Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ ДЛЯ ОТКРЫТОСТИ БИЗНЕСА'

ПУБЛИЧНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ ДЛЯ ОТКРЫТОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PUBLICITY / FINANCIAL REPORTING / NON-FINANCIAL REPORTING / INTEGRATED REPORTING / USERS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / OPEN BUSINESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INTERNATIONAL STANDARDS / REGULATION / ПУБЛИЧНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ БИЗНЕСА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свешникова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблемам развития отчетности крупных компаний в условиях роста социальной ответственности бизнеса. Обоснована позиция о том, что публичное представление финансовой и нефинансовой отчетности является обязательным условием прозрачности бизнеса. Определена тенденция гармонизации финансовых и нефинансовых показателей в отчетности общественно значимых компаний. Проведен анализ динамики, структуры нефинансовой отчетности российских компаний за пятилетний период (2014-2018 годы). Исследованы документы, регламентирующие нефинансовую отчетность в России, выявлены несоответствия между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company reporting publicity for business openness

The article is devoted to the problems of development of reporting by large companies in the context of growing social responsibility of business. The position is substantiated that the public presentation of financial and non-financial statements is a prerequisite for business transparency. The tendency of harmonization of financial and non-financial indicators in the reporting of socially significant companies is determined. The analysis of the dynamics and structure of non-financial reporting of Russian companies over a five-year period (2014-2018) is carried out. The documents regulating non-financial reporting in Russia are examined, discrepancies between them are revealed.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ ДЛЯ ОТКРЫТОСТИ БИЗНЕСА»

6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Питер, 2014.-445 с.

7. Мордовченков Н. В., Сироткин А. А. Изучение особенностей маркетинга транспортных услуг в

сегменте грузовых железнодорожных перевозок // Вестник НГИЭИ. 2017. - № 3 (70). - С. 74-82. 8. Семерникова Е. А. Становление маркетинга партнерских отношений // Концепт. - 2015. - №1 б. - С. 46-50.

COMPANY REPORTING PUBLICITY FOR BUSINESS OPENNESS

Sveshnikova Otga Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev, Saransk

The article is devoted to the problems of development of reporting by large companies in the context of growing social responsibility of business. The position is substantiated that the public presentation of financial and non-financial statements is a prerequisite for business transparency. The tendency of harmonization of financial and non-financial indicators in the reporting of socially significant companies is determined. The analysis of the dynamics and structure of non-financial reporting of Russian companies over a five-year period (2014-2018) is carried out. The documents regulating non-financial reporting in Russia are examined, discrepancies between them are revealed.

Keywords: publicity; financial reporting; non-financial reporting; integrated reporting; the users; corporate social responsibility; open business; sustainable development; international standards; regulation.

УДК 334.7 ВАК РФ 08.00.12

© Свешникова О.Н., 2019

СВЕШНИКОВА Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

ПУБЛИЧНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ ДЛЯ ОТКРЫТОСТИ БИЗНЕСА

Статья посвящена проблемам развития отчетности крупных компаний в условиях роста социальной ответственности бизнеса. Обоснована позиция о том, что публичное представление финансовой и нефинансовой отчетности является обязательным условием прозрачности бизнеса. Определена тенденция гармонизации финансовых и нефинансовых показателей в отчетности общественно значимых компаний. Проведен анализ динамики, структуры нефинансовой отчетности российских компаний за пятилетний период (2014-2018 годы). Исследованы документы, регламентирующие нефинансовую отчетность в России, выявлены несоответствия между ними.

Ключевые слова: публичность; финансовая отчетность; нефинансовая отчетность; интегрированная отчетность; пользователи; корпоративная социальная ответственность; открытость бизнеса; устойчивое развитие; международные стандарты, регулирование.

I

В условиях глобальной конкурентной среды, ее нестабильности, бизнес любой компании, особенно занимающейся коммерческой деятельностью, приобретает все более рисковый характер. Перед каждой из них встает задача раскрытия привлекательности своей деятельности, роста социальной ответственности перед обществом. Одним из базовых способов информационной открытости бизнеса является отчетность, на основе которой пользователи могут принимать решения в зависимости от своих интересов.

