Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОТКЛОНЕНИЯ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ППМС-ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шереметьева Е.В., Беспоместных О.А.

Введение. В статье обоснована необходимость создания организационно-содержательной модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Цель статьи - представить транслируемую модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Материалы и методы. Обследование детей проводилось по методике Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста», позволившей среди группы сверстников выявить детей с отклонениями в овладении речью. По адаптированной методике Е. Ф. Архиповой изучено состояние компонентов речевого развития детей с отклонениями в овладении речью. Результаты. Анализ полученных в ходе обследования данных свидетельствует о несоответствии речевых компонентов детей с отклонениями в овладении речью нормативному развитию, что подтверждает потребность детей данной категории в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. Обсуждение. В статье представлена модель комплексного поэтапного сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В ходе работы определено четыре основных этапа сопровождения. Их содержание позволяет подойти к данному процессу всесторонне, включить в работу как можно больше участников и повысить эффективность комплексного сопровождения. Модель имеет гибкую и вариативную структуру и может быть внедрена в практику работы с детьми раннего возраста любой дошкольной образовательной организации. Основанием использования данной модели служит наличие детей с отклонениями в овладении речью в группе сверстников. Заключение. Спроектированная модель психолого-педагогического сопровождения позволит всесторонне подойти к решению проблемы коррекции отклонений в овладении речью и транслировать ее в условия любой дошкольной образовательной организации, в том числе и частные развивающие центры для детей раннего возраста. Основные положения: - выявлены особенности речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью; - разработана организационно-содержательная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью; - описана работа с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях групп кратковременного пребывания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шереметьева Е.В., Беспоместных О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG CHILDREN WITH DEVIATIONS IN MASTERING THE SPEECH

Introduction. The article substantiates the need to create an organizational model of complex psychological and pedagogical support for young children with disabilities in speech acquisition. The purpose of the article is to present a model of psychological and pedagogical support for young children with disabilities in speech acquisition. Materials and methods. The survey of children was conducted according to the method of E. V. Sheremeteva "Diagnostics of psychorechological development of an early child", which allowed us to identify children with deviations in speech acquisition among a group of peers. According to the adapted methodology of E. F. Arkhipova, we studied the state of the components of speech development of children with disabilities in speech acquisition. Results. The analysis of the data obtained during the survey indicates that the speech components of children with disabilities in speech acquisition do not correspond to the normative development, which confirms the need for children of this category in complex psychological and pedagogical support. Discussion. The article presents a model of complex step-by-step support for young children in the conditions of short-term stay groups of the PPMS center. In the course of our work, we identified four main stages of support. Their content allows a comprehensive approach to this process, including as many participants as possible in the work and increasing the effectiveness of comprehensive support. The model has a flexible and variable structure and can be implemented in the practice of working with young children of any preschool educational organization. The basis for using this model is the presence of children with disabilities in the acquisition of speech in a group of peers. Conclusion. The model of psychological and pedagogical support developed by us will allow us to comprehensively approach the problem of correcting deviations in speech acquisition and translate it into the conditions of any preschool educational organization, including private development centers for young children. Highlights: Features of speech development of young children with deviations in speech acquisition are revealed; An organizational and content model of complex psychological and pedagogical support for young children with speech disorders has been developed; It describes

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.016

УДК 371.9: 15 ББК 74.57: 88

Е. В. Шереметьева1, О. А. Беспоместных2

^RQD № 0000-0002-4925-1148 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru

^ROD № 0000-0002-3553-1165 Магистрант кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bespomestnyh-olga@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ

Аннотация

Вввдвнив. В статье обоснована необходимость создания организационно-содержательной модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Цель статьи — представить транслируемую модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Матвриалы и методы. Обследование детей проводилось по методике Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста», позволившей среди группы сверстников к выявить детей с отклонениями в овладении речью. По адаптирован-^ ной методике Е. Ф. Архиповой изучено состояние компонентов ре-<3 чевого развития детей с отклонениями в овладении речью.

