ПУШКИНИСТИКА
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ БАЛЕТОВЕДЕНИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10305
Маргарита Андреевна ВЕДЕРНИКОВА,
доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры классического танца Московского государственного института культуры
e-mail: [email protected]
В статье приведен историографический обзор исследований, посвященных интерпретации произведений А.С. Пушкина на балетной сцене. Пушкинские балеты обогатили буквально каждый этап развития отечественного балета, являлись толчком к формированию новой эстетики в хореографическом искусстве. Балетный театр не сразу смог достичь целостности и единства в передаче литературных произведений А.С. Пушкина на сцене. Автор анализирует ключевые балетоведческие исследования, посвященные Пушкину и балетному театру: работы В.Я. Светлова, Л.П. Гроссмана, Н. Шувалова, А. Ильина, В.М. Кра-совской, Н.И. Эльяша, Ю.М Слонимского, А.А. Гозенпуд и др.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, балетоведение, балетная пушкиниана, интерпретация произведения Пушкина, балетный театр, пушкинистика.
PUSHKINISTICS IN THE NATIONAL BALLET STUDIES: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW
Margarita A. Vedernikova, doctor of Culturology,candidate of arts, associate Professor, Professor of classical dance Moscow state Institute of culture e-mail: [email protected]
The article presents a historiographical review of the studies devoted to the interpretation of Pushkin's works on the ballet stage. Pushkin's ballets enriched literally every stage of the development of the national ballet, were the impetus for the formation of a new aesthetics in the choreographic art. Ballet theatre could not easily achieve unity and integrity in the transmission of literary works of Alexander Pushkin on the stage. The author analyzes the key ballet studies devoted to Pushkin and the ballet theatre: the works of V.I. Svetlov, L.P. Grossman, N. Shuvalov, A. Ilyina, V.M. Krasovskaya, N. Elyasha аnd Yu.M. Slonimsky, A.A. Gozenpud, etc. Keywords: A.S. Pushkin, ballet studies, ballet Pushkin, interpretation of Pushkin's work, ballet theatre, Pushkin studies.
Одной из тенденций развития отечественной балетной драматургии является внимание к темам, образам, сюжетам лучших произведений отечественной и мировой литературы. Ориентир на произведения, написанные лучшими отечественными писателями-современниками, появляется еще на стадии становления русского балета: в 1772 году поставлен балет «Семира» по одноименной пьесе А.П. Сумарокова; в конце XVIII века -
спектакль «Любителю художеств» по одноименному произведению Г Р. Державина.
На современной балетной сцене с успехом проходят спектакли по произведениям Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Другой аспект - это творческая переработка, переосмысление того или иного литературного произведения, степень и качество его интерпретации.
Балетная пушкиниана беспрецедентна по своему числу в сравнении с реализациями на сцене произведений других писателей. Именно балету принадлежит историческое первенство в инсценировке пушкинских произведений. Балет опередил в этом на три года драматический театр и на двадцать один год - оперный театр. На балетной сцене произведения Пушкина появляются еще при жизни поэта. Их ставят Ш. Дидло и А.П. Глушковский.
В балетоведении, несмотря на сравнительно небольшую историю данной науки, изучению сюжетов и образов пушкинских произведений на балетной сцене посвящены работы В.Я. Светлова, Л.П. Гроссмана, Н. Шувалова, А. Ильина, В.М. Красовской, Н.И. Эльяша, Ю.М Слонимского, А.А Гозенпуд. Это далеко не полный список имен, но именно вышеуказанным авторам принадлежат крупнейшие исследования по данному вопросу. Большинство работ написано в советское время.
В советском балетоведении активно обсуждался вопрос, насколько балеты являются пушкинскими при сильном искажении сюжета, введении новых действующих лиц. Как известно, балетный мир по-своему перекраивал и перекраивает пушкинские произведения, подчас до неузнаваемости. Например, в «Золотой рыбке» А. Сен-Леона пред зрителем представали не старик со старухой, а молодая пара, или другой пример: Ш. Дидло в «Кавказском пленнике» вводит не существующую у А.С. Пушкина героиню - невесту пленника. В версии «Пиковой дамы» Ролана Пети Германн влюблялся в старую графиню, и та отвечала ему взаимностью. Лиза оказывалась второстепенным персонажем. На первый план вышел конфликт молодого человека и старой графини, а также поединок человека и карт.
Приведем краткий историографический обзор исследований, посвященных интерпретации произведений Пушкина на балетной сцене.
