Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное управление / государственно-частное партнерство / муниципально-частное партнерство / биз-нес-структуры / социально-экономическое развитие региона / public administration / public-private partnership / municipal-private partnership / business structures / socio-economic development of the region

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Т.А. Головина, С.М. Сахарова

В статье рассмотрены теоретические и методические аспекты государственного управления социально-экономическим развитием региона на основе взаимодействия государства и бизнес-структур с использованием государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих отношений в рамках публичного управления при реализации государственно-частного и муниципально-частного партнерства в регионах. Исследованы институциональные модели публичного управления, обеспечивающие поддержку бизнес-структур, раскрыта сущность государственно-частного партнерства и его роль в повышении эффективности государственного управления социально-экономическим развитием территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE PRINCIPLES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article deals with the theoretical and methodological aspects of state management of the socio-economic development of the region based on the interaction of the state and business structures using public-private and municipal-private partnerships. The subject of the study is a set of organizational and managerial relations within the framework of public administration in the implementation of public-private and municipal-private partnerships in the regions. The author studies the institutional models of public administration that sup-port business structures, reveals the essence of public-private partnership and its role in improving the efficiency of public management of socio-economic development of territories, and suggests an algorithm for selecting and implementing infra-structure projects for socio-economic development of the region using public-private and municipal-private part-nership mechanisms.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 338

Т.А. Головина, С.М. Сахарова

Среднерусский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орел, 302020 e-mail: golovina_t78@mail.ru

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье рассмотрены теоретические и методические аспекты государственного управления социально-экономическим развитием региона на основе взаимодействия государства и бизнес-структур с использованием государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих отношений в рамках публичного управления при реализации государственно-частного и муниципально-частного партнерства в регионах. Исследованы институциональные модели публичного управления, обеспечивающие поддержку бизнес-структур, раскрыта сущность государственно-частного партнерства и его роль в повышении эффективности государственного управления социально-экономическим развитием территорий.

Ключевые слова: публичное управление, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, бизнес-структуры, социально-экономическое развитие региона.

T.A. Golovina, S.M. Sakharova

Central Russian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA),

Orel, 302020 e-mail: golovina_t78@mail.ru

PUBLIC MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE PRINCIPLES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article deals with the theoretical and methodological aspects of state management of the socio-economic development of the region based on the interaction of the state and business structures using public-private and municipal-private partnerships. The subject of the study is a set of organizational and managerial relations within the framework of public administration in the implementation of public-private and municipal-private partnerships in the regions. The author studies the institutional models of public administration that support business structures, reveals the essence of public-private partnership and its role in improving the efficiency of public management of socio-economic development of territories, and suggests an algorithm for selecting and implementing infrastructure projects for socio-economic development of the region using public-private and municipal-private partnership mechanisms.

Key words: public administration, public-private partnership, municipal-private partnership, business structures, socio-economic development of the region.

Для повышения уровня социально-экономического развития регионов России необходимы действенные механизмы поддержки деятельности бизнес-структур на территориях, учитывающие интересы государства, бизнеса и общества. Следует отметить, что инфраструктурная поддержка хозяйствующих субъектов динамично развивается при содействии государства. Ежегодно в своих посланиях к Федеральному собранию Президент России останавливается на приоритетных направлениях создания комфортного делового климата, улучшения национальной юрисдикции, равного доступа к закупкам, поддержки инновационных и технологических стар-тапов, а также поддержки институтов их развития, расширения экспорта, эффективности работы контрольно-надзорных органов, правоохранительных ведомств с обращениями представителей

бизнеса. В этой связи требуют научно-методического обоснования и практической апробации вопросы повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием территорий России.

Целью исследования является изучение теоретических и методических аспектов государственного управления социально-экономическим развитием регионов на основе взаимодействия государства и бизнес-структур с использованием государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Основой теоретико-методологического исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся парадигмы государственного управления, механизмов государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры территорий.

Цель современной модели публичного администрирования заключается в развитии и устойчивом социально-экономическом росте экономики, реализация которой основана на внедрении цифровых технологий и технологий «Big data», на современных системах проектного управления и государственных и коммерческих закупках, на государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, на институте цифровых государственных услуг [1].

Эффективным инструментом, позволяющим решать вопросы социально-экономического развития Арктической зоны в части управления инфраструктурными объектами, и одновременно источником их финансирования выступают государственно-частное и муниципально-частное партнерства.

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) представляет собой взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера в лице органа власти и частного бизнеса и выступает как политико-правовая форма такого сотрудничества. Чаще всего форма сотрудничества в виде ГЧП для данного института предполагает наличие деятельности, направленной на оказание услуг в публичных интересах с целью извлечения прибыли; возможность разделить риски и доходы между партнерами; возможность участия множества партнеров; надежные связи, основанные на тождественных целях, ожиданиях и стремлениях; долгосрочные или среднесрочные взаимоотношения [2]. Обычно ГЧП целесообразно там, где речь идет о финансово емких инфраструктурных проектах. Преследуя цели снизить затраты на создание и содержание инфраструктуры, государство привлекает частный бизнес. Чаще всего, в рамках ГЧП участвуют проекты, связанные с энергетикой, транспортом (аэропорты, железные дороги, автомобильные дороги и т. д), жилищно-коммунальной инфраструктурой (утилизация ТБО, газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и т. д.). За рубежом, чаще в развитых странах, ГЧП применяется и в других сферах: освоение космоса, оборонные проекты или производства, тюрьмы, туризм и социальное обслуживание граждан. Качество жизни населения напрямую зависит от развитости и возможностей качественного функционирования объектов социальной инфраструктуры, к которым относятся объекты или проекты в сферах культуры и спорта, здравоохранения и образования. Очень часто бюджетных средств не хватает для содержания и полноценного функционирования таких объектов. А у бизнеса, напротив, часто нет средств на инвестиции в создание такой инфраструктуры.

Повысить экономическую привлекательность региона и привлекать новые инвестиции - это стратегические цели, которые можно реализовать при помощи использования принципов государственно-частного партнерства.

Участие бизнеса в проектах ГЧП приведет к созданию новых практик в формировании дополнительной ответственности бизнеса и развитию институтов деловой репутации. Такая практика могла бы привести к росту конкуренции между предпринимателями за право участвовать в проектах с государственным участием.

Считаем, что использование инструментов государственно-частного партнерства дает ряд преимуществ, которые можно охарактеризовать как взаимовыгодное сотрудничество в сфере инноваций и науки, строительства и эксплуатации современных инфраструктурных объектов, укрепление взаимоотношений между властью и бизнесом, развитие новых компетенций в сфере управления государственным имуществом.

Концептуальная модель публичного управления, направленная на поддержку деятельности бизнес-структур, приведена на рисунке.

Стремительное развитие разнообразных форм государственно-частного партнерства во всем мире, внедрение данного механизма в различные сферы экономики позволяет определить ГЧП как одну из черт современной экономики.

Субъект управления - государство (федеральный уровень; региональный уровень)

Принципы публичного управления

1) целевой ориентации

2) подчиненности территориальному развитию

3) системности

4) экономической самостоятельности

5) мобильности и гибкости

6)сбалансированности

7) целостности и взаимосвязи

8) комплексности

9) синергетического эффекта

10) открытости (прозрачности)

11) доступности

12) конкурентоспособности

13) участия

14) эффективности

Функции публичного управления

1) информационное обеспечение

2) прогнозирование

3) планирование

4) организация

5)координация

6) регулирование

7) учет

8) контроль

Методы публичного управления:

1) административные (прямого воздействия)

2) экономические (косвенного воздействия)

3) социально-психологические

Механизм управления

Формы публичного управления

1) финансово-гарантийная

2) имущественная

3) информационно-консультационная

4) подготовка, повышение квалификации и переквалификация работников

5) поддержка бизнес-структур для участия в государственных и муниципальных закупках

6) поддержка бизнес-структур в коммерческих закупках

7) разработка нормативно-правовых актов и контроль за их выполнением

8) экспортная поддержка

9) поддержка инновационных проектов

10) поддержка социального бизнеса

11) кластеризация

Бизнес

* Т

Объект управления - деятельность бизнес-структур

Концептуальная модель публичного управления, направленная на поддержку деятельности бизнес-структур

Концессия является одной из наиболее известных и прогрессивных форм взаимодействия государства и бизнеса:

- концессионное соглашение заключается на длительный срок, что позволят концеденту и концессионеру осуществлять долгосрочное планирование в отношении своей деятельности;

- права концессионера шире, чем в случае заключения тендерного контракта. Концессионер может самостоятельно принимать организационно-управленческие решения в отношении объекта концессии;

- преимущества концедента заключаются в возможности воздействовать на концессионера в случае неисполнения последним обязательств по концессионному соглашению.

Развитие ГЧП в России, безусловно, оказывает благотворное влияние на экономическое развитие страны. Для эффективного применения и развития механизма ГЧП представляется возможным использовать в том числе и зарубежный опыт, адаптируя его с учетом особенностей национальной экономики России [3].

Для достижения экономического роста необходимо повышение инвестиционной привлекательности территорий, в том числе обеспечение инфраструктурой инвестиционных площадок, формирование инструментов для реализации механизмов муниципально-частного партнерства.

Дефицитные местные бюджеты часто не позволяют эффективно управлять существующей социально-экономической инфраструктурой и тем более активно участвовать в создании новых объектов. При этом актуален вопрос модернизации существующей транспортной инфраструктуры и множества социальных объектов. Возникает необходимость в новых источниках финансирования для создания новых объектов или модернизации ранее созданных.

Можно выделить несколько направлений, которые должны стать стратегическими при взаимодействии партнеров в рамках соглашения о муниципально-частном партнерстве в регионах:

1. Рост эффективности развития социально-экономической инфраструктуры при соблюдении следующих принципов:

- оценка и прогнозирование обеспеченности в объектах социально-экономической инфраструктуры;

- обновление и улучшение системы стратегического планирования с помощью изменения методик целеполагания, относящихся к инфраструктуре;

- учет интересов муниципалитетов и бизнеса при формировании нормативных документов на местном, региональном и на федеральных уровнях.

2. Важнейшим стратегическим направлением для всех участников муниципально-частного партнерства является развитие инвестиционных механизмов относительно проектов муници-пально-частного партнерства, что увеличит количество проектов и повысит их эффективность. Здесь важно обратить внимание на следующие направления:

- вовлечение в муниципальные проекты внебюджетных фондов, пенсионных фондов;

- совершенствование механизмов обеспечения муниципальных гарантий;

- увеличение доли участия частного капитала за счет обеспечения муниципальных гарантий и уменьшения финансовых рисков;

- привлечение страховых компаний в качестве экспертов по управлению рисками и непосредственно как страховщиков при наступлении оговоренных рисков.

3. Совершенно неразвитым остается направление развития рынка частных операторов в сфере муниципально-частного партнерства. Для его развития стоит обратить внимание на следующие аспекты:

- обеспечение защиты инвестиций в длительных проектах от изменений в налоговом законодательстве;

- развитие мер налогового мотивирования на всех уровнях власти;

- пересмотр тарифного регулирования в основных отраслях для социально-экономической инфраструктуры;

- пересмотр или отмена отраслевых ограничений на участие объектов в проектах с применением механизмов муниципально-частного партнерства.

Таким образом, органы местного самоуправления получают значимые преимущества от реализации проектов с применением муниципально-частного партнерства:

1. Применение инновационных методов для социально-экономического развития своих территорий, повышения уровня жизни граждан благодаря долгосрочному характеру договорных отношений.

2. Распределение рисков между участниками проекта.

3. Уменьшение расходной части муниципальных бюджетов и перенаправление высвободившихся денежных средств на реализацию других проектов.

4. Сокращение сроков строительства инфраструктурных объектов.

5. Эффективный баланс распределения между капитальными и операционными затратами.

6. Создание новых рабочих мест и как следствие - увеличение показателей занятости в муниципалитете.

Частные инвесторы также получают ряд преимуществ:

1. Гарантированное долгосрочное развитие своего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Использование современных инновационных технологий за счет субсидий со стороны муниципалитета. В партнерстве с муниципальными органами власти частный бизнес может получать доступ к ограниченным технологиям, что является дополнительным конкурентным преимуществом и положительно влияет на имидж предприятия.

3. Возможность использования ранее недоступных ресурсов, в том числе административных.

4. Возможность минимизировать финансовые риски за счет муниципальных гарантий возврата инвестиций.

5. Синергетический эффект от взаимодействия с сильным партнером.

Таким образом, важнейшей задачей по развитию экономики регионов является активное привлечение частных инвесторов, рост доли их участия в проектах развития территорий. Социально-экономическое развитие регионов возможно при необходимом финансировании, уменьшении издержек при строительстве объектов и использовании возможностей государственно-частного и муниципально-частного партнерства, установлении тесного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти и бизнеса.

Стратегия пространственного развития одной из важнейших проблем определяет нереализованный потенциал взаимодействия государства, бизнеса и населения, а в числе основных принципов - содействие развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества. Эта проблема в регионах может решаться при помощи формирования принципиально новых подходов и механизмов государственного и муниципального управления, что позволило бы рассматривать регион как объединение муниципальных образований и муниципальных районов, управление которыми основано на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В рамках межбюджетного взаимодействия эффект от такого сотрудничества усиливается за счет выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности и уровня жизни населения, улучшения качества предоставляемых услуг, расширения возможности организации более эффективной жизнедеятельности населения; а также обеспечивает повышение степени сбалансированности бюджетов муниципальных образований, входящих в регион посредством создания межмуниципальных объектов, с распределением затрат на их содержание между отдельными муниципальными образованиями пропорционально каким-либо объективным характеристикам муниципального образования за счет сокращения расходов на содержание объектов муниципальной собственности.

Сформированные предложения позволяют повысить эффективность применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в российских регионах.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90038.

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90038.

Литература

1. Авдеева И.Л., Белолипецкая А.Е. Информационная функция электронного публичного управления в условиях трансформационных изменений // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15, № 5. - С. 210-224.

2. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики: Монография: В 2 ч. Часть 1 / Л.Г.Руденко, А.А.Рязанов, Т.С.Соболь и др.; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. экономики городского хозяйства и сферы обслуживания. - М.: Изд-во «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. - 273 с.

3. Рыбаков А.В. Основы институциональной теории государственной политики и управления [Электронный ресурс] // Universum: общественные науки. - 2015. - № 4 (14). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-institutsionalnoy-teorii-gosudarstvennoy-politiki-i-upravleniya (дата обращения: 29.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.