Научная статья на тему 'Птицы на полотнах русских художников: по страницам сводки Кристины Джексон «Всемирный словарь художников, изображавших птиц»'

Птицы на полотнах русских художников: по страницам сводки Кристины Джексон «Всемирный словарь художников, изображавших птиц» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2019
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы на полотнах русских художников: по страницам сводки Кристины Джексон «Всемирный словарь художников, изображавших птиц»»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1214: 4097-4124

Птицы на полотнах русских художников: по страницам сводки Кристины Джексон «Всемирный словарь художников, изображавших птиц»*

Е.Э.Шергалин, А.В.Бардин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected] Александр Васильевич Бардин. SPIN-код: 5608-1832. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 22 ноября 2015

Энциклопедия изображений птиц на полотнах русских художников ещё не составлена. Тема «Птицы в русском искусстве» ещё не нашла должного отражения в нашей литературе. Тем интереснее нам представляется попытка искусствоведа Кристи Джексон из Великобритании, отважившейся составить мировой обзор по данной теме с включением доступных ей работ художников из России. В 1999 году в Лондоне в Великобритании был издан увесистый том, включивший в себя

* Jackson Christine E. 1999. Dictionary of Bird Artists of the World. Antique Collectors'Club.

Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1214 4097

описание работ с изображением птиц около 4000 художников всей планеты. Нам остаётся только снять шляпу перед трудолюбием этой женщины, подытожившей сей книгой свои поиски в течение нескольких десятилетий.

Примечательна судьба Кристины Джексон. Интересуясь природой с детства, она много лет проработала простым библиотекарем, время от времени делая выписки встречающихся ей изображений птиц (а потом и других животных) в просматриваемой литературе. С годами таких выписок накопилось столь много, что настала пора обрабатывать материал. В 1977 году вышла её первая книги с описанием марок с изображениями птиц - «Collecting Bird Stamps» (1977). Затем последовала целая серия солидных изданий: «Bird Illustrators: Some Artists in Early Lithography» (1975); «Selby, a Gentleman Naturalist» (1992); «Bird Etchings: The Illustrators and their books, 1655-1855» (1989); «Great Bird Paintings of the World: The Old Masters, vol. 1.» (1993); «Great Bird Paintings of the World: The Eighteenth Century, vol. 2» (1994); «Sarah Stone: Natural Curiosities from the New World» (1998); «Sir William Jardine: A Life in Natural History» (2001, в соавторстве с Питером Дейвисом - Peter Davis); «Peacock» (2006); «Fish in Art» (2012). Многие из этих книг до сих пор пользуются большим спросом. Ныне Кристина Джексон является членом Линнеевского общества и членом комитета Общества по изучению истории природы, от которого она была награждена медалью основателей-учредителей в 1996 году.

А.И.Бельский. «Десюдепорт с попугаем». 1754 год.

Однако вернёмся к её всемирному словарю анималистов, изображавших птиц. Безусловно, перечень изображавших птиц художников из России в нём далеко не полный — всего 25. В первую очередь автор-составитель могла опираться на работы художников-эмигрантов, чьи

произведения проходили через зарубежные аукционы и попадали в каталоги, издаваемые за рубежом. Но именно по этой причине данный список художников и их работ представляет большой интерес для специалистов из бывшего СССР. Нам показалось полезным представить сокращённый перевод биографий русских художников с описанием их полотен, вошедших в эту книгу. Для некоторых мы добавили некоторые не указанные в книге сведения, а также включили ряд полотен, неизвестных Кристине Джексон.

В.И.Ачуев (?-?). C. 140. Иллюстратор - автор 15 таблиц в 1890 году в работе М.А.Мензбира «Ornithologie du Turkestan et des pays adjacents», опубликованной в Москве четырьмя частями в течение 18881894 годов.

