Научная статья на тему 'Психопрофилактическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществлявших оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях, и членов их семей'

Психопрофилактическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществлявших оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях, и членов их семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществлявших оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях, и членов их семей»

Особое внимание уделяется осознанию эмоций, испытываемых участниками, что особенно важно с учетом распространенности среди них феномена алекситимии. Оценить эффективность тренинга нам позволяют поведенческие изменения, повышенный интерес к самопознанию, проявлявшийся в активизации желания пройти тестовые исследования, появление установок на отказ от аддиктивного поведения.

Вместе с тем эти изменения часто остаются незамеченными учителями, поскольку не всегда совпадают с их ожиданиями от результатов психокоррекционной работы, главным из которых является послушание учеников. При этом развитие личности, происходящее в процессе тренинга, нередко вступает в противоречие с авторитарным стилем поведения педагогов.

В связи с изложенным, учитывая, что наибольшее напряжение возникает в жесткой субъект-объектной иерархической системе учитель-ученик, представляется актуальным ведение аналогичной психологической работы с педагогическим коллективом. Такая работа нами проводится с использованием разных психотерапевтических методов: балинтовских групп, трансперсональных методик, групп личностного роста. Разработан также цикл усовершенствования для школьных психологов и социальных педагогов, посвященный девиантному поведению детей и подростков. Опыт этой работы будет обобщен.

Литература

1. Басов А.В. История и современное состояние изучения психологии здоровья человека. — Ярославль, 2000.— 120 с.

2. Баушева И.Л., Кошкина Е.А., Пароян И.Д. К вопросу о потребностях в информации о здоровом образе жизни школьников, их родителей и педагогов // Приложение к ежеквартальному бюллетеню ЮНЕСКО “Наркостоп“, 1998. — Вып. 1-2. — С. 1-2.

3. Булыгина И.Е., Цетлина М.Г. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью г.Чебоксары // Вопросы наркологии. — 1998. — №1. — С. 66-68.

4. Драган Г.Н. Наркомании среди несовершеннолетних в России: Ситуация, тенденции противодействие // Вопросы наркологии. — 1997. — №2. — С. 76-83.

5. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Практ. пос. // Тематическое приложение № 1 к “Журналу практического психолога”.— М.-СПб., 1996.— 47 с.

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство.— М.: “МЕДпресс”, 1999.— 592 с.

7. Наркомания: Программа профилактики среди подростков и молодежи./ Разработчики: Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, О.В.Зыков, А.В.Терентьева, И.Л.Баушева.— М., 1998.— 81 с.

8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: (Криминальная субкультура).— Тверь: Изд-во “Приз”, 1994.— 320 с.

9. Социально-психологические основы профилактики аддиктивного поведения у подростков: Рекомендации для специалистов, занимающихся вопросами психопрофилактики у подростков / Составитель А.В.Худяков.— Иваново, 1993.— 17 с.

10. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркологии. — 1996. — №3. — С. 91-97.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ,

И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Начальник ГЦПД МВД России Н.И.Мягких, главный специалист-психолог ГЦПД МВД России И.В.Колос, зам. начальника ГЦПД МВД России

Г.В.Шутко

г.Москва

Актуальность разработки комплекса психопрофилактических и реабилитационных мер, направленных на сохранение психического здоровья сотрудников органов внутренних дел, оперативно-служебная деятельность которых непосредственно связана с несением службы в экстремальных условиях, а также членов их семей, обусловлена медицинской, социальной и экономической значимостью проблемы. Специфика служебной деятельности в очагах техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов и локальных войн предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовленности сотрудников, но и к их личностным качествам, эмоционально-волевой устойчивости, характеру поведения, особенностям реагирования в экстремальной ситуации, физическому и психическому здоровью.

Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу проходят тщательный медицинский и профессиональный психологический отбор. Казалось бы, заболеваемость у них также должна быть ниже,

чем у работоспособного населения в целом. Однако в связи со сложностью и напряженностью оперативно-служебной деятельности трудо-потери в правоохранительных органах превышают таковые среди других профессий в 2,5 раза и с каждым годом увеличиваются. Среди заболеваний, ставших причиной первичного выхода на инвалидность сотрудников органов внутренних дел, третье место занимают психические расстройства, и их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Поэтому именно эти болезни — “болезни адаптации”, привлекают, в первую очередь, внимание тех, кто разрабатывает и проводит в жизнь идеи психопрофилактики и реабилитации.

Многолетние исследования психического здоровья сотрудников, подвергшихся психотравмирующему воздействию в различных стрессогенных ситуациях (авария на Чернобыльской АЭС, взрыв на железнодорожном перегоне станции Арзамас-1, ряд землетрясений, локальные войны и вооруженные конфликты, пожар в здании ГУВД Самарской области, пребывание в заложниках и др.) свидетельствуют

о том, что до 92% лиц переживают острую реакцию на стресс в течение различного, но, как правило, короткого времени. У части сотрудников острые психические нарушения трансформируются в разнообразные затянувшиеся, хронические, а в ряде случаев как бы вновь возникшие состояния (до 30 %), которые опосредованно или непосредственно могут нарушать социальную, служебно-профессиональную адаптацию, а также способствовать развитию аддиктивных форм поведения1.

В литературе эти психические проявления описываются как “травматический невроз”, “боевое утомление”, “командная истерия”, “снарядовый шок ”, “травматический военный невроз”, “синдром острого горя”, “синдром жертв землетрясения”, “синдром реакции на стресс”, “вьетнамский, афганский, чеченский синдромы”, а в последние десятилетия эти расстройства рассматриваются в рамках концепции по-сттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Наряду с ролью индивидуально-личностных особенностей, характера и степени психотравмирующего воздействия, социально-экономической и политической обстановки в целом, одно из центральных мест по отношению к динамике ПТСР занимает постстрессовое окружение, в частности, семья сотрудника.

“Стресс возвращения”, “синдром демобилизации”, переход к иным формам и принципам

жизни могут быть не менее травматичными, чем воздействие экстраординарного события или участие в боевых действиях. Вместе с тем, взаимодействие семьи и травматического стрессового события не является односторонним. Существуют следующие варианты воздействия травмы на семью: одновременное (все члены семьи подверглись воздействию события), бинарное (травмирован член семьи, находящийся в отдалении), внутрисемейное (травмированный как бы “заражает” одного или нескольких членов семьи). Во всех этих случаях речь идет о наличии семейного стресса, который определяется как критическое жизненное событие, которое нарушает целостную гармонию взаимоотношений семьи.

Проведенное исследование показало, что число обращений сотрудников, подвергшихся стрессовому воздействию, и членов их семей в ведомственные медицинские учреждения в связи с нарушениями психического здоровья было невысоким. Наибольшая частота посещений врачей-психиатров отмечена в Ставропольском крае во время событий в городе Буденновске, а также в городе Самаре после пожара в здании ГУВД. В то же время зарегистрированный уровень обращений не отражает истинной картины распространенности психических нарушений среди данной категории лиц.

В связи с тем, что пограничные психические расстройства зачастую сочетались с некоторыми соматическими нарушениями (67,3%), заболевшие в первую очередь обращались к врачам терапевтического или неврологического профилей. Проходили годы безуспешного лечения, пока человек с уже сформировавшейся хронически протекающей психической патологией попадал в поле зрения врача-психиатра.

Анализ частоты встречаемости психических нарушений свидетельствует об их существенном нарастании в семьях сотрудников, которые вследствие контузий, ранений и травм, полученных при исполнении служебного долга, не могли, по состоянию здоровья, продолжать службу, а также в семьях, потерявших кормильца. Так, у 82,3% вдов погибших сотрудников выявлены психические расстройства преимущественно пограничного уровня.

