понятия, так и формы поведения в окружающем мире. Ставим перед обучающимися следующую задачу: сформулировать основное содержание статьи «Ценность образования в современном обществе» в одном предложении. Чтобы облегчить работу обучающихся, предлагаем им «речевые клише»:
а) статья посвящена вопросам о (чем?), проблемам (чего?) ...
б) в статье рассматривается вопрос о (чем?), проблема (ы) (чего?).
в) в статье анализируются вопросы о (чем?), проблемы (чего?) ... [1, с. 148].
Следующее задание - сопоставление содержания данного текста и текста статьи Д. Лихачева «Учитесь учиться!». Предлагаем обучающимся прочитать текст статьи и составить по нему назывной план. Делим текст на логически законченные части, находим основную идею, которая может быть следующей: «Читайте стоящие книги... Напрягайтесь и постарайтесь найти в них источник радости приобретения нового» [1, с. 253]. На основе назывного плана учим обучающихся пересказывать текст.
Продолжая работу над понятием «образование», анализируем статью Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Статья дает нам возможность поработать над понятием «интеллигентность», которое в нашей трактовке с большим трудом поддается переводу на иностранные языки. Читаем статью и выполняем следующее задание: «Подумайте, какими общими идеями статья Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» соотносится со статьей В. Грехнева «Ценность образования в современном обществе». Предлагаем варианты ответа: 1) дополняет ее; 2) детализирует ее основные вопросы; 3) представляет собой новую точку зрения на проблемы, раскрывающиеся в главной статье» [1, с. 150].
Анализируя статью Лихачева, выявляем основную идею, которая построена на сопоставлении двух понятий -«образование» и «интеллигентность»: «Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям» [1, с. 255].Завершить работу над понятием «образование» может следующее задание: «Прочитайте статьи «Любите читать» Д. Лихачева и «Золотая полка» Ю. Олеши. Подумайте, какая идея объединяет эти статьи» [1, с. 151]. Вместе с обучающимися выделяем основное положение статьи Д. Лихачева, являющееся общим для его статьи и статьи Ю. Олеши. Это положение также отражает мнение Д. Лихачева о значении процесса чтения для самосовершенствования любого человека. Он считает, что чтение позволяет каждому человеку «заботиться о своем интеллектуальном развитии» [1, с. 254].
Итоговое задание, завершающее работу над понятием «образование», выстраивается с целью подготовки обучающихся к созданию реферата на основе нескольких источников. Это задание требует от них умения работать с текстами, сопоставлять их содержание и реферировать. Поэтому итоговая работа в системе нескольких занятий, связанных одной темой, может быть следующей: «Постройте монологическое высказывание в форме реферата на основе предложенных выше статей» [1, с. 153]. В ходе подобной работы обучающиеся получают возможность понять, как относятся к образованию в России и с какими особенностями российской культуры это отношение к образованию исторически связано.
Выводы. Таким образом, работа с текстами документальной прозы в процессе обучения русскому языку иностранных обучающихся помогает не только овладеть изучаемым языком, но и повлиять на их ментальность, а также формирует межкультурную компетенцию. В данной работе важное значение следует отводить проблеме отбора текстов. Язык статьей Д. Лихачева, В. Пескова, В. Солоухина, Ю. Олеши сформировался на основе общения авторов с лучшими произведениями российских писателей. Эти авторы создали произведения, в которых обобщили представления образованных и культурных людей на понятия, являющиеся духовными ценностями нашей страны. Их произведения относятся к той категории документальной прозы, в которой проблемы поднимаются на общечеловеческий уровень и звучат актуально всегда.
Литература:
1. Русский язык: лингвострановедение. Учебное пособие, ч. 2. (Под общей редакцией Миловановой О.В.) - Издание МВАА, 2019, 262 с.
2. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского как иностранного. - Практический курс. - СПб, 2013, 289 с.
3. Шибко Н.Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного. - СПб, 2014, 368 с.
