5. Voinova N. Mediagramotnost' — chto jeto takoe? Nuzhna li ona segodnja [Media literacy — what is it? Do I need it today], Youth uniform statements. MEDVED, 2017, December 10, available at: http://tymolod59.ru/12941 (accessed: 25.03.2021). (In Russian)
6. Noskova T. N., Yakovleva O. V. Sovremennyj student v mediasrede: voprosy professional'nogo razvitija [Modern student in the media environment: issues of professional development], Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 2, pp. 134-138. (In Russian)
7. Perevozova O. V., Vozilova E. V. Mediaprostranstvo kak uslovie formirovanija klipovogo myshlenija studentov [Media space as a condition for the formation of students' clip thinking], Innova-cionnaja nauka [Innovative Science], 2021, no. 4, pp. 170-173. (In Russian)
8. Perevozova O. V., Vozilova E. V. Mediagramotnost' pedagoga kak uslovie formirovanija cifrovoj kompetentnosti [Media literacy of a teacher as a condition for the formation of digital competence], Mat-rica nauchnogo poznanija [Matrix of scientific knowledge], 2021, no. 03-2, pp. 165-171. (In Russian)
9. Vyzhutovich V. Rossijane stanovjatsja bolee mediagramotnymi [Russians are becoming more media literate], Rossiyskaya Gazeta, 2020, October 22, available at: http://rg.ru/2020/10/22/valerij-vyzhutovich-rossiiane-stanoviatsiabolee-mediagramotnymi.html (accessed: 02.05. 2021). (In Russian)
10. Yarychev N. U., Cherednyakova A. B. Cennostno-akmeologicheskaja osnova kul'tury imid-zha v uslovijah cifrovoj transformacii [The value-acmeological basis of image culture in the context of digital transformation], Vestnik kul'tury [Bulletin of culture], 2021, no. 1 (65), pp. 64-71. (In Russian)
11. Cherednyakova A. B. Imidzhevaja kul'tura v kontekste kul'turologicheskogo podhoda [Image culture in the context of a culturological approach], Vestnik kul'tury [Bulletin of culture], 2018, no. 2 (54), pp. 53-58. (In Russian)
Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Романенко, И. Н. Публикационная активность как одна из ведущих форм обобщения и распространения педагогического опыта: проблемы и пути решения / И. Н. Романенко, О. Б. Прохорова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 97-104.
УДК 37.0 ББК 74.202
ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФОРМ ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
И. Н. Романенко, О. Б. Прохорова
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — подготовке преподавателем, работающим в системе профессионального образования, научной публикации как результата обобщения опыта педагогической деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности подготовки педагогическим коллективом научных публикаций. В статье анализируется круг изданий, в которых предположительно могут быть размещены публикации. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о формах и методах организации работы с педагогическим коллективом по обеспечению публикационной активности. Авторами прослеживается становление этой работы в колледже, обобщается практический опыт по данному направлению деятельности. Отмечается факт значимости непрерывного сопровождения преподавателя
в процессе работы над публикацией, оказания методической помощи. В заключение приводятся итоги комплексной работы образовательного учреждения по обеспечению публикационной активности преподавателей.
Ключевые слова: статья, научная публикация, публикационная активность преподавателя, методическая тема, информационно-аналитическая система Science Index.
В деятельность педагогических работников профессионального образования достаточно давно и прочно вошло такое направление, как публикация статей научного характера. Публикационная активность — эта та ступень педагогического мастерства, для которой характерно желание развиваться, изучать опыт других педагогов по актуальным для него вопросам, делиться своими наработками в освоенной профессиональной области. Преподаватель выступает в роли исследователя, представляющего результаты своей деятельности широкой общественности.
Потенциал, который заложен в возможностях публикации как ведущей формы освещения эффективного опыта педагогической деятельности, способен обеспечить всестороннее представление педагогического работника как исследователя, новатора, гармоничной личности, наделенной умением и желанием профессионально развиваться и реализовываться.
Сначала необходимо определить предмет обсуждения и обозначить многочисленные термины, которые традиционно употребляют при обсуждении такой неоднозначной темы, как публикация статей преподавателей.
Под публикацией понимается предание гласности, раскрытие какой-либо информации. Статьей называется научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Но при этом, говоря о статье, мы зачастую подразумеваем именно публицистическую статью. Причем необходимо отметить, что последнее время средства массовой информации статьей называют любые заметки или малые обзоры, новости и даже интервью. Между тем научная статья — это логически завершенное исследование какой-либо проблемы.
Также существует такое понятие, как научная публикация — основной результат деятельности специалиста, ученого. Главная цель научной публикации — сделать работу автора достоянием других специалистов и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография — научное издание, со-
держащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Тезисы докладов научной конференции — сборник, подготовленный для научной конференции. Наибольший интерес представляет научная статья, объемом до одного авторского листа, в которой проводится исследование на основе исходной информации с использованием определенного научного метода (в Российской Федерации один авторский лист составляет 40 000 печатных знаков с учетом символов препинания, цифр и пробелов).
Статья, как правило, размещается в научном сборнике, но может быть опубликована и в периодическом или продолжающемся научном издании, например в научном журнале или одном из научных сборников, выпускаемых с определенной периодичностью.
Научные статьи бывают следующих видов: теоретические, практические и методические. Теоретические статьи посвящены теоретическому поиску и объяснению закономерностей изучаемых явлений. Они неотъемлемо являются базой для проведения исследования в любой научной области. В практических статьях, как правило, представлен некий эксперимент, непосредственный опыт работы. Обязательной частью практической статьи является изложение результатов и их объяснение, полученное в процессе непосредственного соприкосновения с объектом исследования и воздействия на него. Методические статьи посвящены обзору процессов, методов, инструментов, позволяющих добиваться научных или прикладных задач [1].
Для преподавателя профессионального образования в большей степени характерны практические статьи, имеющие непосредственное отношение к освоению студентами профессиональных знаний и умений. Именно практические статьи представляют высокую ценность для профессионального сообщества, поскольку позволяют в полной мере оценить актуальные новшества в работе, возможности и результативность их применения в реальной педагогической практике.
Публикуются преподаватели в настоящее время достаточно активно, в самых разнообразных
источниках. Но, к сожалению, не всегда эти публикации имеют ценность для профессионального, а тем более для научного сообщества.
Для того чтобы понять, почему так происходит, необходимо задаться вопросом: «Когда, в каких случаях преподаватель задумывается о собственной публикации?». Казалось бы, очевидный ответ: «Когда есть интересные наработки, когда хочется чем-то поделиться с коллегами». Но на самом деле этот ответ не в полной мере отражает действительность.
Существует ряд причин, обусловливающих написание преподавателем научной статьи. Рассмотрим наиболее распространенные:
- публикация при подготовке к аттестации на квалификационную категорию;
- публикация как один из показателей при начислении стимулирующих выплат;
- традиционно сложившаяся в ряде образовательных организаций система, обязывающая к ежегодной публикации своих наработок.
По существу, знакомясь со многими публикациями, мы понимаем, что ряд авторов руководствовались именно этими соображениями. И лишь немногие действительно испытывали потребность делиться чем-либо новым, заявлять о себе как о практике, которому есть что привнести в педагогику от себя лично.
Очевидно, что статья, написание которой является обязанностью, вмененной преподавателю, в подавляющем большинстве случаев обречена на неуспех. И происходит это в силу того, что многие преподаватели не имеют полного представления о том, что такое научная статья, чем она отличается от публицистической, и тем более не владеют методикой написания, подготовки статьи к публикации. Но поскольку обязанность есть и выполнять ее каким-либо образом необходимо, педагоги идут теми путями, которые им доступны и удобны и в отношении создания статьи, и в отношении определения места ее публикации.
Данная проблема в последние годы приобрела актуальный характер, на что указывает увеличившееся число публикаций в научных журналах, посвященных проблемам подготовки научных статей [2].
Рассмотрим детально эти две проблемы: создание статьи и определение места ее публикации.