Рвзультaты. Анализ полученных в ходе обследования данных свидетельствует о несоответствии речевых компонентов детей ср с отклонениями в овладении речью нормативному развитию, что . подтверждает потребность детей данной категории в комплексном tq психолого-педагогическом сопровождении.

Обсуждение. В статье представлена модель комплексного поэтапного сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В ходе работы определено четыре основных этапа сопровождения. Их содержание позволяет подойти к данному процессу всесторонне, включить в работу как можно больше участников и повысить эффективность комплексного сопровождения. Модель имеет гибкую и вариативную структуру и

может быть внедрена в практику работы с детьми раннего возраста С

и

любой дошкольной образовательной организации. Основанием ис- о

„о пользования данной модели служит наличие детей с отклонениями в о

а

овладении речью в группе сверстников. д

а г о

г и

^

е с

о е

с о

Заключение. Спроектированная модель психолого-педагогического сопровождения позволит всесторонне подойти к решению проблемы коррекции отклонений в овладении речью и транслировать ее в условия любой дошкольной образовательной организации, в 33

о

том числе и частные развивающие центры для детей раннего возраста. о

Ключевые слова: коррекционно-предупредительное воз- е

н

и е

д

е

действие; отклонения в овладении речью; ранний возраст; развитие речи; комплексное сопровождение; ППМС-центр.

л Й

Основные положения: а

н

н е

о

о о

3

а с

- выявлены особенности речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;

- разработана организационно-содержательная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;

- описана работа с детьми раннего возраста с отклонениями

о о

о н

н

в овладении речью в рамках психолого-педагогического сопровож- и

дения в условиях групп кратковременного пребывания Центра пси- и холого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

№ о

л а

е

1 Введение (1п1то^с1:1оп) и

и

Дети раннего возраста, имеющие отклонения в овладении е речью, представляют собой особую категорию, нуждающуюся в

организации комплексного коррекционно-предупредительного воздействия, позволяющего предотвратить появление нарушений в речевом развитии в более старшем возрасте.

Под отклонениями в овладении речью мы понимаем недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах психоречевой системы, которое обусловлено неадекватностью социальных условий и, в результате этого, незрелостью психофизиологических предпосылок речи [1 ].

2 Материалы и методы (Materials and methods) По методике Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» нами было проведено обследование 63 детей от 1 года до 3 лет, посещающих группы кратковременного пребывания Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинск». С целью сбора анамнестических данных мы провели индивидуальные беседы с родителями, провели их анкетирование, изучили медицинскую документацию.

Анкетирование родителей также было проведено в рамках изучения микросоциальных условий развития ребенка.

Изучение остальных показателей проводилось в ходе наблюдения за ребенком в свободной деятельности, в процессе организации совместной игровой деятельности.

На втором этапе обследования мы провели анализ полученных результатов, составили коммуникативно-речевые профили детей.

В результате обследования выявлено 17 детей с отклонениями в овладении речью различной степени выраженности: а) 5 детей с не резко выраженными отклонениями в овладении речью; б) 6 детей с выраженными отклонениями в овладении речью; в) 6 детей с резко выраженными отклонениями в овладении речью.

По адаптированной нами методике Е. Ф. Архиповой мы изучили состояние компонентов речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Состояние речевых компонентов детей оценивалось по шкале от 0 до 3 баллов. Обследование проходило в ^ комфортной для детей обстановке в процессе игровой деятельности.

•о

Ж §

I

К

SJ

tq ^

О а

«о 50

50

И5

3 Результаты (Results)

Анализ полученных данных показал, что наиболее характерными для детей с отклонениями в овладении речью являются нарушения таких компонентов, как фонематический слух, экспрессивная речь, слоговая структура слов, грамматический строй речи.

Анализируя состояние речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, в каждой из трех групп по степени выраженности, мы выявили значительное расхождение в уровнях речевого развития, в наличии речевых компонентов и умении ими владеть.

Речь детей с неярко выраженными отклонениями в овладении речью характеризуется активным использованием разнообраз- а

г

о

г

и ч

e с

ко

№ с

о

гу

ол о

г о

ных просодических компонентов речи. Умение владеть средствами просодии соответствует возрастному этапу. Дети понимают обращенную речь в полном объеме, имеют IV уровень понимания речи

(понимают названия действий в различных ситуациях, двухступен- №

чатую инструкцию, значение предлогов в привычной, конкретной 8 ситуации, начинают понимать вопросы косвенных падежей, уста- § навливать первые причинно-следственные связи). Дети редко ис- С пользуют для общения жесты и мимику. В экспрессивной речи детей преобладает простая неразвернутая фраза. Дети практически не употребляют предлоги. В активном словаре значительно преобладают существительные. Фонематический слух у детей развит недостаточно: детям доступно различение на слух высоты, силы, тембра голоса, у некоторых детей начинает появляться умение различать на слух слова-паронимы. Состояние органов артикуляционного аппарата и их моторика у большинства детей данной группы соответ- |

§

ствует норме, у некоторых детей отмечаются такие нарушения в артикуляционной моторике, как нарушение процесса жевания и

снижение качества движений органов артикуляции. §

с

Речь детей с выраженными отклонениями в овладении речью §

§

характеризуется преобладанием невербальных средств общения: же- С

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стов, мимики, движений тела, головы, улыбки. Понимание обращен-

л Й

Р а

н н

? о в о р а с

О о

о

к

в

о

ной речи на бытовом уровне, большинство детей имеют III уровень понимания (понимают названия отдельных предметов и игрушек, узнают их на картинках и сюжетных картинах). Экспрессивная речь в большей степени состоит из звукокомплексов, нескольких лепет-ных и общеупотребительных слов, звукоподражаний. Грамматический строй речи представлен однословными предложениями. Детям доступно узнавание на слух неречевых звуков, некоторые начинают овладевать умениями различать высоту, силу и тембр голоса, различение слов-паронимов недоступно. Просодическая сторона речи характеризуется ограниченностью средств просодии, их недостаточностью. Органы артикуляционного аппарата без патологий. У большинства детей отмечается снижение качества моторики губной мускулатуры, у некоторых — снижение качества моторики нижней челюсти и артикуляционных движений языка.

Дети с резко выраженными отклонениями в овладении речью чаще всего осуществляют общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса. Понимание обращенной речи часто ограниченное, ситуативное. У большинства детей понимание речи находится на II уровне (дети понимают отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняются некоторым словесным командам). Иногда дети используют в качестве средств общения простые жесты и мимику, понимание и использование сложных жестов и мимики резко ограничено. В экспрессивной речи детей присут-£ ствуют несколько лепетных слов и звукоподражаний, часто отмечается полное отсутствие звуковых или словесных средств общения.

§ Фонематический слух развит недостаточно — детям доступно раз. личение только неречевых звуков. Мелодико-интонационная сторона О речи детей характеризуется наличием некоторых средств просодии и в большинстве случаем неправильным их использованием. У некоторых детей отмечается наличие легкой патологической симптома-^ тики в состоянии лицевой мускулатуры, губ, мягкого неба и языка. В артикуляционной моторике отмечается снижение качества движений ^ нижней челюсти, губной мускулатуры, языка.

50

4 Обсуждение (Discussion)

Полученные в ходе обследования данные свидетельствуют о необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Согласно концепции Н. Н. Малофеева «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы» раннее психолого-педагогическое сопровождение позволит значительно уменьшить угрозу возникновения отклонений и будет способствовать достижению ребенком нормативного развития [2].

Процесс психолого-педагогического сопровождения детей

раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях

а

Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной по- а

г о г s

Л

а

о §

л о о

гу g

g

о

г о

мощи (ЦППМСП) предполагает целенаправленную, систематическую, непрерывную работу, направленную на коррекцию отклонений в овладении речью и профилактику возникновения других нарушений, и может осуществляться в следующих формах: а) пси- О

о

холого-педагогическое консультирование семьи в домашних усло- | виях; б) патронат семьи; в) регулярное психолого-педагогическое

Zf а ж а

консультирование семьи на базе ближайшего к месту проживания g

семьи центра в системе образования; г) посещение ребенком раннего возраста с отклонениями в овладении речью групп кратковременного пребывания, групп раннего возраста и консультирование семьи специалистами [2; 3; 4].

