Научная статья на тему '«Ипповенция» как реализация экопсихологического подхода в психотерапии и развитии личности'

«Ипповенция» как реализация экопсихологического подхода в психотерапии и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1835
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ипповенция / экопсихологический подход / hippovention / ecopsychological approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопухова О. Г., Газизов К. К., Аболиц А. С.

В статье обсуждаются возможности «ипповенции» в психотерапии и развитии личности. «Ипповенция» (от «иппо» лошадь, и (психологическая) «интервенция») это направление в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь», предложенной Хансом-Йюргеном Барайссом, в котором объединяются различные виды контакта человека с лошадью, имеющие выраженный психотерапевтический и развивающий личность потенциал. Психологические механизмы терапевтического и развивающего эффекта разных видов взаимодействия человека с лошадьми анализируются с позиций экопсихологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лопухова О. Г., Газизов К. К., Аболиц А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«HIPPOVENTION» AS IMPLEMENTATION OF ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH IN PSYCHOTHERAPY AND PERSONALITY DEVELOPMENT

The article discusses the possibilities of «hippovention» in psychotherapy and personality development. «Hippovention» (from «hippo» a horse, and (psychological) «intervention ») is a direction within the framework of the «human-horse therapeutic interaction» model proposed by Hans-Jürgen Baraiss, which combines different types of human-horse contact that have pronounced psychotherapeutic and personality-developing potential. The psychological mechanisms of the therapeutic and developmental effect of different types of human-horse interaction are analyzed from the perspective of an ecopsychological approach.

Текст научной работы на тему ««Ипповенция» как реализация экопсихологического подхода в психотерапии и развитии личности»

Принципы кооперации и конкуренции, являясь взаимодополняющими (комплементарными) факторами эволюционного развития действуют и на биологическом уровне, и на социальном, каждый является преимущественным для определенного социума, а соответствующие им менталитеты являются преимущественными для определенного индивида. Именно понимание своего типа, его адаптивной пользы и потому предпочтительности, с частичными заимствования элементов противоположного типа, как дополнениями (но не заменами своего), может способствовать устойчивому развитию как индивида, так и сообщества.

Список литературы

1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. -М.: ИП РАН, 2009.

2. Александров Ю.И., Кирдина С.Г. Типы ментальности и институциональные матрицы: мультидисциплинарный подход // Социологические исследования. -2012. -№ 8. -С. 3-12.

3. Бродский В.Я. Прямые межклеточные взаимодействия и социальное поведение клеток млекопитающих, протистов и бактерий. Возможные причины многоклеточности // Онтогенез. -2009. -Т. 40. -№2. -С. 97-111.

4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Введение в Х-Y-теорию. -М., СПб.: Нестор-История, 2014.

5. Кирдина С.Г., Кузнецова А.Н., Сенько О.В. Климат и институциональные матрицы // Социологические исследования. -2015. -№ 9. -С. 3-13.

6. Крылов А.К., Марков А.В., Александров Ю.И. Единство популяции как способ выживания в нестабильной среде // Журнал общей биологии. -2020 (в печати).

7. Нейсбит Р. География мысли. -М.: Астрель, 2012.

8. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. -М.: Институт психологии РАН, 1995.

УДК 159.9

«ИППОВЕНЦИЯ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОТЕРАПИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Лопухова О.Г.*, Газизов К.К.**, Аболиц А.С.***

*к.псх.н., доцент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Казань, Россия

**к.х.н., клинический психолог, Международный конно-спортивный комплекс,

Казань, Россия

***к.б.н., главный редактор журнала «В мире животных», ведущий цикла «Планета лошадей» на телеканале «Живая планета», Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обсуждаются возможности «ипповенции» в психотерапии и развитии личности. «Ипповенция» (от «иппо» - лошадь, и (психологическая) «интервенция») -это направление в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь», предложенной Хансом-Йюргеном Барайссом, в котором объединяются различные виды контакта человека с лошадью, имеющие выраженный психотерапевтический и развивающий личность потенциал. Психологические механизмы терапевтического и развивающего эффекта разных видов взаимодействия человека с лошадьми анализируются с позиций экопсихологического подхода.

Ключевые слова: ипповенция, экопсихологический подход.

