Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Сафонова Людмила Михайловна, Потылицина Василина Юрьевна, Черенёв Дмитрий Владимирович

Постановка проблемы. Старение населения в глобальном масштабе, связанное с тем, что численность престарелых растет более быстрыми темпами, чем численность других групп населения, приводит к увеличению их доли в общей структуре населения практически во всех странах. Знание потребностей пожилого человека необходимо для определения оптимальных форм работы с ним и выбора тех видов социальных услуг, в которых он особо нуждается. В старости происходит изменение личности, насыщенное разнообразным набором качеств, редко встречающихся в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения подходов психолого-педагогического сопровождения и тех факторов, которые влияют на образ жизни людей в пожилом возрасте и успешное старение. Методологией исследования послужили принцип системного подхода и методологического единства биологического и психосоциального в формировании психической патологии человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.М. Кабанов, Ю.Л. Нуллер, В.М. Воробьев, Л.И. Вассерман); принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системного подхода (В.А. Ганзен); теоретико-методологические основы концепции отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Е.Ф. Рыбалко и М.Д. Александрова) фундаментальные методологические положения о единстве сознания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Результаты. Теоретический анализ проблемы исследования систематизировал условия и факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Представленные результаты исследований позволяют повысить эффективность комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения. Исследования выявили факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Успешное старение многогранно и включает в себя предотвращение болезней и инвалидности, поддержание высоких физических и когнитивных функций и постоянное участие в общественной и производственной деятельности. Заключение. Представленные результаты теоретических исследований позволят дополнить данные о психолого-педагогическом сопровождении лиц пожилого возраста и создать предпосылки для разработки эффективных комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Сафонова Людмила Михайловна, Потылицина Василина Юрьевна, Черенёв Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE ELDERLY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL AGING

Statement of the problem. Globally aging populations, with the number of elderly people growing at a faster rate than other population groups, are increasing their share of the total population in virtually all countries. Knowledge of the needs of elderly people is necessary to determine the optimal forms of work with them and the choice of those types of social services that they need especially. In senior age, the occurring personality modification is characterized by a diverse set of qualities that are rarely found in one person. Therefore, there is a need to consider the approaches of psychological and pedagogical support and those factors that affect the lifestyle of people in advanced age and successful aging. Materials and methods include the principle of a systematic approach and methodological unity of the biological and psychosocial in the formation of human mental pathology (B.G. Ananiev; B.F. Lomov; M.M. Kabanov; Yu.L. er; V.M. Vorobiev; L.I. Wasserman); the principle of determinism, the principle of the unity of consciousness and activity (S.L. Rubinstein; A.N. Leontiev); the principle of system approach (V.A. Ganzen). There were also theoretical and methodological foundations of the concept by Russian psychologists G.S. Abramova, E.F. Rybalko and M.D. Aleksandrova, as well as fundamental methodological provisions on the unity of consciousness and activity, on the development of psyche in activity (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, etc.). Research results. Theoretical and experimental research systematized the conditions and factors that predetermine successful aging and the targets of preventive work. The presented research results make it possible to increase the effectiveness of complex measures aimed at increasing the proportion of successful aging. The studies have identified the factors that determine successful aging and the targets of prevention work. Successful aging is multifaceted and includes preventing disease and disability, maintaining high physical and cognitive functions, and constant participation in social and industrial activities. Conclusion. The presented research results will supplement the data on psychological and pedagogical support of the elderly and create prerequisites for the development of effective comprehensive measures aimed at increasing the proportion of successful aging.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-303

УДК 37.015.324

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ1

Е.А. Черенёва (Красноярск, Россия)

Л.М. Сафонова (Красноярск, Россия)

В.Ю. Потылицина (Красноярск, Россия)

Д.В. Черенёв (Красноярск, Россия)

Аннотация.

Постановка проблемы. Старение населения в глобальном масштабе, связанное с тем, что численность престарелых растет более быстрыми темпами, чем численность других групп населения, приводит к увеличению их доли в общей структуре населения практически во всех странах. Знание потребностей пожилого человека необходимо для определения оптимальных форм работы с ним и выбора тех видов социальных услуг, в которых он особо нуждается. В старости происходит изменение личности, насыщенное разнообразным набором качеств, редко встречающихся в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения подходов психолого-педагогического сопровождения и тех факторов, которые влияют на образ жизни людей в пожилом возрасте и успешное старение.

