УДК378:[340+316.6] (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки. Социальная психология)
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УИС К ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
© 2018 С.В. Иванова, Л.А. Родионов
Иванова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно -технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. E-mail: karb-svetlana@yandex. ru Родионов Леонид Александрович, кандидат юридических наук, доцент, кафедры профессиональных дисциплин, факультет внебюджетной подготовки. E-mail: rodionovla@mail. ru
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 06.08.2018
В статье авторы в статье обращают внимание на интеграцию психологических и правовых подходов к подготовке к осуществлению управленческой деятельности. Определяется место права в управленческой деятельности. Выделяются способы достижения эффективности управленческой деятельности, проблемные моменты осуществления управленческой деятельности из-за недостатка знаний в области психологических основ управления.
Ключевые слова: мотивация, управленческая деятельность, правовое регулирование, психологический аспект, правовой аспект, психолого-правовые основы управленческой деятельности.
Введение. В настоящее время актуальность вопросов совершенствования государственного управления пока носит перманентный характер, что обусловливает постоянный интерес ученых и практиков различных отраслей права (административное, гражданское, юридическая психология, трудовое) и психологии к этой тематике. Отдельные авторы предлагают рассматривать подходы к системе управления через призму правового (И.А. Агеева, А.Д. Градовский, В.Е. Коновалова, Г.А. Туманов и др.), политического (О.А. Ерманский, Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.), менеджерского (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Д. Гвишиани, Н.Д. Кондратьев, Ю. Любович, А. Омаров, Г. Попов, А. Файоль и др.) и социально-психологического принципов (Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова, К. Левин, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров и др.). В ходе анализа подходов, мы выявили следующие положения:
■ в основе управления лежит верховенство закона, защита прав и законных интересов граждан страны (правовой принцип);
■ основной целью управления выступает максимальный учет воли людей страны, трудового коллектива, сотрудников органов управления (политический принцип);
■ управленческая деятельность представляет собой процесс воздействия одного человека на группу людей с целью их объединения, психологического взаимодействия и со-
трудничества в достижении единой цели (социально-психологический принцип) [1]; ■ эффективность управленческой деятельности основывается на осознании управленцем своей цели и задач в профессиональной деятельности, его готовности на психологической основе, после осознания решаемой проблемы, действовать в правовом поле (психологический принцип).
Следуя логике вышеуказанных авторов, разделяющих позицию к.э.н. А.Ю. Демидова, структура управления представлена двумя областями:
а) деятельностью государственных органов по регулированию экономических отношений в соответствующих секторах экономики;
б) деятельностью руководства органа исполнительной власти, направленной на выполнение возложенных на этот государственный орган полномочий, достижение поставленных целей в установленной сфере деятельности, получение запланированных результатов с использованием оптимального количества человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, анализ литературы показал, что предлагаемая тема находится на стыке психологической и юридической наук. Авторы полагают целесообразным, остановится на управлении в узком смысле этого термина.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
Категория «управление» [3] в течение длительного времени оставалась предметом изучения экономики, психологии, и лишь в определенной части представителей юридической науки, преимущественно специализирующихся в области публично-правовых отраслей права.
Так, с точки зрения психологии, интерпретация процесса управления многоканальна: известный советский психолог, основоположник идеи управленческой деятельности Л.И. Уман-ский, а вслед за ним, А.Л. Карпова, А.Н. Ковалев,
A.Н. Лутошкин, В.Ю. Озира и др. рассматривают его, как «активность психики человека в процессе его взаимодействия с социальной средой» [1, с. 60]; Ф.В. Шарипов видит в нем «процесс познания психологии людей и применения познанного в практике непосредственного воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе трудовой деятельности» [4]; С.В. Иванова,
B.М. Минияров, конкретизируя понятие «организаторская деятельность», представляют управление как социально-обусловленную «активность человека, направленную на регуляцию деятельности коллектива с целью обеспечения сотрудничества его членов для успешного достижения [4, с. 25].
Несмотря на многоаспектность раскрытия понятия «управление», мнения психологов сходятся воедино в определении функционального значения процесса управления - обеспечение системы определенной структурой, поддержания режима ее деятельности и реализации целей [5].
