Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов'

Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1218
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ. / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CHILDREN''S HOME / PSYCHOPEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF INMATES OF CHILDREN''S HOMES / SOCIAL ADAPTATION DISORDERS OF INMATES OF CHILDREN''S HOMES / PSYCHO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Оксана Петровна

Исследование посвящено проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical accompaniment as a condition for social adaptation of inmates of children''s homes

The research is devoted to the problem of pedagogic-psychological accompaniment of the process of social adaptation of inmates of children's homes. Essence of pedagogic-psychological support as a special kind of professional activity to create conditions conducive to the successful adaptation of the inmates of children's homes in the community. Describes the set of psycho-pedagogical conditions, optimizing the process of social adaptation of inmates of children's homes.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов»

КОНТ тнпт

Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-лгетодический электронный журнал ^^.^2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл №ФС АОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.

Мищенко Оксана Петровна,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог mlsh0nGkG.oks@vandex.ru

Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов

Аннотация. Исследование посвящено проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс пси-холого-педагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.

Ключевые слова: детский дом, социальная адаптация, нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогические условия социальной адаптации воспитанников детских домов.

В условиях нестабильной российской социокультурной ситуации на современном этапе одной из наиболее приоритетных национальных проблем является интеграция детей в общество. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о положении детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. По международным данным около трети детей данной категории на земном шаре приходятся на долю России. Контингент воспитанников детских домов относится к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. В связи с этим необходим поиск путей и условий оптимизации процесса адаптации воспитанников сиротских учреждений в социально здоровой среде.

Под адаптацией в наиболее широком смысле понимается процесс приспособления к условиям окружающей среды.

«Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения» [1]. Приспособление человека к обществу в соответствии с его требованиями, нормами и ценностями представляет собой процесс социальной адаптации. «Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий» [2].

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов имеются данные о трудностях социальной адаптации воспитанников детских домов, связанных с особенностями институционального воспитания. В современной науке существует мнение, что у воспитанников детских домов формируются особые механизмы адаптации, позволяющие им приспосабливаться к специфическим условиям среды сиротского учреждения и препятствующие их интеграции в общество. Данные ме-

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13542.htm

КОНТ тнпт

Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptr;/2013/i3542.htl -"гос. per. Эл № ФС

ART 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - issn 2304-120Х.

ханизмы не просто затрудняют процесс социальной адаптации воспитанников, но и нередко не соответствуют общепринятым социальным нормам.

^ецифическими условиями жизни и воспитания в детских домах, обуславливающими нарушения процесса социальной адаптации воспитанников являются [3]:

- своеобразная закрытость учреждения, обуславливающая изолированность и отстраненность воспитанников от реальной жизни;

- ограничение социальных связей воспитанников, незначительный выбор образцов социального поведения;

- субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом;

- резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в различные виды практической деятельности;

- принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома;

- дефицит неформального общения со взрослыми;

- ограничения возможностей реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

- наличие негативного опыта социализации в семье.

Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, по-разному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и препятствующие их успешной адаптации в обществе.

Таким образом, работа по преодолению негативных последствий сиротства может быть эффективной только при условии ее непрерывности, последовательности и систематичности на всех этапах онтогенеза воспитанников сиротских учреждений. Одним из вариантов помощи детям и подросткам, воспитывающимся в детских домах, в процессе социальной адаптации является организация психологопедагогического сопровождения, предполагающего превентивное разрешение возникающих проблем.

М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации субъекта в конкретной среде [4].

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как система профессиональной деятельности психолога, педагога, воспитателя, направленная на создание условий для успешного обучения, воспитания и психического развития ребенка в ситуациях взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе [5].

Анализ основных факторов, обуславливающих трудности социальной адаптации воспитанников детских домов, показал, что их преодоление требует разработки комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих решение следующих задач.

1. Расширение сферы усвоения и реализации подростками социального опыта.

2. Расширение самостоятельно контролируемого подростком жизненного пространства.

3. Развитие компетентности в проектировании жизненных перспектив.

Мы выделили три группы психолого-педагогических условий, направленных на предупреждение и преодоление проблем социальной адаптации воспитанников

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13542.htm

КОНТ тнпт

Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал ^^^,"/2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл №ФС ДОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.

детских домов, реализуемых на макро-, мезо-, и микроуровнях их деятельности и взаимоотношений:

- организация пространства жизнедеятельности воспитанников;

- организация взаимодействия воспитанников;

- организация рефлексивной деятельности воспитанников.

При содержательном наполнении данных групп условий мы ориентировались на тот факт, что усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социально-культурного пространства [6].

Определяя условия в каждой из обозначенных групп, мы постарались преодолеть типичные для детских домов условия жесткой регламентации, уставности, нормативности с целью обеспечения нормального баланса процессов адаптации и индивидуализации воспитанников детского дома.

Проблема создания адекватных психологических условий в детских домах, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников, в отечественной науке не нова. Ей посвящены исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой, Л. М. Царегородцевой и др. Ученными была разработана система психологических условий развития ребенка в детском доме, базирующаяся на адекватной организации пространства и установлении аффективно-личностных связей детей со взрослыми и сверстниками [7]. Результаты исследований данных авторов были учтены при определении условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковых девиаций в детских домах.

Разрабатывая условия первой группы, мы опирались на сформулированное в исследованиях М. В. Осориной положение о том, что «дом ... становится для ребенка подсознательно воспринятым образцом мироустройства» [8]. Условия данной группы направлены на адекватную пространственно-временную организацию жизни воспитанников детского дома и включают следующие аспекты.

