Научная статья на тему 'Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока'

Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тория Рита Александровна

Государственные финансы и финансы местного самоуправления используются для удовлетворения различных сторон публичного интереса. Публичные финансы выражают только часть денежных финансовых отношений, а именно те, посредством которых происходит формирование публичных фондов денежных средств. Публичные финансы система организованных государством денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств. В статье отмечается какое влияние оказывают публичные финансы на поддержание специальных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Finance as a mechanism of ensuring the rights and freedoms of the indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East

Public Finance and Finance of local government is used to satisfy the various parties in the public interest. Public Finance Express is only part of the cash financial relations, namely those by which the formation of public funds of funds. Public Finance is a system organized by the state of monetary relations, in which the formation, distribution and use of public funds of funds. The author tells us abiut the impact of public finances on the maintenance of the special rights of small indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East.

Текст научной работы на тему «Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»

2.4. ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Тория Рита Александровна, канд. юрид. наук, доцент, член Международной ассоциации финансового права, член Ассоциации юристов России. Должность: доцент. Место работы: Московский институт управления и права. Филиал: филиал в Карачаево-Черкесской Республике. Подразделение: кафедра государственно -правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: Государственные финансы и финансы местного самоуправления используются для удовлетворения различных сторон публичного интереса. Публичные финансы выражают только часть денежных финансовых отношений, а именно те, посредством которых происходит формирование публичных фондов денежных средств. Публичные финансы - система организованных государством денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств. В статье отмечается какое влияние оказывают публичные финансы на поддержание специальных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: публичная финансовая деятельность; финансовая политика государства; специальные права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; нормативные правовые акты; правовое регулирование.

PUBLIC FINANCE AS A MECHANISM OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST

Toria Rita Aleksandrovna, PhD at law, associate Professor, member of the International Association of financial law, member of the Association of lawyers of Russia. Position: associate professor. Place of employment: Moscow Institute of management and law. Branch: branch in Karachaevo-Cherkessk Republic. Department: state - legal disciplines. Email: [email protected]

Annotation: Public Finance and Finance of local government is used to satisfy the various parties in the public interest. Public Finance Express is only part of the cash financial relations, namely those by which the formation of public funds of funds. Public Finance - is a system organized by the state of monetary relations, in which the formation, distribution and use of public funds of funds. The author tells us abiut the impact of public finances on the maintenance of the special rights of small indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. Keywords: public financial activities; financial policy of the state; special rights of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East; legal acts; legal regulation.

Сфера публичной финансовой деятельности представляет собой одну из стратегических функций любого государства и потому должна подвергаться тщательной правовой регламентации, постоянному государственному регулированию и контролю.

Финансы государства, как писал А.М. Бирман, - это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить сис-

1

тему в целом.

Финансовая политика государства определяет цели и задачи, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. Французский ученый П.М.Годме пишет: «...Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...».3 В современных условиях необходимо по-новому переосмысливать понятие публичности в обществе. Во-первых, по мнению Тихомирова, нельзя сводить публичность к обеспечению исключительно государственных интересов, необходимо иметь в виду обеспечение интересов объединений, коллективных организаций. Поэтому понятие «публичный» включает в себя не только государственные интересы, но, к примеру, и интересы местного самоуправления. Если исходить из понимания публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в той или иной сфере, как признанного государством и обеспеченного правом интереса социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией существования и развития этой общности, то публичный интерес можно понимать как интерес государственный, территориальный, общественный и исходя из этого можно относить интересы местного самоуправления к публичным интересам. Козырин А.Н. отмечает, что публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных, подчас противоречивых и разнонаправленных интересов: государственных, групповых, индивидуальных. При этом от возможности нахождения «результирующего» вектора таких интересов будет зависеть в конечном итоге социально-экономическая и политическая стабильность в государстве, возможность нормального функционирования всех без исключения об-

4

щественных и государственных институтов.

Таким образом, можно говорить о том, что государственные финансы и финансы местного самоуправления используются для удовлетворения различных сторон публичного интереса. Публичные финансы выражают только часть денежных финансовых отношений, а именно те, посредством которых происходит формирование публичных фондов денежных средств.

Публичные финансы - система организованных государством денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств. Можно говорить о понятии публичных финансов в материальном смысле слова - фонды денежных средств, формируемых, распределяемых и используемых для реализации публичных функций. То есть, публичные финансы это основная (главная) сфера финансовой системы государства, целью функционирования кото-

1 Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. М., 1980. С. 173.

