Научная статья на тему 'Генезис развития термина «Экстремальные условия» в психологической науке'

Генезис развития термина «Экстремальные условия» в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
875
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ADAPTATION / STRESS / CRITICAL SITUATION / SPECIAL CONDITIONS / EXTREME CONDITIONS / EXTREME SITUATIONS / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Виктория Викторовна

В статье речь идет о формировании и развитии термина «экстремальность». Выделены основные точки зрения и подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка разведения этих понятий, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis development of the term «extreme conditions» in psychological science

In the article we are talking about the formation and development of the term «extreme». The basic points of view and approaches to understanding the extreme situations and extreme conditions are distinguished, attempt dilution of these concepts is undertaken, the role of the extreme conditions in everyday life is shown.

Текст научной работы на тему «Генезис развития термина «Экстремальные условия» в психологической науке»

Ильина Виктория Викторовна

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Генезис развития термина «экстремальные условия» в психологической науке

В статье речь идет о формировании и развитии термина « экстремальность». Выделены основные точки зрения и подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка разведения этих понятий, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

Ключевые слова: адаптация, стресс, критическая ситуация, особые условия, экстремальные условия, экстремальные ситуации, чрезвычайная ситуация.

V.V. Ilyina, Adjunct of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Genesis development of the term «extreme conditions» in psychological science

In the article we are talking about the formation and development of the term «extreme». The basic points of view and approaches to understanding the extreme situations and extreme conditions are distinguished, attempt dilution of these concepts is undertaken, the role of the extreme conditions in everyday life is shown.

Key words: adaptation, stress, critical situation, special conditions, extreme conditions, extreme situations, emergency.

Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств, поскольку экономическая и политическая нестабильность, различные социальные проблемы, а также техногенные и экологические факторы зачастую выходят за рамки привычных, к которым личность уже адаптировалась. С экстремальными условиями в современном динамичном развивающемся социуме человек сталкивается практически ежедневно.

Следовательно, любой человек должен относиться к экстремальным условиям как к необходимому элементу своей жизнедеятельности и уметь продуктивно справляться с трудными ситуациями, используя для этого различные способы. К сожалению, очень часто, не обладая необходимыми жизненными навыками, не имея достаточно сформированных внутренних механизмов преодоления, личность не может конструктивно разрешить трудную ситуацию, что приводит к таким психическим состояниям, как, например, фрустрация, стресс и т.п., и далее к глубоким внутренним проблемам, которые принято называть кризисом личности.

Отметим, что изучением общих закономерностей психической жизни и деятельности человека, различных социальных групп в измененных и непривычных, экстремальных условиях существования занимается отрасль психологической науки «экстремальная психология», которая возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.

Философский смысл рассматриваемого понятия сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Термин «экстремальность» появился еще в античной философии и связан с именами Аристотеля, Н. Кузанского, Бруно, Мопертюи, Лейбница и др. Он указывал на предельные состояния в существовании вещей. У Аристотеля это «наискорейшее движение, проходящее по наикратчайшей линии», у Бруно «доведенные до крайности состояния, которые насыщены бурным взаимным проникновением и превращением противоположностей друг в друга» (Гегель), «закономерно влекущим катастрофические или разрушительные изменения» (Р. Том).

100

В современных подходах (П. Лагадек, С. Лихтенстайн и др.) в качестве определяющего сущностного признака экстремальности или экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности, т.е. непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач.

Таким образом, значение термина «экстремальный» не только включает опасное событие или совокупность опасных событий, но также взаимосвязано с деятельностью человека и его существованием. Экстремальность - это не только характер какой-либо ситуации или условий, но и показатель внутреннего психологического состояния. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, кризисы, конфликты и другие экстремальные условия являются зачастую неизбежными моментами в процессе жизнедеятельности людей и, несомненно, приводят к стрессу.

Как видим, понятийный аппарат экстремальности включает в себя основные термины стресса, риска, опасности, страха и др.

В исследованиях психологов А.Г. Погорелова, А.М. Столяренко предпринята попытка выделить понятие «экстрем» [1, с. 36] или «экстремальность» [2, с. 607], которое, по мысли авторов, характеризует аспекты взаимодействия личности и ситуации. Так, А.Г. Погорелов понимает экстрем как фактор, описывающий результат взаимодействия экстремальных параметров среды и характеристик личности, как диспозици-онное отношение между экстремальной средой и личностью. В то же время А.М. Столяренко описывает экстремальность как «показатель особого состояния системы "человек в ситуации", изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком».

