Научная статья на тему 'Психосемантика образа тела у подростков с диагнозом атопический дерматит'

Психосемантика образа тела у подростков с диагнозом атопический дерматит Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ / ATOPIC DERMATITIS / ПОДРОСТКИ / TEENS / ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ / BODY IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Такйун Чарити Джастин

Атопический дерматит – распространенное заболевание кожи, частота которого растет во всех странах мира. Подростковый возраст усиливает значимость внешнего облика в структуре ценностей. Для девочек, страдающих лицо, грудь и плечи окрашены эмоцией стыда. Для мальчиков с АД характерна связь лицом и стыдом, а также между руками и стыдом, при этом связи между «Я» мальчиков, частями тела и эмоциями отсутствуют, что указывает на Эго дистонность телесных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSEMANTICS BODY IMAGE IN ADOLESCENTS DIAGNOSED WITH ATOPIC DERMATITIS

Atopic dermatitis a common skin disease, the incidence of which is increasing in all countries of the world. Adolescence reinforces the importance of the external appearance of the structure of values. For girls, suffering face, chest and shoulders painted emotion of shame. For boys with AD is characterized by the connection face and shame, as well as between the hands and shame, and the connection between the "I" boys, parts of the body and emotions are absent, indicating that the physical aspects of the Еgo dystonia.

Текст научной работы на тему «Психосемантика образа тела у подростков с диагнозом атопический дерматит»

Список использованных источников:

1. Александровский, Ю.А., Собчик, Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекции) // Пред-болезнь и факторы повышенного риска в психневрологии. - Л., 1986. - С. 22-27.

2. Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России .автореф. дис. ... канд. психол. наук/ И. А. Боброва. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - 18 с.

3. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - М.: Академия, 2004. -736 с.

4. Мягких Н.И. Фактор здоровья как современная основа организации медико-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел// Медицинский вестник МВД. - № 3 (28). - М., 2007.

5. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. - Л.: Медицина, 1987. - 184 с.

6. Стрельникова Ю.Ю. Психологические последствия участия в вооруженных конфликтах: на примере сотрудников органов внутренних дел. автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.Ю. Стрельникова. - СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2005.- 23 с.

ПСИХОСЕМАНТИКА ОБРАЗА ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ

Такйун Чарити Джастин,

Аспирантка кафедры психологического консультирования и психотерапии, Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина

Украина, г.Харьков

Аннотация. Атопический дерматит - распространенное заболевание кожи, частота которого растет во всех странах мира. Подростковый возраст усиливает значимость внешнего облика в структуре ценностей. Для девочек, страдающих лицо, грудь и плечи окрашены эмоцией стыда. Для мальчиков с АД характерна связь лицом и стыдом, а также между руками и стыдом, при этом связи между «Я» мальчиков, частями тела и эмоциями отсутствуют, что указывает на Эго дистонность телесных аспектов.

Ключевые слова: атопический дерматит, подростки, телесный образ.

Annotation. Atopic dermatitis - a common skin disease, the incidence of which is increasing in all countries of the world. Adolescence reinforces the importance of the external appearance of the structure of values. For girls, suffering face, chest and shoulders painted emotion of shame. For boys with AD is characterized by the connection face and shame, as well as between the hands and shame, and the connection between the "I" boys, parts of the body and emotions are absent, indicating that the physical aspects of the Ego dystonia.

Key words: atopic dermatitis, teens, body image.

Атопический дерматит - одно из наиболее распространенных заболеваний кожи, которое отличается хроническим рецидивирующим течением с нарастанием степени тяжести, частота которого неуклонно растет во всех странах мира.

На сегодняшний день увеличивается частота тяжелых форм атопического дерматита с увеличением площади поражений кожи, возрастает количество пациентов с хроническим рецидивирующим течением, торпидных к традиционной терапии, снижается качество жизни данных больных.

Подростковый возраст рассматривается как самый важный и наиболее трудный период человеческой жизни, которому свойственно резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

В подростковом возрасте повышается значимость внешнего облика в структуре ценностей, структурируется представление о собственной внешности, складывается ее самооценка, приобретая в дальнейшем достаточно устойчивый характер.

Осознание своего физического облика, его эстетического эффекта, является одним из важных условий, активно участвующих в формировании личности подростка и одним из регулирующих факторов его поведения. Та, или иная, оценка своей внешности, влечет за собой изменение самочувствия и может определять характер взаимоотношений между людьми. В восприятии подростка «быть красивым» означает иметь успешные личные отношения, внешность повышает статус подростка и гарантирует ему большую успешность в межличностных взаимодействиях и принятие социальной группой. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности - уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм и др. Оценивая свое тело, подросток, сталкиваясь со своей физической необычностью, делает вывод о своей социальной неполноценности. Страдание и чувство неполноценности порождаются не самим соматическим дефектом, а его социальными последствиями - негативным отношением окружающих, ограничительным поведеним, одиночеством и др. Одной из основних зон поражения при атопиче-ском дерматите в пубертатном возрасте является лицо, которое является одним из ключевых средств межличностной коммуникации и наличие косметического дефекта играет важную роль в развитии психоэмоциональных расстройств у пациентов и может явиться причиной психогений.

