МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ И ФИНАНСАМИ
А. Ю. Яковлев
УДК: 334.723 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10073
Механизмы управления государственными акционерными обществами в России: характеристика и дисперсия функций органов управления и контроля
В статье исследуются механизмы управления государственными акционерными обществами с участием федерального центра и субъектов Российской Федерации. У центра и регионов есть собственные инструменты управления, которые имеют как общие принципы, так и отличительные черты в зависимости от различных субъектов управления государственными акционерными обществами. В статье проводится анализ функций, выполняемых органами управления и контроля акционерных обществ. Рассматривается специфика распределения полномочий в акционерных обществах с государственным участием между общим собранием акционеров, советом директоров (наблюдательным советом), коллегиальным и единоличным исполнительными органами. Исследуется роль совета директоров и образуемых при нем комитетов. Обосновывается важность создания комитетов советов директоров и наличия ревизионных комиссий для эффективного функционирования механизма управления государственными акционерными обществами.
Ключевые слова: государственное акционерное общество, акционерное общество с государственным участием, управление акционерными обществами
Введение
В настоящее время в научной и периодической литературе достаточно широко представлены работы, в которых подвергаются критике масштабы и эффективность деятельности государственного сектора экономики. Нередко предметом негативных суждений выступают находящиеся в государственной собственности коммерческие организации и управление ими, в частности, акционерные общества с государственным участием. Несмотря на обоснование утверждения о низком уровне управления государственными организациями, авторы критических замечаний редко осуществляют комплексный анализ собственно механизма управления юридическими лицами, который, по сути, и выступает предметом их оценки.
Следует отметить, что в качестве задачи данного исследования не ставилось выявление положительных или негативных факторов в управлении государственными
© А. Ю. Яковлев, 2019
акционерными обществами. Данные проблемные аспекты представляют отдельную тему исследования [8]. В качестве цели настоящей работы автор рассматривает подробный анализ существующих в России механизмов управления акционерными обществами с участием государства.
Вопросы терминологии и характеристика управления акционерными обществами с государственным участием
Для определения базовых терминов и выделения области исследования необходимо определиться с категорией «акционерное общество с государственным участием». Ввиду отсутствия нормативного закрепления данного понятия в качестве основы возьмем сформулированное законодателем определение акционерного общества, под которым понимается «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу» [6]. Продолжив логику разработчиков закона, акционерным обществом с государственным участием можно назвать коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, находящихся в собственности Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации. В качестве тождественной категории в работе будут использоваться словосочетания «государственное акционерное общество», «акционерное общество с участием государства», «федеральные акционерные общества» (для тех, собственником акций в которых выступает Российская Федерация) и «региональные акционерные общества» (для находящихся в собственности субъектов Федерации).
Представляется важным выделить следующие основные принципы. Во-первых, в сформулированное понятие включаются акционерные общества, акции которых находятся как в собственности Российской Федерации, так и субъектов Федерации, а также, когда акции одной организации находятся в распоряжении сразу у двух указанных субъектов правоотношений. Во-вторых, автор относит к акционерным обществам с государственным участием организации, где у Российской Федерации или ее субъектов имеется любое число акций (от 1 штуки до 100% пакета).
Государственная собственность, в том числе акционерная, выступает необходимым условием для реализации органами исполнительной власти социально-экономических функций на федеративном уровне и уровне субъектов федеративного государства [1]. При этом 85 субъектов Российской Федерации имеют механизм управления акционерными обществами, который обладает определенными специфическими «региональными» отличиями.
На современном этапе, говоря о количественной оценке государственных акционерных обществ, необходимо отметить, что точное их число назвать представляется довольно затруднительным, так как оно достаточно динамично меняется. Это объясняется рядом причин, в том числе: продажей акций обществ, находящихся в плане приватизации; внесением государственных пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (например, ПАО
«Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных»); передачей акций государственным корпорациям (в основном, ГК «Ростех» и ГК «Роскосмос»); ликвидацией не ведущих финансово-хозяйственную дельность юридических лиц; акционированием унитарных предприятий.
