Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (I УРОВЕНЬ)'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (I УРОВЕНЬ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тяжелые нарушения речи / общее недоразвитие речи (I уровень) / моторная алалия / средний дошкольный возраст / психолого-педагогическое сопровождение / модель / группа компенсирующей направленности / severe speech disturbances / general speech underdevelopment (level I) / motor alalia / middle preschool age / psychological and pedagogical support / model / compensating orientation group

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Викторовна Шереметьева, Марина Сергеевна Кузнецова

В статье рассматриваются результаты исследования по проблеме поиска эффективных путей психолого-педагогического сопровождения детей 5-го года жизни с общим недоразвитием речи (I уровень). Несмотря на многочисленность публикаций по коррекции тяжелых речевых нарушений, отсутствуют исследования по комплексному подходу к оказанию специализированной помощи детям данной категории в дошкольной образовательной организации любого типа, в частности, определение условий для индивидуализации образовательного процесса в группах компенсирующего обучения. Потребность в создании условий обучения, воспитания, социальной адаптации детей с тяжелой речевой патологией и реализации их права на образование с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей определила необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения. Реализация модели с участием широкого круга специалистов позволяет комплексно решать целый круг вопросов: организацию диагностики, системный анализ данных обследования, планирование сопровождения, поэтапную коррекционную работу по различным направлениям и мониторинг результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Викторовна Шереметьева, Марина Сергеевна Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH (LEVEL I)

The article discusses the results of a study on the problem of finding effective ways of psychological and pedagogical support for children of the 5th year of life with general underdevelopment of speech (level I). Despite the numerous publications on the correction of severe speech disorders, there are no studies on a comprehensive approach to providing specialized assistance to children of this category in a preschool educational organization of any type, in particular, determining the conditions for individualizing the educational process in compensatory education groups. The need to create conditions for education, upbringing, social adaptation of children with severe speech pathology and the realization of their right to education, taking into account special educational needs and individual opportunities, determined the need to develop a model of psychological and pedagogical support. The implementation of the model with the participation of a wide range of specialists allows you to comprehensively solve a whole range of issues: organization of diagnostics, system analysis of survey data, support planning, phased corrective work in various areas and monitoring of results.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (I УРОВЕНЬ)»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 1 (21). С. 33—40. ISSN 2409-4102 (print)

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(1(21):33-40. ISSN 2409-4102 (print)

Научная статья УДК 376.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (I УРОВЕНЬ)

Елена Викторовна Шереметьева1, Марина Сергеевна Кузнецова®

1 2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

1 sheremetevaev2@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-4925-1148

2 kuznetsovam.82@mail.ru0

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования по проблеме поиска эффективных путей психолого-педагогического сопровождения детей 5-го года жизни с общим недоразвитием речи (I уровень). Несмотря на многочисленность публикаций по коррекции тяжелых речевых нарушений, отсутствуют исследования по комплексному подходу к оказанию специализированной помощи детям данной категории в дошкольной образовательной организации любого типа, в частности, определение условий для индивидуализации образовательного процесса в группах компенсирующего обучения. Потребность в создании условий обучения, воспитания, социальной адаптации детей с тяжелой речевой патологией и реализации их права на образование с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей определила необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения. Реализация модели с участием широкого круга специалистов позволяет комплексно решать целый круг вопросов: организацию диагностики, системный анализ данных обследования, планирование сопровождения, поэтапную коррек-ционную работу по различным направлениям и мониторинг результатов.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи (I уровень), моторная алалия, средний дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, модель, группа компенсирующей направленности

Для цитирования: Шереметьева Е. В., Кузнецова М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень) // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 1 (21). С. 33—40.

