Научная статья на тему 'Психотерапия родственников аддиктов по методу формирования личностной саморегуляции'

Психотерапия родственников аддиктов по методу формирования личностной саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотерапия родственников аддиктов по методу формирования личностной саморегуляции»

001 10.24412/с1-37257-2024-1-113-119 Соборникова Е.А.1'2, Матис О.А.2

Психотерапия родственников аддиктов по методу формирования личностной саморегуляции

1 ФГБОУДПО «Российскаямедицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия 2 ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, Россия

Пациенты с зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ) или психоактивных действий (ПАД), как правило, воспитывались и живут в дисфункциональных семьях. У родственников аддикта, проживающих с ним, возникает характерное состояние, которое, по сути, является попыткой бессознательной психологической защиты от длительного пребывания в психотрав-мирующей ситуации.

Деструктивные стереотипы реагирования членов семьи невольно поддерживают зависимые формы поведения и провоцируют «срывы ремиссии» — возникает некий «порочный круг». Созависимые родственники субъективно ощущают себя глубоко несчастными и при этом сопротивляются возможности изменить свое неэффективное стереотипное поведение, считая его единственно возможным. Для того, чтобы разомкнуть этот «порочный круг», необходимо преодолеть деструктивные стереотипы поведения как зависимому человеку, так и его родственникам.

Более того, если родственники аддиктов не получают профессиональную психотерапевтическую помощь, они, как правило, страдают психосоматическими расстройствами, живут с чувствами безысходности, страха, злости, тоски, имеют низкую самооценку. Их дни проходят безрадостно в неэффективной попытке контролировать ситуацию, бесплодной гиперопекающей заботе, жалобах, чувстве вины, горечи, стыда и разочарования. Их потребности не удовлетворяются, даже не осознаются и не озвучиваются. Их чувства сокрыты от них самих (явление обнубиляции чувств) и не выражаются вербально (алекситимия). Таким образом, тяжелые, хронически испытываемые чувства накапливаются, их разрядки не происходит. Сокрушительная энергия накопившихся невыраженных переживаний приводит к настоящим трагедиям.

В то же время, психотерапевтическая помощь позволяет существенно улучшить состояние членов семьи аддикта, оптимизировать семейную атмосферу и разорвать «порочный круг» неконструктивного взаимодействия, поддерживающего зависимость.

Одним из вариантов психотерапевтической работы с родственниками аддиктов является работа по методу формирования личностной саморегуляции (Соборникова, 2008-2023) [1, 2]. Метод формирования личностной само-

регуляции создан на теоретической базе психогенетической теории личности Ю.В. Валентика и в настоящее время развивается на кафедре наркологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России.

Психогенетическая теория личности Ю.В. Валентика была создана специально для объяснения поведения пациентов наркологического профиля, для описания специфических личностных изменений зависимого человека, понимания путей профилактики и возможных лечебных воздействий в сфере наркологии [3]. Данная теория имеет собственное представление о структуре личности. В многолетних научных исследованиях, проводимых на кафедре наркологии РМАПО Минздрава России под руководством профессора Ю.В. Валентика, были определены компоненты структуры личности — универсальные нормативные ЛС, которые осваиваются каждым человеком в ходе его жизненного цикла. Как составляющие нормативной сферы личности были выделены: ЛС «Я-телесное», ЛС «Я-ребенок» (сын/дочь), ЛС «Я-мужчина/женщина», ЛС «Я-партнер» (муж/жена), ЛС «Я-родитель», ЛС «Я-профессионал», ЛС «Я — член групп» [4, 5, 6, 7]. «ЛС — это не внешние приобретения, а развитие внутренних... психобиологических образований». Содержимое каждого статуса — определенные смыслы, ценности, установки и стереотипы восприятия и поведения, характерные для той социокультурной среды, в которой человек живет [4, 5].

Для понимания изменений, происходящих в психологической сфере зависимых пациентов, было введено понятие «Я-патологическое» или «Я-аддиктивное» («Я-алкоголик», «Я-наркоман», «Я-курильщик», «Я-игрок»...). Я-патологическое — это псевдо я, чужеродное структурное новообразование, ответственное за сохранение зависимости [4, 5]. Статус «Я-аддиктивное» или «Я-патологическое» — это изменения в эмоциональной, когнитивной и нравственной сферах, возникающие по мере злоупотребления ПАВ, динамичное личностное новообразование, контрастное по отношению к существующим нормативным ЛС. Развивается статус «Я-патологическое» во взаимодействии с лицами, злоупотребляющими ПАВ (например, «собутыльниками» в случае алкогольной зависимости), и в последующем может быть актуализирован ими в любой момент времени. По мере развития зависимости от ПАВ нормативные статусы искажаются, опустошаются, в то время как ЛС «Я-патологическое» становится доминирующим.