Для личного состава, выполнявшего оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях, а также членов их семей характерен широкий спектр состояний психической дезадаптации, природа и механизм формирования которых обусловливались пережитыми экстре-

1 Аддиктивное поведение - злоупотребление различными психоактивными средствами (алкоголем, опиоидами, каннабиноидами, седативными или снотворными веществами, кокаином, галлюциногенами, табаком, летучими растворителями, стимуляторами, включая кофеин) до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

мальными инцидентами. В структуре этих состояний преобладали нарушения пограничного уровня, как правило, характерные и для ПТСР. Обследованные отмечали наличие не свойственного им ранее постоянного напряжения, раздражительности, ощущения дискомфорта, возбудимости, астении, снижения настроения, изменения личности, нарушений сна, на базе которых с течением времени формировались тревожная мнительность, болезненная фиксация на своем самочувствии, депрессивные реакции, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Структурная характеристика и динамика психического состояния самих участников экстремальных событий и членов их семей имела в целом сходную картину, однако отмечались и существенные различия. Так, для родственников была характерна меньшая выраженность личностных изменений и агрессивных переживаний, как правило, отсутствовали органические поражения центральной нервной системы, аддиктивные формы поведения, признаки алкогольной зависимости, что обусловливалось особенностями стрессовых событий и рядом сопутствующих факторов.

В связи с указанным, необходимым условием успешности проведения реабилитационных и психо профилактических мероприятий служит не только раннее активное выявление состояний психической дезадаптации у данного контингента лиц, но и соблюдение принципов комплексности, динамичности и этапности проводимой работы. При этом каждый этап предполагает различные организационные и методические подходы, включая не только общий медицинский и частный психиатрический раздел, но и связанные с ним психологические и социальные мероприятия.

Проведение профилактической и лечебновосстановительной работы должно включать в себя несколько этапов:

1 этап - “психогигиенический”, предусматривающий комплекс мер для всего контингента работающих сотрудников и членов их семей;

2 этап - “психопрофилактический”, включающий мероприятия по выявлению сотрудников, относящихся к “группе риска”, и предупреждению развития у них психических и психосоматических заболеваний;

3 этап - “психокоррекционный”, ориентированный на оказание помощи сотрудникам и членам их семей, находящихся в состоянии пред-болезни;

4 этап - “амбулаторный”, осуществляющий амбулаторную специализированную помощь больным сотрудникам с установленными диагнозами;

5 этап - “стационарный”, направленный на комплексное, с учетом психических и соматических нарушений, лечение тяжело больных сотрудников и членов их семей;

6 этап - “поддерживающий”, обеспечивающий комплексную (лекарственная терапия, психотерапия, психологическая коррекция) лечебную работу с лицами, у которых заболевание приобрело рецидивирующий и хронический характер.

Соблюдение главного принципа психопрофилактической работы - раннего активного предупреждения возникновения у сотрудников состояний психической дезадаптации — в значительной степени обеспечивается организацией целевых психопрофилактических осмотров при откомандировании личного состава в зоны экстремальных событий и после их возвращения в места постоянной дислокации.

Психологам подразделений совместно с центрами психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации рекомендуется организовывать и проводить плановые психопрофилактические осмотры сотрудников в течение первых двух недель и через 6, 12 и 24 месяца после пребывания в экстремальных условиях, а также тех лиц, у которых выявлены объективные факторы “группы риска” или отмечено неадекватное поведение.

Программа реабилитационной работы непосредственно с семьями сотрудников должна предусматривать, как минимум, два направления деятельности: 1) обучение членов семей (как наиболее реальных и значимых участников реабилитационной работы) основам первичной профилактики, психологической помощи и реабилитации; 2) оказание специализированной медицинской помощи, психологической поддержки и коррекции самим членам семей сотрудников, подвергшихся стрессогенному воздействию.

