Научная статья на тему 'ПУШКИНСКИЙ «ВОСТОЧНЫЙ» МАРШРУТ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ: ЗАГАДКИ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ'

ПУШКИНСКИЙ «ВОСТОЧНЫЙ» МАРШРУТ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ: ЗАГАДКИ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восточное путешествие Пушкина / Пугачевское восстание / Свияжский уезд / Свияжск / переправа у села Вязовые / Pushkin’s eastern journey / Pugachev’s uprising / Sviyazhsk district / Sviyazhsk / crossing near the village of Vyazovye

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Елена Анатольевна, Хайдаров Тимур Фаритович

Статья посвящена малоизученной части «восточного» путешествия Пушкина по местам пугачевского восстания. Особое внимание уделяется пребыванию Пушкина в Свияжском уезде Казанской губернии. В результате исследования авторы приходят к выводу, что у Пушкина имелись два возможных маршрута поездки по Свияжскому уезду, два возможных места переправы на левый берег Волги. Подтвердить либо опровергнуть посещение Пушкиным уездного города Свияжск невозможно вследствие отсутствия письменных доказательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUSHKIN “EASTERN” ROUTE AS PART OF THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA: MYSTERIES OF THE RIGHT BANK OF THE VOLGA

The article is devoted to the little-studied part of Pushkin’s “eastern” journey to the places of the Pugachev uprising. Particular attention is paid to Pushkin’s stay in the Sviyazhsky district of the Kazan province. As a result of the study, the authors come to the conclusion that Pushkin had two possible travel routes in the Sviyazhsk district, two possible crossing points to the left bank of the Volga. It is impossible to confirm or deny Pushkin’s visit to the district town of Sviyazhsk due to the lack of written evidence.

Текст научной работы на тему «ПУШКИНСКИЙ «ВОСТОЧНЫЙ» МАРШРУТ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ: ЗАГАДКИ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ»

10. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. otv. red. O. A. Platonov. Moskva: Institut russkoj civilizacii: Algoritm, 2012. 656 s.

11. Frolov I.T. O cheloveke i gumanizme: Raboty raznyh let. Moskva: Politizdat, 1989. 559s.

12. Frolov I.T. Perspektivy cheloveka: Opyt kompleksnoj postanovki problemy, diskussii, obobshhenija; 2-e izd, pererabot. i dop. Moskva: Politizdat, 1983. 350s.

13. Fromm Je. Dusha cheloveka: Perevod. Moskva: Respublika, 1992. 430s.

14. Haksli Oldos. Genij i boginja: [perevod s anglijskogo]. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2023. 160s.

УДК 930.85+ 821.161.1 EDN PGPZIY

Е.А. Николаева, Т.Ф. Хайдаров

ПУШКИНСКИЙ «ВОСТОЧНЫЙ» МАРШРУТ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ: ЗАГАДКИ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ

Статья посвящена малоизученной части «восточного» путешествия Пушкина по местам пугачевского восстания. Особое внимание уделяется пребыванию Пушкина в Свияжском уезде Казанской губернии. В результате исследования авторы приходят к выводу, что у Пушкина имелись два возможных маршрута поездки по Свияжскому уезду, два возможных места переправы на левый берег Волги. Подтвердить либо опровергнуть посещение Пушкиным уездного города Свияжск невозможно вследствие отсутствия письменных доказательств.

Ключевые слова: восточное путешествие Пушкина, Пугачевское восстание, Свияжский уезд, Свияжск, переправа у села Вязовые

Для цитирования: Николаева Е.А., Хайдаров Т.Ф. Пушкинский «восточный» маршрут как часть культурного наследия России: загадки правобережья Волги // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 14-20. EDN PGPZIY.

Elena A. Nikolaeva, Timuor F. Khaydarov PUSHKIN "EASTERN" ROUTE AS PART OF THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA: MYSTERIES OF THE RIGHT BANK OF THE VOLGA

The article is devoted to the little-studied part of Pushkin's "eastern" journey to the places of the Pugachev uprising. Particular attention is paid to Pushkin's stay in the Sviyazhsky district of the Kazan province. As a result of the study, the authors come to the conclusion that Pushkin had two possible travel routes in the Sviyazhsk district, two possible crossing points to the left bank of the Volga. It is impossible to confirm or deny Pushkin's visit to the district town of Sviyazhsk due to the lack of written evidence.

