Научная статья на тему 'Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике'

Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9115
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / КРИЗИС / КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ADAPTATION / STRESS / CRISIS / CRITICAL SITUATION / SPECIAL CONDITIONS / EXTREMENESS / EXTREME CONDITIONS / EXTREME SITUATIONS / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Виктория Викторовна

В статье рассматриваются термин «экстремальность», подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка уточнения этих явлений, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of extreme conditions in psychological science and practice

The author considers the term “extremeness”, approaches to understanding of extreme situations and extreme conditions. The article attempts to detail these phenomena and reveals the role of extreme conditions in our everyday life.

Текст научной работы на тему «Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

УДК159.9

I ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ | В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

В. В. Ильина

В статье рассматриваются термин «экстремальность», подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка уточнения этих явлений, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

Ключевые слова: адаптация, стресс, кризис, критическая ситуация, особые условия, экстремальность, экстремальные условия, экстремальные ситуации, чрезвычайная ситуация.

Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств, поскольку экономическая и политическая нестабильность, различные социальные проблемы, а также техногенные и экологические факторы нередко выходят за рамки привычных, к которым личность уже адаптировалась. С такими условиями в современном динамичном, развивающемся социуме человек сталкивается практически ежедневно. Следовательно, любому человеку необходимо относиться к экстремальным условиям как к элементу своей жизнедеятельности и уметь продуктивно справляться с трудными ситуациями, используя для этого различные способы. Очень часто, не обладая необходимыми жизненными навыками, не имея достаточно сформированных внутренних механизмов преодоления, личность не может конструктивно разрешить трудную ситуацию, что приводит к таким психическим состояниям, как, например фрустрация, стресс, и далее — к глубоким внутренним проблемам, которые принято называть кризисом личности.

Изучением общих закономерностей психической жизни и деятельности человека, различных социальных групп в измененных и непривычных экстремальных условиях существования занимается отрасль психологической науки — экстремальная психология, которая возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.

Смысл данного понятия сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познанием во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъ-

екта. «Экстремальность» обозначена еще в античной философии. Она указывала на предельные состояния в существовании вещей: «наискорейшее движение, проходящее по наикратчайшей линии»; «доведенные до крайности состояния, которые насыщены бурным взаимным проникновением и превращением противоположностей друг в друга»; «закономерно влекущие катастрофические или разрушительные изменения». В современных подходах в качестве определяющего сущностного признака экстремальности или экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности, т. е. непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач.

Термин «экстремальный» означает не только опасное событие или совокупность опасных событий, оно взаимосвязано с деятельностью человека и его существованием. Экстремальность — это не только характер какой-либо ситуации или условий, но и показатель внутреннего психологического состояния. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, кризисы, конфликты и иные экстремальные условия часто являются неизбежными в процессе жизнедеятельности людей и, несомненно, приводят к стрессу. Как видим, понятийный аппарат экстремальности включает в себя основные термины стресса, риска, опасности, страха и др.

В исследованиях А. Г. Погорелова, А. М. Столя-ренко предпринята попытка выделить понятие «экстрем», или «экстремальность», которое, по мысли авторов, характеризует аспекты взаимодействия личности и ситуации. Так, А. Г. Погорелов называет экстрем фактором, описывает его как результат взаимодействия экстремальных параметров среды и характеристик личности ', как диспозиционное отношение между экстремальной средой и личностью. А. М. Сто-ляренко понимает экстремальность как «показатель особого состояния системы „человек в ситуации", изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком»2.

В состоянии психологического стресса экстремальность ситуации задается в первую очередь отношением человека к создавшемуся положению. Именно поэтому экстремальные, т. е. крайние, предельно возможные, условия для разных людей различны.

Экстремальная среда жизнедеятельности включает в себя как экстремальные условия, так и экстремальные ситуации. В. И. Лебедев под экстремальными понимает условия, которые могут оказывать на человека пагубное воздействие, представляя реальную угрозу его жизни или здоровью (психическому или физическому) 3. Близка к указанной и позиция О. А. Шалева, под экстремальными он понимает такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов 4.

Ранее Ц. П. Короленко указывал, что экстремальные условия находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации. К ним автор относил крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости5. В энциклопедическом словаре экстремальные условия рассматриваются как стрессоры, которые, безусловно, резко отличаются от обычных и в силу этого воздействуют на психику человека, не адаптированную к ним 6.

Как видим, понятие «экстремальные условия» не определяется однозначно, поэтому в экстремальной психологии принято разграничивать особые и экстремальные условия деятельности, а также различать чрезвычайную, экстремальную и критическую ситуации.

К особым условиям деятельности относятся условия, которые непосредственно связаны с эпизодическим действием экстремальных факторов (сопряженные с опасностью для жизни, высокой ответственностью принимаемых решений, сложностью выполняемых функций, увеличением темпа деятельности, монотонностью работы и т. п.) 7. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии — психология труда в особых условиях.

К экстремальным условиям деятельности (как крайней форме особых условий) относятся условия, связанные с постоянным действием экстремальных факторов. Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни.

Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды, определяются как чрезвычайная ситуация. Данный термин чаще применяется при исследовании катастроф, в работах по безопасности жизнедеятельности. Он указывает обстановку, возникающую в природе или в процессе деятельности чело-

века, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека.

Критическая ситуация выделяется психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса. Эти ситуации определяются, по Г. Селье, как невозможность реализации людьми внутренней необходимости своей жизни, и их критичность вызвана порождением дефицита смысла в жизни человека 8.

Анализ различных исследований показывает, что иногда экстремальные условия приравниваются к экстремальным ситуациям. Так, В. И. Лебедев предлагает относить к экстремальным условиям все ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. Это те ситуации, в результате которых наступает кризис вследствие нарушения адаптационного барьера и изменения динамических стереотипов в центральной нервной системе 9.

Автор обращает внимание на то, что необычные психические состояния, возникающие в период кризиса (дезадаптации) в экстремальных условиях, аналогичны состояниям при возрастных кризисах, при адаптации к военной службе у молодых людей, а также в процессе нарастания глубокого внутреннего конфликта или конфликта с окружающими, когда ломается и перестраивается отношение к миру и к самому себе, происходит психологическая переориентация, устанавливаются новые системы ценностей и изменяются критерии суждений. Под экстремальной ситуацией В. И. Лебедев предлагает понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Именно достижение такого порога ставит человека на грань, где создается опасность его жизни и здоровью 10.

В некоторых исследованиях предпринята попытка дифференцировать понятия «экстремальные условия» и «экстремальные ситуации». В. Н. Смирнов в понятие «условия», кроме элементов обстановки, включает деятельностный аспект, что отличает понятие «условия» от понятия «ситуация», имеющего нейтральное по отношению к деятельности значение 11.

Сталкиваясь с экстремальными условиями или воспринимая их таковыми, человек начинает взаимодействовать с ними. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание, преодоление экстремального условия.

На начальном этапе возникновения экстремального условия человек выступает в качестве объекта его воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия.

В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

На протяжении всего периода изучения понятия экстремальности неоднократно подчеркивалось, что это объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия — это реальные угрозы, опасности и трудности 12. Но каждый человек имеет выбор не только избежать либо принять решение, как действовать в сложившихся условиях, но еще и выработать продуктивную или непродуктивную стратегию преодоления сложившейся ситуации. И тогда экстремальные условия возможно преодолеть на основе познания, осмысления и правильной оценки, ведь они являются необходимым компонентом жизнедеятельности.

Потребность изучения личности в экстремальных условиях Л. Р. Правдина объясняет таким образом, что в повседневной жизни имеющиеся у субъекта возможности не всегда реализуются: человек в жизни и профессиональной деятельности практически не выходит за рамки усвоенного алгоритма. Привыкание к уровню будничного житейского «Я» оставляет в большей степени нераскрытым психологический потенциал личности. В связи с этим актуально изучение факторов, способствующих достижению высшего «Я». Человеку в экстремальных условиях приходится открывать в себе новые ресурсы, так как прежние стереотипы восприятия и поведения оказываются неприменимыми или неэффективными. Автор подтверждает теоретическое предположение о позитивном действии экстремальной ситуации на личность и доказывает, что экстремальная ситуация может не только оказывать разрушительное воздействие на развивающуюся личность, но и побуждать ее к самоопределению, способствовать повышению осмысленности жизни и достижению социальной зрелости 13.

Данная точка зрения частично получила подтверждение в нашем пилотажном исследовании. Был проведен опрос слушателей Краснодарского университета МВД России, которые на XXII Олимпийских зимних играх в г. Сочи участвовали в обеспечении охраны общественного порядка.

Практически все опрошенные нами респонденты (28 человек) отметили, что они воспринимали этот период как экстремальный, поскольку испытывали нарушение адаптационного барьера за счет высоких нагрузок, как умственных, так и физических, дефицита времени, непривычных условий отдыха, ощущали тревогу и страх и были подвержены психологическому, эмоциональному, информационному и коммуникативному стрессу.

Анализ полученных данных позволил выявить целостную картину стрессов, пережитых слушателями в ходе этой практической деятельности.

Большинство респондентов (82%) указали, что часто испытывали стресс, особенно первые две неде-

ли, а остальные 18% — что иногда были подвержены стрессу. Справлялись со стрессом за небольшой промежуток времени — от пяти до десяти дней — 68%, а для 30% опрошенных требовалось длительное время для снятия стрессовой ситуации. Такие временные ограничения, по мнению самих респондентов, зависят от сложившейся ситуации (32%), способности перестроиться (25%) и от того, насколько сложившаяся ситуация похожа на ту, с которой респондент уже сталкивался (25%).

Анализ факторов, влияющих на стресс слушателей, осуществляющих практическую деятельность в экстремальных условиях, показал, что существуют внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие. Так, к внешним факторам респонденты отнесли: политическую и экономическую ситуацию в стране (различные кризисы) — 71% от общего числа опрошенных; нечеткость поставленных задач (67%); проверку и постоянный контроль извне за деятельностью всего сводного отряда (подразделения) и, в частности, самого руководителя (54%); бытовые условия проживания (50%); качество приготовляемой пищи (50%); высокие психологические и физические нагрузки на службе (39%); недостаточный опыт практической деятельности — 32%.

