Научная статья на тему 'Б. В. Асафьев - создатель первого советского телебалета'

Б. В. Асафьев - создатель первого советского телебалета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСАФЬЕВ / ASAFIEV / ПУШКИН / PUSHKIN / "ГРАФ НУЛИН" / "EARL NULIN" / БАЛЕТ / BALLET / КИНО / CINEMA / ТЕЛЕБАЛЕТ / ТЕЛЕМУЗЫКА / СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА / SOVIET MUSIC / TELEVISION / FILM-BALLET / MUSIC OF TV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ногина Екатерина Анатольевна

Статья посвящена первому советскому телебалету на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» (1940). Музыку балета написал Б. В. Асафьев ведущий советский музыковед и композитор. Появление «Графа Нулина» стало важным событием, как для развития балета, так и для телеискусства. Сочинение музыки в новом жанре требовало от композитора и нового подхода к организации музыкального материала. Написанное по принципам телемузыки, произведение Асафьева позволило добиться гармонии в синтезе средств кинематографа, музыки и балета, открыть новые возможности жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B. V. Asafiev is the creator of the first Soviet film-ballet

The article is devoted to the first Soviet film-ballet «Earl Nulin» (1940) on the subject of Pushkin. Music belongs to Asafiev, which is a famous Soviet musicologist and composer. The main genre of his work is a ballet. The appearance of the ballet «Count Nulin» by Asafiev was an important event for the development of the genre of ballet and television. Composing music in a new genre of composer demanded a new approach to musical material. Asafiev’s music written on the principles of a new phenomenon TV-music. This allowed the creators film-ballet achieve harmony combined resources of cinema, music and ballet and open new possibilities of the genre. This saves the characteristic features of the traditional form of ballet. But among the principles of the construction of the musical material in addition to musical patterns, can be identified and specific cinematic signs. Some scenes require fast frame the scene, which it was impossible to realize in a theatrical scene.

Текст научной работы на тему «Б. В. Асафьев - создатель первого советского телебалета»

УДК 782.91

Е. А. Ногина Б. В. АСАФЬЕВ -

СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО СОВЕТСКОГО ТЕЛЕБАЛЕТА

Борис Владимирович Асафьев вошёл в историю как одна из ключевых фигур музыковедения советского периода. При этом масштабы его композиторского наследия также более чем внушительны: 27 балетов, 11 опер, 4 симфонии, камерно-инструментальные, фортепианные сочинения, романсы и песни. Ведущим жанром в творчестве Асафьева-композитора стал балет, и большая часть этих произведений была написана в 1930-40-е гг., что представляется неслучайным.

К концу 1920-х — началу 1930-х гг. в советских партийно-государственных структурах возникли сомнения в «идеологической платформе» Асафьева. В журнале «Пролетарский музыкант» (РАПМ) его прямо обвинили в «формализме», «современничестве» и приверженности западным влияниям. Красноречивое свидетельство причисления Асафьева к левым течениям сохранилось также в первом издании Большой Советской Энциклопедии 1926 г.: «он [Асафьев] скорее всего может быть отнесён к русским представителям формального метода, хотя в последнее время у него замечается сильный уклон в сторону изучения бытовых основ музыки. Музыкальные симпатии Асафьева, при всей приверженности к Чайковскому, на стороне левых течений» [1].

В такой сложной ситуации Асафьеву приходилось корректировать каждое слово, а своими действиями опровергать выдвигавшиеся против него обвинения. В 1930-е композитор подвергает свою деятельность идеологической ревизии, перестаёт выступать в печати, отходит и от музыкознания. Он занимается преимущественно сочинением музыки. Большинство произведений по тематике отвечают официально установленным требованиям соцреализма1: например, балеты «Пламя Парижа», «Партизанские дни», симфониетта «Приветственная», посвящённая Красной Армии. Большую роль в широком распространении балетов Асафьева и их возрастающей популярности в 1930-е гг. сыграл запрет балетов Д. Шостаковича («Золотой век», «Болт»). Асафьев становится своего рода «монополистом» балетных сцен Ленинграда, Москвы и др., его балеты ставятся практически ежегодно: «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1936), «Партизанские дни» (1937), «Кавказский пленник», «Ночь перед Рождеством» (1938).

Композиторская деятельность Асафьева приходится на время становления советской музыкальной культуры и он, как активный участник процесса, заполняет

1 В 1932 г. в СССР была утверждена эстетическая доктрина о социалистическом реализме — искусстве «национальном по форме и социалистическим по содержанию», которое стало обязательным для всех советских деятелей культуры.

