Научная статья на тему 'Публицистика У. Л. Гаррисона на страницах газеты «Либерейтор»'

Публицистика У. Л. Гаррисона на страницах газеты «Либерейтор» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публицистика У. Л. Гаррисона на страницах газеты «Либерейтор»»

авторов, а имена знаменитых книжных переплетчиков.

Жесткая ирония, отличающая повествование о «катастрофе» превращения библиофила в библиомана, универсально распространяется на всех участников истории, и в том числе на наивного повествователя, однозначно сочувственное отношение к герою которого явно высмеивается в новелле. Столь высокая степень авторской рефлексии о последствиях любви к книгам ставит под сомнение идею автобиографизма новеллы даже на фоне авторских признаний относительно собственной книжной одержимости. Иронически разыгрывая крайний вариант библиофильского сценария, Нодье, очевидно, так закрывает вопрос о возможности его автобиографического осуществления.

'Нодье имеет в виду библиофильскую моду оправлять ценные книги в дорогие, искусно сделанные переплеты.

Список литературы

Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. Аспекты проблемы. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

Нодье Ш. Библиоман // Нодье Ш. Читайте старые книги. М.: Книга, 1989. Кн. 1.

Нодье Ш. Любитель книг // Нодье Ш. Читайте старые книги в 2 кн. М.: Книга, 1989. Кн. 2.

Мильчина В. А. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Нодье Ш. Читайте старые книги: в 2 кн. М.:, 1989. Кн. 1.

М.ЖСтанковская, И.М.Удлер (Челябинск) ПУБЛИЦИСТИКА У.Л.ГАРРИСОНА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ЛИБЕРЕЙТОР»

1 января 1831 г. в Бостоне (Массачусетс) вышел первый номер первой американской аболиционистской газеты «Либерейтор» (The Liberator, 1831— 1865). Ее издателем, редактором и главным автором стал Уильям Ллойд Гаррисон (1805-1879). В своей первой редакционной статье «К публике» он четко обозначил свои цели и задачи и противопоставил себя рабовладельцам и тем, кто их поддерживает. На самой дешевой бумаге, самыми дешевыми чернилами, какие он только мог себе позволить, Гарри-сон написал самые пылкие и страстные слова, когда-либо направленные против рабства: «Я буду суров, как правда, и бескомпромиссен, как правосудие. Об этой проблеме я не желаю думать, говорить или писать с промедлением» [Гаррисон 1831].

В этом первом открытом публичном заявлении против рабства Гаррисон сформулировал свой знаменитый лозунг, начав войну против рабства: «Я буду искренен - я не буду увиливать - я не буду прощать - я не отступлю ни на дюйм - И Я БУДУ УСЛЫШАН». В этой одной фразе содержится не только позиция Гаррисона, но и отражены главные черты его публицистики: короткие, лаконичные предложения, в которых сконцентрировано все самое главное; тире - главный знак препинания, не-

© М.Л.Станковская, И.М.Удлер, 2009

сущий в себе энергию убеждения и выделяющий главные мысли; выделение крупным шрифтом самой сути, наиболее существенной мысли высказывания.

Создавая «Либерейтор», Гаррисон поставил перед собой задачу последовательного формирования в общественном сознании нетерпимости к рабству и тем, кто его защищает. 8 января 1831 г. в «Либерейтор» появилась его статья Truisms, где он обличает тех американцев, которые уверены, что «все люди рождены равными и имеют право на защиту, за исключением тех, у кого темная кожа и густые курчавые волосы» [Гаррисон 1831]. Используя прием противопоставления, Гаррисон выдвигает 24 тезиса, выражающие общественное мнение относительно рабства, сложившееся в американском обществе: «В Африке человек, который покупает или продает другого человека, - монстр из преисподней, в Америке он посланник небес; если белый человек необразован и порочен, он может свободно получать образование, но, если черный человек таков, общественное мнение диктует, что он должен содержаться в неволе и никогда не получать образования; чернокожих нужно держать в оковах: они настолько глупы, что не в состоянии позаботиться о себе сами».

