Научная статья на тему 'Публицистические приемы провинциальной духовной периодики (на примере издания «Курские епархиальные ведомости» 80-х годов XIX века)'

Публицистические приемы провинциальной духовной периодики (на примере издания «Курские епархиальные ведомости» 80-х годов XIX века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОВЕДЬ / РЕЧЬ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА / ДУХОВЕНСТВО / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / SERMON / PROVINCIAL PERIODICALS / CLERGY / DIOCESAN GAZETTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрелкова Ольга Сергеевна

Материал статьи основан на анализе специфики материалов провинциальной духовной периодики 80-х годов XIX века, особое внимание уделено публицистическим приёмам, демонстрирующим самобытность духовной журналистики дооктябрьского периода. Изучение региональной духовной периодики будет способствовать построению целостной системы представлений о духовной жизни народа и всестороннему осмыслению такого явления культурной жизни России, как духовная литературная традиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLICISTIC METHODS PROVINCIAL SPIRITUAL PERIODICALS (ILLUSTRATED EDITION "KURSK DIOCESAN GAZETTE," THE 80-S OF THE XIX CENTURY)

The material is based on an analysis of specific materials provincial spiritual periodicals 80-s of the XIX century, it focuses on a publicist techniques, demonstrating the originality of the spiritual journalism pre-October period. The study of Regional Spiritual journalism will contribute to building a coherent system of ideas about the spiritual life of Russian province and comprehensive understanding the phenomenon of cultural life in Russia as spiritual literary tradition.

Текст научной работы на тему «Публицистические приемы провинциальной духовной периодики (на примере издания «Курские епархиальные ведомости» 80-х годов XIX века)»

Социально-лингвистические и филологические исследования

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ПЕРИОДИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «КУРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» 80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА)

Стрелкова Ольга Сергеевна, аспирант кафедры русской литературы Курский государственный университет, г. Курск Курской области, Россия

farysa@rambler. ru

Материал статьи основан на анализе специфики материалов провинциальной духовной периодики 80-х годов XIX века, особое внимание уделено публицистическим приёмам, демонстрирующим самобытность духовной журналистики дооктябрьского периода. Изучение региональной духовной периодики будет способствовать построению целостной системы представлений о духовной жизни народа и всестороннему осмыслению такого явления культурной жизни России, как духовная литературная традиция.

Ключевые слова: проповедь; речь; провинциальная периодика; духовенство; епархиальные ведомости.

PUBLICISTIC METHODS PROVINCIAL SPIRITUAL PERIODICALS (ILLUSTRATED EDITION "KURSK DIOCESAN GAZETTE," THE 80-S OF THE XIX CENTURY)

Olga Strelkova, postgraduate student dep. Russian Literature Faculty of Philology Kursk State University, Kursk - Kursk Region, Russia farysa@rambler. ru

The material is based on an analysis of specific materials provincial spiritual periodicals 80-s of the XIX century, it focuses on a publicist techniques, demonstrating the originality of the spiritual journalism pre-October period. The study of Regional Spiritual journalism will contribute to building a coherent system of ideas about the spiritual life of Russian province and comprehensive understanding the phenomenon of cultural life in Russia as spiritual literary tradition.

Keywords: sermon; provincial periodicals; clergy; diocesan gazette.

Рассматривая общий контур эпохи 80-х годов XIX столетия, следует отметить количественный рост прессы, чему способствовало численное увеличение грамотного населения. Тем самым обеспечивался спрос на печатную продукцию. В культурных слоях возрастает интерес к вопросам философски-религиозного характера. Оба эти обстоятельства укрепляют позиции региональной духовной периодики, предъявляя к ней вместе с тем большие требования. Таким образом, 80-е годы становятся временем широких перспектив и возможностей. Стремление «Курских епархиальных ведомостей» (далее по тексту - КЕВ) быть как можно более понятными и близкими простому народу и, в то же время, отвечать интерес-

ным мыслящей интеллигенции определило необходимость реформирования издания.

Исследование проводилось по материалам 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1887, 1888 годов. В рассмотренных материалах встречаются все риторические жанры, представлена проза (рассказы о чудесах) и поэзия (стихотворение на случай, духовное стихотворение). Количественно лидируют жанры традиционного красноречия (77 поучений, 53 слова, 33 речи, 9 бесед).

