Публицистика об эмансипации женщин в 1920-1930 гг.: идеи, их реализация и судьбы феминисток
Ольга Минаева
В статье рассматривается концепция эмансипации советских женщин, разработанная в трудах марксистских феминисток и реализованная в системе печати для женщин в 1920-1930 гг. Организаторами пропаганды в печати новых гендерных представлений и ведущими публицистами по «женскому вопросу» были деятельницы отдела по работе среди женщин ЦК ВКП(б) (Женотдела).
Ключевые слова: история России, история советской печати, Женотдел ЦК ВКП(б), советская печать для женщин.
РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г5.2020.8492
© Минаева Ольга Дмитриевна
доктор филологических наук,
зав. кафедрой истории и правового регулирования
отечественных СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
Эмансипация женщин была одной из важнейших социальных реформ советского периода, проходившая при участии государства, непосредственном руководстве со стороны ЦК ВПК(б) и значительном вкладе созданной в 1920-1930 гг. системы печати для женщин.
Деятельницы Женотдела были убежденными марксистками и, разделяя идеи феминизма, хотели достичь эмансипации женщин одновременно с другими социальными реформами в процессе построения нового строя. Поэтому многие исследователи рассматривают их как «марксистских феминисток» и представляется, что это точный термин .
Исследования истории журналов для женщин практически не велись в советское время, а за последние десятилетия были сделаны два серьезных исследования (Коломийцева, 2008; Смеюха, 2012) по типологии женской прессы за все три века истории российской журналистики. Советским журналам в них уделено немного внимания. Гораздо больше историками, социологами, культурологами изучается так называемый «женский вопрос», но не в ракурсе содержания прессы для женщин. Из работ по истории отечественного феминизма нужно отметить книгу Р. Стайтса (2004). Зарубежных исследователей привлекают
труды A.M. Коллонтай с ее борьбой за свободу личности женщины.
Система печати для женщин под руководством Женотдела ЦК ВПК(б)
В сентябре 1919 г. в структуре ЦК партии большевиков был создан Отдел по работе среди женщин - Женотдел ЦК ВКПб, в 1926 г. его преобразовали в Отдел по работе среди работниц и крестьянок. Женотделу ЦК партии подчинялись республиканские, краевые, областные и районные женотделы.
В создании Женотдела ЦК ВКП(б) значительную роль сыграла И.Ф. Арманд, после ее смерти в 1920 г. отдел возглавила A.M. Коллонтай. После ее ухода на дипломатическую работу заведующей Женотделом стала С. Н. Смидович (1922-1924 гг.), затем -К.И. Николаева (1924-1926 гг.) и А.В. Артюхина (1926-1930 гг.). Все они - убежденные большевички с дореволюционным опытом подпольной партийной работы. Длительное время заведующие Женотделом ЦК возглавляли журналы «Работница» и «Крестьянка».
«В 1918 г. партия только нащупывает методы работы. Периодической печати нет [имеется в виду женская печать. - О.М.] <...> В 1920 г. работа разворачивается: вырабо -таны организационные формы, и появляется наша периодическая печать»1, - писала в 1925 г. Л. Сталь. В 1917-1941 гг. насчитывалось 97 газет и журналов для женщин. Сначала это были преимущественно газеты, но после окончания гражданской войны основным типом женского издания становится журнал. В 1920 г. тиражом 20 тыс. экз. был выпущен первый номер журнала «Коммунистка»2, предназначенного для партийных работников и агитаторов. В «Коммунистке» печатались статьи и дискуссии по спорным вопросам «раскрепощения» женщин, например о «свободной любви» или последствиях разводов. Журнал «Крестьянка» начал выходить в 1922 г. сначала как «информационный материал» для местных агитаторов с приложением
«Долой неграмотность»3. Затем, учитывая отсутствие «популярной литературы для крестьянок», с июня 1922 г. Женотдел ЦК изменил его формат на полноценный массовый журнал, тираж поднялся с 5 тыс. до 15 тыс. экз.4 В 1923 г. вновь начал выходить журнал «Работница», который пытались издавать в 1914 г. и в 1917 г.