1. Организацию проектной деятельности подростков по освоению и преобразованию воспитательной среды детского дома. Данное условие, с одной стороны, будет способствовать формированию активной позиции и проявлению инициативы в организации собственной жизнедеятельности, с другой стороны, обеспечит формирование отношения подростков к среде детского дома как к среде, созданной собственными руками.

2. Обеспечение процесса персонализации среды детского дома. Персонализация среды предполагает включение в сферу «Я» некоторого места или объекта, экспозицию с его помощью себя другим, наделение символическими маркерами собственного владения этим местом, объектом [9]. Основными функциями персонализации среды выступают:

- «проекция» личности в среду, дающая ощущение уверенности, защищенности, пребывания в своей, а не чужой среде;

- преемственность, чувство постоянства, связанности со своим прошлым;

- адаптация к новой среде, возможность взять в новый мир часть старого, облегчающая приспособление к ней [10].

Таким образом, персонализация среды детского дома обеспечивает утверждение воспитанниками своего Я с помощью внешних атрибутов-символов, спо-

http://e-koncept.ru/2013/13542.htm

КОНТ тнпт

Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-Л1етодический электронньы журнал ^^^,"/2013/13542.^. -"гос. реГ. Эл № Фс АОТ 13542 УДК 3 16.6:376.64 77-49965. - 2304-120Х.

собствует поддержанию признаков личной идентичности, выступающей основой самоопределения и построения жизненной перспективы.

3. Гибкое сочетание режимных моментов и самостоятельного планирования свободного времени. Данное условие обеспечивает перенос акцентов из контекста жесткой регламентации жизни воспитанников и дисциплинирования в контекст ответственной необходимости организации собственной жизнедеятельности.

4. Обучение воспитанников целенаправленному упорядочиванию своей деятельности.

Необходимость организации взаимодействия воспитанников обусловлена той ролью, которая традиционно отводится в отечественной науке общению в процессе «социального присвоения»подрастающим поколением общественно-исторического опыта человечества, и реализуется как комплекс макро- мезо- и микроусловий.

Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений.

Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников со взрослыми и сверстниками в условиях детского дома:

- оптимальное сочетание коллективной и личной жизни воспитанников, обеспечиваемое самостоятельным контролем над интенсивностью своего взаимодействия как в плане предотвращения нежелательных контактов, так и достижения желательного взаимодействия;

- организация содержательной стороны общения воспитанников со взрослыми и сверстниками через включение их в различные виды совместной деятельности, организацию разнообразных по содержанию событий их совместной жизни;

- организация проектной деятельности воспитанников в сфере свободного времени как педагогически организованного эквивалента ведущей деятельности подростка - общения со сверстниками. Участие в проектах совместной деятельности обеспечивает становление ответственного действия, самоопределение в сфере интересов, создает возможности самореализации в социально одобряемых видах деятельности, определяет необходимость самостоятельного планирования и самоконтроля своей деятельности.

К микроусловиям данной группы относятся:

- обучение воспитанников социально важным навыкам: противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т. д.;

- обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения;

- подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.

Организация рефлексивной деятельности воспитанников предполагает организацию рефлексии жизненного опыта и организацию рефлексии жизненных перспектив и включает:

- обучение воспитанников навыкам самопознания и самоанализа;

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13542.htm

КОНТ тнпт

Мищенко О. П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - aRT 13542. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13542.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронным журнал ART 13542 УДК 316.6:376.64

- организацию деятельности по осмыслению воспитанниками системы отношений с окружающими;

- обучение воспитанников определению жизненных перспектив;

- составление программ индивидуального развития.

Общим результатом комплексной реализации макро-, мезо- и микроусловий данных групп является активное включение воспитанников в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений, активно-деятельностное освоение ценностно-нормативного ряда, автономиза-цию представлений о себе и своем месте в мире, формирование активного отношения к жизни в целом и адекватного содержательного отношения к будущему.

Ссылки на источники

1. Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Науковедение. - 2012. - № 3 (12). - иРЬ: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf.

2. Там же.

3. Мищенко О. П. Специфика социализации воспитанников детских домов // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2012». - Выпуск 3. Том 2. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - 108 с.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2000. - 268 с.

5. Васильев А. Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 20 с.

6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 160 с.

7. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 17-25.

8. Детский дом теплый дом. - М. 1995.

9. Нартова-Бочавер С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2006. -Т. 27, № 5. - С. 28-39.

10. Там же.

Mishencko Oksana,

Senior prepodavetel' of Faculty of pedagogy and psiholgoii personality Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog mishencko.oks @yandex.ru

Psycho-pedagogical accompaniment as a condition for social adaptation of inmates of children's homes Annotation. The research is devoted to the problem of pedagogic-psychological accompaniment of the process of social adaptation of inmates of children's homes. Essence of pedagogic-psychological support as a special kind of professional activity to create conditions conducive to the |SSN wn4.1?ny successful adaptation of the inmates of children's homes in the community. Describes the set of psycho-pedagogical conditions, optimizing the process of social adaptation of inmates of children's homes.

Keywords: children's home, social adaptation, social adaptation disorders of inmates of children's homes, psycho-pedagogical accompaniment, psycho-pedagogical conditions of social adaptation of inmates of children's homes.

Рекомендовано к публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодцовой Т. Д., доктором педагогических наук;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013517

http://e-koncept.ru/2013/13542.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.