Процесс психолого-педагогического сопровождения в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи строится на основе определенных принципов, учитывающих особенности

детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью: 1) прин- |

н

цип сотрудничества с семьей; 2) принцип индивидуального подхода; 3) принцип комплексного подхода [5; 6; 7].

Целью психолого-педагогического сопровождения является организация комплексного коррекционно-предупредительное воздей- и ствия, направленного на устранение отклонений в овладении речью или снижение их выраженности у детей раннего возраста.

а Kl

а ж

ж а

о

№ о

а о

о о

о

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 1) корригировать нарушения в развитии речевых компонентов, предотвратить возникновение речевых нарушений у детей в более старшем возрасте; 2) повысить компетентность родителей в области речевого развития детей данного возраста, правильного общения со своим ребенком; 3) повысить компетентность педагогов в области работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Условия, необходимые для организации психолого-педагогического сопровождения:

- организация комплексного сопровождения, привлечение к работе различных специалистов;

- активное привлечение к работе родителей;

- учет индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к каждому ребенку, к его семье [8; 9].

Нами разработана организационно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Согласно данной модели, процесс психолого-педагогического сопровождения представляет собой четыре последовательных этапа:

1. Этап первичной диагностики;

2. Подготовительный этап;

3. Этап коррекционно-предупредительного воздействия;

4. Этап итоговой диагностики.

Мы организовали психолого-педагогическое сопровождение

осп ребенка раннего возраста с отклонениями в овладении речью и его

се

. семьи согласно данной модели в МБУ «ЦППМСП Металлургическо-О го района г. Челябинск» с декабря 2020 г. После зачисления детей в ева группы кратковременного пребывания мы проводим диагностику речевого развития детей раннего возраста по адаптированной методике ^ Е. Ф. Архиповой, направленной на оценку состояния компонентов речи у ранее выявленных детей с отклонениями в овладении речью по ^ методике Е. В. Шереметьевой (рисунок 1).

50

2. Подготовительный этап

Определение параметров работы Определение участников процесса ь- Разработка программы сопровождения

w

3. Этап коррекционно-предупредительного воздействия

4. Этап итоговой диагностики

Обследование состояния речевого развития

Анализ динамики речевого развития

Рисунок 1 — Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Figure 1 — Model of psychological and pedagogical support of young children with deviations in mastering speech in the conditions of the Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance

После завершения диагностического этапа на основании анализа данных речевого развития детей мы определяем основные ключевые параметры коррекционно-предупредительного воздействия и участников коррекционного процесса. Состав участников психолого-педагогического сопровождения включает в себя специалистов двух блоков:

1. Психолого-педагогического — учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

2. Медицинского (вспомогательного) — медицинская сестра, врач-педиатр, врач-невролог.

Ведущая роль отводится учителю-логопеду, который планирует и организует весь процесс психолого-педагогического сопровождения. Другие специалисты работают с детьми согласно рекомендациям учителя-логопеда. На коррекционном занятии всегда присутствует два специалиста, которые в процессе работы параллельно решают «свои» задачи и взаимно дополняют друг друга, организуя комплексное кор-рекционное воздействие. На основе выделенных ключевых параметров коррекционно-предупредительного воздействия и утвержденного состава команды специалистов мы разрабатываем Программу психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и их родителей. Программа является основным документом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, регламенти-

£ рующим работу психолого-педагогического сопровождения детей

§

| раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

§ На этапе коррекционно-предупредительного воздействия мы

определяем два значимых направления работы — консультирование

О родителей ребенка и специалистов Центра психолого-педагогической, а

§ медицинской и социальной помощи и проведение коррекционных занятий с детьми. Наиболее важной частью психолого-педагогического ^ сопровождения является проведение коррекционных занятий. Занятия с детьми проводятся три раза в неделю небольшими группами (по 5-7 ^ человек) в специальных оборудованных модулях. Продолжительность