В других сегментах системы партийно-советских СМИ публикаций по «женскому вопросу» было немного. Это происходило по разным причинам - недостаток кадров, отношение к этим темам как к второстепенным, несогласие с трактовкой вопросов равноправия женщин и т.д. Именно поэтому Женотделу ЦК удавалось на протяжении 1920 гг. мотивировать необходимость количественного роста печати для женщин.
В январе 1930 г. Женотдел ЦК ВКП(б) был упразднен, т.к. партийные руководители сочли «женский вопрос» в СССР окончательно решенным. Был закрыт и руководящий журнал «Коммунистка», так как исчезала его целевая аудитория - сотрудники местных женотделов, закрыт и журнал «Делегатка», который издавался женотделом Московского городского комитета (МГК) ВКП(б).
Стоял вопрос о том, нужно ли вообще оставлять женскую прессу. «Мы со всей категоричностью заявляем, что еще не настало время для ликвидации женских изданий»5, - заявляла Н. Торская в 1930 г. Она мотивировала это тем, что тираж массовых женских изданий достиг 800 тыс. экз., (не менее 2 млн читательниц), а «общая печать» не сможет соответствовать специфическим запросам и нуждам этой аудитории, «выдерживать тот необходимый уровень популярности», который ей нужен.
В 1935 г. выходило 19 женских журналов, в 1941 г. накануне войны их было 16 (центральные и республиканские). Журналы «Работница» и «Крестьянка», активно боролись за увеличение своих тиражей. В годы второй пятилетки работниц было около 7 млн, а тираж «Работницы» не удавалось поднять выше 400 тыс. экз. Аудитория
«Крестьянки» была значительно больше, с мужчинами были более угнетенными и но тираж журнала в предвоенный период малограмотными.
не превышал 300 тыс. экз. Все части концепции эмансипации жен-
Говоря современным языком, включение щин, разработанной марксистскими феми-в повестку дня СМИ «женского вопроса» и нистками, логично связаны и отвечают на работа по созданию системы печати для основные вопросы реформы жизни женщин женщин - целиком заслуга Женотдела ЦК. и советского общества в целом. Они разра-За агитационными кампаниями и целена- ботаны на основе марксистских убеждений правленной пропагандой идей эмансипа- феминисток, которые не уставали повто-ции женщин в массовых женских изданиях рять, что интересы женщин тесно связаны не очень заметна глобальная цель - изме- с другими (общими) реформами, и поэто-нение гендерных стереотипов общества. му женщины должны активно поддержать Хотя именно на нее и были направлены борьбу за улучшение жизни всего народа. в конечном счете все усилия Женотдела. Основой взглядов, как Крупской, так и
Арманд, Сталь, Коллонтай и других, был Идеология эмансипации женщин принцип полной экономической незави-
Идеологами социал-демократического симости женщины. «Все это, т.е. самостоя-направления в феминистском движении тельная работа и самостоятельный зара-России были в первую очередь А.М. Кол- боток женщины, не могло не отразиться лонтай и Н.К. Крупская. Они имели дорево- на отношениях между мужем и женой. Же-люционный опыт пропагандистской рабо- на перестает быть рабой мужа, а делается ты, в том числе и в рамках феминистского равноправным членом семьи», - писала движения, и во многом сформировали по- Крупская в книге «Женщина-работница»6. литику советского правительства по эман- Напрямую связана с трудовой деятель-сипации женщин. ностью женщин идея Крупской о совмест-
А.М. Коллонтай была народным комис- ном и равном обучении мальчиков и де-саром государственного призрения (соц- вочек в школе. «Школа - место, где дети обеспечения) в советском правительст- учатся работать <...> а работа ведь основе с ноября 1917 г. по март 1918 г., откуда ва жизни, - мы с первых же шагов должны ушла в знак протеста против заключения развивать в них навык к совместной ра-Брестского мира. Именно благодаря ее боте»7, - отмечала она в статье «Совмест-деятельности на этом посту был упрощен ное обучение» в журнале «Русская школа» развод, улучшены условия труда женщин, еще в 1911 г. Девочки должны иметь такой узаконен декретный отпуск. А.М. Коллонтай же доступ, как и мальчики, к образованию разработала проект охраны материнства (от начального до высшего), причем обя-и младенчества, реализовать который ей зательно получать трудовые навыки. Лю-частично удалось на посту наркома. Она бые отступления от этого принципа поста-предусмотрела оплату декретного отпус- вят женщин в неравные условия на рынке ка, специальные дома для беременных и труда и в браке.