Первой по времени, еще в императорской России, в Санкт-Петербурге в 1906 году вышла статья «Пушкин и балет» Валериана Яковлевича Светлова (1860-1934) в книге «Терпсихора». Светлов отмечает, что Пушкин был балетоманом, посвятившим данному искусству свои «высокохудожественные строфы» в «Евгении Онегине». Светлов приводит фрагменты из романа в стихах, раскрывающие атмосферу балетного театра тех лет, приводит строки об Истоминой и Дидло. Описывает и трагическую дуэль, случившуюся из-за Истоминой и окончившуюся смертью графа Шереметьева. Светлов указывает первым балетом на пушкинскую тему балет
«Кавказский пленник, или Тень невесты» 1823 года. Безусловно, ему известно, что двумя годами ранее был показан балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» (муз. Ф.Е.Шольца, балетмейстер А.П. Глушковский), но на тот момент Пушкин находился в опале, и его фамилия не фигурировала на афишах и в либретто. Балет «Руслан и Людмила» был поставлен всего через полтора года после выхода свет пушкинской поэмы. В завершении статьи Светлов сокрушается, что слишком мало сюжетов Пушкина нашло свое отражение на сцене и что этот благодатный материал еще заявит о себе в творчестве отечественных балетмейстеров.
Далее в 1926 году в издательстве Брокгауза - Ефрона вышла театроведческая работа Леонида Петровича Гроссмана (1888-1965) «Пушкин в театральных креслах». В центре внимания Гроссмана - портрет Пушкина-театрала, недавнего выпускника из лицея, в 1817-1820 годах переживающего увлечение петербургским театром. Гроссман подробно раскрывает значение творчества Дидло, его реформ для развития отечественного балета. Под впечатлением от балетов Дидло в русской литературе появилось немало бессмертных строк о танце, это и ода Державина, и стихотворение Грибоедова, посвященное Телешовой, и строки Пушкина в «Евгении Онегине», в «Руслане и Людмиле».
Говоря о поэме «Руслан и Людмила», Гроссман уточняет, что «сквозь ткань поэмы явственно проглядывают впечатления Пушкина-балетомана» [2, с. 398]: «...в обстановке поэмы сказываются декоративные черты феерических балетных постановок Дидло. Сад Черномора выдержан в тонах декорации к "Зефиру и Флоре", "Коре и Алонзо" и пр.» [2, с. 398]; «в такой же чисто балетной традиции выдержана сцена прибытия Ратмира в замок двенадцати дев» [2, с. 399]; «использование в сюжетных целях зеркала» [2, с. 399]; «система знаменитых полетов Дидло чувствуется на каждом шагу в пушкинской поэме» [2, с. 400]; «ощущается и впечатление от старинного оркестра, сопровождающего балетную постановку» [2, с. 401]. Гроссман подытоживает анализ влияния постановок Дидло на творчество раннего Пушкина следующими словами: «Никто не заметил, что великий поэт дебютировал поэмой-балетом» [2, с. 402].
Безусловно, мы говорим о взаимовлиянии Пушкина и Дидло, так как под впечатлением от творчества Пушкина Дидло, как известно, ставит в 1823 году балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» (композитор К.Кавос).
Следующей по времени опубликована в издательстве «Искусство» в 1937 году книга «Пушкин и искусство». Интерес для нас представляет статья Н. Шувалова «Пушкин и балет». Статья состоит из восьми разделов. В первых трех разделах речь идет о танцевальном театре пушкинской поры, о творчестве Дидло и о его танцевальной концепции. Начиная с чет-
вертого раздела рассматриваются балеты на пушкинские сюжеты: «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Черная шаль, или Наказанная неверность», «Золотая рыбка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Египетские ночи», «Бахчисарайский фонтан». Последний балет, по мнению автора, - лучшая работа по инсценировке произведений Пушкина. Особо следует выделить размещенный в конце книги раздел «Переделки для сцены пушкинских произведений (драма, опера, балет)». Это первая попытка систематизировать балеты, поставленные по пушкинским сюжетам. Перечень далеко не полный.
В 1949 году в Москве в издательстве «Музгиз» вышла книга «Пушкин на сцене Большого театра». Данная книга состоит из двух небольших статей: Е. Грошевой «Пушкин в опере» и Арсения Александровича Ильина (19111970) «Пушкинские балеты». В своей работе Ильин подробно характеризует балеты, поставленные на пушкинские сюжеты на сцене Большого театра в императорской России: «Руслан и Людмила или низвержение Черномора, злого волшебника... с сражениями, превращениями, машинами и великолепным спектаклем» (1821 год, балетмейстер А.П. Глушков-ский, муз. Ф.Е. Шольца), «Кавказский пленник, или Тень невесты» на сцене БТ (1827 год, балетмейстер Дидло, муз. Кавос, некоторые номера соч. Кубишта; сражения Н.Малышев), «Черная шаль, или Наказанная неверность» (1831 год, музыка разных композиторов, балетмейстер А.П. Глуш-ковский), «Золотая рыбка» (1903 год, муз. Л. Минкуса, балетмейстер А.А. Горский, художник К.А.Коровин), «Волшебное зеркало» (1905 год, муз. А.Н. Корещенко, балетмейстер А.А. Горский, худ. А.Я. Головин).
