Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом'

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1071
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / РЕБЕНОК СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY / CHILD WITH A COMPLEX DISORDER / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысова А.А., Матвеева А.А.

Введение. В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, обусловленная противоречием между значимостью данной проблемы и недостаточностью практических рекомендаций к сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом. Цель статьи обосновать содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов, подбор и адаптация диагностических методик, изучающих особенности развития ребенка со сложным дефектом, состояние детско-родительских взаимоотношений в его семье, а также анализ экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента. Результаты. Уточнены теоретические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, определены методики для изучения состояния детско-родительских отношений в данной семье, на практике апробировано содержание коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения членов семьи ребенка со сложным дефектом. Обсуждение. Результативностью исследования можно считать положительную динамику в формировании жизненных компетенций у ребенка со сложным дефектом, решение проблем эмоционального выгорания матери и трудностей отца, повышение уровня компетентности членов семьи в работе с ребенком и изменение отношения к нему. Заключение. Делается вывод о том, что реализация предложенного содержания работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом способствует как развитию самого ребенка, так и решению трудностей взаимодействия родителей с ним и проблемы эмоционального выгорания матери. Основные положения: доказано, что психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом станет эффективнее, если будет осуществляться как с самим ребенком в виде коррекционной работы по развитию его зрительного и слухового восприятия, на этой основе формирование навыков самообслуживания и взаимодействия, так и с его родителями в виде психокоррекционной работы по преодолению их эмоционального выгорания, а также освоению родителями способов взаимодействия с ребенком, его обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лысова А.А., Матвеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF A FAMILY WITH A CHILD WITH A COMPLEX DISORDER

Introduction. The article substantiates the need for psychological and pedagogical support of a family with a child with a complex disorder. Necessity of the need is due to a contradiction between the significance of this problem and the lack of practical recommendations for accompanying the family with a child with a complex disorder. The purpose of the article is to substantiate the content of correctional actions on the psychological and pedagogical support of the family with a child with a complex disorder. Materials and methods. The main research methods were the analysis of psychological and pedagogical literature, the study of the experience of teachers, the selection and adaptation of diagnostic techniques, analysis of child-parent relationships in the family, and the experimental information and results achieved during the experiment. Results. Clarification of the theoretical approaches to solving the problem of psychological and pedagogical support of the family with a child with a complex disorderdeveloping of the methods for studying the state of parent-child relationships in family, approbation of the practice of corrective and developmental actions in the process of psychological and pedagogical support of family with a child with a complexdisorder. Discussion. The performance of the research is a positive trend in the development of life competencies in a child with a complex disorder, solving the mother’s emotional problems and father’s difficulties, raising the level of competence of family members in working with the child and changing attitudes towards him. Conclusion. Executing the proposed actions on psychological and pedagogical support of the family with a child with a complex disordercontributes both the development of the child and the solution of the difficulties of relationships between the parents and the emotional problem of the parents. Highlights: It’s proved that psychological and pedagogical support of a familywith a child with a complex disorder will become more effective if carried out as with the child in the form of remedial development of his visual and auditory perception, and on this basis the formation of self-care skills and interaction; and with his parents in the form of psychocorrectional work on overcoming their emotional problemsand their mastering the methods of interaction with the child.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложным дефектом»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.20.25.011

УДК 371.9:15 ББК 74.5:88

а

«о

«О

«О

О О

А. А. Лысова1, А. А. Матвеева2

^RCID № 0000-0001-6624-2270 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: leccor@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-0375-2975 Учитель-дефектолог Муниципального автономного учреждения

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курчатовского района г. Челябинск». г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: arina_bax@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Аннотация

Введение. В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, обусловленная противоречием между значимостью данной проблемы и недостаточностью практических рекомендаций к сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.

Цель статьи — обосновать содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов, подбор и адаптация диагностических методик, изучающих особенности развития ребенка со сложным дефектом, состояние детско-родительских взаимоотношений в его семье, а также анализ

^ экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента.

