Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СОПРОВОЖДАЮЩИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенкова Е. И.

Статья посвящена рассмотрению идеи психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза. В статье дается авторское понимание «профессионально-ценностной установки», описываются ее основные характеристики, структурные компоненты, типы и уровни, называются критерии и показатели ее сформированности. Автор определяет основные аспекты психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза: аналитико-диагностический, просветительско-рекомендационный, деятельностно-консультационный, рефлексивно-корректирующий; обосновывает задачи указанного сопровождения, проводит параллель между понятиями «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка», отмечает ученых, занимавшихся исследованием данных вопросов. В статье определен круг лиц, выступающих в роли сопровождающих, перечислены некоторые формы сопровождающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенкова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза»

УДК 378.02

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА1

Статья посвящена рассмотрению идеи психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза. В статье дается авторское понимание «профессионально-ценностной установки», описываются ее основные характеристики, структурные компоненты, типы и уровни, называются критерии и показатели ее сформированности. Автор определяет основные аспекты психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза: аналитико-диагностический, просветительско-рекомендационный, деятельно-стно-консультационный, рефлексивно-корректирующий; обосновывает задачи указанного сопровождения, проводит параллель между понятиями «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка», отмечает ученых, занимавшихся исследованием данных вопросов. В статье определен круг лиц, выступающих в роли сопровождающих, перечислены некоторые формы сопровождающей деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательное пространство вуза, профессионально-ценностная установка, будущий специалист, сопровождающий.

Многообразие и сложность задач профессиональной подготовки будущих специалистов, переосмысление целей высшего образования, переход российских вузов к работе в рамках Болонского соглашения ставит перед высшими учебными заведениями новые задачи, поднимает уровень требований к выпускникам, преподавателям и кураторам вуза, переносит акцент с привычной деятельности (лекция - семинар - зачет) на самостоятельную работу студента, а в рамках реализации профессионального воспитания в вузе - на его аксиологическую, культурологическую, субъектную составляющие. Возрастает спрос на инициативного, творческого студента, сочетающего в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, способного к самостоятельному поиску эффективных способов профессионально ориентированной деятельности. В связи с этим становится необходимым приобщать будущих специалистов к культурным ценностям, включать в многообразные виды социально значимой, исследовательской, внеаудиторной деятельности, делать их активными субъектами образовательного пространства вуза, формировать у них профессионально-ценностную установку. Очевидно, что в свете новых требований профессионального образования и общества в целом, идея психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза приобретает особую значимость, так как призвана содействовать студентам на пути их личностного и профессионального становления.

Под профессионально-ценностной установкой будущих специалистов мы понимаем личностное новообразование, выражающееся в сформированности устойчивых ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоционального благополучия и творческого потенциала личности, и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность.

Е. И. Ерошенкова

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

[email protected]

1 Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Госконтракт № П1027 от 20 августа 2009 г.

Основными характеристиками профессионально-ценностной установки будущего специалиста являются: устойчивость, интенциональность, динамичность. Устойчивость выражается в степени константности профессионально-ценностной установки в определенный промежуток времени и может принимать стабильную и лабильную формы. Интенциональность проявляется в «предрасположении» субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении и может быть персональной или социальной. Динамичность выражается в подвижности профессионально-ценностной установки, ее возможности изменяться под влиянием различных воздействий в инертной или пластичной форме.

В структуре профессионально-ценностной установки будущего специалиста мы выделяем когнитивный, аффективный, конативный, рефлексивный и аксиологический компоненты, каждый из которых обладает специфичным содержанием и выполняет определенную функцию. Когнитивный компонент выполняет познавательную, ориентационную функции; аффективный - функцию защиты Я и функцию выражения; конативный - преобразующую, приспособительную и инструментальную (адаптивную, утилитарную) функции; рефлексивный - аналитическую и функцию самовыражения; аксиологический - направляющую, ценностно-экспрессивную и смыслообразующую функции.

О сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста можно судить, опираясь на потребностно-ценностный критерий, характеризующийся наличием потребности в осуществлении профессиональной деятельности, степенью осознания ценности будущей профессии, степенью сформированно-сти образа профессионального идеала; эмоционально-чувственный критерий, выражающийся в степени эмоционального благополучия студента, степени его позитивного настроя на профессию, способности к эмпатии и толерантности; и личност-но-творческий критерий, представленный стремлением к творческому целеполага-нию, самореализации, сотворчеству, уровнем рефлексии творческой деятельности, а также стремлением к актуализации опыта творческой деятельности.

