DOI 10.18454/IRJ.2016.46.099 Захарова Ж.А.1, Щербинина О.С.2
1ORCID: 0000-0001-8795-1535, Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой психолого -педагогического образования; 2ORCID: 0000-0001-8203-0489, кандидат педагогических наук, директор Многопрофильного образовательного центра, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено решение проблемы психолого -педагогического сопровождения гетерогенных групп обучающихся в образовательной организации высшего образования на примере Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Активизации данного направления работы способствовало участие КГУ имени Н.А. Некрасова в международном проекте TEMPUS. В настоящее время в университете успешно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение представителей разных гетерогенных групп обучающихся, в том числе обучающихся из сельской местности, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, иностранных студентов и студентов -сирот.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, гетерогенные группы.
Zakharova J.A.1, Shcherbinina O.S.2
1ORCID: 0000-0001-8795-1535, PhD in Pedagogy, head of Department of psychological-pedagogical education; 2 ORCID: 0000-0001-8203-0489, PhD in Pedagogy, Director of Multidisciplinary educational center,
Kostroma state University. N. And. Nekrasov PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT HETEROGENEOUS GROUPS OF STUDENTS IN TERMS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION
Abstract
In the article the solution to the problem of psycho-pedagogical support heterogeneous groups of students in educational organizations of higher education on the example of the Kostroma state University named after N. And. Nekrasov. The revitalization of this area of work was facilitated by the participation of the University.And. Nekrasov in the internat ional project TEMPUS. Currently the University has successfully implemented psycho-pedagogical support of representatives of different heterogeneous groups of students, including students from rural areas, students with disabilities, and persons with disabilities, foreign students and students-orphans.
Keywords: psychological-pedagogical support, heterogeneous groups.
Одним из значимых понятий в социальной политике и образовании Европы на современном этапе является феномен гетерогенности. Гетерогенная группа - психотерапевтическая группа, укомплектованная неоднородным составом участников по одному или нескольким признакам. В настоящее время гетерогенные группы людей, имеющие тенденцию к росту, представляют разнородную группу, включающую в себя людей с различными признаками (национальность, возраст, пол, интеллект, особенности физического и психического развития и др.), связанных общими интересами, подчиненными какому-либо общему смыслу и находящихся во всесторонней зависимости друг от друга [1, 129]. Гетерогенную группу обучающихся можно рассматривать как общность детей, обучающихся совместно и отличающихся по интеллектуальным, психическим, гендерным, религиозным, возрастным и иным признакам [3].
Осознавая актуальность и значимость работы с гетерогенными группами обучающихся на всех ступенях образования, включая высшее, Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова с 2014 года, наряду c 20 образовательными учреждениями Австрии, Беларуси, Германии, Италии, России, Украины и Финляндии, принял активное участие в реализации европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров в вузе и системе повышения квалификации к работе с гетерогенными группами и организациями».
Ко^омотой гоcудaрcтвeнный унивeрcитeт имeни Н.А. Шкрашва в нacтоящee врeмя прeдcтaвляeт тобой многообразную организацию, в которой обучаются разнью категории c^em^, в том чиcлe обучaющиecя из ceльcкой мecтноcти, лица c огрaничeнными возможностями здоровья и инвалиды, и^^анны^ cтудeнты, одaрeнныe cтудeнты, cтудeнты-cироты и т.д.
Одним из нaпрaвлeний работы c гетерогенными группами обучaющихcя в КГУ имeни Н.А. Шкратова стало пстхолого -пeдaгогичecко e cопровождeниe. Пcихолого-пeдaгогичecкоe cопровождeниe рaccмaтривaeтcя как отобый тип взaимодeйcтвия ^дагота и рeбeнкa, нaпрaвлeнный на шзданж умовий саморазвития, самообразования детей, формирование у них способности самостоятельно реализовать свои жизненные планы. Результатом является индивидуальная образовательная траектория, которая обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса [2].
Пcихoлoгo-пeдагoгичecкoe coпрoвoждeниe гетерогенных групп oбучающихcя являeтcя одной из наибoлee значимых задач рабoты Мнoгoпрoфильнoгo oбразoватeльнoгo ^ира Института ^дагошЕи и пcихoлoгии КГУ им eни Н.А. Шкратова, oрганизoваннoгo в 2015 году в рамках ^oe^^ TEMPUS.
