Психосоматические расстройства у женщин с климактерическим синдромом в ранний период постменопаузы
11 "2 "2 Ельчанинов Д.В. , АккерЛ.В. , Смагина И.В. , Гридина А.О.
Psychosomatic disorders among women with climacteric syndrome during earlier postmenopause
Yelchaninov D.V., Akker L.V., Smagina I. V., Gridina A. O.
1 Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул
2 ГУЗ «Краевая клиническая больница», г. Барнаул
© Ельчанинов Д.В., Аккер Л.В., Смагина И.В., Гридина А.О.
В проспективном исследовании у 40 женщин с климактерическим синдромом легкой и средней степени тяжести выявлены выраженная вегетативная дисфункция, повышенная тревожность и легкая депрессия ситуативного или невротического генеза (у 30% пациенток). Показано улучшение связанного со здоровьем качества жизни женщин при коррекции этих нарушений препаратом «Эстровэл», содержащим комбинацию стандартизованных экстрактов растений.
Ключевые слова: климактерический синдром, качество жизни, психосоматические расстройства, эстровэл.
Forty women with climacteric syndrome took part in a prospective research. Strong vegetative dysfunction and increased anxiety and light situational or neurotic type depression (30% patients) were found. Health related quality of life increased after correction of these disorders with Estrovel — product, containing combination of standardized medicinal herbs extracts.
Key words: climacteric syndrome, quality of life, psychosomatic disorders, Estrovel.
УДК 616.89:618.173
Введение
В связи с увеличением продолжительности жизни все большую актуальность приобретают медико-социальные аспекты, связанные с менопаузой. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2015 г. около 46% женского населения планеты будет находиться в возрасте старше 45 лет, причем 85% из них встретятся с проблемами перименопаузального периода, для которого характерны такие ранневре-менные симптомы климактерического синдрома (КС), как вазомоторные и психоэмоциональные расстройства [5, 7]. Эти симптомы, развивающиеся у большинства женщин в трудоспособном возрасте, становятся препятствием для ведения привычного образа жизни, снижают качество жизни, работоспособность и нередко приводят к проблемам в семье и трудовом коллективе [5, 7, 11].
Несмотря на доказанную эффективность заместительной гормональной терапии для коррекции осложнений климактерия, она имеет ряд противопоказаний
[1, 2, 5]. В связи с этим актуальным является использование альтернативных негормональных методов лечения КС, среди которых все большее внимание специалистов привлекают комбинированные стандартизованные экстракты растений, в частности сои и цимифуги, содержащие изофлавоноиды, белки и другие вещества [6, 9, 12].
Цель исследования — у женщин с КС в период ранней постменопаузы оценить выраженность вегетативных, тревожно-депрессивных расстройств и возможность их коррекции препаратом «Эстровэл» («Экомир», Россия), содержащим комбинацию стандартизованных экстрактов растений.
Материал и методы
В проспективном исследовании приняли участие 49 женщин в ранний период естественной постменопаузы с типичной формой КС легкой (29%) и средней (71%) степени тяжести. Степень тяжести КС оценивалась по модифицированному менопаузальному индек-
су Киррегтап (1959) в модификации Е.В. Уваровой [5]. Критериями исключения были хронические заболевания печени и почек, дыхательной системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, а также обострение других имеющихся хронических заболеваний. Наиболее частыми экстрагенитальными заболеваниями были варикозное расширение вен нижних конечностей (38%), остеохондроз (31%), диффузный или узловой нетоксический зоб без нарушения тиреоидной функции (22%). По данным гинекологического анамнеза, с наибольшей частотой встречались миома матки (29%), кисты яичников (11%), гиперплазия эндометрия (8%), а также перенесенные воспалительные заболевания органов малого таза (32%).
На протяжении 9 мес осуществлялась коррекция климактерических расстройств препаратом «Эстро-вэл», содержащим экстракты цимицифуги, сои, корня дикого ямса, листьев крапивы, органический бор, витамины Е, В6, фолиевую кислоту и аминокислоты (по 0,5 г дважды в день). Анализ результатов исследования проведен по данным, полученным с участием 40 женщин. Характеристика основных факторов, связанных с психическим и физическим здоровьем женщин этой группы, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика факторов, ассоциированных с психосоматическими расстройствами, в группе обследованных пациенток
Фактор Значение
Возраст, лет 51,9 ± 0,51
Длительность постменопаузы, лет 2,3 ± 0,1
Хронические соматические заболевания, % 82,5
Гинекологические заболевания, % 52,5
Индекс массы тела менее 20 кг/м2 и (или) менее 57 кг, % 10,0
Курение, пачколет* 3,9 ± 1,9
Низкая физическая активность, % 70,0
Эмоциональный стресс в течение года до исследования, % 7,5
Работающие, % 95,0
Наличие постоянного сексуального партнера, % 82,5
Образование, %:
высшее 75,0
среднеспециальное 12,5
Фолликулостимулирующий гормон, мМЕ/л 57,3 ± 5,5
Лютеинизирующий гормон, мМЕ/л 14,2 ± 1,6
Витамин Е2, пг/мл 31,9 ± 7,8
* Пачколет — длительность курения, дни, умноженные на количество сигарет в день (20 • 365).
