых надо вести гуманную, разумную, но решительную борьбу. Печать отозвалась: «Все понимают, что оппозиция необходима, но не оппозиция революционных нарциссов, а заинтересованных в будущем страны». И с этим нельзя не согласиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.