УДК 070:654.197 ББК 76.032
DOI 10.22394/1682-2358-2023-2-93-103
A.A. Ryabov, post-graduate student, Institute of Public Administration and Service of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
TASS
AND INTERNATIONAL MEDIA GROUP "RUSSIA TODAY" IN THE SYSTEM OF STATE
INFORMATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
The place and role of the information agency "TASS" and the international media group "Russia Today" in the system of state information policy of the Russian Federation are considered. The ways of participation of the information agency "TASS" and the international media group "Russia Today" in realization of the state information policy of the Russian Federation are revealed.
Key words and word-combinations: information agency, media group, state information policy, TASS, "Russia Today".
А.А. Рябов, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
ТАСС И МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕДИАГРУППА «РОССИЯ СЕГОДНЯ» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассматриваются место и роль информационного агентства «ТАСС» и международной медиагруппы «Россия сегодня» в системе государственной информационной политики Российской Федерации. Анализируются способы участия информационного агентства «ТАСС» и международной медиагруппы «Россия сегодня» в реализации государственной информационной политики.
Ключевые слова и словосочетания: информационное агентство, медиагруппа, государственная информационная политика, ТАСС, «Россия сегодня».
В
условиях ускорения информационных процессов в обществе государственная информационная политика (ГИП), всегда имевшая ключевое значение, приобретает стратегический характер, что особенно важно для Российской Федерации, основу которой
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2
93
составляет многонациональное общество. От четко сформулированной, сбалансированной, учитывающей интересы всех социальных групп и сфер социума государственной информационной политики во многом зависит не только стабильность и благосостояние государства и народа, но по большому счету вектор исторического развития страны в долгосрочной стратегической перспективе. Одну из ключевых ролей в обеспечении стабильного развития государства путем участия в реализации его информационной политики играют средства массовой информации, в частности государственные информационные агентства. В России таковыми являются ТАСС и международная медиагруппа «Россия сегодня», попытаемся выявить и проанализировать их место и роль в системе государственной информационной политики России.
Современная напряженная информационная обстановка в мире обусловлена ситуацией, когда миллионы потребителей информационного контента, в том числе граждане Российской Федерации, ежедневно сталкиваются с так называемыми фейковыми новостями. Органы власти и управления различного уровня и ветвей, а также широкая российская общественность попадают в новые жизненные условия, требующие совершенствования принципов и механизмов реализации государственной информационной политики Российской Федерации. Задача преобразования ГИП для существенного повышения ее результативности играет особую роль «в обстановке пятой информационной революции» [1].
Исследуемые агентства являются российскими федеральными СМИ международного масштаба, при этом они учреждены государством, поэтому их деятельность финансируется из федерального бюджета. Такой статус, с одной стороны, дает им дополнительные возможности для ведения своей деятельности, а с другой — накладывает определенные обязательства перед учредителем, а вместе с тем предъявляет к журналистским коллективам и производимым ими информационным продуктам повышенные профессиональные требования.
Понятие «государственная информационная политика» имеет многоступенчатую структуру. В.Д. Попов определяет его как «особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленную на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями» [2]. Обобщив представления исследователей о видах, объекте, предмете, целях, задачах, функциях и направлениях государственной информационной политики [3—8], представим ее структуру в табл. 1.
94
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2
Таблица 1
Компоненты государственной информационной политики
Аспекты Технологический, содержательный
Исследовательские подходы Технологический, социоцентричный
Подходы к определению Бессубъектный, технико-коммуникационный, государственниче-ский, социальный, специфический информационный
Виды ГИП Внутренняя, внешняя, содержательная, технологическая
Цели Построение информационного общества в стране Обеспечение развития информационной структуры государства Информирование о проводимой государственной политике; формирование у общественности осведомленности о тех или иных принимаемых решениях; стимуляция их поддержки
Задачи Обеспечение механизмов эффективного информационного взаимодействия между государством, общественностью и лидерами общественного мнения Противодействие информационным угрозам государству и обществу Совершенствование законодательства в информационной сфере Широкое распространение новейших информационных технологий
Таким образом, государственная информационная политика затрагивает многие сферы жизни страны: обеспечение безопасности государства и его граждан; социально-экономическое благополучие страны и ее технологическое развитие; духовно-нравственную сферу; общественные отношения и многие другие. Особого внимания заслуживает рассмотрение основных направлений государственной информационной политики в сфере средств массовой информации.