Педагогика
УДК 316.61
кандидат педагогических наук, доцент Моцовкина Елена Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
студент Алания Даниил Андреевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ)
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме психолого-педагогического влияния неформальных молодежных объединений, в частности социальных сетей на современную молодежь, на примере мобильного приложения Tiktok. Рассматривается различны стороны использования данного явления на социализацию подростков и молодежи. В исследование также проанализировано распространение контента Tiktok за последние 3 года и его роль в российском обществе.
Ключевые слова: неформальные молодежные объединения, социальные сети, Тикток, молодежь.
Annotation. This study is devoted to the problem of the psychological and pedagogical influence of informal youth associations, in particular social networks, on modern youth, using the example of the Tiktok mobile application. The different sides of the use of this phenomenon for the socialization of adolescents and youth are considered. The study also analyzed the distribution of Tiktok content over the past 3 years and its role in Russian society.
Keywords: informal youth associations, social networks, Tiktok, the youth.
Введение. Подростковый возраст является наиболее критичным для человека в отношении формирования ценностной ориентации личности, а также характеризуется развитием внутреннего противоречия. Здесь ребенок испытывает отсутствие
четких притязаний и адекватной самооценки, для него свойственна застенчивость и агрессивность. В рамках нормы проявляется и стремление к самостоятельности, которое важно правильно мотивировать с позиции взрослого. В ситуации противоречивых отношений со значимыми взрослыми, подросток стремится найти понимание в среде сверстников.
Однако для неформальных молодежных объединений наиболее типичным является повышенная конформность. Низкая сформированность критичности не позволяет анализировать подросткам идеи и мысли участников неформального объединений. Подростки стремятся стать такими, как и другие участники группы в отношении внешнего вида и речи, при этом складывается противоречивое значение участия в неформальной группе: стремясь к самовыражению подросток стремится стать таким же, как и все» [6].
Как нами было отмечено ранее, современные неформальные молодежные организации активно ведут свою деятельность в сети Интернет, что позволяет значительно расширить спектр их воздействия и увеличить количество приверженцев. Существует ряд неформальных объединений, которые на первый взгляд не имеют явной асоциальной направленности, однако при более детальном рассмотрении, становится очевидно, что они имеют деструктивное воздействие на личность подростка.
Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее популярных молодежных объединений сегодня являются тиктокеры. Это движение появилось в процессе создания популярной сегодня социальной сети «ЛкТок». Основателем этой сети является гражданин Китая Чжан Иминг, развитие этой сети было предназначено только для пользования внутри китайского рынка. В 2014 году эта сеть вышла на мировой уровень, однако смысл состоял в распространении образовательных видео для молодежи длительностью до 5 минут. Популярность этой сети объясняется множеством факторов:
1. Активную деятельность на ней ведут известные люди в разных направлениях.
2. Система рекомендаций позволяет быстро стать популярным в этой сети, найти единомышленников, поделиться результатами творчества.
3. На разработку контента не тратится большое количество времени, так как объем излагаемого материала четко ограничен.
Стоит обратить внимание на то, что на первый взгляд тиктокеры не занимаются ничем криминальным и опасным для жизни, однако это объединения является деструктивным, так как:
1. Смываются моральные и социальные границы. В погоне за популярностью молодые блогеры ЛкТока снимают видео различного асоциального формата.
2. Задаются опасные тенденции. Те же ролики зацеперов или пранкеров вписываются в формат этой социальной сети и становятся там популярными, что говорит о негативном влиянии на развитие моды и трендов.
За последние годы, было проведено не мало исследований влияние социальных сетей на подростков. ИЙок описывается как «ведущее место для короткометражного мобильного видео. Наша миссия - вдохновлять на творчество и приносить радость», - говорится на официальном сайте [9]. ИЙок был представлен в социальных сетях в сентябре 2016 года и быстро занял лидирующую роль во вселенной социального обмена [13]. С появлением множества знаменитостей, быстро добавляющих свой профиль на платформу, СМИ стали источником притяжения для подростков и молодых людей во всем мире. Икйзк можно описать как платформу, где люди могут делать видео продолжительностью около 15 секунд, а затем эти видео запускаются в цикле до тех пор, пока вы не решите перейти к следующему видео. Кроме того, можно объединять видеоклипы, что затем позволяет создавать 60-секундные клипы. Видео может включать музыкальные сэмплы, фильтры, быстрые сокращения, наклейки и другие дополнения [1]. В феврале 2020 года платформа имела около 800 миллионов пользователей по всему миру.