Таким образом, повышенная значимость внешности в пубертатном возрасте, широкая распространенность атопического дерматита и сопутствующие ему косметические дефекты определяют медико-психологическую значимость этой проблемы. Своевременное оказание психологической помощи данному контингенту пациентов способно купировать неблагоприятное воздействие заболевания на индивидуально-психологические особенности подростков.

Закономерностью различных точек зрения, которые встречаются в литературе, на природу самосознания является признание образа физического Я одним из его структурных компонентов. Исследователями признается высокая роль образа физического Я в формировании самосознания, Я-концепции и Я-образа. З. Фрейд подчеркивал важную роль тела в развитии эго-структур. А. Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и самооценкой. Р. Бернс называет образ тела «источником развития Я-концепции». Т.Шибутани, считает, что «отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, последние являются основой для формирования Я-концепции». Исходя из этого, нами была изучена телесная составляющая самоотношения подростков с АД. С этой целью был использован метод цветовых отношений. В исследовании приняло участие 83 подростка в возрасте от 13 до 15 лет с диагнозом «Атопический дерматит» со средним (43) и тяжелым течением (40). Разделение групп осуществлялось по гендерному признаку - группу 1 составили 45 девочек-подростков, группу 2 - 38 мальчиков-подростков. Группу контроля составили 80 подростков, 40 девочек и 40 мальчиков, сопоставимых по возрасту.

Девочки, страдающие АД отождествляют себя с такими частями тела как лицо (т=0,452), грудь (т=0,432) и плечи (т=0,399), которые окрашены эмоцией стыда (т=0,453; т=0,374; т=0,421). Лицо является самой социальной частью человеческого тела, символом сферы общения и взаимодействия с другими людьми, при наличии АД лицо вызывает стыд у девочек с АД. Плечи и грудь, также пораженные болезнью вызывают эмоцию стыда. В группе девочек, не отягощенных АД девочки отождествляют себя с лицом (т=0,426), которое окрашено эмоцией радости (т=0,399) и интереса (т=0,401). Полученная корреляционная плеяда в группе мальчиков с АД демонстрирует связи между лицом и стыдом (т=0,395), а также между руками и стыдом ^=0,397), при этом связи между «Я» мальчиков частями тела и эмоциями отсутствуют, что указывает

57

на Его дистонность телесных аспектов. Корреляционная плеяда в группе здоровых мальчиков указывает на включенность в структуру «Его» таких частей тела как плечи и ноги, связь с данными частями тела демонстрирует наличие силы (плечи) и опоры (ноги), однако эмоциональная нагруженность телесности мальчиков отсутствует.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА.

Ворончихин М.В.

студент-магистр 1 курс ППО ПОУД

Мурманский арктический государственный университет

Мурманская обл., РФ

PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY.

M. V. Voronch^hin

student-master 1 course THE CEA DMPA Arctic Murmansk state University Murmansk region, Russia

Аннотация

Профессиональное самосознание - совокупность знаний человека о своем внутреннем мире,чувствах,профессиональных интересах,способностях,своей оценки внешнего мира и других людей,своего положения в системе производства и производственных отношений.

Профессиональное самосознание осуществляется через сознание своей профессиональной деятельности,но и прежде всего через осознание других людей, их реального взаимоотношения с внешним миром.Осознавая другого человека,воздействующего на внешний мир и изменяющего этот мир,человек приходит к осознанию себя как субъекта профессиональной деятельности. В основе данного процесса лежит познавательная деятельность человека,связанная с оценкой профессиональной деятельности других людей, которые в свою очередь также оценивают его деятельность. Развитие профессионального самосознания является одним из условий профессионального становления студентов.

В статье рассмотрены проблемы становления как профессионального «Я», так и самосознания студентов .

Abstract

Professional identity - the totality of human knowledge about his inner world,feelings,professional interests,abilities,their assessment of the external world and other people,their position in the system of production and relations of production. Professional identity is realized through the consciousness of their professional activities,but primarily through the understanding of others,their real relationship with the outside world.Being aware of another person acting on the external world and of changing this world,man comes to regard himself as a subject of professional activity. At the heart of this process is cognitive human activity associated with the evaluation of the professional activities of others, which in turn also assess its activities. The development of professional identity is a condition of professional formation of students.

The article considers problems of formation as a professional "I" and the consciousness of the students . 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.