УДК 376.44
Мовина О. В. студентка магистратуры Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. В статье описаны теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями, этапы реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, дети с интеллектуальными нарушениями, этапы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Movina O. V.
Graduate student Don State Technical University, Rostov-on-Don
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL
DISABILITIES
Abstract. The article describes theoretical approaches to psychological and pedagogical support of children with intellectual disabilities, stages of implementation of an individual program of psychological and pedagogical support of primary school children with intellectual disabilities.
Keywords: psychological and pedagogical support of primary school children, children with intellectual disabilities, stages of psychological and pedagogical support of primary school children with intellectual disabilities.
Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи.
К детям с интеллектуальными нарушениями принято относить школьников, у которых сохранен слух, но присутствуют значительные отклонения в развитии психических процессов, речевые отклонения,
влияющие на становление психических процессов ребенка (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи и заикание и т.п.).
Так в учебном пособии «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» авторы пишут о том, что «психолого-педагогическое сопровождение детей - это специально-организованная деятельность, в процессе которой создаются специальные социально- психологические условия для успешного обучения и развития [4].
Рассматривая идею психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что возникла она в рамках оказания специальной помощи ребенку с проблемами в развитии. В последнее время парадигма психолого- педагогического сопровождения приобрела особую популярность в связи с развитием психологических служб в специальном образовании (М.Р. Битянова [1], Е.И. Казакова [2], Р.В. Овчарова [3], Т.И. Чиркова [5] и др.).
Интересным на наш взгляд является концепция сопровождения, разработанная Е.И. Казаковой. Источниками создания данной концепции послужили многочисленные исследования и опыт оказания комплексной помощи детям, которые посещающих специализированные образовательные учреждения, а также опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов и других специалистов), взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данной концепции лежит гуманистический, дифференцированный, системно-ориентационный подходы к развитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал развития субъекта, приоритет ответственности личности за совершаемый выбор [2].
Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций по данной проблеме статьей, раскрывающих особенности организации психологического сопровождения младших школьников недостаточно. Исследования, проведенные в последнее время по данной тематике, позволяют сделать вывод об актуальности процесса психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в условиях образовательных организаций.
Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями условно можно разделить на следующие этапы:
-диагностический этап (обследование речи ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, выявление уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, анкетирование и опрос родителей, наблюдение педагога за развитием ребенком в разных видах деятельности и т.п.);
-поисковый этап (количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями и родителей, анализ медицинской карты развития ребенка и т.п.)
-консультативно-проектный (определение цели, задач, содержания программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьников с интеллектуальными нарушениями, технологий осуществления психолого-педагогического сопровождения, разработка модели интеграции деятельности специалистов, модели оснащения развивающей предметно-пространственной среды игровыми элементами, способствующими развитию и коррекции речи школьников, разработка программы повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями и т.п.);
- деятельностный этап (реализация программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьников с
интеллектуальными нарушениями, взаимодействие специалистов и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, внесение в развивающую предметно-пространственную среду дидактических игр, развивающих пособий, апробация программы повышения профессиональной компетентности педагогов и т.п.);
-рефлексивный этап (повторное обследование речи ребенка с интеллектуальными нарушениями, оценка уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, анкетирование и опрос родителей, наблюдение педагога за развитием ребенком в разных видах деятельности, количественный и качественный анализ результатов обследования, выявление динамики в развитии речи, уровни развития психических процессов дошкольников с интеллектуальными нарушениями, принятие решение о продолжении/прекращении реализации программы психолого-педагогического сопровождения школьников с интеллектуальными нарушениями и т.п.).
Таким образом, в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать: индивидуальные особенности младших школьников, специфику речевого нарушения, уровень развития психических процессов, стиль семейных отношений, подготовленность специалистов, оснащенность развивающей предметно-пространственной среды.
Использованные источники:
1.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. - 299 с.
2.Казакова Е.И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение. - М..2000.
З.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2016. -с.89.
4. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с
5.Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку// Вопросы психологии. - 2008 № 3 - с.85.