В каждый момент времени человек переживает свою идентичность только в одном — актуализированном и доминирующем статусе (либо в одном из нормативных, либо в патологическом).

Поведение человека детерминировано биогенетической и социогенетиче-ской программами, которые подразумевают наличие потребностей не только физиологических, но и психологических, социальных. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания гомеостаза организма и обеспечения гармоничного состояния психики. Ю.В. Валентиком разработаны определенные совокупности потребностей, характерные для каждого личностного статуса человека [4]. Так, например, потребности, характерные для ЛС «Я-ребенок»: быть желанным, быть защищенным; в учебе и разви-

тии, в творчестве; в первичной аутоидентификации; в демонстрации достижений; в соответствии родительским указаниям; в благодарности и заботе о родителях. Потребности, характерные для ЛС «Я — член групп»: в принадлежности определенному сообществу (этносу, культуре, конфессии и т.д.); в соответствии нормам, принятым в данной группе; в общении с единомышленниками; в сохранении и передаче группового опыта и традиций. Для ЛС «Я-профессионал» характерны потребности в самореализации и успехах в избранной деятельности; в обмене результатами труда и признании окружающих; в востребованности (внесении своего вклада в функционирование социума).

Согласно представлениям Ю.В. Валентика, в основе аддиктивных расстройств поведения лежит нарушение способности распознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение, отсекая способы, заведомо приводящие к пагубным последствиям [4].

По нашему мнению, можно выделить еще один нормативный статус — универсальный надличностный статус «Я-духовное». Для статуса «Я-духовное» характерны следующие потребности: во взаимосвязи с Богом; в развитии; в созидании; в поисках смысла; в осмыслении мироустройства (мироздания) и своего места в мире; в ответах на экзистенциальные вопросы (о любви, одиночестве, выборе, смерти, ответственности); в самотрансцеден-ции; в уединении и тишине; в созерцании; в красоте и гармонии; в самосовершенствовании; в благодарности (Соборникова, 2010) [2].

По нашим наблюдениям, созависимые родственники также часто функционируют и коммуницируют со своими зависимыми близкими из собственного патологического статуса — это состояние «жертвы», «преследователя» или «спасателя» (драматический треугольник С. Карпмана).

Для преодоления деструктивных стереотипов поведения в семье, где есть зависимый человек, необходимо сформировать механизмы личностной саморегуляции поведения зависимого и созависимого членов семьи. Установки, смыслы и ценности личности (содержимое личностных статусов) являются внутриличностными факторами контроля поведения человека. Работа с пациентом и его родственниками по методу формирования личностной саморегуляции направлена на проработку — реконструкцию и развитие нормативных личностных статусов, разотождествление нормативной и патологической частей личности пациента и созависимого родственника, восстановление способности распознавать и удовлетворять потребности конструктивными способами.

Под «личностной саморегуляцией» в данном случае понимается осознанный выбор способов удовлетворения потребностей, обусловленный установками, смыслами и ценностями личности.

Начинается работа с зависимым человеком и его родственниками с изучения психогенетической теории личности Ю.В. Валентика в адаптированном варианте.

Работа по формированию или реконструкции нормативных личностных статусов включает: проработку собственных установок, смыслов, ценностей на когнитивном уровне, осознание собственных неосознанных уста-

новок, смыслов, ценностей при помощи арт-терапевтических приемов, проработку нормативных установок, смыслов, ценностей, а также приобретение опыта конструктивного функционирования в специально созданной среде — в условиях терапевтического сообщества, где поведение зависимого человека или родственника регулируется правилами, идеологией, традициями, видами деятельности, обратной связью. Примером терапевтического сообщества для родственников зависимого человека в амбулаторных условиях могут служить психотерапевтический театр, психотерапевтическая группа, семейный клуб трезвости.

Родственники зависимого человека, проживающие совместно с ним, в своем поведении опираются на установки, смыслы и ценности «жертвы», «преследователя» или «спасателя». Они перестают функционировать как нормативные члены семьи, забывают, что значит быть матерью, женой, близким человеком. Взаимодействие в таких семьях строится из активных патологических статусов «Я-аддиктивное» — «Я-созависимое».

С пациентами и их родственниками необходимо проработать примеры нормативных установок, смыслов, ценностей, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие в семье из комплементарных личностных статусов («Я-родитель» — «Я-ребенок» или «Я-муж» — «Я-жена»).