Активная аудитория ЛкТок в России в январе 2020 года составила 18 млн человек. Аналитические данные были показаны представителем ЛкТок на конференции «Маркетинг #реальноговремени» в Казани.
На текущий момент разрезы статистики выглядят следующим образом: месячная активная аудитория в России составила в январе 18 млн человек;
40% аудитории - это мужчины, а 60% - женщины;
43% аудитории составляют дети и подростки;
33% пользователей - это люди в возрасте от 18 до 24 лет;
21% - пользователи от 25 лет до 34 лет;
73% используют Android-устройства, а 27% - посещают сервис с iOS;
длина средней сессии в приложении составляет 45 минут; число просмотров видео в России составляет в месяц 20 млрд.
В мае 2019 года количество российских пользователей ИкТок составляло 8 млн человек. По итогам 2019 года, ежемесячно россияне просматривали в среднем 16 млрд и размещали 20 млн видео, делились 23 млн и ставили лайки 1,62 млрд роликам.
Но самое большое количество подписчиков 150 миллионов из них находятся в Китае, которые используют китайскую версию приложения, которая называется Douyin. ЛкТок нашел восторженную популярность в азиатских странах, таких как Камбоджа, Япония, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Вьетнам. Популярность в этих странах в значительной степени была взрывоопасной, для сравнения:
Instagram потребовалось почти шесть лет с момента своего основания, чтобы набрать такое количество активных пользователей, какое ИкТок удалось получить менее чем за три года. Facebook потребовалось более четырех лет, чтобы соответствовать количеству Икйзк (см. рис. 1) [8].
Загрузка ТИКТОКА
Рисунок 1. Загрузка tiktok
Тикток столкнулся с рядом споров, и в 2019 году он был запрещен в Индии на короткое время из-за "вопросов морали". В нескольких случаях его обвиняли в том, что он не делает достаточно для защиты пользователей, которые по большому счету являются молодыми подростками и молодыми взрослыми. Tiktok был исследован в США по вопросам национальной безопасности, но, несмотря на эти недостатки, приложение оказалось устойчивым к критике и любой реакции со стороны критиков [5].
Это исследование нацелено на молодых студентов, которые все чаще используют приложение Tiktok. Он будет смотреть на то, как молодые люди используют это приложение, а также на то, какое влияние оно оказывает на жизнь того, кого в народе называют Поколением Z. Население поколения Z, которое состоит из людей, родившихся в период с 1997 по 2012 год, умело использует мобильные инструменты, такие как мобильные телефоны и планшеты, чтобы выразить себя, и TikTok как раз является одной из сотен возможностей, которые дают им платформу для этого [3].
Социальные сети дают подросткам возможность идентифицировать себя с другими пользователями, имеющими схожие интересы, но также предлагают сравнение с другими пользователями. Это сравнение распространено во всех поколениях подростков, но становится в определенной степени более анонимным в социальных сетях. Поскольку идентификация играет определенную роль в развитии молодежи, социальные сети предлагают это без необходимости прямого взаимодействия. Исследователи изучали использование социальных сетей и, помимо прохождения времени, развлечений и поиска информации, межличностных/интерактивных поисков, основных поисков, выполняемых подростками и молодыми взрослыми. Исследования показали, что среди групп молодых людей, пользующихся социальными сетями, причиной использования платформ является преодоление воспринимаемых недостатков внутри себя [6].