Крупные российские компании, обычно типа публичных акционерных обществ, составляют целый комплект отчетности: бухгалтерскую (финансовую) по российским стандартам, финансовую по международным стандартам, статистическую, налоговую, в области корпоративной социальной ответственности (нефинансовую), годовой отчет. Большинство из перечисленных видов отчетности являются обязательными с позиции государственного управления.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность играет основополагающую роль, поскольку она дает обобщающее представление о финансовом положении компании, ее финансовых результатах, способности генерировать денежные средства, а также служит основой для оценки качества управления менеджерами вверенных им ресурсов. Безусловно, ее роль в оценке, прежде всего, инвесторов останется главной, несмотря на то, что финансовая отчетность не может дать полной и разносторонней картины перспектив развития

бизнеса, стратегии создания стоимости. Доверие к данным финансовой отчетности объясняется существованием строго регламентированного порядка ее составления и представления, определенного совокупностью законодательно-нормативных актов.

Требование публичности информации финансового характера о деятельности компании закреплено в законодательных документах, касающихся всех видов бухгалтерской (финансовой) отчетности: индивидуальной -в ФЗ "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ, консолидированной - в ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Однако специфичность бухгалтерской терминологии не позволяет всем пользователям "читать" такую отчетность, т.е. понимать реальный смысл происходящих фактов хозяйственной деятельности, скрывающихся за набором специальных терминов и цифр. Тем не менее, публичность (раскрытие информации) отчетности финансового характера является условием ее доступности для пользователей и, следовательно, прозрачного представления деятельности компании через совокупность финансовых показателей.

Многие ученые занимаются исследованием развития финансовой, корпоративной отчетности (М.А. Бахрушина, H.A. Каморджанова, М.В. Корягин, Н.В. Малиновская, М.Л. Пятов, О.В. Рожнова, и др.). Одни из них утверждают, что происходящие изменения в составе, содержании, форматах отчетных форм являются следствием запросов пользователей [7]. При этом можно наблюдать, что, если в начале XXI века в теоретических исследованиях, практических обозрениях акцентировалось внимание на применении МСФО при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в России, то во втором его десятилетии активизируются вопросы формирования отчетности устойчивого развития, интегрированной. Т.е. наблюдается рост интереса общества на результаты деятельности компаний, стратегию их развития с позиции усточивости. Это подтверждает, что для формирования и поддержания деловой репутации компании, повышения инвестиционной привлекательности требуется нечто большее, чем просто расширение финансовых показателей, границ применения стандартов финансовой отчетности. Ответ лежит в другой плоскости ? в предоставлении более разносторонней, доступной для понимания большинства стейкхолдеров информации о бизнесе, причем не "исторического" характера, а стратегического, позволяющего

понять перспективы развития, его устойчивость, поступательность развития.

Все большее количество крупных российских компаний, наряду с составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательной для любого юридического лица, плавно переходит к формированию отчетности, раскрывающей экономическую, экологическую, социальную компоненту бизнеса (ESG факторы, показатели), называемую в России нефинансовой отчетностью [11]. Такой подход к открытости деятельности компании соответствует мировой тенденции менеджмента - реализации концепции устойчивого развития, которая, начиная с 2015 г., ООН конкретизировалась в 17 целей в области устойчивого развития.

Достаточно точно и емко сформулированы базовые причины распространения нефинансовой отчетности российскими учеными вг статье "Нефинансовая отчетность в экономике: опыт XIX ? начала XXI в.": использование компаниями нефинансовой отчетности как инструмента для самопрезентации своей деятельности; социочувствительное поведение компаний; поиск компаниями новых конкурентных преимуществ [9]. В большинстве стран мира отчетность нефинансового характера является развитой практикой [13]. Таким образом, это доказывает существование тенденции формирования отчетности крупными компаниями (общественно значимыми), в которой интегрируется финансовая и нефинансовая информация.

Крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании, являющиеся членами сетевых международных организаций, такие как КПМГ (KPMG International), АО "Прайсвотерхаус Аудит" (PwC), проводят перманентные исследования в области корпоративной социальной ответственности, один из аспектов которого касается и отчетности нефинансового характера, отчетности ЦУР (является одной из современных тенденций в области отчетности корпоративной социальной ответственности). В частности в 2017 г. KPMG International охватил исследованием отчетность в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития 4900 компаний из 49 стран мира, что свидетельствует о масштабности и репрезентативности полученных результатов [5]. Подобные исследования находятся в центре внимания многих международных и российских рейтинговых агенств (RAEX), специализированных фондов (шведский фонд российских акций Alfred Berg Ryssland).

<т>

i-H

О си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

91

В России исследованиями в области корпоративной социальной ответственности, корпоративной прозрачности бизнеса занимаются такие организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российская региональная сеть по интегрированной отчетности (PPC). РРС ежегодно, начиная с 2013 г., проводит исследование, целью которого является формирование представления о корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний (в форме рейтинга прозрачности).

Для получения общего представления о видах нефинансовых отчетов, составляемых российскими компаниями на основе вышеперечисленных стандартов, проведем динамический и структурный анализ информации, содержащейся в Национальном Регистре и Библиотеке корпоративных нефинансовых отчетов, формируемых Российским союзом промышленников и предпринимателей [3].

Представим динамику нефинансовых отчетов, составляемых в России, в течение последних пяти лет.

Таблица - Динамика нефинансовых отчетов в России за 2014-2018 гг.

Исходя из информации таблицы, можно заметить стабильный рост количества отчетов нефинансового характера, несмотря на разнообразие их наименований. За пять лет темп их роста составил 367%. Что касается структуры отчетов, то она не отличается особой устойчивостью.

Наименее распространены отраслевые и экологические отчеты, последние описывают основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, воздействие компании на окружающую среду и т.п. Данный тип нефинансовых отчетов, в основном, составляют компании, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на экологию: деревообрабатывающие (например, ОАО "Группа "Илим"), нефтегазовые (например, ПАО "Газп-

ром"). Остальные компании раскрывают экологическую составляющую своего бизнеса в составе других видов отчетности, пример, ОУР. Практика составления социальных отчетов, отражающих перечень социальных, спонсорских, благотворительных проектов компании, имеет отрицательную тенденцию, которую можно объяснить тем, что социальные вопросы, наряду сэкологическими, в последние годы находят свое отражение в отчетах в области устойчивого развития.

Несмотря на значительные темпы роста количества составляемых интегрированных отчетов, за пятилетний период он составил 338%, с точки зрения своего места в общей структуре нефинансовых отчетов, он пока не занимает лидирующую позицию. Это можно объяснить более поздними событиями организационного и методического характера, как в мировом масштабе, так и в России (организацией Международного Совета интегрированной отчетности, развитием его региональных представительств, в частности, в России - Российская Региональная Сеть по интегрированной отчетности, изданием Международного стандарта интегрированной отчетности).

На основе имеющихся данных можно констатировать прирост нефинансовых отчетов российских компаний (табл.). Только за пять лет количество ежегодно составляемых отчетов возросло более, чем в 1,5 раза (с 524 шт. в 2014 г. до 923 шт. в 2019 г.). Естественно, по количеству составленных нефинансовых отчетов Россия отстает от более развитых стран, что по большей части обусловлено более поздним внедрением такой практики. На сайте CorporateRegister.com, содержащим самый полный в мире каталог корпоративных нефинансовых отчетов, имеются данные о количестве составленных отчетов уже с 1992г., тогда как в России первые отчеты начали составляться почти 10 лет спустя [4].

Изучение российской практики нефинансовой отчетности показывает, что основными инструментами, применяемыми компаниями являются: использование стандартов, публикация отчетности (чаще всего на вебсайтах компаний, в информациононно-коммуника-ционной сети "Интернет"), независимое подтверждение (заверение). Применение российскими компаниями национальных и

Виды отчетов 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темпы роста, %

шт. % шт. % шт. % шт. % шт. % 2018 г. к 2017 г. 2018 г. к 2014 г.

