Научная статья на тему 'ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ С ЭКОПСИХОЛОГИЕЙ'

ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ С ЭКОПСИХОЛОГИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

820
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ / ЭКОПСИХОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / EQUINE-ASSISTED THERAPY / EQUINE-ASSISTED LEARNING / ECOPSYCHOLOGY / ENVIRONMENTAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопухова Ольга Геннадьевна, Газизов Каюм Касимович

В статье рассматриваются основы теории и практики психотерапии и обучения с участием лошади с позиций экопсихологии. Лошадь выступает в качестве представителя мира природы. Включение лошадей в психотерапевтический и образовательный процесс позволяет создать условия для достижения различных гармонизирующих и развивающих эффектов, изменения отношения к миру природы, формирования экоидентичности. В статье описываются разные направления и модели психотерапии и обучения с участием лошади. Рассматриваются нейрофизиологические и психологические механизмы поддержки и развития перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных процессов при взаимодействии с лошадьми. Отражена роль игры человека с лошадью как формы экологичного межсубъектного взаимодействия. Описываются общая структура и примеры занятий с разными группами клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUINE-ASSISTED THERAPY AND LEARNING: THEORY, PRACTICE AND RELATION WITH ECOPSYCHOLOGY

The article discusses the basic theory and practice of equine-assisted therapy and equine-assisted learning from the standpoint of ecopsychology, as well as expressive therapy. The horse serves as a representative of the natural world and an archetypal image. The inclusion of horses in therapeutic and learning processes enables therapists to achieve various harmonizing and socializing effects, improve people’s perception of the natural world and develop their ecoidentity. The article describes different forms and models of equine-assisted therapy and equine-assisted learning. The role of playful interaction of the human being with the horse is emphasized as a form of inter-subjective and ecological contact. The general structure and examples of equine-assisted therapy and equine-assisted learning programs have been described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ С ЭКОПСИХОЛОГИЕЙ»

УДК 159.99

ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ СЭКОПСИХОЛОГИЕЙ

ЛОПУХОВА Ольга Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета (Казань, РФ)

LOPUKHOVA Olga Gennadiyevna

PhD, Associate Professor Kazan Federal University Institute of Psychology and Education (Kazan, Russian Federation)

ГАЗИЗОВ Каюм Касимович

тренер-преподаватель верховой езды, Международный конно-спортивный комплекс (Казань, РФ)

GAZIZOV Kayum Kasimivich

PhD, Riding Coach International Equestrian Center (Kazan, Russian Federation)

EQUINE-ASSISTED THERAPY AND LEARNING: THEORY, PRACTICE AND RELATION WITH ECOPSYCHOLOGY

••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••с« ^^

Аннотация. В статье рассматриваются основы теории и практики психотерапии и обучения с участием лошади с позиций экопсихологии. Лошадь выступает в качестве представителя мира природы. Включение лошадей в психотерапевтический и образовательный процесс позволяет создать условия для достижения различных гармонизирующих и развивающих эффектов, изменения отношения к миру природы, формирования эко-идентичности. В статье описываются разные направления и модели психотерапии и обучения с участием лошади. Рассматриваются нейрофизиологические и психологические механизмы поддержки и развития перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных процессов при взаимодействии с лошадьми. Отражена роль игры человека с лошадью как формы экологичного межсубъектного взаимодействия. Oписываются общая структура и примеры занятий с разными группами клиентов.

Ключевые слова: психотерапия и обучение с участием лошади, экопсихология, экологическое сознание.

Abstract. The article discusses the basic theory and practice of equine-assisted therapy and equine-assisted learning from the standpoint of ecopsychology, as well as expressive therapy. The horse serves as a representative of the natural world and an archetypal image. The inclusion of horses in therapeutic and learning processes enables therapists to achieve various harmonizing and socializing effects, improve people's perception of the natural world and develop their eco-identity. The article describes different forms and models of equine-assisted therapy and equine-assisted learning. The role of playful interaction of the human being with the horse is emphasized as a form of inter-subjective and ecological contact. The general structure and examples of equine-assisted therapy and equine-assisted learning programs have been described.

Keywords: equine-assisted therapy, equine-assisted learning, ecopsychology, environmental awareness.

