Публичные акционерные общества: понятие и проблемы Public joint stock companies: concept and problems
Кулагина К.А
Студентка 4 курса, Экономическая безопасность ф-т Институт истории и государственного управления, Башкирский государственный университет
РФ, г. Уфа e-mail: goldenksuu@mail.ru
Kulagina K.A
4th year student, Economic security ft Institute of History and Public Administration, Bashkir State University RF, Ufa
e-mail: goldenksuu@mail.ru
Ханнанова Т.Р.,
К.юр.н., профессор кафедры государственного управления Башкирского государственного университета e-mail: hannanova1@mail. ru
Hannanova T.R.,
K. leg. Sciences Professor Department of public administration Bashkir State University e-mail: hannanova1@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются понятие и проблемы публичных акционерных обществ.
Annotation.
The article deals with the concept and problems of public joint stock companies.
Ключевые слова: публичное акционерное общество, организационно-правовая форма, юридическое лицо, акционерное общество.
Key words: public joint stock company, legal form, legal entity, joint stock company.
Значимость вопроса места публичного акционерного общества в нынешних экономических условиях аргументирована тем, что с 01.09.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ, которым внесены существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» ч. 1 ГК РФ. Ныне акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества.
Следует отметить, что публичное акционерное общество - форма деятельности акционерного общества как юридического лица. В соответствии с действующим законодательством, АО дает собой хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на конкретное количество акций. Организаторы акционерного общества не отвечают по обязательствам самого общества, и могут нести риск убытков, которые связаны с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им акций [1].
Публичное акционерное общество, ранее именовавшееся законодателем открытым акционерным обществом, представляет собой своеобразную организационно-правовую форму корпоративных юридических лиц, различаются, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», размещением акций при помощи открытой подписки. Тем не менее, указанным обстоятельством
специфика публичных акционерных обществ не ограничивается, проявляясь также в организации управления или, другими словами, в системе органов управления [4].
Главной особенностью данной организационно-правовой формы является неограниченность числа акционеров, а также свободное обращение акций на рынке, когда акции без каких-либо ограничений со стороны других акционеров, беспрепятственно переходят от одного собственника к другому.
Особенности деятельности публичных акционерных обществ:
Количество акционеров не ограничивается.
Акции обращаются на рынке публично и без ограничений.
Уставной капитал формируется за счет выпуска ценных бумаг (акций), минимальный размер - 100000р.
Нет необходимости вносить денежные средства в уставной капитал до регистрации компании.
Отвечает по обязательствам своим имуществом (но не в случае обязательств акционеров ПАО). Открытие общества автоматически наделяет акционеров правами и обязанностями.
Значимая информация о деятельности общества находится в открытом доступе (данные отчетов, бухгалтерская отчетность, устав, решение об эмиссии акций) [5].
Важным проблемным вопросом считается осуществление дееспособности публичного акционерного общества. Дееспособность общества должна быть проанализирована более широко, а именно - выступление в гражданском обороте акционерного общества как юридического лица. Законодатель (п. 1 ст. 53 ГК РФ) говорит, что каждое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления [2].
Трудность правовой природы органов управления юридического лица в настоящее время считается дискуссионным. К примеру, все чаще подтверждается мнение, что органы управления акционерного общества являются его законными представителями. Между тем такая постановка не решает в полной мере вопрос, а лишь только более запутывает его. Так, хозяйственные общества имеют сложную организационную структуру управления. В связи с чем непонятно, относятся ли к законным представителям общества единоличные исполнительные органы или общее собрание акционеров и совет директоров тоже.
Следующим важным проблемным вопросом является вопрос о самой системе органов управления общества. В настоящее время российское законодательство гибко решает вопрос о системе органов управления обществом. Наличие тех или иных органов управления акционерным обществом зависит в основном от количества его акционеров - владельцев голосующих акций. В связи с основанием в обществе и совета директоров, и правления система управления акционерными обществами выглядит достаточно неудобной. Допустимым вариантом решения этой проблемы может стать переход на двухзвенную систему управления, в этом случае все вопросы, которые относятся к компетенции совета директоров, могут быть переданы правлению как коллегиальному органу. При данной постановке вопроса система органов управления может быть обозначена следующим образом: общее собрание акционеров (высший орган управления), исполнительные органы - единоличный исполнительный орган и правление (создается в обязательном порядке в обществах с количеством акционеров - владельцев голосующих акций более пятидесяти). Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть делегированы управляющему (частному лицу - предпринимателю) или отдельной управляющей организации. Наблюдательный совет может быть создан в качестве контрольного органа за деятельностью исполнительных органов акционерного общества. В связи с этим понятие «наблюдательный совет» не должно использоваться как тождественный понятию «совет директоров» [3].
Уникальность принятия общего собрания акционеров как юридического акта в том, что оно имеет возможность являться как нормативным, так и ненормативным актом по своей правовой природе.
Значительную роль в публичном акционерном обществе играют исполнительные органы. Особенность исполнительных органов в том, что они работают постоянно. Их компетенция определена в федеральном законе об акционерных обществах только в общем виде, что значит, что ее детализация может быть согласована внутренними документами общества.
наконец, значительным для ПАО считается вопрос о привлечении к ответственности лиц, которые организовывают управление в акционерном обществе. Так как действующая редакция закона в данной части содержит значительное число оценочных норм, необходимо сформировать критерии их оценки. Также необходимо решить некоторые вопросы, связанные с определением того, кто от имени общества будет предъявлять требования к лицам, которые организовывают управление обществом.
Список используемой литературы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // СЗ РФ.1994. №32, Ст. 3301; 2016. №14. Ст.1906.
Долинская В.В. Акционерное право. Основные положения и тенденции. - М. - 2016. - 180 с. Жукова Ю.Д. Ответственность лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица: анализ правовых возможностей, заложенных в статье 53.1 Гражданского кодекса РФ // Вестник арбитражной практики. - 2014. - № 5. - С. 15 - 24.
Карпухина Е. Е. Организация управления публичным акционерным обществом // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 181-183.
http://fb.ru/article/217816/pao-chto-eto-pao