На наш взгляд, общепринятую классификацию видов государственной информационной политики следует дополнить такими критериями, как масштаб планирования и реализация, вследствие чего следует различать общегосударственную; региональную; местную; отраслевую (в конкретной отрасли народного хозяйства или деятельности); ведомственную (конкретного министерства или ведомства); локальную (конкретного государственного учреждение); персональную (конкретного лица, наделенного властными полномочиями и правом принятия управленческого решения) информационную политику.
Основным предназначением государственной информационной политики является упорядочение информационной сферы страны,
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 95
включая деятельность средств массовой информации, для обеспечения широкого общественного диалога. Попытку осуществления государственного контроля сферы масс-медиа не следует прямолинейно характеризовать как пропаганду или цензуру, потому что сбалансированная и упорядоченная государственная информационная политика способствует формированию единого информационного пространства страны и помогает осуществлять эффективную защиту ее национальных интересов в информационной сфере.
Функционирование информационных агентств и их участие в осуществлении государственной информационной политики-достаточно сложные процессы. Понятие «информационное агентство» имеет неоднозначные трактовки. С одной стороны, информационные агентства принято характеризовать как исключительно коммерческие предприятия, с другой — как вспомогательный элемент в процессе функционирования средств массовой информации. Однако ученые сходятся во мнении, что информационные агентства являются организациями, занимающимися сбором, обработкой и распространением полученной информации. Наиболее точным и актуальным определением категории «информационные агентства», по нашему мнению, является определение В.А. Полынова, характеризующего суть работы информационного агентства как медиапредприятия, производящего преимущественно эксклюзивный новостной контент и имеющего двойной типологический статус: обращение к открытой аудитории и сохранение инфраструктурной роли для других СМИ [9, с. 159].
Являясь учредителем информагентств, государство возлагает на них определенные задачи. В то же время, согласно действующему законодательству о СМИ, учредитель «не вправе вмешиваться» [10] в деятельность средств массовой информации, за исключением предусмотренных законом случаев. Учреждая информационные агентства, государство стремится отстаивать национальные интересы в информационной сфере, что, безусловно, является значимой частью государственной информационной политики. По мнению В.И. Сапунова, частные информагентства не обладают возможностью быть альтернативой государственным информационным агентствам в формировании «национальной семиотики», отражающей мнения и интересы различных групп населения [11].
В условиях современного отечественного медиапространства деятельность информационных агентств находится в особом положении. Они закладывают фундамент информационного обмена во всех сферах жизни «постиндустриального общества» [12]. Исходя из этого, информационные агентства можно охарактеризовать как важнейшую, если не центральную, часть отечественной медиасистемы, играющую главную роль
96 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2
в ее структуре. В.Ю. Голубев и Г.С. Мельник считают информационные агентства «отдельным видом СМИ» [13]; О.Р. Лащук также утверждает, что информационные агентства в современной медиасистеме стали «самыми настоящими средствами массовой информации» [14, с. 4]. Информационные агентства действительно можно выделить в отдельный вид средств массовой информации, так как широкий масштаб их деятельности и специфика типологических характеристик (среди которых, как правило, отсутствие фиксированной периодичности в распространении информации и более глубокая проработка информационного поля) несколько выделяют их на фоне других традиционных видов СМИ.
Важное значение в системе государственной информационной политики России имеет ее правовое регулирование. Сегодня в Российской Федерации отсутствует единый свод нормативных положений государственной информационной политики, фактически его роль выполняет ряд нормативно-правовых актов, который регулирует государственную информационную политику государства (рисунок).
Общая структура правого регулирования ГИП РФ
Главные элементы структуры правового регулирования государственной информационной политики России зафиксированы в ст. 29 Конституции РФ [15], включающей индивидуальные правовые гарантии свободы мысли и слова, а также запрет пропаганды и агитации информации, возбуждающей различного рода ненависть и вражду в обществе. Особо в данной статье прописаны гарантии: свобода массовой информации и запрет цензуры; право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Все это, безусловно, составляет фундамент и закрепляет базовые ценности государственной информационной политики Российской Федерации.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 97
Особого внимания требуют указы Президента РФ, затрагивающие сферу государственной информационной политики. Так, Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N° 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» был подписан «в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере» [16]. Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» напрямую затрагивает деятельность исследуемых агентств. Данным Указом было упразднено информационное агентство РИА «Новости», вместо него основано международное информационное агентство «Россия сегодня» (внутри которого Российское информационное агенство «Новости» возродилось уже как бренд), основным направлением деятельности которого (в конце 2021 г. информационное агентство переименовано в международную медиагруппу «Россия сегодня») стало освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в стране. Указ от 9 декабря 2013 г. внес коррективы и в деятельность информационного агентства «ТАСС»: ему было передано на правах оперативного управления имущество, прежде закрепленное за «Российской книжной палатой».
