Педагогические н ну ки
ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е. В. Титаренко
PSYCHOREGULATION AS A COMPONENT OF THE SPECIALISTS PROFESSIONALISM OF PHYSICAL CULTURES
Titarenko E. V.
In the article the problem of training future specialists in physical culture, who are able to control their psychic possess the means and methods of psychoregulation for application this means and methods in the future professional activity.
Keywords: psychoregulation, psychological competence, professional training, conditions, model.
В статье рассматривается проблема подготовки будущих специалистов физической культуры, умеющих управлять своим психическим состоянием и владеющих средствами и методами психорегуляции для внедрения этих средств и методов в будущую профессиональную деятельность,
Нлючевы/е слова: Психорегуляция, психологическая готовность, профессиональная подготовка, условия, модель,
УДК 796Ю01:159.91
В современном обществе всё большее значение приобретают знания и практические умения человека в применении способов регуляции психических состояний, которые определяются как обязательный компонент структуры профессионализма специалиста любого профиля (3). В связи с этим большое значение приобретают знания и умения специалистов физической культуры в области психорегуляции (2, 4, 6). Особая роль отводится психологическому аспекту профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта (2, 6).
В последнее десятилетие активно разрабатываются новые технологии и методики применения средств, методов и приёмов психорегуляции в спорте (1). В то же время подобных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры нами не обнаружено. Тем самым остается нерешенной проблема подготовки будущих специалистов, умеющих управлять своим психическим состоянием и перенести свои знания обучаемым.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между потребностью общества в специалистах физической культуры, владеющих средствами психорегуляции и отсутствием научно-обоснованных подходов в создании технологий в области физкультурного образования, предусматривающих специальную подготовку будущих специалистов для овладения знаниями, умениями и навыками, в применении этих средств в профессиональной деятель-
Титаренко Е. В.
Психорегуляция как компонент профессионализма специалиста в области
ности. Неразрешенность данного противоречия позволило сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости формирования психологической готовности будущих специалистов физической культуры, в частности в овладении технологией психорегуляции, для внедрения ее в будущую профессиональную деятельность.
Важной научной задачей исследования явилось научное обоснование и разработка модели профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры на основе комплекса средств психорегуляции (7).
Модель (рис.1) включает организационные, психологические, педагогические и методические условия функционирования.
Цель профессионального образования-подготовка разностороннего профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамично развивающегося общества
Этапьифодесса профе с с мталышн подготовки будущих овцналкстоБ фгантескон культуры на основе коыптекса средств пенхорегуляцнн
По д го то е те ль нын У«био -1фак1н<£ск1ш
Комшркс средсть психоре г\ляцни
ФНЗНФСК» \ир ажменнн Упражгення релаксации Вербальное коз денете» Не гер б альное юзденстзге 1 ИдеюготорньЕ 1федсшлиня Дыхате льньк \ир ажменнн Пснхотехннчес кге игры Музык аль м) е ьоздейеттге
Когечный Формирование теоретической, практической и профессиональной готовности ьудущю: специалистов физической культуры к результат: применению средств пенхорегулгщии; повышение уровня профессиональной подготовленности
Рисунок 1. Модель профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры на
основе комплекса средств психорегуляции
Организационные условия включают: согласованность преподавателей различных дисциплин в реализации данной модели, вследствие чего данная проблема должна быть освещена с различных (теоретических и практических аспектов); усовершенствование образовательно-профессиональных программ базовых курсов «Педагогика», «Психология», «Технология» профессиональной педагогической деятельности» и других курсов психолого-педагогического цикла, более объёмными сведениями о процессах психорегуляции; организацию элективных курсов, направленных на формирование специальных знаний, практических умений и навыков будущих специалистов в области физической культуры в применении средств психорегуляции и саморегуляции;
организацию совершенствования практических умений и навыков в применении комплекса средств психорегуляции у студентов в процессе специализации; организацию специальных семинаров для преподавателей с целью ознакомления с новейшими методами и средствами психорегуляции.
Психологические условия включают: наличие специальных знаний, умений и навыков, касающееся вопросов психорегуляции и саморегуляции; психорегуляцию собственного поведения и эмоций; умение наблюдать и анализировать психическое состояние и поведение занимающихся; наличие умений осуществлять психодиагностику (умение грамотно провести наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование и грамотно осуществлять обработку полученных
данных); формирование навыков программирования и составления словесных формулировок (вербальное воздействие); умение создавать необходимый психологический настрой на занятиях; формирование осознанного, позитивного отношения к развитию и совершенствованию умений и навыков психорегуляции и использованию их в учебной, тренировочной, профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом; настрой студентов на систематический психотренинг, направленный на поддержание положительных психических состояний, развитие у студентов концентрации внимания, развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам.
