Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ'

ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полномочия прокурора / прокурор / публичность / властность / прокурорская деятельность / powers of the prosecutor / prosecutor / publicity / authoritativeness / prosecutorial activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсеп Карапетович Полисин

В работе рассмотрены некоторые подходы к определению понятия полномочий прокурора. В рамках исследования автором отмечается, что на сегодняшний день нет единного сформированного определения полномочий прокурора. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что большинство доктринальных определений термина «полномочия прокурора» сформированы с учетом материальной или процессуальной принадлежности, которая сводится к теме проводимого исследования. Автором доказывается, что к полномочиям прокурора необходимо относиться как к понятию сложному, обусловленному спецификой деятельности прокуратуры. Проблематика термина «полномочия прокурора» также сводится к тому, что в доктрине упущены из виду основные их признаки публичность и властность. По результату проведенного исследования автор делает вывод, что публично-властные полномочия прокурора это делегированная от имени государства сложная и обусловленная совокупность (система) прав и обязанностей по реализации задач, функций и направлений деятельности прокуратуры, закрепленных в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающая верховенство права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF THE PUBLIC POWERS OF THE PROSECUTOR: APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT

The paper considers some approaches to the definition of the concept of the powers of the prosecutor. As part of the study, the author notes that today there is no single formed definition of the powers of the prosecutor. An analysis of the scientific literature indicates that most of the doctrinal definitions of the term “powers of the prosecutor” are formed taking into account the material or procedural affiliation, which is reduced to the topic of the study. The author proves that the powers of the prosecutor should be treated as a complex concept, due to the specifics of the activities of the prosecutor’s office. The problem of the term “powers of the prosecutor” also boils down to the fact that the doctrine overlooks their main features publicity and authority. Based on the results of the study, the author concludes that the public authority of the prosecutor is a complex and conditional set (system) of rights and obligations delegated on behalf of the state to implement the tasks, functions and activities of the prosecutor’s office, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, international treaties of the Russian Federation. Federation, federal laws, acts of the General Prosecutor’s Office of the Russian Federation, ensuring the rule of law, law and order, protection of the rights and legitimate interests of citizens and organizations, as well as public and state interests.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ»

Научная статья

УДК 342.9

ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Овсеп Карапетович Полисин,

Международный инновационный университет, г. Сочи, Российская Федерация, е-mail: ovsep.polisin@ mail.ru

Аннотация. В работе рассмотрены некоторые подходы к определению понятия полномочий прокурора. В рамках исследования автором отмечается, что на сегодняшний день нет единного сформированного определения полномочий прокурора. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что большинство доктринальных определений термина «полномочия прокурора» сформированы с учетом материальной или процессуальной принадлежности, которая сводится к теме проводимого исследования. Автором доказывается, что к полномочиям прокурора необходимо относиться как к понятию сложному, обусловленному спецификой деятельности прокуратуры. Проблематика термина «полномочия прокурора» также сводится к тому, что в доктрине упущены из виду основные их признаки -публичность и властность. По результату проведенного исследования автор делает вывод, что публично-властные полномочия прокурора - это делегированная от имени государства сложная и обусловленная совокупность (система) прав и обязанностей по реализации задач, функций и направлений деятельности прокуратуры, закрепленных в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающая верховенство права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Ключевые слова: полномочия прокурора, прокурор, публичность, властность, прокурорская деятельность.

Для цитирования: Полисин, О.К. Публично-властные полномочия прокурора: подходы к определению понятия // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 4. С. 102 - 110.

Original article

OF THE PUBLIC POWERS OF THE PROSECUTOR: APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT

Ovsep K. Polisin,

International Innovation University, Sochi, Russian Federation, е-mail: ovsep.polisin@ mail.ru

Abstract. The paper considers some approaches to the definition of the concept of the powers of the prosecutor. As part of the study, the author notes that today there is no single formed definition of

the powers of the prosecutor. An analysis of the scientific literature indicates that most of the doctrinal definitions ofthe term "powers ofthe prosecutor" are formed taking into account the material or procedural affiliation, which is reduced to the topic of the study. The author proves that the powers of the prosecutor should be treated as a complex concept, due to the specifics of the activities ofthe prosecutor's office. The problem of the term "powers of the prosecutor" also boils down to the fact that the doctrine overlooks their main features publicity and authority. Based on the results of the study, the author concludes that the public authority of the prosecutor is a complex and conditional set (system) of rights and obligations delegated on behalf of the state to implement the tasks, functions and activities ofthe prosecutor's office, enshrined in the Constitution ofthe Russian Federation, international treaties of the Russian Federation. Federation, federal laws, acts of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, ensuring the rule of law, law and order, protection of the rights and legitimate interests of citizens and organizations, as well as public and state interests.