Можно выделить следующие группы произведений в жанре красноречия: посвященные религиозным праздникам и знаменательным датам; посвященные общероссийским праздникам и знаменательным датам; посвящённые жизни епархии, новостям, событиям, происшествиям. Произведения последней группы формально наследуют традициям риторических жанров, однако служат публицистическим целям. Дело в том, что собственно публицистических жанров в КЕВ практически нет. О жизни епархии читатель мог узнать из слов и речей, приуроченных к определённому событию. Репринты из центральных изданий: «Речь, произнесённая перед молебном по случаю открытия «Общества распространения религиозно-нравственных знаний в духе православной церкви» (прот. И. Васильев, из «Церковный вестник» № 19, опубликовано КЕВ № 10 от 1881 года), «Слово перед отправлением Высокопреосвященного Макария митрополита Московского и Коломенского» (из «Московских церковных ведомостей» № 25, опубликовано КЕВ № 13 от 1882 года) и проч. позволяют заключить, что данная тенденция характерна для всей религиозной периодики. Такое приспособление риторических жанров под публицистические цели, не могло не сказаться на звучании данных произведений. При сохранении структуры, происходит смещение идейного содержания от религиозно-философского к информационному. Примеров освещения региональных событий посредством риторических жанров множество. И.Городецкий «Слово при погребении воспитанника 1 класса семинарии Я.Ю.» (1881, № 4), М. Кле-венский «Слово, сказанное в Курском Знаменском Монастыре в день тезоименитства Великих Князей Павла Александровача и Петра Николаевича, 29 июня» (1881, № 14), законоучитель священник Костантин Бокадоров «Речь в день открытия Рыльской женской четырёхклассной прогимназии» (1881, № 18), И.Ш. «Речь, сказанная по случаю исполнения пятидесятилетия служения в пресвистерском сане священника отца Максима Вязьмина» (1881, № 19),Михаил Попов «Речь перед панихидой» (1881, № 5), Никита Фирсов «Поучение при основании храма, вместо сгоревшего в селе Русской Халамине» (1882, № 6), М. Клевенский «Речь при погребении настоятеля Суджанского Успенского собора И.Г.Тараповского» (1882, № 11), М.Клевенский «Речь (при освящении храма) (1882, № 13), А.Чистяков «Речь при открытии Курской духовной семинарии, по переселении ея из Белгорода в Курск» (1882 № 19-20), Павел Лебедев «Поучение при освящении иконостаса и стен приходского храма» (1882, №23-24), П.Н.Егорьев «Речь над гробом преподавателя Курской духовной семинарии Алексея Андреевича Чистякова» (1883, № 11) и т.п. Таким образом, церковное красноречие, традиционно определяемое, как «область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы» [1, 65], в 80-х годах XIX столетия переживает развитее, взаимодействуя в духовной периодике с публицистическими жанрами.

В особую группу можно выделить наставления, которые могут быть использованы как методический материал, или пища для вдохновения при подготов-

ке приходскими священниками проповедей для простого народа. Следует отметить, что проповедь для народа явилась особым видом духовного учительства, немыслимым без глубокого знания народной культуры. В «Заметке относительно материи для церковной проповеди» (1881, №11-12, 15, 19) говорится: «Молодые и малоопытные проповедники, при всём своём желании честно исполнить долг проповеднического служения, нередко затрудняться в выборе интересной и назидательной материи для проповеди, тогда как самая жизненная, интересная и назидательная материя для проповеди, так скажем, под руками, обработка которой не потребует особого труда, ни каких-либо особых многосторонних знаний». Подчёркивается, что не исключительно опыт общения с простым народом и даёт тот материал, от которого следует отталкиваться в проповеди. Автор заметки «представляет два несложных эпизода из случайных путешествий по Курской губернии, из которых каждый поймёт, - что требуется, ввиду современных обстоятельств, от церковной проповеди...». Проповедь для простого народа требовала от автора знания социальных проблем и мнения оперировать близким для простого народа фактическим материалом.

Говоря о содержании назидательных проповедей следует отметить их мно-готемность, которая не отменяла каноничности и традиционности текстов. Помимо разоблачения суеверий и предрассудков, слухов, лжеучений, в проповедях для сельского населения разъяснялась суть пастырства, важность нравственно-просветительской деятельности сельского духовенства. В проповедях для народа рассматривались также бытовые проблемы жизни крестьянства в пореформенный период: сектанство, разрушение патриархальных внутрисемейных отношений, использование земельных наделов и т.д. В названии проповеди зачастую отражалась тема: «Поучение к поселянам во время жатвы» (1881, №15), «Поучение при погребении церковного старосты» (1881, № 15), «Поучение к простому народу в день Покрова Пресвятой Богородицы» (1881, №21), «Поучение при освящении иконостаса и стен приходского храма» (1881, №23-24), «Поучение о том, что пьянство есть одна из причин народной бедности» (1883, №24), «Поучение о том, что семейные разделы есть одна из причин народной бедности» (1884, №1), «Поучение против сквернословия» (1884, №5), «Поучение об отношении живых к умершим против суеверного страха мертвых» (1887, №1) и проч. Как явствует из вышеперечисленного, для проповеди не существовало тематических ограничений, что и определило распространенность жанра.