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

FOR CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH (LEVEL I)

Elena V. Sheremetyeva1, Marina S. Kuznetsova20

1,2 South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk, Russia. 1sheremetevaev2@cspu.ru

2 kuznetsovam.82@mail.ru0

Abstract. The article discusses the results of a study on the problem of finding effective ways of psychological and pedagogical support for children of the 5th year of life with general underdevelopment of speech (level I). Despite the numerous publications on the correction of severe speech disorders, there are no studies on a comprehensive approach to providing specialized assistance to children of this category in a preschool educational organization of any type, in particular, determining the conditions for individualizing the educational process in compensatory education groups. The need to create conditions for education, upbringing, social adaptation of children with severe speech pathology and the realization of their right to education, taking into account special educational needs and individual opportunities, determined the need to develop a model of psychological and pedagogical support. The implementation of the model with the participation of a wide range of specialists allows you to comprehensively

© Шереметьева Е. В., Кузнецова М. С., 2023.

solve a whole range of issues: organization of diagnostics, system analysis of survey data, support planning, phased corrective work in various areas and monitoring of results.

Keywords: severe speech disturbances, general speech underdevelopment (level I), motor alalia, middle preschool age, psychological and pedagogical support, model, compensating orientation group.

For citation: Sheremetyeva EV, Kuznetsova MS. Psychological and pedagogical support of children of middle preschool age with general speech underdevelopment (I level). Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(1(21):33-40. (In Russ.).

Введение. На современном этапе одной из приоритетных задач государства является обеспечение успешной социализации и создание равных стартовых условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» утверждены гарантии получения образования для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей1.

Одну из наиболее многочисленных и сложных групп составляют дети с речевой патологией. Особого внимания требуют дошкольники с общим недоразвитием речи первого уровня (далее — ОНР I уровень), когда при сохранном слухе и интеллекте отсутствует обиходная речь. Это наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически зачастую обозначается как алалия. Отклонения в развитии речи затрудняют коммуникацию, задерживают развитие познавательных процессов и в целом отрицательно влияют на формирование самосознания и личности ребенка. Кроме того, несвоевременно скомпенсированные речевые нарушения могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости [7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры по речевому развитию на этапе завершения первой ступени образования: хорошее владение устной речью, свободное выражение своих мыслей, построение речевого высказывания в ситуации общения, развитие предпосылок грамотности2.

Многочисленные исследования авторов по проблеме преодоления тяжелых речевых нарушений (В. К. Воробьева, Г. Гутцман, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Е. Ф. Соботович, Ф. Ф. Рау и др.) подтверждают, что компенсаторные возможности у таких детей являются сохранными, а своевременная и последовательная коррекционная работа позволяет к

1 Об образовании в РФ : Федер. закон № 273-Ф3. М. : Проспект, 2019. 192 с.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. М. : Сфера, 2018. 96 с.

началу школьного обучения приблизить их речь к возрастной норме, а в некоторых случаях даже полностью преодолеть речевое недоразвитие [1—3].

В настоящее время в категорию «безречевых» достаточно часто попадают дети среднего дошкольного возраста, остро нуждающиеся в специализированной помощи. Одним из важнейших изменений в российском образовании на современном этапе является формирование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе воспитания и обучения. В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» все дети с особыми образовательными потребностями получили право обучаться не только в коррекционных учреждениях, но и в детских садах общеразви-вающей направленности. Актуальной проблемой является поиск эффективных путей психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелой речевой патологией в дошкольной образовательной организации любого типа, определение условий для индивидуализации образовательного процесса в группах компенсирующего обучения [1].

Цель работы. Данное исследование ставит своей целью разработку модели психолого-педагогического сопровождения детей 5-го года жизни с ОНР (I уровень) в условиях группы компенсирующей направленности.

Материалы и методы. Основанием для моделирования является потребность в создании условий обучения, воспитания, социальной адаптации детей с тяжелой речевой патологией.

Разработке модели предшествовало диагностическое обследование устной речи детей 5-года жизни с ОНР (I уровень).

К участию в эксперименте были привлечены 3 детей среднего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности — 1 девочка и 2 мальчика. Участники: Дана Ш., 4,6 года; Александр З. — 4,5 года; Никита С. — 4,7 года. Согласно заключению ПМПК все дошкольники имеют общее недоразвитие речи (ОНР I уровень).

Обследование предполагало не только изучение особенностей речи и уточнение логопедического

заключ ения,но и выявлениеособыхобразова-тельных потребностей обучающихся, что позво-

ческого сопровождения.

Длн изьчснининсересующиеаас ясрениомс-пользовался комплекс методов: анализ документации, беседы с педагогами и родителями, логопедическое и психолого-педагогическое обследование.