Keywords: Pushkin's eastern journey, Pugachev's uprising, Sviyazhsk district, Sviyazhsk, crossing near the village of Vyazovye

For citation: Nikolaeva Е.А., Khaydarov T.F. Pushkin "eastern" route as part of the cultural heritage of Russia: mysteries of the right bank of the Volga // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.14-20. EDN PGPZIY.

Введение

Любой артефакт, связанный с именем Пушкина, является частью великого культурного наследия России. Маршруты Пушкина - артефакты, которые отличаются повышенной сложностью изучения. На них следует обратить внимание именно сейчас по причине необратимых изменений ландшафта, произошедших за последние 200 лет, утраты исторических свидетельств и свидетелей.

Путешествие А.С. Пушкина к местам Пугачевского восстания - в Поволжье и на Урал - продолжалось всего полтора месяца (с 17 августа по 1 октября 1833 года), но занимает очень важное место в жизни поэта последних лет. Оно связано с его работой над повестью "Капитанская доч-

ка" и "Историей Пугачева". Поэта интересовала тема пугачевского бунта и фигура самого Пугачева. Часть путешествия Пушкина (остановки в крупных городах, встречи со знатными людьми, разговоры с очевидцами событий) хорошо известны. Цитаты из его дорожных книжек и писем жене постоянно комментируются историками. И все же «белых пятен» в его путешествии более чем достаточно. К такой ранее не исследованной части пушкинского маршрута относится территория бывшего Свияжского уезда, поселения которого известны еще по Писцовым книгам XVII века [12]. Когда-то Свияжский уезд охватывал огромную площадь, включающую земли по правобережью Волги, сейчас это территория Республик Чува-

шии и Татарстана. Эта часть поездки Пушкина никогда не являлась предметом отдельного научного рассмотрения. Имеющиеся в научных публикациях сведения о маршруте Пушкина по Свияжско-му уезду часто противоречат друг другу и здравой логике. Такие причины побудили нас рассмотреть этот отрезок путешествия Пушкина более пристально.

Цель нашего исследования - изучить «свияжский» отрезок путешествия А.С.Пушкина по Поволжью, опираясь на исследования современных ученых, дорожные карты XIX века, личные экспедиции по местам былых дорог.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили: а) литературные и мемуарные источники: письма Пушкина, воспоминания современников Пушкина; б) географические источники (карты дорог начала XIX века); в) литературоведческие и исторические монографии; г) экспедиции авторов по местам предполагаемого пушкинского маршрута на территории бывшего Свияж-ского уезда.

Методы исследования

Теоретические методы (анализ научной литературы, анализ картографического материала, анализ эпистолярного и мемуарного материала), а также метод реконструкции возможных маршрутов Пушкина по свияжской земле.

Обзор литературы

Основной монографией о «пугачевском» маршруте Пушкина является книга Юрия Лаврентьевича Славянского «Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал», изданная в 1980 году в Казани. Представляя собой краткий, но достаточно детализированный путеводитель по маршруту Петербург-Москва-Нижний Новгород-Казань-Симбирск-Оренбург-Уральск-Болдино, книга казанского краеведа внесла хронологическую и фактологическую ясность в представление о поволжской поездке Пушкина, ведь Ю.Л. Славянский перечислил все 500 почтовых станций Большого Московского тракта на пути Пушкина. В решении ряда задач нами были использованы работы краеведов, осно-

ванные на глубоком изучении исторических источников [4],[13]. Также привлекались статистические данные исторических монографий о пугачевском восстании и социально - экономические сведения по истории Казанского края в XIX веке [1],[15]. Были изучены публикации современных краеведов в медиапростран-стве [6].

Результаты исследования

1. Для понимания логики пушкинского маршрута необходимо напомнить, что маршрут, выбранный Пушкиным, был «обратным» по отношению к маршруту самого Пугачева и его войска. После оставления Казани Пугачев отправился на юг, по Волге, вниз до Царицына. Связанный заговорщиками Пугачев был увезен ими в Яицкий городок (Уральск), затем в железной клетке переправлен в Симбирск, 25 октября 1774 года Пугачева с женой и детьми вывезли в Москву, где и состоялась 10 января 1775 года казнь Пугачева [1]. Географическое положение места начала пушкинского путешествия -Санкт-Петербург. Фактически Пушкин следовал от места окончания пугачевского бунта (Москва) к месту его начала (Оренбург).