Встречаются в КЕВ и собственно публицистические жанры, такие как очерк и заметка, но их крайне мало, и в силу специфики издания, они перекликаются с риторическими жанрами, в качестве примера можно привести «Проводы ректора Курской духовной семинарии, Архимандрита Митрофана к месту его епископального служения» (за подписью «Очевидец» № 7, от 1888 года) или ис-торико-этнографические очерки А.Танкова «Из истории раскола в Курской губернии» (1888, № 44), «Материалы для истории Курской епархии» (1888 г., № 19) и т.п. Можно заключить, что КЕВ являясь закрытым изданием, выработали свой собственный подход к решению публицистических задач. Система жанров КЕВ была отлична от светской периодики, что не отменяло реакции журнала на актуальные проблемы современности и не мешало освещать важные с точки зрения издания события губернии. Функции публицистических жанров отчасти выполняли жанры красноречия: речь, слово, проповедь.

Вместе с тем в 80-е годы активно публикуются материалы, в которых даётся трактовка писания. Рассматривается эпизод из Евангелия и даётся его оценочная характеристика. Построение произведений отличное от жанров красноречия. Авторы материалов Александр Лосев, В.З.

Проиллюстрировать группу этих произведений можно на примере сочинения А.Лосева «Воскрешение сына вдовы Наинской» (1883, № 15).

Произведения А.Лосева представляют собой некий цикл, объединённый единой целью - донести суть евангельских событий, раскрыть их смысл и значение, как в контексте христианского вероучения, так и применительно к настоящему дню. Поэтому данный эпизод он с самого начала вписывает в общий контекст: «Воскрешение сына вдовы Наинской - это второй случай, когда Христос своей Божественной силой возвращает умершего к жизни». Пересказывает событие с элементами художественности и историзма, даются необходимые пояснения, например, «Наин - небольшой городок, в переводе «красивый». Далее автор переходит к нравственным выводам: «Чудо это представляет несколько важных уроков для нравственной природы человека». «Та же сила, которая воскресила Наинского юношу, может воскресить и всех умерших». Итог звучит в духе жанров красноречия: «Познаем милосердие Господа к людям бедным. Он отец вдов и сирот, он утешитель плачущих, врач болящих, помощник беспомощных». Пример вдовы «научает нас, что не должно отчаиваться и тогда, когда не видим ниоткуда и утешения». Данные произведения катехизисные по своей сути. В них отсутствует диалогизм и полярность точек зрения, авторское начало очень ярко выражено. По своему звучанию скорее публицистичны, нежели художественны. От красноречия отличает то, что в проповеди, слове, беседе евангельские сюжеты нужны в качестве иллюстративного материала, они формируют доказательную базу оратора, обогащают примерами и призваны добавить весомости произведению. В произведениях А.Лосева наблюдается иная логика подачи материала. Цель автора раскрыть суть какого-либо конкретного события из Евангелия. Событие это занимает центральное место в сюжете, выводы и назидания идут как следствие и не оттягивают на себя основное внимание. Цель не воздействовать, а разъяснять. Произведения такого рода можно отнести в особую группу, условно называемую «катехизисная публицистика».

Помимо А.Лосева, в этом жанре появлялся на страницах КЕВ Василий За-луцкий (его материалы иногда выходят за подписью «В.З.»): «Объяснение сто третьего псалма», (1888, № 6), «Притча Иисуса Христа о милосердной самаритянке», (1888, № 48), «Рождение Господа нашего Иисуса Христа» (1888 №51-52). К данной группе произведений можно отнести произведение А.Курилловича «Сказание о Пилате и первосвященниках иудейских: Анне и Каифе, осудивших Христа на смерть» (1888, № 43), которое представляет собой повествование, имеющее некоторые черты рассказа, но не является самостоятельным оригинальным произведением.

Вопрос о жанровой природе данных произведений можно рассматривать в том ключе, что несмотря их близость к эпидейктическим произведениям, они представляют собой попытку приблизить красноречие к беллетристике, причём, они не наследуют традициям русской духовной прозы XIX в., а тяготеют именно к светской литературе, посредством беллетризованного пересказа библейских притч

и сюжетов. Вероятнее всего, в этом выражалась попытка реформировать и модернизировать канонические жанры.

В 1887 году А.Лосев публикует серию произведений в жанре красноречия, называя их «собеседование». От беседы отличает отсутствие диалогизма, однако присутствует непосредственное обращение к аудитории, имитируется речь. Например, в «Собеседование в День Введения во храм Пресвятой Богородицы» (1887, № 1) начинается с приветствия: «Православные христиане!», а в заключении снова звучит обращение к аудитории: «В заключение же всей нашей беседы обратимся с усердною сыновьею молитвою к Отцу Небесному, да возгреет он Милосердый в наших сердцах огонь святой любви к Святому храму - к матери нашей церкви!»