«HIPPOVENTION» AS IMPLEMENTATION OF ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH IN PSYCHOTHERAPY AND PERSONALITY DEVELOPMENT Lopukhova O.G. *, Gazizov K.K. **, Abolits A.S. ***

* Ph.D., Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia ** Ph.D., Clinical Psychologist, International Equestrian Center, Kazan, Russia *** Ph.D., editor-in-chief of the magazine «In the world of animals», host of the «Planet of Horses»

cycle on the «Living Planet» channel, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the possibilities of «hippovention» in psychotherapy and personality development. «Hippovention» (from «hippo» - a horse, and (psychological) «intervention») is a direction within the framework of the «human-horse therapeutic interaction» model proposed by Hans-Jürgen Baraiss, which combines different types of human-horse contact that have pronounced psychotherapeutic and personality-developing potential. The psychological mechanisms of the therapeutic and developmental effect of different types of human-horse interaction are analyzed from the perspective of an ecopsychological approach.

Keywords: hippovention, ecopsychological approach.

Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. Развитие новых форм психологической помощи и обучения, можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом-Йюрганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь» [1]. Данное понятие, как отдельное направление в терапевтическом взаимодействии с лошадьми, объединяет различные модели, широко распространенные в настоящее время за рубежом: психотерапия с участием лошади (equine assisted psychotherapy (EAP), equine facilitated psychotherapy (EFP)), консультирование с участием лошади (equine-assisted counseling (EAC)) и обучение с участием лошади, включающее технологии коучинга, социально-психологических и корпоративных тренингов (equine-assisted learning (EAL)). В иппо-веции можно выделить психотерапевтические и развивающие технологии разного типа: индивидуальные (клиент-лошадь-психотерапевт) и групповые техники (группа людей - группа лошадей - специалист по ипповенции). По способам взаимодействия с лошадью можно выделить техники, основанные на обучении верховой езде - психотерапевтическая верховая езда; техники, основанные на взаимодействии с лошадью «на земле» (без езды на лошади); техники работы с образом лошади или наблюдение за лошадьми, без контакта с лошадьми, и комплексные техники. По целевому назначению можно выделить следующие направления: психотерапевтическое (модели EAP или EFP), консультационное (EAC), социально-психологическое (куда относятся организация различных социально-психологических тре-нинговых программ на основе общения с лошадьми), а также направление иппопедагогики. Комплексное направление представлено моделью «терапия средой конюшни, которую можно реализовать как иппопедагогическую, так и психотерапевтическую.

В России, как показывает обзор литературы, ипповенция значительно (лет на 20-30) отстает от современного мирового уровня ее развития в методологической, методической и практической областях. Кроме того, это направление не опирается в России на серьезную образовательную базу, как это происходит за рубежом, где подготовкой такого рода специалистов занимаются университеты, специальные институты и ассоциации по психотерапии и развитию личности с участием лошадей. Однако определенную динамику этого направления, - развития личности с участием лошадей, в России уже можно наблюдать. Если лет пять назад это были преимущественно попытки отдельных энтузиастов использовать общение с лошадью для развивающих личность целей, интуитивно возникающие и практически не осмысленные с теоретических позиций, то на данный момент можно констатировать формирование профессионального сообщества, включающего отдельные клубы и организации в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, в Брянской области («Табун счастья»), в Краснодарской области («Крылья»), в Красноярском крае («Благодать»), в Нижнем Новгороде, Казани и др. Формированию профессионального сообщества специалистов, внедряющих техники ипповенции в целях развития личности и психологической коррекции внутриличност-

ных и межличностных проблем способствует «Российская ассоциация тренингов и терапии с лошадьми», созданная О. Платоновой. Некоторые российские программы психотерапевтического и развивающего направления получили государственную финансовую поддержку. Это, например, проект по поддержке и реабилитации подростков, перенесших онкологические заболевания в «Табуне счастья» Брянской области, или проект «Иппотерапия детям, ипповенция - родителям» в Краснодарской области, получивший грант президента РФ. Таким образом, процесс развития идет, и это требует соответствующей методологической поддержки, и далее строящейся на научных принципах развития системы профессиональной подготовки специалистов по ипповенции в России.

За рубежом психотерапевтическое направление взаимодействия человек-лошадь является более развитым и проработанным методологически по сравнению с развивающим личность и педагогическим направлениями. Предлагаемые теоретические модели психотерапевтического взаимодействия человек-лошадь реализуются на основе всех ведущих классических направлений психологии личности: ортодоксального психоаналитического и юнгиан-ского аналитического подходов, гештальт-подхода, клиент-центрированного, гуманистического, феноменологического подходов и др. Наша позиция в анализе механизмов психологической динамики при взаимодействии человека с лошадью относится к методологии экопси-хологического подхода, на чем подробнее остановимся ниже.