Результаты. Уточнены теоретические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка со сложным дефектом, определены методики для изучения состояния детско-роди-тельских отношений в данной семье, на практике апробировано содержание коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения членов семьи ребенка со сложным дефектом.

Обсуждение. Результативностью исследования можно считать положительную динамику в формировании жизненных компетенций у ребенка со сложным дефектом, решение проблем эмоционального выгорания матери и трудностей отца, повышение уровня компетентности членов семьи в работе с ребенком и изменение отношения к нему.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация предложенного содержания работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка со сложным дефектом способствует как развитию самого ребенка, так и решению трудностей взаимодействия родителей с ним и проблемы эмоционального выгорания матери.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семьи, ребенок со сложным дефектом, детско-родительские отношения.

Основные положения:

- доказано, что психолого-педагогическое сопровождение семьи | ребенка со сложным дефектом станет эффективнее, если будет осуществляться как с самим ребенком в виде коррекционной работы по развитию его зрительного и слухового восприятия, на этой основе формирование навыков самообслуживания и взаимодействия, так и с его родителями в виде психокоррекционной работы по преодолению их эмоционального выгорания, а также освоению родителями способов взаимодействия с ребенком, его обучения и воспитания.

1 Введение (Introduction) нятие «психолого-педагогическое

В теории педагогики и в педаго- сопровождение». Его особенности

гической практике последнего де- для детей с различными нарушени-

сятилетия активно используется по- ями развития раскрываются в рабо-

оК

Ъ

ж *

а о о

2 о

№ №

тах И. М. Бгажноковой, Л. Б. Баря-евой, Е. А. Стребелевой и др. По мнению отечественных специалистов, сложный дефект характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрение, слух, речь, умственное развитие), в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему [1; 2]. Появление в семье ребенка со сложной структурой нарушения в развитии приводит к возникновению многих проблем. Исследования Л. М. Шипицыной свидетельствуют о том, что семьи, имеющие детей с нарушениями психического развития, обладают следующими признаками:

1) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, тревогу и усталость;

2) родители чувствуют раздражение и неудовлетворенность из-за

а

| личностных и поведенческих осо-

50

I бенностей детей;

^ 3) нарушаются и искажаются се-

^ мейные взаимоотношения;

§

8 4) снижается социальный статус

^ семьи: родители скрывают диагноз

ребенка от ближайшего окружения, сужается круг «внесемейного функционирования»;

5) в семье возникает «особый психологический конфликт», который является следствием столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и обучению ребенка. Все это приводит к формированию у членов семьи принятия или непринятия «особого» ребенка. Родительская неадекватность в его принятии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцирует развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формирует дезадаптивные характерологические черты личности (тревожность, агрессия, отгороженность). [3].

Следует отметить, что только в единичных источниках представлены организация и содержание сопровождения детей со сложным дефектом [4; 5; 6]. Еще менее изученной является проблема сопровождения семьи такого ребенка, между тем от качества детско-родительских отношений зависит как развитие самого ребенка, так и эмоциональное благополучие членов семьи [7].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Основными методами исследования являются изучение научной литературы по выбранной проблеме, использование диагностических методик: анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В. В. Ткачевой, социограмма «Моя семья» (В. И. Ткачева), методика эмоционального выгорания (родительского) В. В. Бойко и разработка содержания коррек-ционной работы по формированию жизненных компетенций у ребенка со сложным дефектом, решению проблем взаимодействия родителей со своим ребенком и проблем эмоционального выгорания матери.

Методологическую основу исследования составляют: деятельностный подход к обучению детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Элько-нин и др.); положения о деятельности и общении как факторах формирования личности ребенка (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (И. М. Бгажнокова,

Л. Б. Баряева, А. А. Катаева, Е. А. Стре-белева и др.); исследования вопроса о роли семьи в психическом развитии ребенка с ОВЗ (В. В. Ткачева, И. Ю. Левченко, Л. М. Шипицы-на и др.).

В исследовании принимала участие семья ребенка со сложным дефектом в виде умеренной умственной отсталости, детского церебрального паралича спастико-атактичес-кой формы, гиперметропии слабой степени с астигматизмом. Ребенку 7 лет. Состав семьи: мама, папа, ребенок со сложным дефектом и его младшая сестра.