некоторые пробелы в жанровой палитре. Так, в конце 1930-х гг. он создает первую в советской музыке сонату для трубы и фортепиано, а также первый советский концерт для гитары с оркестром. Асафьев не остается в стороне и от научно-технического прогресса — в 1940 г. он пишет музыку к первому советскому телебалету на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»2. Б. В. Асафьев был весьма авторитетной фигурой музыкальной жизни того времени, а также композитором, чье балетное творчество высоко ценилось и было популярным, поэтому не случайно именно он получил заказ от Ленинградского телевидения.

Клавир балета написан в 1940-1941 гг., инструментован «Граф Нулин» весной 1941 и осенью 1943 гг. Экранизация была сделана в 1959 г. Центральным телевидением, в роли балетмейстера выступил В. А. Варковицкий. Свой балет Асафьев посвящает А. К. Лядову, у которого он учился в классе композиции после смерти Римского-Корсакова. В 1940 г. исполнилось 85 лет со дня рождения Лядова, возможно, именно с этой датой связано данное посвящение.

«Граф Нулин» — небольшая шуточная поэма, которая была написана А. С. Пушкиным в 1825 г. во время ссылки в Михайловском. По характеристике Д. С. Мирского, известного русского литературоведа и критика первой половины XX в., «Граф Нулин» — «блестящий и остроумный анекдот в стихах», написанный в той же ироничной, реалистической манере, что и «Евгений Онегин» [2]. Пушкинская тема в творчестве Б. В. Асафьева является предметом особого разговора. Пушкинские сюжеты в данный период творчества привлекали композитора, им написаны оперы «Медный всадник» (1939-1940), «Пир во время чумы» (1940), балеты «Бахчисарайский фонтан» (1933), «Домик в Коломне» (1943), «Каменный гость» (1943), «Гробовщик» (1943), «Барышня-крестьянка» (1945), музыка к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина (1936). С именем Асафьева связано появление «большой поэзии» в жанре балета, что подготовило почву для балетного театра 1950-х, когда в основе сюжетов преобладали выдающиеся литературные произведения («Медный всадник» Р. Глиэра, «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачатуряна).

Появление «Графа Нулина» Асафьева — важное событие как для развития жанра балета, так и для телеискусства. Телевидение еще только начинало свою историю в Советском Союзе: 1 мая 1931 г. впервые состоялся экспериментальный

2 Сюжет балета идентичен сюжету поэмы Пушкина и сводится к следующему: Пока молодой барин отбывает на осеннюю охоту, его жена Наташа скучает в усадебном доме. Безрадостное наблюдение за хозяйственными делами прерывает появление гостя, чья коляска перевернулась поблизости: «Граф Нулин из чужих краев, где промотал он в вихре моды. Свои грядущие доходы, себя казать, как чудный зверь, в Петрополь едет он теперь». Ночью граф Нулин пытается соблазнить провинциальную барышню, тайком пробравшись к ней в спальню, но, получив пощёчину, ретируется. Утром Наташа ведёт себя, как ни в чём ни бывало, и граф Нулин вновь тешит себя надеждами. Появление мужа вынуждает его покинуть усадьбу. В конце поэмы содержится намёк, что Наташа вовсе не так чиста, как может показаться: ночные похождения незадачливого графа больше всего забавляют её соседа Лидина, «помещика двадцати трёх лет».

выход в прямой телевизионный эфир, а в 1934 г. телевизионные изображения приобрели звуковое сопровождение. Телебалет, совершенно новый жанр для того времени3, впоследствии стал самостоятельным видом художественного творчества.

К концу 1940-х гг. электронные средства информации, и в том числе телевидение, переходят в разряд массовых. Естественно, что с появлением телевидения возникла и потребность в разнообразных и специфических телевизионных жанрах. Среди них — и те, которые уже существовали на театральной сцене, но теперь адаптировались для экранизации. Таким образом, культура могла стать еще более массовой и доступной широкой аудитории, к чему активно стремилась советская власть. Так появились фильм-балет и фильм-опера. Попав на экран, театральные постановки в целом сохраняли свою структуру, но при этом перенимали некоторые характерные черты кинематографа — монтажные технологии, дробность те-матизма, характерную для кадровой нарезки, и др.

При создании «Графа Нулина» Асафьеву пришлось пересматривать традиционную концепцию балетного жанра и трансформировать его в соответствии с техническими требованиями и особенностями восприятия телеискусства. В своих воспоминаниях Асафьев раскрывает историю возникновения замысла балета: «Совсем особняком стоит ото всех моих балетов законченный перед самой Великой Отечественной войной „Граф Нулин" (по Пушкину). Делал я его для ленинградского телевидения. В 1940 году я познакомился с телевизионной техникой и посмотрел один из балетных спектаклей, приспособленных для этого. Убедившись, что возможности тут исключительные, но что необходимо искать гибкие формы спектакля, новый облик кино-телевизионной хореографии, я посоветовал попробовать такое интересное дело через сферу комедийную и при том камерную, чтобы добиваться детализации пластики и кинетики движений в малом ансамбле с чуткими артистами-мастерами. Я же предложил как сюжет забавно-гротесковую поэму Пушкина „Граф Нулин". Лаконизм действия, подвижность, требование моментальных перемещений, что неосуществимо на больших громоздких сценах и что вполне отвечает телевизионным условиям. Но почти год мне потребовался для подготовки и на то, чтобы уточнить форму и все „интонационные слагаемые" спектакля. Одно из главных условий балетной музыкальной драматургии — отсутствие случайных ритмов. Произвол тут гибелен по множеству причин. И отбор ритмоформул и их чередование в композиции надо было строго обдумать, как и хронометраж. Ритм в создании хореографического образа имеет глубокое значение. С ним же связано и дыхание, и темп движений» [3].