матерей, охрану труда беременной и кор- Коммунисты считали, что семья, которая мящей матери и т.д. нужна была для решения бытовых проблем
Н.К. Крупская, будучи заместителем нар- и воспитания детей, будет трансформиро-кома просвещения РСФСР, сыграла важ- вана или ликвидирована при коммунизме. ную роль в создании советской системы Всероссийский съезд работниц в ноябре образования. Везде в центре ее внимания 1918 г. констатировал, что «семья пере -помимо «детских» вопросов была рабо- стает быть нужной для общества, так как та с женщинами, которые по сравнению с победой коммунизма все хозяйственные
работы и заботы о членах семьи берет на себя коллектив, само государство трудящихся. Все материальные основы семьи исчезают. Брак превращается в свободный товарищеский союз двух равноправных, самостоятельно зарабатывающих членов великой трудовой семьи, <...> коллективное хозяйство должно заменить домашнее хозяйство и раскрепостить работницу как хозяйку. Воспитание и содержание детей на средства правительства (в яслях, детских садах, колониях и т.д.) должно снять материальную заботу о ребенке с отца и матери»8. По сути, это манифест женской партийной печати 1920 гг. Понятно, что резолюции съезда составляли Коллонтай и Арманд, а не работницы.
Н.К. Крупская писала: «Надо, чтобы государство <...> не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать. Это облегчило бы женщине до чрезвычайности ее положение, поставило бы ее на деле в равные условия с мужчиной»9.
В статье «Война и деторождение»10, написанной в 1920 г., она обосновала необхо -димость легализовать аборты, обозначив практически все аспекты темы абортов: как социальные, так и медицинские, психологические. Право на то, чтобы решать, сколько детей и когда иметь, - наиболее существенное право женщины, особенно когда содержать и растить этих детей часто приходится именно матери. С тех пор, как Крупская затронула тему легализации абортов, прошел целый век, уже доступны для всех средства контрацепции, но тема актуальна и сегодня, причем новых аргументов и противники, и защитники абортов за прошедшие годы не придумали.
Очевидна связь между тем, как Крупская писала о детях и их роли в жизни матери и как развивала эту тему женская массовая печать: «возня с ребятами»11, «работница видит много горя с детьми, много забот»!2, «как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения»!3. Выбор лексики формирует негативное отношение: «возня», «делишки», «много горя» с детьми, «привязана». В продолжение этой темы можно найти и рассуждения о «домашнем рабстве» и «каторге».
В женской прессе 1920 гг. активно формировалось негативное отношение к традиционным семейным отношениям. И.Ф. Арманд назвала семейный уклад «последней крепостью старого строя, старого рабства», которую нужно разрушить!4. Чаще всего избавлением от такой семьи становится развод.
В 1925 г. Женотдел ЦК ВКП(б) обсуждал!5 предложения в новый «Семейный кодекс». Это один из наиболее содержательных документов Фонда 17 РГАСПИ, посвященного работе Женотдела. С точки зрения интересов женщин обсуждалось, нужно ли упростить или усложнить развод, как обеспечить женщине возможность содержать детей в случае развода, как помочь вырастить детей в условиях бедности 1920 гг. и т.д. Этот документ приоткрывает нам практику работы Женотдела, глубокие знания его сотрудницами условий жизни женщин разных социальных слоев, понимание важности принимаемых решений и т.д.