В первой серии исследования в соответствии с анкетой «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» Особенности личности и эмоциональных контактов ребенка со сложным дефектом исследовались В. В. Ткачевой с помощью 9 критериев. Оценка результатов осуществлялась подсчетом баллов (0, 1, 2 балла). На этапе констатирующего эксперимента выявлен низкий уровень (1 балл) по 7 критериям: отношение к обучению, принятие инструкции, соблюдение правил поведения, эмоцио-

§

о

г

о 5

№ д

а г о г и ч № с

о № с

о 3

о

№ о

д

№ Ж U №

О-

и 3

Ж *

а с

о § о

д № №

а в е е в

,а в о с

нальная реакция и способность к взаимодействию, в том числе с матерью. Отсутствующими критериями явились установление контакта из-за отсутствия у ребенка желания взаимодействовать с другими, приобретение жизненных умений и навыков из-за сложностей воспитания и обучения в семье. С помощью данного анкетирования определены основные направления сопровождения семьи ребенка: работа по формированию взаимодействия у всех членов семьи и работа по формированию жизненных компетенций у ребенка.

Вторая серия исследования направлена на изучение взаимодействия членов семьи на трех этапах: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент с помощью социограммы «Моя семья» В. И. Ткачевой. Было выявлено, что после 2-х лет от рождения произошла отрицательная динамика в развитии ребенка, повлиявшая на взаимоотношения членов семьи. Большинство приобретенных ребенком навыков за 2 года жизни исчезло, что вызвало недоумение и растерянность родителей, появлению у них

признаков депрессивного состояния. С 2 до 7 лет жизни ребенка системных мероприятий по воспитанию и обучению ребенка не происходило, что отразилось на состоянии его развития. У мальчика отсутствовал зрительный контакт, он не реагировал на просьбы и инструкции взрослого подойти куда-то, подать что-то, отсутствовали навыки самообслуживания (самостоятельный прием пищи, пользование туалетом, умывание, одевание). Полученные результаты помогли выявить целевые ориентиры по формированию совместной деятельности членов семьи и содержание коррекцион-ной работы с ребенком.

Третья серия исследования направлена на изучение эмоционального состояния родителей с помощью методики В. В. Бойко. Относительно матери ребенка выяснилось, что у нее сформировавшимися оказались фаза резистенции и фаза истощения. Именно в этих фазах находилось большинство из доминирующих симптомов. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно ска-

зать, что после того, как у ребенка стала прогрессировать отрицательная динамика развития, мать стремилась ограничить себя и своего ребенка от внешнего мира, стесняясь его и не понимая его дефект. Тем самым мама усугубляла свое эмоциональное положение, а также развитие своего ребенка. Выявление сложившихся симптомов в виде неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита помогло определиться с методами психокоррек-ционной работы с матерью.

3 Результаты (Results)

Психолого-педагогическое сопровождение включало в себя три направления: работа с ребенком, работа с мамой и работа с папой.

Работа с ребенком содержала в себе формирование навыков совместной деятельности: ребенок -мама, ребенок - папа, мама - папа, мама - папа - ребенок. Были использованы такие методические приемы, как «Похвали-ка», «Приглашение», «Всё вместе» и т. д. Работа по формированию жизненных компетенций у ребенка в области са-

мообслуживания и ухода за собой осуществлялась на основе развития зрительного и слухового восприятия, навыков имитации. Для этого использовались такие методические приемы, как «Показ», «Сначала -потом» и т. д.