В настоящее время в федеральной собственности находится около 1,5 тысячи пакетов акций различного объема, в свою очередь 85 субъектов Федерации выступают участниками 2,5 тысячи акционерных обществ. Таким образом, в российской экономике зарегистрировано около 4 тысяч акционерных обществ с государственным участием. При этом часть из них не ведет финансово-хозяйственной деятельности и существует лишь формально (по нашим экспертным оценкам порядка 10% от общего числа) и общества, в отношении которых введена процедура банкротства (около 5% от всего количества).
Особенности управления государственными акционерными обществами
Управление акционерными обществами с участием государства имеет ряд специфических черт, ряд из них требуют особого внимания. Следует отметить, что в целом особенности управления деятельностью акционерных обществ определяются составом акционеров (участников). В зависимости от состава акционеров происходит выстраивание логики процессов, протекающих в организации, и управления ими. Например, когда речь идет о публичном акционерном обществе при распыленности пакетов акций, акционеры и руководство компании заинтересованы в увеличении чистой прибыли, из которой выплачиваются дивиденды, и стоимости акций. В акционерном обществе с одним или несколькими акционерами в подавляющем числе случаев целью является максимизация прибыли, извлекаемой от функционирования акционерного общества и не получаемой обязательно через дивиденды. Соответственно под выбранные стратегические цели и логику развития компании подбирается топ-менеджмент и происходит его ротация в случае неэффективной работы.
Когда речь заходит о государственных акционерных обществах данная обычная логика не работает. Для демократических государств, к которым относится и Россия, формула «государство — это я» также в полной мере не применима, происходит это в силу отсутствия конкретного субъекта, принимающего решения (в том числе определяющего цели и будущее акционерного общества, персональный состав органов управления) и контролирующего их исполнение.
На первый взгляд, приведенные выше тезисы могут показаться дискуссионными и не совсем оправданными. В частности, вопрос о целях деятельности государственных акционерных обществ, которые относятся к коммерческим организациям. По сути, смысл их деятельности как коммерческой организации очевиден — получение прибыли. Однако с государственными акционерными обществами данный принцип работы не является основным. Так, в государственной собственности находится значительное число акционерных обществ, не приносящих на протяжении многих лет прибыли.
В свою очередь, классический подход в управлении персоналом — назначениях и освобождениях от занимаемых должностей членов советов директоров, правления, генерального директора также имеет ограниченное действие в рамках акционерных обществ с государственным участием, так как не всегда есть зависимость между эффективностью работы управленца и занимаемой им руководящей должности.
Одной из характерных черт управления акционерными обществами с государственным участием является отсутствие единого центра принятия решений и постановки целей. В акционерном обществе с частными собственниками, как правило, такую роль выполняет единственный или доминирующий акционер. А в государственном акционерном обществе различные полномочия, касающиеся управления юридическими лицами, рассредоточены между значительным числом органов и должностных лиц с разными позициями и интересами.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство — сложный акционер, принимающий медленные, порой противоречивые решения, так как не всегда имеет четкое целеполагание относительно деятельности конкретных акционерных обществ, но при этом осуществляющий управленческое воздействие на них.
В целях углубленного анализа рассмотрим более подробно систему распределения функций управления акционерными обществами, находящимися в собственности Российской Федерации и ее субъектов. Сделаем это с точки зрения распределения полномочий между органами управления и контроля.
Функции органов управления и контроля
Деятельность государственных акционерных обществ, как и любых иных, регулируется общими законодательными нормами. Важным и существенным отличием данных акционерных обществ является наличие значительного числа нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их управления (как в случае с федеральными, так и региональными акционерными обществами).