В рамках анализа системы правового регулирования государственной информационной политики России немаловажно обратить внимание на различного рода доктрины и стратегии, содержащие принципы государственной информационной политики. Так, согласно тексту Доктрины информационной безопасности Российской Федерации средства массовой информации и массовых коммуникаций являются «участниками системы обеспечения информационной безопасности» страны [17]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации присутствует отдельный раздел, посвященный обеспечению системы информационной безопасности страны. В нем утверждается, что достижение цели обеспечения информационной безопасности страны осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, среди которых «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации» [18]. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг., формирование информационного пространства знаний необходимо, чтобы «...совершенствовать механизмы законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим при-
98 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2
знакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются таковыми...» [19], а также для «...поддержки традиционных средств распространения информации.» [19].
Особая роль в законодательном регулировании государственной информационной политики России отводится Уголовному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях РФ. В данных документах содержится ряд статей, которые предусматривают различного рода ответственность (вплоть до реального лишения правовой свободы) за нарушения в сфере информации. К примеру, к таковым относятся ст. 128.1 «Клевета», ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», ряд статей УК РФ за распространение различного рода заведомо ложной информации, ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации», ст. 13.21 КоАП РФ «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» и другие. Следовательно, государственная информационная политика не просто является набором мер к осуществлению конкретных правовых норм: за нарушение некоторых ее положений можно понести даже уголовную ответственность, что еще раз подчеркивает серьезность и значимость информационной политики для государства.
Целый ряд федеральных законов регулируют государственную информационную политику страны. Например, в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» в ст. 23 речь идет об информационных агентствах и утверждается, что на информационные агентства «.одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации» [10]. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения в сфере конституционных прав на работу с информацией, применение информационных технологий и защиты информации. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» дает определение категории «государственное средство массовой информации», в соответствии с которым таковым является средство массовой информации, «учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти» [20]. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирует общественные отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или)
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 99
развитию. Положения, касающиеся государственной информационной политики, содержат также Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и ряд других.
Следует отметить также государственную программу «Информационное общество», одной из задач которой является «обеспечение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве, доступности для населения Российской Федерации актуальной информации о событиях в стране и мире, а также развитие социально значимых проектов в медиасреде, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации» [21], что напрямую пересекается с реализацией мер стратегии государственной информационной политики России. При этом учитывается высокая роль информационных агентств в повышении обеспечения возможности «получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства» [21].
Интересным представляется вопрос соответствия целей деятельности исследуемых агентств их уставным документам [22; 23]. В табл. 2 приведены в целом схожие цели деятельности информационных агентств ТАСС и «Россия сегодня».
Информационные агентства «ТАСС» и «Россия сегодня» уделяют существенное внимание освещению государственной политики и общественной жизни Российской Федерации (международная медиа-группа «Россия сегодня» делает больший акцент на своей работе за рубежом); обеспечению информационного обслуживания органов государственной власти Российской Федерации; содействию развитию свободы массовой информации и свободному формированию мнений, содействию международному информационному обмену и сотрудничеству с различного рода организациями, а также сохранению национального общественно-исторического и культурного наследия России.
Очевидны и отличия в целях деятельности исследуемых информационных агентств: ТАСС отмечает среди них получение прибыли, а «Россия сегодня» — обеспечение национальных интересов страны в информационной сфере и обеспечение развития информационного общества в России, а также осуществление международного сотрудничества в области развития информационного общества. Таким образом, информационное агентство «ТАСС» и международная медиагруппа «Россия сегодня» активно участвуют в реализации государственной информационной политики Российской Федерации.