В состоянии психологического стресса экстремальность ситуации задается в первую очередь отношением человека к создавшемуся положению. Именно поэтому экстремальные, т.е. крайние, предельно возможные условия для разных людей различны.

Необходимо отметить, что экстремальная среда жизнедеятельности включает в себя как экстремальные условия, так и экстремальные ситуации.

В.И. Лебедев под экстремальными условиями в узком смысле этого слова понимает условия, которые могут оказывать на человека пагубное воздействие, представляя реальную угрозу его жизни или здоровью (психическому или физическому) [3, с. 431].

Близка к вышеуказанной точке зрения и позиция О.А. Шалева, который под экстремальными понимает такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного (неожидаемого) изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов [4, с. 185].

В понимании Ц.П. Короленко экстремальные условия находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации [5, с. 15]. К ним автор также относит крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости.

В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике экстремальные условия рассматриваются как стрессоры, которые, безусловно, резко отличаются от обычных и в силу этого воздействуют на психику человека, не адаптированную к ним [6].

Как видим, понятие «экстремальные условия» понимается не однозначно, поэтому в экстремальной психологии принято разграничивать особые и экстремальные условия деятельности, а также различать понятия чрезвычайной, экстремальной и критической ситуации.

К особым экстремальным условиям деятельности относится та деятельность, которая непосредственно связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов (работа в условиях, сопряженных с опасностью для жизни; высокая ответственность за принимаемые решения; усложнение выполняемых функций; увеличение темпа деятельности; монотонность работы и т.п.) [7]. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии - психология труда в особых условиях.

К экстремальным условиям деятельности (как крайней форме особых условий) относится деятельность, связанная с постоянным действием экстремальных факторов. Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т.е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т.п., которые сохраняются постоянно на протяжении всей деятельности. Данный термин встречается в работах по экстремальной психологии.

Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от

101

норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды, определяются как чрезвычайная ситуация. Данный термин чаше применяется в работах по катаст-рофологии, в практике работы Министерства чрезвычайных ситуаций РФ или в работах по безопасности жизнедеятельности в значении обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека.

Критическая ситуация выделяется психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса. Зачастую эти ситуации определяются как невозможность реализации внутренних необходимостей своей жизни, их критичность определяется порождением дефицита смысла в жизни человека [8, с. 6-38].

Анализ различных исследований показывает, что зачастую экстремальные условия определяются и приравниваются к экстремальным ситуациям.

Так, В.И. Лебедев предлагает относить к «экстремальным условиям» все ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. То есть все те ситуации, в результате которых происходит нарушение адаптационного барьера, изменение динамических стереотипов в центральной нервной системе, сложившихся в процессе онтогенеза, и наступает кризис.

Также автор обращает внимание на то, что некоторые необычные психические состояния, возникающие в период кризиса (дезадаптации) в экстремальных условиях, аналогичны состояниям при возрастных кризисах, при адаптации к военной службе у молодых людей и при смене пола, а также в процессе нарастания глубокого внутреннего конфликта или конфликта с окружающими, когда ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе, когда осуществляется психологическая переориентация, устанавливаются новые системы ценностей и изменяются критерии суждений, когда происходит распад одной половой идентификации и зарождение другой. У человека довольно часто появляются грезы, ложные суждения, сверхценные идеи, тревожность, страх, эмоциональная лабильность, неустойчивость и другие необычные состояния [9, с. 51].

Поэтому под экстремальной ситуацией В.И. Лебедев предлагает понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее его к персональному порогу адаптиро-ванности [9, с. 20]. Ведь именно достижение персонального порога адаптированности ставит человека на грань, на которой создается опасность его жизни и здоровью.

Существуют исследования, в которых предпринята попытка дифференцировать понятия «экстремальные условия» и «экстремальные ситуации».

Ю.М. Забродин и В.Г. Зазыкин предлагают различать эти понятия, опираясь на степень периодичности или частоты воздействия экстремальных факторов, которые создают условия деятельности.