Следует сразу оговориться, что не «лошадь сама по себе» выступает терапевтическим и развивающем началом в техниках ипповенции! Несмотря на то, что в мировой практике психотерапии и развития личности с участием (с помощью) лошадей можно встретить такие позиции, которые воплощаются в представлениях о лошади как «ко-терапевте», «лошади-медиуме», и обоснования, строящиеся на утверждениях «о природной мудрости» лошади в контактах с человеком, мы не считаем эти положения правильными, ценными или полезными с точки зрения понимания сути тех процессов психической динамики, которые осуществляются при контакте человека с лошадьми, а что еще более важно, с точки зрения организации специалистом терапевтических и развивающих (а не нарушающих) нормальное психическое развитие личности техник взаимодействия с лошадьми. На наш взгляд, экопсихологи-ческий подход выступает наиболее широким методологическим основанием для осмысления механизмов и процессов психической динамики, которая может происходить при соответствующей организации взаимодействия человека с лошадью.

В техниках ипповенции главным является механизм осознавания (с помощью специалиста - психолога, психотерапевта, педагога) актуализирующихся процессов в психике человека при его контакте с лошадью, во-первых, как с крупным, сильным, чутким, эмоциональным и интеллектуально развитым животным (в данном контексте ипповенция представляет собой раздел анималотерапии), во-вторых, как с объектом природы, семантически отражающим связи человека и природы, в третьих, как с мощным архетипическим символом, единым во всех культурах, а кроме того, лошадь еще и субъективно значимый «другой», объект рефлексии, идентификации, субъект межличностных отношений. Рассмотрим подробнее эти четыре позиции.

Базовые принципы общения с лошадьми, если их анализировать в русле экопсихологического подхода, аналогичны принципам, постулированным Александром и Николь Гратовски в их опыте общения с дельфинами [2]. Эти принципы можно назвать практикой экологичного способа мышления, которому практически не уделяется внимания в современном обществе. Обычно человек реактивно воспринимает окружающую действительность и изменения в ней. Характерной установкой сознания является попытка уменьшить негативные воздействия внешних обстоятельств и закрепить позитивные, причем все они воспринимаются как неконтролируемые, и не зависящие от собственной воли и желания. Ощущение такого «неуправляемого окружения» является одной из причин депрессий, неврозов и психологических расстройств. В общении с лошадьми для установления контакта, гармоничного общения, необходимо сначала разобраться со своими чувствами и состояниями. Гармонизация внутренних процессов отражается на качестве

контакта с лошадью на свободе. Для человека такой опыт часто «переворачивает сознание», поскольку формируется принципиально другой способ контакта с миром, «... когда человек осознанно управляет своим внутренним состоянием и совершает необходимые поступки, позволяющие проводить эти состояния во внешнюю реальность» [2]. Такое восприятие лежит в основе формирования базового чувства доверия себе и окружению, и является гарантией долгосрочного эффекта терапии.

Экологичный контакт человека и лошади подразумевает безопасное и при этом эмоционально окрашенное общение. Такое общение, по сути, представляет собой игру. Это основная техника при непосредственном взаимодействии лошади и человека в ипповенции. Игра возможна, когда учитываются потребности и лошади и человека, когда нет принуждения к общению и взаимодействию ни с одной стороны, а есть обоюдное желание и интерес. Поэтому ни в коем случае наше понимание игры с лошадью нельзя путать с техникой «Семь игр Пата Парелли». Игра с лошадью, которая «... основана на чистом желании., что автоматически задействует все ресурсы.» [2], выступает мощнейшим механизмом в психической и личностной динамике человека. Бытует мнение, что лошадь в общении с человеком воспринимает его как члена табуна, и переносит на него врожденные паттерны иерархических отношений в табуне. Однако наш опыт показывает, что интеллект лошади вполне позволяет категориально отличать человека, по-иному выстраивая с ним отношения. Терапевтичность игры заключается в том, что она «. всегда новое, она предполагает готовность к неопределенности и наслаждение ею, азартную интригу того, что произойдет дальше» [2]. В игре лошадь активна и субъектна: часто зовет побегать с ней в «догонялки», красуется на разных аллюрах, почесывает человека губами или носом, трясет готовой, шлепает губами, сама провоцирует взаимодействия, увлекая в контакт. Хорошо социализированная лошадь, как правило, еще предлагает те формы контактов, которые понятны и нравятся человеку (по ее мнению): делает свечки, прыжки и поклоны, какие-то несложные трюки, освоенные с человеком. Понимать и разделять состояние лошади в игре крайне значимо. В основе истинной игры лошади лежит ее желание понравиться, участвовать в деятельности человека (например, когда лошадь подходит и интересуется рисованием, рукоделием, дискуссией людей).

