Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное имущество / муниципальное образование / распоряжение / собственность / управление / municipal property / municipal formation / disposal / ownership / management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.М. Герастевич

Все имущество, относящееся к собственности муниципальных образований, не только может быть использовано в целях решения различных публичных задач или функций, но и выступать источником доходов определенного бюджета. С точки зрения исследователя, публичная функция муниципального имущества, как правило, находится в зависимости от соблюдения принципа эффективности управления и распоряжения имуществом, которое пребывает в собственности публично-правовых образований. Автором статьи предложено устранение пробела в правовом регулировании данного института, а именно закрепления на законодательном уровне условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PURPOSE OF MUNICIPAL PROPERTY: LEGAL ASPECT

All property belonging to the property of municipalities can not only be used to solve various public tasks or functions, but also act as a source of income for a certain budget. From the researcher's point of view, the public function of municipal property, as a rule, depends on compliance with the principle of effective management and disposal of property that is owned by public legal entities. The author of the article proposes to eliminate the gap in the legal regulation of this institution, namely, fixing at the legislative level the conditions for the management and disposal of municipal property on the basis of compliance with the principle of efficiency.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Д.М. Герастевич, студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-48-51

Аннотация. Все имущество, относящееся к собственности муниципальных образований, не только может быть использовано в целях решения различных публичных задач или функций, но и выступать источником доходов определенного бюджета. С точки зрения исследователя, публичная функция муниципального имущества, как правило, находится в зависимости от соблюдения принципа эффективности управления и распоряжения имуществом, которое пребывает в собственности публично-правовых образований. Автором статьи предложено устранение пробела в правовом регулировании данного института, а именно закрепленияна законодательном уровне условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности.

Ключевые слова: муниципальное имущество, муниципальное образование, распоряжение, собственность, управление.

Вопросы эффективности, связанные с использованием муниципального имущества, возникают постоянно. Однако, условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности, установленных на федеральном уровне правовыми актами и единых для всех регионов, и всех муниципальных образований на сегодняшний день не принято.

Безусловно, каждое государство - это крупный собственник. Если рассмотреть государство вне зависимости от времени или политической системы, то можно обнаружить, что оно не только владело, но и владеет определенным массивом разнообразного имущества.Наличие самостоятельного уровня управления и социальные задачи, которые ставятся перед муниципалитетами предопределили необходимость наличия имущества у муниципального образования. Соответственно, необходимость обладания имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обусловлена публичными интересамии социальными задачами. При этом, данное имущество может предназначаться при решении различных задач или функций публично-правовых образований, а также выступать источником формирования каких-либо бюджетов. Все доходы, которые

были получены от владения таким муниципальным имуществом, поступают в бюджет не только при прямом осуществлении государством и муниципальными образованиями правомочий собственника в отношении имущества казны определенного публично-правового образования, но и опосредованно от деятельности созданных публично-правовыми образованиями юридических лиц.

Каждое отдельно взятое муниципальное образование должно владеть только теми видами имущества, которые помогают решать стоящие перед ними публичные цели и задачи. Это нашло отражение в действующем нормативном правовом акте Российской Федерации, которым закреплена концепция публичного назначения муниципальной собственности.

В части 5 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о возникновении у муниципальных образований права собственности на иное имущество, которое подлежит отчуждению, либо перепрофи-лированию(изменению целевого назначения имущества) [5].

Следует отметить, что Конституционный суд придерживается такой же правовой позиции. Конституционным судом

указано, что муниципальное имущество, используется для осуществления публичных полномочий [4].

Муниципальное имущество в публичном предназначении как правило зависит от принципа распоряжения имуществом, которое находится в собственности публичных образований и эффективности управления.

В научных трудах под эффективностью понимается соотношение полученного результата и произведенных затрат. Нормативные правовые акты также содержат понимание эффективности. Так, например, ст. 34 БК РФ под принципом эффективности понимается использование бюджетных средств, которые необходимы для достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [2]. В ст. 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под данным принципом понимается необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд [6].