Оддой из наибoлee мнoгoчиcлeнных гeтeрoгeнных групп КГУ имeни Н.А. Шкратова являются oбучающиecя из ceльcкoй мecтнocти. Мoлoды e люди, приeзжающиe в крупный гoрoд, пocтавлeны пeрeд нeoбхoдимocтью oвладeния говыми гормами, ^н^стями, прeдcтавлeниями, правилами, прeдпиcаниями, oграничeниями, oхватывающими и рeгламeнтирующими практичecки вce cтoрoны их жизни.
Труд^сти адаптации oбучающихcя из ceльcкoй мecraoora мoгут на тервых горах oбуcлoвить и cравнитeльнo низкую уcпeваeмocть, и прoблeмы в oбщeнии.
В cвязи c этим в Кocтрoмcкoм гocударcтвeннoм унивeрcитeтe имeни Н.А. Шкратова coздаютcя cпeциальныe oрганизациoннo-пeдагoгичecкиe и пcихoлoгo-пeдагoгичecкиe уcлoвия для oбучeния.
Для обучающихся из сельской местности предоставляется возможность проживания в общежитии. Сельские обучающиеся из малообеспеченных семей при проживании в общежитии оплачивают только коммунальные расходы. Помимо этого студенты из сельской местности имеют льготы на проезд в пригородном транспорте, оформить которые помогают сотрудники отдела социальной работы КГУ имени Н.А. Некрасова.
С целью преодоления коммуникативных барьеров между обучающимися из сельской местности и обучающимися, проживающими в городе, в КГУ имени Н.А. Некрасова проводится специальная работа, способствующая адаптации к новым условиям, установлению взаимоотношений с членам группы. Организаторами данной работы выступают кураторы из числа преподавателей выпускающих кафедр и старшекурсников.
В настоящее время в университете получают образование 33 обучающихся, имеющих инвалидность. Из них 22 человека являются обучающимися очной формы обучения, 11 человек - заочной формы обучения.
В КГУ имени Н.А. Некрасова в соответствии с современным российским законодательством создаются специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, их адаптации и социализации.
Так, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации для студентов-инвалидов разработана и реализуется адаптированная образовательная программа, способствующая повышению уровня доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Требованиями, предъявляемыми к педагогическим кадрам, участвующим в реализации адаптированной образовательной программы высшего образования, предусмотрено ознакомление с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учет этой специфики при организации образовательного процесса, владение педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с данными группами обучающихся. В связи с этим, Многопрофильный образовательный центр совместно с преподавателями Института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова разработали программу курсов повышения квалификации «Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в образовательной организации высшего образования».
Данная программа была опробована при проведении курсов повышения квалификации для преподавателей Костромской государственной сельхохозяйственной академии (9 человек) на тему «Сопровождение обучающих:я с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования» в объеме 8 часов.
Важным фактором социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является психолого-педагогическое сопровождение данных категорий студентов. Оно носит непрерывный и комплексный характер. В рамках данного направления работы осуществляется контроль учебных успехов и затруднений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, а также сопровождение обучающихся, имеющих проблемы в обучении.
Для предупреждения проблем у данной категории обучающихся в общении и социальной адаптации сотрудниками Многопрофильного образовательного центра института педагогики и психологии совместно с Международным центром клинической психологии и психотерапии проводятся диагностические обследования.
С целью изучение особенностей и возможных трудностей адаптации и развития коммуникативных навыков студентов-инвалидов в условиях КГУ имени Н.А. Некрасова Многопрофильный образовательный центр Института педагогики и психологи организует различного рода мероприятия, для данной категории студентов.
Так, в декабре 2015 года прошла творческая встреча студентов КГУ имени Н.А. Некрасова, среди которых были обучающиеся-инвалиды. Мероприятие было направлено на создание благоприятных условий для общения и взаимодействия студентов-представителей разных гетерогенных групп.
В рамках встречи были проведены упражнения с элементами тренинга, в ходе которых выявлялись особенности взаимоотношений в микрогруппе (упражнение «Я тоже»), включенность в студенческую жизнь (Чемодан студента), барьеры и трудности в общении, и возможности их преодоления.
Формат встречи носил дружеский характер, предусматривая создание теплой доверительной атмосферы, и закончился чаепитием и получением небольших подарков и сувениров (блокноты и ручки с атрибутами КГУ).
В апреле 2016 года запланировано проведение тренинга общения «Мир без границ» для обучающихся -инвалидов КГУ имени Н.А. Некрасова.
Наряду с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, представителями гетерогенных групп являются иностранные студенты, обучающиеся в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова. Это граждане Туркменистана, Украины, Молдовы, Беларуси, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана.