Как показало проведенное нами исследование, существует 8 типов профессионально-ценностной установки будущего специалиста: фиктивный; утилитарный, амбивалентный; ситуативный; рациональный, потенциальный, перспективный, релевантный, и 5 уровней указанной выше установки: инфантильный, импульсивный, профессионально-теоретический, профессионально-практический, профессионально-ценностный.

Охарактеризуем только высший профессионально-ценностный уровень исследуемой установки, соответствующий ее релевантному типу. Студент, обладающий данным типом профессионально-ценностной установки, характеризуется наличием устойчивой потребности в осуществлении профессиональной деятельности, эмоциональным благополучием, положительным отношением и эмоциональным настроем на осуществление профессиональной деятельности, стабильным стремлением к творческому целеполаганию, самореализации, к сотворчеству. Он осознает ценность будущей профессии для общества, способен к эмпатии и толерантности, осуществляет рефлексию творческой деятельности. Образ профессионального идеала будущего специалиста пластичен, связан с возможностью его ценностного наполнения. Студент способен к актуализации опыта творческой профессионально ориентированной деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что формирование продуктивного типа профессионально-ценностной установки студентов - достаточно сложное явление, которое необходимо актуализировать в сознании будущих специалистов, то есть сопровождать процесс ее формирования на протяжении всего процесса обучения студентов в вузе. При этом необходимо учитывать начальный уровень сформирован-ности и тип профессионально-ценностной установки будущего специалиста и в соответствии с этим строить дальнейшую сопровождающую деятельность. Часто вузовские преподаватели не дифференцируют студентов по типу их профессионально-

ценностной установки, не персонифицируют свою деятельность и направляют ее либо только на студентов с продуктивным типом установки, либо только на тех студентов, чья профессионально-ценностная установка нуждается в коррекции. На наш взгляд, это не совсем верный подход, так как каждый студент, хотя и в различной степени, обладает творческим, интеллектуальным, исследовательским потенциалом, имеет определенную мировоззренческую установку, свою собственную аксиосферу, которые, с одной стороны, дают ему перспективы профессионального развития, а с другой - могут ограничивать его возможности в различных сферах. Поэтому необходимо, чтобы с помощью реализации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза студенты разобрались со своим ценностным миром, почувствовали в себе силы, узнали о своих возможностях и испытали потребность в профессионально-личностном саморазвитии и самореализации.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза - относительно новое направление в теории и практике высшей школы, имеющее, однако, глубокие исторические корни. Данное направление основано на гуманизации взаимоотношений в вузе, развитии студента в образовательном пространстве вуза, формировании его профессионально-ценностной установки. Именно сформированость этой установки студента является в некоторой степени мерилом качества психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза.

В реализации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста, на наш взгляд, важное место занимает Личность сопровождающего, ориентированная на создание условий (педагогических, психологических, социальных и др.) успешного обучения, воспитания, развития каждого студента, формирования у него профессионально-ценностной установки в ситуациях вузовского профессионально ориентированного взаимодействия.

В роли сопровождающих (тьюторов) в образовательном пространстве Белгородского государственного университета (БелГУ) выступают преподаватели, кураторы студенческих групп, научные руководители студентов, руководители кружка, секций, библиотекари, сотрудники научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» (педагоги, психологи) и т.д. Их задачей, на наш взгляд, является разработка и внедрение в практику университета таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому студенту возможности решения своих профессионально значимых потребностей - образовательных, возрастных, индивидуально-личностных. Именно в этом направлении и разворачивается сопровождающая деятельность по отношению к будущим специалистам в контексте взаимодействия, взаимопонимания, разнообразных форм сотрудничества преподавателей, кураторов, психологов, педагогов с кафедрами, администрацией факультета и университета. Наличие общей цели сопровождения, направленной на формирование профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза, делает всех субъектов профессионального становления студентов равноправными и равно ответственными в ее реализации, задает общее поле для сотрудничества, «встречи» ценностных устремлений, объединения усилий и ресурсов.