С учеромоетодичесних ресомнндаций Г. А. Волковой, И. С. Кривовяз, Г. В. Чиркиной [4; --выбраны еррдмющир н а—^^жт оРсрлдова-ния неговорящих детей: состояние импрессивной речи; состояние неречевых функций (моторика, ориентировка в пространстве, зрительный анализ и синтез, конструктивный праксис); состояние ььевеебальвых с—дота коммуникации; со стоянье фонематического слуха; состояние активной речи.

Каждырраадйл обследования включал серию заданий. Для количественного анализа нами разработана шкала оценивания— от 0 до 3 баллов. В основе балльной шкалы следующие параметры: объем и правильность выполненного задания, стопеньрамссаонтбльнооти, нальчсе ошнбор,нсе пользование помощи. Определялся средний балл покащрмср^ДО-Ж оаследоварн

Резнльоаеы.На кнждоооувнсрниааб оши оформлены графические профили по каждому ИаждеруоОс иедоваоив. 01 пберставланы

на рис. 1—2. На рис. 1 представлен графический щмфирь орсеедолания понамения рлаи одвошии участников.

Так, при обследовании понимания речи участник эксперимента (Никита С.) серию заданий первого раздела выполнил в полном объеме, но не нстгеа скервего пренъосрания, продукрисно использовал обучающую помощь, при указании иа ошрбки ^(^щ^аюш ирсамоетаянерьшаМарь-чик хорошо воспринимал простые инструкции; показал на картинках все предметы, признаки и действия; правильно отобрал картинки тематических групп — «Посуда», «Мебель», «Животные»; пооиммр грамматнчеоксе фармы енирстеенноьо и множественного числа существительных, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (после образца показывал на соответствующие картинки); допустил ошибки в заданиях с предлогами.

На рис. 2 представлен графический профиль обсрсдрванааотнвтаймечьоджогоиз у—отнн-ков.

Импрессивная речь (Никита С.)

ч г

So

1-1

* * У J- jf Jf о

f ж ^ £

* ^ / J J

К в ¿¡¡г н

Восприятие и понимание

Рис. 1. Состояние импрессивной речи (Никита С.)

Активная речь (Никита С.)

Предметный Глагольный Слоговая Фраза и грам. Связная речь словарь словарь структура строй

Рн 2. Состояние активной речи (Никита С.)

В ходе обследования активной речи участника эксперимента (Никита С.) мы отметили, что ребенок использует несколько правильных слов, слова-фрагменты, контурные слова. Преимущественно владеет предметным словарем, знает и называет несколько глаголов: «ту-ту» (паровозик), «ляля» (кукла), «мясь», «мо» (моет), «ига» (играет) и т.п. При воспроизведении слоговой структуры выявляются нарушения: Пи (пила), ба (рыба), ина (машина), саи (сапоги), мако (молоко). При изучении наличия фразовой речи и состояния грамматического строя речи по сюжетным картинкам с изображением «Мальчик играет в футбол», «Мама купает малыша» Никита пытался передать содержание: «Мати мясь ига», «Ляля куп мо». Очень эмоционально строил свой рассказ, при этом активно использовал мимику и жесты: «гав-гав» (собака) и показывал пальцами, как бежит собака; «э мати» (это мальчик») и разводил руки в стороны, «до кап-кап» (дождь капает). Пользовался нерасчлененной 1—2 словной фразой.

Результаты констатирующей диагностики всех участников эксперимента обобщены в табл. 1.

Анализ данных обследования показал у всех детей снижение уровня восприятия и понимания обращенной речи, практически полную несфор-мированность вербальных средств коммуникации, резко ограниченный словарь, преимущественно состоящий из звукокомплексов, слогов и аморфных слов, отсутствие фразовой речи и грамматического оформления, низкие произносительные возможности с полиморфными нарушениями.

Несмотря на малочисленность выборки, тем не менее мы смогли убедиться, что группа участников является очень неоднородной, при этом все дошкольники имеют общие для детей с тяжелым речевым недоразвитием отклонения, затрагивают речевые и неречевые компоненты. Недостаточное речевое развитие отчасти компенсируется средствами невербальной коммуникации, дети используют дифференцированные жесты и мимику для выражения своих желаний и чувств. Реабилитация данной категории дошкольников требует комплексного подхода.