Алексей Иванович Бельский (1730-1796). С. 153. Русский художник из династии Бельских — известных русских крепостных живописцев XVIII века. Академик Академии художеств. Имел славу лучшего мастера декоративной живописи. В Русском музее в Петербурге есть его картина «Десюдепорт с попугаем», написанная в 1754 году. Нужно отметить участие А.И.Бельского в оформлении Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института), для которого он в 1771 году исполнил четыре декоративных панно: «Не лги!», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его!», «Не будь никогда праздна!», «Не делай зла и не досаждай никому!».

А.И.Бельский «Не вреди никакому животному и не озлобляй его» 1771 год. (холст, масло. 101x124 см). Государственный Русский музей.

Александр Гаврилович Добряков (Добреков) (1768-1802).

С. 225. Гравёр, рисовальщик, живописец, проживший короткую жизнь: родился он 29 августа 1768 года и скончался 27 июня 1802 года в возрасте всего 33 лет. Работал в Петербурге, где его картина «Собака у корзины с битой дичью» (масло, 56x71.5 см) выставлена в Русском музее. Среди дичи виден свиристель и несколько вьюрковых птиц.

Михаил Егоров (XIX век). С. 306. В 1857 году получил от Академии художеств в Петербурге звание художника за серию натюрмортов. В 1994 году его натюрморт, изображающий битую птицу, овощи, счета и монеты (холст, масло, 58x71 см, 1857 год), в Художественной галерее в Копенгагене (Kunsthalle Copenhagen) был продан за £4722.

Виталий Андреевич Хахлов (1890-1983). С. 315. Известный русский орнитолог, выпускник Московского университета 1917 года. С 1921 года работал в Томском университете, в 1930 году переехал в Алма-Ату, с 1951 года жил в Москве. Цветные изображения яиц и молодого азиатского бекасовидного веретенника, помещённые на цветной вклейке, иллюстрировали его статью «Limnodromus semipalmatus Blyth en Sibérie occidentale», опубликованную в журнале «Revue Francais d'Ornithologie» в 1932 году.

Иван Фомич Хруцкий (1810-1885). С. 315. Художник из Белоруссии, поляк по национальности. В историю русской живописи вошёл своими натюрмортами. В 1836 году за картину «Цветы и плоды» награждён Академическим Советом большой серебряной медалью, в 1839 году «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. Фрагмент натюрморта И.Ф.Хруцкого изобр ажён на белорусской денежной купюре достоинством в тысячу рублей.

И.Ф.Хруцкий «Плоды и птичка». 1833 год.

И.Ф.Хруцкий «Битая дичь, овощи и грибы». 1854 год.

Александр Виссарионович Комаров (1832-1904). С. 320. Именем генерала Алексея Виссар^новича Комарова, участника Кавказской войны и туркестанских походов, Модест Николаевич Богданов назвал новый вид (подвид) фазана - Phasianus (colchicus) komarowii Bogdanov, 1886. «Он был одним из трёх художников, чья работа была использована для иллюстрации сводки «Птицы Советского Союза» под общей редакцией Г.П.Дементьева и Н.А.Гладкова. Он нарисовал 11 цветных таблиц для работы С.А.Бутурлина по куликам Российской Империи в 1902 году» (Jackson 1999). Тут Кристина Джексон, несомненно, допускает ошибку, поскольку названные рисунки принадлежат кисти совсем другого, очень известного художника-анималиста -Алексея Никаноровича Комарова (1879-1977). Эта ошибка Кристины Джексон легко объяснима, поскольку генерал А.В.Комаров был широко известен в учёном мире благодаря своим исследованиям в области этнографии, археологии, орнитологии и энтомологии Кавказа и Закаспийского края. Им собраны богатые научные коллекции, большое собрание восточных монет передано в Эрмитаж.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). С. 324. Родился 7 марта 1878 в Астрахани, умер 27 мая 1927 в Ленинграде. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств, обучался сначала у В.Е.Савинского, со второго курса — у И.Е.Репина. В 1904 году, находясь в Париже, посещал студию французского художника Рене Менара.

«Натюрморт с фазанами», написанный Б.М.Кустодиевым в 1914 году, хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина.

Б.М.Кустодиев «Натюрморт с фазанами». 1914 год (холст, масло, 41x40 см). Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина.