А.А. Ильин отмечает, что балет «Руслан и Людмила» (1821) является первым балетным спектаклем на сюжет литературного русского произведения, не предназначенного для сцены и созданного современником. Именно с этого произведения отечественный балет вошел в общий процесс развития русской культуры, так как в нем впервые было продемонстрировано, что балет может и должен являться серьезным искусством, отражающим передовые идеи своего времени. Также в данном балете впервые были выведены на сцену русские пляски. «Кавказский пленник» (1827) является первым русским романтическим балетом. Во второй половине XIX века на сцене Большого театра также было осуществлено порядка 20 постановок танцев в операх, написанных на сюжеты Пушкина. В отдельный подраздел выделены Ильиным балеты, поставленные на пушкинские сюжеты в советское время на сцене Большого театра: «Бахчисарайский фонтан» (1936 год, муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер Р.В. Захаров, либретто Н.Д. Волкова); «Кавказский пленник» (1938 год, муз. Б.В. Асафьева, либретто Р.В. Захарова и Н.Д. Волкова, балетмейстер Р.В. Захаров); «Барышня-крестьянка» (1946 год, муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер Р.В. Захаров, либретто Н.Д. Волкова).
В заключение Ильин пишет: «Своим развитием и расцветом балет Большого театра в огромной мере обязан благотворному влиянию Пушкина» [3, с. 110].
С 1956 по 1991 год Институт русской литературы (Пушкинский Дом) выпускал непериодическое сериальное издание «Пушкин. Исследования и материалы». Всего вышло 14 томов. Основная цель издания - введение в научный оборот фундаментальных исследований, посвященных основным проблемам пушкинистики. Пятый том, изданный в Ленинграде в 1967 году, посвящен Пушкину и русской культуре. Именно в этом издании впервые была опубликована статья Веры Михайловны Красовской (1915-1999) «Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии», состоящая из шести небольших разделов. Красовская подробно анализирует постановки, указывая на их достоинства и недостатки, значение для отечественного балета, а также на близость или, наоборот, удаленность от пушкинского сюжета.
В первом разделе рассмотрены первые балеты на пушкинские сюжеты, такие как «Руслан и Людмила» (1821), «Кавказский пленник» (1823), «Черная шаль» (1831). В начале второго раздела Красовская отмечает, что «после "Черной шали" Глушковского балетные труппы Петербурга и Москвы почти сорок лет не обращались к творчеству Пушкина. Русский балетный романтизм в зрелый период своего развития Пушкина, по существу, не знал» [4, с. 261]. Делает она и оговорку, что в 1854 году в Воронеже был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Г. Васильев) труппой Е.И. Андреяновой. Полноценных рецензий на данную постановку не сохранилось.
Далее Красовская подробно анализирует такую постановку на пушкинские сюжеты, как балет «Золотая рыбка» (1867, балетмейстер Артур Сен-Леон); 1903 год, балетмейстер А.А. Горский), отмечая, что обе они далеки от сюжета пушкинской сказки.
М.М. Фокин попытался преодолеть подобного рода балетную «галиматью», по выражению Красовской, постановкой балета «Золотой петушок» (1914 год на сцене Гранд-опера; на музыкальную драматургию оперы Рим-ского-Корсакова; 1937 год на сцене Ковент-гарден). Фокин полностью передает содержание сказки, но минусом оказалось другое - использование не балетной музыки.
В начале третьего раздела Красовская делает умозаключение, что «заимствованные у Пушкина сюжетные мотивировки еще не делают балет пушкинским. Хореографический образ вырастает из литературного не прямо, а только как осуществление образа музыкальной драматургии» [4, с. 265]. В третьем разделе анализируются балеты «Бахчисарайский фонтан» (1934 год, муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер Р.В. Захаров), «Кавказский пленник» (1938 год, на сцене Малого оперного театра, муз. Б.В. Аса-
фьев,а балетмейстер Л.М.Лавровский; 1938 на сцене Большого театра, муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер Р.В. Захаров), «Барышня-крестьянка» (1946 год, муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер Р.В. Захаров), «Медный всадник» (1949 год, муз. Р.М. Глиэра, балетмейстер Р.В. Захаров). Подвергая большинство постановок жесткой критике, Красовская отмечает высокий уровень балета «Бахчисарайский фонтан» (1934): «... главным достоинством тут была цельность и единство всех слагаемых действия» [4, с. 266].
