Научная статья на тему 'Психосоматическое реагирование людей на экстремальность социокультурной ситуации'

Психосоматическое реагирование людей на экстремальность социокультурной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорофеева Галина Анатольевна, Гармонова Валентина Евгеньевна

В данной статье рассматривается психосоматическое реагирование человека на экстремальные ситуации. Экстремальность порождает как негативные, так и позитивные для человека последствия. Всякая осознаваемая человеком опасность воспринимается им через призму экстремальности, но не всякая экстремальность в действительности опасна для человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоматическое реагирование людей на экстремальность социокультурной ситуации»

Г.А. Дорофеева, В.Е. Гармонова

ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ НА ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Человек проявляет те или иные поведенческие реакции на различные воздействия внешней среды или внутренние побуждения. Не всегда эти реакции адекватны самой ситуации, возможностям человека, не всегда верно человек оценивает свои ощущения и пр. Как следствие - нарушение его психосоматического здоровья.

В начале статьи следует прояснить смысл основных понятий. В понятие «социокультурная ситуация» авторами вкладывается следующий смысл - это ситуация наиболее характерная для общекультурного слоя той или иной эпохи развития человеческого сообщества. Поскольку толковые словари определяют «экстремальный» как «крайний, предельный, выходящий за рамки обыденного», то можно предположить, что «экстремальность социокультурной ситуации» может означать, что это ситуация, которая находится на границе между нормой и чрезвычайностью принятой для данной эпохи в данном сообществе. «Психосоматическое реагирование людей» следует понимать как ответную реакцию (как телесную, так и психическую, душевную) на неблагоприятные факторы окружающей среды, в том числе социальной.

Вопросы опасности и безопасности, как основных понятий «экстремальной ситуации», уходят своими корнями к истокам возникновения человека как вида. Если на первых этапах истории человечества главным направлением активности отдельного индивида по обеспечению безопасности было, вероятно, сохранение им собственной телесной целостности, то с развитием социального начала в человеке у него стала проявляться заинтересованность в обеспечении безопасности более широкого круга лиц - своей семьи, друзей, членов своего рода и пр.

С появлением государства усложнились социальные связи между людьми и сообществами, появились новые опасности. Однако государственные структуры были сориентированы на первичность поддержания общественной безопасности при полном или частичном игнорировании безопасности отдельного человека. Лишь в трудах мыслителей эпохи Просвещения (Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ф. Бэкон и др.) была описана роль государства в обеспечении безопасности его граждан, предложены конкретные меры в данном направлении.

Содержание представлений о безопасности развивалось в сторону расширения сфер ее применения: от физической безопасности к психической и духовной, от индивидуальной - к безопасности широкого круга социального окружения. Исследователи, говоря о трансформации безопасности, выделяют неблагоприятную для практики ее самообеспечения особенность людей: устойчивость веры во всемогущее вмешательство в опасную ситуацию неких внешних источников безопасности - иррациональных и божественных сил, государственных и общественных структур, - блокирующих собственную активность субъекта в данном направлении. Особенно часто такая черта становится доминантной у людей в кризисные переломные периоды развития общества, личности.

«Проведенный в нашей стране (СССР - Г. Д., В Г.) на протяжении семидесяти лет масштабный эксперимент по лишению человека навыков и оружия самозащиты, сопровождавшийся формальным декларированием всеобщей защищенности, продемонстрировал легкость выработки у человека состояния "выученной беспомощности" в сфере обеспечения собственной безопасности. Последовавшее в последующий период одномоментное снижение роли государства в этой сфере показало, что большая часть граждан оказалась неспособной с пользой для себя проживать опасные ситуации, достигать при этом необходимый для них уровень безопасности» [1, 13]

Условия кардинального реформирования российского общества в конце ХХ века качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения конкуренции на ведущее место в системе социальных отношений. Причем это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения, до массовой коммуникации. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием на повышение инициативы и активности значительной части населения привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-

Раздел VII. Психология

психологического воздействия на людей, а это, в свою очередь, приводит не всегда к предсказуемым реакциям (в том числе психосоматических) со стороны, как групп, так и отдельных людей.

Исследуя особенности экстремальных ситуаций, Т.М. Краснянская предложила последствия экстремальности для человека разбить на 4 группы: 1 - уровень изменений организма (внутреннее объективное), 2 - уровень изменения психической деятельности (внутреннее субъективное), 3 - уровень изменения социального «Я», т.е. личностных качеств, которыми человек презен-тирует себя в глазах других (внешнее субъективное), 4 - уровень изменения поведения субъекта в социуме (внешне объективное).

Экстремальность порождает как негативные, так и позитивные для человека последствия. В первом случае говорят о разрушающем потенциале экстремальности, во втором - о ее развивающих возможностях. Например, к положительным изменениям функционирования организма в экстремальной ситуации можно отнести: ускорение темпа адаптационных перестроек в организме, увеличение устойчивости к заболеваниям и т.п.; к отрицательным - появление сильной усталости, истощения, сильного сердцебиения, головокружения, нарушение сна и т.п. Всякая осознаваемая человеком опасность воспринимается им через призму экстремальности, но не всякая экстремальность в действительности опасна для человека.

Социальная психология безопасности [2] выделяет в качестве причин возникновения опасностей в людском сообществе - конфликты; деформация социальных отношений, общения, общностей; социальные институты и отдельные личности; организационную культуру; социально-психологическая компетентность людей; стрессоры; криминальные угрозы и т.п.