Эрнст Карлович Липхарт (1847-1932). С. 342. Происходил из древнего лифляндского рода. Отец, Карл Эдуард Липгарт, - выдающийся коллекционер, благодаря консультациям которого были собраны великолепные коллекции великой княгини Марии Николаевны и братьев Строгановых. Автор исторических сцен, рисовальщик и гравёр, который родился в имении Ратсхоф под Дерптом (Юрьев, Тарту) 24 августа 1847 и умер в Ленинграде. Учился во Флорентийской академии художеств. С 1877 года выставлял свои картины в парижском салоне. Получив заказ от российского императора Александра III на две картины на сюжет о разумных и неразумных жёнах, в 1886 году привёз их в Петербург и остался там навсегда. В 1873-1886 он жил в Париже и иллюстрировал книгу Гаспара Маркиза (Gaspard G.P. Marquis de Cherville's) «Le gibier a plume» о пернатой дичи, вышедшей в Париже в 1884 году. Его 34 хромолитографии и 64 рисунка в тексте посвящены хищным птицам. Он также любил писать портреты. Был главным хранителем картинной галереи Эрмитажа в 1906-1929 годах.

Фёдор Карлович Лоренц (1842-1909). С. 346. Учёный-орнитолог, основатель московской школы таксидермии. Автор и иллюстратор двух книг о птицах. Его труд « Beitrag zur Kenntnis der Ornithologischen Fauna an der Nordseite des Kaukasus», изданный в Москве в 1887 году, был проиллюстрирован 65-ю великолепными цветными таблицами. Его другая работа - «Die Birkhuhner Russlands», изданная в Вене в 1910-1911 годах, содержала 24 цветные фотогравюры тетеревов. Известный русский орнитолог Ф.Э.Плеске писал об этой книге в «Орнитологическом вестнике»: «При просмотре этого первого выпуска роскошно изданной монографии невольно перед нами воскресает идеальная личность покойного художника-натуралиста. Невольно приходится дивиться тому количеству энергии, заботливости, а главное - безграничной любви к научному делу, которые нужно было вложить в этот труд, результат почти полувековой деятельности». На Первой Международной охотничьей выставке в Вене это издание получило золотую медаль. Ф.К.Лоренцем описано несколько новых форм птиц, в частности Lagopus lagopus major Lorenz, 1904; Lyrurus tetrix viridanus (Lorenz, 1891); Lyrurus tetrix baikalensis (Lorenz, 1911). В честь него Михаил Александрович Мензбир назвал одного из описанных им соколов - Hierofalco lorenzi Menzbier, 1900. Примечательно, что Фёдор Карлович не получил никакого специального образования, развивая себя самостоятельно и как орнитолог, и как художник, и как таксидермист.

Николай Авенирович Мартынов (1842-1913). С. 356. Художник, график. Преподавал в Московской школе живописи. Вместе с двумя другими художниками Н.А.Мартынов иллюстрировал труд М.А.Менз-бира «Ornithologia du Turkestan et des pays adjacent», выходивший в Москве в 1888-1892 годах. Ими созданы 15 таблиц с рисунками, которые должны были войти в запланированное шеститомное издание, но вышло только четыре тома. Несколько акварелей Мартынова с изображением птиц находятся в собрании Государственного Дарвиновского музея в Москве. Н.А.Мартынов создал также серию акварельных портретов наиболее интересных собак первых шести выставок Общества правильной охоты (1874-1880 годы), изданную в 1879-1880 годах в виде литографий, частично раскрашенных. Существует мнение, что Александр Андреевич Иванов писал с Мартынова голову Иоанна Крестителя для своей картины «Явление Христа народу».

Абрам Минчин (1898-1931). С. 365. Французский художник еврейской национальности, выходец из России. Родился в Киеве 14 апреля 1898 года. С 1923 года жил в Берлине и с 1926 - в Париже. Увлекался кубизмом и декоративными ландшафтами, в основном в окрестностях Тулона. Его кисти принадлежат также некоторые натюрморты и зарисовки цветов. В 1990 году на аукционе продавалась его картина

«Портрет мальчика с попугаем» (холст, масло, 100x64 см), ушедшая в Тель-Авив за сумму в £9070.