50

занятия 10 минут. Затем мы организуем совместную деятельность, которая дает возможность реализовать следующие взаимодействия: «ребенок — родитель», «ребенок — сверстник», «ребенок — специалист», «ребенок — взрослый» (родитель другого ребенка). После проводится еще одно занятие продолжительностью 10 минут. Ребенок всегда присутствует на занятии в сопровождении родителей, что повышает не только работоспособность ребенка, но и позволяет обучить родителей некоторым приемам, играм и упражнениям, которые они смогут проводить в домашних условиях самостоятельно.

На последнем этапе работы проведена итоговая диагностика,

позволяющая оценить эффективность модели психолого-педагоги-

а

ческого сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в ^

о

^

к

Л

а

о §

л о о

Таким образом, внедрение разработанной нами модели пси- §

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

холого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с от- | клонениями в овладении речью в работу групп кратковременного

овладении речью и их родителей в условиях Центра психолого педагогической, медицинской и социальной помощи. 5 Заключение (Conclusion)

Библиографический список

1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ 2019. - 282 с.

гу g

§

о

г о

№ ж №

пребывания позволит всесторонне подойти к решению проблемы по №

работе с детьми, имеющими отклонения в овладении речью, поэтапно организовать процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения детей и в дальнейшем повысить эффективность организуемой работы в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Модель может быть транслирована в условия любой дошкольной образовательной организации, частные развивающие центры для детей раннего возраста. Модель проходит апробацию в Му- | ниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинск».

о

ж S

il S №

о

§

а д

№ ж

S S

Ъ

о

О

2. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // (Развитие образования детей с ОВЗ: 20202030 годы - альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36.). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ (дата обращения: 15.02.2021)

3. Наумов А. А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Специальный педагог дошкольного учреждения. Волгоград, 2013. С. 58-66

4. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Коррекционная педагогика. 2010. № 5. С. 337-340.

5. Югова О. В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. 2017. № 1. С. 53-67.

6. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1998. - 179 с.

7. Красильникова Л. В., Лунина Е. Е. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации // Мир науки : научный интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

8. Цаплина О. В., Царева Е. М. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 6. С. 49-58.

9. Светогорова Н. А., Смолева Т. О. К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы // Современная педагогика : электронный научно-практический журнал. 2016. № 3. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5524 (дата обращения: 15.02.2021).

Ye. V. Sheremetyeva1, O. A. Bespomestnykh2

t

s 1ORCID No. 0000-0002-4925-1148

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Special Pedagogy,

05 Psychology and Subject Methods, ^ South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

| E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru

6

50

2ORCID No. 0000-0002-3553-1165 Master's student of the Department of Special Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: bespomestnyh-olga@mail.ru

in speech acquisition do not correspond to the normative development, which confirms the need for children of this category in complex psychological and pedagogical support.

Discussion. The article presents a model of complex step -

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG CHILDREN WITH DEVIATIONS IN MASTERING THE SPEECH

Abstract

Introduction. The article substantiates the need to create an organizational model of complex psychological and pedagogical support for young children with disabilities in speech acquisition. The purpose of the article is to present a model of psychological and pedagogical support for young children with disabilities in speech acquisition.

Materials and methods. The survey of children was con- s ducted according to the method of E. V. Sheremeteva "Diagnostics 0

of psychorechological development of an early child", which al- 3

a

lowed us to identify children with deviations in speech acquisition ~

n

among a group of peers. According to the adapted methodology of p

E. F. Arkhipova, we studied the state of the components of speech 0

0

development of children with disabilities in speech acquisition. 03

Results. The analysis of the data obtained during the survey s indicates that the speech components of children with disabilities o

0

R

S g

1

by-step support for young children in the conditions of short-term s stay groups of the PPMS center. In the course of our work, we h identified four main stages of support. Their content allows a comprehensive approach to this process, including as many participants as possible in the work and increasing the effectiveness of comprehensive support. The model has a flexible and variable structure and can be implemented in the practice of working with young children of any preschool educational organization. The basis for using this model is the presence of children with disabilities in the acquisition of speech in a group of peers.