С позиций экопсихологического подхода важно также понимать, что лошадь в техниках ипповенции выступает объектом природы. Лошадь не может существовать и восприниматься вне природной среды, и само ее присутствие серьезно влияет на восприятие природного ландшафта. Даже в условиях закрытой искусственной среды манежа контакт и установление связи с лошадью - это установление связи с самой природой. Благодаря этому включение лошадей в развивающие личность психолого-педагогические технологии позволяет создать эффективную экопсихотерапевтическую среду, в которой человек может восстановить связь со своим подлинным Я. Поэтому практически во всех моделях психотерапевтического взаимодействия с лошадьми уделяется особое внимание условиям этого взаимодействия и благополучному состоянию лошади. Техники ипповенции в данном смысле можно также отнести к одному из направлений экотерапии [5].

Образ лошади всегда выступал мощным вдохновляющим началом во всех видах искусства и литературы, начиная с первых наскальных рисунков и поэмы о Гильгамеше. Также издавна люди стремились украшать своих лошадей, обозначая этим их важность, ценность, а также личную связь и близость с ними. Как в техниках наблюдения за лошадьми, так и в работе с образом лошади в арт-терапевтических техниках, ключевым моментом выступает то, что семантически образ лошади имеет архаическую представленность, выступая, испокон веков в качестве культурного символа, связанного с понятиями благородства, красоты, силы, энергии, защиты, помощи. Бывает, что лошадь ассоциируется с угрозой, опасностью, необходимостью крайнего напряжения сил для достижения желанной цели. То есть, она олицетворяет всю гамму отношений Человека с Природой. Часто для усиления и более эффективной организации такой рефлексивной деятельности могут применяться ассоциативные, проективные, арт-терапевтические техники. Данные техники

строятся не столько на работе с реальной живой лошадью, сколько с образом лошади, значимым одновременно и «природно» и «культурно». Эти аспекты являются общими для ипповенции, экотерапии и арт-терапии. Тем самым техники ипповенции получают развитие как эко-арт-терапевтическое направление в психотерапии [5].

Лошадь в техниках ипповенции выступает не только элементом природной среды и семантически значимым метафоричным образом, но и субъективно значимым «другим». Согласно положениям экопсихологического подхода [3, 4], развивающий потенциал общения с лошадью заключается в ее субъектификации, что позволяет осуществлять процессы идентификации и социальной рефлексии, используя полученный опыт для коррекции и развития самосознания и разных уровней отношений - самоотношения, отношений в социальных группах, отношения к миру природы.

Таким образом, в ипповенции достижение гармонии с природой через общение с лошадью происходит посредством как взаимодействия, так и наблюдения, эмпатии, рефлексии полученного опыта, стимулирования творческого потенциала сознания с целью субъективной трансформации опыта и развития аутентичности.

Список литературы

1. Барайсс Х-Дж. Модели «лечебная верховая езда» и «терапевтическое взаимодействие человека и лошади» // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - В трех частях. Ч. 1. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003. - С. 24-40.

2. Гратовски А. Принцип дельфина: жизнь, верхом на волне / Александр и Николь Гратовски. - Москва: Эксмо, 2018. - 248 с. - (Тайный мир, меняющий сознание).

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М.: МПСИ, 1999.

4. Панов В.И. Психолого-педагогические аспекты экологического сознания // Педагогика. - 2015. - №5. - С.59-70.

5. Kopytin A., Rugh M. (Eds.). Environmental expressive therapies: nature-assisted theory and practice. - New York, NY: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017.

УДК 159.9

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЗАПОЛЯРЬЯ19

Николаева Е.И., Грекова Е.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация. В работе анализируются психофизиологические механизмы адаптации младших подростков к условиям Заполярья. Показано, что лучшее состояние здоровья, тормозные процессы рабочая память у подростков с преимуществом левых латеральных признаков.

Ключевые слова: латеральные признаки, младшие подростки, адаптация, Заполярье, тормозные процессы, рабочая память.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF ADAPTATION OF YOUNGER TEENAGERS TO EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION

Nikolaeva E.I., Grekova E.N.

19 Работа поддержана грантом РФФИ Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00323 «Становление сенсомоторной интеграции и тормозного контроля у детей с разными латеральными предпочтениями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.