КОНТ тнпт
Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-лгетодический электронный журнал ^^.^2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл №ФС АОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.
Мищенко Оксана Петровна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов
Аннотация. Исследование посвящено проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс пси-холого-педагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.
Ключевые слова: детский дом, социальная адаптация, нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогические условия социальной адаптации воспитанников детских домов.
В условиях нестабильной российской социокультурной ситуации на современном этапе одной из наиболее приоритетных национальных проблем является интеграция детей в общество. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о положении детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. По международным данным около трети детей данной категории на земном шаре приходятся на долю России. Контингент воспитанников детских домов относится к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. В связи с этим необходим поиск путей и условий оптимизации процесса адаптации воспитанников сиротских учреждений в социально здоровой среде.
Под адаптацией в наиболее широком смысле понимается процесс приспособления к условиям окружающей среды.
«Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения» [1]. Приспособление человека к обществу в соответствии с его требованиями, нормами и ценностями представляет собой процесс социальной адаптации. «Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий» [2].
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов имеются данные о трудностях социальной адаптации воспитанников детских домов, связанных с особенностями институционального воспитания. В современной науке существует мнение, что у воспитанников детских домов формируются особые механизмы адаптации, позволяющие им приспосабливаться к специфическим условиям среды сиротского учреждения и препятствующие их интеграции в общество. Данные ме-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm
КОНТ тнпт
Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptr;/2013/i3542.htl -"гос. per. Эл № ФС
ART 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - issn 2304-120Х.
ханизмы не просто затрудняют процесс социальной адаптации воспитанников, но и нередко не соответствуют общепринятым социальным нормам.
^ецифическими условиями жизни и воспитания в детских домах, обуславливающими нарушения процесса социальной адаптации воспитанников являются [3]:
- своеобразная закрытость учреждения, обуславливающая изолированность и отстраненность воспитанников от реальной жизни;
- ограничение социальных связей воспитанников, незначительный выбор образцов социального поведения;
- субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом;
- резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в различные виды практической деятельности;
- принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома;
- дефицит неформального общения со взрослыми;
- ограничения возможностей реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
- наличие негативного опыта социализации в семье.
Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, по-разному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и препятствующие их успешной адаптации в обществе.
Таким образом, работа по преодолению негативных последствий сиротства может быть эффективной только при условии ее непрерывности, последовательности и систематичности на всех этапах онтогенеза воспитанников сиротских учреждений. Одним из вариантов помощи детям и подросткам, воспитывающимся в детских домах, в процессе социальной адаптации является организация психологопедагогического сопровождения, предполагающего превентивное разрешение возникающих проблем.
М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации субъекта в конкретной среде [4].
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как система профессиональной деятельности психолога, педагога, воспитателя, направленная на создание условий для успешного обучения, воспитания и психического развития ребенка в ситуациях взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе [5].
Анализ основных факторов, обуславливающих трудности социальной адаптации воспитанников детских домов, показал, что их преодоление требует разработки комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих решение следующих задач.
1. Расширение сферы усвоения и реализации подростками социального опыта.
2. Расширение самостоятельно контролируемого подростком жизненного пространства.
3. Развитие компетентности в проектировании жизненных перспектив.
Мы выделили три группы психолого-педагогических условий, направленных на предупреждение и преодоление проблем социальной адаптации воспитанников
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm
КОНТ тнпт
Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал ^^^,"/2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл №ФС ДОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.
детских домов, реализуемых на макро-, мезо-, и микроуровнях их деятельности и взаимоотношений:
- организация пространства жизнедеятельности воспитанников;
- организация взаимодействия воспитанников;
- организация рефлексивной деятельности воспитанников.
При содержательном наполнении данных групп условий мы ориентировались на тот факт, что усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социально-культурного пространства [6].
Определяя условия в каждой из обозначенных групп, мы постарались преодолеть типичные для детских домов условия жесткой регламентации, уставности, нормативности с целью обеспечения нормального баланса процессов адаптации и индивидуализации воспитанников детского дома.
Проблема создания адекватных психологических условий в детских домах, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников, в отечественной науке не нова. Ей посвящены исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой, Л. М. Царегородцевой и др. Ученными была разработана система психологических условий развития ребенка в детском доме, базирующаяся на адекватной организации пространства и установлении аффективно-личностных связей детей со взрослыми и сверстниками [7]. Результаты исследований данных авторов были учтены при определении условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковых девиаций в детских домах.
Разрабатывая условия первой группы, мы опирались на сформулированное в исследованиях М. В. Осориной положение о том, что «дом ... становится для ребенка подсознательно воспринятым образцом мироустройства» [8]. Условия данной группы направлены на адекватную пространственно-временную организацию жизни воспитанников детского дома и включают следующие аспекты.
1. Организацию проектной деятельности подростков по освоению и преобразованию воспитательной среды детского дома. Данное условие, с одной стороны, будет способствовать формированию активной позиции и проявлению инициативы в организации собственной жизнедеятельности, с другой стороны, обеспечит формирование отношения подростков к среде детского дома как к среде, созданной собственными руками.