Работа над научной статьей — дело достаточно затруднительное, особенно когда нет необходимых опыта и знаний, поэтому преподаватели выбирают различные способы решения данной проблемы:
- делают интернет-публикацию уже имеющихся материалов (разработка учебного занятия, материалы с педагогического совета и т. д.);
- публикуют в печатных изданиях материалы компилятивного характера;
- готовят к публикации статью научного характера, основанную на собственном опыте, используя авторские разработки.
Для того чтобы подготовить и осуществить интернет-публикацию и получить сертификат, бывает достаточно 5-7 минут. Зачастую преподаватель действует по стандартной схеме: берет материал, который у него уже есть, и отправляет на какую-либо интернет-площадку. В качестве публикуемого материала может выступать конспект занятия, презентация к занятию, тематическое планирование и т. д. Однако возникают вопросы: «Кто оценивал публикацию? Кто принимал решение о возможности ее обнародования?». Как правило, полезную информацию из данных публикаций получить сложно, материалы зачастую сырые, не выверенные, с явными стилистическими и фактографическими ошибками, повторяющие друг друга. И если на заре возникновения подобных интернет-площадок были обсуждения публикаций, коллеги комментировали, делали замечания, спорили, то теперь многие из них остаются без откликов. Слишком много публикуется статей, слишком много повторов... отследить все и отреагировать на них нет ни времени, ни желания. Информативная составляющая подобных публикаций неукоснительно стремится к нулю, мы получаем так называемое «пустое множество»: текст есть, полезной информации нет.
Полностью отрицать значимость интернет-публикаций мы не можем, но вместе с тем необходимо понимать, как следует к ним относиться, и крайне разборчиво подходить к их оценке и тем более использованию в своей практике.
Следующий по популярности способ подготовки публикации — это подготовка материалов компилятивного характера для последующего размещения их в печатных изданиях.
Если обратиться к Большому энциклопедическому словарю, то компиляция — это составление сочинений на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников [3]. Достаточно распространенная практика подготовки публикации выглядит следующим образом: по желаемой для автора теме подбирается ряд источников и на основе их «собирается» собственная статья. В данной ситуации идут в ход такие приемы как парафраз (изложение идеи своими словами, использование большого
количества синонимов) и рерайт (передача основной мысли оригинала в своей стилистике, изменение структуры текста). Ценность подобной публикации для профессионального сообщества под большим сомнением, но радует уже то, что преподаватель сделал обзор источников по интересующей его теме, следовательно, узнал для себя новое.
Статья научного характера, которую педагог готовит к публикации, основываясь на собственном опыте, используя авторские разработки, — самая желанная и полезная с точки зрения информативности. Такие публикации встречаются и в интернете, и в печатных изданиях, но найти их среди массива «пустого множества», проблематично. Знакомясь с материалом, автор которого действительно понимает, о чем он пишет, для кого адресован его текст, можно почерпнуть для себя действительно что-то новое, неизбитое. Опыт, которым может поделиться преподаватель с коллегами, заслуживает внимания и способен привнести новые идеи в профессиональную деятельность педагога.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что значительная часть публикаций продиктована не столько желанием и возможностью обмена опытом, сколько потребностью в наличии факта публикации.
Но наряду с подготовкой статьи есть еще одна серьезная проблема — определение места ее публикации. Это является чрезвычайно актуальным в плане формирования собственной научной репутации.
До недавнего времени существовал и периодически обновлялся список Билла, в котором приводились названия изданий, специализирующихся на так называемых «мусорных публикациях». «Мусорная публикация» — публикация, созданная ради собственно публикации, для улучшения количественных показателей деятельности автора, без цели сообщить что-то новое. «Мусорные издания» — это журналы, принимающие за плату (причем зачастую довольно высокую) к публикации абсолютно любые материалы.
В 2015 г. по инициативе Д. Ливанова Министерство образования и науки Российской Федерации взяло процесс оценки качества публикаций под строгий контроль, вплоть до сокращения финансирования вузов, увеличивающих публикационную активность за счет публикаций именно в таких изданиях [4]. В 2017 году в интернет-издании «Газета» было опубликовано сообщение Геннадия Еременко, генерального директора Научной электронной библиотеки eLIBRARY
RU, интегрированной с РИНЦ (российский индекс научного цитирования), в котором отмечалось, что «более 300 „мусорных" журналов были исключены из РИНЦ» [5]. Это издания, которые занимались бесконтрольными публикациями, наращивая их объем в ущерб качеству публикуемого материала. Отличительные особенности подобных изданий: мультидисциплинарность, высокая стоимость публикации, отсутствие отказов в публикации / возвратов на доработку.