Исаак Минчин (1900-1941). P. 365. Живописец, график из еврейской семьи, родился в Киеве 13 мая 1900 года и скончался в 1941 году во Франции. Учился в Киевском художественном училище. В начале 1920-х годов эмигрировал во Францию. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены. В своём творчестве испытал влияние примитива, искусства Марка Шагала. В 1989 году его акварель «Ребёнок и петушок» была продана за сумму в £3800, а другая акварель с таким же названием ушла за £1750; в 1986 году акварель «Дерево с попугаями» (91x73 см) была продана за 2500 французских франков.

Вильгельм Георг Папе (1806-1875). С. 385. Анималист, чертёжник. Немец по происхождению, родился 12 января 1806 в Риге, умер 3 декабря 1875 года в Петербурге. Ученик Карла Августа Сенффа (17701838). Его работы увидели свет в Трудах Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Выполненные им рисунки птиц иллюстрировали три научных труда Фёдора Фёдоровича (Иоганна Фридриха) Брандта: «Descriptions et Icones Animalium Rossicorum Novorum vel minus rite cognitorum: Aves» (1836), затем вышла «Beitrage zur Kenntnis der Naturgeschichte der Vogel mit besonderer Be-ziehung auf Skelettbau und vergleichende Zoologie» (1839), «Spicilegia Ornithologica Exotica» (1839).

Краснохвостый фаэтон Phaethon rubricauda Boddaert, 1783 (= Phaetonphoenicuros Gmelin, 1789). Рисунок В.Г.Папе в работе Ф.Ф.Брандта «Spicilegia ornithologica exotica» (1839).

Дмитрий Дмитриевич Прокофьев (1874-1944). С. 400. Родился в Санкт-Петербурге. Брат художника Николая Дмитриевича Прокофьева (1866—1913). Был вольным слушателем Петербургской Академии

художеств. С 1919 года жил в Берлине. Известный анималист, мастер охотничьих сцен. Его полотна находятся в коллекциях европейских и русских музеев.

Д.Д.Прокофьев «Утки на озере» (холст, масло, 54.5x76 см, 1935).

Д.Д.Прокофьев «На озере» 1940-е годы (холст, масло, 34x46 см, 1940-е). Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1214 4105

А.К.Саврасов «Грачи прилетели». 1871 год (холст, масло 62x48.5 см). Государственная Третьяковская галерея.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). С. 423. Выдающийся русский пейзажист. Родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. Уже в ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приобщить сына к коммерческой деятельности, А.К.Саврасов в 1844 году поступил в Московское училище

живописи и ваяния, где обучался под руководством К.И.Рабуса и быстро стал одним из лучших учеников. Творчество А.К.Саврасова хорошо известно в России. В 1871 году Саврасов написал картину «Грачи прилетели», которая со временем стала самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом страны. Она изображает деревню Молвитино под Ярославлем около Волги в марте месяце — заснеженный ландшафт, церковь и грачевник, где около гнёзд уже суетятся прилетевшие грачи. В последующие годы Саврасовым было написано ещё несколько вариантов этой картины. Птицы присутствуют и на других полотнах художника, одна из них, написанная в 1874 году, называется «Вечер. Перелёт птиц».

А.К.Саврасов «Вечер. Перелёт птиц». 1874 год.

А.К.Саврасов «Степь днём». 1852 год (холст, масло, 74x104.5 см). Государственный Русский музей.

А.К. Саврасов «Распутица». 1894 год.