Введение

.................................О

Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. В последние два десятилетия происходит развитие новых форм психологической помощи и обучения, которые можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом-Йорганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек—лошадь» [12]. К этой модели относятся: психотерапия с участием лошади (equine-assisted psychotherapy, EAP, equine-facilitated psychotherapy, EFP) [13, 18, 21], консультирование с участием лошади (equine-assisted counseling, EAC) и обучение с участием лошади (equine-assisted learning, EAL) [20]. В него включаются технологии коучинга, социально-психологических и корпоративных тренингов [14].

Ипповенция как разновидность психологической помощи и обучения с участием лошади подразумевает достижение психотерапевтического и развивающего эффекта в процессе организованного специалистом (психологом, психотерапевтом) взаимодействия человека с лошадью [1]. Ипповенцию также можно отнести к одному из направлений экотерапии [15].

В ипповенции можно выделить психотерапевтические и развивающие технологии, рассчитанные на индивидуальную и групповую работу. По способам взаимодействия с лошадью технологии ипповенции делятся на техники, основанные на обучении верховой езде [22]; техники, основанные на взаимодействии с лошадью «на земле» (без езды на лошади) [17]; техники работы с образом лошади или основанные на наблюдении за лошадьми, но без непосредственного контакта с ними, а также комплексные техники.

Ипповенцию можно рассматривать как одно из направлений экотерапии либо анималоте-рапии. Организация общения клиента с лошадью создает условия для получения нового опыта и осознания таких важных сторон взаимодействия, как ощущение близости и доверия, соблюдение дистанции и осознание своей автономности [11]. Важной стороной работы является рефлексия опыта взаимодействия с лошадью и его соотнесение с отношениями личности в реальной жизни.

Взаимодействие клиента с лошадью в процессе наблюдения и ухода за ней, управления лошадью при вождении в поводе и без него позволяют психологу поддерживать различные варианты контакта клиента с животным, способствующие коррекции дисфункциональных поведенческих, мыслительных и эмоциональных стереотипов и освоению новых способов реагирования. С целью повышения эффективности рефлексии в процессе психотерапии с участием лошади могут применяться ассоциативные, проективные техники [7].

В практике ипповенции лошадь выступает в качестве представителя мира природы. Она не может существовать и восприниматься вне природной среды. Пребывание на природе, элементом которой является лошадь, способствует повышению готовности клиента к конструктивному диалогу с различными иными природными объектами [11]. Включение лошадей в развивающие психотерапевтические и психолого-педагогические технологии позволяет сформировать экоидентичность [5, 16]. Согласно положениям экопсихолотческого подхода [4, 9] воспитательный и социализирующий потенциал общения с лошадью основан на ее субъектификации, что позволяет использовать полученный опыт для коррекции и развития самосознания и разных отношений — самоотношения, отношений в социальных группах, отношения к миру природы.

Во всех техниках ипповенции лошадь выступает не только элементом природной среды, но и субъективно значимым «другим», а также семантически значимым метафоричным образом. В техниках ипповенции, где происходит наблюдение за реальным животным или работа с образом лошади, этот образ постепенно наполняется емким психологическим содержанием. Богатые культурные коннотации образа лошади могут учитываться в процессе реализации программ ипповенции и экспрессивной терапии [5, 15, 16].

Развитие экологического сознания, формирование и поддержка экологической идентичности (эко-идентичности) и природо-сообразного образа жизни через общение с лошадью происходит благодаря взаимодействию с ней, эмпатии, идентификации, желанию заботиться о ней и рефлексии полученного опыта.

Рисунок 1. Лошадь с удовольствием включается в деятельность людей

Общая структура организации программ ипповенции

.................................о

Этапы реализации технологий ипповенции подразумевают постепенное и последовательное развитие контакта с лошадью. Обычно на первом этапе происходит получение знаний о специфике общения с лошадьми, их психологии, а также их значения в культурно-философском, историческом контексте. Важной частью занятий является наблюдение. При наблюдении за лошадьми (а при этом лошади всегда наблюдают за людьми) возникает состояние, аналогичное тому, что описывают Гратовски в общении с дельфинами: «Прежде чем начать общение, они наблюдают. Что-то происходит в этот момент между нами и — с нами...» [2].

