Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1326
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОУ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФАЗЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Т.Ю.

В статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

In the article we examined the essence of the concept of "adaptation", identified the main phases of the adaptation process. Adaptation refers to the process of entering a person into a new sphere for herself and adapting to existing requirements. We have considered three phases of the adaptation process. We have also studied the main factors of children's adaptation to kindergarten. The article presents the experience of how to adapt children of younger preschool age in a children's educational institution. The topic is relevant, since the problem of adaptation of young children to kindergarten conditions is of great importance. How the child gets used to the new regime, to strangers, depends on his physical and mental development, which helps to prevent or reduce morbidity, as well as further well-being, existence in kindergarten and family.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»

УДК 37

Кузнецова Т.Ю.

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

Научный руководитель: Климентьева Н.Н.

кандидат психологических наук, доцент

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое сопровождение, фазы адаптации.

Актуальность исследования. В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации к

ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться. Ребёнок начинает испытывать стресс в процессе адаптации, ведь для него всё становится новым, а именно: установка новых правил, режим дня, новое окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками.

На сегодняшний день недостаточно изучено, как ребёнок ведёт себя при адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как происходит оценка психического и эмоционального состояния ребёнка в данный период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Педагог старается помочь ребёнку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со сверстниками и взрослыми.

При неправильной организации работы по психолого-педагогическому сопровождения детей в процессе адаптации могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения рассматривается как междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики и психологии.

Термин «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) в научный оборот было введено Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и

дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул -реакция».

В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б.Ф. Ломова, адаптация - это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды и к изменяющимся социальным условиям.

В психологии адаптация означает процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя, а также активное приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого процесса. Основной акцент делается на состоянии гармонии, гомеостатического равновесия и баланса между индивидом и социальной и природной средой.

В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что даёт ему возможность успешно функционировать в определённом социуме.

В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное приспособление к условиям социальной среды путём принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе.

Необходимо отметить, что Н.Д. Ватутина выделяет три фазы адаптационного процесса детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В то же вслед за Н.Д. Ватутиной выделяем три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1) лёгкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

2) адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3) тяжёлая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Особенности поведения детей в период адаптации в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились на момент прихода в ДОУ. В соответствии с этим Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей относительно присущих им различий в поведении и потребности в общении.

К первой группе относятся дети, которые обладают потребностью в общении с близкими взрослыми. Эти дети ожидают только от этих взрослых внимание, ласку, доброту и сведения об окружающем.

Ко второй группе принадлежат дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

К третьей группе принадлежат дети, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми

Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации была более успешной, необходимо оказывать грамотную поддержку всем трём вовлечённым в образовательный процесс

сторонам - детям, их родителям и самим педагогам. Комфортные и благоприятные условия могут быть созданы только путём оказания профессиональной психолого-педагогической помощи, то есть с помощью грамотного психолого-педагогического сопровождения. В научной терминологии понятие «психолого-педагогическое сопровождение» стало особенно популярным среди педагогов и психологов, последние 10 лет. Рассмотрим значение понятия «сопровождение». Понятие «сопровождение» означает «действие, сопутствующее определённому явлению, сопровождающее его, содействующее его протеканию». В словаре С. И. Ожегова, понятие «сопровождать» означает следующее - «следовать рядом с кем-то вместе, находиться рядом, вести в определённое место или идти рядом с определённым человеком».

Согласно суждениям Е. В. Шиловой, сопровождение - это «помощь, представление поддержки подрастающему поколению в личностном формировании посредством применения усилий различных специалистов, работающих в системе образования, таких как: психологи, социальные педагоги, педагоги специального образования»). Согласно суждениям Л. М. Шипицыной, сопровождение - это разностороннее исследование ситуации, в базе которого располагается целостность взаимного действия, сопровождаемого и сопровождающего

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Задачи Направление деятельности

Предупреждение возникновения проблем развития ребёнка Профилактика и предотвращение проблем, снижение риска их появлений

Помощь ребёнку в решение актуальных задач развития, обучения, социализации Оказание содействия ребёнку при столкновении с учебными трудностями, помощь в решении проблемы выбора

образовательного и профессионального маршрута, устранение конфликтов со сверстниками, учителями или родителями

Психологическое обеспечение образовательных программ Участие педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации образовательной организации

Развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, родителей и педагогов Повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, просвещение

По мнению О. И. Головня, принципы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста включают:

1. Принцип личностного формирования ребёнка посредством его деятельности.

2. Принцип направления на процесс коммуникации.

3. Принцип открытости.

4. Принцип непрерывности.

5. Принцип индивидуализации.