2 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С.93

3' Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. с.41-42

4 Козырин А.Н.Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М, 2002- 37с

рой является обеспечение (финансирование) реализации общественных интересов.5

Примечательно, что даже в военной сфере, где очень многое зависит от полководческого таланта, храбрости солдат или просто случая, одним из решающих факторов успеха неизменно признавались финансовые ресурсы. С давних времен существует неписаное правило: войну выигрывает тот, у кого оказывается больше денег. От состояния публичных финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т. д.6

Общий интерес, на защиту которого нацелены публичные финансы, может быть выражен как в государственной политике, так и в деятельности органов местного самоуправления. В первом случае речь идет о государственных финансах, во втором - о муниципальных. Государственные финансы в совокупности с муниципальными и образуют публичные финансы. Разделение публичных финансов на государственные и муниципальные приобрело особое юридическое значение в России после принятия Конституции 1993 года, выделившей органы местного самоуправления из состава государственного аппарата.7

Рассмотрим какое влияние оказывают публичные финансы на поддержание специальных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На сегодняшний день, в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступают социальные и экологические проблемы, проблемы сохранения их языка и культуры. Конституция РФ включает специальные нормы, посвященные коренным малочисленным народам, которым Российская Федерация гарантирует права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69), в том числе защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни (п. «м» ч.1 ст. 72). Кроме того из положений, получивших закрепление в ст. 69 и п. «м» ч.1 ст. 72 Конституции, следует, что названные этнические общности в целях защиты официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую «коренные малочисленные народы»; признается их своеобразие, право на исконную среду обитания и традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно - правового регулирования; допускается наличие специфических прав (особого статуса) данных народов, в том числе быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность гарантировать их права; в решении указанного вопроса РФ ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих положениям Конституции РФ и международно - правовых норм, но следует отметить, что до сих пор отсутствует на законодательном уровне регулирование вопросов, связанных с особенностями финансирования, приватизации,

5 http://ekonom-buh.ru/lektsii-po-ekonomike/364-publichnye-finansy.html

6 Козырин А.Н.Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М, 2002- 37с

7 Там же

налогообложения, осуществлением предпринимательской деятельности, участием инвесторов в освоении природных ресурсов, в том числе особенностей формирования государственно-частного партнерства как нового инновационного направления развития отношений между государством и бизнес-сообществом, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ, а также охраны окружающей среды.

Вместе с тем, были приняты следующие основные нормативные правовые акты, посвященные непосредственному развитию гарантий прав коренных малочисленных народов:

- Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»8; Федеральный закон № 82 -ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав малочисленных народов РФ», следуя конституционным и международно - правовым положениям, оперирует понятием « традиционный образ жизни коренных малочисленных народов», рассматривая этот образ жизни в качестве одной из характеристик данных народов (п.1 ст.1) предусматривает право малочисленных народов и их объединений (в том числе общин коренных малочисленных народов Севера) получать от органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально - экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа, хозяйствования и промыслов (подп. 4 п. 1 ст. 8). Данный закон также устанавливает конкретные полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.

Кроме того, Федеральный закон о гарантиях прав малочисленных народов включает особые нормы землепользования малочисленными народами, их объединениями и лицами, относящимися к этим народам, который признает право названных субъектов на безвозмездное пользование землями, зафиксированное в указанном Законе, как особое право, которое не может трактоваться исключительно с позиций обычных имущественных отношений, а является в большей мере публичным правом с пониманием того, что оно:

-связано с проживанием малочисленных народов на соответствующих землях с незапамятных времен;

-признается во всех случаях, когда имеет место постоянное присутствие этих народов на исконных землях и использование ими данных земель для охоты, рыболовства и иной традиционной хозяйственной деятельности на протяжении столетий;

-неотчуждаемо и как таковое не подлежит передаче, продаже, отказу в пользу кого - либо, кроме государства;

-позволяет представителям малочисленных народов в первоочередном порядке претендовать на выделение земельных участков (территорий) для ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности; более того - пользоваться исконными землями в указанных целях в ситуации, когда

8' СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

их права на эти земли (территории) не получили надлежащего оформления;

-Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»9;

- Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»10.

Помимо прочего, ряд нормативных актов, содержат нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового регулирования статуса коренных малочисленных народов, предоставляющие им преференции, например:

- Водный кодекс Российской Федерации11;

- Земельный кодекс Российской Федерации12;

- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»13;

- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»14;

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»15;

- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»16 (в числе полномочий органов власти регионов закреплены в том числе полномочия в области организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (подп. 54 п. 2 ст. 26.3);

- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе-

17

ния» ;

- Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»18 и др. Подробнее эти и другие правовые акты будут проанализированы в параграфе 1.3 настоящей работы.