На основе результатов диагностики дошкольников осуществлялась разработка модели их психолого-педагогического сопровождения в условиях группы компенсирующей направленности. Представим модель наглядно на рис.3.

Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения включает следующие взаимосвязанные структурные компоненты:

1. Участники образовательного процесса;

2. Этапы психолого-педагогического сопровождения;

3. Содержание психолого-педагогического сопровождения;

4. Планируемые результаты.

В центре модели находится ребенок — дошкольник с речевой патологией. В соответствии с ФГОС ДО ребенок является полноценным субъектом образовательного процесса [5]. Участниками образовательного процесса, обеспечивающими психолого-педагогическое сопровождение в группе компенсирующей направленности, становятся: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется содержание работы и ожидаемый результат.

В табл. 2 представлена организация диагностического этапа.

Организационно-проектировочный этап психолого-педагогического сопровождения предполагает разработку всеми специалистами программы коррекционной работы с ребенком, которая в свою очередь основывается на реализуемой в детском саду Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед для детей с ОНР (I уровень) составляет индивидуальную рабочую программу, поскольку уровень развития и потенциальные возможности неговорящих разные, соответственно подход должен быть дифференцированный.

Основными задачами логопедической работы являются следующие: стимуляция речевой

Таблица 1

Результаты обследования детей 5-года жизни с ОНР (I уровень) на констатирующем этапе

Раздел обследования Средний балл

Импрессивная речь Неречевые процессы Коммуникация Фонематический слух Активная речь

Дана Ш. 1,9 1,6 1,8 2,5 1

Александр З. 1 1,2 1,4 1 0,6

Никита С. 2,3 2,3 3 3 1,8

I ПМПК I

Б о сгшт ат ять

Учит ель-лог one д

П едагог -психолог

Ребенок с О HP (I вровень) ♦

Учхстнхн обр изо с ателью го щющнса

Муз. руков одитель

Инструктор

ФК

ч

Родители ил

зажзнные представители

1 этап - днагностнчео мм

Комплексная диагностика|( знакомство с ребенкопф консилиум

2 этап Ор ганнзацнонно-пр оектнр овомнын

Планирование коррекционной работы I разработка

программ сопровождения > обогащение развивающей

предметно-пространственной среды

Зэтал - Коррекцконно-развнвающнн

индивидуальные занятия фронтальные занятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие понимания речи Развитие активной речи Развитие фонетической стороны речи Развитие фонематических процессов

Развитие внимания; памяти, мышления

Развитие пространственных предст аьлений

Консупьтир ов ание

родителей

(з аконньгх

пр ед сг азит ел ей

ребенка^

Консультирование педагогов

4 зтал — Ито гов о-о б об щающнн

ш

□вторная диагностика

анализ динамики развития

Рис. 3. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР (Iуровень)

Таблица 2

Диагностический этап психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

(I уровень)

Участники Содержание работы Результат

Воспитатель Наблюдение за ребенком в режиме дня, осо-бенностиповедения,общения,игры; сформи-рованность навыков самообслуживания Изучение условий воспитания в семье. — Педагогическая характеристика, социальный паспорт семьи

Логопед Логопедическое обследование: понимание речи,неречевые функции, невербальные компоненты коммуникации — Протоколы обследования — Речевая карта

Психолог Обследование ВПФ, личностной сферы, индивидуальных особенностей — Протоколы обследования — Диагностическая карта

Педагоги (муз.руководи-тель, инструктор ФК) Обследование музыкально-ритмическойспо-собности;обследованиедвигательнойсферы — Диагностическая карта

Родители Анкетирование, индивидуальная беседа — Информация для протоколов, диагностических карт

и психическойактивности, активизация эмоционального общения со взрослым; развитие способности к подражанию действиям и речи, формированиеосновыречевсшдеятельности (восприятия,дыхаеия,артикуляционной мооо-

рики, голосовых характеристик); формирование мотивационно-побудительных компонентов речи; расширение пассивного словаря; профи-лаетскхвоз никновения вторичных речевых нарушений .