Из-за развивающегося ныне социально-экономического кризиса условия существования людей претерпевают быстрые, резкие изменения. Растет безработица, меняется образ жизни, характер питания и т.д. Можно наблюдать постепенное проявление культурного шока. Людьми нередко переживается эмоциональный (психический) дистресс, состояние тревоги. Говоря о стрессе, стрессорах, нужно отметить, что стрессоры (т.е. стимулы с ощущением угрозы) могут иметь и социальную и физическую природу (например, физические травмы, радиация, инфекции и т.п.), но и в первом, и во втором случаях в реакцию все равно вовлекается психическая сфера, а в ответной реакции организма на эмоциональный стрессор участвует не только психика, но и внутренние органы, вегетативная нервная система. Можно говорить о целостном реагировании.

В условиях перемен, переживаемых в современный период нашим обществом, у значительной части населения проявляется психический феномен, который в науке обозначен как «кризис идентичности» - потеря чувства самого себя, невозможность (или затрудненность) приспособиться к собственной новой роли в изменившемся обществе. Кризис идентичности в сегодняшних социальных условиях определяется разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и вполне объяснимой ригидностью личностных установок, стереотипов поведения, которые прежде давали ощущение устойчивости, надежности. Кризис идентичности у одних переживающих его людей проявляется в рамках нормального психического реагирования, у других - болезненно или предболезненно.

Исследователи отмечают, что на форму реагирования людей на экстремальные ситуации может оказывать влияние ряд таких факторов: биография человека; выработанные в течение жизни стереотипы реагирования; ресурсы; выносливость; уязвимость личности и пр. Современные психические расстройства, напряжение, возникающие в неблагоприятных социальных условиях, обозначают как - ноогенные, информационные неврозы; генерализованное тревожное расстройство; посттравматическое стрессовое расстройство; болезнь пострадавшего от военного стресса и других бедствий; синдром сиротства и др.

Сбои психосоматического реагирования на экстремальность неблагоприятных (опасных) ситуаций происходит как на телесном, так и на психическом уровне. Следовательно, при восстановлении утраченного нормального здоровья, для снятия напряженности человек может применить как лекарственные средства (предпочтительнее средства народной медицины), так и методы психотерапии. В центрах социальной реабилитации, кабинетах психологической разгрузки и т.п. учреждениях специалистами-психологами проводятся тренинги, индивидуальные консультации и т.д., имея в виду изречение «если не можешь повлиять на ситуацию, измени отношение к ней.

Трудность работы психолога и клиента часто заключается в том, что а) если клиента пригласили органы социальной опеки, например, то у него может быть недостаточная мотивация для серьезной работы над самоизменениями; б) если он пришел сам, то либо всю ответственность за самоизменения с себя перекладывает на специалиста, либо в работе клиенту может не помогать, а мешать его близкое или профессиональное окружение. Для преодоления неконструктивного поведения используются следующие направления психотерапии: гуманистическая психотерапия (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), психоаналитическое (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.), бихевиористское (Б. Скиннер и др.), телесная терапия (В. Райх, А. Лоуэн и др.), гештальттерапия (Ф. Перлз и др.), трансактный анализ (Э. Берн и др.), экзистенциальная психотерапия (К. Ясперс и др.), социодрама, психодрама (Я. Морено и др.), семейная психотерапия (В. Сатир и др.). Следует подчеркнуть, что устранить реальные причины социального напряжения, так-то: снижение уровня жизни, устранение сложностей социально-экономических, политических и пр. изменений - психотерапия не может.

В заключении статьи следует отметить - основные неблагоприятные перемены в картине психического здоровья нации, описанные в аналитических сборниках, связанные с негативными социокультурными и иными факторами следующие: рост числа нервно-психических заболеваний, являющихся следствием стрессовых ситуаций; распространенность табакокурения, алкоголизма и прочих видов химической зависимости; изменение клиники болезней, имеющих наследственную предрасположенность (шизофрения, депрессивный психоз и др.); формирование своеобразной картины микросоциально-педогогической запущенности др. Подчеркивается, что отмеченные неблагоприятные тенденции в картине психосоматического здоровья россиян могут проявляться в разной степени в зависимости от конкретных условий, обстоятельств, в том числе и от уровня психогигиенической работы, проводимой в учреждениях (начиная с детских образовательных), на производствах.

Картина психосоматического здоровья претерпит положительные изменения, вероятно тогда, когда страна выйдет из полосы социально-экономических трудностей, как считают исследователи. Однако, не следует забывать и о Человеке, который, как самоорганизующаяся система, зная свои индивидуально психологические особенности, общие характеристики и закономерности функционирования психики, может сам обеспечить себе условия безопасности в социальном взаимодействии в различных коммуникативных ситуациях.

А также, по мнению А.Н. Сухова [2], обеспечение внешнего и внутреннего контура безопасности государства и его народа невозможно без осуществления комплекса мер: использование социально-психологических диагностических методов; построения сценариев развития межгосударственных отношений; организации мониторинга общественного мнения; развертывания сети психологических, конфликтологических и т.п. центров; социально-психологического просвещения населения и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учеб. пособие. Ставрополь: ЗОА «Пресса», 2005. 216 с.

2. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 256с.

С.В. Ефиме I ко, А.К. Юров

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Глобализация экономики, сближение европейских систем высшего образования, осуществляемое в рамках Болонского процесса, также оказывают влияние на определение качеств будущих специалистов. Среди интегрированных требований к инженеру XXI века, сформулированных под эгидой ЮНЕСКО, отмечается высокая коммуникативная готовность, предполагающая владение одним из наиболее распространенных в деловом мире иностранных языков. По мнению многих ведущих работодателей России, владение иностранным языком занимает второе место среди тре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.