Поэзия в КЕВ 80-х годов представлена небольшим числом произведений, каждое из которых, однако, можно считать по-своему знаменательным явлением. КЕВ стремились к формированию у читателей представления о творчестве регионального духовенства и представителей семинарской среды, поэтому предпочтение отдавалось местным авторам. Тем не менее, в № 25 от 1888 года появляется стихотворение «Две дороги» за подписью Бажанов (без инициалов), что само по себе не характерно - причина в том, что личность автора чересчур известна, вследствие чего уточнения показались излишними. По всей видимости, автор этого стихотворения главный священник Двора и Гвардии протоиерей Василий Борисович Бажанов (1800-1883). Сын сельского диакона из Тульской губернии, ставший впоследствии законоучителем и духовником нескольких поколений царской семьи. Личность яркая, бесспорно одарённая. Помимо своей официальной деятельности он являлся автором значительного числа оригинальных и переводных сочинений духовно-нравственного содержания.

Стихотворение «Две дороги», опубликованное КЕВ без комментария и «привязки» к какому-либо событию, органично вписывается в концепцию издания, причем не только за счет тематики, но и как некая стихотворная проповедь. Именно внедрение подобных текстов на первый взгляд близких к светской литературе, далёких от канонических и уже архаичных богословских жанров, становится тенденцией, суть которой в поиске новых форм и способов трансляции идей православия для населения. При этом, не только не отвергаются наработки светской литературы, а напротив, активно задействуются и переосмысляются.

КЕВ 80-х годов уделяют серьезное внимание историко-этнографическому материалу. Стихотворные произведения публикуются так же и в тексте историко-этнографических очерков, прежде всего для иллюстрации каких-либо событий из истории Епархии. Серия очерков А.Танкова «Материалы для истории Курской епархии» знакомит читателей также и с творчеством некоторых её представителей: «До нас сохранилось в архивных документах благодарственное духовное стихотворение тогдашнего ректора Курской семинарии, архимандрита Никодима, впоследствии епископа Енисейского, посвященное пр. Илиодору» (1888, № 19).

Данные произведения можно отнести к категории наивной поэзии, за исключением того обстоятельства, что они явно наследуют фольклорной традиции. Технические погрешности этих произведений, с точки зрения издателей КЕВ, не отменяют ценности подобных произведений, и в рамках данного издания и культурной среды. И.Е.Иванова отмечает, что «посредством публикаций местных авторов провинциальная периодика создавала своего рода миф о провинциальной

литературе - шире - культуре, - которая создается провинциальным автором, не ищущим широкой литературной известности в контексте народнопоэтической и литературной традиции» [2, 33].

Для губернского города Центрально-чернозёмной России конца XIX века периодическое издание «выполняя функцию литературного, естественнонаучного и исторического периодического издания, провинциальная газета отразила одну из типичных черт культуры губернского города - полифункциональность». [3, 22-23]

Суммируя сказанное, можно утверждать, что региональная духовная периодика 80-х годов XIX в., опираясь на исторический опыт церковного красноречия и соизмеряя его с проблемами современной действительности, активно вырабатывала систему оригинальных публицистических приемов. Исследование публицистических текстов, использующих традиции жанров красноречия и духовной литературы в системе журналистских жанров, позволяет обосновать идейно-эстетическую целостность провинциальной духовной периодики XIX в. и определить ее место в историко-культурных процессах как России дооктябрьской поры, так и современности.

Литература

1. Еремин И.П. Лекции и статьи по древнерусской литературе. Л.: Изд-во ЛГУ , 1987. 326 с.

2. Иванова И.Е. Фольклор в системе журналистских жанров: мифосмыс-лы и мифотворчество (по материалам провинциальной - тверской - периодики XIX в.). Автореферат дис. ... докт. филолог. наук. - Тверь, 2006. 46 с.

3. Свешникова Е.Е. Социокультурная жизнь губернского города Центрально-чернозёмной России конца XIX - начала XX вв. (на примере Орла и Курска). Автореферат дис. ... канд. истор. наук. - Ярославль, 2008. 25 с.

Общественно-социальные и политические исследования

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД 2006-2010 гг.

Шарапов Алексей Владимирович, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат исторических наук

Алтайский филиал Сибирской академии государственной службы г. Барнаул, Алтайский край, Россия marin-sharapov@yandex. т

В статье описываются виды и структура третьего сектора в Алтайском крае. Раскрываются вопросы, связанные с взаимодействием органов государственной власти и гражданского общества в регионе. Проанализированы поправки нормативно-правовой базы, которые повлияли на деятельность некоммерческого сектора в Российской Федерации и Алтайском крае в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.