Комплексная коррекционная работа осуществляется на коррекционно-развивающем этапе в ходе проведения индивидуальных и подгруппо-вых занятий с дошкольниками. При этом специалисты и педагоги осуществляют тесное взаимодействие. Предусматривается единая лексическая тема недели, используемый речевой материал интегрируется во все сферы жизнедеятельности детей.

Логопедическая коррекция ведется в нескольких направлениях:

1. Установление доверительного эмоционального контакта

2. Развитие общего подражания

3. Работа над развитием артикуляционной моторики, дыханием и голосом

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие понимания речи (импрессивная речь)

6. Формирование экспрессивной речи.

В коррекционной работе принимают непосредственное участие родители дошкольников. Взаимодействие педагогов с родителями на основе сотрудничества позволяет создать единое образовательное пространство, помогает сформировать у них адекватное представление об особенностях своего ребенка, а кроме того освоить эффективные приемы общения с ребенком.

Вся деятельность специалистов и семьи направлена на содействие индивидуальной траектории развития ребенка с речевой патологией, его самостоятельности и активности.

Итогово-обобщающий этап предполагает проведение повторной диагностики дошкольников, динамическое наблюдение. На консилиуме обсуждаются достигнутые результаты (как положительные, так и отрицательные), корректируются задачи дальнейшей работы. При необходимости возможно проведение углубленной диагностики, уточнение индивидуального образовательного маршрута, изменение образовательной программы.

Апробация модели психолого-педагогического сопровождения осуществлялась в рамках экспериментальной работы в МДОУ «ЦРР детский сад № 153» г. Магнитогорска.

Проведенная повторная диагностика дошкольников позволила оценить эффективность предложенной модели.

Несмотря на сложность и длительность процесса коррекции тяжелых речевых нарушений, благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению и интеграции усилий педагогов и родителей, удалось достичь положительной динамики коррекции устной речи у детей.

У всех участников эксперимента было отмечено, во-первых, появление новых умений, соответствующих онтогенетическим закономерностям овладения речью; во-вторых, показатели соответствуют требованиям к результатам освоения адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Достигнут главный целевой ориентир: появление потребности к общению, осуществление словесной деятельности с помощью элементарных двух-трехсловных предложений, которая проявляется в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления.

Диагностические показатели участников представлены в табл. 3.

На рис. 4 наглядно представлена динамика в развитии речи одного из участников.

Объективное состояние речи одного из участников (Никита С.) после проведенной коррекцион-ной работы следующее: обращенную речь ребенок понимает в полном объеме, требуют уточнения двойные инструкции, предложные конструкции. Хорошо развит фонематический слух. Отмечается положительная динамика в выполнении артикуляционных движений, доступны все артикуляционные упражнения, но необходимо работать над четкостью и переключением. В произношении присутствует смягчение, смешение артикуляци-онно близких звуков, но ритмико-интонационная структура усвоенных групп слов воспроизводится верно: «мяц» (мяч), «пия» (пила), «ёка» (ложка), «миска» (мишка), «имон» (лимон), «каова» (корова), «масина» (машина). Пополнился активный словарь, использует разные части речи — существительные, глаголы, местоимения. Отвечает на вопрос по картинке 2-3 словной фразой, начинает использовать грамматические формы в расчлененном виде. Что делает мальчик? — «Матик исует а ёге» (Мальчик рисует на дороге). Что делает мама? — «Это мама, она кает лялю. И меня мама кает». Может составить элементарный рассказ по картинке, последовательно передавая сюжет: «На уице додик. «Матик и девока бегут. Матик этот зовет. И сябака безит». В целом Никита с помощью окружающих детей и взрослых начинает набирать большое количество слов, строит фразы, активизирует в речи усвоенные слова. Необходимо продолжить коррекционную работу по всем направлениям.

Обсуждение. Достижению результатов способствовала реализация разработанной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР (I уровень). Всесторонний подход с участием широкого круга специалистов позволяет комплексно решать целый круг вопросов: организацию

Таблица 3

Сравнительные результаты обследования детей 5-года жизни с ОНР (I уровень) на констатирующем и контрольном этапах

Средний балл

Раздел обследования Импрессивная речь Неречевые процессы Коммуникация Фонематический слух Активная речь

Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.