Педагогические условия предполагают: гуманистическую ориентацию учебно-воспитательного процесса в вузе; активизацию рефлексивных процессов у студентов, формирование у них способности к эмпатии; наличие демократических отношений между преподавателями и студентами, основанных на взаимном доверии и уважении; стимулирование развития творческой индивидуальности; развитие у субъектов педагогического процесса способности к самообразованию, самоопределению, профессиональной самореализации; установление «субъект-субъектных» отношений; умение повышать интерес к занятиям, используя такие формы и приёмы, как диалог, дискуссии, анализ педагогических ситуаций.
К методическим условиям относятся отбор методов и форм обучения, направленных на активное усвоение учебного материала. Приоритетными формами процесса обучения являются: лекция-диалог, семинары-практикумы, тематические дискуссии, деловые игры, нестандартное решение проблемных ситуаций (естественных или искусственно созданных) на теоретических и практических занятиях, обсуждение личного практического опыта и др (5).
Разработаны этапы процесса специальной подготовки студентов на основе применения комплекса средств психорегуляции: 1 этап - подготовительный, который предполагает знакомство студентов с основами психорегуляции на дисциплинах по педаго-
гике, психологии и специальных дисциплинах; 2 этап - учебно-практический, в процессе которого происходит формирование у студентов теоретической практической и профессиональной готовности применения средств психорегуляции на специально организованном спецкурсе, на практических занятиях по гимнастике и других специальных дисциплинах. Перенос знаний, умений и навыков студентов в области психорегуляции в профессиональную деятельность при прохождении педагогической практики в качестве учителя физической культуры; на 3-ем этапе - коррекционно-оценочном, определяется сформированность теоретической, практической и профессиональной готовности студентов к применению средств психорегуляции в будущей профессиональной деятельности, и осуществляется ее коррекция в учебно-образовательном процессе.
Ведущая роль в нашей модели отводится комплексу средств психорегуляции, в который входят: физические упражнения, релаксационные упражнения, вербальное воздействие, невербальное воздействие, образное и идеомоторное представления, дыхательные упражнения, психотехнические игры, музыкальное воздействие.
В представленной модели нашел своё отражение конечный результат: формирование теоретической, практической и профессиональной готовности будущего специалиста к применению средств психорегуляции и тем, самым повышение уровня профессиональной подготовленности.
Реализация модели профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и методики применения комплекса средств психорегуляции осуществляется на занятиях со студентами в условиях элективного курса «Психорегуляция в профессиональной подготовке специалистов физической культуры», на занятиях по гимнастике и дисциплинах специализации (7).
Созданные организационные, психологические, педагогические и методические условия функционирования модели профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры на основе комплекса средств психорегуляции способствуют:
Титаренко Е. В.
Психорегуляция как компонент профессионализма специалиста в области
- формированию осознанного, позитивного отношения к развитию и совершенствованию умений и навыков психорегуляции и использованию их в учебной, тренировочной, профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом;
- настрою на систематический психотренинг, направленный на поддержание положительных психических состояний, на развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе психорегуляции;
- активизации рефлексивных процессов, формированию способности к эмпатии, овладении ценностями гуманистической педагогики.
Экспериментальное исследование позволило нам доказать, что только комплексное и системное изучение средств психорегуляции в учебном процессе с будущими специалистами в области физической культуры, вносит определенный вклад в повышение психологического аспекта их профессиональной готовности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бундзен П. В. Короткое К. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте // Теория и практика физической культуры. — 2001. — №5.
2. Григорьянц И. А. О совершенствовании психологического образования будущего тренера в системе физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 10.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. — Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
4. Титаренко Е. В. Совершенствование психолого-педагогической образованности студентов факультета физической культуры // Сб. научн.тр. по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. — Ставрополь: Изд. СГУ, 2002. — С.157-158.
5. Титаренко Е. В. Методика обучения навыкам психорегуляции и саморегуляции психических состояний студентов факультета физической культуры //Материалы III научно-практической конференции 4-6 декабря. — Ставрополь, 2003. — С. 264-265.
6. Титаренко Е. В. Комплекс средств психорегуляции в профессиональной подготовке специалистов физической культуры // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIV психолого-педагогических чтений Юга России. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. — Часть IV.
7. Титаренко Е. В. Модель профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры на основе комплекса средств психорегуляции // Физическая культура и спорт: Интеграция науки и практики: Материалы II Международной научно-практической конференции. — Ставрополь, 2005.
Обавторе
Титаренко Елена Васильевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гимнастики. Научные интересы - профессиональная подготовка, психические состояния, психорегуляция, оздоровительные технологии, психорегулирующие виды гимнастики. [email protected]