Следовательно, принципом эффективности необходимо руководствоваться в сфере публичной собственности для необходимого достижения публичного интереса и сохранения целевого назначения такого имущества.

А продажу муниципального имущества полагаем рассматривать как чрезвычайную меру.

Поскольку на сегодняшний день в собственности муниципальных образований и государства в целом в результате прошедших преобразований не имеется лишнего имущества.

При этом забывается, что в случае продажи принадлежащего ему имущества публично-правовое образование решает проблемы текущего периода, в частности избавляет себя от расходов на содержание временно не используемого имущества. В то же время иные публичные интересы не учитываются, через продажу устраняется

необходимое имущество. Ведь имущество лишь временно не используется в публичных целях.

Продажа муниципального имущества должна выступать в роли исключительного случая с соблюдением определенных условий, таких как:

- несоизмеримости затрат по содержанию того или иного имущества с суммами возможных к получению доходов от его использования;

- невозможности применения того или иного имущества в публичных целях в долгосрочнойперспективе;

- непригодности предназначения того или иного имущества публичным целям, заложенным в стратегических документах.

Следует заметить, что указанные условия следует закрепить в законодательстве, а именно в БК РФ прописать условия, при которых допускалось бы выбытие имущества из муниципальной собственности [1].

Имущество публично-правовых образований, которое временно не используется, может приносить доход при передаче его во временное владение и пользование за определенную плату. Об этом отмечает и Конституционный суд.

Конституционный суд, указывает, что объект, находящийся в публичной собственности выступаетгарантией того, что население не лишится возможности получения услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры [3].

Обращаясь к рассмотрению временного владения и пользования муниципальным имуществом, стоит отметить отсутствие на сегодняшний день бюджетно-правового регулирования такого рода бюджетного дохода. Статьей 42 БК РФ предусмотрено лишь то, что подобные доходы являются неналоговыми доходами бюджетов [2]. Других норм, содержащих принципы установления платы за пользование таким имуществом, БК РФ не содержит.

По нашему мнению, передавая во временное владение и пользование государственное (муниципальное) имущество, следует применять принцип эффективности. Соблюсти указанный принцип позволит применение на постоянной основе таких процедур, как конкурс и аукцион, ко-

торые уже зарекомендовали себя с поло- ской Федерации. Устранить подобные не-жительной стороны. достатки возможно путем закрепления в

Подытоживая все выше отмеченное, законодательстве России условий управ-следует отметить, что несомненно муни- ления и распоряжения муниципальным ципальное имущество имеет публичное имуществом на основе соблюдения прин-предназначение. Существующее в настоя- ципа эффективности, заключающегося в щее время правовое регулирование данно- необходимости достижения публичных го института не дает в полной мере ис- интересов (результативности), сохранения пользовать возможности управления и целевого назначения такого имущества, распоряжения муниципальным имуще- вызванного необходимостью соблюдения ством для пополнения доходной части приоритета публичных интересов. бюджетов бюджетной системы Россий-

Библиографический список

1. Арбатская Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве // Академический юридический журнал. - 2013. - № 1 (51). - С. 28-32.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 12 августа.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 дек. 2010 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // Вестник Конституционного Суда РФ. -2011. - № 1.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 4.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2013. - 12 апреля.

PUBLIC PURPOSE OF MUNICIPAL PROPERTY: LEGAL ASPECT D.M. Gerastevich, Student

Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)

Abstract. All property belonging to the property of municipalities can not only be used to solve various public tasks or functions, but also act as a source of income for a certain budget. From the researcher's point of view, the public function of municipal property, as a rule, depends on compliance with the principle of effective management and disposal of property that is owned by public legal entities. The author of the article proposes to eliminate the gap in the legal regulation of this institution, namely, fixing at the legislative level the conditions for the management and disposal of municipal property on the basis of compliance with the principle of efficiency.

Keywords: municipal property, municipal formation, disposal, ownership, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.