Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЗАДАЧАМ / ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромаданова И.Н.

В данной статье рассматриваются вопросы по выявлению одаренных детей и способы развития одаренности. Классифицируется значимость создания условий для развития учащихся и определяются направления работы с одаренными детьми. Описываются виды одаренности, методики по развитию одаренных детей, а также особенности познавательного становления ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN UNDER CONDITIONS OF REALIZATION OF GEF

This article examines the issues of identifying gifted children and ways to develop giftedness. The importance of creating conditions for the development of students is classified and directions of work with gifted children are determined. Describes the types of giftedness, methods for the development of gifted children, as well as features of the cognitive development of the child.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

учитывая особенности представляемых услуг и их ценообразования, наибольшим потенциалом обладают нововведения, способные наиболее рациональным образом использовать ресурсы предприятия при осуществлении хозяйственной деятельности.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) №51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 03.07.2016)

2. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный документ]: № 188-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 06.07.2016)

3. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства [Электронный документ]: Федеральный закон N 209-ФЗ от 21.07.2014 года.

4. О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами [Электронный документ]: Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110

5. Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» от 15 мая 2013 г. N 416

УДК 37.032

Ромаданова И.Н. Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Адыгейский государственный университет филиал в городе Белореченске Российская Федерация, г. Белореченск ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В данной статье рассматриваются вопросы по выявлению одаренных детей и способы развития одаренности. Классифицируется значимость создания условий для развития учащихся и определяются направления работы с одаренными детьми. Описываются виды одаренности, методики по развитию одаренных детей, а также особенности познавательного становления ребенка.

Ключевые слова: одаренность, талантливые дети гениальность, оригинальность мышления, гибкость мышления, сверхчувствительность к задачам, высокая концентрация внимания.

Romadanova I.N.

Branch of the Federal Budget Educational Institution of Higher Education Adyghe State University in the city of Belorechensk

Russian Federation, Belorechensk city

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN UNDER CONDITIONS OF REALIZATION OF GEF

This article examines the issues of identifying gifted children and ways to develop giftedness. The importance of creating conditions for the development of students is classified and directions of work with gifted children are determined. Describes the types of giftedness, methods for the development of gifted children, as well as features of the cognitive development of the child.

Keywords: talent, talented children, genius, originality of thinking, flexibility of thinking, hypersensitivity to tasks, high concentration of attention.

Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Уже сейчас в школах происходят инноваторские преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными детьми.

Изменение формы педагогического образования и перевоплощение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, направленное на развитие учащихся, учет их индивидуальностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в количество приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Если еще 10-15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере - в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них.

Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта, или просто хорошая подготовка? Как рассматривать

специфику возможностей и помогать ребенку развивать их?

Одаренность - это лишь внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий. В основе развития любой одаренности лежит мышление;

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей:

- первая категория одаренных, которую принято выделять - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности;

- вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- к третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Одаренность различают по: широте проявления - общая или: специальная; типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.; интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды); виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся); темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением; возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная); личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Каждый ребенок индивидуален, но при всем неповторимом своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует достаточно много характеристик, характерных для большинства одаренных детей. Ценность их в том, что они буквально всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и

творчески, необходимо создавать особые условия становления. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, одобрения высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы. В первое время ребенок сопротивляется, против навязывания ему непонятных новых знаний. Есть дети, которым удаётся избежать интеллектуального насилия и самостоятельно развить дух бунтаря. В школе таких детей называют гиперактивными с дефицитом внимания. Исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

- отсутствие внимания условностям и авторитетам;

- большая независимость в суждениях;

- тонкое чувство юмора и яркий темперамент;

- отсутствие внимания к порядку и организации работы;

Таким образом, одаренность - это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Использованные источники:

1. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. -

2003.

2. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика. - 2004. - № 2. - С. 99-101.

3. Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010

4. Авдеева и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2004 - 244 с., ил. (о)

Literatura:

1. Leytes N.S. O priznakakh detskoy odarennosti // Voprosy psikhologii. - 2003.

2. Panfilov A. Podgotovka uchitelya k rabote s odarnymi det'mi // Peda- gogika. -

2004. - № 2. - S. 99-101.

3. Monina G., Ruzina M. Okh uzh eti odarennyye deti. Talant i sindrom defitsita vnimaniya: dvoynaya isklyuchitel'nost'. - SPb .: Rech'; M .: Sfera, 2010

4. Avdeyeva i dr. Odarennyy rebenok v massovoy shkole - M .: Prosveshcheniye, 2004 - 244 s., Il. (O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.