УДК 321.6/.8
Т.Н. Землянских
ПУБЛИЧНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОПЫТ МЧС РОССИИ
В статье предлагаются некоторые направления повышения качества политико-информационной деятельности МЧС России на основе принципов публичности.
Ключевые слова: государственное управление, гражданское общество, политический институт, публичность, чрезвычайная ситуация.
T. Zemlyanskih
PUBLICITY IN STATE POLICY: EXPERIENCE OF THE EMERCOM OF RUSSIA
The article suggests some ways of improvement political and information activity of the EMERCOM of Russia on the basis of the principies of publicity
Keywords: public management, civil society, political institution, publicity, emergency situation.
После трагических событий в Краснодарском крае лета 2012 года, когда только в одном г. Крымске и Крымском районе погибли 171 человек и пострадали несколько тысяч российских граждан и их личное имущество, проблема публичности в отечественной политике вновь актуализировалась. Дело в том, что сразу после наводнения средства массовой информации и другие общественно-политические субъекты «выплеснули» в информационное пространство огромное количество информации об этой чрезвычайной ситуации (ЧС), зачастую не проверенной, а иногда и принципиально провокационной.
На первый взгляд, такое повышенное внимание СМИ и общества к трагедии, к людскому горю может быть оценено лишь негативно. В то же время, на мой взгляд, доступность информации об этой ЧС имела и некоторые положительные следствия. Так, вдруг оказалось, что некоторые организованные граждане - например, волонтёры - самостоятельно, конструктивно и достаточно быстро отреагировали на ЧС. Во многих регионах страны начался сбор материальной помощи и денежных средств для пострадавших, группы молодых (и не очень) людей сами выехали к месту трагедии, не дожидаясь официальных команд и указаний.
Для более качественного управления государством необходимы координация/взаимодействие органов государственной власти (всех ветвей власти) и институтов гражданского общества. Полагаю, что только совместными усилиями можно повысить управляемость системы в процессе формулирования политической повестки дня, что затем скажется на качестве принятия и реализации политических решений. Это не только моё мнение. Например, доцент Т.А. Кулакова настаивает на необходимости вовлечения населения в публичную, то есть открытую, политику [1]. Понятно, что это вовлечение обеспечивается различными механизмами участия институтов гражданского общества и граждан. Однако в нашей стране оптимизация государственного управления по преимуществу строится на рационально-бюрократическом подходе, недостаточно учитывающем интересы граждан. Поэтому настаиваю на том, что сегодня более высокая степень публичности необходима и власти, и обществу, и российским гражданам (опыт открытых обсуждений проблем пострадавшего населения в г. Крымске Краснодарского края является наглядным доказательством данного тезиса).
Также отмечу, что роль государства в публичной сфере особая и определяется исключительной его способностью от имени всего общества обращаться к гражданам, открывая (по мере надобности или в результате давления «снизу») свои действия для обсуждения, критики и контроля. Поэтому МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, очень часто ассоциирующийся у населения с государственной властью, должно не только признавать свою активную роль в организации вовлечения в различные формы гражданского участия и в публичные процессы активного
большинства граждан, но и совершенствовать уже имеющиеся механизмы. Такая оптимизация может происходить при опоре на людей, неравнодушных и готовых к активной социально-политической деятельности, например волонтёров, ветеранов МЧС, военнослужащих, спортивные и патриотические клубы и объединения.
Как показал анализ имеющейся литературы по проблеме публичности, оптимизация реального взаимодействия субъектов политики в процессе принятия и реализации важнейших решений возможна:
1) при расширении открытости и прозрачности действий органов власти и легитимации режима на основе демократических стандартов качества государственного управления;
2) при предоставлении доступных и качественных государственных услуг населению на всей территории страны;
3) при росте благосостояния населения, поддержке и доверии граждан государству как наиболее эффективному организатору социальных и/или коллективных действий.
Однако в наше время в российском обществе по-прежнему ведущую роль в публичной сфере играют корпоративные структуры (государственные бюрократические группировки и менеджмент крупных компаний), которым публичность не всегда помогает решать свои вполне прагматические задачи. Что касается МЧС России, то оптимизация взаимодействия органов управления Министерства с пострадавшим населением, безусловно, положительно скажется на имидже МЧС России. И, как известно, в спасательном ведомстве осуществляются пропаганда безопасного образа жизни и реальная борьба с коррупцией, у подрастающего поколения формируется культура безопасности, налаживаются прочные контакты со СМИ и др.