Методологией исследования послужили принцип системного подхода и методологического единства биологического и психосоциального в формировании психической патологии человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.М. Кабанов, Ю.Л. Нуллер, В.М. Воробьев, Л.И. Вассерман); принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системного подхода (В.А. Ганзен); теоретико-методологические основы концепции отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Е.Ф. Рыбалко и М.Д. Александрова) фундаментальные методологические положения о единстве сознания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Результаты. Теоретический анализ проблемы исследования систематизировал условия и факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Представленные результаты исследований позволяют повысить эффективность комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения. Исследования выявили факторы, предопределяющие успешное старение и мишени профилактической работы. Успешное старение многогранно и включает в себя предотвращение болезней и инвалидности, поддержание высоких физических и когнитивных функций и постоянное участие в общественной и производственной деятельности.

Заключение. Представленные результаты теоретических исследований позволят дополнить данные о психолого-педагогическом сопровождении лиц пожилого возраста и создать предпосылки для разработки эффективных комплексных мер, направленных на увеличение доли успешного старения.

Ключевые слова: старение, психолого-педагогическое сопровождение, пожилые люди.

Черенёва Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий; директор, Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); e-mail: elen_korn@bk.ru

Сафонова Людмила Михайловна - директор, Комплексный центр социального обслуживания населения «Кировский» (Красноярск); e-mail: safonova_ludmila@mail.ru

Потылицина Василина Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); e-mail: vptcn@yandex.ru Черенёв Дмитрий Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2 (Красноярск); e-mail: cherenev-dv@mail.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № т2021010206903 «Профилактика деменции у лиц старшего возраста (60+)».

Проблема исследования. Старение населения в глобальном масштабе, связанное с тем, что численность престарелых растет более быстрыми темпами, чем численность других групп населения, приводит к увеличению их доли в общей структуре населения практически во всех странах. По данным ООН, если в 2015 г. один из 8 жителей земли был старше 60 лет, то по прогнозу к 2030 г. это соотношение составит 1 к 6, а к 2050 г. - 1 к 5. Согласно прогнозам ООН, за период 2015-2030 гг. численность лиц старше 60 лет вырастет на 56 % (с 901 млн до 1,4 млрд чел.), а к 2050 г. численность пожилого населения удвоится, достигнув 2,1 млрд. В этой группе опережающими темпами растет и доля лиц старше 80 лет: если в 2015 г. их было 125 млн чел., то к 2020 г. прогнозируется уже 434 млн чел., или почти в три раза больше. Эта тенденция затронула все развитые страны, в том числе и Россию. Доля лиц старших возрастов - мужчин от 60 лет и женщин от 55 лет и старше - выросла с 15,4 % в 1970 г. до 24,0 % в 2015 г. В России в 2015 г. на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 234 чел. старше трудоспособного возраста. Согласно демографическим прогнозам Росстата, к 2030 г. этот показатель достигнет 312-318. Увеличение количества пожилого населения в Российской Федерации определяет социальный вызов, связанный с ростом потребности в качественном социальном и медицинском уходе за пожилыми и инвалидами.

В связи с проблемой организации психолого-педагогического сопровождения пожилого человека актуальной становится проблема структуры жизненного опыта, поскольку интеграция жизненного опыта сопряжена с интенцией к расширению границ личности в мире и с освоением новых форм самоосуществления, то есть с субъектной позицией пожилого человека. По мнению М.В. Ермолаевой [2009а; 2009б], жизненный опыт, накопленный человеком к заключительному этапу его жизни, включает в себя ценностный опыт, который связан с формированием идеалов, нравственных норм, важнейших мотивов, интересов, убеждений - того, что ориентирует усилия человека; опыт рефлексии, ко-

торыи связывает все компоненты опыта между собой; опыт активизации, который ориентирует человека в собственных возможностях; операциональный опыт, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей, опыт сотрудничества; мудрость как экспертную систему знаний, позволяющую выносить взвешенное суждение в жизненно важных ситуациях, а также опыт смыслообразова-ния и смыслоосознания. Расширение жизненного опыта происходит через взаимообогаща-ющее смыкание различных видов опыта: непосредственного, чувственного, смыслового, оцениваемого эмоционально и опосредованно, на рациональном уровне.

Цель статьи - провести анализ методологических и общетеоретических подходов к изучению развития человека пожилого возраста и анализ психолого-педагогического сопровождения как фактора успешного старения.