В настоящее время надежными источниками, подтверждающими репутацию издания, выбранного для размещения публикации, являются Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, интегрированная с РИНЦ (раздел «сведения о включении в РИНЦ»), и перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (перечень ВАК) [6].
Все это нас подводит к необходимости осознания двух фактов:
- научная статья создается на основе синтеза теории и приобретенного опыта с целью привнесения в практику работы новых идей, наработок, ориентирована на конкретного целевого потребителя;
- выбор места публикации осуществляется на основе понимания назначения статьи, целевой читательской аудитории, с учетом признан-ности издания научным сообществом.
Неоспоримым является тот факт, что перед любой образовательной организацией рано или поздно встает проблема позиционирования себя как транслятора педагогического опыта. Одним из вариантов распространения опыта работы выступает публикация материалов, подготовленных педагогическим коллективом образовательной организации. И именно в этот момент возникают ситуации, описанные нами выше.
Вместе с тем в практике работы Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета (НИУ) данное направление работы успешно развивается на протяжении многих лет. С 2014 г. публикационная деятельность педагогического коллектива осуществляется при полном контроле и сопровождении со стороны методической службы. До этого времени публикационная активность преподавателей колледжа носила ситуативный характер: статьи
готовились для конкретного сборника, публиковался достаточно узкий круг педагогов. В связи с этим было принято решение объединить работу над методической темой года и подготовку материала к последующей его публикации. Это потребовало внесения в план работы колледжа ряда изменений, касающихся подготовки
педагогического коллектива к работе над статьями, ранжирования получаемых результатов, деятельности по подбору мест публикации, обеспечения консультативной помощи. Схема организации работы колледжа по обеспечению публикационной активности педагогического коллектива представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организации работы колледжа по обеспечению публикационной активности педагогического коллектива
Разберем представленную схему. Работа по щая следующим критериям: быть актуальной
обеспечению публикационной активности ини- как для конкретного учебного заведения, так
циируется перед началом нового учебного года. и для всей системы образования в целом; отве-
Выбирается методическая тема, соответствую- чать интересам и возможностям преподавателей;
учитывать региональные особенности. Целесообразным является определение ведущего направления методической работы на период от трех до пяти лет, с разбивкой тематик по годам.
Следующий шаг — это определение преподавателями индивидуальной методической темы для работы в течение учебного года в рамках единой методической темы. Именно в работе над индивидуальной методической темой и ее раскрытии проявляются профессиональные особенности преподавателя, и это может стать основой для подготовки материала, который впоследствии может быть опубликован.
Для успешности работы преподавателя над индивидуальной методической темой необходимо содействие со стороны научно-методической службы колледжа, которое реализуется следующим образом:
- через организацию тематических инструктивно-методических совещаний, обучающих семинаров;
- создание творческих инициативных групп по решению наиболее сложных и актуальных проблем в контексте методической темы, позволяющих выработать коллегиальное решение;
- осуществление как индивидуального, так и группового консультирования, в том числе с участием привлеченных специалистов (например, сотрудников научной библиотеки — для эффективной работы в информационных системах, доступных преподавателям колледжа);
- планирование курсов повышения квалификации преподавателей колледжа для обеспечения научно-теоретической составляющей работы над методической темой.
Следствием работы преподавателя над индивидуальной методической темой является участие в ежегодной научно-практической конференции. Именно по итогам конференции отбираются материалы (доклады), на основе которых впоследствии готовятся публикации. Как
правило, из всех представленных на конференции докладов порядка 50-60 % впоследствии дорабатываются до уровня научной публикации. Это обеспечивается совместной деятельностью преподавателя и специалиста по учебно-методической работе по написанию статьи и подбором издания для ее публикации.
Итогом осуществляемой в течение года работы является публикация статей преподавателей колледжа в научных изданиях.
