Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике в сфере детского отдыха и оздоровления'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике в сфере детского отдыха и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СФЕРА ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЕССИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / THE FI ELD OF CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT CONSULTING SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Л. В.

В статье представлена система психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к летней педагогической практике в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков и их личностного саморазвития в ситуации творческого взаимодействия «преподаватель студент социум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF STUDENTS` PREPARING FOR A SUMMER IN TERNSHIP IN THE FIELD OF CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT

The article presents a system of psychological and pedagogical support of the students` preparation for summer teaching practice in the fi eld of recreation and health of children and adolescents,and their personal self-development in a situation of creative interaction between teacher student society».

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике в сфере детского отдыха и оздоровления»

УДК 378.147.88:371.72 Л.В. ВОРОНКОВА

доцент, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет

UDC 378.147.88:371.72 L.V. VORONKOVA

Associate Professor, Department of General pedagogy,

Orel State University

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

PSYCHO- PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF STUDENTS' PREPARING FOR A SUMMER IN TERNSHIP IN THE FIELD OF CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT

В статье представлена система психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к летней педагогической практике в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков и их личностного саморазвития в ситуации творческого взаимодействия «преподаватель - студент - социум».

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, сфера детского отдыха и оздоровления, консультационная сессия.

The article presents a system of psychological and pedagogical support of the students" preparation for summer teaching practice in the field of recreation and health of children and adolescents,and their personal self-development in a situation of creative interaction between "teacher - student - society».

Keywords: psycho-pedagogical support, the field of children's recreation and health improvement consulting session.

Общество перед системой профессионального образования ставит проблему, связанную с решением вопроса кадровой подготовки специалистов детского отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи. Актуальность проблемы подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей обусловлена следующими факторами:

- изменением подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков и требований к уровню подготовки педагогических кадров;

- ограниченным числом практико-ориентированных и научных разработок по проблемам организации различных форм отдыха в современных социально-экономических условиях;

- отсутствием единого концептуального подхода к подготовке кадров.

Появление новых профессиональных задач перед организаторами летнего отдыха детей и противоречия между возможностями и потребностями системы образования обосновывают необходимость обновления системы подготовки кадров для работы в оздоровительных лагерях. Эти обстоятельства ставят перед системой высшего профессионального образования проблему, которую можно рассматривать как социальный заказ общества, диктующий необходимость усиления дифференцированной подготовки специалистов. В этой связи вопросы личностного развития студента и психолого-педагогического сопровождения его профессионально-педагогического развития и подготовки к летней производственной практике являются ключевыми в современной педагогической теории и практике работы

высших учебных заведений.

Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон психолого-педагогического сопровождения показало сложность и неоднозначность понимания данной категории в современной науке. Психолого-педагогическое сопровождение является прикладным направлением в подготовке специалистов, оно «обслуживает» процесс овладения фундаментальными теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками, обеспечивает их наилучшее усвоение. Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в образовательной среде университета.В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сопровождение при этом трактуется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам [1]. Задача психолого-педагогического сопровождения -это, прежде всего, актуализация саморазвития человека, его стремления к личностному и профессиональному росту [2]. Психолого-педагогическое сопровождение призвано не только оказывать своевременную помощь и поддержку, но и научить студента самостоятельно прео-

© Л.В. Воронкова © L.V. Voronkova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (64), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 64. 2015

долевать трудности на пути профессионального становления, ответственно относиться к своему становлению, помочь ему стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни [1].

На разных этапах профессионального становления на первый план выступают разные задачи психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Нас в данном случае интересует сопровождение на стадии подготовки студентов к производственной практике.

Мы разработали систему подготовки студентов к летней педагогической практике в условиях детского оздоровительного лагеря как учреждения дополнительного образования, которая предусматривает четыре уровня подготовки. Первый уровень - аудиторная работа студентов под руководством педагога, в ходе которой осуществляется теоретическая подготовка студентов в рамках освоения содержания программы спецкурса «Деятельность педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря». Студенты осваивают теоретические знания основ педагогики каникул. Второй уровень - самостоятельная работа, в которой студенты прослеживают связи педагогической теории и практики. Они самостоятельно выполняют задания психолого-педагогического практикума, направленного на методическую подготовку. Третий уровень - деятельность студентов в рамках учебной практики, направленная на технологическую подготовку в рамках учебной практики. Четвертый уровень - деятельность студентов в социальной среде «кафедра - университет - социум». Они самостоятельно организуют социально-педагогическую деятельность в образовательных организациях, направленную на реализацию своих педагогических идей и разработанных игровых и досуговых программ или реализацию социально-образовательных проектов.

Организация учебных занятий и конкретной педагогической деятельности строится на основе полученных теоретических знаний с опорой на целесообразно созданные преподавателем рефлексивные педагогические ситуации в деятельности, мышлении, общении. В деятельности - это использование групповых и индивидуальных форм работы, установки на кооперативную деятельность; в мышлении - приоритет отдается проблемно-поисковым заданиям; в общении - устанавливаются нормы взаимоуважения, сотрудничества, открытости.