Методологию исследования составили теоретико-методологические основы концепции отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Е.Ф. Рыбалко и М.Д. Александрова), фундаментальные методологические положения о единстве сознания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Общетеоретическим контекстом выступил субъектный подход (Б.Г. Ананьев, К.А Абульханова-Славская, А.В. Брушлин-ский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Также были использованы основные идеи антропологической парадигмы в психологи развития (А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, В.П. Зин-ченко, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.И. Сло-бодчиков, Д.И. Фельдштейн и др.), исследования психологического содержания развития субъ-ектности человека на этапах зрелого возраста (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман); научные концепции возрастных изменений личности в старости, разработанные отечественными (Л.И. Анцы-ферова, М.Д. Александрова, И.С. Кон, О.В. Краснова, А.Г. Лидере и др.) и зарубежными (П.Б. Балтес, Г. Крайг, Б. Ньюгартен, К.В. Шайи и др.) учеными, подходы к исследованию проблемы личностного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская,

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн и др.), подходы в области андро- и гераго-гики (Б.М. Бим-Бад, С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Е.А. Королева, Т.М. Кононыгина и др.).

Обзор научной литературы. Геронтогенез -последний этап жизни человека - процесс фазный, нелинейный и противоречивый, но это не «обратное развитие», как обычно утверждается в литературе. Против рассмотрения старения как движения назад, как периода, сходного с детством, выступают Б.Г. Ананьев, В.В. Фролькис [Ананьев, 1969; Фролькис, 1988] и другие. Противоречивость геронтогенеза весьма продуктивно раскрыл В.В. Фролькис, разработавший понятие «витаукт». Два процесса идут навстречу друг другу, наблюдается единство и борьба противоположностей: старение - разрушительный процесс, а витаукт - процесс, стабилизирующий жизнеспособность. И.В. Давыдовский назвал старение объективным законом бытия, имеющим бесчисленное количество индивидуальных проявлений [Давыдовский, 1966]. Однако это фактически бесчисленное количество может быть подвергнуто определенной систематизации. У разных людей одного и того же возраста по-разному складывается соотношение между разрушительными процессами и жизнеспособностью, т.е. витауктом. Б.Г. Ананьев выдвинул идею о двух типах старения - конвергентном и дивергентном; мы, в свою очередь, обнаружили в каждом из этих типов еще варианты.

Теоретический анализ исследования показал, что отмечается многообразие взглядов на особенности протекания старения в отечественной и зарубежной литературе. При этом большинство исследователей признают, что старость - это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от активного участия в жизни общества. Имеющиеся научные исследования, взгляды биологов и геронтологов отражают содержательные характеристики и специфику ге-ронтогенеза (В. Альперович, И.В. Давыдовский, И.И. Мечников, З.Г. Френкель, В.В. Фролькис), отмечается гетерехронность старения на биоло-

гическом, психологическом и социальном уровнях. Особое внимание уделяется взглядам отечественных психологов на процесс старения, которые отмечают, что, несмотря на прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, старость представляет собой кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта, позволяющий приспособиться к возрастным изменениям.

Многочисленные отечественные исследования, посвященные периоду старости, подчеркивают, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях организации человеческой жизнедеятельности возникают изменения и новообразования прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных явлений геронтогенеза и достижение нового уровня самоосуществления личности в мире (М.А. Александрова, 1974, Л.И. Анцы-ферова, 1994, 1996, 2006; Т.В. Карсаевская, 1997; О.В. Краснова, 2006; О.В. Краснова, А.Г. Лидере, 2002; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000 и др.). Несмотря на то, что указанные и многие другие исследователи позднего онтогенеза отмечают, что этот процесс не является простым продвижением к большей эффективности и приросту, но состоит из сочетания периодов приобретения и упадка, остается открытым вопрос, что способствует развитию личности пожилого человека в условиях, этому не способствующих. Отечественные и зарубежные исследователи процессов старения отмечают не только сложность протекания этого периода жизни и его интраин-дивидуальную гетерохронность, но и значительные интериндивидуальные различия в развертывании процесса геронтогенеза. При этом личность вырабатывает различные способы адаптации или совладания с изменениями ситуации, в том числе с возрастными изменениями.