Общие нормы устанавливают перечень возможных к образованию органов и полномочия, которыми они должны или могут быть наделены. В соответствии с основополагающим Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» для акционерного общества как регламентированной организационно-правовой формы обязательными являются лишь 2 органа управления — общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган. Роль последнего может исполнять и управляющая организация. Особо следует отметить, что советы директоров или наблюдательные советы как коллегиальные органы управления согласно законодательству не являются обязательными. А с июля 2018 года на основании внесенных поправок в указанный выше Федеральный закон акционерные общества могут функционировать и без ревизионной комиссии.
Однако на практике в федеральных и региональных акционерных обществах существуют и создаются советы директоров и ревизионные комиссии, что отличает акционерные общества с государственным участием от частных акционеров,
которые далеко не всегда создают подобные органы. То есть государство (в лице исполнительных органов Российской Федерации или субъектов Федерации) как акционер (собственник акций) устанавливает, что в АО с государственным участием должны быть советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии. При этом коллегиальный исполнительный орган (правление) имеется только в крупных организациях.
Рассмотрим более подробно основные полномочия органов управления и контроля в государственных акционерных обществах (таблица 1). В основу нижеприведенной таблицы положено распределение полномочий федеральных акционерных обществ. Следует отметить, что в некоторых обществах распределение полномочий имеет ряд отличий. Например, встречаются случаи, когда избрание генерального директора относится к компетенции совета директоров.
Таблица 1
Основные вопросы компетенции органов управления и контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации
Орган Основные вопросы компетенции
Общее собрание акционеров • внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции; • реорганизация и ликвидация общества; • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; • увеличение и уменьшение уставного капитала; • определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии, избрание их членов и досрочное прекращение их полномочий; • образование и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа; • утверждение аудитора общества; • утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; • распределение прибыли, выплата дивидендов; • дача согласия на совершение или последующее одобрение крупных сделок; • одобрение сделок, прямо или косвенно связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения недвижимого имущества, кроме договоров аренды до 1 года (или 3 лет); • принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.
Совет директоров (наблюдательный совет) • определение приоритетных направлений деятельности общества; • утверждение стратегии, ключевых показателей эффективности акционерного общества, внутренних документов (в том числе положения о закупках), за исключением утверждаемых общим собранием акционеров и исполнительными органами, политики управления рисками, оценка эффективности и контроль за их реализацией и исполнением;
• создание филиалов и открытие представительств; • созыв общих собраний акционеров, утверждение их повестки и установление даты определения лиц, имеющих право на участие в них; • рекомендации по распределению чистой прибыли, размеру дивиденда и порядку его выплаты;
• формирование комитетов, их персонального состава и утверждение внутренних документов, регламентирующих их деятельность; • избрание и прекращение полномочий членов коллегиального исполнительного органа; • утверждение условий договора с генеральным директором; • решение вопроса о премировании представителей исполнительных органов; • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений; • определение размера оплаты услуг аудитора; • утверждение регистратора, условий договора с ним, расторжение договора; • использование резервного и иных фондов; • одобрение сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с отчуждением и (или) возможностью отчуждения движимого имущества балансовой стоимостью от 5 до 25% активов общества, сделок с заинтересованностью; • одобрение сделок по обременению недвижимого имущества сроком до 1 года (или 3 лет), списания объектов недвижимого имущества и возможного изменения их конструктивных элементов; • утверждение ежеквартального отчета общества; • принятие решений об участии в дочерних и зависимых обществах, определение позиции общества по вопросам повестки дня общих собраний акционеров и советов директоров дочерних и зависимых обществ в части их ликвидации или реорганизации.
Комитеты совета директоров (наблюдательного совета) • предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции совета директоров; • содействие совету директоров в выполнении его полномочий; • выработка предложений по совершенствованию деятельности общества.