Своим главным оружием Гаррисон избрал слово - честное, суровое и правдивое. Он был пацифистом, противником любого физического насилия. И тем не менее на страницах газеты «Либерейтор» всегда поддерживал восстания рабов, зачастую имевшие кровавый исход. 22 августа 1831 г. раб Нэт Тернер возглавил двухдневное восстание в Виргинии, в результате которого было убито 57 белых людей, включая семью Джозефа Трэвиса, хозяина Тернера. Южные рабовладельцы были напуганы этим событием и сделали все, чтобы подавить мятеж как можно быстрее. Тернер был повешен, более ста других рабов убиты или покалечены. После этих событий на страницах своей газеты Г аррисон воспевал храбрость Тернера и его товарищей: «Я не оправдываю рабов в их восстании, но и не осуждаю, а одобряю подобное поведение с белыми людьми. <.. .> Изо всех живущих на земле людей рабы имеют самые веские причины для защиты своих прав от жестокости и посягательств, поскольку никто не претерпевает столько притеснений, сколько они» [Fauchald 2005].

Время не меняло взглядов Гаррисона, и даже в преддверии кровопролитной Гражданской войны он продолжал хранить веру в возможность мирного освобождения от рабства, но по-прежнему на страницах «Либерейтор» появлялись его речи, полные восхищения смелыми невольниками-повстанцами, идущими на смерть ради своей свободы. «Бог знает, что мое сердце должно быть с угнетенными и всегда против угнетателей. Поэтому всякий раз, когда дело начато, я не могу не пожелать удачи восставшим рабам, - такую речь произнес Гаррисон 2 декабря 1859 г. в честь погибшего руководителя восстания Джона Брауна. - Мы тепло сочувствовали Джону Брауну со времени его ареста и до сих пор. Теперь

он в этом не нуждается, поскольку он вне страдания и носит венец победителя» [Гаррисон 1859].

Такая позиция выглядит весьма противоречиво. С одной стороны, Гаррисон приверженец идеи непротивления злу насилием. Он верит в неприкосновенность человеческой жизни в любых ситуациях. С другой стороны, он косвенно поддерживает и одобряет рабов, идущих убивать своих угнетателей и гибнущих в этой борьбе.

С 1855 г. восстания рабов участились. В это время Г аррисон уже утратил свое лидирующее положение в аболиционистском движении. Его бывшие сторонники осуждали Гаррисона за пассивность. В частности, известный общественный деятель и аболиционист Фредерик Дуглас считал, что необходимо переходить к активной политической борьбе. Возможно, Гаррисон и понимал, что одних слов во все обостряющейся обстановке уже недостаточно, но его глубокая религиозность, вера в Божью помощь не позволяли ему выступить с оружием в руках против рабовладельцев. «Я верю в ценность человеческой жизни во всех ситуациях. Поэтому я во имя Господа Бога лишаю оружия Джона Брауна и каждого раба на Юге. Но я и не останавливаю их. Потому что, если бы я сделал это, я был бы чудовищем», - заявлял он 2 декабря 1859 г. в своей речи «Джон Браун и принципы непротивления» [Гаррисон 1859].

В своих статьях и речах Гаррисон неоднократно уповал на Бога и его помощь в этой неравной и жестокой борьбе против системы рабства. Об этом он заявил уже в своей первой редакционной статье «К публике», которую завершил стихотворением, где говорит о том, что, пока течет кровь в его жилах, пока не разомкнутся цепи на руках рабов, пока притеснение не будет уничтожено, он будет бороться против рабства: «Такую клятву я даю - ТАК ПОМОГИ МНЕ БОГ» [Гаррисон 1831].