В настоящее время в литературе описаны различные стратегии адаптации к возрастному фактору в старости [Ермолаева, 2009а; 2009б]. Эти стратегии столь множественны и многообразны, что специалисты затрудняются в описании единого процесса старения. В зарубежной и отечественной литературе активно обсужда-

ется вопрос о многомерности, многофакторности и многообразии способов адаптации или совладания личности с возрастными или социальными изменениями (Л.И. Анцыферова, 2006; О.В. Краснова, 2006; Я. Стюарт-Гамильтон 2002; Г. Томэ, 1997; Г. Хойфт и др., 2003; R.N. Butler, et. al., 1999; Р.Т. Costa, R.R. McCrae 1988; B.J. Fisher, 1992; A.-L. Furstenberq, 1989, D.H. Kausler, 1991; C.D. Ryff, 1989 и др.).

Теоретический анализ литературы показал, что в центре внимания исследователей находятся факторы, обусловливающие многообразие линий адаптации и совладания в старости. Так, среди причин, определивших благополучный вариант старения, отмечают как социальные факторы (наличие социальной поддержки (D. Russell, C. Catrona, 1991), участие в совместной деятельности (Е.А. Cook, 1998), возможность общения с друзьями и близкими (S.S. Kovach, J.D. Robin son, 1996), единство в выборе целей с другими членами семьи (R. Levenson, L. Gartens-en, J.M. Gottman, 1993)), так и индивидуально-личностные особенности (принятие старости, рефлексивная выработка стратегий старения (L.R. Aiken, 1989, М. Kermis, 1986), степень инте-грированности личности (R. Ward, 1984), способность контролировать свою жизнь (J. McConatha et al., 1988), стеническое эмоциональное состояние (М. Kermis, 1986)). Эти и многие другие исследования позволили уточнить представления о том, что процесс геронтогенеза двойственен и разворачивается по двум направлениям: конструктивному (активному) и пассивному. Типологический подход к старению описан в трудах отечественных психологов (Л.И. Анцыферова, 1996, 2006; И.С. Кон, 1988, 1999), а также зарубежных авторов (К. Рощак, 1990; Ф. Гизе, 1987; D.B. Bromley, 1988,1996).

Методологической основой исследования послужили принцип системного подхода и методологического единства биологического и психосоциального в формировании психической патологии человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.М. Кабанов, Ю.Л. Нуллер, В.М. Воробьев, Л.И. Вассерман); принцип детерминизма, принцип единства сознания и

деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системного подхода (В.А. Ган-зен). Также были теоретико-методологические основы концепции отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Е.Ф. Рыбалко и М.Д. Александрова); фундаментальные методологические положения о единстве сознания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В ходе наших исследований использовались общетеоретические методы анализа научных данных (методы анализа, обобщения и систематизации), которые позволили описать имеющиеся отечественные и зарубежные исследования в области психологического изучения людей пожилого возраста, феномена «успешное старение». Полученные результаты позволили сформулировать концептуальные положения психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории.

Результаты исследования. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения людей пожилого возраста показал актуальность и недостаточную разработанность в контексте успешности старения.

В последней трети двадцатого века в изучении особенностей развития взрослого и пожилого человека важное место стали занимать теории отечественных психологов, такие как теория геронтогенеза (М.Д. Александрова, 1974; Б.Г. Ананьев, 1980), теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, 1999; Л.И. Анцыферова, 1994, 1996), ознаменовавшие появление новых научных представлений о возможностях развития в поздний период жизни и подчеркивавшие способность к развитию личности пожилого человека.

Особую роль в разработке проблемы психологического сопровождения пожилого человека играют концепции личностного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, 1999; Л.И. Божович, 1995; М.Р. Гинзбург, 1996; В.А. Петровский, 1996; С.Л. Рубинштейн, 1976), поскольку психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в данном исследовании как процесс, направленный на создание

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

условий для успешного личностного самоопределения пожилых людей. Анализ этих трудов, а также основных положений всевозрастного подхода, развиваемого П. Балтесом (Р.В. Baltes, 1997), позволил нам сформулировать следующие концептуальные положения, которые могут быть положены в основу организации психолого-педагогического сопровождения пожилого человека: 1) личностное самоопределение возможно на любом этапе геронтогенеза при условии отсутствия психических расстройств; 2) на особенности личностного самоопределения в старости оказывают влияние типы старения и соответствующие им стратегии адаптации к условиям геронтогенеза; 3) организация психолого-педагогического сопровождения должна учитывать индивидуальные характеристики геронтогенеза, тип старения и особенности личностного самоопределения пожилых людей.

