Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукша С.Л.

Статья посвящена авторской методике психолого-педагогического сопровождения подростков детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, целью которой является формирование у подростков конфликтологической компетентности, в частности, гибкого навыка «коммуникативность». Анализируются проблемы, связанные с недостаточной научной базой по коррекционной работе сотрудников детских домов с агрессивными проявлениями со стороны воспитанников. Представлены задачи психолого-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях. Рассматриваются методы работы по методике: индивидуальные сократовские беседы и групповая деловая игра. Приводится описание систематических опросов для определения эффективности в достижении цели, индивидуальных сократовских бесед с воспитанниками и еженедельной групповой деловой игры. Сделаны выводы об эффективности методики с кратким описанием степени ее воздействия на воспитанников детских домов на основании проводимых опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN CONFLICT SITUATIONS FOR ADOLESCENTS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the author's methodology of psychological and pedagogical support of adolescents in residential institutions of St. Petersburg and the Leningrad region, the purpose of which is to form conflictological competence in adolescents, in particular the soft skill "communication". The problems connected with insufficient scientific base on improving the work of employees of orphanages with aggressions of adolescents are analyzed. The tasks of psychological and pedagogical support of adolescents in conflict situations are presented. The methods of work according to the methodology are considered: individual Socratic conversations and a group business game. The article describes systematic surveys to determine the effectiveness in achieving the goal, individual Socratic conversations with adolescents and the weekly group business game. Conclusions are made about the effectiveness of the methodology with a brief description of the degree of its impact on the adolescents of residential institutions on the basis of conducted surveys.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 376.64

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сергей Леонидович Лукша

директор б . 1цкБ7а@уапёех. гц

Институт изучения семьи и социальных конфликтов «БИССК»

Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Статья посвящена авторской методике психолого-педагогического сопровождения подростков детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, целью которой является формирование у подростков конфликтологической компетентности, в частности, гибкого навыка «коммуникативность». Анализируются проблемы, связанные с недостаточной научной базой по коррекционной работе сотрудников детских домов с агрессивными проявлениями со стороны воспитанников. Представлены задачи психолого-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях. Рассматриваются методы работы по методике: индивидуальные сократовские беседы и групповая деловая игра. Приводится описание систематических опросов для определения эффективности в достижении цели, индивидуальных сократовских бесед с воспитанниками и еженедельной групповой деловой игры. Сделаны выводы об эффективности методики с кратким описанием степени ее воздействия на воспитанников детских домов на основании проводимых опросов.

Ключевые слова: конфликты, конфликтологическая компетентность, коммуникация, эффективность, деловая игра.

Проблема конструктивного разрешения конфликтных ситуаций является предметом изучения психологии, педагогики, социологии, философии и ряда других наук. С точки зрения психологии и педагогики, мы рассматриваем конфликты как возможность формирования навыков эффективного социального поведения. Конфликтные ситуации присутствуют во всех сферах жизни социума, но наиболее часто в них попадают подростки - в силу психологических особенностей этого возраста. Наиболее актуальной является проблема подростковых конфликтов среди воспитанников государственных интернатных учреждений, в частности, детских домов.

По результатам бесед, регулярно проводимых экспертами нашего института с воспитанниками детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте от 11 до 18 лет, среди прочих проблем выявлена наиболее часто встречающаяся: выпускники не умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Они либо занимают агрессивную позицию, либо принимают роль жертвы и готовы к любому решению другой стороны конфликта, пусть даже совершенно им невыгодного. Причиной большинства конфликтов они называют негативное отношение окружающих - как внутри детского дома, так и вне его. По их мнению, мир за стенами детского дома -враждебный, не понимающий и не принимающий их, а люди - черствые, грубые и несправедливые.

Причиной вышеописанных проблем является то, что воспитание детей-сирот в условиях государственных учреждений не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной адаптации. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше он находится в изоляции от социума, тем сильнее у него проявляются нарушения в психической развитии, и, как следствие, девиации в поведении.

Ещё одной немаловажной проблемой является то, что у подавляющего большинства педагогов и психологов детских домов отсутствует практика по коррекционной работе с агрессивными проявлениями поведения подростков, их профилактике, управлению конфликтными ситуациями, основанная на научной

базе. Это связано с тем, что в настоящее время среди обилия научных исследований, посвящённых агрессии и конфликтам, нет работ, посвящённых решению этих проблем среди воспитанников интернатных учреждений.

Как итог: генетически либо субъективно предрасположенный к агрессивному и/или конфликтному поведению ребёнок не получает должную коррекцию поведения, и у него не формируется новая, социально приемлемая модель поведения. Следствием является отсутствие эффективной социализации после выпуска из детского дома и частое "вторичное сиротство" при жизни в замещающей семье (возврат ребёнка в детский дом после усыновления-удочерения либо после взятия его под опеку).

У воспитанников сиротских учреждений не формируются жизненные принципы и ценности, а вследствие наличия неудовлетворенных потребностей в родительской любви не развивается чувство уверенности в себе. Отсюда -нежелание решать конфликты конструктивным путём и повышенная агрессия, как инструмент защиты.

Наш институт разработал и опробовал методику психолого-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях в детских домах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме регулярной индивидуальной работы с воспитанниками в форме сократовской беседы, которую проводит либо эксперт нашего института, либо штатный педагог-психолог детского дома, эта методика подразумевает форму групповой деловой игры, проводимой еженедельно.