Иностранные студенты являются обучающимися очной формы обучения бакалавриата и магистратуры (20 человек), заочной формы обучения бакалавриата и магистратуры (12 человек), очно -заочной формы обучения (1 человек).
Из них 11 человек получают образование в Институте филологии и истории, 6 человек - в Институте педагогики и психологии; 5 человек - на юридическом факультете имени Ю.П. Новицкого, 4 человека - в Институте экономики, 4 человека - в Институте физико-математических и естественных наук, 3 человека - в Институте культуры и искусства.
Обучение по каждому направлению подготовки в КГУ имени Н.А. Некрасова имеет свои особенности и трудности, что делает образовательный процесс для иностранных граждан довольно сложным. Эти сложности связаны с нахождением иностранных студентов в языковой среде неродного языка, спецификой менталитета, национальными особенностями.
Педагогический коллектив, работающий с иностранными студентами, стремится создать комфортные организационно -педагогические и психолого -педагогические условия для обучения. Ощущение поддержки и заботы со стороны преподавателей, со стороны дирекции структурных подразделений университета представляется важным условием успешного прохождения и окончания обучения для данной категории обучающихся.
Для студентов первого года обучения решением ректора университета продлены сроки сдачи первой сессии в связи со сложностями адаптации иностранных обучающихся в языковой и учебной среде.
Дирекцией структурных подразделений КГУ имени Н.А. Некрасова были проведены дружественные встречи преподавателей и иностранных обучающихся. Во время предновогодней встречи преподавателей Института филологии и истории за чаепитием и неформальным общением возле новогодней ёлки студенты из Туркмении читали стихи на родном языке, рассказывали о традициях своей страны.
Иностранным студентам первого года обучения вместе со студентами -инвалидами была предоставлена возможность посещать организованные за рамками учебного плана факультативы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» и «Адаптация к профессиональной деятельности».
Кроме того, не остаются без внимания такие представители гетерогенных групп как сироты. Условно их можно подразделить на выпускников учреждений государственного попечения и замещающих семей. В настоящее время в университете 31 обучающийся данной категории на разных факультетах университета.
Учитывая специфику жизненного опыта, становления и развития детей -сирот, в КГУ им. Н.А. Некрасова разработана и успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения студентов-сирот, в рамках которой кураторы из числа преподавателей выпускающих кафедр и старшекурсников, помогают адаптировать им к новым условиям, выстроить взаимоотношения с социумом, развить свои таланты, занять активную позицию в жизни. Так, например, представителям разных гетерогенных групп обучающихся, предоставляется возможность участия в деятельности волонтерского студенческого сообщества, которая осуществляется на базах социозащитных и образовательных организаций.
Таким образом, в КГУ им. Н.А. Некрасова накоплен достаточно успешный опыт психолого -педагогического сопровождения гетерогенных групп обучающихся, который обеспечивает качественную подготовку всех категорий выпускников к выполнению профессиональных задач, указанных в ФГОС высшего образования.
Литература
1. Балашова И.В., Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск - 2014. - № 4 (32). - С. 129-141.
2. Масленникова Т.В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике : учебное пособие / Т.В. Масленникова, Н.И. Колупаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3726-5 ; То же [Электронный ресурс]. -URL:http://biblioclub.ru/indexphp?page=book&id=273462 (19.02.2016).
3. Шадрова Е. В., Тихомирова Е. Л. Формирование профессиональной готовности педагога к работе с гетерогенными группами обучающихся // Концепт. - 2015. - Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп. - ART 95657. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95657.htm. - ISSN 2304-120X.
References
1. Balashov I. V., Tikhomirova E. L., Shatrova E. V. study of the needs of heterogeneous groups of students // Psychological-pedagogical search - 2014. - № 4 (32). - P. 129-141.
2. Maslennikova T. V. Psychological and pedagogical workshop for General and special pre-school pedagogics : textbook / T. V. Maslennikov, N. And. Kolupaeva. - Moscow ; Berlin : Direct Media, 2014. - 138 p.: ill. - Bibliogr. in proc. -ISBN 978-5-4475-3726-5 ; The same [Electronic resource]. URL:http://biblioclub.EN/indexphp?page=book&id=273462 (19.02.2016).
3. Shatrova E. V., Tikhomirova E. L. Formation of professional readiness of a teacher to work with heterogeneous groups of students are presented. - 2015. - Social inequality: issues and risks geterogennykh groups. - ART 95657. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95657.htm. - ISSN 2304-120X.