100 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2
Таблица 2
Цели деятельности информагентств ТАСС и «Россия сегодня»
ТАСС
Международная медиагруппа «Россия сегодня»
Освещение государственной политики и общественной жизни Российской Федерации, а также важнейших событий, происходящих за рубежом
Обеспечение информационного обслуживания органов государственной власти Российской Федерации
Сохранение общественно-исторического и культурного наследия Российской Федерации путем создания информационных баз, банков данных, фотобанков и других информационных ресурсов
Содействие созданию благоприятной среды для развития свободы массовой информации и условий свободного формирования мнений
Осуществление международного информационного обмена, сотрудничества с мировыми, национальными и региональными информационными агентствами, другими средствами массовой информации, творческими и общественными организациями развитие материально-технической базы для производства и распространения массовой информации Получение прибыли
Освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации
Обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
Обеспечение развития информационного общества в Российской Федерации, осуществление международного сотрудничества в области развития информационного общества
Осуществление международного информационного обмена, сотрудничества с мировыми, национальными и региональными информационными агентствами, другими СМИ, предприятиями и организациями
Содействие развитию свободы массовой информации и условий свободного формирования мнений
Информационное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации
^действие сохранению общественно-исторического и культурного наследия Российской Федеации.
Итак, правовое регулирование государственной информационной политики Российской Федерации является сложным по своей структуре процессом. Его правовой основой выступает Конституция РФ, гарантирующая все основные права и свободы в области информации. Помимо этого, государственная информационная политика Российской Федерации регулируется широким перечнем нормативно-правовых актов, среди которых указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; различного рода доктрины, стратегии, кодексы; федеральные законы; государственные программы; нормативно-правовые акты ми-
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2
101
нистерств и ведомств, а также различного рода локальные нормативно-правовые акты.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что понятие «государственная информационная политика» имеет многоступенчатую структуру, обусловленную ее видами, объектами, предметом, целями, задачами и другими факторами. Базовой правовой основой регулирования государственной информационной политики Российской Федерации выступает Конституция РФ, гарантирующая основные права и свободы в области информации, а также широкий ряд нормативно-правовых актов. Информационному агентству «ТАСС» и международной медиагруппе «Россия сегодня» отводится одно из наиболее значимых мест в системе государственной информационной политики страны.
Библиографический список
1. Смыкова Ю.С., Слинько А.А. Аспекты реализации государственной информационной политики. 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49166691
2. Информационная политика: учебник / под общ. ред. В.Д. Попова. М., 2003.
3. Рябов С.А. Теоретическая модель содержательного аспекта российской государственной информационной политики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretich-eskaya-model-soderzhatelnogo-aspekta-rossiyskoy-gosudarstvennoy-informatsion-noy-politiki
4. Ковалев М.К. Социокультурное измерение государственной информационной политики // Гражданин. Выборы. Власть. 2022. Т. 25, № 3. URL: https://www.rcoit.ru/ upload/iЫock/c90/bm•1w16yhgxw6j4xltedeoni8dkxb1zb/Социокультурное%20измере-ние%20государственной%20информационной%20политики.р^
5. Богомолов В.О. Проблемы выработки и реализации информационной политики в современной России. М., 2008.
6. Стрельцов А.А. Государственная информационная политика: основы теории. М., 2010.
7. Гальцина Д.А. Информационная политика стран Таможенного союза: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2017.
8. Ницевич В.Ф., Мрочко Л.В., Судоргин О.А Информационная политика в современном обществе. М., 2011.
9. Полынов В.А. Содержательные модели сайтов российских информационных агентств в условиях медиаконвергенции: дис. ... канд. филол. наук. М., 2020. URL: https://dlib.rsl.ru/01010245252
10. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 18 апр. 2018 г.; с изм. от 17 янв. 2019 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Сапунов В.И. Функционирование зарубежных информационных агентств в современной медиасистеме: автореф. ... д-ра филол. наук. М., 2007. URL: https:// static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004244587.pdf
102 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2
12. Вирен В., Фролова Т.И. Информационные агентства. Как делаются новости: учебное пособие для студентов вузов. М., 2015.
13. Голубев В.Ю., Мельник Г.С. Сравнительный анализ рынка информационных услуг в Великобритании и России (сегмент информационных агентств) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sravnitel-nyy-anaüz-rynka-informatsiomyh-uslug-v-veHkobritanii-i-rossii-segment-informatsion-nyh-agentstv
14. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: учебное пособие для студентов вузов. М., 2004.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента РФ от 20 янв. 1994 г. № 170 (в ред. от 9 июля 1997 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201612060002?index=1&rangeSize=1
18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
19. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
20. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федер. закон от 13 янв. 1995 г. № 7-ФЗ. Ст. 3. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033849
21. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 313. URL: https://docs.cntd.ru/document/499091768#6560IO
22. Устав федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР - ТАСС)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
23. Об утверждении Устава федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство "Россия сегодня"»: приказ Минцифры России от 14 апр. 2021 г. № 373. URL: https://digital.gov.ru/ru/docu-ments/7714/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 103