Следующий этап — собственно контакт с лошадьми, попытка выстроить с ними отношения (Рис. 2). Получение эмоционального, сенсорно-кинестетического, перцептивного опыта подкрепляется организацией рефлексии посредством различных методик: написания эссе, ведения дневника, символизации отношений с лошадью в рисунке с последующим обсуждением. Лошадь представляет собой довольно активное и крупное животное, вызывающее у большинства людей опасение или даже страх, преодоление которого при кормлении и тактильном контакте развивает чувство доверия к миру.

Завершение программы подразумевает субъектную трансформацию полученного опыта на ценностно-смысловом уровне.

Примеры апробированных авторских программ ипповенции

.................................о

Социально-психологический тренинг с лошадьми, направленный на повышение психологического благополучия личности (программа для молодежи и взрослых) [3, 6].

Основным принципом при разработке тренинга повышения психологического благополучия личности при взаимодействии с лошадью является развитие доверия, которое удовлетворяет базовые человеческие потребности и прежде всего потребность индивида в безопасности, обеспечивая социальное и психологическое благополучие при взаимодействии с внешней реальностью. Поскольку доверие является динамичным образованием, его можно развивать через осознание в рефлексивной работе в специально организованных тренингах, в нашем случае с участием лошадей.

В апробации тренинга развития личности на основе взаимодействия с лошадьми приняли участие студенты Института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ). В экспериментальную группу, прошедшую тренинг, вошло 30 студентов, в контрольную — 60 студентов. Экспериментальная группа при апробации тренинга делилась на две подгруппы по 15 человек в каждой. Общее число занятий составило пять встреч, около двух часов каждое. В упражнениях было задействовано от двух до четырех лошадей, с разными половозрастными и психологическими характеристиками.

Диагностика эффективности тренинго-вой работы проводилась с использованием опросников: Субъектификации природного объекта (лошади) С.Д. Дерябо и В.А.Ясвина, Психологического благополучия К. Рифф и Шкалы доверия М. Розенберга. Диагностическую ценность также представляли данные рефлексии участниками тренинга своей психологической динамики, получаемые в ходе обратной связи в устном (при записи на диктофон) и в письменном виде (самоотчеты участников на основе предложенных

психологом критериев). Статистический анализ сопоставления данных контрольной и экспериментальной групп до и после тренинга производился с применением ^критерия Стьюдента для связанных и несвязанных выборок и корреляционного анализа.

На первом этапе тренинга происходило получение участниками знаний о специфике общения с лошадью, ее психологии, возможных вариантах выстраивания с ней контакта. Следующий этап — собственно контакт с лошадью, попытка выстроить с ней отношения через взаимодействие во время кормления, чистки, выполнения заданий по управлению лошадью. Завершение программы подразумевало субъективную трансформацию полученного опыта, что фиксировалось посредством устной и письменной обратной связи.

Результаты проведенного исследования показали, что желание участвовать в тренинге выразили те студенты, у которых, при сравнении с контрольной выборкой, была более выражена субъектификация лошади, а показатели психологического благополучия были ниже. В ходе тренинга у участников значимо выросли все измеренные показатели психологического благополучия (позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, самопринятие и др.), что соотносится с результатами, полученными другими авторами в аналогичных программах [11]. У студентов также значимо повысился уровень доверия по шкале Розенберга, причем рост психологического благополучия по большинству шкал оказался напрямую связан с повышением субъектифи-кации лошади в процессе тренинга.

Субъективно участники отмечали следующие изменения: снятие состояний дистресса, рост уверенности в себе, ощущение энергии и развитие целеполагания в значимой деятельности, гармонизацию отношений с близкими, чувство автономии и доверия к себе и окружающим, обретение внутреннего спокойствия. Причем примерно у половины студентов важным внутренним шагом в личностном развитии было обретение состояния доверия в тактильном контакте с лошадью при снятии чувства страха перед ней. Это был своеобразный переломный момент, после которого психологическая динамика шла очень быстро. Студенты отмечали терапевтический эффект тренинга в своей повседневной жизни и отношениях.

Таким образом, было экспериментально подтверждено, что взаимодействие с лошадью в групповой тренинговой работе позволяет стимулировать процессы самопринятия, личностного роста, управления собой и окружением и способствует развитию базового доверия. Также установлено, что субъектифи-кация лошади выступает важным фактором роста психологического благополучия личности в процессе тренинговой работы.