Социальные сети все чаще становятся важным компонентом нашей жизни. От президентов до первоклассников теперь прочесывают платформы социальных сетей и вносят свой вклад в непрерывный поток информации, видео и форумов с картинками, который существует. В статье New York Times необходимость участия в социальных сетях описывается как «Страх упустить», статья, продолжающаяся с добавлением простоты жизни, такой как концерт, тайный пляж или поздний завтрак, становится значимой для понимания того, что мы являемся частью большего сообщества [7]. Социальные сети больше не могут быть проигнорированы в повседневной повестке личной жизни людей и политических мнений. Во время инаугурации нового президента Бразилии Жаира Больсонаро его сторонники начали скандировать: «Фейсбук, Фейсбук, Фейсбук!» - кричала толпа. "WhatsApp, WhatsApp, WhatsApp!", приписывая платформам победу своего любимого президента [8]. Новейшая ветвь этой коллекции стал -Tiktok.
Большинство платформ социальных сетей породили новый поток возможностей для получения дохода, для социальной сети появление влиятельных стало синонимом возможности неталантливой славы, поскольку все больше и больше берут на себя платформы, чтобы создать карьеру для себя. TikTok, как и другие платформы социальных сетей, имеет свою долю влиятельных людей, и 15-секундное видео делает его магнитом того, что в народе называют машинами мемов. Мем -машины-это влиятельные люди, которые зарабатывают деньги на просмотрах, лайках, комментариях и акциях. В настоящее время существует более 35 звезд TikTok, имеющих десятки миллионов подписчиков [2]. По сути, эта форма предпринимательства приветствуется, поскольку эволюция является сферой торговли и общего ноу-хау, но в какой-то степени эта форма рекламы все еще недостаточно регулируется и имеет риск быть оскорбительной в своем сообщении. В 2019 году индийское правительство приказало Google и Apple исключить Tiktok из списка своих приложений. Это произошло после решения суда, в котором выражалась озабоченность тем, что порнографические материалы распространялись через приложение. Тикток в то время уже был запрещен в Бангладеш и получил крупный штраф в США за незаконный сбор информации о детях [9].
Отсутствие регулирования оказывает влияние на пользователей, которые находятся в том возрасте, когда на них влияют тенденции в их сообществе, и по мере того, как сообщество перешло от локального к глобальному, появляется все больше возможностей для негативного влияния. Основная проблема с негативным взаимодействием заключается в том, что большинству опрошенных некуда было выплеснуть или сообщить об этих инцидентах. Хотя Tiktok предлагает опцию отчетности, большинство пользователей не будут отчитываться из-за отсутствия знаний о системе отчетности. Другой критик Tiktok заключается в том, что он создает антисоциальное поведение. Было заявлено, что растущая тенденция
платформ социальных сетей заставляет людей становиться все менее социальными. В заявлении говорится, что, когда молодые люди теряют интерес к учебе, они склонны «выпендриваться» через такие приложения, как Tiktok [10].
Это утверждение можно рассматривать как повторение поколениями озабоченности поведением молодежи и тем, как они взаимодействуют. На протяжении долгого времени старшие поколения беспокоились и находили новый способ социального взаимодействия негативным, но в случае Tiktok главная проблема и люди, которые злоупотребляют платформой, - это взрослые и средний возраст. В ходе беседы с молодыми пользователями подавляющее большинство из них связывались и обращались к пожилым людям, ищущим сексуальных услуг от молодых людей.
Общие результаты этого исследования подавляюще молодежь говорит в пользу Tiktok, но необходимо учитывать ограничения географических участников, и поэтому анализ результатов ограничивается мнениями и выводами, основанными на Республике Крым. Далее каждый вопрос обозначается процентом ответов в заданных вариантах.
Из результатов опроса видно, что целевые пользователи Tiktok довольны приложением. Хотя у большого процента молодых людей был негативный опыт работы с этим приложением, оно, по-видимому, не является сдерживающим фактором от его использования. По сравнению с другими опросами приложений, также кажется, что Tiktok имеет хорошую службу защиты. Многие другие пользователи, например, Instagram, были нацелены и имели очень негативный опыт работы с этими приложениями. Существует также тот факт, что приложение в значительной степени используется как телефонное или планшетное приложение, что наводит на мысль о том, куда компьютер движется в будущем. Родителям бывает трудно понять, действительно ли это безопасно. Видео TikTok своим пользователям кажутся безобидными и творческими забавами, но родители, похоже, находят, что существуют пробелы в использовании безопасности приложения [11].