В связи с этим возникает множество проблем организационного характера. Например, в каких формах закрепить обмен информацией о студенте, как выработать общую стратегию психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза и т.д. Отвечая на эти вопросы, мы предлагаем в качестве координатора сопровождающей деятельности по формированию профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза опреде-

лить куратора студенческой группы, который, осуществляя воспитательную деятельность в вузе, взаимодействует со всеми вышеперечисленными субъектами профессионального становления студентов, внимательно относится к будущему специалисту, его желаниям и потребностям, фиксирует его достижения и возникающие трудности, заносит их в электронный дневник куратора, специально созданный в БелГУ для сбора различной профессионально значимой информации о студенте. Куратор помогает будущему специалисту советом и собственным примером ориентироваться в мире будущей профессии, учит чутко относиться к себе и окружающим. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути, ориентиры, ценности, а лишь при необходимости помогает студенту определиться со своим ценностным миром, откорректировать его, наполнить новыми ценностями. Именно в таком сопровождении процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза видится нам ценностный смысл влияния Личности сопровождающего на установку будущего специалиста. Это подтверждается исследованиями и в области теории установки К. Ховланда, Р.Ф. Вейса, которые показали, что коммуникатор, тьютор, куратор, обладающий доверием, имеет большие возможности влиять на установку аудитории.

Анализ различных информационных источников позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы разделяют термины «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение»).

Проблемам психологической поддержки уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги А. Байярд, Р. Бернс, Т.Г. Гордон и др. Они утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека, а не во вне. Начиная с исследований Р. Бернса, поддержку в условиях процесса образования не подразделяют на психологическую и педагогическую.

В современной отечественной науке вопросы психологической и педагогической поддержки нашли свое развитие в трудах многих исследователей. Так, А.А. Бо-далев рассматривает «психологическую поддержку» как условие для создания доброжелательного психологического климата, А.Г. Асмолов - как содействие ребенку в его развитии. «Педагогическую поддержку» А.В. Мудрик понимает как помощь в социальном воспитании, О.С. Газман - как поддержку ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации, Т.А. Мерцалова - как помощь в самопознании, Н.Б. Крылова -как оказание помощи детям в решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации. В работах В.К. Зарецкого, И.Ю. Шустовой отмечается роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения и самоанализа.

Пути педагогической помощи школьнику рассматривают в своих работах А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Б.П. Никитин, Н.Е. Щуркова и др., предлагая гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности, позволяющие не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать становление личности. Развивая эти идеи, Е.В. Руденский, Л.Г. Субботин совмещают психологическую и педагогическую составляющие поддержки и под «психолого-педагогическим сопровождением учащихся» понимают целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Крылова Н.Б. выделяет педагогическую (решение задач обучения и воспитания), психологическую (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственную (решение нравственных противоречий) составляющие сопровождения и связывает их с процессами содействия: сочувствием, сопереживанием, сотрудниче-

ством, которые помогают личности на пути саморазвития. Таким образом, объединяются психологическая и педагогическая составляющие процесса сопровождения. Считаем, что такой подход продуктивен и в формировании профессионально-ценностной установки будущих специалистов.

Ряд известных отечественных ученых, в частности И.В. Дубровина, Е.И. Рогов, используют в качестве синонима к «сопровождению» - близкое по смыслу слово -«содействие». В толковом словаре русского языка - «сопровождать» - значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. То есть, применительно к нашему исследованию, сопровождение студента в его профессиональном становлении, в формировании у него профессионально-ценностной установки, - это движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, чтобы при необходимости актуализировать возможности его профессионального роста.

Исходя из вышеизложенного определим, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза - это создание психолого-педагогических условий для успешного формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста и его профессионально-личностного развития в ситуации вузовского взаимодействия. При этом следует учитывать единство четырех его аспектов реализации.

Первый аспект - аналитико-диагностический, предполагающий систематическое наблюдение за психолого-педагогическим и профессиональным статусом студента с точки зрения его профессионально-ценностной установки, актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Эта задача многими вузовскими преподавателями, кураторами и т.д. воспринимается как чисто диагностическая, предполагающая проведение со студентами имеющихся в наличии разнообразных методик и частичное отслеживание динамики в некоторых показателях у всех студентов (или выбранной группы) путем частого проведения одних и тех же методик. Нам данный аспект сопровождающей деятельности представляется сложнее, содержательнее и осмысленнее. Для выявления исходного уровня сформированности профессионально-ценностной установки студента, а далее и ее динамики, сопровождающий должен иметь четкое представление о параметрах, которые необходимо изучать и обследовать, а также об определенных критериях для оценки состояния сформированности конкретного показателя изучаемого явления; располагать соответствующим диагностическим инструментарием; иметь возможность изучать профессионально-ценностную установку студентов в течение всех лет обучения в вузе и делать это с необходимой и достаточной частотой.