Для достижения цели успешного старения становится очевидным, что разработка психолого-педагогических технологий для людей пожилого возраста должна базироваться на следующих положениях.

1. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей, нацеленное на создание условий для их успешного личностного самоопределения, может учитывать двуплановость последнего, включающего как процессы развития, так и процессы самореализации.

2. Тип старения обусловливает особенности организации психолого-педагогического сопровождения пожилого человека в ходе его личностного самоопределения.

3. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей, характеризующихся нормальным типом старения, предполагает организацию условий для их личностного самоопределения, выступающего как оценка своих глубинных возможностей и саморазвитие личности. Эффективность их психолого-педагогического сопровождения определяется развитием позитивной идентичности, изменением самоотношения, формированием целостной картины жизненного пути, продвинутой ориентацией в собственном потенциале.

4. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей, характеризующихся оптимальным типом старения, предполагает организацию условий для успешного личностного самоопределения, выступающего в единстве двух процессов: саморазвития в ходе обучения и самореализации в социально ориентированной деятельности. Построение модели такого процесса определяется следующими психологическими основаниями: активизацией процессов рефлексии и переоценки ценностей, трансляцией жизненного опыта, динамикой самоотношения и отношения к ним окружающих и формированием новых смысложизненных ориентаций.

Заключение. Результаты многолетних исследований, осуществляемых в рамках субъектно-деятельностного подхода, показали значимость общественно оцениваемой деятельности как условия самореализации [Деркач, Сайко; Фель-дштейн, 1999]. Посредством этой деятельности пожилой человек, лишившийся в результате выхода на пенсию возможности направленного взаимодействия, обретает пространство этого взаимодействия, а его субъектность, реализуясь в социальном действии, позволяет ощутить свою социальную значимость и обрести новые социальные роли. Общественно оцениваемая деятельность пожилых людей - это дело их собственного выбора, но общество обязано продемонстрировать пространство развития личности пожилого человека и доверить ему самому сделать выбор своей судьбы и нести ответственность за сделанный выбор. При этом специально организованный процесс психолого-педагогического сопровождения может предоставить пожилому человеку пространство такого выбора и помочь ему в последовательной осознанной самореализации в социально ориентированной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что существует как научный, так и практический запрос на комплексное исследование личностного самоопределения пожилых людей, особенностей изменения и развития личности на одном из наиболее критических этапов ее развития -на этапе отхода от активного участия в производительной жизни общества.

Организация процесса психолого-педаго- адаптированности пожилых людей; между нако-

гического сопровождения как условия успешно- пленным жизненным опытом, жизненной компе-

го старения создает предпосылки для самораз- тентностью и закономерным снижением энерге-

вития и последующей самореализации пожилых тического потенциала, сопряженного с процесса-

людей в социально ориентированной деятельно- ми биологического старения. Этот процесс вно-

сти. Также способствует устранению существую- сит существенный вклад в решение проблемы

щих противоречий между потребностью лиц по- создания эффективной системы психологической

жилого возраста в психологической и социаль- помощи, направленной на включение пожилого

ной поддержке со стороны общества и негатив- человека в микро- и макросоциальные связи на

ными социальными установками по отношению поздних этапах онтогенеза, на изменение отно-

к поздней возрастной группе; между специфи- шения к пожилому человеку со стороны его со-

ческой многогранностью и сложностью процес- циального окружения, на утверждение его ста-

са самоопределения личности в позднем возрас- туса как активной личности, имеющей достаточ-

те и недостаточной разработанностью сложив- ную свободу в творческом структурировании соб-

шихся форм и методов фасилитации личностной ственного жизненного пути.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2012. 340 с.

2. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. М.: Медицина, 1969. <;

PQ

286 с. W

á

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во ЛГУ, ^ 1974. 135 с. о

4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Академия, 2011. 270 с. ^

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с. W

6. Бельцова И.А. Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании О к

о ^

позитивного образа старости в демократическом обществе // Вестник экономики, права и со- § н циологии. 2012. № 1. С. 285-289. И g

7. Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский науч- н рц ный вестник. 2016. № 3 (55). 53 §

8. Давыдовский И.В. Геронтология. М.: Медицина, 1966. 300 с. >í ®

О ^

9. Деркач A.A., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и над- о О

i—i ^

ситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. 2008. о §

№ 2. С. 193-200. g ^

у

Г н

10. Ермолаева М.В., Федорова Е.В. К вопросу об организации образовательного процесса пожилых д к людей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследо- § О вания. 2009а. № 4. С. 76-86. ^ ^

11. Ермолаева М.В. Проблема личностного самоопределения в старости // Психология зрелости и ^ д

старения. 20096. № 4. С. 74-84.

12. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы // Концепт. 2016. № 01 ^^ (январь). ART 16007. 0,5 п.л. URL: http://e-koncept.ru/2016/16007.htm

13. Коган В.П. Пожилые люди на работе. М., 1978.

14. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность? / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Пет-

в

ровского. М., 1987.

15. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия, 2002. Г >

16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития чело- ^^ века. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

[ 59 ] РЭ

17. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. М., 1996.

18. Микляева А.В. Инфантилизация пожилых людей в повседневном взаимодействии: к постановке проблемы // The Journal of Social Policy Studies. 2018. Nо. 16 (1). С. 109-124. DOI: https://doi. org/10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124

19. Молевич Е.Ф. Динамика статуса стариков в современном обществе // Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществах переходного типа: междунар. конф. Самара, 2001.

20. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. C. 273-285.

21. Словарь-справочник по социальной геронтологии. Самара, 2003.

22. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7-22.

23. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 1999.

24. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988. 239 с.

25. Arnett J.J. Emerging Adulthood(s): The Cultural Psychology of a New Life Stage. In: J.J. Arnett (Ed.) Bridging Cultural and Developmental Approaches to Psychology: New Synthesis in Theory, Research, and Policy. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 255-275.

26. Baltes P.B., Baltes M.M. Successful Aging: Perspectives from the Behavioral Sciences. New York: Cambridge University Press, 1993.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-303

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE ELDERLY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL AGING

E.A. Chereneva (Krasnoyarsk, Russia), L.M. Safonova (Krasnoyarsk, Russia), V.Yu. Potylicina (Krasnoyarsk, Russia), D.V. Cherenev (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Globally aging populations, with the number of elderly people growing at a faster rate than other population groups, are increasing their share of the total population in virtually all countries. Knowledge of the needs of elderly people is necessary to determine the optimal forms of work with them and the choice of those types of social services that they need especially. In senior age, the occurring personality modification is characterized by a diverse set of qualities that are rarely found in one person. Therefore, there is a need to consider the approaches of psychological and pedagogical support and those factors that affect the lifestyle of people in advanced age and successful aging.

Materials and methods include the principle of a systematic approach and methodological unity of the biological and psychosocial in the formation of human mental pathology (B.G. Ananiev; B.F. Lomov; M.M. Kabanov; Yu.L. Nuller; V.M. Vorobiev; L.I. Wasserman); the principle of determinism, the principle of the unity of conscious- <i ness and activity (S.L. Rubinstein; A.N. Leontiev); the principle of system approach (V.A. Ganzen). There were also g theoretical and methodological foundations of the concept by Russian psychologists G.S. Abramova, E.F. Rybalko and © M.D. Aleksandrova, as well as fundamental methodological provisions on the unity of consciousness and activity, on the development of psyche in activity (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, etc.). ^

Research results. Theoretical and experimental research systematized the conditions and factors that prede- g termine successful aging and the targets of preventive work. The presented research results make it possible to PQ increase the effectiveness of complex measures aimed at increasing the proportion of successful aging. The studies q | have identified the factors that determine successful aging and the targets of prevention work. Successful aging is ^ <j multifaceted and includes preventing disease and disability, maintaining high physical and cognitive functions, and ffi pj constant participation in social and industrial activities.

Conclusion. The presented research results will supplement the data

of the elderly and create prerequisites for the development of effective comprehensive measures aimed at increas- p^ gjj ing the proportion of successful aging. ^ S Keywords: aging, psychological and pedagogical support, elderly people. ^ ® __O O

l-H (-H

Chereneva Elena A. - PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of Special Psychology Institute of Social and q g

Humanitarian Technologies, Executive Director of the International Autism Institute, KSPU named after V.P. Astafyev ^ o

(Krasnoyarsk, Russia); e-mail: elen_korn@bk.ru ^ ^

Safonova Ludmila M. - Director of the Regional State Budgetary Institution of Social Services "Kirovsky Comprehen- ^

sive Outreach Center" (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: safonova_ludmila@mail.ru Q ^