Ориентируясь на новые условия реализации жанра, Асафьев вносит изменения в структуру балетного спектакля. Обращают на себя внимание его компакт-

3 Первые съёмки балета в России были произведены в 1908 г., когда в фильме «Пьеро и Пьеретта» (режиссер А. Дранков) зрители увидели танцевальный номер, исполненный артистами балета Мариинского театра. Хореографические номера стали появляться на телеэкранах в 1940-х гг. Вскоре телевидение стало знакомить зрителей не только с отдельными фрагментами, но и с целыми балетными спектаклями.

ные размеры — 35 минут. Этого времени как раз достаточно, чтобы не утомить массового телевизионного зрителя, сохранить интерес к жанру и органично вписаться в телевизионную программу.

Структура «Графа Нулина», таким образом, оказывается необычной: из-за краткости спектакля Асафьев отказывается от балетных актов и ограничивается делением на сцены, продолжая традиции одноактных балетов И. Стравинского. Спектакль состоит из восьми сцен, краткого пролога и эпилога. При этом сохраняются некоторые отличительные признаки традиционной формы: например, четвертая сцена построена как характерная балетная сюита, где чередуются вальс, полька, гавот, полонез, присутствуют две вариации — Графа Нулина и Натальи Павловны. Заканчивается сцена галопом — быстрым и виртуозным номером, который выполняет функцию коды:

Схема 1 Балет «Граф Нулин». Сцена 4

вальс полька вальс гавот вальс Урок Вариация I Вариация 2 Галоп

танцев (Граф Нулин) (Наталья (финал

(полонез) Павловна) сцены)

Некоторые сцены построены по принципам классических музыкальных форм. Например, первая сцена написана в форме классического 5-частного рондо:

Схема 2 Балет «Граф Нулин». Сцена 1

A B A C A

Andante Allegro moderato Tempo I Allegro molto moderato Allegro

Дворовая сценка У крыльца assai

В целом господствует сквозное развитие, но музыкальный материал балета отличается единством и логичностью формообразования. Асафьев пользуется традиционными приемами организации целого, такими как лейтмотивы, лейтжан-ры — вальс и русская песня-пляска.

Лейтмотивы выполняют здесь роль представления того или иного персонажа, а также формообразующие функции. Все главные герои имеют собственные лейт-темы. Лейттемой Барина (помещика и охотника), мужа Натальи Павловны, становится «тема охоты», которая написана по традиционной модели: характерная тональность F-dur, размер 6/8, пунктирный ритм, фанфарность, акцентирование звучания интервала чистой квинты, тембр валторн в оркестре4.

4 Данные признаки соответствуют топосу охоты, описанному Л. Кириллиной [См.: 4, с. 72-73].

Тема охоты5

Тема Натальи Павловны — это лирический романтический вальс, который отражает любовные чувства главной героини, а также воссоздает стиль эпохи. Обращение к жанру вальса, секвенционное развитие этого материала вызывает некоторые ассоциации с творчеством П. И. Чайковского:

Лейтмотив Натальи Павловны

Лейтмотивом Графа Нулина становится мелодия французской песенки «J'ai vu partout dans mes voyages» на стихи Ж. П. Беранже6, творчество которого было довольно известным в России XIX века.

5 Нотные примеры представляют собой иллюстрации первого издания клавира балета, который был издан в Москве в 1945 г. в издательстве Музыкального фонда союза композиторов СССР методом стеклографии в количестве 300 экземпляров. Автограф клавира не найден. Партитура балета не издана.

6 Пьер Жан де Беранже (1780-1857) — французский поэт и сочинитель песен. Известно, что его сочинениям присуща была сатрическая направленность: в них содержалась резкая критика аристократии, Людовика XVIII, иезуитов. В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма.

Лейтмотив Графа Нулина

Цитирование музыкального материала с целью воссоздания атмосферы эпохи, о которой идет речь — это одна из стилистических черт Асафьева-композитора, он нередко применяет данный прием7.