Случаев досрочного прекращения приема эстровэла по клиническим показаниям не было, 4 женщины выбыли из исследования вследствие утраты контакта, 5 — из-за перерыва в приеме эстровэла более 1 мес и (или) его нерегулярного приема.
Вегетативный статус оценивали по опроснику А.М. Вейна, вегетативному индексу Кердо [3], а также при объективном осмотре. Выраженность депрессивных расстройств определяли по шкале Зунге [4], уровень личностной тревожности — по шкале Спилбер-гера—Ханина [4]. Для оценки связанного со здоровьем качества жизни использовали адаптированный для России опросник MOS SF-36, который не специфичен для возрастных групп, заболеваний, программ лечения и характеризуется высокой воспроизводимостью и валидностью, в том числе в исследованиях с участием малых групп [10]. Физическую активность расценивали как низкую при выполнении физических упражнений и (или) ходьбе менее 3 ч в неделю, длительность регулярного курения регистрировали с учетом количества выкуриваемых в день сигарет. Уровень эстра-диола, фолликулостимулирующего гормона, лютеини-зирующего гормона в сыворотке крови измеряли им-мунохемилюминесцентным методом на анализаторе Immulate 2000 (DPG, США).
Статистический анализ выполнен с использованием пакета ANOVA/MANOVA программы Statistica 6.0. Распределение всех анализируемых в статье переменных соответствовало нормальному (величина X-критерия Колмогорова—Смирнова и (или) критерия X не превышали критического значения при р < 0,05). В связи с этим для анализа использовали параметрические статистики. Парные сравнения выборочных средних проводили по критерию Ньюмена—Кейлса. Результаты представлены в виде выборочного среднего М с указанием стандартного квадратичного отклонения SD.
Результаты и обсуждение
Наиболее частыми у женщин были жалобы на такие проявления КС, как приливы жара, потливость, нарушение сна, сонливость, раздражительность, неуравновешенность и подавленное настроение, а также утомляемость. Эти вазомоторные и психоэмоциональные нарушения отмечали при опросе все пациентки. Через 9 мес приема эстровэла установлено снижение модифицированного менопаузального индекса на 35%
Ельчанинов Д.В., Аккер Л.В., Смагина И.В., Гридина А.О.
(табл. 2) с наиболее выраженной положительной динамикой таких симптомов, как приливы (от (16,2 ± 4,2) до (8,1 ± 1,8) случая приливов в сутки, р < 0,001), потливость (от 2,5 ± 0,5 до 1,2 ± 0,3; р < 0,001), нарушения сна (от 2,1 ± 0,6 до 1,1 ± 0,4; р < 0,001), утомляемость (от 1,5 ± 0,6 до 0,7 ± 0,2; р < 0,001).
Таблица 2
Изменение степени тяжести климактерического синдрома, выраженности тревожно-депрессивных и вегетативных расстройств по оценочным шкалам ^ ± SD)
Показатель При включении в исследование После 9 мес лечения
Модифицированный менопаузальный индекс, балл 37,0 ± 7,6 24,5 ± 5,8 р < 0,01
Вегетативная дисфункция по шкале Вейна, балл 46,4 ± 6,3 36,4 ± 5,3 р < 0,05
Тревожность по шкале Спилбергера—Ханина, балл 53,7 ± 8,8 49,6 ± 7,7
Депрессивные расстройства по шкале Зунге, балл 44,8 ± 5,5 42,1 ± 5,1
Примечание. р — уровень статистической значимости различий показателей при включении в исследование и после лечения.
Синдром вегетативной дисфункции по шкале Вейна выявлен у всех включенных в исследование женщин. При этом по вегетативному индексу Кердо повышенный тонус парасимпатической или симпатической нервных систем имели 65 и 30% пациенток соответственно. Прием эстровэла сопровождался снижением выраженности вегетативных расстройств (см. табл. 2).
По шкале тревоги Спилбергера—Ханина средняя величина тревожности свидетельствовала о наличии клинически очерченных симптомов тревоги (см. табл. 2). Лечение эстровэлом приводило к уменьшению на 18% числа пациенток с высокой тревожностью на фоне сохранения повышенной тревожности в группе в целом.