2. Обеспечение процесса персонализации среды детского дома. Персонализация среды предполагает включение в сферу «Я» некоторого места или объекта, экспозицию с его помощью себя другим, наделение символическими маркерами собственного владения этим местом, объектом [9]. Основными функциями персонализации среды выступают:
- «проекция» личности в среду, дающая ощущение уверенности, защищенности, пребывания в своей, а не чужой среде;
- преемственность, чувство постоянства, связанности со своим прошлым;
- адаптация к новой среде, возможность взять в новый мир часть старого, облегчающая приспособление к ней [10].
Таким образом, персонализация среды детского дома обеспечивает утверждение воспитанниками своего Я с помощью внешних атрибутов-символов, спо-
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm
КОНТ тнпт
Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-Л1етодический электронньы журнал ^^^,"/2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл № Фс АОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.
собствует поддержанию признаков личной идентичности, выступающей основой самоопределения и построения жизненной перспективы.
3. Гибкое сочетание режимных моментов и самостоятельного планирования свободного времени. Данное условие обеспечивает перенос акцентов из контекста жесткой регламентации жизни воспитанников и дисциплинирования в контекст ответственной необходимости организации собственной жизнедеятельности.
4. Обучение воспитанников целенаправленному упорядочиванию своей деятельности.
Необходимость организации взаимодействия воспитанников обусловлена той ролью, которая традиционно отводится в отечественной науке общению в процессе «социального присвоения»подрастающим поколением общественно-исторического опыта человечества, и реализуется как комплекс макро- мезо- и микроусловий.
Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений.
Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников со взрослыми и сверстниками в условиях детского дома:
- оптимальное сочетание коллективной и личной жизни воспитанников, обеспечиваемое самостоятельным контролем над интенсивностью своего взаимодействия как в плане предотвращения нежелательных контактов, так и достижения желательного взаимодействия;
- организация содержательной стороны общения воспитанников со взрослыми и сверстниками через включение их в различные виды совместной деятельности, организацию разнообразных по содержанию событий их совместной жизни;
- организация проектной деятельности воспитанников в сфере свободного времени как педагогически организованного эквивалента ведущей деятельности подростка - общения со сверстниками. Участие в проектах совместной деятельности обеспечивает становление ответственного действия, самоопределение в сфере интересов, создает возможности самореализации в социально одобряемых видах деятельности, определяет необходимость самостоятельного планирования и самоконтроля своей деятельности.
К микроусловиям данной группы относятся:
- обучение воспитанников социально важным навыкам: противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т. д.;
- обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения;
- подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.
Организация рефлексивной деятельности воспитанников предполагает организацию рефлексии жизненного опыта и организацию рефлексии жизненных перспектив и включает:
- обучение воспитанников навыкам самопознания и самоанализа;
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm
КОНТ тнпт
Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13542.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронным журнал ART 13542 УДК 316.6:376.64
- организацию деятельности по осмыслению воспитанниками системы отношений с окружающими;
- обучение воспитанников определению жизненных перспектив;
- составление программ индивидуального развития.
Общим результатом комплексной реализации макро-, мезо- и микроусловий данных групп является активное включение воспитанников в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений, активно-деятельностное освоение ценностно-нормативного ряда, автономиза-цию представлений о себе и своем месте в мире, формирование активного отношения к жизни в целом и адекватного содержательного отношения к будущему.
Ссылки на источники
1. Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Науковедение. - 2012. - № 3 (12). - иРЬ: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf.
2. Там же.
3. Мищенко О. П. Специфика социализации воспитанников детских домов // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2012». - Выпуск 3. Том 2. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - 108 с.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2000. - 268 с.
5. Васильев А. Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 20 с.
6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 160 с.
7. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 17-25.
8. Детский дом теплый дом. - М. 1995.
9. Нартова-Бочавер С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2006. -Т. 27, № 5. - С. 28-39.
10. Там же.
Mishencko Oksana,
Senior prepodavetel' of Faculty of pedagogy and psiholgoii personality Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog mishencko.oks @yandex.ru
Psycho-pedagogical accompaniment as a condition for social adaptation of inmates of children's homes Annotation. The research is devoted to the problem of pedagogic-psychological accompaniment of the process of social adaptation of inmates of children's homes. Essence of pedagogic-psychological support as a special kind of professional activity to create conditions conducive to the |SSN wn4.1?ny successful adaptation of the inmates of children's homes in the community. Describes the set of psycho-pedagogical conditions, optimizing the process of social adaptation of inmates of children's homes.
Keywords: children's home, social adaptation, social adaptation disorders of inmates of children's homes, psycho-pedagogical accompaniment, psycho-pedagogical conditions of social adaptation of inmates of children's homes.
Рекомендовано к публикации:
Молодцовой Т. Д., доктором педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013517
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm