УДК: 82-92; 070:004
ББК: 80; 76.0
Коломийцева Е.Ю., Крылова Н.В.
ПУБЛИЦИСТИКА ЮРИЯ ПОЛЯКОВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИИ 1990-Х ГОДОВ
Kolomiytseva E. Yu., Krylova N. V. YURI POLYAKOV'S JOURNALISM IN THE INFORMATION SPACE OF RUSSIA
IN THE 1990S
Ключевые слова: информационное пространство, медиареальность, публицистика, качественная журналистика, политическая журналистика, постперестроечный период, развал России, писатель-журналист, языковые игры, Юрий Поляков.
Keywords: information space, media reality, journalism, high-quality journalism, political journalism, the post-perestroika period, the collapse of Russia, writer-journalist, language games, Yuri Polyakov.
Аннотация: в современном медиаведении не представлен обобщающий взгляд на роль писателя-журналиста в средствах массовой информации, не определено его место в профессиональной журналистской среде. Однако стоит отметить, что литераторы активно участвуют в формировании отечественной медиареальности, выступая то в качестве публицистов, то в качестве журналистов, то в качестве редакторов в СМИ. Их деятельность в медиасреде можно интерпретировать как желание информировать граждан о значимых новостях в стране и раскрывать правду об этих событиях, что соответствует основным задачам качественной журналистики, к которой можно отнести и публицистику Юрия Полякова. Информационная деятельность писателя в 1990-е годы отличается политизированностью и сатирической интонацией, что обусловлено историческими событиями в России. Юрий Поляков поднимает самую важную тему того времени - становление и развитие политической и общественно-социальной системы в государстве. Публицистика писателя в данный период - это пример качественной политической журналистики, в которой затрагиваются такие события, как расстрел Белого дома, августовский путч, Первая чеченская война, выборы в Государственную Думу. Литератор на протяжении десятилетия отражает реальное положение граждан в постперестроечном пространстве, резко высказывается против представителей новой власти, объективно анализирует причины развала страны, неоднократно критикует ангажированность СМИ, упоминает о советской литературной системе как о благоприятной почве для творчества русских писателей. В целом публицистика литератора в 1990-е иллюстрирует то, как писателю-журналисту удаётся транслировать свои убеждения и принципы в информационном пространстве при наличии «идеологии» государства и политической направленности СМИ.
Abstract: the modern media science does not present a generalized view of the role of the writer-journalist in the media, his place in the professional journalistic environment is not defined. However, it is worth noting that writers are actively involved in the formation of domestic media reality, acting either as publicists, then as journalists, or as editors in the media. Their activities in the media can be interpreted as a desire to inform citizens about significant news in the country and to reveal the truth about these events, which corresponds to the main tasks of high-quality journalism, which includes journalism of Yuri Polyakov. The informational activities of the writer in the 1990s are characterized by politicization and satirical intonation, which is due to historical events in Russia. Yuri Polyakov raises the most important topic of that time - the formation and development of the political and socio-social system in the state. The writer's journalism during this period is an example of high-quality political journalism, which touches upon events such as the "Shooting of the White House", "The August Coup", "The First Chechen War", and elections to the State
Duma. For a decade, the writer reflects the real situation of citizens in the post-perestroika space, sharply speaks out against representatives of the new government, objectively analyzes the causes of the collapse of the country, repeatedly criticizes the media engagement, and mentions the Soviet literary system as a favorable ground for the work of Russian writers. In general, the writer's journalism in the 1990s illustrates how a journalist writer manages to translate his beliefs and principles into the information space in the presence of the "ideology " of the state and the political orientation of the media.
История русской журналистики свидетельствует о том, что на всем протяжении ее развития литераторы активно участвуют в формировании отечественной медиареаль-ности, выступая то в качестве публицистов, то в качестве журналистов, то в качестве редакторов в СМИ. Их деятельность в ме-диасреде можно интерпретировать как желание информировать граждан о значимых новостях в стране и раскрывать правду об этих событиях, что соответствует основным задачам качественной журналистики, к которой можно отнести и публицистику Юрия Полякова1.