В содержание работы с мамой включена работа по преодолению сложившихся у нее симптомов в виде неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефици- | та. Для этого использовались мето- § ды «Зеркало», «Принятие» и др. Оба i родителя были привлечены к таким § формам работы, как просвещение, § беседы (индивидуальные и группо- §

S

вые), консультации по вопросам обу- |

чения ребенка со сложным дефек- §

том, семинары-практикумы с раз- |

i

бором возникающих проблем, ро- i

дительские лектории, которые про- |

водились специалистами на базе ъ

МАУ «ЦППМСП Курчатовского I

района г. Челябинск». §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Обсуждение (Discussion) §

На этапе контрольного экспери- g

S

мента в первой серии исследования i

дополучены результаты, отраженные g

в таблице (Таблица 1). g

Таблица 1 — Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы ребенка с тяжелыми нарушениями развития (В. В. Ткачева) Table 1 — Appraisal of the emotional and communicative-behavioral aspects of a child with serious growth disorders (V. V. Tkacheva)

Начало Конец

Шкала сопровождения, сопровождения,

балл балл

Отношение к обучению 1 2

Способность взаимодействовать 1 2

Принятие инструкции 1 3

Соблюдение правил поведения 1 2

Эмоциональная реакция 1 3

Продолжительность занятий 1 3

Установление контакта 0 1

Приобретение навыков 0 3

Взаимодействие с матерью 1 1

Всего: 7 20

Мы наблюдали динамику развития ребенка по 8 критериям из 9. В соответствии с балльной оценкой хороший уровень динамики получен по следующим критериям: принятие инструкции, эмоциональная реакция, продолжительность занятия, приобретение навыков. Средний уровень по критериям: отношение к обучению, способность к взаимодействию, соблюдение правил поведения, установление контакта. Проблемным критерием на конец исследования остается взаимодействие

с матерью. Мальчик научился отзываться на свое имя, был установлен зрительный контакт, по образцу и по словесной инструкции мальчик начал выполнять несложные движения, появилась эмоциональная реакция на результат деятельности, продолжительность занятия возросла с 5 минут до 20 минут. Ребенок научился снимать с себя часть одежды, с помощью взрослого выполнять утренний туалет, у него улучшился прием пищи (пьет самостоятельно, употребляет пищу с неко-

торой помощью).

Во второй серии исследования изучалось взаимодействие членов семьи после проведения коррекци-онной работы с использованием социограммы «Моя семья в настоящее время» В. И. Ткачевой. Выявлено, что родители научились взаимодействовать с ребенком и решать проблемы его воспитания и обучения. Отношение к нему стало более внимательным и деятельным. Родители стали привлекать младшего ребенка к взаимодействию с Димой, занятия стали намного продуктивнее и интереснее за счет того, что младший ребенок направляет старшего ребенка со сложным дефектом и помогает ему. У родителей исчезла тревога и страх по отношению к взаимодействию Димы с другими детьми.

В третьей серии исследования с помощью индивидуальной работы с родителями достигнуты определенные положительные результаты

в состоянии эмоционального выгорания матери и его предпосылок у отца. Мы добились понимания родителями особенностей и перспектив развития ребенка, принятия ребенка со сложным дефектом, повысили самооценку матери и сняли у нее напряжение и эмоциональную тревожность.

5 Заключение (Conclusion)

Полученные результаты работы позволяют сделать вывод, что если коррекционная работа с ребенком со сложным дефектом будет проходить в постоянном режиме, то она позволит достичь значительных результатов не только в развитии его психических и физических функций, но и в эмоциональном состоянии членов семьи ребенка. Главным условием успешности этой работы является взаимодействие между следующими участниками образовательного процесса: родители -педагоги, педагоги - ребенок, ребенок - родители.

Библиографический список

1. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. 1996. № 3. С. 47-55.

2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006. - 240 с.

3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : Речь, 2005. - 477 с.

о

S §

о

г о

s

№ д

а г о г и ч № с

о № с о

о

№ о

g

№ н и №

О-

U №

н «

а с

о § о

g № ф №

к

4. Платонова С. В., Прокопьева М. М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 269-273.

5. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. с.75-86

6. Жигорева М. В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями : монография. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 145 с.

7. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 358-360.