Экологичес кие (ЭО) 49 9 51 9 66 9 68 9 81 9 119,00 165,00

Социаль ные (СО) 236 45 248 44 318 41 291 39 327 35 112,00 139,00

Устойчивого развития (ОУР) 166 32 181 32 240 31 247 33 314 34 127,00 189,00

Интегрирован ные (ИО) 52 10 60 11 118 15 120 16 176 19 147,00 338,00

Отраслевые (ОО) 21 4 22 4 26 5 25 3 26 3 104,00 75,00

Итого 524 100 561 100 768 100 751 100 923 100 123,00 367,00

международных стандартов, регулирующих нефинансовую отчетность, безусловно, положительно сказывается на качестве информации, раскрываемой в отчетности [11]. Наиболее предпочтительными, как показывает практика исследования отчетности устойчивого развития, проведенная PwC, при раскрытии нефинансовой информации, являются: GRI, ISO (Рекомендации международной организации по стандартизации) и UNGC (Глобальный договор ООН) [4].

Появляющееся при этом преимущество информационной открытости обеспечивает: ослабление негативных последствий конфликта агент-принципал в связи с уменьшением информационной асимметрии между менеджером компании как информированной стороной и собственниками, не занимающимися непосредственно управлением, что приводит к повышению качества корпоративного управления и стоимости бизнеса; высокое качество и своевременность раскрываемой информации позволяют инвесторам судить не только о прибыльности компаний, но и об их влиянии на экологию и социум, что играет не последнюю роль при принятии решения об инвестировании.

Значимая роль в регламентации практики составления нефинансовой отчетности в России принадлежит Концепции развития публичной нефинансовой отчетности (2017 г.). В самом названии документа уже однозначно заявлена публичность данного вида отчетности. На сегодняшний день развитие положений Концепции получило в проектах Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" и Постановлении правительства РФ "Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности". При этом следует отметить, что в Концепции круг организаций, обязанных составлять нефинансовую отчетность, формируетеся постепенно, с начала он ограничивается специальным перечнем правительства, затем охватывает государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, хозяйственные общества с государственной долей в уставном капитале не менее 50% и лимитами по выручке и среднесписочной численности. По мере расширения практики составления нефинансовых отчетов, лимитирующие показатели увеличиваются [1 ]. Однако в проекте ФЗ однозначно указано, что нефинансовые отчеты должны будут составлять компании, формирующие консолидированную финансовую отчетность [2].

Наряду с государственным регулированием практики представления нефинансовой отчетности действует и биржевое регулирование. К глобальной мировой инициативе "Биржи за устойчивое развитие" (SSE), которую поддерживают на сегодняшний момент 85 бирж мира, в апреле 2019 г. присоединилась Московская биржа. С целью мотивации участников торгов к представлению отчетности, раскрывающей ESG факторы развития компании, ею приняты новые Правила листинга. Кроме того, совместно с РСПП биржа ежедневно рассчитывает индексы устойчивого развития [3 ].

Одним из проблемных вопросов, связанных с подготовкой нефинансовой отчетности, является ее исполнитель, т.е. кто в компаниии будет отвечать за ее составление. Исследование РСПП корпоративных нефинансовых отчетов 82 компаний разных сфер деятельности заг 2017-2018 гг. показало, что в компаниях ответственность по вопросам устойчивого развития делегирована разным управленческим службам: экологии и охраны окружающей среды, управления персоналом, по устойчивому развитию и др. Кроме того, определяется ответственное лицо из категории топ-менеджеров [3]. Несомненно, в этом процессе будут превалировать специалисты экономического блока - менеджеры, финансисты, внутренние аудиторы (контролеры), бухгалтеры, так как формируемая информация в большей степени является количественной,хотя и качественная также может содержаться, например, в статистической отчетности [12].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что отчетность является основным доступным для стейкхолдеров информационным источником о деятельности организаций, представляющих для них интерес. Содержание, форматы представления отчетности изменяются в связи с изменением бизнес-пространства, его влияния на общество, информационных технологий, запросов пользователей. Предпочтение отдается не только содержанию, но и способу, оперативности представления информации. Все большее внимание уделяется качественным нефинансовым показателям развития бизнеса, являющихся понятными для большинства лиц. Процесс формирования такой отчетности позволит сгладить границы "узких" интересов управленцев различных направлений: менеджеров, финансистов, бухгалтеров, внутренних аудиторов, технических специалистов, так как все они задействованы в такой работе, ориентированы на достижение