Единоличный исполнительный орган • обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров; • заключает договоры и совершает иные сделки; • действует без доверенности от имени общества, представляет его в судебных органах, выдает доверенности; • утверждает локальные акты и иные внутренние документы по вопросам его компетенции; • определяет организационную структуру и утверждает штатное расписание; • издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками;
Единоличный исполнительный орган • обеспечивает организацию и планирование работы подразделений, филиалов и представительств, осуществляет контроль за их деятельностью; • осуществляет в отношении работников общества права и обязанности работодателя; • обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности общества, внесение налогов и других обязательных платежей в бюджеты; • открывает расчетный, валютный и другие счета; • обеспечивает раскрытие обществом информации, защиту государственной и коммерческой тайны; • решает другие вопросы текущей деятельности.
Коллегиальный исполнительный орган • организует выполнение решений общего собрания акционеров, совета директоров, создает необходимые условия для их работы; • выносит материалы на рассмотрение совета директоров; • утверждает локальные акты и иные внутренние документы, находящиеся в его компетенции; • рассматривает отчеты о работе структурных подразделений, утверждает кандидатуры для назначения на руководящие должности, типовые организационные структуры филиалов; • утверждает сметы расходов; • решает иные вопросы текущей деятельности, отнесенные к его компетенции.
Ревизионная комиссия • осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и внутренних документов при осуществлении обществом финансово-хозяйственной деятельности, порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности, за эффективностью реализации в соответствии с решениями общего собрания акционеров и совета директоров проводимых финансово-хозяйственных операций; • проверяет достоверность данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных финансовых документах; • готовит предложения по повышению эффективности управления активами и иной финансово-хозяйственной деятельностью, снижению финансовых и операционных рисков, совершенствованию системы внутреннего контроля.
Источник: составлено автором по материалам исследования.
Проведенный анализ системы распределения полномочий между органами управления позволяет сделать следующие заключения.
За высшим органом управления в лице общего собрания акционеров помимо неотъемлемых полномочий, то есть полномочий, которые не могут быть переданы иным органам (вопросы, связанные с уставом, реорганизацией и ликвидацией общества, уставным капиталом, избранием и прекращением полномочий совета директоров и ревизионной комиссии) закрепляется и ряд ключевых полномочий, которые в частных обществах находятся в ведении советов директоров (наблюдательных советов) или даже исполнительных органов. Это назначение и отставка генерального директора, одобрение ряда сделок, в том числе связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения недвижимого имущества.
По нашему мнению, это свидетельствует о наличии недоверия у представителей государства как собственника к органам управления и желании сохранить максимальный контроль над акционерным обществом.
В тоже время, несмотря на ограниченное использование имеющегося потенциала полномочий советов директоров (наблюдательных советов), им отводится достаточно важная роль в механизме управления государственными акционерными обществами. Если структурировать вопросы компетенции советов директоров, то их можно разделить на следующие блоки:
• стратегическое управление — определение приоритетных направлений деятельности общества, утверждение стратегии, ключевых показателей эффективности;
• нормативно-регулирующее воздействие — утверждение внутренних документов — положений (в том числе о закупках, от содержания которого во многом зависит эффективность расходов организации [5]), политики управления рисками;
• структурно-организационные вопросы — создание филиалов и открытие представительств, формирование комитетов, их персонального состава;
• кадровое обеспечение и мотивация — утверждение условий договора с генеральным директором, избрание и прекращение полномочий членов правления, решение вопроса об их премировании, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений;
• контроль — утверждение ежеквартального отчета общества, оценка эффективности его деятельности, непосредственный контроль за реализацией стратегии и исполнением ключевых показателей эффективности и иных документов организации;
• имущественно-экономические вопросы — принятие решений об участии в дочерних и зависимых обществах, одобрение некоторых категорий сделок, списание объектов недвижимого имущества и возможного изменения их конструктивных элементов, утверждение условий оплаты услуг аудитора, утверждение регистратора, условий договора с ним, расторжение договора, использование резервного и иных фондов;
• обеспечение проведения общих собраний акционеров — их созыв, утверждение повестки, установление даты определения лиц, имеющих право на участие в них, рекомендации по распределению чистой прибыли, размеру дивиденда и порядку его выплаты.