Марк Стерлинг (1895-1976). С. 449. Марк Стерлинг родился в многодетной еврейской семье в городке Прилуки Черниговской области, где его отец был торговцем зерном. В возрасте двенадцати лет мальчик решает учиться у художника по иконам в соседнем городе, в 1909 году поступает в Академию в Одессе, а в 1916 году, после смерти матери, уезжает в Москву. Принимает участие в революционной деятельности и в авангардных движениях. Учится во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). Это учебное заведение было создано в Москве в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учителем Марка был Владимир Татлин. В 1922 году Стерлинг едет с Маяковским в Берлин. Там он встречает молодую польскую студентку Базию, которая становится его женой. В 1923 году супружеская пара приезжает в Париж. Здесь Марк Стерлинг вливается в интернациональный круг художников, который потом назовут «Ecole de Paris» — Парижской Школой. В 1984 году в Париже на аукционе в Catherine Charbonneaux картина М.Стерлинга «Птицы» (гуашь, 25x21.5 см) ушла за 1700 французских франков.

М.Стерлинг «Экзотическая птица». 1965 год.

Винсент Г. Стипевич (1841-1910). С. 450. Жанровый художник. Его работа «Кормление попугая» маслом на холсте 60.9x46 см, была продана в 1990 году за 8290 китайских юаней; а в 1989 году «Кормление голубей» (холст, масло, 66x42 см) было продано за 11250 юаней.

Григорий Николаевич Теплов (1717-1779). С. 460. Русский философ-энциклопедист, писатель, поэт, переводчик, композитор, живописец и государственный деятель. Родился в Пскове 20 ноября 1717 года в семье дворцового истопника. Благодаря своим незаурядным способностям сделал головокружительную карьеру, став статс-секретарём императрицы Екатерины Второй. Обратил на себя внимание ещё во время обучения в петербургской школе Феофана Прокоповича. В 1733 году был направлен на учёбу в Пруссию. После возвращения в 1736 году служил переводчиком в Академии наук и искусств. В 1741 году определён адъюнктом Академии по ботанике. Затем продолжил заграничное обучение. Граф Алексей Григорьевич Разумовский, восхищённый образованностью Г.Н.Теплова, приставил его воспитателем к своему младшему брату Кириллу. В 1746 году Теплов назначен асессором в Академическую канцелярию, а в 1747 году избран почётным членом Императорской Академии наук и художеств и определён членом Академического собрания.

Г.Н.Теплов «Натюрморт с нотами и попугаем». 1737 год (холст, масло, 88x70 см). Коллекция музея-усадьбы Кусково в Москве.

Способности и увлечения Г.Н.Теплова были необыкновенно разно-сторонни. Он был хорошим музыкантом и композитором. Его сборник «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса» (1759) — первый русский печатный песенник. Увлекался сельским хозяйством, лесоразведением, садоводством, коллекционировал книги, рукописи, картины. Автор первого устава Московского университета. Из живописных работ особенно известен своими мастерски исполненными натюрмортами-обманками, отличающимися феноменальным правдоподобием изображённых предметов.

Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка». 1820 год. Государственная Третьяковская галерея.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873). С. 465. В истории русского искусства граф Фёдор Петрович Толстой предстаёт фигурой поразительной широты интересов и дарований. Скульптор и график, гравёр, мастер силуэтов и медальер, талантливый писатель, он пробовал свои

Ф.П.Толстой «Птичка в кольце». 1819 год.

Ф.П.Толстой «Птичка». 1817 год.

силы в живописи, в создании балетных костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии. В.П.Толстой прожил удивительно гармоничную и долгую жизнь. Родился он в Санкт-Петербурге и там же покинул этот мир в возрасте 90 лет. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804

году подал в отставку и начал карьеру художника. В 1825 году поступил на службу в Академию художеств. Начав работать преподавателем, Толстой уже через три года занимал должность вице-президента. На этом посту он много способствовал развитию молодых художников.

Ф.П.Толстой «Рыцарь Лебедя».

Ф.П.Толстой «Ветка сирени и канарейка». Ф.П.Толстой «Нарцисс».

Своим переходом из аристократической среды на поприще искусства Фёдор Петрович Толстой значительно возвысил значение артистической профессии в глазах общества. В большом роде Толстых было немало выдающихся людей. Писатель Алексей Константинович Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным племянником.