Правобережье Волги занимает особое место в пушкинском маршруте - именно правобережье полыхало последним огнем пугачевской войны. После поражения под Казанью Пугачев переправился на правый берег Волги вблизи деревни Сундырь (сейчас территория Республики Чувашия). Здесь, на правом берегу Волги, начался последний период крестьянской войны. Известный указ Емельяна Пугачева от 18 июля 1774 года жаловал крестьянам волю и свободу от крепостной зависимости. Именно помещичьи крестьяне (а здесь находились большие помещичьи имения) стали основной силой на этом этапе пугачевского восстания. В списке, приложенном к рапорту князя Мещерского от 28.02.1775 года, упомянуты восставшие поселения вблизи города Свияжск: села Ходяшево (50 восставших), Утяшкино (100 восставших), Васильево (200 восставших) [1,202].

Поэтому именно населенные пункты правобережья Волги были первыми на протяжении пушкинского маршрута, где поэт мог встретить очевидцев тех событий, услышать рассказы старожилов.

2. Дорожная карта путешествия А.С. Пушкина по местам Пугачевского восстания выглядит следующим образом.

А.С. Пушкин планировал проехать на почтовых лошадях всю европейскую Россию, побывать в Твери, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске. Ему предстояло увидеть места, связанные с восстанием Пугачева, встретиться с людьми, помнившими это время, записать их рассказы и предания, живущие в народе.

Утром 17 августа 1833 года Пушкин покинул Петербург. Из-за отсутствия подробных путевых записей полная реконструкция путешествия поэта по пугачёвским местам возможна только исходя из анализа представленной в дорожниках информации о крупных дорогах Российской империи первой половины XIX века [7].

Наиболее крупные города империи были соединены между собой трактами. Царскому правительству удавалось посредством контроля над отбытием трудовых повинностей со стороны окрестных крестьян и сбора так называемых «ямских денег» эффективно содержать тракт и все расположенные на нем почтовые станции [14]. На станциях любой желающий мог за определенную плату переночевать, отобедать, произвести необходимый ремонт повозки, сменить её или лошадей.

Как правило, почтовые станции располагались на расстоянии 30 верст друг от друга. В день перепрягали лошадей в зависимости от времени года раза три-четыре при условии, что были свободные лошади [16]. Порядок же предоставления лошадей определялся чином проезжающего, казенной или личной надобностью. Поэту, как чиновнику X класса, согласно Манифесту «О экипажах и ливреях» от 3 апреля 1775 г. положено было иметь упряжь из 2-х лошадей [8]. Однако Александр Сергеевич старался в путешествии

доплатить из своего кармана немалые суммы за использование находившихся на почтовых станциях троек.

Из представленной в дневниках поэта информации мы можем достаточно точно реконструировать путь из Петербурга в Москву. Сложнее становиться отследить его дальнейший путь на Восток. С большой долей вероятности это был знаменитый путь каторжников в Сибирь - Московско-Сибирский тракт, за которым в народе закрепилось негласное название «Владимировка». Часть пути, которая шла от Нижнего Новгорода до Казани, именовалась Московским почтовым трактом, а от Казани до Перми - Казанским или Сибирским трактом [2]. В тексте нашей статьи используется несколько традиционных названий этой дороги в целях сохранения аутентичности цитируемого отрывка литературы.

В 1730 г. на тракте начались системные работы по созданию твердого дорожного полотна. К началу путешествия А.С. Пушкина они в целом были завершены. Как следует из целого ряда правительственных документов:

1) все почтовые станции на тракте должны были иметь 4 хороших лошадей;

2) само дорожное полотно должно было возвышаться на 2 фута (60,96 см) от поверхности земли и шириной при сухом и твердом грунте - 5 саж. (10,67 м), при мягком и глинистом и чернозёме - 10 саж. (21,34 м);

3) мосты должные были быть в длину 20 саженей (42,67 м) и в ширину 3 сажени (6,4 м);

4) верстовые столбы только при въезде в селения, где есть почтовые станции при почтовых домах;

5) на переправах и мостах, где должен был быть организован денежный сбор, устанавливались шлагбаумы;

6) вся собираемая сумма должна располагаться на прибиваемых к столбам табличках;

7) вдоль дороги должны были быть организованы для отвода воды специальные канавы;

8) в местах пешеходных переходов должны были быть обустроены пешеходные валики;

9) в местах, где бывает прогон скота, следует назначить для этих целей с боку дороги особую полосу шириной в шесть саженей.