Такое понимание сопровождающей деятельности по формированию профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза ведет к формированию системы представлений:

- о мировоззренческом и профессионально-ценностном типе установки будущего специалиста, о тех параметрах, которые необходимо изучать для успешного психолого-педагогического сопровождения каждого студента;

- о системе психолого-педагогических требований к содержанию и уровню сформированности показателей профессионально-ценностной установки студентов на различных этапах обучения в вузе, оценки реального уровня сформированности профессионально-ценностной установки и перспектив ее формирования у каждого студента;

- о принципах построения и выбора конкретных диагностических процедур обследования критериев и показателей профессионально-ценностной установки;

- организации диагностической работы в образовательном пространстве вуза с выделением основных параллелей, участвующих в экспериментальной работе.

Анализ состояния уровня сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста позволяет сопровождающему выделить две условные группы среди респондентов: группу с продуктивной установкой и группу студентов, испытывающих трудности в обучении, общении, психическом состоянии, в отношении к будущей профессиональной деятельности и т.д.

Чрезвычайно важным аспектом психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза является просветительско-рекоменда-ционный аспект. Просветительская составляющая данного аспекта заключается в проведении с преподавателями, кураторами, заинтересованными студентами теоретических и методологических семинаров, направленных на повышение уровня их профессиональной компетентности, осведомленности в области целей и задач формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов, дифференциальных типов и уровней указанной установки студентов, особенностей и технологии ее формирования и т.д. Рекомендационная составляющая состоит в распространении инструментария сопровождающей деятельности с соответствующими методическими рекомендациями. Знание основ формирования профессионально-ценностной установки, наличие соответствующих практических материалов и методических рекомендаций поможет сопровождающему в решении поставленных задач и создаст для будущего специалиста, обладающего определенным типом профессионально-ценностной установки, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных и профессиональных задач, соответствующие условия обучения, воспитания, развития, общения, формирования профессионально-ценностной установки.

Третий аспект, который необходимо учитывать при реализации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста, - деятельностно-консультационный -это создание психолого-педагогических условий для эффективного формирования продуктивного типа ценностной установки студентов по отношению к будущей профессии. Создание таких условий осуществляется в ходе непосредственной и опосредованной деятельности сопровождающего со студентами. В первом случае сопровождающему рекомендуется проводить в студенческих группах:

1. Аналитические обзоры статей из журналов по специальности, сделанные студентами академической группы. Особенное значение имеют тематические обзоры литературы о профессиональной культуре, мастерстве, так как они знакомят студентов не только с содержанием конкретных статей, с определенными методическими приемами лучших работников в определенной области, их творческими поисками, но и формируют у студентов интерес к предстоящей профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самосовершенствовании.

2. Встречи с заслуженными работниками в какой-либо области (с учетом специфики факультета). Эти встречи должны посвящаться темам, имеющим прямое отношение к профессиональной подготовке специалистов и, прежде всего, к особенностям и ценностям выбранной профессии.

3. Встречи с профессорско-преподавательским составом кафедр, факультетов, во время которых студенты узнают об университете, его традициях, успехах в подготовке кадров, научных исследованиях, которые ведутся учеными университета и др.

4. Встречи с бывшими выпускниками, со студентами старших курсов, в ходе которых они делятся своим опытом организации самостоятельной работы, методами самовоспитания в плане профессионального становления личности. Эти встречи оказывают на студентов (особенно первокурсников) сильное воспитательное воздействие. Советы старшекурсников и бывших выпускников ориентируют на активное участие в социально значимой деятельности, в научных исследовательских кружках, художественной самодеятельности, которые позволяют приобщить студентов к профессиональным ценностям.

5. Встречи с писателями, поэтами, артистами, художниками и другими представителями творческой интеллигенции, имеющими отношение к будущей профессии студентов. Такие встречи оставляют в сознании студентов глубокий след, так как дают представление о социальной важности избранной ими профессии. Слушая гостей, студенты проникаются и чувством ответственности за свой профессиональный выбор.

6. Вечера, посвященные выдающимся людям какой-либо профессии. Такие вечера обогащают студентов новыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся представителей той или иной профессии в прошлом и настоящем, приобщают их к ценностям будущей профессии.

7. Индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы, которые должны подбираться с учетом пожеланий студентов и в воспитательных целях, например, «Студент - это звучит гордо!», «Твоя будущая профессия», «Правовое положение молодого специалиста: обязанности, права, льготы» и т.п.