Творчество Юрия Полякова определили два основных фактора - филологическое образование и журналистская профессия. В связи с этим закономерным представляется тот факт, что он стал популярным писателем перестроечной эпохи, затронувшим животрепещущие социальные темы - дедовщину в армии, формализм и очковтирательство в школе, карьеризм комсомольских и партийных работников («100 дней до приказа», «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба»), о чём, правда, сожалел впоследствии. Проза и публицистика Юрия Полякова взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для прозы характерна политическая тематика и проблематика, становящаяся со временем всё более острой. Для публицистики типичны яркие черты поляковской манеры - склонность к языковым играм, словотворчеству, парадоксам, интертекстуальности, иронии, зачастую довлеющей.
Юрий Поляков, как и многие отечественные писатели, активно участвовал в
1 Юрий Михайлович Поляков - советский и российский писатель, член Союза писателей, журналист, публицист, с 2001 по 2017 гг. являлся главным редактором издания «Литературная газета». В 2008 году был удостоен Большой Бунинской премии и золотой медали за лучшие произведения в жанре автобиографической прозы.
создании медиареальности конца ХХ века посредством публицистических текстов в таких разнонаправленных изданиях, как «Литературная газета», «День», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Правда», «Красная звезда», «Собеседник», «Столица», «Век» и другие. Политические изменения в стране побудили писателя к активной деятельности в качестве журналиста в информационном пространстве нового государства: Юрий Поляков поднимает самую важную тему того времени - становление и развитие новой политической и общественно-социальной системы в государстве. В тот период художественные «произведения Полякова были, пожалуй, даже ближе к публицистике, нежели к литературе. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Поляков стал часто и ярко выступать в прессе. Правда, к тому моменту ветер общественных настроений подул в другую сторону, и от писателя едва не требовали продолжать идеологическую обработку масс в преддверии назревающей смены политической формации»2.
Во время непродолжительной информационной свободы Поляков, в отличие от журналистов, активно участвовавших в идеологической агитации, задумывается о более глобальных вопросах становления и дальнейшего развития государства. Так, исследователь В.Ю. Соловьёв в работе «Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века» выделяет три главные темы в публицистике писателя, работающего на тот момент в «Комсомольской правде»: роль интеллигенции в структурно-политических изменениях в стране, ангажированность средств массовой информации властью,
2 Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. -М.: ВК, 2006. - С. 217.
проблема неоправданно критического взгляда на советскую действительность1. Они поднимаются в каждой статье писателя в то время. Однако главным лейтмотивом всей публицистики данного периода становится поиск ответа на вопросы: какие обстоятельства послужили причиной развала России и что делать в условиях современной реальности интеллигенции и народу? Ответы на них Юрий Поляков ищет во всех своих статьях и находит в особенностях социального устройства СССР. Также в работах писателя затрагиваются и другие темы, такие как судьба советской литературы («Почему я вдруг затосковал по советской литературе»); неуважение властью народа, что приводит к проблеме неуважения нашей страны другими государствами, а это в свою очередь влечёт за собой обесценивание подвигов русского народа в Великой Отечественной войне («Грешно плевать в Чудское озеро»); нивелирование значения слова «патриотизм» («Россия накануне патриотического бума»); зрелищность современной политической элиты («Зрелище»); преобладание «готтентотской морали» в политике, журналистике, искусстве («Готтентотская мораль»). Данный ряд можно продолжить оперативными откликами на исторические события 1990-х годов. Так, в статье «И сова кричала, и самовар гудел» повествуется об августовском путче, в работе «Оппозиция умерла, да здравствует оппозиция!» рассказывается о расстреле Белого дома, в тексте «Человек перед урной» отражается процесс выбора кандидатов в депутаты Государственной Думы и т.д. Все важные исторические события подаются Поляковым как неверное изменение государственного строя, как знаковые ошибки в политике новой власти. Литератор на протяжении десятилетия отражает реальное положение граждан в постперестроечном пространстве, резко высказывается против представителей новой власти, объективно анализирует причины развала страны, неоднократно критикует ангажированность СМИ, упоминает о со-
ветской литературной системе как о благоприятной почве для творчества русских писателей.