Таким образом, когда А.С. Пушкин 29 августа 1833 года выехал из Москвы, путь его пролегал по хорошо организованной дороге. Преодолев 440 верст из Москвы, утром 2 сентября поэт въезжает в Нижний Новгород. Днем 3 сентября он в присутствии множества гостей обедает у нижегородского губернатора. Никаких записей, относящихся к истории пугачевского бунта, в дорожных записях Пушкина не появилось, ведь Пугачев до Нижнего Новгорода не дошел. Пушкин пробыл в Нижнем Новгороде сутки и 3 сентября, после обеда, отправился дальше, в Казанскую губернию.

Если суммировать всю информацию по Московскому почтовому тракту в пределах Казанской губернии, то путешественнику пришлось проехать по Козьмодемь-янскому, Чебоксарскому, Свияжскому уездам и сделать остановки в расположенных на расстоянии 20 - 27 верст 9 почтовых станциях [3].

По Чувашии путь Пушкина лежал через Старый Сундырь - Чебоксары - деревню Пихчурино (Ердово) - Исмели (теперь Октябрьское) - с. Карачаево - Тюрлему.

Населенный пункт Сундырь - особая точка пушкинского маршрута. Именно в этом месте Пугачев с небольшим остатком своего войска переправился через Волгу на правобережье после поражения в Казани 17 июля 1774 года [1,175].

4 сентября 1833 года Александр Сергеевич прибыл в Чебоксары. В Чебоксарах на почтовой станции он меняет лошадей. Есть в пушкинской дорожной тетради запись, сделанная под Чебоксарами: «Пугачев ехал мимо копны сена — собачка бросилась на него. — Он велел разбросать сено. Нашли двух барышен — он их, подумав, велел повесить. Слышал от смотрителя за Чебоксарами» [10].

Проезжал Пушкин и через чувашское село Исмели (ныне Октябрьское Марпо-садского района). Согласно местным преданиям, Пушкин даже поучаствовал в чувашской свадьбе. Этот сюжет отражен в нескольких картинах современных чувашских художников. Пушкин ехал по чувашской земле в Казань по знаменитой Березовой дороге. В то время каждый чувашский крестьянин должен был высадить по обочинам дороги 10 берез. Так образовалась березовая аллея, подобие которой можно увидеть и сегодня на отрезке трассы Чебоксары - Вязовые. В 1998 году в селе Октябрьском был установлен памятный знак о пребывании А.С.Пушкина [13],[6].

Дорога Пушкина от Тюрлемы до Казани - одно из самых неизученных мест во всем его путешествии. Из-за отсутствия каких-либо сведений в письменных источниках того времени мы можем предположить 2 пушкинских маршрута. Первым маршрутом Пушкин проехал из Тюрлемы в уездный город Свияжск по Московскому почтовому тракту. Этот маршрут отражен в книге Ю. Славянского. Дорога из Тюрлемы на остров Свияжск не была прямой, захватывала часть земель поселения Кочеми-рово, далее бутовая дорога шла в Свияжск по берегу Волги, затем Свияги (участки этой дороги авторы статьи видели летом 2022 и 2023 года в периоды засухи). Поэт въехал в Свияжск, не стал там останавливаться, сразу же переправился на другой берег Волги в Васильево. Краевед Н.Е. Коклюгин пишет, что главная переправа, обслуживающая Московский почтовый тракт, «была на участке Васильево - устье Свияги и называлась она Гуляйской. Переправа была на гребных судах и требовала немалой мускульной силы. Переплывать по Гуляйской стремнине было непросто» [4,21].

У такого объездного маршрута значительный минус - крюк в 10-15 км. Но в уездном городе Свияжске поэта ждала очередная почтовая станция, где можно было отдохнуть и поменять лошадей.

Кроме переправы уездный город Сви-яжск - Васильево в уезде функциониро-

вала вторая переправа вблизи современного Романовского моста. Об этой переправе упоминает в 1797 году А.Н.Радищев: «...Проплыли мимо села Вязовые, где уже перевозили за Волгу» [4,21]. Вязовская переправа оказалась перспективной, она работала и во времена Пушкина, работает и сейчас.