этап этап этап этап этап этап этап этап этап этап

Участник №1 Дана Ш. 1,9 2,7 1,6 2,5 1,8 2,8 2,5 3 1 2

Участник №2 Александр З. 1 1,6 1,2 1,5 1,4 1,8 1 2 0,6 1

Участник №3 Никита С. 2,3 2,9 2,3 3 3 3 3 3 1,8 2,6

Рис. 4. Динамика развития речи одного из участников

диагностики, системный анализ данных обследования, планирование сопровождения, поэтапную коррекциошкюрабое поразличным направле-ниямимониторингрезультатов.

Лчнлюаани р. Пнлтчгзм исзиедования Тыли сделаны следующие выводы:

1. Коррекция тяжелых речевых расстройств НмТует глаОткочо иеменнчватльчнргр розлетчтвнт рпо сенануштнные стиролыннеттимигловий носнльтниялчТучения.

2. Неговорящие дети имеют индивидуальную динамику развития. Успех зависит от комплексного подхода и интеграции усилий ближайшего окружения ребенка.

3. Предложенная нами модель психолого-педагогического сопровождения позволяет удовлетворить особые образовательные потребности дошкольников, дает возможность осваивать образовательную программу возрастной группы, сформировать новые речевые умения и навыки.

Список литературы

1. Бондаренко И. М., Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогическогосопровождениядетей сограниченнымивозможностямиздоровья: методические рекомендации. М. : Наука, 2015. 36 с.

2. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. М. : Владос, 1997. 536 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова И. С., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРТ ЛТД, 2003. 316 с.

4. Кривовяз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 201 с.

5. Иванушкина Н. В., Щипова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Самара : Издательство Самарского университета, 2021. 80 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Айрис-пресс, 2008. 224 с.

7. Шереметьева Е. В. Логопедическая работа при системном недоразвитии речи (алалия). Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. 152 с.

References

1. Bondarenko IM., Koveshnikova AM. Sostavlenie individual'noj obrazovatel'nojprogrammy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: metodicheskie rekomendacii [Compilation of an individual educational program of psychological and pedagogical support for children with disabilities: methodological recommendations]. Moscow: Nauka; 2015. (In Russ.).

2. Grynshpun BM. O principah logopedicheskoj raboty na nachal'nyh jetapah formirovanija rechi u motornyh alalikov [On the principles of speech therapy at the initial stages of speech formation in motor alalics]. Moscow: Vlados; 1997. 536 p. (In Russ.).

3. Zhukova NS, Mastyukova IS, Filicheva TB. Preodolenie obshhego nedorazvitija rechi u doshkol'nikov [Overcoming the general underdevelopment of speech in preschoolers]. Yekaterinburg: ART LTD; 2003. 316. (In Russ.).

4. Krivovyaz IS. Puti korrekcionno-pedagogicheskoj raboty s det'mi mladshego doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi [Ways of correctional and pedagogical work with children of younger preschool age with general underdevelopment of speech]. Thesis. Moscow; 1996. 201 p. (In Russ.).

5. Ivanushkina NV, Shchipova OV. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa [Psychological and pedagogical support of the educational process]. Samara: Samara University Press; 2021. 80 p. (In Russ.).

6. Filicheva TB, Chirkina GV. Ustranenie obshhego nedorazvitija rechi u detej doshkol'nogo vozrasta [Elimination of general speech underdevelopment in preschool children]. Moscow: Iris-press; 2008. 224 p. (In Russ.).

7. Sheremetyeva EV. Logopedicheskaja rabota pri sistemnom nedorazvitii rechi (alalija) [Speech therapy work with systemic speech underdevelopment (alalia)]. Chelyabinsk: South Ural Scientific Center of RAO; 2022. 152 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. В. Шереметьева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик.

М. С. Кузнецова — магистрант факультета инклюзивного и коррекционного образования.

Information about the authors

E. V. Sheremetyeva — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods.

M. S. Kuznetsova — Master's student of the Faculty of Inclusive and Correctional Education.

Статья поступила в редакцию 23.03.2023; принята к публикации 30.03.2023.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 23.03.2023; accepted for publication 30.03.2023.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.