Keywords: powers ofthe prosecutor, prosecutor, publicity, authoritativeness, prosecutorial activity.

For citation: Polisin, O.K. Of the public powers of the prosecutor: approaches to the definition ofthe concept // Bulletin ofEconomics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 4. Pp. 102 - 110 (In Russ.).

Введение

Возложение на органы прокуратуры обязанности по осуществлению соответствующей деятельности с предоставлением им возможности использования властных полномочий налагает на работников прокуратуры высокую ответственность не только за строгое и точное соблюдение норм права и законности, но и моральных требований, норм нравственности.

Следует указать, что без наделения прокуроров публично-властными полномочиями в правовой системе страны отсутствовало бы надлежащее обеспечение законности и правопорядка. Прокурорская деятельность имеет важное значение для обеспечения защиты прав и свобод субъектов права, а также охраны общества и государства. Методология и методы В процессе выполнения работы использован комплекс общенаучных и частнонауч-ных методов, позволяющих обеспечить объективность исследования и выступающих основой для всестороннего изучения понимания публично-властных полномочий. Постановка проблемы Несмотря на то, что вопросы реализации полномочий прокурора изучены на

высоком теоретико-методологическом уровне в трудах таких ученых, как: К.А. Абульханова, С.С. Алексеев, П.П. Баранов, А.Н. Бондаренко, У.Ю. Гасанова, О.В. Гладышева, В.Н. Исаенко, А.С. Коб-ликов, Ю.В. Кореневский, М.В. Кроз,

B.Ф. Крюков, Х.М. Лукожев, Т.Ю. Поро-шина, Т.К. Рябинина, В.А. Семенцов,

C.В. Тасаков и др., проблема определения их первозданного значения еще не заняла должного места в теории и практике юридической науки. Следует заметить, что труды ученых посвящены узким вопросам, связанных с полномочиями прокурора, что, в свою очередь, приводит к отсутствию единого подхода к объективному пониманию соответствующего правового феномена. Указанная проблематика особенно прослеживается при изучении публично-властного характера рассматриваемых полномочий. Ввиду отсутствия онтологического сформированного восприятия публично-властных полномочий прокурора цель настоящего исследования заключается в установлении названной проблемы.

Результаты и обсуждение исследования

Правовой статус прокуроров содержит особенности, определенные спецификой

осуществляемой ими профессиональной деятельности. К прокурорам предъявляются значительные требования, поскольку они обладают властными полномочиями, а именно: прокурор обязан быть гражданином Российской Федерации, иметь российское гражданство; обязательным требованием является наличие высшего юридического образования, полученного по образовательной программе, которая имеет государственную аккредитацию; присутствие нужных профессиональных и нравственных качеств, а именно: прокурор в своей деятельности должен руководствоваться общепризнанными принципами верховенства закона, гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма, беспристрастности и т.д. [5, с. 108].

Полномочия прокуроров определяются федеральным законодательством, в частности Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 №22021 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими законами.

В ст. 22, 27. 30, 33 Закона о прокуратуре определяются надзорные полномочия прокурора. В ст. 22 Закона о прокуратуре перечислены полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций в рассматриваемой сфере надзора за исполнением законов. Они не подлежат расширительному толкованию [14, с. 218].

Следует заметить, что с учетом анализа положений законодательства к основным полномочиям прокуроров относятся: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, ад-

министрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами; участие в рассмотрении дел судами; представительство и защита интересов РФ в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах); участие в правотворческой деятельности [1; 2].

Отдельные полномочия прокурора закреплены в других федеральных законах. В каждом из них речь идет о предоставлении прокурору дополнительных полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов на отдельном направлении (подотрасли).

В связи с тем, что прокурор имеет большое количество полномочий в каждом виде надзора, рассмотрим некоторые из данных видов надзоров отдельно.