Программа коррекции детско-родительских отношений «Контроль и доверие» [19]

В современных условиях развития ребенка частой проблемой является негармоничное распределение отношений контроля и доверия в детско-родительских отношениях. Искажение в сторону чрезмерного контроля родителем над своим ребенком имеет много причин и негативных последствий. Причинами могут быть тревожность родителей, искаженные установки в связи со своей ролью родителя, отсутствие доверия к себе и своим чувствам и многое другое. В любом случае дисбаланс в сторону постоянного контроля в сочетании с недостатком доверия выступает серьезным стрессором для родителей, нарушает гармоничные отношения с ребенком, а также негативно сказывается на развитии его личности, не давая развиваться его самостоятельности, ответственности, уверенности в себе и т. п. Противоположный полюс — попустительство и безразличие — встречается реже, но также может быть результатом «усталости» родителя от гиперопеки, формируя так называемый «непоследовательный» стиль взаимодействия с ребенком.

Гармоничное взаимодействие основано на отношениях доверия, где контроль в большей степени представлен как контакт ребенка и родителя, который строится на уважении, внимании и адекватном распределении взаимной ответственности и свободы. Такие позиции способствуют здоровым, длительным, развивающимся отношениям и формированию гармоничной личности ребенка. Для этого родителям необходимо осознать свои чувства и страхи, получить опыт аутентичного контакта и доверия в отношениях с ребенком.

Предлагаемая нами программа обучения и развития личности на основе общения с

лошадьми «Контроль и доверие» позволяет получить этот опыт. Цель программы состоит в гармонизации и достижении баланса контроля и доверия в детско-родительских отношениях на основе взаимодействия родителей с лошадьми в специально организованных условиях.

Программа предполагает беседы с родителями, применение проективных и экспрессивных методик, упражнений, связанных с взаимодействием с лошадьми (кормление, тактильный и кинестетический контакт, вождение лошади и т. п.). Программа способствует получению родителями опыта теплых и доверительных отношений с лошадью, а также обратной связи, позволяющей выявить

несознаваемые установки в отношениях с другими, страхи и контролирующие позиции в межличностных отношениях.

Программа также является оригинальной и привлекательной формой проведения времени с семьей на природе, получения положительных эмоций и снятия стресса. Занятия проводятся в группе, включающей одну или несколько семей (родителей и детей). Тренинг рассчитан на пять занятий, проводимых 1-2 раза в неделю. Длительность одного занятия — 1,5-2 часа (Рис. 3).

В результате апробации программы, основанной на качественном анализе отзывов участников (в основном родителей), были выявлены основные группы упражнений с

лошадьми, которые наиболее эффективны для достижения целей осознания и коррекции негармоничных детско-родительских отношений. Были выявлены типичные проявления психологической динамики участников в ходе прохождения программы. На первых занятиях выяснилось, что родители, которые характеризуются стилем «гиперпротекция», проявляют наибольшую тревогу и нервозность при выполнении заданий на взаимодействие с лошадьми. В ходе контакта с такими родителями лошади демонстрировали напряженность и непослушание. В этой ситуации участникам необходимо было изменить стиль своего взаимодействия с лошадью на более доверительный. В результате лошадь давала немедленную обратную связь. Было видно, как вследствие изменения человеком стиля взаимодействия она меняет свое поведение, которое становилось более спокойным и дружественным. Такие изменения производят большое впечатление на участников, заставляя их осознать свои основные тенденции в отношениях с детьми.

Примеры обратной связи:

«... Сначала я очень боялась лошадей и беспокоилась, что они могут нанести какой-то вред моей дочери. Лошадь, как мне казалось, непредсказуемо двигалась и могла наступить ногой, толкнуть или укусить Но, наблюдая за лошадью, я поняла, что ничего плохого не происходит. Моя дочь тихо очищает ноги лошади и чистит ее челку и хвост, поэтому я немного успокоилась. Мне было немного неудобно, что моя дочь более смелая, чем я, имея дело с лошадью (или бесшабашная?) . После того, как я попыталась передать лошади свое спокойное состояние и расслабить ее, поглаживая, я полностью перестала бояться. Теперь я уверена, что эта лошадь любит меня, когда моя дочь и я расчесываем ее хвост или гриву, она очень спокойна и никогда не обидит нас...» (М.К., 35 лет, мать десятилетней дочери).