«По прошествии времени легче отделить зёрна от плевел, выявить истинную суть событий. У работников СМИ, как правило, такой возможности нет - и информационные, и даже публицистические тексты пишутся по горячим следам, и определить, на сколько был объективен журналист в том или ином своём выступлении, порой удаётся спустя лишь многие и многие годы»2, -пишет В.Ю. Соловьев. Данное высказывание исследователя достаточно точно иллюстрирует информационное пространство 1990-х годов, когда СМИ являлись выразителями мнений капитала и властных структур. О необъективности СМИ литератор неоднократно высказывается в своих статьях. Так, в работах «Я не люблю иронии твоей...» и «Из клетки в клетку» он утверждал, что новые тележурналисты с их всеобъемлющей иронией над политической оппозицией выступают в качестве ангажированных субъектов журналистики, не проявляющих профессионализма в информационной среде, а также напоминал о праве коммуникатора не быть «информационной заточкой в руках кого бы то ни было»3. В статье «Сло-воблуждание» Поляков поднимает проблему роли журналистов в развале страны, в ходе раскрытия которой задаёт главный вопрос: «Но, может быть, я злостно преувеличиваю роль журналистов в разгроме страны?»4, - и сам же отрицательно отвечает на него. По словам писателя, стоит лишь пойти в библиотеку и просмотреть периодику за декабрь 1991 года, когда было подписано Беловежское соглашение: издания и телерадиоканалы радовались отделению Минска, однако никто не заметил, что вместе с ним состав России покинули её исконные территории. Поляков считает, что СМИ во многом определили характер развития Чеченской кампании. Благодаря им президентом был выбран Борис Ельцин, они же сформи-
Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. -М.: ВК, 2006. - С. 220.
2 Там же. - С. 217.
3 Там же. - С. 218.
4 Поляков Ю. Словоблуждание. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/rsad/155823-pomokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
ровали новое потребительское сознание граждан. А в статье с ярким названием «Де-совестизация» Поляков даёт весьма острую оценку тогдашней русской журналистики: «Рыцари пера и микрофона сделали все возможное и невозможное, чтобы убедить общество, будто одновременный рост числа богатых и нищих - два абсолютно не зависящих друг от друга процесса. На мой взгляд, журналистика стала повивальной бабкой ублюдочного российского капитализма»1. В условиях манипулирования сознанием граждан в начале 90-х годов в СМИ стали востребованы журналисты-международники, у которых был опыт в идеологической борьбе, и лишь малая часть публицистов и журналистов пыталась сохранить объективный взгляд на происходящее. Среди них был и Ю. Поляков. Его информационную и публицистическую деятельность можно считать примером качественной журналистики, так как качество его текстов «альтруистично, оно необходимо, прежде всего, для удовлетворения потребителя, а не производителя. Необходимость предвидеть влияние своей продукции на общество не позволяет ему удовлетворяться сиюминутными выигрышами, его цель - улучшить качество жизни людей, позитивно повлиять на условия их существования, способствовать развитию личности, общества и государ-ства»2. Это отмечает и В.Ю. Соловьёв: «Одним из первых писательских откликов на августовские события стала статья Ю. Полякова в октябрьском номере журнала "Столица", вот только на фоне всеобщей безудержной эйфории беспристрастная и объективная оценка Поляковым действительности была воспринята "либеральной" интеллигенцией как прямой вызов. Хотя на самом деле писатель просто излагал вполне очевидное...»3.
Поляков Ю. Десовестизация. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823-pomokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
2 Иващенко Наталья Александровна Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой индентификации. Автореферат дис. ... кан. филологических наук. С- П, 2009 г. - 9 с.
3 Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в
начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы
отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. -М.: ВК, 2006. - С. 218-219.
В данный период в информационном пространстве наблюдается парадокс - субъективно-идеологические тексты журналистов и объективные публицистов.