В целом коллегиальному органу управления отводится роль общего руководства деятельностью акционерного общества, организация контроля за деятельностью исполнительных органов.
Следует отметить, что в приведенной таблице помимо «полноценных» органов управления и контроля фигурируют комитеты совета директоров (наблюдательного совета). В июле 2018 года статус данных комитетов был повышен, они приобрели законодательную регламентацию в нормах Федерального закона «Об акционерных обществах». Ранее комитеты формировались на основании директив и внутренних
документов акционерных обществ с государственным участием. Как правило, в федеральных акционерных обществах формируют 3 комитета: по аудиту, по кадрам и вознаграждениям и по стратегии. При должном подходе к организации работы комитеты могут стать важным элементом в механизме управления акционерным обществом и повышении эффективности его деятельности [7].
Ключевая роль в управлении акционерными обществами с государственным участием отводится единоличному исполнительному органу, как правило, генеральному директору. В круг его обязанностей входит решение вопросов оперативной деятельности организации, основными из которых выступают: действие без доверенности от имени общества; заключение договоров и совершение иных сделок; распоряжение финансовыми средствами и имуществом организации. Несмотря на имеющиеся ограничения, связанные с заключением сделок, необходимость одобрения сделок со стороны совета директоров или общего собрания акционеров, на практике существует значительное число способов обхода данного положения. Генеральный директор имеет возможности вне зависимости от воли коллегиального органа направлять организацию по тому или иному пути развития, и даже создавать предпосылки для банкротства.
В значительной степени данная ситуация объясняется тем, что решение о назначении и освобождении генерального директора от должности принимает общее собрание акционеров, придерживающееся собственной логики и редко учитывающее мнение коллегиального органа. Ограниченный инструментарий влияния на генерального директора со стороны совета директоров (в частности, через утверждение условий договора с ним и премирование) фактически позволяет единоличному исполнительному органу действовать на свое усмотрение без необходимости учитывать позицию совета директоров.
Что касается коллегиального исполнительного органа (правление), то следует отметить, что в акционерных обществах, в том числе с государственным участием, он не получил широкого распространения. Как правило, правление существует в организациях, для которых его наличие является обязательным требованием (например, для банков) или в очень крупных организаций (ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО «Объединенная судостроительная корпорация» и другие). В данном случае правлению передается часть полномочий генерального директора и иногда совета директоров. Однако председателем правления является единоличный исполнительный орган и за ним все равно остаются практически все рычаги принятия решений по оперативным вопросам деятельности организации.
Помимо органов управления в акционерных обществах имеется и орган контроля, в качестве которого выступает ревизионная комиссия. В настоящее время на практике и в экспертной литературе необходимость ревизионной комиссии подвергается критике. Данная позиция аргументируется, в частности, тем, что деятельность такого контрольного органа не имеет аналогов и распространения в коммерческих организациях и зарубежной практике. В акционерных обществах с государственным участием ревизионная комиссия является органом осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. На нее возлага-
ется крайне важная и ответственная функция по подтверждению достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. На ревизионную комиссию возлагаются и иные обязанности, а также могут даваться поручения общим собранием акционеров и советом директоров по проведению той или иной проверки. Она может проводить в любое время проверочные мероприятия и на основании собственного решения, а также готовить предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Выводы
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о довольно сложной системе управления государственными акционерными обществами. Одним из следствий сложившейся системы управления выступает длительность принятия решений, приводящая к негативным последствиям. Примером может служить доведение до банкротства государственных акционерных обществ из-за отсутствия в организациях единоличного исполнительного органа, имеющего право подписи финансовых и иных документов, что приводит к невозможности заключения договоров, совершения платежей, выплаты заработной платы. На практике подобные ситуации возникают в связи с прекращением полномочий одного генерального директора, и не вступлением в должность нового, кандидатуру которого не удается согласовать различным органам исполнительной власти. В итоге вовлеченность в процесс управления большого числа государственных служащих из различных органов власти приводит к отсутствию должного оперативного контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности что, в свою очередь, ведет к низкой эффективности экономической деятельности.