«.. Я очень хорошо помню состояние, когда лошадь наконец позволила обнять ее голову и погладить ее лоб Сначала мне это не удалось: она отнимала голову и уходила. Было бесполезно настаивать. Когда я изменил свое состояние, расслабился и перестал приставать к ней с объятиями, она подошла ко мне и позволила приласкать ее

Это напомнило мне об отношениях с моей дочерью: я думаю, что это связано с моим отношением Может быть, я слишком сильно навязываю свое общение, и должен «немного ослабить хватку»?» (А.В., 40 лет, отец тринадцатилетней дочери)

Ключевыми упражнениями, направленными на формирование доверия, были «чистка лошади», «украшение лошади» и «кормление с ладони», в процессе выполнения которых участники получили тактильный опыт в контакте с лошадью и чувствовали возможность влияния своей личности на такое большое и мощное животное.

Пример обратной связи:

«. . . Сначала я очень боялась лошади: я боялась, что она укусит меня или ударит Теперь этот страх полностью прошел Мне очень нравится кормить ее руками и чувствовать, как она бережно берет с моих пальцев маленькие кусочки Это осторожное отношение коня ко мне рождает во мне ответные чувства к ней Мне очень нравится чесать ей шею и видеть ее удовольствие Теперь я гораздо более ласкова и заботлива к своим детям Теперь мы стали чаще обниматься Предыдущее напряжение в отношениях с родными исчезло...» (В.Д., 30 лет, мать 8- и 11-летних сыновей)

Упражнения, включающие задание вести лошадь в поводу по определенной траектории, останавливаться и снова двигаются вперед или назад, направлены на работу с осознанием тенденций контроля и контакта. Лошади отказывались выполнять движения со слишком интенсивным и чрезмерным контролем, и их нельзя было сдвинуть, даже когда человек применял очень большую физическую силу. Кроме того, лошадь могла идти по своему пути. В этих случаях с участниками обсуждались вопросы силы контроля и его необходимости, а также баланс контроля и доверия.

Если участник адекватно воспринимал свои ошибки и исправлял свое отношение к ситуации, упражнение с вождением лошади в поводу выполнялось им успешно. Некоторым родителям потребовалось несколько сеансов для овладения этим опытом. Также интересно упражнение, в котором родители сидели на спине лошади, которую ребенок вел в поводу. Это упражнение было предложено на

последних сессиях, и это позволило родителям почувствовать доверие к своему ребенку, преодолеть тревогу и привычку постоянного жесткого контроля.

Примеры обратной связи:

«.. Я впервые почувствовал, насколько склонен к контролю Я не мог ослабить повод, хотя уже видел, что бесполезно сдерживать и тянуть, в то время как мой сын очень легко справился с этой задачей Он просто немного опередил лошадь, очень спокойный и уверенный. Я могу учиться у него » (Б Т , 35 лет, отец восьмилетнего сына)

«... Самое яркое впечатление для меня было то, что моя дочь вела большую лошадь, на чьей спине я сидела верхом. Сначала я была немного напряжена, но потом меня охватили совершенно необычные чувства Это настолько впечатляет, когда твое благополучие находится в руках твоего ребенка, потому что обычно в жизни это наоборот Моя дочь очень уверенно и тщательно выполнила эту задачу, и я поняла, что она очень ответственный и надежный человек...» (С.П., 42 года, мать десятилетней дочери)

Апробация показала, что программа «Контроль и доверие» позволяет участникам приобретать новый опыт теплых и доверительных отношений с лошадьми и, благодаря их немедленной реакции, выявлять неосознаваемые установки во взаимоотношениях с другими, страхи и комплексы, негативные модели отношений. Благодаря участию в программе родители получают уникальный опыт самосознания, понимания своих чувств и отношений с другими людьми на основе работы с лошадьми.

Ассоциативно-метафорические карты «Образ лошади»

.................................о

Ассоциативно-метафорические карты «Образ лошади» были разработаны для феноменологического исследования отношений, организации обратной связи и рефлексии полученного опыта в тренингах развития

личности с участием лошади [15]. В процессе апробации набора карт было установлено, что данный набор можно применять в более широком контексте психологического консультирования, поскольку даже в случаях, когда испытуемые высказывали резко негативное отношение к лошадям, ассоциативно-метафорический контекст работы с образами лошади давал ожидаемый положительный психологический эффект.