Данная система подготовки студентов к летней педагогической практике позволяет формировать опыт практической деятельности если преподаватель в своей профессиональной деятельности использует психолого-педагогическое сопровождение как метод, в основе которого лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. С целью формирования субъектной позиции студентов в подготовке к практике мы организуем консультационную сессию, которая включает четыре этапа - четыре встречи, в рамках которых педагог проводит: сбор информации о готовности студентов к практике;оказывает помощь студентам в разработке программы профессионально-педагогического

саморазвития;ведет коррекционную работу; подводит совместно со студентами итоги реализации программы саморазвития и подготовки к практике.

Цель консультативной сессии - выявление оптимального пути подготовки студентов к практике, позволяющего за наименьшее количество времени эффективно продвигаться к поставленной цели - профессионально-педагогической готовности студентов к деятельности в качестве педагога-воспитателя (вожатого) в условиях детского оздоровительного лагеря. Преподаватель выступает в роли консультанта, начиная консультационную встречу с установления доверия между преподавателем и студентом, распределения ответственности за результаты подготовки к практике (за что отвечает он, а за что - студент), определения продолжительности сессии и составляет график консультаций.

Первый этап консультационной сессии - это сбор информации о готовности студентов к освоению программы подготовки к практике и педагогической деятельности в детском лагере. Сбор информации начинается с вопросов педагога-консультанта, которые условно можно объединить в пять групп. Первая группа вопросов консультанта: что вас волнует? Что вы хотите изменить в себе? Чего вы хотите избежать в работе с детьми в лагере? Эти вопросы позволяют выявить проблему, осознаваемую студентом в ситуации подготовки к практике в условиях детского оздоровительного лагеря и провести самоанализ личных ограничений (затруднений). Вторая группа вопросов определяет причины возникновения проблемы: что послужило причиной появления суждений и понимания поставленной проблемы? Когда вы подумали о данной проблеме в первый раз? Третья группа вопросов выявляет желаемый результат: что конкретно будет являться вашим результатом? Что вы хотите получить в ходе подготовки к работе с детьми в лагере? К чему вы будете стремиться? Что вы хотите получить взамен того, что есть сейчас? Четвертая группа вопросов определяет способы достижения планируемых результатов саморазвития и самоподготовки к деятельности в новых условиях детского лагеря: что произойдет после достижения вашей цели? Что вам даст решение проблемы? Как полученные результаты отразятся на вашей педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря? Пятая группа вопросов ориентирует консультанта на выявление ресурсов, которые позволят решить поставленную проблему и достичь цели саморазвития студентов в ходе подготовке к практике.

Данная система вопросов позволяет получить информацию, которая может быть систематизирована и использована при разработке студентом программы профессионального саморазвития на этапе подготовки к летней педагогической практике. В этом случае структура программы саморазвития и подготовки студента к практике, которую разрабатывает студент самостоятельно под руководством педагога-консультанта, может выражаться в следующих разделах: актуальность проблемы профессионального саморазвития, где указыва-

ются причины возникновения данной проблемы; цель и задачи саморазвития, которые мы рассматриваем как результат практической готовности студентов к практике; механизмы реализации программы, которые студент самостоятельно определяет и фиксирует в виде способов самосовершенствования и готовности к воспитательной деятельности, указывая конкретный комплекс мероприятий; ожидаемые результаты. Разработка программы профессионального саморазвития - это второй этап консультационной сессии.

Третий этап сессии предполагает промежуточный анализ и корректировку плана реализации программы профессионального саморазвития и подготовки к практике под руководством педагога-консультанта, который в коррекционной работе использует метод портфолио, что позволяет сместить акцент в процессе подготовки к практике с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, а также с оценки его учебной деятельности на самооценку. Важно, чтобы работа по формированию портфолио позволила фиксировать выполнение программы саморазвития и подготовки к практике и оценить уровень теоретической и практической готовности к практике.

Четвертый этап сессии - подведение итогов реализации программы саморазвития и подготовки к практике и консультационной сессии в целом. На этом этапе используется прием «погружение» в рефлексивную деятельность с целью анализа самостоятельной деятельности по реализации программы саморазвития и

подготовки к практике, выявления уровня готовности к педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Акцент в ходе рефлексии делается на совокупность усвоенных теоретический знаний педагогики досуга, сформированных умений и навыков организатора досуговой деятельности и способности самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию в решении педагогических задач.

В рамках консультативной сессии студенты учатся ставить перед собой цель профессионального саморазвития, формируя ожидания, - результат, выбирать пути достижения цели, активно включаться в деятельность социальной среды, анализировать собственную учебную деятельность, направленную на подготовку к летней производственной практике.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике с использованием метода консультационной сессии способствует формированию высокого уровня внутренней познавательной мотивации учебной деятельности, удовлетворенности взаимоотношениями с преподавателями и однокурсниками, что в целом создает благоприятные условия для дальнейшего профессионального развития студентов в образовательном пространстве университета и обеспечивает успешность вхождения в профессиональное сообщество специалистов сферы детского отдыха и оздоровления детей и прохождения педагогической практики

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2 изд., перераб., доп. M.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

2. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореферат дис... канд. психол. наук. СПб., 1992.

References

1. SeerE. F. Psychology ofprofessions: a manual for students. 2 ed., Rev., extra. M.: Academic project; Ekaterinburg: Business book, 2003. 336 p.

2. Slyusarev Y. V. Psychological support as a factor in enhancing self-development of personality: author's abstract of candidate of psychological sciences. SPb., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.