А.М. Коллонтай в статье «Дорогу крылатому Эросу!» («Письмо трудящейся молодежи») высказала свои взгляды на то, чем, собственно, будет заменена семья в будущем. Коллонтай считала, что есть два вида любви. «Эрос бескрылый» - инстинкт воспроизводства, легко возникающее и быстро проходящее влечение пола, «противоречит интересам рабочего класса», так как это потакание похоти. Второй вид - «Эрос крылатый» - это любовь, сотканная из тончайшей сети всевозможных душевно-духовных
87
эмоций. Далее Коллонтай рассуждала о Судьбы революционерок-сложности «крылатого Эроса», уравни- феминисток
вая в этих рассуждениях мужчин и жен- Как судьба марксистских феминисток щин. Она приводила такие примеры: «од- влияла на их взгляды и есть ли связь меж-ного женщина любит "верхами души", с ним ду ними? Кто были деятельницы Женот-созвучны ее мысли, стремления, желания; дела ЦК?
к другому ее властно влечет сила телесного Александра Михайловна Коллонтай ро-сродства. К одной женщине мужчина ис- дилась в 1872 г. в богатой семье генерала. пытывает чувство бережливой нежности, Ее мать была уроженкой Финляндии. Алек-заботливой жалости, в другой он находит сандра получила отличное домашнее обра-поддержку и понимание лучших стрем- зование. После того, как сдала выпускные лений...»^. Публицист считает «важным с экзамены в гимназии, пробовала посещать точки зрения пролетарской идеологии и курсы и лекции. Рано вышла замуж, через желательным, чтобы чувства людей ста- три года разошлась с мужем, а маленького новились "многоструннее"»17 Этот вывод сына поручила заботам своей семьи. можно понять как призыв совмещать раз- Поиски полезной деятельности логичные виды любви к разным партнерам од- но привели А. Коллонтай в революцион-новременно, что, естественно, вызвало ное движение. Считая себя недостаточно шквал критики. образованной, поехала изучать социаль-
Манифест Коллонтай состоял в утверж- ные и экономические науки в университет дении равенства мужчины и женщины в со- в Цюрих, потом в Англию - знакомиться с циальных и межличностных отношениях. «рабочим движением». В результате Кол-Важно избавиться от «буржуазного чувства лонтай, по ее собственному признанию, собственности»: необходимо «равенство - осознанно выбрала марксизм. Была хоро-без мужского самодавления и рабского шо знакома с деятелями немецкой социал-растворения своей личности в любви со демократии, занималась журналисти-стороны женщины; взаимное признание кой, работала агитатором социалистов в прав другого, без претензии владеть без- нескольких странах Европы. Член РСДРП, раздельно сердцем и душой другого»!8. с 1915 г. состояла во фракции большевиков. В свете высказанных идей логичным ка- В 1920-1923 гг. возглавляла Женотдел ЦК жется вывод Коллонтай о том, что тради- РКП(б), затем была послом СССР в Норве-ционная семья перестанет быть нужной. гии, Мексике, Швеции. В годы Второй ми-А поэтому женщинам «самостоятельного ровой войны вела переговоры, которые труда» и «могущим самостоятельно вос- привели к выходу из войны Финляндии. питывать своих детей» нужно ответить на Умерла в 1952 г.