Также в числе наиболее важных актов следует назвать постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» и распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 9

Коренные малочисленные народы Севера обоснованно, на наш взгляд, наделены специальными правами, так как необходимо, прежде всего, отметить, что указанные народы, как и любые национальные меньшинства, испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. В силу разных причин (малочисленности, образа жизни и др.) они обладают меньшими возможностями для самовыражения и отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен

9' СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

10' СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147

СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381

12' СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

13' СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

14' СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

15' СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

16' СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005

17' СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

18' СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

19' СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1905.

быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, писал Г.Еллинек несет опасность для цивилизации.20 Именно поэтому демократическое правовое государство, каковым стремится быть и Россия, оказывая поддержку малочисленным народам, во - первых, защищает их от дискриминации; во - вторых, заботится о том, чтобы они имели возможность сохранять и развивать свою самобытность, быть конкурентными с остальными этническими общностями РФ. В настоящий момент, учитывая положение, в котором находятся малочисленные народы Севера, их поддержка государством особенно актуальна.

К основным преференциям (льготам) коренных малочисленных народов Севера, их объединений и общин можно отнести, то , что община коренных малочисленных народов Севера вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. (Федеральный закон 1 декабря N 30 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года.21

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов освобождены от земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (Федеральный закон от 29.11.2004 № 141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»).22

Не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН доходы в виде выплат членам зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промыслов. (Федеральный закон от 29.11.2004 № 141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»).23

Постановлением Правительства РФ № 246 от 07.04.08 «О стоимости страхового года 2008 года»24 установлен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование для членов родовых общин в размере 3864 руб. в год, в том числе - страховая часть -2 576 руб. 04 коп., накопительная часть - 1 287 руб. 96 коп.

Члены малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, 1966 года рождения и старше должны быть освобождены от уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п.1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»25 члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, являются застрахованными лицами, и на них распространяется обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном разме-

20" Еллинек Г.Право меньшинства. М. 1906. С. 7. 38,43,45с 21 http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3B search%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1261. 22; http://base.garant.ru/12137772/ 23 Там же.

24; http://base.garant.ru/12159775/

25 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447

ре, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2005 № 582,26 фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе.

Коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока предоставлено право охотиться на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение всего календарного года. Постановление Правительства РФ № 18 от 10 января 2009 года.27

Выделяются социальные стипендии студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающимся в высших учебных заведениях, находящихся в ведении Рособразования (приказ Федерального Агентства по образованию от 15.01.09 № 7411 ).28

Таким образом, рассмотренные вопросы и проанализированные законодательные акты РФ, направленные на развитие национальной политики в Российской Федерации можно говорить о том, что имеются:

- отдельные нормативные правовые акты по вопросам национальной политики;

- накоплен определенный опыт обеспечения взаимодействия структур исполнительной и законодательной властей;

- собран позитивный опыт проведения национальной политики в разработке инструментов и механизмов ее реализации.

С учетом отмеченных тенденций представляется, что:

Реализация национальной политики определяется сбалансированностью развития нормативно-правовой базы; программ реализации национальной политики; механизмов проведения; финансовой базы, обеспечивающей реализацию такой политики. На наш взгляд, необходимо разработать финансовый блок программ национальной политики, чтобы отразить намерения и приоритеты органов государственной власти, а также конкретизировать источники денежных средств.

Список литературы:

1.СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

2.СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

3.СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4.СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

5.СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

6.СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

7.СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

8.СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9.СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005

10.СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

11.СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

12.СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1905.

13.Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. М., 1980. С. 173.

14.Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С.93

15.Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. с.41-42

16.Козырин А.Н.Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М, 2002- 37с

17.Еллинек Г.Право меньшинства. М. 1906. С. 7. 38,43,45с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsear ch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1261.

19.http://base.garant. ru/12137772/

20.http://base.garant. ru/12159775/

21.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 4447/

22.http://docs.cntd.ru/document/901948758

23.https://yandex.ru/search/?lr=48&msid=1480945559.4 3197.20933.2205&text=Постановление%20Правительст ва%20РФ%20№%2018%20от%2010%20января%20200 9%20года

24.http://upf.bmstu.ru/fin/prikaz_vb.doc

25.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsear ch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1261

26.http://ekonom-buh.ru/lektsN-po-ekonomike/364-publichnye-finansy.html

26' http://docs.cntd.ru/document/901948758

27" https://yandex.ru/search/?lr=48&msid=1480945559.43197.20933 .2205&text=Постановление%20Правительства%20РФ%20№%201 8%20от%2010%20января%202009%20года

28 http://upf.bmstu.ru/fin/prikaz_vb.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.