Набор состоит из 100 фотокарт, которые представляют образы лошадей в разных состояниях т отношениях, а также во взаимодействии с окружающей средой. Изображения лошадей подбирались так, чтобы вызывать ассоциации с разными психическими состояниями, чувствами и отношениями.

Колода содержит образы, которые можно отнести к разным категориям. Есть карты, акцентирующие отдельные части лошади (глаз, губы, язык, грива, изгиб спины) и ориентированные на сенсорно-перцептивные ассоциации. Есть карты, где лошади представлены в движении или покое (лошадь целиком или голова лошади). Такие карты предназначены для выявления и феноменологического исследования психических состояний, и переживаний респондентов (уверенности, одиночества, загнанности, защищенности и т. п.). Имеются карты, где лошадь является элементом природы. Такие карты ориентированы на рефлексию значения природной среды в собственном психическом развитии. Карты с изображением пар или групп лошадей в разных ситуациях взаимодействия выступают метафорами отношений. Карты с межвидовыми взаимодействиями (например, лошадь-человек; лошадь-кошка; лошадь-лев) допускают идентификацию Я с одним из образов и наделение другого образа неким определенным значением, затрагивающим разные типы взаимоотношений.

Для решения разных задач (активизации обратной связи, психодиагностики, консультирования и психотерапии) можно применять разные техники работы с фотокартами «Образ лошади». Их спектр совпадает с известными приемами работы с иными ассоциативно-метафорическими картами. В случае слабой рефлексивной позиции или мотивации к взаимодействию с психологом можно рекомендовать технику «выбора вслепую», которая позволяет активизировать клиента.

Для клиента, готового к серьезной рефлексии и сотрудничеству с психологом, можно рекомендовать техники «открытого выбора».

Применение фотокарт обеспечивает психологическую безопасность процесса консультирования. Идентификация респондентов с лошадью на фотографии основана на механизме субъектификации лошади как природного объекта, в котором человек может постичь собственные психологические особенности. Ассоциативно-метафорические фотокарты «Образ лошади» также можно применять на основе иппопедагогики для развития ассоциативного мышления, воображения, эмоционального интеллекта. Техники работы с данной колодой благодаря мощному экологическому, культурологическому, эмо-ционально-мотивационному, эстетическому потенциалу позволяют развивать образное и ассоциативное мышление, морально-нравственную и гуманистическую составляющие сознания, экологическое сознание, речевую и коммуникативную компетентность. Каждый педагог и психолог может найти близкий ему аспект использования предложенного материала для решения актуальных потребностей развития детей и подростков, консультирования и ведения групповых тренингов.

Заключение

.................................о

Апробированные нами техники и программы ипповенции показывают их значительный психокоррекционный и развивающий

потенциал. Включение лошади и ее образа в психотерапевтическую и психолого-педагогическую практику может базироваться на принципах и методологии экопсихологии и экотерапии и имеет значительные перспективы развития не только для решения известных психокоррекцонных и образовательных задач, затрагиваемых в процессе индивидуальной, групповой и семейной психотерапии и тренинга, но и для формирования экологического сознания.

Приведенные примеры психотерапевтических и тренинговых программ с участием лошадей показывают, что взаимодействие с лошадью поддерживает процессы самопринятия, личностного роста, управления собой и окружением, способствует укреплению базового доверия, развитию коммуникативных навыков, коррекции дисфункциональных моделей поведения и эмоционального реагирования. Субъектификация лошади как психологический механизм, связанный с представлениями экопсихологии, выступает важным фактором роста психологического благополучия личности, укреплению здорового Я, экоидентичности в процессе психотерапевтической и тренинговой работы.

Перефразируя высказывание выдающихся антропологов-гуманистов Александра и Ни-коль Гратовски, в заключение статьи хочется пожелать, чтобы возле лошадей было больше людей, движимых чувством удивления, благоговения, уважения, любознательности. Лошади нужны чувства и внимание человека, его вдохновение, страсть, любовь и свобода, несмотря ни на что живущие в каждом!

ЛИТЕРАТУРА

........................................................................О

1. Барайсс Х-Дж. Модели «лечебная верховая езда» и «терапевтическое взаимодействие человека и лошади» // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого ку-раториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. — В трех частях. Ч. 1. — М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003. — С. 24-40.

2. Гратовски А., Гратовски Н. Принцип дельфина: жизнь, верхом на волне. — Москва: Эксмо, 2018. — 248 с.