Как представляется, развитие публичности в российской политике связано с постоянным внешним воздействием на институты государства. Здесь имеется в виду постоянная борьба за власть в рамках политического, а не управленческого процесса. Именно учёт такого воздействия может придать МЧС России как субъекту политики публичный характер, выражающий общенациональные интересы. Поясню свою мысль: если политическое руководство государства и организованные граждане хотят знать, куда расходуются выделяемые ведомству бюджетные средства, то механизм их расходования должен быть максимально прозрачным. Если политическое руководство государства и организованные граждане хотят в самые сжатые сроки получать помощь при ЧС, то нужно постоянно формировать у них в этом уверенность, доказывая способность корпуса спасателей выполнить задачи по предназначению.
На наш взгляд, в России за последние годы наметилась некоторая тенденция трансформации института публичности из средства контроля обществом власти в инструмент контроля общества властью. Впрочем, эта мысль является весьма дискуссионной.
Кроме того, на развитие публичности в России влияет и артикуляция интересов в обществе. Речь идёт о формировании зрелого гражданского общества в качестве стабильной базы развитой публичной сферы. Укрепление гражданского общества как одного из главных субъектов политики, скорее всего, приведёт к новому пониманию в нашей стране таких ценностей, как жизнь. В последние годы МЧС России стало активно привлекать добровольцев для решения задач Министерства. Здесь уместно вспомнить опыт тушения лесных пожаров в Подмосковье летом 2010 года, спасательные операции при наводнении на Кубани в 2012 году, а также многочисленные поисковые работы при поступлении сигнала о пропаже людей во многих регионах России.
Полагаю, что здесь возможна оптимизация взаимодействия МЧС России и неравнодушных граждан при соблюдении принципов публичности. То есть, граждане и МЧС доверяют друг другу, постоянно обмениваются информацией и вовлекают друг друга в совместные действия. К таким принципам, в частности, можно отнести открытость финансово-экономической деятельности мини-
стерства, политический и идеологический плюрализм, гуманизм профессии спасателя и пожарного, справедливость, законность действий сотрудников МЧС России и др.
Как показал опыт исследования института публичности в современной российской политике, можно выделить несколько направлений оптимизации взаимодействия отечественных субъектов политики на основе принципов публичности. Это такие направления, как 1) развитие цивилизованного лоббизма; 2) развитие в России института связей с общественностью; 3) развитие сети негосударственных СМИ; 4) развитие «фабрик мысли» (экспертно-аналитических сообществ); 5) развитие сетевых коммуникаций на основе Интернета. Понятно, что этим перечнем список направлений взаимодействия отечественных субъектов политики на основе принципов публичности не исчерпывается. Раскроем указанные направления применительно к деятельности МЧС России.
Первым таким направлением является развитие института цивилизованного лоббизма. МЧС России часто предлагает законопроекты, используя свой авторитет в Государственной Думе РФ и правительстве. Однако в нашей стране пока нет закона, который бы позволял на прозрачных и понятных всем условиях контролировать процесс прохождения законопроекта по всем инстанциям. Отсюда, возможно, и берёт начало пресловутая государственная бюрократия. Мы надеемся, что согласно поручению Д.А. Медведева, данного на заседании Правительства РФ 16 марта 2012 года Министерству экономического развития, скоро будет организовано общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и до 1 декабря 2012 года будут подготовлены конкретные предложения.
Вторым направлением оптимизации взаимодействия отечественных субъектов политики на основе принципов публичности является развитие в России института связей с общественностью. На наш взгляд, это направление в МЧС России активно развивается. Так, в Министерстве существует специальный орган - Управление информации МЧС России (далее УИ). Данная структура фактически отвечает за внутрикорпоративный и внешний пиар. Сотрудники УИ налаживают взаимодействие со СМИ, ведут работу по пропаганде приоритетных направлений деятельности МЧС России, организуют информационное сопровождение хода ликвидации ЧС различного уровня и т. д. Сотрудники МЧС России стали профессиональнее делать информационные сообщения о ЧС с момента появления в структуре МЧС России Управления информации. Личное внимание нового министра (В. Пучкова) к пиар-проблематике, желание научить специалистов МЧС России умению постоянно и компетентно общаться со СМИ должно быть поддержано.
