ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 004.056 ББК 16.8
DOI 10.22394/1682-2358-2024-2-91-98
AS. Anshakov, post-graduate student of the Service and Labor Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stol-ypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
PUBLIC-LEGAL ASPECTS
OF INFORMATION
SECURITY
IN EDUCATION
The problem of free access to and dissemination of information to ensure quality education in Russia is considered. Issues of sustainable economic development and ensuring a safe media space are studied in the context of the national policy concept "Development of Education" as a strategic priority.
Key words and word-combinations: information security, education sphere, public-legal aspects.
А.С. Аншаков, аспирант кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (етай: [email protected])
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Рассматривается проблема свободного доступа и распространения информации для обеспечения качественного образования в России. В контексте Концепции национальной политики «Развитие образования» как стратегического приоритета изучаются вопросы устойчивого экономического развития и обеспечения безопасного медиапространства.
Ключевые слова и словосочетания: информационная безопасность, сфера образования, публично-правовые аспекты.
По
1.олучение качественного образования невозможно без свободного доступа и распространения информации, которые гарантируются ч. 4 ст. 29 Конституции РФ[1]. Современная эволюция образования в России происходит
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2
91
на фоне интенсивного внедрения технологических инноваций, взаимодействующих с информационными системами, веб-платформами и телекоммуникационными сетями, в том числе всемирной телекоммуникационной сетью «Интернет» и прочими транспортными средствами связи. Этот процесс обусловливает потребность в доработке и оптимизации правовых механизмов, контролирующих область образовательной деятельности, с целью обеспечения конфиденциальности информации и гарантирования информационной безопасности участникам общественных отношений в образовательной сфере.
Научно-исследовательский аспект данного явления предполагает детальное изучение динамики внедрения технологических решений и их влияния на публично-правовые аспекты в сфере образования. В ходе такого анализа возникает возможность выработки мер, направленных на эффективное сбалансированное взаимодействие между динамично развивающимися технологиями и соответствующими нормами правового регулирования. Обеспечение безопасности и нормализация информационного обмена в образовательной среде становятся основными задачами, требующими углубленного анализа и прогнозирования возможных трансформаций.
В настоящее время возрастает значение научного исследования синергии технологического прогресса и правовых норм в сфере образования, необходимость выявления взаимосвязей, определяющих эффективные механизмы регулирования и способствующих развитию образовательного пространства в контексте цифровой реальности. Именно на это направлена государственная программа «Развитие образования», в которой среди основных стратегических национальных приоритетов определяется устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, а также «развитие безопасного информационного пространства» [2].
В рамках проблемы информатизации образования программно-телекоммуникационные средства являются основой образовательной информационной среды, базирующейся «...на использовании компьютерной техники, реализующей едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность» [3].
Организация государственной стратегии и развития общественных тенденций в сфере обеспечения информационной безопасности, а также разработка всесторонних подходов к улучшению обеспечения информационной стабильности, включающих сферу образования, осуществляется на основе Доктрины информационной безопасности
92 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646.
Данный правовой инструмент представляет собой не только ключевой документ в области инфраструктурной защиты информационных ресурсов, но и ориентир для выработки стратегических планов и методологий в области информационной безопасности. Сектор образования как важнейшая составляющая общественной структуры подвергается воздействию доктринальных принципов, оказывающих влияние на формирование безопасной информационной среды.
В п. 27 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации рассматриваются пять основных направлений обеспечения информационной безопасности в сфере науки, технологий и образования:
— достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;
— создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;
— проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
— развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
— обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности [4].
Образовательная деятельность связана с формированием, распространением, хранением и передачей большого массива информации, поэтому субъектами системы обеспечения информационной безопасности выступают участники правовых отношений в образовательной сфере. Согласно положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к данной категории относятся участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, иные законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность) и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, полномочные представители работодателей и их ассоциации [5].
Из анализа содержания п. 34 Доктрины информационной безопасности РФ можно сделать вывод, что при реализации задач по обе-
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 93
спечению информационной безопасности участники образовательных отношений и органы, имеющие властные полномочия в области обеспечения информационной безопасности, должны выстраивать конструктивное взаимодействие на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, учитывая принципы законности общественных отношений в информационной сфере, правового равенства всех участников таких отношений, соблюдая принцип баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере [4].