Дорога из Тюрлемы через село Вязовые, проходившая по волжским кручам (увалам), использовалась еще со времен Ивана Грозного. Она видна на карте 1848 года. Это же факт подтверждается наличием вблизи вязовской переправы, на волжских кручах, каменной церкви Троицы, построенной в 1735 году. Заметим, что с этой точки (церковь Троицы) остров Свияжск виден и сейчас как на ладони. Именно там и могла прозвучать пушкинская фраза-легенда о Свияжске (не зафиксированная в письменных источниках): «Да это же мой остров Буян!».

Вероятнее всего, что благодаря именно этой дороге и переправе вблизи Вязовых

A.С. Пушкин смог за короткий временной промежуток осенью 5 сентября 1833 года добраться до Ягодной слободы Казани, используя только тройку лошадей.

В Казани А.С. Пушкин получил те самые «живые» свидетельства бессмысленности и беспощадности пугачевского бунта. Об этом сам он сообщает в коротком письме жене, написанном перед отъездом в Симбирск: "Я в Казани с пятого и до сих пор не имел время тебе написать слова... Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону" [11].

Казанский период двухдневного пребывания Пушкина изучен достаточно хорошо еще с дореволюционного времени. Точно установлены собеседники Пушкина: поэт Евгений Боратынский, профессор и коллекционер К.Ф. Фукс и его жена поэтесса А.А.Фукс, профессор истории Г.С. Суровцев. Огромное влияние оказал на Пушкина разговор со старым суконщиком

B.П. Бабиным в Горловом кабаке, после которого в пушкинской дорожной книжке

появилась запись о забитом нагайками стодесятилетнем старике Кудрявцеве [10]. Пушкин покинул Казань ранним утром 8 сентября. Он выехал по местам пугачевского похода через Лаишево в Оренбург и Уральск.

Обсуждение

Переправа через Волгу А.С. Пушкина могла быть в двух местах: из самого Сви-яжска на Васильево и в районе переправы у Вязовых. В первом случае он проезжал бы по булыжной мостовой центральной улицы уездного Свияжска (булыжная мостовая на острове существовала вплоть до начала реконструкции острова в 2000 году) и переправлялся далее через Волгу в Васильево, далее (по Московскому почтовому тракту) - в Казань. Во втором случае переправлялся через Волгу в районе современного Романовского моста, не заезжая в уездный город Свияжск, по этой версии Пушкин мог с правого высокого берега Волги увидеть город Свияжск. Тогда время переправы должно быть в режиме светового дня (три - четыре часа пополудни) в ясный сентябрьский день. В этом случае время приезда в Казань поздно вечером 5 сентября является закономерным.

Заключение

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. За время своего пребывания в Поволжье А.С. Пушкин собрал значимые исторические факты, вошедшие затем в «Историю Пугачевского бунта» и в его повесть «Капитанская дочка».

2. Сам факт пребывания Пушкина в Свияжском уезде не оспаривается исследователями. Место переправы через Волгу и время переправы точно не установлены. Также не установлено пребывание Пушкина в уездном городе Свияжске.

3. Исследование пушкинских маршрутов насущно необходимо вследствие постоянного изменения исторических дорог, утраты исторических материалов.

4. Книги краеведов XX века содержат ценный фактологический материал, они нуждаются в оцифровке, научной экспер-

тизе, дальнейшем изучении и сохранении переданного ими наследия.

5. Мифологемам, сложившимся в результате народного осмысления и пере-

дачи «из уст в уста» легенд, связанных с А.С.Пушкиным, необходима научная проверка.

Литература:

1. Aлишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань: Татар.кн.изд-во, 1973. 215 с.

2. Волошинов НА Сибирская железная дорога. Санкт-Петербург: Типография АС.Суворина, 1890. 23 с.

3. Древние дороги и тракты Казани [Электронный ресурс] URL: https://komanda-k.ru/Татарстан/древние-дороги-и-тракты-Казани (дата обращения 30.04.2024).

4. Коклюгин Н.Е. Нижние Вязовые. История рабочего поселка. Зеленодольск: Северный ветер Поволжья, 2001. 192 с.

5. Комарович В.Л. Записи устных рассказов о пугачевщине [Электронный ресурс] URL:https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v39/v39-018-.htm (дата обращения: 26.04.2024).

6. Никитин A.C Пушкин в Чебоксарах [Электронный ресурс] URL:http://www.nbchr.ru/ PDF/pushkin006.pdf (дата обращения: 26.04.2024).