Очевидно, что в зависимости от профессиональной отрасли, в которой осуществляется управленческая деятельность, ее содержание будет иметь особенности, адекватные специфике этой отрасли. Так, управленческая деятельность в правоохранительных органах занимает приоритетное место, так как «обеспечивает правильное взаимодействие подразделений правоохранительных органов как единого целого; оказывает влияние на систему, ее структуру, на сотрудников через воздействие на их волю в целях достижения эффективной, исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на выполнение поставленных задач» [6].
С возникновением в России корпоративного права, управление стало предметом интереса специалистов цивилистической направленности. Процессуальные основы государственно-управленческой деятельности - это все виды юридических процессов, опосредующие функционирование организационно-процедурного элемента
государственного устройства. Рассмотрение нормативной основы правового регламентирования государственно-управленческой деятельности включает в себя нормы многих отраслей права, регламентирующих государственно-управленческие отношения.
Рассматривая правовой механизм управленческой деятельности с позиции реализации права, В.И. Гойман раскрывает его как «комплекс взаимосогласованных мер организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечить реальное действие закона, то есть создать условия, при которых граждане, их объединения и организации согласуют свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразия интересов и потребностей» [7].
Процессуальные основы государственно-управленческой деятельности - это все виды юридических процессов, опосредующие функционирование организационно-процедурного элемента государственного устройства. Рассмотрение нормативной основы правового регламентирования государственно-управленческой деятельности включает в себя нормы многих отраслей права, регламентирующих государственно-управленческие отношения.
Результативное решение задач может быть достигнуто путем совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности [8]. Для примера, ст. 43.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 15п. 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» рассматривают повышение квалификации, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне в качестве служащего. Основными целями профессиональной подготовки должны стать развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач; совершенствование стиля и методов работы руководителей органов
прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, по внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; продвижение по службе [9].
Интегрируя правовые и психологические подходы к управленческой деятельности, мы пришли к выводу, что ее успех зависит от степени психологически-правовой подготовленности к управлению должностного лица. Такая подготовка предполагает:
■ способность устанавливать, исходя из той или иной модели поведения, контакт с людьми, оказывать на них психологическое воздействие;
■ умение выстраивать межличностное общение, адекватное моменту;
■ готовность корректировать свое поведение, модель общения и стиль взаимоотношений с окружающими в процессе выполнения задач;
■ владение навыками нейтрализации конфликтных ситуаций и выхода из них, методиками улучшения взаимоотношений с окружающими;
■ умение провести визуальную диагностику личности партнера по общению, распознавать подлинный смысл его движений, жестов, мимики, слов;
■ освоение методики снятия стресса и улучшения собственного самочувствия.
Требования к руководителю, указанные нами выше, как вы можете заметить, носят в основном психологический характер. Возникает вопрос функции права в процессе управления.
В первую очередь, это персональная ответственность, которой подлежат должностные лица публичных субъектов за неэффективность. Она основывается на том, что в управленческом процессе участвуют и взаимодействуют конкретные люди, поведение которых строится по законам психологии и обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Ответственность служит своего рода средством контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей, как руководителей любого уровня, так и исполнителей на конкретном участке работы. Поэтому каждый человек, относящийся к системе управления, имея необходимую для участка работы совокупность прав и обязанностей, несет в их пределах всю полноту ответственности [10]. Говоря о результативности государственно-управленческой деятельности, необходимо отметить, что деятельность государственных органов, хозяйствующих субъектов станет действительно эффективной, а в правосознании граждан будет сформировано уважение к власти и правам и свободам своих соотечественников только то-
гда, когда планируемые результаты правового воздействия на те или иные правоотношения будут совпадать с фактическими [11].