В работах Юрия Полякова мы наблюдаем за реалиями 90-х годов в разных сферах жизни. Так, мы видим бедственное положение талантливых советских литераторов, не менее бедственное положение оставшейся интеллигенции и новую российскую жизнь, которая хуже советской стабильности. Писатель раскрывает перед читателем неприглядную сторону жизни народа: «Опаснейшая, скрытая, но все более открывающаяся безработица. Тропический рост цен, когда стоимость гипотетической потребительской корзины в несколько раз выше символической средней заработной платы. Взрыв преступности: идешь по улице и чувствуешь себя жестяным зайцем из тира. А "новые русские"? В своём большинстве они просто-напросто заняли место номенклатуры у госкормушки, только влезли туда с ногами и не столько едят -сколько "за бугор" утаскивают, подальше от остальных!»4. К власти пришли так называемые гостомыслы, люди, мыслящее как иностранцы, и стали разваливать государство: «Мы имеем неслыханный упадок национальной науки и культуры, неведомый даже в те времена, когда гостомыслы в кожанках пароходами сплавляли философов за границу»5. Однако писателю недостаточно раскрыть явные проблемы государства. Он обращается к причинно-следственным связям и делает вывод о том, что современное положение в стране зависит от изменения общественного сознания, которое он назвал десовестизацией - избавлением от общественной морали и совести: «Ну, на самом деле, в чём сегодня смысл предпринимательства? За большие деньги купить деньги очень большие, то есть дать взятку чиновнику и получить доступ к госбюджету. В чем сегодня смысл политики? Опу-
4 Поляков Ю. Грешно плевать в Чудское озеро. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
5 Поляков Ю. Наши Гостомыслы. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
стить соседнюю ветвь власти как можно ниже, а если не получается, выстрелить первым, лучше всего из танковых орудий. Вспомните, какими частыми гостями телеэфира стали уголовные авторитеты в начале 90-х! О сращении криминалитета, чиновничества и политиков сегодня говорят так, словно речь идет о нормальном социальном партнерстве, о чем-то наподобие нерушимого союза рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. А это уже пропасть.»1. Приведённые цитаты подтверждают важность текстов Юрия Полякова для журналистики того времени, на фоне вглядывающихся в светлое будущее СМИ публицистика писателя раскрывает общественные изъяны и объясняет социально-политические процессы, происходящие в обществе. Она соответствует основным задачам информационной деятельности литератора в журналистике: «Уже в середине девяностых он активно и последовательно отстаивал принцип "Важно не то, где говоришь, а то, что говоришь", выступая на страницах изданий самого различного толка - от левых до "либеральных"»2. Данной позиции придерживается и Захар Прилепин в своей информационной работе, которая заключается в популяризации художественных текстов и в передаче важной для аудитории информации3, по мнению писателя, вне зависимости от канала распространения. Информационную деятельность, которую в медиа-пространстве выполняют писатели-журналисты, определяют и как публицистическую, и как журналистскую. Так, в работе В.Ю. Соловьёва мы встречаем пометку: «А ведь он выступал уже, скорее, в качестве журналиста, а не приглашённого писателя»4. Вы-
Поляков Ю. Десовестизация. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
2 Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. -М.: ВК, 2006. - С. 219.
3 Прилепин З. Интервью. MblSLI обо всём // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Re6TP3l9aSw (дата обращения 21.09.2019).
4 Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в
начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. -М.: ВК, 2006. - С. 224.
ступление писателя в функции журналиста осуществляется за счёт жанра, выбранного им для участия в медиасреде. В первую очередь это публицистическая статья. Она является наиболее подходящей платформой для литераторов, так как подразумевает эффективное воздействие на аудиторию и выражение субъективной позиции.