Однако не следует забывать, что любая социальная сеть имеет трудности с пользователями и что родители на протяжении многих поколений видят опасность во временных тенденциях. Хотя Tiktok был оштрафован на миллионы долларов в США, он все еще не достиг уровня проблем с интерфейсом Facebook и других социальных медиа-платформ [11].
Выводы. Таким образом, следует отметить, что на данный момент приложение, похоже, не является проблемой для своих пользователей, а скорее проблемой для опекунства пользователей. Это может быть связано с незнанием приложения, но это также может быть симптомом того времени, которое мы занимаем в данный момент, когда существует разрыв между ограниченными грамотными пользователями технологий и очень грамотными пользователями технологий.
Литература:
1. А. Меола, «Бизнес-инсайдер», 2020 года. [Онлайн]. Доступно:https://www.businessinsiderxom/tiktok-marketing-trends-predictions 2020
2. А. Гупта, «Как Тик Ток влияет на молодежь»: Тик Ток Негативное Влияние На Молодое Поколение», Techchums, 2020 г.
3. З. Бошамп, «Социальные медиа гниют демократию изнутри», ВОКС. - 2020 г.
4. М. Икбал, «Бизнес приложений», 24 апреля 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://www.businessofapps.com/data/tik-tok-statistics/.
5. М. Мохсин, Оберло, 20 февраля 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://www.oberlo.com/blog/tiktok-statistics.
6. П. Валери Баркер, «старших подростков мотивации на сайт социальной сети, использование:, «киберпсихологии и поведение: влияние Интернета, мультимедиа и виртуальной реальности на поведение и общество». - 2009.
7. Социальные сети в мобильном телефоне: обзор популярных приложений // Osp.ru // URL: https://www.osp.ru/pcworld/2011/10/13010968/
8. Статистика и обновления TikTok 2020г. // tokblog.ru // URL: https://tokblog.ru/statistika-i-obnovleniya-tiktok/
9. Тик-Ток, «О тик-токе», 2020. [Онлайн]. Доступно: https://www.tiktok.com/about?lang=en.
10. Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России. - 2019 г // Deloitte.com//URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technologymedia-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html.
11. Ю. Герман, « TikTok - это переписывание мира» Нью-Йорк Таймс, 2020 г.
12. Parkin, «Tiktok: India bans video sharing app», The Guardian, 2020 г.
13. К. Sehl, "Hootsuits", 2 марта 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://blog.hootsuite.com/what-is-tiktok/. https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technologymedia-and
14. F. Ucciferri, «Parents' Ultimate Guide to TikTok», Common sense media, 2020 года.
Педагогика
УДК 378.046
начальник кафедры боевой, физической и
тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич
Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский ИПКР ФСИН России» (г. Киров); старший преподаватель кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Редников Андрей Николаевич
Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский ИПКР ФСИН России» (г. Киров)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной социализации сотрудников уголовно-исполнительной системы как влияющего фактора в процессе принятия решений и действий в чрезвычайных обстоятельствах. Для повышения уровня профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы авторы предлагают рассматривать необходимость развития их социальной компетентности. В целом успешная профессиональная социализация сотрудников обеспечивает выполнение служебных задач.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональная социализация, социальная компетентность, личная безопасность, общественная безопасность, чрезвычайные обстоятельства.
Annotation. The article deals with the issues of professional socialization of employees of the penal system as an influencing factor in the process of decision-making and actions in emergency situations. To increase the level of professionalism of employees of the penal system, the authors propose to consider the need to develop their social competence. In general, successful professional socialization of employees ensures the fulfillment of official tasks.