В четвертом раздел Красовской приведен перечень из восьми балетов на произведения А.С. Пушкина, поставленных в советскую эпоху, который коротко изложен ею в статье, посвященной данной проблематике: «Балетной инсценировке в советском театре подверглись следующие произведения Пушкина:
пять поэм: "Бахчисарайский фонтан», "Кавказский пленник", "Цыганы", "Медный всадник", "Граф Нулин"; две сказки: "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
— из пяти "Повестей Белкина" - две: "Барышня-крестьянка" и "Станционный смотритель" (по третьей повести, "Гробовщик", музыка написана, но не воплощена сценически);
— из четырех маленьких трагедий - одна: "Каменный гость"» [4, с. 273]. В данном разделе анализируются постановки Ленинградского хореографического училища на пушкинские темы.
Пятый раздел посвящен балетным постановкам по сказкам Пушкина, осуществленным в советское время. Таких постановок было всего две: «Сказка о попе и о работнике его Балде» на сцене ленинградского Малого оперного театра (1940 год, муз. М.И. Чулаки, балетмейстер В.А. Варко-вицкий) и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1949 год, муз. А.К. Лядова, балетмейстер А.Л. Андреев). Красовская указывает, что «к тому времени дотошная иллюстративность в передаче литературного сюжета стала на балетной сцене общим правило. Вместе с тем метод буквального пересказа литературного первоисточника всё более исчерпывал себя» [4, с. 276].
В заключительном шестом разделе Красовская подчеркивает, что «"Бахчисарайский фонтан", открыв список советских балетов на пушкинские темы и положив начало жанру балета-пьесы, оказался и самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на советской балетной сцене» [4, с. 276].
Фундаментальным исследованием следует считать работу Юрия Иосифовича Слонимского (1902-1978) «Балетные строки Пушкина», вышедшую в издательстве «Искусство» в 1974 году, хотя рукопись была готова еще в 1946 году. В названия девяти разделов книги вынесены строки из произведений А.С. Пушкина. Основная задача работы - «собрать слова, строки, фразы о балете, танце, рассыпанные по многочисленным произведениям
Пушкина, привлечь к ним внимание» [6, с. 4]. Слонимский блестяще справляется с поставленной задачей, приведя подробный анализ «балетных строк» Пушкина.
Работа Н.И. Эльяша «Пушкин и балетный театр» (1970) подробно рассматривает эволюцию пушкинских балетов в контексте основных тенденций развития русской хореографии, ставя задачу воссоздать летопись балетов на пушкинские темы. В предисловии к изданию Эльяш пишет, что «Пушкинские балеты не только обогащали репертуар определенного исторического периода. Многие из них способствовали формированию новой эстетики хореографического искусства, утверждению самобытных черт русской школы классического танца» [8, с. 3]. Поднимается в работе вопрос, насколько пушкинскими были балеты при искажении сюжетной линии писателя. На это Эльяш отвечает, что балетный театр не сразу смог найти формы спектакля, которые бы во всем соответствовали духу пушкинского шедевра, но это не повод считать их не пушкинскими.
Интерес к творчеству А.С. Пушкину не прекращается: на балетной сцене поставлено множество спектаклей, в основе которых пушкинские сюжеты, герои или мотивы. Неоспоримый факт, что сюжеты произведений А.С. Пушкина обогатили отечественный балет, явились самым используемым материалом, привнесенным на балетную сцену из литературы. Творчество А.С. Пушкина облает уникальной способностью не устаревать, привлекая к произведениям всё новых балетмейстеров, что пополняет и развивает такой раздел балетоведения, как балетная пушкинистика.
Литература
1. Гозенпуд А.А. Пушкин и русский театр десятых годов XIX в. // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л., 1986. Т. 12. С. 28-59.
2. ГроссманЛ.П. Пушкин в театральных креслах. Л., 1926. 184 с.
3. Ильин А.А. Пушкинские балеты // Пушкин на сцене Большого театра М., 1949. С. 74-110.
4. Красовская В.М. Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии/ Пушкин: Исследования и материалы» / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л., 1967. Т.5. С. 255-277.
5. Светлов В.Я. Терпсихора (Глава «Пушкин и балет»). СПб., 1906. 351 с.
6. Слонимский Ю.И. Балетные строки Пушкина. Л., 1974. 184 с.
7. Шувалов Н. Пушкин и балет // Пушкин и искусство / под ред. Н. Шувалова. Л., 1937. С. 58-88.
8. Эльяш Н.И. Пушкин и балетный театр. М., 1970. 344 с.