С учетом указанного представляется, что полномочия прокурора - это система прав и обязанностей прокурора по осуществлению возложенных на него задач, закрепленных в Конституции РФ, Законе «О прокуратуре РФ», иных федеральных законах и правовых актах Генеральной прокуратуры РФ.

Анализ научной литературы показал, что большинство доктринальных определений термина «полномочия прокурора» сформированы с учетом материальной или процессуальной принадлежности, которая сводится к теме проводимого исследования. Ниже представлены некоторые теоретические представления о понятии термина «полномочия прокурора» в разных ипостасях (на-

Таблица 1

Некоторые доктринальные определения полномочий прокурора

ФИО автора Определение

Исламова Э.Р. процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела - это предусмотренные уголовно-процессуальными нормами его конкретные права и обязанности, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, принятии по ним решений [9, с. 25].

Терехов Е.В. дискреционные полномочия прокурора - это предусмотренное уголовно-процессуальным законом право прокурора отказаться от дальнейшего уголовного преследования лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности, безусловно или при соблюдении данным лицом определенных условий, отраженных в решении, принятом по уголовному делу [20, с. 21].

Ларина А.В. дискреционные полномочия прокурора - это совокупность закрепленных в законе правомочий, которые прокурор вправе реализовать путем принятия одного из предусмотренных законом процессуальных решений на основе принципа дискреционности [12, с. 23].

Спирин А.В. полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия - это определенная уголовно-процессуальным законодательством система прав и обязанностей прокурора, обусловленная целями и задачами, которые поставлены перед прокуратурой как государственным органом и позволяющая прокурору в полной мере реализовать свое назначение в досудебном производстве. При этом права прокурора в данной системе носят властный характер, полностью определяются кругом общих обязанностей, возложенных на прокуратуру государством в досудебном производстве, и должны быть осуществлены при определенных законом обстоятельствах [13, с. 24].

Козлов А.Ф. совокупность (объем, круг) прав и обязанностей, которыми наделен (располагает) прокурор (прокуратура, должностные лица органов прокуратуры, должностные лиц прокурорского надзора) для выполнения возложенных на органы прокуратуры функций [16, с. 70].

ВинокуровЮ.Е., Винокуров А.Ю. совокупность закрепленных в законах или иных легальных источниках правового регулирования форм волеизъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности [17, с. 151].

Карпов Н.Н. право и обязанность прокурора действовать при наличии определенной ситуации в рамках, установленных законом, способами, в нем регламентированными, руководствуясь целью, им предусмотренной [10, с. 7].

пример, при стадии возбуждении уголовного дела, при осуществлении соответствующего вида надзора и т.д.).

Как можно заметить, все исследователи сводятся к мнению, что полномочия прокурора включают в себя систему (совокупность) прав и обязанностей, имеющих властный характер и направленных на реализацию задач, поставленных законодательством РФ.

С целью определения первозданного понимания изучаемого термина необходимо установить, что понимается под термином «полномочия».

Термин «полномочия» имеет непосредственное отношение к деятельности властных структур любого уровня. В отдельно взятых случаях он заключается в названии конкретно взятых должностей, имеющих государственное значение [7, с. 149].

Должностной статус отдельно взятых прокурорских работников также имеет непосредственное отношение к рассматриваемому понятию. Например, в ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено, что прокурорский надзор за исполнением настоящего закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Данная норма исключает возможность осуществления именно этой деятельности другими прокурорами, не имеющими статуса уполномоченных [18, с. 177].

Вместе с тем очевидно, что прокуроры в целом, принимая во внимание необходимость решения ими многочисленных задач, возложенных на органы прокуратуры в разных сферах деятельности, наделены большим объемом полномочий по принятию различных решений, имеющих в том числе властно-распорядительный характер.

С точки зрения общеправовых подходов к рассматриваемому термину, под полномочием, как правило, понимается право определенного лица совершать юридически значимые действия [18, с. 177].

В словарях русского языка под полномочиями понимается совокупность прав, предоставленных должностному лицу [22, с. 733]; официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел [15, с. 734]; право создавать, изменять или прекращать права и обязанности [8, с. 79].

В иных отраслях под полномочиями понимают «элемент компетенции, с помощью которой регулируются основополагающие вопросы в различных сферах. Полномочия являются элементом компетенции, которую составляют в том числе предметы ведения, разрешение споров о компетенции, соотношение компетенции с подведомственностью, подсудностью, закрепление механизмов ее реализации, что является предметом исследования теоретических наук о государстве и праве» [4, с. 23].