В качестве субъекта сопровождения выступает куратор игры - это также либо наш эксперт, либо педагог-психолог детского дома. Объектом сопровождения являются воспитанники подросткового возраста с 11 до 18 лет. Стратегической задачей сопровождения является организация педагогического процесса такой формы, которая понятна подросткам, увлекает их, мотивирует к восприятию информации, обдумыванию и принятию решений. Целью сопровождения является формирование у подростков конфликтологической компетентности, в частности, гибкого навыка «коммуникативность».

Задачами психолого-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях мы выбрали следующее:

- формирование навыков выбора моделей поведения в конфликтных ситуациях

- формирование у подростков комплекса следующих компетенций: толерантность, эмпатия, рефлексия, аналитическое мышление, умение строить причинно-следственные связи, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, умение управлять командой, умение слушать, слышать, оценивать, делать выводы, принимать решения;

- формирование таких навыков конструктивного общения с соратниками, которые бы были полезны и в повседневной жизни.

Рассмотрим этапы работы по нашей методике.

1. На каждом занятии подростками озвучивается реальная жизненная конфликтная ситуация, которую они хотят разобрать. Если дети не могут определиться, ситуацию озвучивает либо моделирует куратор.

2. Выявляются и озвучиваются конфликтогены - действия или бездействие, слова, которые могли привести к возникновению конфликтной ситуации.

3. Разбираются причины появления конфликтогенов, позиции сторон конфликта.

4. Происходит совместный поиск возможных стилей поведения и действий в реальной конфликтной ситуации.

5. Оценка эффективности выбранных стилей, моделирование дальнейшего развития ситуации.

Из научной литературы мы видим, что психолого-педагогическое сопровождение обычно состоит из нескольких этапов: этап диагностики, этап планирования, этап реализации, этап анализа и рефлексии. Такие же этапы присутствуют и в нашей работе, но в силу специфики нашей методики они не идут в строгой последовательности и периодически повторяются.

Например, диагностика заключается в проведении периодических опросов - в самом начале сопровождения и далее через каждые три месяца. Мы

используем три опросника, определяющие уровень агрессии и уровень конфликтогенности подростков. Таким образом определяется эффективность нашей работы по методике.

Этап планирования состоит из подготовки к каждому занятию: куратор готовит модели ситуаций для озвучивания в том случае, если воспитанники не проявят инициативу, т.е. планирование происходит перманентно.

На этапе реализации проводятся еженедельные игры. Стоит заметить, что состав участников постоянно ротируется, исходя из занятости воспитанников. В силу этого индивидуальные сократовские беседы считаются в нашей методике необходимыми. Суть каждой такой беседы - совместный поиск наиболее эффективного стиля поведения в конфликте и последующие действия, как и суть проведения каждой деловой игры.

Индивидуальная работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, его возраста, пола, уровня интеллекта.

Этап анализа и рефлексии включает в себя как элементы этапа диагностики, так и еженедельное осмысление участниками игры разобранной конфликтной ситуации:

- оценка конфликтных ситуаций с позиции всех участников конфликта;

- самооценка анализа своей позиции в рассматриваемых конфликтных ситуациях;

- выработка понимания ответственности перед собой и остальными участниками конфликта за выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Наибольшего эффекта наша методика достигает при наличии следующих условий:

1. Понимание педагогом-психологом и экспертом нашего института (кураторов), задействованных в работе по методике своих ролей в психолого-педагогическом сопровождении конфликтов среди подростков.

2. Партнерская позиция по отношению к подросткам со стороны кураторов.

3. Согласованность в отношении всех сотрудников детского дома к его воспитанникам.

4. Договоренности со школьными учителями о согласованном отношении к воспитанникам детского дома.

По результатам опросов, через 6 месяцев проведения деловой игры по нашей методике в четырех детских домах Ленинградской области и одного детского дома Санкт-Петербурга, уровень агрессивности ее участников снизился на 19%, а уровень их конфликтогенности - на 24%. Это довольно высокие данные, показывающие рост конфликтологической компетентности, в силу чего мы рекомендуем нашу методику к применению во всех детских домах России.

Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер. 2015. 528с.: ил.

2. Корепанова Е. В., Манохина Н.С. Игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.

3. Лукша С. Л. Сократовская беседа как педагогическая технология развития у подростков навыков управления конфликтными ситуациями // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 186188.

4. Gulyaeva S. A., Volodarskaya E. B. Efficiency of using the Pomodoro technique in the process of high school graduates' independent work // Лингвистика и профессиональная коммуникация: Сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической студенческой конференции с международным участием, Ярославль, 18 мая 2022 года. Ярославль: Ярославский государственный технический университет. 2022. P. 360-364.

UDC 376.64

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN CONFLICT SITUATIONS FOR ADOLESCENTS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS

Sergey L. Luksha

director s. luksza@yandex .ru Institute for family and social conflicts studies "BISSC'

St. Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the author's methodology of psychological and pedagogical support of adolescents in residential institutions of St. Petersburg and the Leningrad region, the purpose of which is to form conflictological competence in adolescents, in particular the soft skill "communication". The problems connected with insufficient scientific base on improving the work of employees of orphanages with aggressions of adolescents are analyzed. The tasks of psychological and pedagogical support of adolescents in conflict situations are presented. The methods of work according to the methodology are considered: individual Socratic conversations and a group business game. The article describes systematic surveys to determine the effectiveness in achieving the goal, individual Socratic conversations with adolescents and the weekly group business game. Conclusions are made about the effectiveness of the methodology with a brief description of the degree of its impact on the adolescents of residential institutions on the basis of conducted surveys.

Keywords: conflicts, conflictological competence, communication, efficiency, business game.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.