Информационная безопасность обладателей информации — физических и юридических лиц — имеет частноправовой характер и, по общему правилу в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для обеспечения защиты информации необходимо, чтобы обладатели информации принимали самостоятельные меры по обеспечению своей информационной безопасности в рамках реализации своих прав [6].
Хотя состояние защищенности национальных интересов играет определяющую роль в обеспечении информационной безопасности, включая соблюдение прав и свобод человека, государство имеет право устанавливать ограничения на эти права и свободы в информационной сфере для предотвращения и ликвидации как внешних, так и внутренних угроз. Некоторые авторы отмечают, что подобные ограничения «...допустимы и даже необходимы. Но только при реализации прав на основании конституционно и законодательно установленных условий и порядка» [7].
Следовательно, основной задачей публично-правового регулирования обеспечения информационной безопасности в сфере образования является обеспечение взаимодействия государства и общества, а также координация их усилий для решения поставленных целей и задач. Такое взаимодействие предполагает совместные, систематические действия двух или более субъектов, направленные на достижение одной или нескольких целей и осуществляемые согласованно в пространстве и времени по обеспечению информационной безопасности в образовательной среде. Данное взаимодействие может быть реализовано на базе такого механизма, как государственный заказ, который должен быть распределен между научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.
94 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
Научные исследования, а также апробация образовательных программ в области обеспечения информационной безопасности в сфере образования имеют стратегическое значение для комплексной реализации основных направлений, обозначенных в Доктрине информационной безопасности РФ.
Всепоглощающая интеграция информационных технологий в образовательной сфере, стремительное распространение и внедрение автоматизированных информационных систем и технологий связи, формирование глобального информационного пространства и прогресс в области искусственного интеллекта олицетворяют период повышенных стандартов в области информационной грамотности для участников образовательных взаимоотношений. Неотъемлемой их составной частью становится уровень профессиональной подготовки специалистов, действующих в области обеспечения информационной безопасности в образовательном контексте.
Этот уникальный период характеризуется глубоким взаимодействием с современными технологиями, создающими новые стандарты и вызывающими повышенный спрос на уровень информационной грамотности. Взаимосвязь между образовательными отношениями и технологическими инновациями выражается в том, что стандарты безопасности информации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Требования к уровню информационной культуры субъектов образовательных отношений возрастают, параллельно развиваясь с динамикой информационного развития и прогресса в сфере искусственного интеллекта.
Это также подчеркивает актуальность не только повышения компетенций в сфере информационной безопасности, но и создания интегрированных программ профессиональной подготовки, сфокусированных на эффективном взаимодействии с современными технологиями. В связи с этим развитие образовательного пространства неотделимо от прогресса в информационных технологиях и требует комплексного подхода к формированию информационной культуры и подготовке кадров в условиях постоянно меняющейся цифровой реальности.
В распоряжении Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. № 4088-р «Об утверждении Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» разъясняются вопросы культуры информационной безопасности, представленной как объединение усвоенных знаний, навыков и умений по вопросам обеспечения безопасного взаимодействия граждан России в информационной среде, включая профессиональные и повседневные сферы их жизни. В рамках профессиональной деятельности, культура
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 95
информационной безопасности тесно связана с проблемами корпоративной безопасности, в то время как в повседневной жизни — с личной безопасностью в сфере информации[8].
Данные аспекты имеют два следствия: 1) субъектами (носителями) культуры информационной безопасности являются не только физические, но и юридические лица, а также их объединения; 2) понятие «информационная культура» — многоуровневое и не может быть сведено к понятию «информационная грамотность», которое представляет собой комплекс навыков и умений, используемых при обращении с информацией.
В рамках государственного заказа научно-исследовательские учреждения и образовательные организации стремятся обеспечить информационную безопасность в сфере образования. Этот процесс требует комплексного подхода, включающего различные меры и направления.
Одним из ключевых аспектов является разработка и создание технологических и информационных продуктов, обеспечивающих защиту информации, включая данные, подпадающие под охраняемую законом тайну. Это особенно важно для образовательных организаций, которые обязаны обеспечить информационную открытость, предоставляя доступ к информационным ресурсам через официальные сайты, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») [5] и другие каналы.