такой вопрос: есть ли необходимость «не- А.М. Коллонтай нравилось выступать пременно жить в одной комнате с любимым агитатором, убеждать в правоте своих идей. мужчиной»? (Говряков, 2015: 69) Уже на закате жизни Александра Михай-
Любовь, по мнению Коллонтай, будет ловна Коллонтай писала: «Тот энтузиазм, занимать подчиненное место в жизни жен- каким бывает "одержим" агитатор, про-щины (как и мужчины), тогда как обще- поведующий и борющийся за новую идею ственная и производственная деятель- или положение, это душевное состояние ность - основное. Считая главным делом сладко, близко к влюбленности. <...> Я са-своей жизни «утверждение равноправно- ма горела, и мое горение передавалось сти женщин», она назвала неудачей «непо- слушателям. Я не доказывала, я увлекала нимание» соратниками по партии ее идей их. Я уходила после митинга под гром ру-«в постановке брачного вопроса»!9. коплесканий, шатаясь от усталости. Я дала
аудитории частицу себя и была счастлива» (цит. по: Каравашкова, 1973: 48).
У статей А.М. Коллонтай сложный язык, они переполнены историческими примерами, научной лексикой. Такие понятия, как «сдвиг во всех областях жизни», «процесс исторического развития», «высокая производительность», «тысячелетия», «духовные скрепы», «брачный идеал» и т.д., вряд ли были знакомы малограмотной аудитории советской печати.
Коллонтай приписывали при жизни множество романов. В сорок пять лет она вышла замуж за двадцативосьмилетнего Павла Дыбенко - наркома по морским делам советского правительства, который происходил из бедной крестьянской семьи и едва умел читать. Этот брак продержался недолго, больше Александра Михайловна в брак не вступала. Собственно, ее жизнь полностью соответствовала ее взглядам. Она состоялась как личность и вошла в историю страны и эмансипации советских женщин. И в значительной степени судьба Коллонтай также сильно воздействовала на современниц, как и ее горячая пропаганда путей раскрепощения женщины.
Надежда Константиновна Крупская родилась в 1869 г. в дворянской, хотя и обедневшей семье. Окончила частную гимназию Оболенской, после смерти отца подрабатывала, давая уроки. Крупская вспоминала, что гувернантки и домашние учителя часто оказывались в унизительных ситуациях. Революционное движение было логичным выбором полезного поприща для Крупской. Во время ссылки в Сибирь вышла замуж за В.И. Ульянова (Ленина). Вся дальнейшая жизнь Крупской связана с партией большевиков. После Октябрьской революции создание новой прогрессивной системы образования, борьба с неграмотностью и за эмансипацию женщин были основным делом Н.К. Крупской, умершей в 1939 г.
Из публицистов Женотдела именно Крупская была наиболее активна в пропаганде своих взглядов. Количество ее публикаций
в центральных газетах за весь советский период - 798, в журналах - 734. Практически все темы, интересные для Крупской, взаимосвязаны: положение женщин, воспитание детей, вопросы школьного образования, быт, новые отношения в семье и т.д. Даже в статьях о библиотечном деле есть замечания о том, как книги формируют представления о гендерных ролях.
В публицистике мало проявилась ее личность. Исключением является лишь книга воспоминаний о Ленине: в ней Крупская -человек и женщина - немного открывается миру. Она пишет с юмором, отмечает интересные детали их жизни. В отличие от Коллонтай Крупская была застенчива (и сама это признавала), не любила привлекать к себе внимание.
Работу пропагандиста Крупская считала своим партийным долгом, хотя не находила у себя литературных способностей и публицистом себя не считала. Идейное наследие Крупской значительное, а в ее публицистике содержание всегда гораздо интереснее и важнее, чем форма.
Инесса Федоровна Арманд родилась в 1874 г. в семье оперных певцов, знала несколько языков, была хорошо образована. В 19 лет вышла замуж за А.Е. Арманда, сына богатого купца. В двух браках у нее было пять детей, что не помешало ей вступить во фракцию большевиков, участвовать в подпольной работе и в революции 1905 г. в России. Она активно агитировала за раскрепощение женщин после Октябрьской революции и возглавила созданный в 1919 г. Женотдел. Умерла в 1920 г. от холеры.
Также как и Коллонтай, И.Ф. Арманд предпочла революционную романтику мирным будням матери семейства. И в значительной степени демонстрировала воплощение своих взглядов в реальной жизни.