A. A. Lysova1, A. A. Matveeva2

^RCID No. 0000-0001-6624-2270 Pedagogical PhD, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: leccor@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-0375-2975 Teacher in defectology of "Center of the psychological, educational, medical and social assistance of the Kurchatov district of Chelyabinsk",

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: arina_bax@mail.ru

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF A FAMILY WITH A CHILD WITH A COMPLEX DISORDER

Abstract

Introduction. The article substantiates the need for psycho-| logical and pedagogical support of a family with a child with a I complex disorder. Necessity of the need is due to a contradiction ^ between the significance of this problem and the lack of practical ^ recommendations for accompanying the family with a child with a

a"

! complex disorder.

^ The purpose of the article is to substantiate the content of

^ correctional actions on the psychological and pedagogical support

of the family with a child with a complex disorder.

Materials and methods. The main research methods were the analysis of psychological and pedagogical literature, the study of the experience of teachers, the selection and adaptation of diagnostic techniques, analysis of child-parent relationships in the family, and the experimental information and results achieved during the experiment.

Results. Clarification of the theoretical approaches to solving the problem of psychological and pedagogical support of the family with a child with a complex disorderdeveloping of the methods for studying the state of parent-child relationships in family, approbation of the practice of corrective and developmental actions in the process of psychological and pedagogical support of family with a child with a complexdisorder.

Discussion. The performance of the research is a positive trend in the development of life competencies in a child with a complex disorder, solving the mother's emotional problems and father's difficulties, raising the level of competence of family members in working with the child and changing attitudes towards him.

Conclusion. Executing the proposed actions on psychological and pedagogical support of the family with a child with a complex disordercontributes both the development of the child and the solution of the difficulties of relationships between the parents and the emotional problem of the parents.

Keywords: psychological and pedagogical support of the family, child with a complex disorder, child-parent relationship. S Highlights: ^

It's proved that psychological and pedagogical support of a fa-milywith a child with a complex disorder will become more effective if carried out as with the child in the form of remedial development of his visual and auditory perception, and on this basis the formation of self-care skills and interaction; and with his parents

c ^

o

0

1 c'

a ^^

P №

t

i a

t o

o -

a

a

in the form of psychocorrectional work on overcoming their emotional problemsand their mastering the methods of interaction with the child.

References

1. Basilova T. A. (1996) Vospitaniye v sem'ye rebenka rannego vozrasta so slozhnym sensornym ili mnozhestvennym narusheniyem [Education in the family of a young child with complex sensory or multiple disorders]. Defektologiya. 3, 47-55. (In Russian).

2. Zhigoreva M.V. (2006) Deti s kompleksnymi narusheniyami v razvitii: peda-gogicheskayapomoshch' [Children with complex developmental disorders: pedagogical assistance]. Moscow, 240 p. (In Russian).

3. Shipitsyna L.M. (2005) "Neobuchaemyy" rebenok v sem'eiobshchestve. Sotsi-alizatsiyadetey s narusheniemintellekta ["Uneducated" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities], St. Petersburg, Rech. 477p. (In Russian).

4. Platonova S.V., Prokop'eva M.M. (2017) Psikhologo-pedagogicheskoye so-provozh-deniye sem'i rebenka s umstvennoy otstalost'yu [Psychological and pedagogical support of the child's family with mental retardation. Nauchno-metodicheskiy elektron-nyy zhurnal "Kontsept". 6, 269-273 (In Russian).

5. Stepanova N.A., Leshchenko S.G., Khaidov S.K. (2017) Psikhologo-pedagog-icheskoye soprovozhdeniye sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: organi-zatsiya, soderzhaniye, tekhnologii [Psychological and pedagogical support of the family of a child with disabilities: organization, content, technology]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 5, 75-86 (In Russian).

6. Zhigoreva M.V (2009) Kompleksnaya model' soprovozhdeniya razvitiya dosh-kol'nikov so slozhnymi narusheniyami [Complete model of preschool with complex disorders supporting. Monography]. Monografiya. Moscow, Redaktsionno-izdatel'skiy tsentr Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M. A. Sholo-

| khova. 145p. (In Russian).

| 7. Pavlova K.E. (2017) Detsko-roditel'skiye otnosheniya kak osno-va blagopo-

luchnoy sotsializatsii detey [Parent-child relations as a basis for the successful socialization of children]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhur-nal "Kontsept". 25, 358-360

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sf (In Russian).

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.