Ф.П.Толстой «Ягоды красной и белой смородины». 1818 год.

Фёдор Петрович Толстой — один из ярких представителей художников, работавших в жанре натюрмортов-обманок. При кажущейся простоте изображений, они создают иллюзию полной реальности. С акварелью «Ягоды белой и красной смородины» у Толстого связана очень интересная история. Однажды статс-секретарь Николай Михайлович Лонгинов представил Ф.П.Толстого императрице Елизавете Алексеевне. Та попросила художника показать ей свои рисунки. Изображение смородины очень понравилось императрице, и Толстой преподнёс акварель ей в подарок. Елизавета Алексеевна была очень довольна и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Нужда в деньгах заставила Толстого этот перстень продать. Но история на этом не закончилась. Императрица ещё несколько раз заказывала Толстому нарисовать смородину для своих родственников за границей, и всякий раз художник получал за акварель дорогой перстень. Вспоминая потом эти годы, Толстой говорил: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной ...».

Василий Алексеевич Ватагин (1883/84-1969). С.472. Известный советский скульптор и график, художник-анималист, зоолог. Родился 20 декабря 1883 года (1 января 1884) в Москве, в семье учителя гимназии. В 1902 году поступил в Московский университет на естественное отделение, окончив учёбу в 1907 году. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н.А.Мартынова, затем с 1903 года, уже учась в университете, два года занимался в художественной школе К.Ф.Юона. Ещё студентом начал работать с М.А.Мензбиром, позднее делал иллюстрации для его зоогеографического атласа. В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии. В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве. Состоял членом Московского товарищества художников, Общества русских скульпторов.

Слева — В.А.Ватагин «Дронты». 1938 год (холст, масло, 100x120 см). Дарвиновский музей. Справа — В.А.Ватагин «Красные утки (огари)». 1921 год (ватман, масло, 71x95 см). Дарвиновский музей

С 1908 года В.А.Ватагин начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами — деревом, камнем, фаянсом, костью. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии. В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом по материалам зарисовок в Московском зоопарке. Почти с самого основания Дарвиновского музея в 1907 году его основатель и директор Александр Фёдорович Котс привлёк к работе В.А.Ватагина. За 40 лет работы в музее Ватагин создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ. Сотрудничал он и с Зоологическим музеем в Ленинграде. В 1963-1969 годах преподавал в «Строгановке» (Московский художественно-промышленный институт имени С.Г.Строганова).

В.А.Ватагин «Ток турухтанов». 1920 год (ватман, масло, 69x96 см). Дарвиновский музей.

В.А.Ватагин «Кречет балобан». 1934 год (фанера, масло, 136x97 см). Дарвиновский музей.

В.А.Ватагин «Буйвол и цапли». 1920 год (ватман, масло, 84x58 см). Дарвиновский музей.

В.А.Ватагин создал иллюстрации ко многим научным, научно-популярным и художественным книгам. Среди них произведения Л.Н. Толстого, Э.Сетона-Томпсона, Д.Лондона, Р.Киплинга. Великолепные

научные изображения птиц сделаны Ватагином для «Зоогеографиче-ского атласа с объяснительным текстом» М.А.Мензбира (1916), книги Ф.Д.Плеске «Birds of the Eurasian tundra» (1928), шеститомной сводки «Птицы Советского Союза» под редакцией Г.П.Дементьева и Н.А.Гладкова (1951-1954). Он также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).

В 1957 году В.А.Ватагин стал действительным членом Академии художеств СССР, в 1962 — Лауреатом Сталинской премии третьей степени. В 1964 году В.А.Ватагину было присвоено звание Народный художник РСФСР. В 2009 году Дарвиновский Музей совместно с Государственной Третьяковской галерей провели специальную конференцию, приуроченную к 125-летию со дня рождения В.А.Ватагина (Пет-рунина 2010).

Некоторые художники покинули Россию, будучи ещё очень молодыми людьми, и Кристина Джексон выделяет трёх художников в отдельную категорию «Российско-французские художники».