Из дворянской семьи происходила и Софья Николаевна Смидович, в первом браке жена П.В. Луначарского, старшего брата А.В. Луначарского. Родилась в 1872 г. Получила хорошее домашнее образование.
89
Член РСДРП с 1898 г. Второй муж - П.Г. Сми- агитмассовым отделом ЦК ВКП(б). С 1936 г. дович, тоже социалист. В 1919-1922 гг. она секретарь ВЦСПС. Умерла в 1944 г. возглавляла Женотдел Московского горко- Александра Васильевна Артюхина из рама партии, в 1922 г. - Женотдел ЦК РКП(б) бочей семьи, родилась в 1889 г., окончила вместо А.М. Коллонтай. Умерла в 1934 г. начальную трехлетнюю школу, с 12 лет ра-В революционном движении участво- ботала ткачихой, потом на машинострои-вало много образованных женщин из дво- тельном заводе. В 1910 г. вступила в РСДРП. рянских и разночинных семей. Тюрьмы и В 1912-1914 гг. в «Правде» публиковались ссылки, трудная жизнь подпольщиков, час- ее корреспонденции. С 1924 г. заместитель, то - разрыв с семьями и привычной сре- в 1926-1930 гг. заведующая Женотделом ЦК дой влияли на характер и систему взглядов ВКП(б). В 1924-1931 гг. - редактор журнала этих женщин. Не случайно у Людмилы За- «Работница». Затем работала председа-славской была фамилия-псевдоним Сталь. телем профсоюза текстильных работни-Людмила Николаевна Сталь (Заслав- ков и директором ткацких фабрик. Умер-ская) родилась в 1872 г. в семье фабрикан- ла в 1969 г.
та. В социал-демократическом движении У нас мало сведений о сотрудниках «Рас 1890 г. После Октябрьской революции ботницы» и «Крестьянки», только в некроло-была сотрудником Женотдела ЦК РКП(б), гах немного рассказывалось об их судьбах. заведовала отделом массовой литерату- Вот, например, что написали про Клавдию ры для работниц и крестьянок в Госиздате, Георгиевну Иванову. До революции была одновременно с 1924 г. - редактор журна- ткачихой, с тремя детьми ушла от самодула «Коммунистка». Умерла в 1939 г. ра-мужа. После Октябрьской революции Конкордия Николаевна Самойлова ро- девять лет работала в детских домах для дилась в 1876 г. Из семьи священника, по- беспризорных детей, в 1924 г. в Ленинский сле окончания гимназии, как и Крупская, призыв вступила в партию. «Последние год проучилась на Бестужевских высших семь лет тов. Иванова заведовала секто-женских курсах. Затем участие в студенче- ром расследования журнала "Работница". ском движении и революционная работа с Проявляла огромную любовь к делу, боль-арестами и ссылками. Была секретарем ре- шую чуткость и внимательность к каждой дакции «Правды» в 1912 г, в 1914 г. - участ- жалобе, к каждому сигналу рабкорки <...> ница выпуска первого номера «Работни- смело критикуя недочеты в работе невзи-цы». В ноябре 1917 г. руководила первой рая на лица»20.
конференцией работниц, была разъезд- Различия в уровне образования, разным инструктором ЦК РКП (б) по работе ные семейные истории и принадлежность среди женщин, работала в газете «Прав- к разным классам не препятствовала друж-да» и журнале «Коммунистка». Умерла в ной и солидарной работе в Женотделе и 1921 г. от холеры. в женских журналах женщин, прошедших
Клавдия Ивановна Николаева родилась в тюрьмы и ссылки, подпольную работу, а 1893 г. Работница переплетной мастерской, главное - сознательно выбравших такую из рабочей семьи, училась в начальной судьбу ради лучшей жизни для народа. Идеи школе и на курсах марксизма-ленинизма. эмансипации женщин, сформулированные В 1909 г. вступила в РСДРП. В 1917 г. вхо- марксистками-феминистками в самом об-дила в редколлегию журнала «Работница». щем виде, подробно и последовательно Заведовала женотделом и агитпропотде- развиваются в женской прессе. Возможно, лом Петроградского губернского комитета бывшие работницы несколько уравнове-РКП(б). В 1924-1926 гг. возглавляла Женот- шивали идеализм таких революционерок, дел ЦК ВКП(б), в 1930-1933 гг. руководила как Коллонтай.