Здесь необходимо отметить, что публикационная деятельность преподавателей носит осознанный, плановый характер. Начиная с 2014 года преподаватели колледжа зарегистрированы в качестве авторов на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, интегрированной с РИНЦ. Следовательно, преподаватели колледжа не только осведомлены об информационно-аналитической системе Science Index, но и отслеживают собственные наукометрические показатели. В настоящее время порядка 85 % преподавателей колледжа успешно работают с информационно-аналитической системой Science Index.
Всей этой деятельности предшествовала серьезная подготовительная работа, направленная на формирование осознанной публикационной активности преподавателей колледжа, в основе которой желание и возможность делиться наработками, накапливать и распространять опыт.
Также необходимо отметить тот факт, что Многопрофильный колледж ИСТиС входит в ЮУРГУ (НИУ), деятельность которого неразрывно связана с преумножением и продвижением российской науки. Являясь структурной единицей университета, колледж поддерживает данное направление работы и выстраивает траекторию развития, нацеленную на повышение научной составляющей в деятельности преподавательского состава.
Библиографический список
1. Ванягина, М. Как написать и опубликовать научную статью : учеб.-метод. пособие / М. Ванягина. — [б. м.] : Интернет-изд-во «Издательские решения», 2020. — 120 с. — ISBN 978-5-4498-8646-0.
2. Ванюшкина, Л. М. Как написать хорошую научную статью для серьезного научного журнала? / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2019. — № 1 (27). — URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/kak-napisat-horoshuyu-nauchnuyu-statyu-dlya-serieznogo-nauchnogo-zhurnala (дата обращения: 02.05.2021).
3. Большой энциклопедический словарь // Академик : [сайт]. — 2021. — URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/enc3p/160970 (дата обращения: 15.04.2021).
4. Ливанов: Минобрнауки сократит финансирование вузам за «мусорные публикации» // ТАСС : [сайт]. — 2015. — 19 октября, URL: http://tass.ru/obschestvo/2359414 (дата обращения: 22.04.2021).
5. Исключенные из РИНЦ журналы // PhD в России. Портал аспирантов и докторантов : [сайт]. — 2017. — 22 апреля. — URL: https://phdru.com/blacklisted/rinzexpelled/ (дата обращения: 28.04.2021).
6. Рецензируемые научные издания // Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт]. — 2021. — URL: http:// arhvak.minobrnauki.gov.ru/web/guest/87 (дата обращения: 27.04.2021).
For citation: Romanenko, I. N. Publication activity as one of the leading forms of generalization and dissemination of pedagogical experience: problems and ways of solution / I. N. Romanenko, O. B. Prokhorova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 97-104.
PUBLICATION ACTIVITY AS ONE OF THE LEADING FORMS OF GENERALIZATION AND DISSEMINATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION
I. N. Romanenko, O. B. Prokhorova
The article is devoted to an urgent problem today — the preparation of a scientific publication by a teacher working in the vocational education system as a result of generalizing the experience of pedagogical activity. The characteristic features of the preparation of scientific publications by the teaching staff are highlighted and described. The article analyzes the range of publications in which publications can presumably be placed. The question of the forms and methods of organizing work with the teaching staff to ensure publication activity continues to be debatable. The authors trace the formation of this work in college, summarize practical experience in this area of activity. The fact of the importance of continuous support of the teacher in the process of working on the publication, providing methodological assistance is noted. In conclusion, the results of the comprehensive work of the educational institution to ensure the publication activity of teachers are presented.
Key words: article, scientific publication, teacher's publication activity, methodological topic, information-analytical system Science Index.