Вторым правовым аспектом управленческой деятельности, по авторитетному мнению
A.И. Хорошильцева, выступает мотив правомерного поведения, качественно изменяющий динамику власти права. Власть права из ее объективированного состояния трансформируется в структуру личности, становится побудителем ее правомерного поведения, соответствующего требованиям права [12]. К побудительным мотивам поведения личности в процессе управления, по мнению В.В. Касьянова, У.И. Нехаевой,
B.Н. Нечипуренко, М.Г. Тирских, Л.Ю. Черняк и др., относятся:
■ осознание общественного долга перед обществом и государством;
■ внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей;
■ привычка (стереотип);
■ подражание поведению других лиц;
■ следование традиции;
■ наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов;
■ стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям.
Отметим, что в зависимости от руководящего мотива, по мнению специалистов Д.А. Липин-ского, В.В. Оксамытного, А.С. Шабурова различаются три основных вида правомерного поведения личности:
■ активное правомерное поведение, свойственное людям, хорошо знающим и уважающим закон, имеющим развитое чувство гражданского долга;
■ пассивное правомерное поведение, которое характеризуется отсутствием у людей строгой ориентации на законодательство, их действиями в соответствии с собственными представлениями о «правильной» жизни;
■ маргинальное правомерное поведение, обеспечиваемое только страхом сурового наказания.
Таким образом, психолого-правовые основы управленческой деятельности находят свое выражение в действиях личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой, опосредованном ее психической активностью и требованиями норм права. При этом правомерность выступает как психическое отношение личности к своему поведению, уровень ее самоконтроля, мера социальной ответственности.
Заключение. Поскольку наша статья расставляет акценты над управленческой деятельно-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
стью сотрудников уголовно-исполнительной системы, в заключение хотелось бы отметить, что психолого-правовые основы управленческой деятельности позволили нам определить вектор развития психологической науки в аспекте профессиональной подготовки будущих специалистов УИС к управленческой деятельности, где перспективными направлениями работы выступают:
■ изучение условий деятельности сотрудников учреждений; выявление воздействия данных условий на человека и коллектив; определение требований, предъявляемых к психике сотрудника и психологии коллектива или подразделения (полиция, учреждения УИС, таможня, налоговые органы и т.д.);
■ исследование психологических условий повышения эффективности профессиональной подготовки и воспитания сотрудников;
■ изучение внутренней структуры, механизмов развития и проявления мотивов поведения; подготовка условий и путей их формирования;
■ разработка психологического обоснования для планирования и моделирования современных управленческих методов, форм, средств профессиональной подготовки сотрудников;
■ разработка методов, форм и средств психологической диагностики;
■ изучение закономерностей функциональных проявлений психики [13].
1. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника. М., Просвещение, 1980. 160 с. С.86
2. Демидов А.Ю. Отдельные аспекты государственного управления: http:// отрасли-права.рф/агис!е/12206
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1994. Т. IV. С. 504.
4. Иванова С.В. Психолого-педагогические условия формирования организаторских способностей будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже: дис. ... канд. псих. наук. Самара, 2013, С. 24: https://search.rsl.ru/ru/record/01005059828
5. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. Мн., Харвест, 2003. 640 с.
6. Иванова С.В. Приоритет управленческой деятельности в психологии труда сотрудников правоохранительных органов и психолого-педагогические условия подготовки к ней в юридическом вузе // Вестник Самарского юридического института ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, 2018, №1(27). С.135 - 138, С. 136
7. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М., ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. С. 344.
8. Егошина Л.А. Профессиональные стандарты: некоторые проблемы применения // Право и экономика. 2017. N 9. С. 61 - 66.
9. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М., Проспект, 2018. С. 400.
10. Кабанова И.Е. Новеллы законодательства об ответственности публичных участников контрактной системы // Гражданское право. 2016. N 5. С. 14 - 17.
11. Берг Л.Н. Теоретико-правовое исследование правовой регламентации // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 5. С. 12 - 16.
12. Хорошильцев А.И. Эффективность права: понятие и особенности // Общество и право. 2011. N 2. С. 51.
13. Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. 2-е изд., переработ. и доп. М., Юстиция. 2016. С. 556.