Но ещё более новым направлением в оптимизации взаимодействия субъектов политики является развитие такого института, как независимые (негосударственные) СМИ. По нашему мнению, гражданскому обществу необходим плюрализм СМИ, автономные от государственной власти СМИ, имеющие доступ к разнообразным источникам информации и отражающие широкий спектр сложившихся в обществе социальных связей. Может быть, несколько упрощённо полагаю, что государственная власть может быть координатором действий общества и граждан в информационном пространстве, но никак не их руководителем. И тогда совокупный плюрализм различных СМИ обеспечит реализацию принципов публичности, прав на свободу слова, получение, передачу, производство и распространение информации. Поэтому в таком институте гражданского общества, как независимые СМИ, нуждается и МЧС России, поскольку ведомство заинтересовано в правдивости предоставляемой информации о ЧС. Также отмечу, что в структуре МЧС есть и ведомственные СМИ, заполняющие определённый «информационный вакуум». Так, существует объединённая редакция МЧС России, которая занимается управлением ведомственными СМИ; газеты «Спасатель» и «Пожарное дело», журнал «Гражданская защита», работает интернет-портал «МЧС-МЕДИА» и интернет-телевидение «МЧС-112» [2].
Четвёртое направление оптимизации взаимодействия отечественных субъектов политики на основе принципов публичности - деятельность «фабрик мысли», которые могут и хотят выступать посредником между властью и обществом. Как пишет исследователь Е.В. Казакова, экспертные сообщества помогают власти быть «интеллектуально успешными» [3]. В полной мере эта мысль, пола- 79
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
гаю, относится и к МЧС России. Мнения экспертов о причинах и последствиях ЧС Министерство реализует в конкретных предложениях, отчётах, документах, которые используются для решения ряда задач по предупреждению последующих чрезвычайных ситуаций.
Что касается взаимодействия субъектов политики на основе сетевых коммуникаций (это пятое направление оптимизации взаимодействия отечественных субъектов политики на основе принципов публичности), замечу, что высокие темпы развития Интернета ставят перед МЧС России новые задачи по максимизации публичности в своей деятельности. Известно, что новые сетевые технологии, распространяющиеся на основе технологической конвергенции, существенным образом воздействуют на специфику различных коммуникаций [4]. Поэтому информация и технологии её обработки становятся новой, мощной производительной силой и значительно влияют на политические, экономические и социальные процессы, происходящие во всем мире.
Следует также отметить, что МЧС России уже давно стало сетевой структурой. В Министерстве (пожалуй, первом среди всех в России) развивается система центров управления кризисными ситуациями (ЦУКС), которые позволяют в режиме онлайн-трансляций управлять силами и средствами МЧС России при ликвидации последствий ЧС практически в любой точке нашей страны. Cелекторные совещания с начальниками ГУ МЧС России по субъектам РФ являются нормой.
Поэтому, на мой взгляд, именно Интернет-коммуникации в последнее время всё чаще способствуют налаживанию диалога МЧС России с активной Интернет-аудиторией. Поэтому в министерстве стали активно внедрять систему независимого мониторинга СМИ, в том числе и Интернет-СМИ. Возможности и ресурсы современного российского Открытого правительства в полной мере позволяют МЧС России доносить до общества и граждан свои потребности, формировать позитивное общественное мнение о своей деятельности и, соответственно, ожидать адекватной позитивной реакции от заинтересованных групп граждан.
Таким образом, сегодня МЧС России вовлекает в публичность общественные группы, реализуя «Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» [5]. Министерство предпринимает значительные усилия по институционализа-ции взаимодействия с общественными организациями, создаёт условия для оптимизации взаимодействия различных субъектов политики друг с другом, роста гражданской активности, стимулирует горизонтальные взаимодействия общественных организаций, координирует действия с сетями экспертных сообществ.
Остаётся надеяться, что реальная организация постоянного взаимодействия МЧС России, гражданских объединений и других субъектов политики не является одноразовой акцией. Это будет способствовать упрочению доверия у населения, гражданскому воспитанию и участию граждан страны в публичном управлении, которое в этом случае можно назвать самоуправлением. А это косвенно может сказаться и на уменьшении количества пострадавших в ЧС.
Литература
1. Кулакова Т.А. Вовлечение в публичность как инновация государственного управления в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8. С. 132.
2. Более подробно об этом: Ведомственные СМИ. // Официальный сайт МЧС России. // http://www.mchs.gov.ru/vedom/detail.php?ID=571631 (дата обращения: 08.09.2012).
3. Казакова Е.В. Экспертные сообщества России как современные политические институты: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. С. 8.
4. Акопов Г.Л. Политические Интернет-коммуникации как инновационный фактор в современных политических процессах: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. Ростов н/Д, 2011. С. 19.
5. Содействие развитию институтов гражданского общества // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // http://www.ecoшmy.gov.m/minec/activity/sections/ admReform/puЫicsotiety (дата обращения: 22.06.2012).