» s

I 3

g

h

ft

I

1 1 c h

I

o p

s e

CQ

^

O

a >

e

ety

e

m

e

r

e

^ £

Conclusion. The model of psychological and pedagogical support developed by us will allow us to comprehensively approach the problem of correcting deviations in speech acquisition and translate it into the conditions of any preschool educational organization, including private development centers for young children.

Keywords: Correctional and preventive influence; Deviations in speech acquisition; early age; Speech development; Complex support; PPMS-center.

Highlights:

Features of speech development of young children with deviations in speech acquisition are revealed;

An organizational and content model of complex psychological and pedagogical support for young children with speech disorders has been developed;

It describes the work with young children with disabilities in speech acquisition within the framework of psychological and pedagogical support in the conditions of short-term stay groups of the PPMS center.

References

1. Sheremetyeva E.V. (2019), Ot rozhdeniya do pervoy frazy: ternistyy put' k obshcheniyu [From birth to first phrase: a thorny path to communication], Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 282 p. (In Russian).

2. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I. & Goncharova E.L. (2019), Razvitie ranney pomoshchi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty [Development of early education assistance for children with disabilities and risk groups: grounds, benchmarks and expected results], Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki "Razvitie obrazovaniya detey s OVZ: 2020-2030 gody", 36, Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ (Accessed: 15.02.2021). (In Russian).

3. Naumov A.A. (2013), Metodicheskie rekomendatsii po psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayushchikhsya v uchebno -vospitatel'nom protsesse v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Methodical recommendations on psychological and pedagogical support of students in the educational process in the context of education modernization], Spetsial'nyy pedagog doshkol'nogo uchrezhdeniya, Volgograd, pp. 58-66. (In Russian).

4. Levchenko I.Yu. (2010), Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie detey rannego vozrasta v novykh formakh doshkol'nogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical support of young children in new forms of preschool education], Korrektsionnayapedagogika, 5, 337-340. (In Russian).

5. Yugova, O.V. (2017), Variativnaya model' ranney korrektsionno-razvivayushchey pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya i ikh roditelyam [Variable model of early correctional and developmental care for children with disabilities and their parents], Spetsial'noe obrazovanie, 1, 53-67. (In Russian).

6. Mishina G.A. (1998), Puti formirovaniya sotrudnichestva roditeley s det'mi rannego vozrasta s otkloneniyami v razvitii (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Ways of forming cooperation between parents and young children with developmental disabilities (Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences], Moscow. 179 p. (In Russian). J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Krasilnikova L.V., Lunina E.E. (2017), Tekhnologii psikhologo- h pedagogicheskogo soprovozhdeniya semey v doshkol'noy obrazovatel'noy organ- o izatsii [Technologies of psychological and pedagogical support of the family in a °c. preschool educational organization], Mir nauki, 6, 5. Available at: http://mir- ~ nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (Accessed: 15.02.2021). (In Russian). §

8. Tsaplina O.V., Tsareva E.M. (2017), Psikhologo -pedagogicheskoe e

soprovozhdenie adaptatsii detey rannego vozrasta k doshkol'noy obra- jg

zovatel'noy organizatsii v usloviyakh gruppy kratkovremennogo prebyvaniya g

[Psychological and pedagogical support of adaptation of young children to a §

preschool educational organization in a group of short-term stay], Dosh- S

S

kol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya, 6, 49-58. (In Russian). S

0

9. Svetogorova N.A., Smoleva T.O. (2016), K voprosu ob organi- X zatsii psikhologo -pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii detey rannego vozrasta v usloviyakh raznovozrastnoy gruppy [On the question of the § organization of psychological and pedagogical support for the adaptation of g young children in the conditions of a different age group], Sovremennaya Q pedagogika, 3. Available at: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5524 (Ac- ^

cessed: 15.02.2021). (In Russian). §

1 h

b

§

o' §

Rf s

e §

g

h

Se

e e c h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.