Сами по себе темы балета лаконичны, что связано с особенностями хронометража. Дробность тематизма необходима для кадровой нарезки, поэтому тема,

как правило, состоит из замкнутых коротких фраз, которые легко поддаются вычленению и вариантному трансформированию. Среди принципов построения музыкального материала помимо музыкальных закономерностей можно выделить и кинематографические. Некоторые сцены предполагают быструю смену кадров места действия, что невозможно было реализовать в условиях театральной сцены. Так, музыка третьей сцены балета представляет собой чередование коротких и контрастных музыкальных фрагментов. Первый из них в темпе Allegro интонационно основан на широких интервальных скачках и рисует картину быстро движущейся кареты, в которой едет Граф Нулин. Второй фрагмент — это лейтмотив Графа Нулина, тема французской песни на стихи Беранже, звучащая в медленном темпе с плавной мелодикой в размере 6/8. Данная тема рисует нам портрет графа, безмятежно наслаждающегося поездкой. При чередовании данных фрагментов чувствуется не музыкальная логика, а визуальное представление смены кадров. Музыкальные фрагменты прерываются без логического завершения: например, звучит первое предложение периода, затем начинается второе, но представлен только его первый такт,

7 Среди ранних опусов известен балет 1918 г. «Сольвейг» (впоследствии «Ледяная дева») на музыку Э. Грига, но здесь больше сказывалось влияние традиций постановок спектаклей на не балетную инструментальную музыку в духе дягилевских. Приемы цитирования и стилизации Асафьев активно использует в балетах 30-х гг. Балет «Пламя Парижа» содержит цитаты песен Французской революции и произведений композиторов Франции XVIII века — Гретри, Мегюль, Госсек, Лесюэр, Керубини. «Бахчисарайский фонтан» по А. Пушкину выдержан в стиле русской музыки 20-х гг. XIX века, то есть эпохи, когда была создана поэма Пушкина. Здесь использована цитата романса А. Гурилёва и цитата из Ноктюрна Дж. Фильда как воспоминание о потерянной «европейской» жизни. В «Утраченных иллюзиях» по О. Бальзаку стилизуется французская бытовая музыка первой половины XIX в. В балете «Граф Нулин», помимо французской песенки на стихи Беранже, использована цитата из песни «Вдоль по Питерской» (что вызывает ассоциацию с «Петрушкой» Стравинского, где эта песня звучит в четвертой картине).

а далее оно прерывается музыкой другого фрагмента. Когда же возобновляется звучание первого фрагмента, то оно начинается со второго такта второго предложения и музыка продолжается, т. е. даже без наличия визуального ряда понятно, что подразумевается смена кадра на исходный, а в целом — кинематографический принцип параллельного монтажа.

Сцена3

Сочинение музыки в новом жанре телебалета требовало от композитора нового подхода к организации музыкального материала. Но для музыки Асафьева принцип монтажности был не совсем новым: схожие моменты встречаются в его инструментальной музыке, которая никогда не предназначалась к экранизации. Аналогии с кинематографическим методом музыкального мышления вызывает включение активных маршевых эпизодов перед репризой во II и IV частях сонаты для трубы и фортепиано B-dur, материал которых резко контрастен предшествующему и напоминает приёмы «монтажного стыка», смены кадра.

Б. В. Асафьев Соната для трубы и фортепиано. Финал

Экранизация балета Асафьева «Граф Нулин» была осуществлена через восемь лет после его написания. Многие из приемов, использованных в этом новом жанре, становились открытием: съемки на природе, в ограниченном пространстве комнаты, частая смена ракурсов, параллельный монтаж и комбинированная

съемка, чередование игровых и танцевальных эпизодов, крупных и общих планов. Происходило сближение принципов игрового кино и балета, при котором телебалет становится не спектаклем, перенесенным со сцены на телеэкран, а абсолютно самостоятельным произведением, не имеющим сценического аналога и созданным специально для телевидения и по его законам.

Асафьев не увидел экранизации своего балета, так как она появилась уже после смерти композитора. Но теле-музыка, написанная по новым принципам, позволила добиться в «Графе Нулине» гармоничного сочетания средств кинематографа, музыки и балета, открыть новые возможности жанра. В последующие годы телебалет становится весьма популярным, появляются экранизации как современных, так и уже существующих произведений: «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, «Трапеция» С. С. Прокофьева, «Озорные частушки» Р. К. Щедрина, «Белые ночи» А. Шенберга, «Федра» А. Л. Локшина, «Московская фантазия» В. П. Артемова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Борис Владимирович // Большая Советская Энциклопедия. Т. 3. М.: Советская Энциклопедия, 1926. С. 577.

2. Мирский Д. Пушкин // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. С. 135-159.

3. Асафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Музыка. 1974. 296 с.

4. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. III Поэтика и стилистика. М.: Композитор. 2007. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.