Информационные тексты писателей всегда являлись примером качественной прессы, начиная с деятельности первых литераторов-журналистов (Н. Новикова, М. Ломоносова, И. Крылова, А. Сумарокова и т.д.), их последователей в XIX столетии (А.Пушкина, В.Белинского, Ф.Достоевского и т.д.), и продолжая информационной работой писателей в ХХ-ХХ1 веке. Мы наблюдаем общие принципы и цели их труда в СМИ. Сам Ю. Поляков в предисловии к сборнику статей «Россия в откате» пишет: «Почему поэты, прозаики, драматурги пишут статьи? Неужели они не могут свести счеты со Временем при помощи, скажем, могучего романа, острой поэтической строки или комедии, которую современники тут же растащат на цитаты? Могут. Да только процесс художественного творчества долог, противоречив и непредсказуем... Но что делать, когда требуется молниеносное врачебное вмешательство — тот же прямой массаж сердца? Ведь в обществе случаются события, от которых, как пелось в революционной песне, "кипит наш разум возмущенный". В такие минуты хочется сказать политикам, народу, да и самому себе всё и сразу, пока не остыл, не забыл, ведь отходчив русский человек, непростительно отходчив.»5, - подчёркивая тот факт, что публицистика для писателя это не только возможность транслировать свои взгляды, но и способ воздействовать на общество и государство. Они поднимают актуальные темы для социума и независимо от направления издания дают субъективно-объективную оценку событиям, процессам, явлениям действительности. Например, в статье «Гомо постсоветикус - человек недоумевающий» писатель даёт описание нового типа человека конца ХХ века. Человек недоумевающий пришёл на смену чело-
5 Поляков Ю.М. Невольный дневник. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/424997-rossiya-v-otkate.html (дата обращения 21.09.2019).
веку верующему, что, по мысли автора, было обусловлено особенностями социалистической системы, которая надолго убедила граждан в том, что светлое будущее обязательно настанет, именно поэтому русская интеллигенция и народ были убеждены в положительном исходе событий, а результатом стал развал страны. Портрет русского человека дополняется в статье «Десовести-зация», на страницах которой мы находим гражданина, искореняющего в себе классовую совесть, он уже готов воровать вагонами, заводами и пароходами.
Публицистические тексты Юрия Полякова характеризуются высокой степенью аналитичности, то есть они композиционно и содержательно основаны на доказательствах, которые приводит автор для аргументации своей точки зрения, однако чаще всего доказательствами служат аллюзии на литературные произведения, классику кинематографа, часто встречаются такие конструкции, как «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д. Статьи, посвящённые политическим событиям, отличаются повествовательно-художественной формой изложения материала. Эти особенности также объясняются возможностями писательской публицистики, которая «может тяготеть и к рассказу (фабульное повествование, яркая изобразительность), и к аналитической статье»1. Языковая манера Юрия Полякова меняется со временем, но затруднительно говорить о её качественном перерождении. В ней, скорее всего, господствует стихия эксперимента - и в этом автор постоянен. Нередко он находит удачные приёмы в конкретном тексте, но в последующих работах оставляет их без развития. А.В. Флоря, Н.Д. Яцук, авторы статьи «Идиостиль Ю. Полякова»2, определяют эту черту как стилистическую неоднородность.
Публицистика Юрия Полякова в 90-е годы была значима для журналистики, ко-
Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе: Вестник Томского государственного университета. Филология. - Т.: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2007. - 98 С.
2 Флоря А.В., Яцук Н.Д. «Идиостиль Ю. Полякова»: Вестник Удмуртского университета. История и филология. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014. - 163-168 С.
торая переживала не лучшие годы, она стала её качественным примером. Писатель в своих статьях призывает к критическому взгляду на действительность и к изменению политической ситуации в стране. Им были всесторонне рассмотрены политические события, объективно проанализирована работа СМИ, раскрыты недостатки общества, показано неприглядное лицо русской интеллигенции, описан новый тип человека. Такой всеобъемлющий и аналитический подход к отражению действительности характерен для деятельности писателей-журналистов в СМИ. Тексты Юрия Полякова характеризуются наличием социальной проблематики, скептического мировоззрения, иронии, юмора, публицистичностью, смешением стилей, эмоциональностью, любовью к языковому эксперименту. Этим чертам его творчества хорошо соответствуют использование слов с экспрессивными аффиксами и создание новых лексем, очень часто связанных с общественно-политической семантикой.