оэ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

93

и лучшем представлении развития своей организации, иллюстрировании ее роли в бизнес-пространстве.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 г. № 87б-р "О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/27645/

2. Проект Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n = 1 6735 5# 08200141850770652

3. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]:- Режим доступа: httpy/рспп.рф

4. Официальный сайт "PwC" в России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.pwc.ru/

5. Официальный сайт "KPMG" в России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://home.kpmg. com/ru/ru/home.html

6. Корчагина Е. В. Нефинансовая отчетность: подходы к внедрению в России и мире // Journal of Legal and Economic Studies. - 2019. - №1. - C.I 35-138.

7. Корягин M. В. Развитие бухгалтерской отчетности в условиях изменения запросов пользовате-

лей // Международный бухгалтерскийучет. - 2014. -№38(332).-С. 52-63.

8 Малиновская Н. В., Малиновский Д. М. Международные тенденции развития интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 332-343.

9 Пятов М. Л., Соловей Т. Н., Сорокина А. С., Гусни-ева А. А. Нефинансовая отчетность в экономике: опыт XIX - начала XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2018. -Т. 34. - Вып. 3,-С. 465-492.

10 Рожнова О. В. Современные тенденции развития финансовой отчетности //Учет. Анализ. Аудит. -2018.-Т. 5,-№2.-С. 26-35.

11 Свешникова О. Н. Нефинансовая отчетность как главное направление развития российской корпоративной отчетности // Вестник Волжского университета им. В. Н.Татищева. - 2016. - Т. 2. -№2.-С. 110-115.

12 Свешникова О. Н., Ерастова К. О. Роль учета в формировании публичной нефинансовой отчетности. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. - 2017. - №4(12). - С. 8791.

13 Щербаченко П. С. Государственное регулирование нефинансовой отчетности в России и мире // Вестник университета. - 2018. - №8. - С. 28-33.

GLOBAL INSURANCE MARKET: CURRENT DEVELOPMENT CHALLENGES Taranov Pavel Mikhailovich, PhD of Economics, Associate Professor Tkacheva Oiga Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor Zinchenko Anastasia Sergeevna, Undergraduate student Don State Technical University, Rostov-on-Don

The paper analyzes the stages of formation and the current state of the global insurance market in the context of modern global depression. The authors analyze the development of the global insurance services market based on the transformation of the product and geographical structure of the export of commercial services, assess the dynamics of gross insurance premiums and payments. Among the most significant industry trends are the transnationalization of insurance companies, the convergence of financial services, the growing intensity of disasters, the growing importance of states and regional integration. The authors conclude that the insurance industry must respond to pressing global challenges at the technological, institutional and political levels.

Keywords: global insurance market; insurance; international regulation; global risks; crisis; multinational insurance companies; convergence of financial services.

ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ

В работе анализируются этапы становления и современное состояние мирового страхового рынка в контексте глобальной депрессии. Мировой страховой рынок исследуется на основе трансформации видовой и географической структуры экспорта коммерческих услуг, оценивают динамику валовых страховых премий и выплат. Среди наиболее значимых отраслевых тенденций отмечают транснационализацию страховых компаний, конвергенцию финансовых услуг, рост интенсивности катастроф, рост значения государств и региональной интеграции. Делается вывод о том, что страховая индустрия должна ответить на актуальные глобальные вызовы на технологическом, институциональном и политическом уровнях.

Ключевые слова: мировой страховой рынок; страхование; международное регулирование; глобальные риски; кризис; транснациональные страховые компании; конвергенция финансовых услуг.

УДК 338.1 ВАК РФ 08.00.10

© Таранов П.М., 2019 © Ткачева O.A., 2019 © Зинченко A.C., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.