3. Гизетдинова Г.Р. Возможности социально-психологического тренинга на основе общения с лошадью в развитии базового доверия и психологического благополучия личности // Материалы Международного молодежного научного форума Л0М0Н0С0В-2016 / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А.Антипов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2016. https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8499/uid113009_report.pdf.

4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: МПСИ, 1999.

5. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии // Психическое здоровье. — 2016. - №12. С. 55-65.

6. Лопухова О.Г., Газизов К.К., Гизетдинова Г.Р. Ипповенция — современное представление о возможностях развивающего личность взаимодействия человек-лошадь // Международная научная конференция Санкт-Петербургского государственного университета «Ананьевские чтения — 2016». — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2016.

7. Лопухова О.Г., Газизов К.К. Арт-терапевтические техники в психокоррекции и развитии личности с участием лошадей // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. — СПб: ООО «Скифия-Принт», 2016a. — С. 96-97.

8. Лопухова О.Г., Газизов К.К. Ассоциативно-метафорические фотокарты «Образ лошади» в диагностической и консультативной работе психолога // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. — СПб: ООО «Скифия-Принт», 2016. — С. 98-99.

9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.

10. Свифт С. Как достичь совершенства в верховой езде. Навыки центрированной верховой езды. — М.: Аквариум Принт, 2012. — 304 с.

11. Bachi K., Terkel J., & Teichman M. Equine-facilitated psychotherapy for at-risk adolescents: The influence on self-image, self-control and trust // Clinical Child Psychology and Psychiatry. — 2012. — Vol. 17, №2. — P. 298-312.

12. Bareiss H.-J. Therapeutische mensch-pferd-interaktion (TMPI). Grundzuegeeinesganzheitlichen und mehrdimensionalen Struktur modells. // Praxis der Psychomotorik: ZeitschriftfurBewegungs und Entwicklungsforderung. — 1996. — Vol. 21, №2. — Р. 93-98.

13. Brandt C. Equine-facilitated psychotherapy as a complementary treatment intervention // The Practitioner Scholar: Journal of Counseling and Professional Psychology. — 2013. — Vol. 2, №1. — Р. 23-42.

14. Dellian M. Authentisch und uberzeugenddurchpferde-coaching [Эл. Ресурс] Режим доступа: http://www.fachzeitungen. de/fachbeitraege/authentisch-und-ueberzeugend-durch-pferde-coaching-1039000/

15. Kopytin A., Rugh M. (Eds.). Green Studio: Nature and the arts in therapy. — New York: Nova Science Publishers, 2016.

16. Kopytin A., Rugh M. (Eds.). Environmental expressive therapies: Nature-assisted theory and practice. — New York, NY: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017.

17. Lac V. Amy's Story: An existential-integrative equine-facilitated psychotherapy approach to anorexia nervosa // Journal of Humanistic Psychology. — 2016. — Vol. 20, №2. — Р. 1-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Lentini J. A., & Knox, M. A Qualitative and quantitative review of equine facilitated psychotherapy (EFP) with children and adolescents // The Open Complementary Medicine Journal. — 2009. — Vol. 1, № 1. — Р. 51-57.

19. Lopukhova O.G. Correction of parent-child relationship through equine assisted learning «Control and trust» // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. — 2017. — Vol. 21, №1. — Р. 485-493.

20. Pendry P., Smith A. N., & Roester S. M. Randomized trial examines effects of equine facilitated learning on adolescents' basal cortisol levels // Human-Animal Interaction Bulletin. — 2014. — Vol. 2, №1. — Р. 80-95.

21. Ratliffe K. T., & Sanekane C. Equine-assisted therapies: Complementary medicine or not? // Australian Journal of Outdoor Education. — 2009. — Vol. 13, №2. — Р. 33-43.

22. Scheidhacker M., Friedrich D, & Bender W. About the treatment of anxiety disorders by psychotherapeutic riding: Long term observations and results of an experimental clinical study // Krankenhaus psychiatrie. — 2002. — Vol. 13, №1. — P. 145-152.

Ссылка для цитирования

......................................................................о

Лопухова О.Г., Газизов К.К. Психотерапия и обучение с участием лошади: теория, практика и связь с экопсихоло-гией // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Lopukhova O.G., Gazizov K.K. Equine-assisted therapy and learning: theory, practice, and relation with ecopsychology // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol. 1, №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.