Так, например, в статусе «Я-ребенок» нормативными установками являются: «я хороший», «я ценный», «я достоин любви и уважения», «я смогу многому научиться», «я способен делать что-либо по-своему, уникально, творчески», «я могу быть автономным», «родительские указания чаще продиктованы заботой обо мне и беспокойством за мою жизнь», «забота о родителях — это часть моей жизни»; нормативными ценностями — отношения с родителями, здоровье и благополучие родителей, возможность развивать свои способности; нормативными смыслами являются: развитие, создание чего-либо творчески, в соответствии со своей индивидуальностью, принятие своей семейной ситуации с пониманием причин несовершенств и прощением родительских ошибок.

Для статуса «Я-родитель» характерны нормативные установки «Мой ребенок — хороший», «Мой ребенок — хороший, даже если совершает ошибки», «Он (ребенок) — наш (мой)!», «Я делаю для своего ребенка все, что могу и считаю нужным», «Мой ребенок неповторим, уникален и является отдельной самостоятельной личностью», «По мере взросления мой ребенок будет сам принимать решения и нести за них ответственность», «Я люблю, уважаю и ценю своего сына/дочь», «Я доверяю своему сыну/дочери», «Я верю в своего сына/дочь»; нормативными ценностями — отношения с детьми, здоровье, счастье и благополучие детей, возможность быть нужным и полезным своим детям; нормативными смыслами являются: забота, поддержка, обеспечение условий для безопасности, развития и благополучия детей, помочь ребенку быть самодостаточным и способным жить автономно, сохранение добрых отношений с детьми, «помощь детям в анализе и исправлении ошибок».

Для статуса «Я-партнер» характерны нормативные установки «Мой партнер (жена/муж) уникален для меня, он единственный и неповторимый», «Я хочу быть со своим партнером», «Я уважаю своего партнера и соблюдаю его

границы», «Я доверяю своему партнеру», «Я доверяю своему партнеру, даже если он когда-то обманул меня», «Я поддерживаю своего партнера», «Мне чаще всего хорошо с моим партнером», «Я уверен в собственной ценности и уникальности для своего партнера», «Хорошо, что мы разные, мы дополняем друг друга», «Мы можем быть счастливы друг с другом, я хочу направлять на это свои усилия», «Я хочу, чтобы мой партнер был счастлив», «Тот, кто любит, разделяет участь того, кого он любит», «Я очень стараюсь быть честным со своим партнером»; нормативными ценностями являются единомыслие, комплементарность (дополнение друг друга своими разными качествами); счастье, благополучие жены/мужа, общение с партнером, совместные воспоминания, совместные планы, возможность порадовать партнера; нормативные смыслы — стремление к взаимному удовлетворению потребностей, в том числе материальных, сексуальных, забота о партнере, поддержка бытием своего партнера, облегчение жизни своему партнеру, забота о счастье партнера.

В статусе «Я-мужчина» человек руководствуется нормативными установками «Я — один из представителей сильной половины человечества», «Я привлекателен для женщин в силу развития моей мужественности (решительности, стойкости, ответственности, выносливости, силы не только физической, но и внутренней, психологической, великодушия и снисхождения к «женским слабостям»)»; нормативными ценностями являются: общение с женщинами, работа как источник финансовой стабильности, честь и достоинство, стойкость, надежность, логика и интеллект, целеустремленность, стратегическое мышление, привлекательность для женщин, умение делать мужские дела (забить гвоздь, устранить элементарные бытовые неполадки, решить проблемы с автомобилем); мужские увлечения (рыбалка, охота), состязания, единоборства; нормативные смыслы — созидание («посадить дерево, построить дом»), ответственность за развитие семьи и общества, обеспечивать жизнедеятельность, быть опорой для окружающих (в т.ч. женщин, стариков, детей), реализовать свою мужественность в конкретных действиях в случае необходимости (перенести тяжести, принять стратегическое решение, защитить беспомощных, защитить отечество).

В статусе «Я-женщина» нормативными установками являются: «Я — одна из представительниц прекрасной половины человечества», «Я могу быть привлекательной для мужчин, если буду развивать мою женственность (заботиться о своей внешности, демонстрировать мягкость, потребность в мужской заботе, создавать атмосферу уюта, вдохновения, загадочности)»; нормативными ценностями являются: общение с мужчинами, красота, ухоженность, чистота, упорядоченность, гибкость, «женская мудрость», мир, уют, стабильность, женская солидарность, умение готовить и сервировать стол, умение создавать нужную атмосферу; нормативные смыслы — нести в этот мир красоту, любовь, нежность, тепло, миролюбие; вдохновлять мужчин на созидательную деятельность; вселять в мужчин уверенность в своих силах; сохранение собственной привлекательности; ответственность за поддержание стабильности, сохранение семьи («хранительница домашнего очага») и общества.