Очевидно, что профессиональный уровень партийных женских журналов растет на протяжении всего довоенного периода. Но вопрос, как работницы с начальным образованием могли полноценно заниматься журналистикой, все же возникает.
Выводы
Отечественная партийная пресса для женщин содержала как агитационные лозунги, так и пропаганду целостного, мотивированного сценария того, как именно должна выстраиваться жизнь женщины через несколько лет или десятилетий. Этот сценарий был выстроен на основе
идей, высказанных в публицистике Александрой Коллонтай и Надеждой Крупской. В начале 1920 гг. условия жизни и экономика страны не позволяли реализовать все идеи феминисток, но в 1960-1970 гг. именно их модель была успешно реализована.
Несмотря на некоторые «перегибы» и попытки быстро, не считаясь с условиями и тендерными стереотипами общества, реализовать свои,безусловно,прогрессивные идеи установления равноправия женщин, марксистки-феминистки обогнали свой век и обеспечили следующим поколениям советских женщин возможности для самореализации.
Примечания
1 Сталь Л. Печать для работниц и крестьянок // Коммунистка. 1925. № 6. С. 44.
2 О деятельности отдела ЦК РКП по работе среди женщин // Коммунистка. 1920. № 5. С. 38.
3 Отчет отдела ЦК РКП по работе среди женщин // Известия ЦК РКП(б). 1922. № 7. С. 31.
4 Отчет отдела ЦК по работе среди женщин // Известия ЦК РКП(б). 1923. № 3. С. 105.
5 Торская Н. Задачи массовой женской печати // Коммунистка. 1930. № 2-3. С. 11.
6 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каиро-ва, Н.А. Константинова. M.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. Т. 1. С. 87.
7 Там же. С. 146.
8 Резолюция по вопросу «Семья и коммунистическое государство» // Коммунистическая партия и организация работниц: сб. статей, резолюций и конструкций: пособие для пропагандисток. M.: Коммунист, 1919. С. 120.
9 Крупская Н.К. Война и деторождением // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. M.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 6. С. 8.
1° Коммунистка. 1920. № 1-2.
и Крупская Н.К. Женщина-работница // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. M.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. Т. 1. С. 75.
12 Там же. С. 94.
13 Крупская Н.К. Война и деторождение // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. M.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 6. С. 8.
14 Блонина Е. Освобождение от домашнего рабства // Коммунистическая партия и организация работниц. С. 33.
15 Стенограмма совещания отдела работниц с выступлением АМ Коллонтай. 2 января 1925 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 140 А. 71 л.
91
16 Коллонтай А.М. «Дорогу крылатому Эросу!» // Молодая гвардия. 1923. № 3. С. 76.
17 Там же. С. 77.
18 Там же. С. 85.
19 Коллонтай А.М. Летопись моей жизни. М.: Academia, 2004. С. 267-269.
20 Прощай, дорогой товарищ! // Работница. 1938. № 2. С. 17.
Библиография
Говряков И.Ю. Каким быть социалистическому городу: проекты реформирования быта и советская женщина 1920-х гг. // МедиаАльманах. 2015. № 1. С. 67-72.
Каравашкова С.В. Публицистика А.М. Коллонтай, И.Ф. Арманд, Л.Н. Сталь, А.И. Ульяновой-Елизаровой в борьбе за укрепление международного рабочего движения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков: дис. ... д-ра филол. наук. Армавир, 2008.
Смеюха В.В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов): дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2012.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. М.: РОССПЭН, 2004.