В работе «Публицистика сопротивления» А. Ципко даёт точную характеристику публицистическому творчеству Юрия Полякова: «Публицистика Юрия Полякова -это публицистика национального, народного сопротивления. Она произрастает из слияния воедино нравственной потребности в справедливости и глубинного ощущения принадлежности к своему народу»3. Журналистская деятельность Ю. Полякова в 1990-х начиналась с критики действительности современности посредством рассмотрения отрицательных черт в советском строе, а оканчивалась условной реабилитацией социалистического общества: «Нынешний политический серпентарий сделал невозможное: самим фактом своего существования он полностью реабилитировал советский режим со всеми его немалыми, надо заметить, пороками!»4. В перестроечный период его информационные тексты - - «это одно из
Ципко А. Публицистика сопротивления.
Электронная библиотека // URL: https://e-
libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
4 Поляков Ю. Десовестизация. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
наиболее глубоких исследований причин моральной деградации посткоммунистической России»1. Проблемы, о которых пишет литератор в это время, во многом касаются внутриполитических процессов в стране. Он освещает деятельность государственных органов управления и социально-политические процессы, что позволяет сделать вывод о том, что публицистика Юрия Полякова в 1990-х годах является примером политической журналистики, а также примером качественного контента, который в условиях ангажированности СМИ власти был необходим для формирования у аудитории объективного взгляда на реалии девяностых
годов. Сам Поляков оценивает свое публицистическое творчество следующим образом: «Я не боюсь предстать перед читателем в развитии. Мои ошибки, заблуждения, обольщения происходят не от желания приспособиться к очередному зигзагу истории, а от стремления разобраться в том, "куда влечет нас рок событий". В сущности, тот путь, который проделал молодой прозаик Поляков, сочинивший в начале 80-х "Сто дней до приказа" и "ЧП районного масштаба", прошла и вся думающая часть нашего общества. Мы все изменились. Правда, одни это сделали, ища правду, другие
- выискивая выгоду. С годами у меня, кстати, возникло ощущение, что честное заблуждение
- самый короткий путь к истине»2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иващенко, Н.А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой индентификации: автореферат дис. ... канд. филологических наук. - СПб., 2009. - 25 с.
2. Каминский, П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. Филология. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2007. - С. 97-105.
3. Поляков, Ю.М. Невольный дневник. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/424997-rossiya-v-otkate.html (дата обращения 21.09.2019).
4. Поляков, Ю. Словоблюдие. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
5. Поляков, Ю. Десовестизация. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
6. Поляков, Ю. Грешно плевать в Чудское озеро. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
7. Поляков, Ю. Наши Гостомыслы. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
8. Поляков, Ю. Паруса несвободы. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
9. Поляков, Ю. Гайка - оружие демократа. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
10. Поляков, Ю. Человек перед урной. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
11. Поляков, Ю. Словоблуждание. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
12. Поляков, Ю. Смена всех. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
13. Поляков, Ю. Зрелище. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
14. Поляков, Ю. Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
2 Поляков Ю.М. Невольный дневник. Электронная
--библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/ 424997-rossiya-
1 Там же. v-otkate.html (дата обращения 21.09.2019).
15. Поляков, Ю. И сова кричала, и самовар гудел. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 23.09.2019).
16. Прилепин, З. Интервью. MblSLI обо всём. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Re6TP3l9aSw(дата обращения 21.09.2019).
17. Соловьёв, В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова - М.: ВК, 2006.
18. Ципко, А. Публицистика сопротивления. Электронная библиотека. - URL: https://e-libra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html (дата обращения 21.09.2019).
19. Флор, А.В., Яцук, Н.Д. «Идиостиль Ю. Полякова» // Вестник Удмуртского университета. История и филология. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014. -С. 163-168.
20. Свитич, Л.Г Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 2 (29): в 2-х т. Т.2 Филологические науки. - С. 197205.