PSYCHO-LEGAL FUNDAMENTALS OF MANAGEMENT ACTIVITY AND TRAINING OF FUTURE EMPLOYEES OF THE CORRECTIONAL SYSTEM TO IMPLEMENT IT
© 2018 S.V. Ivanova, L.A. Rodionov
Svetlana V. Ivanova, candidate of psychological Sciences, associate Professor management and information technology activities of the penal system. E-mail: karb-svetlana@yandex.ru Leonid A. Rodionov, PhD, Assistant Professor, Department of professional disciplines, Faculty of extrabudgetary preparation.
E-mail: rodionovla@mail. ru
Samara law Institute of the Federal penitentiary service of Russia. Samara, Russia
In the article the authors pay attention to the integration of psychological and legal approaches to the preparation for the implementation of management activities. The place of law in management is determined. The ways to achieve the effectiveness of management activities, the problematic aspects of management activities due to lack of knowledge in the field of psychological foundations of management.
Keywords: motivation, management, legal regulation, psychological aspect, legal aspect, psychological and legal basis of management.
1. Umanskij L.I. Psixologiya organizatorskoj deyatel"nosti shkoFnika (Psychology of organizational activity of a student). M., Prosveshhenie, 1980. 160 s. S.86
2. Demidov A.Yu. Otdel"ny"e aspekty" gosudarstvennogo upravleniya (Selected aspects of public administration): http://otrasli-prava.rf/article/12206
3. Dal" V.I. Tolkovy"j slovar" zhivogo velikorusskogo yazy"ka (Explanatory dictionary of the living Great Russian language): v 4 t. M., 1994. T. IV. S. 504.
4. Ivanova S.V. Psixologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya organizatorskix sposobnostej budushhix uchitelej nachal"ny"x klassov v pedagogicheskom kolledzhe (Psychological and pedagogical conditions of formation of organizational skills of future teachers of primary classes in the pedagogical College): dis. ... kand. psix. nauk. Samara, 2013, S. 24: https://search.rsl.ru/ru/record/01005059828
5. Urbanovich A.A. Psixologiya upravleniya (Management psychology): uchebnoe posobie. Mn., Xarvest, 2003. 640 s.
6. Ivanova S.V. Prioritet upravlencheskoj deyatel"nosti v psixologii truda sotrudnikov pravooxranitel"ny"x organov i psixologo-pedagogicheskie usloviya podgotovki k nej v yuridicheskom vuze (The priority of management activities in the psychology of law enforcement personnel and psychological and pedagogical conditions of preparation for it in the law University). Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta FKOU VO SYuI FSINRossii. 2018, №1(27), S.135 -138, S. 136
7. Povetkina N.A. Finansovaya ustojchivost" Rossijskoj Federacii. Pravovaya doktrina i praktika obespeche-niya (Financial stability of the Russian Federation. Legal doctrine and practice of security): monografiya / pod red. I.I. Kucherova. M., IZiSP, KONTRAKT, 2016. S. 344.
8. Egoshina L.A. Professional"ny"e standarty": nekotory"e problemy" primeneniya (Professional standards: some application problems). Pravo i e^konomika. 2017. N 9. S. 61 - 66.
9. Zyubanov Yu.A. Kommentarij k Federal"nomu zakonu «O prokurature Rossijskoj Federacii» (postatejny"j) (Comment to the Federal law «on the Prosecutor's office of the Russian Federation» (article)). M., Prospekt, 2018. S. 400.
10. Kabanova I.E. Novelly" zakonodatel"stva ob otvetstvennosti publichny"x uchastnikov kontraktnoj sistemy" (Novelties of legislation on the liability of public participants in the contract system). Grazhdanskoe pravo. 2016. N 5. S. 14 - 17.
11. Berg L.N. Teoretiko-pravovoe issledovanie pravovoj reglamentacii (Theoretical and legal research of legal regulation). Gosudarstvennaya vlasf i mestnoe samoupravlenie. 2017. N 5. S. 12 - 16.
12. Xoroshil"cev A.I. E"ffektivnost" prava: ponyatie i osobennosti (Effectiveness of law: concept and features). Obshhestvo i pravo. 2011. N 2. S. 51.
13. Chernyavskij A.G. Tamozhennoe pravo (Customs law): ucheb. 2-e izd., pererabot. i dop. M., Yusticiya. 2016. S. 556.