Согласно устоявшимся в науке прокурорского надзора подходам под полномочиями прокурора обычно понимают объем (совокупность) прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций [7, с. 149].

По мнению Б.В. Коробейникова, правовые средства прокурорского надзора отождествляются с полномочиями прокурора при осуществлении надзорной деятельности и классифицируются как средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений [11, с. 77].

В самом Законе о прокуратуре нормы, непосредственно посвященные полномочиям прокурора, начинаются словами: «Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе...» (ст. 22); «при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе... (ст. 33)».

С учетом положений Закона о прокуратуре подчеркнем, что к полномочиям необходимо относиться как к понятию сложному, обусловленному спецификой деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Для достижения целей прокурорской деятельности прокурор наделен разными по юридической силе полномочиями в зависимости от характера и сферы правоотношений, в которых реализуется прокурорская деятельность. С учетом сказанного полномочия прокурора можно рассматривать как совокупность закрепленных в законах или иных источниках правового регулирования форм волеизъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.

С учетом указанного все полномочия прокурора являются актом властного характера.

По поводу публичности полномочий прокурора следует заметить, что отправной точкой деятельности прокуратуры является обеспечение общественного и государственного интереса [13, с. 25].

Представления ученых о содержании полномочий в публичном праве можно обобщенно сгруппировать, исходя из придания им значения: совокупности прав и обязанностей субъектов публичной власти [6, с. 272]; средств для реализации функций

органа власти [3, с. 17] и ориентирующего требования уполномоченного субъекта, обращенного к физическим и юридическим лицам [21, с. 138].

С учетом того, что прокурору делегиро-ванны полномочия на осуществление деятельности именно государством, они по своей природе и есть публичные.

Заключение (выводы)

С учетом проведенного анализа предлагается авторская интерпретация публично-властных полномочий прокурора, под которыми понимается делегированная от имени государства сложная и обусловленная совокупность (система) прав и обязанностей по реализации задач, функций и направлений деятельности прокуратуры, закрепленных в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающая верховенство права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Генпрокуратуры России от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» // Законность. 2022. № 11.

2. Приказ Генпрокуратуры России от 17сентября 2007 г.№ 144 (ред. от 11.08.2020) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации»)» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Бачило, И.Л., Карпухин, Д.В., Лапина, М.А. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. №3. С 12-22.

4. Бурмистрова, С.А. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. 23 а

5. Буянский, С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2015. № 5.

6. Бялкина, Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006. 272 а

7. Винокуров, Ю.Е., Винокуров, А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов. М., 2020. 149 с.

8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

9. Исламова, Э.Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. 25 с.

10. Карпов, Н.Н. Теоретические вопросы деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: сб. статей в 2 ч. М., 2011. Ч. 2. С. 3-19.

11. Коробейников, Б.В. Правовые основы прокурорского надзора. М., 2007.

12. Ларина, А.В. Дискреционные полномочия прокурора в досудебном производстве России и других стран СНГ (сравнительно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2019.

13. Мирошниченко, М.Н., Спирин, А.В. Публичный интерес как основа процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 24-31.

14. Нурадиев, Д.И. Правовые основы полномочий прокурора: общая характеристика // Научные исследования: векторы развития: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 218-223.

15. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2006. 734 с.

16. Прокурорский надзор в Российской Федерации: общая часть. Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.

17. Прокурорский надзор: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров. М., 2019.

18. Сеидов, В.О. Понятие полномочий прокурора по надзору за исполнением законов на современном этапе // В сборнике: Модернизация российского законодательства в условиях конституционной реформы. Сборник трудов XVII Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. Всероссийская научно-практическая конференция. Отв. редакторы Г.Г. Бриль, В.В. Груздев, сост. Н.В. Ганжа [и др.]. Кострома, 2021. С. 176-179.

19. Спирин, А.В. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015.

20. Терехов, Е.В. Дискреционные полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства России и Австрии: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

21. Тихомиров, Ю.А. Публичное право: учебник для юрид. фак. и вузов. М., 1995.

22. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. 733 с.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Prikaz Genprokuratury Rossii ot 10 oktyabrya 2022 g. No 581 «Ob osushchestvlenii prokurorskogo nadzora i realizacii prokurorami inyh polnomochij v sfere protivodejstviya korrupcii» // Zakonnost'. 2022. No 11.

2. Prikaz Genprokuratury Rossii ot 17sentyabrya 2007 g. No 144 (red. ot 11.08.2020) «O pravotvorcheskoj deyatel'nosti organov prokuratury i uluchshenii vzaimodejstviya s

zakonodatel'nymi (predstavitel'nymi) i ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoj vlasti i organami mestnogo samoupravleniya (vmeste s «Polozheniem ob organizacii pravotvorcheskoj deyatel'nosti v organah prokuratury Rossij skoj Federacii»)» // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Bachilo, I.L., Karpuhin, D.V., Lapina, M.A. Metodologiya sistematizacii funkcij i polnomochij v sisteme federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti // Gosudarstvo i pravo. 2016. No 3. P. 12-22.

4. Burmistrova, S .A. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. CHelyabinsk, 2009. 23 p.

5. Buyanskij, S.G. Pravovye osnovy funkcionirovaniya prokuratury kak organa kontrol'noj vlasti // Zakon. 2015. No 5.

6. Byalkina, T.M. Kompetenciya mestnogo samoupravleniya: problemy teorii i pravovogo regulirovaniya. Voronezh, 2006. 272 p.

7. Vinokurov, Yu.E., Vinokurov, A.Yu. Prokurorskij nadzor: uchebnik dlya vuzov. M., 2020. 149 p.

8. Dal', V.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M., 2000.

9. Islamova, E.R. Processual'nye polnomochiya prokurora v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2009. 25 p.

10. Karpov, N.N. Teoreticheskie voprosy deyatel'nosti prokuratury po nadzoru za ispolneniem zakonov i zakonnost'yu pravovyh aktov // Aktual'nye problemy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov i zakonnost'yu pravovyh aktov: sb. statej v 2 ch. M., 2011. Ch. 2. P. 3-19.

11. Korobejnikov, B.V. Pravovye osnovy prokurorskogo nadzora. M., 2007.

12. Larina, A.V. Diskrecionnye polnomochiya prokurora v dosudebnom proizvodstve Rossii i drugih stran SNG (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2019. 23 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Miroshnichenko, M.N., Spirin, A.V. Publichnyj interes kak osnova processual'nogo statusa prokurora v ugolovnom sudoproizvodstve // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2019. № 3 (71). P. 24-31.

14. Nuradiev, D.I. Pravovye osnovy polnomochij prokurora: obshchaya harakteristika // Nauchnye issledovaniya: vektory razvitiya: Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. P. 218-223.

15. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. M., 2006. 734 p.

16. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii: obshchaya chast'. Uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 1994.

17. Prokurorskij nadzor: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po yuridicheskim napravleniyam / Yu.E. Vinokurov, A.Yu. Vinokurov. M., 2019.

18. Seidov, V.O. Ponyatie polnomochij prokurora po nadzoru za ispolneniem zakonov na sovremennom etape // V sbornike: Modernizaciya rossijskogo zakonodatel'stva v usloviyah konstitucionnoj reformy. Sbornik trudov XVII Vserossijskih dekabr'skih yuridicheskih chtenij v Kostrome. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Otv. redaktory G.G. Bril', V.V. Gruzdev, sost. N.V. Ganzha [i dr.]. Kostroma, 2021. P. 176-179.

19. Spirin, A.V. Polnomochiya prokurora po nadzoru za processual'noj deyatel'nost'yu organov predvaritel'nogo sledstviya: voprosy teorii, praktiki, zakonodatel'nogo regulirovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2015.

20. Terekhov, E.V. Diskrecionnye polnomochiya prokurora v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva Rossii i Avstrii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.

21. Tihomirov, Yu.A. Publichnoe pravo: uchebnik dlya yurid. fak. i vuzov. M., 1995.

22. Ushakov, D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. M., 2008. 733 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Полисин Овсеп Карапетович, аспирант, Международный инновационный университет, г. Сочи, Российская Федерация. E-mail: ovsep.polisin@ mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ovsep K. Polisin, postgraduate student, International Innovation University, Sochi, Russian Federation.

E-mail: ovsep.polisin@ mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 15.09.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.