Л.Г. Дикая, В.В. Семыкин, опираясь на мнение этих авторов, подчеркивают, что об экстремальных ситуациях необходимо вести речь, когда деятельность соединена с эпизодичным (непостоянным) воздействием экстремальных (стресс) факторов (или определенной возможностью их возникновения), а об экстремальных условиях - в случаях их постоянного и длительного воздействия.

В книге В.Н. Смирнова отмечается, что в понятие «условия», кроме элементов обстановки, включается деятельностный аспект, что отличает понятие «условия» от понятия «ситуация», имеющего нейтральное по отношению к деятельности значение [10, с. 5].

Сталкиваясь с экстремальными условиями или воспринимая их таковыми, человек начинает взаимодействовать с ними. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление экстремального условия.

На начальном этапе возникновения экстремального условия человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

На протяжении всего периода изучения понятия экстремальности неоднократно подчеркивалось, что это объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия - это реальные угрозы, опасности и трудности [10, с. 6]. Но каждый человек имеет выбор не только их избежать либо принять решение, как действовать в сложившихся условиях, но и еще выработать

102

продуктивную или непродуктивную стратегию преодоления сложившейся ситуации. И тогда экстремальные условия возможно преодолеть на основе познания, осмысления и правильной оценки, ведь они являются необходимым компонентом жизнедеятельности.

Таким образом, необходимость изучения личности в экстремальных условиях Л.Р. Правдина объясняет таким образом, что в повседневной жизни имеющиеся у субъекта потенциальные возможности не всегда реализуются: человек в жизни и профессиональной деятельности практически не выходит за рамки усвоенного алгоритма. Привыкание к уровню будничного житейского «Я» оставляет в большей степени нераскрытым психологический потенциал личности. В этой связи актуально изучение факторов, способствующих достижению высшего «Я». Человеку в экстремальных условиях приходится открывать в себе новые ресурсы, т.к.

1. Погорелов А. Г. Экстрем и модели его исследования //Экстремальные ситуации и предельные возможности человека: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2001.

2. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.

3. Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М., 2001.

4. Шалев О.А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. URL: http://diss.rsl.ru/ diss/rsl

5. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.

6. URL:http://enc-dic.com/pedagogics/Pedago-gicheskaja-Psihologija-1270/

7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К. В. Сельченок. М., 2000.

9. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 2011.

10. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.

11. Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности: дис.... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2004.

прежние стереотипы восприятия и поведения оказываются неприменимы или неэффективны [11, с. 56].

Автор подтверждает теоретическое предположение о позитивном действии экстремальной ситуации на личность и доказывает, что экстремальная ситуация может не только оказывать разрушительное воздействие на развивающуюся личность, но и побуждать ее к самоопределению, способствовать повышению осмысленности жизни и достижению социальной зрелости.

Отметим, что в настоящее время в психологии недостаточно исследований, направленных на изучение экстремальных условий, особенно касающихся специфики преодоления человеком личностного кризиса, механизмов и закономерностей его возникновения и динамики. Это, несомненно, дает возможность для дальнейших исследований в данной области.

1. Pogorelov A.G. Extreme and its research models //Extreme situations and limit opportunities of human: proc. of All-Russian sci.-pract. conf. Rostov-on-Don, 2001.

2. Stolyarenko A.M. Extreme psychopedagogy. Moscow, 2002.

3. Lebedev V.I. Extreme psychology. Psychology of activities in technically and environmentally closed systems. Moscow, 2001.

4. Shalev O.A. Social and psychological characteristics of the individual and groups of rescuers disaster medicine service in extreme conditions: diss.... Master of Psychology. Yaroslavl, 2006. URL: http://diss.rsl.ru/diss/rsl

5. Korolenko Ts.P. Human psychophysiology in extreme conditions. Leningrad, 1978.

6. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Pedago-gicheskaja-Psihologija-1270/

7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Selye G. The stress of life // Psychology of extreme situations: reader / comp. A.E. Taras, K.V. Selchenok. Moscow, 2000.

9. Lebedev V.I. Personality in extreme conditions. Moscow, 2011.

10. Smirnov V.N. Psychology of management personnel in extreme conditions: textbook for university students. Moscow, 2007.

11. Pravdina L.R. Effect of an emergency situation on the dynamics of socio-psychological characteristics of personality: diss. . Master of Psychology. Rostov-on-Don, 2004.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.