Марк Шагал (1887-1985). С. 190. Российско-французский художник и поэт. Марк (Мовша Хацкелевич, Моисей Хацкелевич, Марк Захарович) Шагал родился в Витебске 7 июля 1887 года и скончался 28 марта1985 года в Сен-Поль-де-Ванс во Франции. Это один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Он совмещал элементы из истории русского и еврейского народов и особенности фольклора с рациональным духом Запада, абсорбированного им после посещения Парижа в 1910 году. Он пользовался яркими красками для написания мощных изображений. Животные, запечат-лённые Марком в его сельском детстве, очень часто отражались на его картинах. Его «Красный петух» 1940 года (масло в частной коллекции в американском штате Огайо) принёс известность в птичьей метафоре, расширяя реальность мифом. Маленький петух появился снова на его картинах «Пьяница» (1911-1912) и «Скотный двор» (1954-1962), в то время как фигурки с головами птиц — на других полотнах, скульптурах и стеклянных статуэтках. «Деревенская улица» является очень типичной для Шагала картиной, совмещающей загадочный символизм с реализмом. Это букет лаванды и белых цветов, наполняющий небо радостью, и свадебная пара в объятиях, а позади — большой белый петух в середине узкой деревенской улицы. Петухи многократно изображаются на картинах художника. В 1920-е годы Шагал написал 100 картин гуашью для издания волшебных сказок Жана де Ла Фонтена, которые включали много изображений птиц.

В 1995 году картина Марка Шагала «Красная птица, голубая лошадь» была продана в Тель-Авив за 63694 фунтов; в 1993 году «Цапля» (бумага, гуашь, 51.3x41.7 см), написанная в 1925-1927 годах, была

М.Шагал «Деревенская улица». 1930 год. Museum of Fine Arts, Boston.

М.Шагал «Букет возле окна». 1959-1960 год. Рус. арнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1214 4119

продана за 91800 фунтов; «Петушок», написанный маслом на холсте 55x45 см в 1950 году, находился в поместье художника и был продан в Тель-Авив; в 1989 году «Цапля», написанная в 1925-1927 годах, продана в Галерее Корнфельд в Берне за 103700 фунтов; в 1988 году «Зелёный петушок», написанный в 1949 году маслом на холсте 98x77.5 см был продан за 560 000 фунтов; в 1985 году картина «Ворона и любовники» продана за 3850 фунтов. 23 июня 2015 на аукционе Christie's в Лондоне картина Марка Шагала «Букет возле окна» (1959-1960) ушла с молотка за 3200000 фунтов!

Михаил (Мишель) Кикоин (1892-1968). С. 316. Еврейский российско-французский художник. Родился в 1892 году недалеко от Гомеля, по другим данным в Резекне в Латвии, где в раннем детстве жил с родителями матери. Вскоре семья переехала в Ригу, а затем окончательно поселились в Минске. Учился в художественной школе в Минске, где познакомился и подружился с Хаимом Сутиным. Затем три года вместе с Сутиным учился в художественной школе в Вильнюсе. В 1911 перебрался в Париж, где поселился в интернациональном общежитии художников Улей (La Ruche). Кикоин был одним из первых еврейских художников, который говорил о необходимости создания профессионального современного еврейского искусства. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, ню в духе П.Боннара и Х.Сутина. Его работа «Фазан», написанная в 1925 году, в 1985 году была продана в Шар-бонне в Париже за 21000 французских франков.

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964). С. 328. Один из самых ярких деятелей русского искусства предавангардной эпохи (19001910 годы). Был первопроходцем многих модернистских течений — импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, лучизма. Всё его искусство пронизано духом эксперимента. Родился в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России, куда затем часто возвращался на летние этюды. В 1891 году Ларионовы приехали в Москву. В 1898-1910 годах Михаил учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Александровича Серова и Исаака Ильича Левитана. В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона. В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство — русский лубок. Этап примитивизма в творчестве художника был едва ли не самым плодотворным.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, поселился в Париже, где в 1915-1929 годах работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся. Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году.