8. Научно-практические конференции по специальной профессионально направленной тематике. Подобные конференции целесообразно начинать готовить до начала производственной практики студентов, а проводить - после нее. Это позволит студентам сделать их выступления более содержательными, использовать в них конкретный материал из собственного, хотя и небольшого, профессионального опыта.

9. Диспуты по вопросам нравственности современного специалиста в определенной области и требований к нему. Большой интерес вызывают у студентов диспуты на темы: «Что важнее в профессиональном мастерстве: талант или опыт?», «Профессиональные способности и склонности. Что это: «дар природы» или продукт целенаправленного творческого труда?», «Каков он, современный специалист?» и др.

10. Студенческие экспедиции с целью изучения отдельных вопросов организации профессионального труда (учитывая специфику будущей профессии) в регионе.

11. Просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, посвященных отдельным проблемам будущей профессии. Для этого можно использовать соответствующие фильмы, транслируемые по телевидению и демонстрируемые в кинотеатрах города, а также специально подобранные для этой цели фильмы из кинопроката, библиотек и т.д.

12. Деловые игры, решение профессиональных задач, обсуждение художественных произведений по профессионально значимым темам и др.

Таким образом, при непосредственной деятельности сопровождающий персонифицирует воспитательную работу со студентами, организует профессионально ориентированные встречи, мероприятия, создает специальную воспитательную среду, консультирует по актуальным профессионально значимым вопросам, раскрывает объективную и субъективную значимость и цели будущей профессиональной деятельности, связывает их с целями общественными, наполняет их содержанием, вызывает у студентов заинтересованное, ценностное отношение к будущей профессии, приобщает их к профессиональным ценностям, актуализирует связь общественной и личностной значимости будущей профессии студентов.

При опосредованном сопровождении положительное влияние на формирование у студентов профессионально-ценностной установки оказывают образовательное пространство вуза, система его структурных подразделений, воспитательных центров; консультационная и методическая помощь кафедр, администрации факультета, вуза; функционирование студенческих организаций, клубов, самоуправления в вузе и т.д. Общая цель всех направлений и форм работы в данной области - создать или помочь организовать конкретные ситуации, образовательное, воспитательное, аксиологическое пространство в целом, которые учитывали бы потенциал, особенности профессионально-ценностной установки студентов, их актуальные интересы и потребности.

Четвертый аспект - рефлексивно-корректирующий, направленный на создание специальных условий для рефлексии собственной деятельности, ее коррекции и решения проблем формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов. Рефлексивная составляющая данного аспекта психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки обуславливается способностью студента анализировать осуществленную профессионально ориентированную деятельность, на основании этого анализа оценивать свое настоящее и проектировать свое будущее, создавать средства

и аксиологическую среду своего профессионального развития. Корректирующая составляющая не должна провоцировать серьезных отклонений в ценностной установке студентов, внутриличностных конфликтов. Ее цель - помочь студенту понять лич-ностно-смысловые и профессионально значимые задачи, скорректировать свою профессионально-ценностную установку, «открыть» ее для ценностного наполнения. Именно на такую, а не просто коррекционную (если у студента проблемы, его надо «доразвить, откорректировать, сформировать» и т.д.), работу вузовского тьютора сделан акцент в нашей идее психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста.

Таким образом, в ходе психолого-педагогического сопровождения будущего специалиста в образовательном пространстве вуза создаются необходимые условия, способствующие профессиональному становлению, самораскрытию, осмыслению собственных личностных и профессиональных смыслов, развитию креативности, самостоятельности суждений студентов, необходимых для формирования профессионально-ценностной установки студента.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE EDUCATIONAL SPACE UNIVERSITY

Belgorod

State

University

e-mail:

[email protected]

E. I. Eroshenkova

Article deals with the idea of psychological-pedagogical support the formation of professional values of the future specialist in the educational space of high school. The article presents the author's understanding of «professional values», describes its main characteristics, structural components, types and levels are called criteria and indicators of its formation. The author defines the main aspects of psychological-pedagogical support the formation of professional values of the future specialist in the educational space of the institution: the analytical and diagnostic, education and rekomendating, activity-Consulting, reflexive-correcting; substantiates the problem of the accompaniment, drew a parallel between the concepts of «psycho-pedagogical support «and» psycho-pedagogical support», said scientists who these issues. The article defines the terms of individuals acting as escorts, listed some form of accompanying activities.

Key words: psychologo-pedagogical support, educational space of high school, is professional-valuable installation, the future expert accompanying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.