По шкале Зунге при рандомизации у 30% женщин выявлена легкая депрессия ситуативного или невротического генеза. После 9 мес лечения эстровэлом эти расстройства сохранились у 10% пациенток.
Одновременно с положительной динамикой вегетативных проявлений КС и тревожно-депрессивных расстройств установлены изменения в качестве жизни женщин. По результатам опроса, изменялись как фи-
Психосоматические расстройства у женщин с КС...
зический, так и психологический компоненты качества жизни за счет улучшения по шкалам ролевого физического функционирования, жизнеспособности, эмоционального функционирования и психологического здоровья (рисунок).
X»
0 _I_I_I_I_I_I_I_I
РР 11Р ВР ОН УТ КЕ МП
—■— До лечения А-- После 9 мес летев и я Профиль общего состояния здоровья женщин по шкалам опросника М08 8Б-36. Шкалы, отражающие физический компонент качества жизни: PF — физическое функционирование; RP — ролевое физическое функционирование; ВР — боль. Шкалы, отражающие психологический компонент качества жизни: GH — общее ощущение здоровья; VT — жизнеспособность; SF — социальное функционирование; ИЕ — эмоциональное функционирование; МН — психологическое здоровье. Большее число баллов по шкале указывает на более высокое качество жизни, для шкалы ВР — обратное значение. * — уровень значимости различий величин компонента — р < 0,05
Заключение
Таким образом, климактерические психосоматические нарушения в период ранней постменопаузы характеризуются выраженной вегетативной дисфункцией, повышенной тревожностью и у части женщин — легкой депрессией ситуативного или невротического генеза. У женщин с КС легкой и средней степени тяжести возможна коррекция этих нарушений эстро-вэлом. Об эффективности такой коррекции свидетельствует улучшение связанного со здоровьем качества жизни женщин, отражающее их самоощущения и функционирование.
Литература
1. Баркетова Т.Ю. Преимущества и риск гормонозамести-тельной терапии // Практическая гинекология (клинические лекции) / под ред. В.И. Кулакова и В.Н. Прилепской. М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 633—644.
2. Белоусов Ю.Б., Карпов О.И. Клинико-экономическая оценка заместительной гормональной терапии у женщин с естественной менопаузой // Качеств. клинич. практика. 2003. № 4. С. 12—21.
3. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. М.: Мед. информ. агентство. 2003. С. 44—102.
4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник психолога. М.: Эксмо, 2008. 1024 с.
5. Медицина климактерия / под ред. В.П. Сметник. Ярославль: Изд-во «Литера», 2006. 848 с.
6. Проблемы климактерия / под ред. Л.В. Аккер. Барнаул, 2003. 247 с.
7. Серов В.Н. Климактерический период: нормальное состояние или патология? // Рус. мед. журн. 2002. № 18. С. 791—794.
8. Bromberger J.T., Assmann S.F., Avis N.E. et al. Persistent mood symptoms in a multiethnic community cohort of pre-
and perimenopausal women // Amer. J. Epidemiol. V. 158. P. 347—356.
9. Green J., Denham A., Ingram J. et al. Treatment of menopausal symptoms by qualified herbal practitioners: a prospective randomized controlled trial // Family Practice. 2007. V. 24. P. 468—474.
10. Lyons R.A., Wareham K., Lucas M. et al. SF-36 scores vary by method of administration: implications for study design // J. Pub. Health Medicine. 1999. V. 21. P. 41—45
11.MacLennan L.A.H., Meredith S.K., Martin J. et al. Health related quality of life after combined hormone replacement therapy: randomised controlled trial // B.M.J. 2008. V. 337. P. 1—9.
12. Newton K.M., Reed S.D., LaCroixA.Z. et al. Treatment of vasomotor symptoms of menopause with black cohosh, mul-tibotanicals, soy, hormone therapy, or placebo // Ann. Intern. Med. 2006. V. 145. P. 869—879.
Поступила в редакцию 01.10.2009 г. Утверждена к печати 15.10.2009 г.
Сведения об авторах
Д.В. Ельчанинов — аспирант кафедры акушерства и гинекологии № 2 АГМУ (г. Барнаул).
Л.В. Аккер — д-р мед. наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой акушерства и гинекологии N° 2 АГМУ (г. Барнаул). И.В. Смагина — канд. мед. наук, доцент, врач отделения неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул). А. О. Гридина — врач-ординатор отделения неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул).
Для корреспонденции
Ельчанинов Дмитрий Вадимович, тел.: (3852) 41-63-86, 8-903-911-7136, [email protected]