По нашим наблюдениям, специалист, работая с пациентом и его родственниками, не всегда пребывает в ЛС «Я-профессионал», что серьезно затрудняет работу и снижает ее эффективность. Часто он действует из созависимых состояний: «Я-спасатель», «Я-жертва» или из статуса «Я-преследователь». Как правило, это объясняется недостаточной подготовленностью специалиста или непроработанностью его личных проблем.

Пребывание специалиста в созависимом статусе «Я-спасатель» характеризует гипертрофированное чувство ответственности за трезвость пациента и участие в лечебно-реабилитационном процессе членов семьи, когда врач или психолог желает «наладить» жизнь больного и его семьи больше, чем он сам. Характерна также готовность прийти на помощь пациенту и его родственникам в любое время, часто неудобное для себя, терпимость к нарушению собственных границ пациентом и его родственниками.

Пребывание в статусе «Я-жертва» отличается беспомощностью специалиста: «Я ничего не могу сделать», «Этот пациент или его родственник не хочет лечиться и сотрудничать», «Все бесполезно, а я столько для него сделал». В статусе «Я-преследователь» специалист «выводит пациента на чистую воду», уличает, обвиняет, стыдит, пытается контролировать.

По нашему мнению, для пребывания консультанта в статусе «Я-профессионал» характерны следующие действия: предоставление адекватной информации о болезни (зависимости) и созависимости, возможностях лечения и реабилитации; делегирование ответственности за лечение и пребывание в трезвости пациенту, а не его родственникам; предоставление рекомендаций; проявление эмпатии и поддержка нормативной личности пациента и его родственников.

Алгоритм работы с родственниками пациентов наркологического профиля по методу формирования личностной саморегуляции:

1. Информировать родственников о том, что зависимость от алкоголя/наркотиков или иных аддиктивных агентов является биопсихосоциодухов-ным заболеванием, а не «дурным поведением», «вредной привычкой», «слабоволием».

2. Используя рисунок, проработать с родственниками представления о повреждении личности болезнью (алкоголизмом, наркоманией) и возможности совладания с ней с точки зрения психогенетической теории личности Ю.В. Валентика.

3. Проработать признаки пребывания зависимого человека в «Я-нормативном» и в «Я-патологическом».

4. Проработать признаки пребывания в «Я-созависимом» (ощущение себя «жертвой», «преследователем», «спасателем»).

5. Проработать способы активизации личностных статусов (перенесении активной позиции личности в тот или иной личностный статус).

6. Предложить отработать полученные навыки переключения себя и своего родственника в нормативные статусы в тренинге (на сеансах индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, используя методику «ролевых игр»).

Диагностика статуса самого специалиста (самодиагностика) происходит параллельно и постоянно во время работы. В случае необходимости производится коррекция актуального собственного личностного статуса специалиста.

На сегодняшний день можно констатировать, что пациенты и их родственники охотно работают по методу формирования личностной саморегуляции в наркологии индивидуально и в психотерапевтической группе. После нескольких месяцев работы в их семейных взаимоотношениях наступают позитивные изменения. В настоящий момент планируется научная статистическая обработка накопленного материала.

На кафедре наркологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России в настоящий момент разработана и внедрена 36-часовая программа повышения квалификации «Метод формирования личностной саморегуляции в наркологии», которая позволяет специалистам освоить метод.

Список литературы

1. Соборникова Е.А., Булатников А.Н., Савченко Л.М., Соболев Е.С., Новиков Е.М. Формирование личностной саморегуляции у лиц с аддиктивными расстройствами: методическое пособие. М.: РМАПО, 2010. 52 с.

2. Соборникова Е.А., Булатников А.Н., Савченко Л.М., Соболев Е.С., Новиков Е.М. Формирование личностной саморегуляции у лиц с аддиктивными расстройствами: учебное пособие. М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2014. 74 с.

3. Соборникова Е.А. Психогенетическая теория личности Ю.В. Валентика — новый взгляд на проблему зависимости // Психотерапия. 2010. № 3. С. 15-21.

4. Валентик Ю.В. Научно-методическое обоснование системы оценки и предупреждения различных форм зависимости в детско-молодежной среде (зависимость от азартных игр, компьютерная зависимость, зависимость от новых психоактивных веществ): методические рекомендации для педагогов, социальных педагогов, школьных психологов. М.: Изд-во РУДН, 2005. 132 с.

5. Валентик Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ // Наркология. 2002. № 9. С. 21-26.

6. Валентик Ю.В., Соборникова Е.А. Формирование личностной саморегуляции у пациентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, в амбулаторной реабилитационной программе // Психотерапия. 2009. № 3. С. 34-42.

7. Маренич О.Н. Особенности самосознания у лиц с зависимостью от психоактивных веществ: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.