Исследование порядка функционирования механизмов управления акционерными обществами с государственным участием в России, сложившейся системы распределения полномочий позволяет выявить ряд существующих институциональных ограничений для развития деятельности акционерных обществ с государственным участием. Ввиду существенных особенностей управления государственными акционерными обществами на федеральном и региональном уровне данная сфера деятельности требует дальнейшего совершенствования.
Литература
1. Бухвальд Е.М., Иванов О. Б. Федерализм как ключевой принцип политики регионального развития в России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 2. С. 7-23.
2. Иванов О. Б. Организация работы ревизионных комиссий и их место в системе контроля деятельности акционерных обществ // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 2. С. 45-52.
3. Иванов О.Б., Степашин С. В. Роль комитета по аудиту а системе корпоративного управления компании (на примере ОАО «Российские железные дороги») // Аудиторские ведомости. 2015. № 8. С. 3-15.
4. Иванов О.Б., Степашин С. В. Система организации работы комитета по аудиту совета директоров крупной компании холдингового типа (практика работы ОАО «Российские железные дороги» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 2. С. 55-66.
5. Смотрицкая И. И. Стратегические подходы к повышению эффективности институтов государственного управления // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1. С. 45-60.
6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (текущая редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 9 января 2019 года).
7. Яковлев А. Ю. Комитеты при совете директоров акционерного общества как инструмент корпоративного управления и финансового контроля // Вестник университета. 2018. № 10. C. 82-86.
8. Яковлев А. Ю. Проблемные области в управлении приватизируемыми государственными акционерными обществами // Институты государственного управления: стратегические вызовы и тенденции развития: Сборник научных трудов / Под ред. И. И. Смотрицкой, Е. С. Исламовой. М.: ИЭ РАН, 2018. С. 85-90.
References
Buchwald E.M., Ivanov O. B. Federalism as a key principle of regional development policy in Russia // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 2, pp. 7-23 (in Russian).
Ivanov O. B. Organization of audit commissions' work and their place in the control system of joint stock companies // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2016, no. 2, pp. 45-52 (in Russian).
Ivanov O.B., Stepashin S. V. The role of the audit Committee and the corporate governance system of the company (on the example of JSC «Russian Railways»). Auditorskie vedomosti [Audit statements], 2015, no. 8, pp. 3-15 (in Russian). Ivanov O.B., Stepashin S. V. Organization system of the large holding company Directors Board audit Committee (practice of JSC «Russian Railways») ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 2, pp. 55-66 (in Russian).
Smotritskaya I. I. Strategic approaches to improving the efficiency of public administration institutions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 1, pp. 45-60
1. 2.
3.
4.
5.
(in Russian).
6. Federal'nyy zakon ot 26 dekabrya 1995 No. 208-FZ «Ob aktsionernykh obshchestvakh» [Federal Law of December 26, 1995 No. 208-FZ «On Joint Stock Companies» (current edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8743/ (accessed January 9, 2019) (in Russian).
7. Yakovlev A. Y. Committees at the Board of Directors of the joint stock company as a tool for corporate governance and financial control. Vestnik universiteta [University Bulletin], 2018, no.10, pp. 82-86 (in Russian).
8. Yakovlev A. Y. Problemnyye oblasti v upravlenii privatiziruyemymi gosudarstvennymi aktsionernymi obshchestvami [Problem areas in the management of privatized state joint-stock companies]. Instituty gosudarstvennogo upravleniya: strate-gicheskiye vyzovy i tendentsii razvitiya: Sbornik nauchnykh trudov [Institutes of public administration: strategic challenges and development trends: Collection of scientific papers], ed. I. I. Smotrytskaya, E. S. Islamova, M.: IE RAS, 2018, pp. 85-90 (in Russian).