7. Новейший российский дорожник, верно показующий все почтовые пути Российской империи и ново-присоединенных от Порты Оттоманской и Республики Польской областей, собранный через переписку со всеми почтовыми канторами... Санкт-Петербург: Императорская типография, 1803. 432 с.

8. О экипажах и ливреях, какие разных классов чиновникам дозволяется иметь Манифест Екатерины II от 3 апреля 1775 года. Указ нашему Сенату О содержании купцам и мещанам экипажей, покрытых краскою или лаком, а извощикам желтою краскою Указ Екатерины II от 3 апреля 1775 года. Указ нашему Сенату О дозволении дворянам, не имеющим обер-офицерского чина, также их женам, дочерям и вдовам, в городах ездить в каретах на паре лошадей Указ Екатерины II от 18 апреля 1775 года. Москва: при Сенате, 1775. 4 с.

9. Пушкин A.C Из дорожной записной книжки: [Материалы по истории Пугачева] // Пушкин A. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Москва; Ленинград: Изд-во AН СССР, 1937-1959.Т. 9, кн. 2. История Пугачева. 1940. С. 492-493.

10. Пушкин A.C 529. Н.Н.Пушкиной, 8 сентября 1833 г. Из Казани в Петербург [Электронный ресурс] URL:https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/1833/1717_529.htm (дата обращения 03.03.2024).

11. Поездка A. С. Пушкина в Поволжье и на Урал : Науч.-попул. этюд. Казань : Татар. кн. изд-во, 1980. 144 с.

12. Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межевания Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Aндреевича Кикина (1565—1567 гг.). Казань: Церк. ист. археол. о-во Казан. епархии, 1909. - XIII. 143 с.

13. Станьял В.П. Малый Сундырь Чебоксарского района: историко-краеведческие наброски. Чебоксары: «Новое Время», 2015. 359 с.

14. Стивэнс К. Войны за становление Российского государства. 1460-1730. Санкт-Петербург: Academic Studies Press, 2023. С. 75-76.

15. Чернышев Е.И.Социально-экономические очерки по истории Казанского края в XIX веке (дореформенный период). Казань: Татарское книжное издательство, 2022. 383 с.

16. Ям [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%AF%D0%BC (дата обращения 03.03.2024).

References:

1. Alishev S.H. Tatary Srednego Povolzh'ja v pugachevskom vosstanii. Kazan': Tatar.kn.izd-vo, 1973. 215 s.

2. Voloshinov N.A. Sibirskaja zheleznaja doroga. Sankt-Peterburg: Tipografija A.S.Suvorina, 1890. 23 s.

3. Drevnie dorogi i trakty Kazani [Jelektronnyj resurs] URL: https://komanda-k.ru/Tatarstan/drevnie-dorogi-i-trakty-Kazani (data obrashhenija 30.04.2024).

4. Kokljugin N.E. Nizhnie Vjazovye. Istorija rabochego poselka. Zelenodol'sk: Severnyj veter Povolzh'ja, 2001. 192 s.

5. Komarovich V.L. Zapisi ustnyh rasskazov o pugachevshhine [Jelektronnyj resurs] URL:https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v39/v39-018-.htm (data obrashhenija: 26.04.2024).

6. Nikitin A.S. Pushkin v Cheboksarah [Jelektronnyj resurs] URL:http://www.nbchr.ru/PDF/pushkin006.pdf (data obrashhenija: 26.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Novejshij rossijskij dorozhnik, verno pokazujushhij vse pochtovye puti Rossijskoj imperii i novoprisoedinennyh ot Porty Ottomanskoj i Respubliki Pol'skoj oblastej, sobrannyj cherez perepisku so vsemi pochtovymi kantorami... Sankt-Peterburg: Imperatorskaja tipografija, 1803. 432 s.

8. O jekipazhah i livrejah, kakie raznyh klassov chinovnikam dozvoljaetsja imet' Manifest Ekateriny II ot 3 aprelja 1775 goda. Ukaz nashemu Senatu O soderzhanii kupcam i meshhanam jekipazhej, pokrytyh kraskoju ili lakom, a izvoshhikam zheltoju kraskoju Ukaz Ekateriny II ot 3 aprelja 1775 goda. Ukaz nashemu Senatu O dozvolenii dvorjanam, ne imejushhim ober-oficerskogo china, takzhe ih zhenam, docherjam i vdovam, v gorodah ezdit' v karetah na pare loshadej Ukaz Ekateriny II ot 18 aprelja 1775 goda. Moskva: pri Senate, 1775. 4 s.