Еще одним важным направлением является разработка и внедрение технологических и информационных продуктов, направленных на ограничение доступа и защиту обучающихся от нежелательной информации, а также разработку и внедрение механизмов, позволяющих контролировать пребывание обучающихся на конкретных интернет-ресурсах. Наибольшее значение указанное направление приобретает в области обучения несовершеннолетних, в отношении которых Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» введены ограничения и установлены стандарты для информационной продукции, доступ к которой разрешается несовершеннолетним [9].
Значительное внимание уделяется также формированию и совершенствованию законодательной базы, регулирующей различные аспекты информационной деятельности. При этом особое внимание направлено на выработку научных обоснований внедрения соответствующих правовых норм, проведение сравнительного анализа и мониторинга правоприменения в области общественных отношений, связанных с регулированием информационной безопасности.
96 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
Актуальным аспектом является также совершенствование норм законодательства, регулирующих ответственность за различные формы хищения в сфере цифровой и компьютерной информации. В рамках данного направления необходимо уделять особое внимание вопросам квалификации уголовно-правовых деяний в указанной сфере, а также, учитывая стремительное развитие информационных технологий, проводить постоянный мониторинг с целью своевременного выявления новых способов и средств хищения информации.
Формулировка образовательных стандартов и программ играет ключевую роль в системном обеспечении компетенций, необходимых для овладения знаниями и умениями, обязательными для эффективного владения информацией, что весьма актуально для современного образования. Эти существенные компетенции обеспечивают способность создавать, находить, представлять и распространять информацию с использованием современных технических средств, Интернета и других технических средств коммуникации. Особое внимание уделяется разработке стандартов и программ для всех форм образования, упомянутых в ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — как для обучения в учебных учреждениях, так и для форм самостоятельного обучения (включая семейное образование и самообразование) [5].
Разработка, внедрение и реализация образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области работы с информацией, могут быть реализованы как в рамках государственного, так и корпоративного заказа. Основное преимущество данного направления состоит в том, что заказчик получает специалистов, отвечающих именно его профилю и требованиям.
Разработка образовательных программ и методов, а также внедрение электронного обучения и дистанционных технологий считается важным шагом в обеспечении системы информационной безопасности в образовании. Это позволяет создавать эффективные средства обучения и контролировать доступ к информации.
Таким образом, в сфере образования требуется не только эффективная защита информационного пространства от разнообразных негативных воздействий, но и обеспечение защиты участников образовательных отношений от вредоносной информации, включая методы повышения их уровня информационной грамотности. Решение данных задач неосуществимо без установления конструктивного взаимодействия между участниками образовательной среды и органами государственной власти, ответственными за регулирование вопросов,
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 97
связанных с обеспечением информационной безопасности. По мнению Т.А. Бражник, «обеспечение информационной безопасности — сфера, в которой частные и публично-правовые интересы весьма тесно взаимосвязаны» [10].
Осознание важности совместных усилий в сфере образования подчеркивает не только актуальность обеспечения защиты информации, но и неотложность обучения участников образовательного процесса тонкостям различения и анализа информации. Именно поэтому ключевой аспект успешного решения указанных задач — это создание эффективной платформы для координации усилий всех заинтересованных сторон. Одним из принципов этой взаимодействующей системы является взаимопонимание между образовательными учреждениями и государственными органами, призванными обеспечивать стабильность в области информационной безопасности. Достигнутое взаимодействие служит фундаментом для создания эффективной и устойчивой модели, способной эффективно реагировать на вызовы современного информационного развития в образовании.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1642 (в ред. от 8 дек. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск, 2008.
4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 дек 2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 19 дек. 2023 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 12 дек. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru
7. Краснов М.А. Ограничение прав человека или поиск их естественных пределов? // Право: журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 103-115.
8. Об утверждении Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22 дек. 2022 г. № 4088-р // СЗ РФ. 2022. № 52. Ст. 9726.
9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Фе-дер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ (в ред. от 28 апр. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru
10. Бражник Т.А. Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности личности // Право: журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 182-189.
98 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2