6. Принцип гуманизации

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 в статье № 42 п. 1 говорится, что путями психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста считаются: профилактическая деятельность, диагностирование, консультационная деятельность, деятельность по развитию личности ребёнка, коррекция, психологическое образование и просвещение, экспертиза. Опишем содержание каждого из перечисленных направлений (Федеральный закон).

Как отмечает М. С. Сдвижкова, «профилактика - одно из ключевых направлений деятельности педагога-психолога, помогающее предотвратить

различные проблемы. Специфика профилактики в раннем дошкольном возрасте состоит в возможности воздействия на ребёнка не прямо, косвенно, а через его родителей или воспитателей».

Следующее направление деятельности педагога-психолога - это диагностика. По мнению Л. В. Красильниковой, «она может быть, как индивидуальной, так и групповой. Владея знаниями о новообразованиях на разных возрастных этапах ребёнка и основных кризисных периодах, в ДОУ отслеживается норма развития ребёнка».

На основе полученной информации можно также выявить проблемные периоды в жизни ребёнка, например, такой как: период адаптации к детскому саду. Период адаптации происходит у ребёнка с 1,5 лет и старше, так как не все дети начинают посещать детский сад в одном возрасте. Таким же образом диагностируется и сопровождается готовность к поступлению в учебное заведение.

Г. С. Абрамова отмечает, что консультирование также, как и диагностика, может быть, как индивидуальным, так и групповым. Оно является периодическим видом деятельности педагога-психолога, так как осуществляется, как правило, по мере необходимости в связи появившимися проблемами у педагогов или у родителей.

По мнению Л. Е. Гринина, развивающую и корректирующую работу можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе развивающей деятельности педагог-психолог ориентируется на нормы среднего возраста развития, создаёт для ребёнка благоприятную среду, в которой он может достичь оптимального для него уровня развития

Психологическое просвещение - это второстепенный, но, тем не менее, также значительный вид деятельности педагога-психолога, который направлен на повышение психологической компетентности педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей. Современная модель образования регламентирует осуществление личностно-ориентированного подхода к

каждому ребёнку, а именно требует перехода к тому, что педагогу-психологу в ДОУ необходимо объединить действия всех сотрудников с целью решения поступающих проблем. Именно поэтому через просветительскую работу с педагогическим коллективом ДОУ рекомендуется решать актуальные задачи обучения, воспитания и развития детей

Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему психологических и педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных потребностей дошкольников, успешную социализацию в процессе воспитания, обучения, коррекции и развития.

Стоит уделить внимание рассмотрению сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Итак, подчеркнём, что понятие «сопровождение» (от английского слова guideness) возникло впервые в работах по практической психологии Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребёнка;

- как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;

- как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

-как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

- как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Опираясь на точки зрения С.А. Белоусовой, Л.М. Митиной, Г.Н. Серикова под психолого-педагогическим сопровождением будем понимать движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

В основе эффективности управления процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения лежит продуманная и грамотная организация работы психолого-педагогического сопровождения.

Работа психолого-педагогического сопровождения включают в себя: организацию взаимодействия администрации ДОУ, педагогических специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников по организации адаптационного периода; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей об особенностях периода адаптации детей к детскому саду; оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях; создание атмосферы безопасности доверия в системе «педагог - ребёнок- родитель»; стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, лежащих в зоне его ближайшего развития; профилактику дезадаптации.

Таким образом, основная работа по организации психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка - это сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от

работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников педагогического процесса. Грамотно построенная система воспитания поможет ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно -пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время. Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная адаптация в ДОУ способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 221-224 4.

2. Богданова В. В. Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 179-183.

3. Лясота В.В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 / Вестник науки

4. Михайленко О.И. , Ибрагимова Х.А. Психологические особенности адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020 / БШёЫе!

Kuznetsova T.Y.

Dorzhi Banzarov Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)

Scientific advisor: Klimentyeva N.N.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Dorzhi Banzarov Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN

TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract: in the article we examined the essence of the concept of "adaptation", identified the main phases of the adaptation process. Adaptation refers to the process of entering a person into a new sphere for herself and adapting to existing requirements. We have considered three phases of the adaptation process. We have also studied the main factors of children's adaptation to kindergarten. The article presents the experience of how to adapt children of younger preschool age in a children's educational institution. The topic is relevant, since the problem of adaptation of young children to kindergarten conditions is ofgreat importance. How the child gets used to the new regime, to strangers, depends on his physical and mental development, which helps to prevent or reduce morbidity, as well as further well-being, existence in kindergarten and family.

Keywords: adaptation, young children, preschool education, psychological-pedagogical support, phases of adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.