Potylicina Vasilina Yu. - PhD (Medicine), Associate Professor, Department of Special Psychology Institute of Social o ft

and Humanitarian Technologies, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: vptcn@yandex.ru pq w

Cherenev Dmitriy V. - PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of Special Psychology Institute of Social ^ ^ and Humanitarian Technologies, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); Director of the Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance No. 2 (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: cherenev-dv@mail.ru

« S

к

References

1. Abramova G.S. Age-related psychology. Moscow: Akademichesky proekt, 2012. 340 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Averbukh E.S. Disorders of mental activity at a later age. Moscow: Meditsina, 1969. 286 p. ^H

3. Aleksandrova M.D. Problems of social and psychological gerontology. Leningrad: Izd-vo LGU, 1974. 135 p.

4. Alperovich V.D. Gerontology. Old age. Sociocultural portrait. Moscow: Akademia, 2011. 270 p.

5. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. Leningrad: Izd-vo LGU, 1969. 339 p.

и

w

PQ

6. Beltsova I.A. The concept of "successful aging" as a normative construct in the formation of a positive image of old age in a democratic society // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii (Bulletin of Economics, Law and Sociology). 2012. No. 1. P. 285-289.

7. Bozhenkova K.A. Psychological characteristics of elderly people // Privolzhskiy nauchnyy vestnik (Priv-olzhsky Scientific Bulletin). 2016. No. 3 (55).

8. Davydovsky I.V. Gerontology. Moscow: Meditsina, 1966. 300 p.

9. Derkach A.A., Sayko E.V. Activity as the basis of the acmeological development of the subject and over-situational activity of the subject as an effective factor in its development // Mir psikhologii (World of Psychology). 2008. No. 2. P. 193-200.

10. Ermolayeva M.V. The problem of personal self-determination in old age // Psikhologiya zrelosti i star-eniya (Psychology of Maturity and Aging). 2009. No. 4. P. 74-84.

11. Ermolaeva M.V., Fedorova E.V. On the issue of organizing the educational process of elderly people // Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i prikladnye issledovaniya (Modern Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research). 2009. No. 4. P. 76-86.

12. Kiseleva N.A. Elderly people as an object of social work // Kontsept (Concept). 2016. No. 01 (January). URL: http://e-koncept.ru/2016/16007.htm. ISSN 2304-120X

13. Kogan V.P. Elderly people at work. Moscow, 1978.

14. Kon I.S. Personality constancy: myth or reality? / compiled by V.V. Mironenko; ed. by A.V. Petrovsky. Moscow, 1987.

15. Krasnova O.V., Liders A.G. Social psychology of aging: Textbook. Moscow: Akademia, 2002.

16. Kulagina I.Yu., Kolyutsky V.N. Developmental psychology: full life cycle of human development. Moscow: TTs "Sfera", 2001. 464 p.

17. Medical and social problems in gerontology. In: Proceedings of the International seminar on issues of elderly people, Russia, Samara, 3-5 June 1996, Samara: SGMU, 1996. 285 p.

18. Miklyayeva, A. V. Infantilization of the elderly in everyday interaction: a problem statement // The Journal of Social Policy Studies. 2018. No. 16 (1). P. 109-124. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124

19. Molevich E.F. Dynamics of the status of elderly people in modern society. In: Proceedings of the International conference "Children and elderly people as risk groups: the mission of social work in transitional societies". Samara, 2001.

20. Myasishchev V.N. Social psychology and psychology of relations. In: Problems of social psychology. Moscow: Mysl, 1965. P. 273-285.

21. Dictionary-reference book on social gerontology. Samara: Izd-vo Samarskiy universitet, 2003.

22. Tolstykh N.N. Modern growing up // Konsultativnaya psikhologiya i psikhoterapiya (Counseling Psychology and Psychotherapy). 2015. No. 4. P. 7-22.

23. Feldshtein D.I. Growing up psychology. Moscow: Izd-vo MPSI; Flinta, 1999.

24. Frolkis V. Century Aging and increase in life expectancy. Leningrad: Nauka, 1988. 239 p.

25. Arnett J.J. Emerging Adulthood(s): The Cultural Psychology of a New Life Stage. In: J.J. Arnett (Ed.) Bridging Cultural and Developmental Approaches to Psychology: New Synthesis in Theory, Research, and Policy. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 255-275.

26. Baltes P.B., Baltes M.M. Successful Aging: Perspectives from the Behavioral Sciences. New York: Cambridge University Press, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.