К внутренним факторам отнесли следующие показатели, вызывающие стресс: конфликты между самими слушателями (29%), как правило, из-за несправедливого распределения обязанностей между курсантами; остальные участники обследования отметили, что внутренние факторы существуют, но они затрудняются их определить.

Анализ влияния стресса на слушателей Краснодарского университета МВД России показал, что стрессовая ситуация оказывает влияние прежде всего на качество работы, а именно на ее эффективность и продуктивность (75%). Между тем для 39% респондентов стресс является стимулятором для дальнейшей деятельности, а 11% респондентов затрудняются проанализировать влияние стресса на их деятельность. Необходимо отметить, что большинству опрошенных легче справиться со стрессовой ситуацией, если они уже были в подобной ситуации. Как правило, при этом повторяется стратегия преодоления, если она ранее была успешной.

Анализ влияния стресса на физическое здоровье показал такие симптомы, как общая усталость (67%), истощение иммунитета (50%), головная боль (39%), бессонница (25%), потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище (25%), сонливость (7%). Что касается способов борьбы со стрессом, то 68% опрошенных слушателей при стрессе прибегали к занятию спортом, новым знакомствам — 25%, компьютерные игры выбрали 7% от общего числа опрошенных.

В целом слушатели хотели бы научиться предупреждать и предотвращать стрессовые ситуации (82%), 64% их считают, что в процессе практических действий в период XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи придерживались той стратегии поведения, которую уже

Деева Н. А., Колесникова А. С. Особенности временной перспективы и внутреннего конфликта.

использовали в подобных ситуациях. В качестве примера слушатели приводили службу в нарядах, охрану общественного порядка. Насколько продуктивна выработанная стратегия, они затруднялись оценить.

На вопрос: «Как на Вас повлияла столь длительная командировка?» — респонденты ответили, что их взгляды на окружающий мир изменились (96%), 54% из них считают это положительным и 42% — отрицательным. Считают, что приобрели ценный практический опыт 93% и стали сильнее духом 86% участников опроса.

Отметим, что в настоящее время в психологии недостаточно исследований, направленных на изучение экстремальных условий, особенно касающихся специфики преодоления человеком личностного кризиса, механизмов и закономерностей его возникновения и динамики. Несомненно, это указывает на необходимость дальнейших исследований.

1 Погорелов А. Г. Экстрем и модели его исследования // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2001. С. 36.

2 Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. С. 607.

3 Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М., 2001. С. 431.

4 Шалев О. А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях. Ярославль, 2006. С. 185. URL: http:// diss.rsl.ru/diss/rsl (дата обращения: 20.01.2014).

5 Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 15.

6 URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Psi-hologija-1270/ (дата обращения: 13.01.2014).

7 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.01.2014).

8 Селье Г. Стресс жизни. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М., 2000. С. 6-38.

9 Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 2011. С. 51.

10 Там же. С. 20.

11 Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Н Смирнов. М., 2007. С. 5.

12 Там же. С. 6.

13 Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности. Ростов н/Д, 2004. С. 56.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА У СОТРУДНИКОВ ОВД С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ

Н. А. Деева, А. С. Колесникова

В статье рассматривается проблема временной перспективы в контексте значимости и доступности ценностей личности сотрудников органов внутренних дел с различным стажем службы. Обсуждаются эмпирические результаты исследования данной проблемы на примере сотрудников ГИБДД МВД РФ.

Ключевые слова: временной континуум, временная перспектива, внутренний конфликт, ценностные ориентации.

Сложившаяся социокультурная ситуация предъявляет к человеку все больше разноплановых требований, которые обусловливают его особые отношения со временем, когда для того чтобы продуктивно осуществлять свою жизнедеятельность, необходимо анализировать и извлекать опыт из прошлого, планировать свое будущее и ориентироваться в настоящей ситуации. Это далеко не всегда является легкой задачей, так как на протяжении жизни возникают столкновения разноплановых желаний, внутренних противоречий, влияющих на представления о своем психологическом времени 1. Именно время предоставляет человеку возможности построения оптимального взаимодействия с миром и самим собой, продуктивного осуществления деятельности. Оно обозначает ценность и смысл жизненных событий, придает им субъективную окраску, регулирующую поведение, расставляет приоритеты в настоящем и будущем. Та-

ким образом, деятельность человека как выражение его ценностной направленности существенно определяется его прошлым и будущим 2. Овладение временем в таком смысле, по мнению В. Э. Чудновско-го, «это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» 3. В связи с этим в психологии актуальными становятся проблемы исследования времени, в частности временной перспективы — важнейшего фактора личностного развития, представляющего собой «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» 4.

В науке существует значительное количество работ, предметом изучения которых является времен-шя перспектива личности. Представления о преобладании временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с личностными особенностями человека (Ф. Зимбар-до, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, А. В. Серый), его биографическими кризисами и жизненными программами (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахме-ров). На текущий момент временная перспектива изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, Л. И. Божович,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.