Предварительный раздел психопрофилактической работы состоит из разъяснительных мероприятий в форме “психотерапевтических совещаний”, где члены семей проходят своеобразный тренинг по подготовке восприятия несения службы сотрудниками в экстремальных условиях. Уже на этом этапе при выявлении каких-либо отклоняющихся реакций необходима психологическая или психотерапевтическая коррекция. Работа с членами семьи, по времени совпадающая с периодом службы сотрудника в зоне экстраординарного события, включает в себя поддерживающую психотерапию и социальную помощь. Кроме того, непосредственно перед возвращением сотрудника домой для предупреждения у членов семьи расстройств эмоционально-волевой сферы, “невроза ожида-ниия” в ряде случаев целесообразно использо-

вать и психофармакологические средства успокаивающего, тонизирующего, противоастени-ческого действия.

После выхода из среды, порождающей психологические проблемы, связанные с угрозой для жизни, кровопролитием и прочими негативными факторами, сотрудник сталкивается с не менее серьезными проблемами: востребованности в обществе, материальной обеспеченности, служебной адаптации, непониманием окружающих и др. Так, после вьетнамской войны самоубийством закончили жизнь в три раза больше воевавших там солдат, чем погибли в боях. Именно поэтому на ранних этапах после стрессогенного воздействия необходимы тщательная диагностика психических и соматических нарушений, проведение комплекса лечебных мероприятий, а также динамический медико-психологический контроль за психической адаптацией всех членов семьи.

Практическая реализация системы психопрофилактики будет обеспечивать сохранность профессионального здоровья2, а также профессиональное долголетие сотрудников органов внутренних дел, имеющих ценный опыт несения службы в экстремальных условиях.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД, ПРИБЫВАЮЩИХ ИЗ ЗОНЫ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Канд. психол. наук И.О.Котенев,

К.Э.Комаров

Академия управления МВД России, г.Москва

Предлагаемая программа предназначена для организации и проведения комплекса мероприятий, нацеленных на психологическую реабилитацию (восстановление нормального психического состояния) сотрудников ОВД после долговременного (более 30 суток) выполнения служебных задач в зоне вооруженного конфликта. Она является частью психологического обеспечения деятельности спецподразделе-ний ОВД в экстремальных условиях.

Программа базируется на следующих принципах:

1. Встроенность в контекст концепции непрерывного психологического обеспечения подразделения.

2. Комплексность, сочетание различных подходов, форм и методов работы в целях получения позитивного результата.

3. Широкое вовлечение ближайшего окружения сотрудников, опора на семью.

4. Добровольность, ненасилие, свобода выбора, воздействие путем убеждения.

При разработке программы за основу была принята идея о том, что прибывшие из командировки сотрудники нуждаются в:

— понимании (состояния, переживаний, проблем и т.д.);

— безусловном принятии (в том числе как людей, выполнивших свой долг);

— признании общественной необходимости того, что они сделали, их заслуг;

— внимании (к ним, их актуальным проблемам, потребностям, нуждам);

— стремлении окружающих узнать о том, что с ними происходило;

— ощущении собственной нужности как человека и как профессионала.

Цели программы:

— минимизировать “стресс возвращения”;

— облегчить и ускорить адаптацию к “новым” условиям несения службы;

— отработать “острые” психологические проблемы.

Задачи психолога подразделения по выполнению целей программы:

срочные:

— организовать встречу прибывающей группы;

— совместно с руководством подразделения определить оптимальный с психологической точки зрения режим адаптации, составить для прибывших четкий рабочий график и т.д.;

— провести в подразделении соответствующие разъяснения относительно психологического состояния сотрудников, прибывших из командировки;

— с семьями прибывших сотрудников провести беседу об их психологическом состоянии и условиях, необходимых для скорейшей реадаптации;

— диагностировать состояние прибывшей группы в целом и каждого сотрудника в отдельности;

— определить основные направления и минимально необходимый комплекс мероприятий как с группой в целом, так и с каждым сотрудником в отдельности;

2 Профессиональное здоровье - свойство организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие успешность несения службы во всех условиях профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.