Неизменным оставалось и отношение Гаррисона к Конституции США, которая, по его мнению, узаконила рабство и приравняла невольников к диким животным. В 1832 г. в статье «По поводу Конституции и объединения» он писал, что американская Конституция - «самое кровавое и вызывающее по отношению к небесам соглашение, когда-либо созданное людьми для продолжения и защиты системы ужасающего зверства, когда-либо существовавшего на планете» [Гаррисон 1832]. А в 1854 г. Гаррисон заявил, что закон, который признает раба движимым имуществом, должен быть уничтожен. Здесь он идет до конца и не ограничивается лишь резкими высказываниями: в том же 1854 г. в знак протеста Гаррисон публично сжигает Конституцию под одобрительные крики толпы.

В период Гражданской войны (1861-1865) Гаррисон выступил на страницах «Либерейтор» с поддержкой политики Авраама Линкольна, победившего на президентских выборах в 1861 г. 20 мая 1864 г. Г аррисон произнес речь «Защита Линкольна», которая, как и большинство других его речей, была опубликована в «Либерейтор». В этой речи редактор «Либерейтор» признавал заслуги Линкольна, который «выразил свое серьезное желание полной отме-

ны рабства», «признал храбрость и гражданские права цветного населения страны», «вооружил более ста тысяч из них и призвал под свой флаг». Г аррисон заявил, что в преддверии кульминации борьбы против рабства, когда цель уже почти достигнута, он не желает резко высказываться против Авраама Линкольна [Гаррисон 1864].

В 1865 г., с окончанием Гражданской войны, в результате которой была принята XIII поправка к Конституции, отменившая рабство в США, и после тридцатипятилетней борьбы против рабства У.Л.Гаррисон завершил издание газеты «Либерейтор», заявив, что его аболиционистская миссия завершена. В свое время первый номер «Либерейтор» открывался стихотворением Гаррисона. И последний, от 22 декабря 1865 г., завершился стихотворением Уильяма Ллойда Гаррисона «Дух свободы», исполненным торжественного пафоса.

У.Л.Гаррисон был необычайно смелым, бесстрашным человеком, искренне преданным идее немедленного освобождения рабов и предоставления им всех гражданских прав. Но все-таки и его душу терзал один страх. На протяжении всего существования газеты «Либерейтор» он боялся не грубых слов критиков, не жестокости тех, кто ему угрожал, не тюремного заключения. Нет, самым главным страхом для него было то, что он может не быть услышан. К счастью, его страх был напрасным: его пламенные статьи и речи проникли в сердца людей, его меткое острое слово пронзило врагов. Он добился своего, не отступив ни на дюйм, как и обещал в самом начале издания «Либерейтор».

Список литературы Fauchald N. William Lloyd Garrison : abolitionist and journalist. http://books.google.com/books?id=333-xOs9cFoC&printsec=frontcover.

Garrison W.F. Defense of Lincoln [Electronic resource] // The Eiberator. May 20, 1864.

http://teachingamericanhistory.org/library/index.asp7do cument=566.

Garrison W.F. John Brown and the principle of non-resistance // The Fiberator. December 16, 1859.

http://teachingamericanhistory.org/library/index.asp7do cument=569.

Garrison W.F. On the Constitution and the Union // The Fiberator. December 29, 1832. http://fair-

use.org/the-liberator/1832/12/29/on-the-constitution-and-the-union.html.

Garrison W.F. To the public // The Fiberator. January 1, 1831. http://www.sewanee.edu/faculty/Willis/ CivilWar/documents/Fiberator.html.

Garrison W.F. Truisms // The Fiberator. January 8, 1831 .http://fair-use.0rg/the-liberat0r/l 831/01/08/truisms

О.Л.Данилова (Татарстан, Лениногорск) ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ОЧЕРКОВОГО ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЧЕРКОВ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА И Д.И.СТАХЕЕВА)

Трудность в определении термина «очерк» заключается в специфике функционирования произведений этого жанра в XIX и в XX вв. Во 2-ой половине XIX в. жанр этот существовал как свободная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.