М.Ф.Ларионов «Индюк». 1905 год

М.Ф.Ларионов «Гуси». 1906 год (холст, масло, 68x84 см). Государственная Третьяковская галерея.

Из поля зрения Катерины Джексон выпал целый ряд русских художников, изображавших птиц. Например, Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) (1862-1930), на картине которого «Келейник» (1891) мы видим необыкновенно живо изображённых галок.

А.Е.Архипов «Келейник». 1891 год. Государственная Третьяковская галерея.

К.Джексон не включила в свою книгу также Бориса Степановича Рябушинского (1898-1975), о жизни и творчестве которого недавно рассказано в «Русском орнитологическом журнале» (Шергалин 2015). Не упомянут и известный русский художник-анималист, заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник РСФСР Алексей Ника-норович Комаров (1879-1977), вместе с В.А.Ватагиным являющийся основоположником русской анималистической школы. Комаров иллюстрировал много научных и детских книг, создавал рисунки для марок, почтовых открыток, наглядных пособий. Несколько поколений детей училось по учебникам с его рисунками. В частности, он иллюстрировал сводку «Птицы Советского Союза» (вместе с В.А.Ватагиным, Н.Н.Кондаковым, В.Ф.Федотовым, А.А.Келейниковым).

А.Н.Комаров «Японская синица». 1954 год.

А.Н.Комаров «Гнездовье орла». 1953 год.

Представляется целесообразным и своевременным составление

полного перечня картин русских художников с изображением птиц.

Авторы благодарны Миган Кайзер (Meagan Kaiser) из библиотеки Сапсан-Фонда (Бойзе, Айдахо, США) и сотрудникам библиотеки Музея природы в Лондоне за помощь в работе над этой статьёй.

Литер атур а

Петрунина Л.Я. (ред.) 2010. Василий Алексеевич Ватагин. К 125-летию со дня рождения: Материалы международной музейной конференции, Москва, 5-6 февраля 2009 г. М.: 1-187.

Шергалин Е.Э. 2015. Борис Степанович Рябушинский (1898-1975) - неизвестный на Родине выдающийся русский анималист // Рус. орнитол. журн. 24 (1149): 1907-1918. Jackson Ch.E. 1999. Dictionary of Bird Artists of the World. Antique Collectors'Club: 1-550.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1214: 4124-4127

Залёты большой белой цапли Casmerodius albus в национальный парк «Мещёрский»

Е.А.Фионина, А.А.Заколдаева, И.В.Лобов

Елена Александровна Фионина, Иван Владимирович Лобов. Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, ул. Свободы, д. 46, Рязань, 390000, Россия. E-mail: [email protected]; [email protected] Ангелина Анатольевна Заколдаева. Национальный парк «Мещерский», пл. Ленина, д. 20, г. Спас-Клепики, Рязанская область, 391030, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 23 ноября 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая белая цапля Casmerodius albus в Рязанской области имеет статус редкого залётного вида (Иванчев 2005). Впервые она отмечена здесь в 1962 году в окрестностях Окского заповедника (Сапетина и др. 2005) и вплоть до середины 1970-х годов в области больше не регистрировалась. В августе 1976 года одна птица встречена в Шиловском районе (Горюнов, Назаров 1998). Начиная с конца 1970-х годов большую белую цаплю практически ежегодно регистрировали в Окском заповеднике и его окрестностях. В 1979-1984 годах этот вид отмечали в заповеднике 6 раз (Сапетина и др. 2005), в 1989-1998 - 8 раз (Прик-лонский и др. 1998; Иванчев, Котюков 2001). В августе-сентябре 1994 года две большие белые цапли вновь отмечены в Шиловском районе (Горюнов, Назаров 1998).

В начале 2000-х годов вместе с интенсификацией фаунистических исследований на всей территории Рязанской области белая цапля была зарегистрирована сразу в нескольких районах. Одна птица в 2001 году отмечена Н.А.Формозовым в Спасском районе (Иванчев и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.