References
1. Vanyagina M. Kak napisat' I opublikovat' nauchnuju stat'ju: Uchebno-metodicheskoe posobie [How to write and publish a scientific article: Study guide]. Internet publishing house "Publishing solutions", 2020, 120 p., ISBN 978-5-4498-8646-0. (In Russian)
2. Vanyushkina L. M., Tikhomirov S. A., Kurakina I. I. Kak napisat' horoshuju nauchnuju stat'ju dlja ser'eznogo nauchnogo zhurnala? [How to write a good scientific article for a serious scientific journal?], Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie [Traditional applied art and education], 2019, no. 1 (27), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7kak-napisat-horoshuyu-nauchnuyu-statyu-dlya-serieznogo-nauchnogo-zhurnala (accessed: 02.05.2021). (In Russian)
3. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar'. Akademik, 2021, available at: https://dic.academic.ru/dic. nsf/enc3p/160970 (accessed: 15.04.2021). (In Russian)
4. Livanov: Minobrnauki sokratit finansirovanie vuzam za «musornye publikacii». TASS, 2015, October 19, available at: http://tass.ru/obschestvo/2359414 (accessed: 22.04.2021). (In Russian)
5. Iskljuchennye iz RINC zhurnaly. PhD v Rossii. Portal aspirantov i doktorantov, 2017, April 22, available at: https://phdru.com/blacklisted/rinzexpelled/ (accessed: 28.04.2021). (In Russian)
6. Recenziruemye nauchnye izdanija. Vysshaja attestacionnaja komissija (VAK) pri Ministerstve nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii, 2021, available at: http://arhvak.minobrnauki. gov.ru/web/guest/87 (accessed: 27.04.2021). (In Russian)
Романенко Ирина Николаевна, специалист по учебно-методической работе Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат наук (PhD), Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Romanenko Irina Nikolaevna, Specialist in Educational and Methodological Work, Mul-tidisciplinary College of the Institute of Sports, Tourism and Service, the South Ural State University (NRU), Candidate of Sciences (PhD), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: irina_74_07@ mail.ru
Прохорова Ольга Борисовна, директор Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Prokhorova Olga Borisovna, director of the Mul-tidisciplinary College of the Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: prokhorovaob@ susu.ru
Сведения для цитирования: Суфлян, Л. Ю. Концептуальный компонент процесса формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к своей профессиональной деятельности / Л. Ю. Суфлян, Н. П. Шитякова, Н. М. Чилингер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 104-110.
УДК 377 ББК 74.57
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. Ю. Суфлян, Н. П. Шитякова, Н. М. Чилингер
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к своей профессиональной деятельности. Ее актуальность обусловлена содержанием национального проекта «Образование» и требованиями ФГОС СПО к результатам освоения Программы подготовки специалистов. В статье раскрыты основные элементы ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к своей профессиональной деятельности. Представлены результаты творческой работы педагогов Троицкого педагогического колледжа по проектированию концептуального компонента процесса формирования у студентов исследуемого отношения к педагогической деятельности. Авторы приходят к выводу, что в процессе формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к своей профессиональной деятельности необходимо опираться на следующее концептуальное положение: непосредственным источником смыслообразования являются потребности, мотивы и значения ценностей, принятые разными научными, социальными и иными сообществами.
Ключевые слова: ценностно-смысловое отношение, мотивы, ценности и смыслы, формирование мотивов, ценностей и смыслов педагогической деятельности.
Проблема развития ценностно-смысловой сферы личности интересовала психологов и педагогов на протяжении многих лет. Философские и психологические аспекты понятия «отношение» рассмотрены в работах Б. Г. Ананьева, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, В. Н. Мясище-ва, В. Н. Сагатовского и др.; определены психологические механизмы развития смысловой сферы личности (Е. Ю. Артемьева, Б. С. Бра-тусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.); исследовано развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся в качестве образовательных целей (И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, В. И. Сло-бодчиков, Д. И. Фельдштейн и др.); раскрыто понятие «смыслоориентированное образование»
(Е. Г. Белякова и др.), ведется поиск педагогических условий развития ценностно-смыслового отношения студентов к профессионально-педагогической деятельности (И. О. Бакланов, Е. В. Калюжная и др.). Типологию педагогических ценностей в своих трудах представили С. Г. Вершловский, Н. Ю. Гузева, В. А. Сласте-нин, Е. Н. Шиянов, Дж. Хазард и др.
Тем не менее степень разработанности проблемы формирования ценностно-смыслового отношения обучающихся к педагогической деятельности мы считаем недостаточной: требуется уточнить этапы этого процесса и его элементы, особенности структуры и содержания; определить показатели сформированности и эффективный инструментарий для его объективной