9. Pushkin A.S. Iz dorozhnoj zapisnoj knizhki: [Materialy po istorii Pugacheva] // Pushkin A. S. Polnoe sobranie sochinenij: V 16 t. Moskva; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1937-1959.T. 9, kn. 2. Istorija Pugacheva. 1940. S. 492-493.

10. Pushkin A.S. 529. N.N.Pushkinoj, 8 sentjabrja 1833 g. Iz Kazani v Peterburg [Jelektronnyj resurs] URL:https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/1833/1717_529.htm (data obrashhenija 03.03.2024).

11. Poezdka A. S. Pushkina v Povolzh'e i na Ural : Nauch.-popul. jetjud. Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 1980. 144 s.

12. Spisok s piscovoj i mezhevoj knigi goroda Svijazhska i uezda pis'ma i mezhevanija Nikity Vasil'evicha Borisova i Dmitrija Andreevicha Kikina (1565—1567 gg.). Kazan': Cerk. ist arheol. o-vo Kazan. eparhii, 1909. - XIII. 143 s.

13. Stan'jal V.P. Malyj Sundyr' Cheboksarskogo rajona: istoriko-kraevedcheskie nabroski. Cheboksary: «Novoe Vremja», 2015. 359 s.

14. Stivjens K. Vojny za stanovlenie Rossijskogo gosudarstva. 1460-1730. Sankt-Peterburg: Academic Studies Press, 2023. S. 75-76.

15. Chernyshev E.I.Social'no-jekonomicheskie ocherki po istorii Kazanskogo kraja v XIX veke (doreformennyj period). Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2022. 383 s.

16. Jam [Jelektronnyj resurs] URL:https://gufo.me/dict/bse/%D0%AF%D0%BC (data obrashhenija 03.03.2024).

УДК 378.2:008 EDN USTPXA

Т.А.Титова, Д.Ф. Файзуллина

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Статья посвящена изучению стратегии культурологического подхода в образовательном процессе. Основной идеей культурологического подхода в образовании является признание культуры как интегральной составляющей общества, ее соучастие в процессе формирования мышления. Делается акцент на стратегическом значении гуманитарного образования. Рассматриваются основные методологии культурологического подхода в образовательной деятельности, анализируются образовательные профили в рамках профессии «Культуролог», перспективы развития.

Ключевые слова: культурологический подход, стратегия развития, духовно-нравственные ценности, духовное самосознание, культурная компетентность личности, критическое мышление

Для цитирования: Титова Т.А., Файзуллина Д.Ф. Культурологический подход в образовании и контент-анализ образовательных профилей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.20-26. EDN USTPXA.

Tatyana А. Titova, Diana F. Fayzullina CULTURAL APPROACH IN EDUCATION AND TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES

The article is devoted to the study of the strategy of the cultural approach in the educational process. The main idea of the cultural approach in education is the recognition of culture as an integral component of society, its participation in the process of forming thinking.

The emphasis is placed on the strategic importance of humanitarian education. The main methods of the culturological approach in educational activities are considered, educational profiles within the profession of «Culturologist», development prospects are analyzed.

Keywords: cultural approach, development strategy, spiritual and moral values, spiritual self-awareness, cultural competence of the individual, critical thinking

For citation: Titova Т.А., Fayzullina D.F. Cultural approach in education and traditional spiritual and moral values // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.20-26. EDN USTPXA.

Введение

В современной социальной реальности происходит смена парадигм. Система образования более ориентирована на культурологическое, антропологическое ми-ровидение. Культурологический подход является одним из основополагающих методологических подходов педагогической науки. Образовательные формации развиваются в русле гуманитаристики, аксиологической, личностноориентиро-ванной формации, воспитании человека культуры [2].

Акцент делается на формировании культурно грамотной личности, развитии у обучающихся критического мышления,

способности к анализу и оценке культурных процессов, развитии творческих способностей и рефлексии. Учатся воспринимать культурные различия, проявлять уважение к чужим традициям и ценностям, а также способны анализировать и понимать взаимосвязи между культурными феноменами и социальными процессами. Гуманитарные науки предоставляют необходимые инструменты и методы для приобретения данных навыков. Гуманитарное образование понимается как неотъемлемая составляющее общей системы образования, процесс формирования культурной грамотности, общей культурной компетенции, понимания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.