Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА "ВРЕМЯ СЕМЬИ")'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА "ВРЕМЯ СЕМЬИ") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА "ВРЕМЯ СЕМЬИ")»

УДК 159.9

Долятовский Л.В., доцент научный консультант проекта «Время семьи»

Россия, г. Азов Гордикова И.В.

преподаватель кафедры психологии образования АПП ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА «ВРЕМЯ СЕМЬИ»)

Введение. Возрастающий интерес специалистов разных областей (психологов, педагогов, социологов) к проблемам семьи обусловлен колебаниями социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе и, несомненно, влекущих изменения в структуре внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблем в современных семьях ярко показывает эту зависимость. Особую роль в преодолении этих сложностей играет психолого-педагогическое сопровождение семьи, предполагающее оказание психологической помощи при кризисных состояниях внутрисемейных отношений, при нарушениях эмоциональной и поведенческой сферы, психологических проблемах, а также использование технологий семейного воспитания, традиций и ценностей семейной культуры, которые позволят преодолеть существующие негативные тенденции.

Содержание. В рамках проекта «Время семьи» основополагающим направлением работы с семьей являлось психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей. Совместная деятельность психологов и педагогов была направлена на учет особенностей психического развития ребенка на разных возрастных этапах, детско-родительских отношений, уровня воспитанности и духовно-нравственного воспитания детей.

Психолого-педагогическое сопровождение охватывало всех участников проекта: детей и их родителей. Специалисты организовали не только индивидуальные и групповые занятия (отдельно родители и отдельно дети), но и совместные семейные мероприятия, где результат зависел именно от участия каждого члена семьи: и родителя и ребенка. Психологи проекта к.пс.н., доц. Давлятова С.В. и к.пс.н., доц. Князева Н.Ю. проводили диагностику психического уровня развития ребенка, уровня воспитанности детей, особенностей детско-родительских отношений, консультации для детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия. Целью психологического сопровождения являлось создание социально-психологических и педагогических условий для успешного взаимодействия детей и родителей.

Педагогами проекта к.ф.н., доц. Шевченко О.Н., Гордиковой И.В., Газда Н.В. проводились образовательные мероприятия: «Учим азбуку»,

«Скорочтение», мастер-классы по детской педагогике, посвященные семейным ценностям и традициям, детско-родительским отношениям [3].

Приобщение детей к семейным ценностям и традициям реализовалось в проекте «Время семьи» через ряд мастер-классов по детской педагогике.

Мастер-классы по детской педагогике являются одними из мероприятий семейной направленности, свою цель определяют как популяризация семейных ценностей и традиций, воспитание семейной культуры среди детей и родителей, повышение родительской грамотности в отношении образовательно-воспитательного процесса. Основные задачи следующие: развитие и сохранение семейных ценностей и традиций; формирование у родителей желания помогать своему ребенку, научить находить с ним контакт в проблемных ситуациях. Мастер-классы по детской педагогике проводил педагог-психолог Гордикова Ирина Васильевна.

Мастер-класс «Семья и семейные ценности. Любовь в семье как моральная ценность» был проведен отдельно для детей и родителей. В ходе проведения мастер-класса с родителями обсуждались современные семейные ценности, факторы, определяющие семейные ценности, понятия «идеальный муж» и «идеальная жена». Особую дискуссию среди матерей и отцов вызвало составление «Дерева семейных ценностей», поскольку матери при ранжировании семейных ценностей основное внимание уделяли таким ценностям, как любовь, здоровье, верность, доверие, уважение и забота о каждом члене семьи. А отцы, в качестве основных и важных семейных ценностей отмечали финансовую обеспеченность, здоровье, любовь, комфортабельное жилье и доверие, обосновывая необходимость финансовой составляющей, как одного из необходимых условий семейного благополучия и процветания. В ходе проведения мастер-класса с детьми активно обсуждались понятия «семья» и «семейные ценности», «любовь», особенности детско-родительских отношений в семье («взрослый-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Цель мастер-класса: воспитание чувства любви и уважения к родителям и членам семьи, гордости за свою семью; формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям как национально-культурной ценности.

Мастер-класс «Семейные традиции и современность» был проведен для родителей и детей совместно. Его основная цель - воспитание нравственной культуры через создание, поддержание и сохранение семейных традиций. Родителям было интересно узнать позицию своих детей о роли и значении семейных традиций в их семье, поскольку благодаря семейным традициям сохраняется связь между поколениями и теплые, дружественные отношения между родителями и детьми.

Мастер-класс «Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей» был разработан и проведен совместно для детей и родителей. Основной целью являлось создание условий для ознакомления детей с

миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений. В ходе проведения мастер-класса родители познакомились с уровнем знаний детей об эмоциях и способах их выражения, особенностями социально-эмоциональной сферы личности ребенка. Следует отметить, что дети из неполных семей на мастер-классе проявляли замкнутость, застенчивость, скудность эмоциональных проявлений [1,2].

Мастер-класс «Волшебные лошадки» разработан для работы педагога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На мастер-классе дети делали роспись красками фигурок лошадок и составляли рассказ о своей волшебной лошадке. Его основная цель - развитие эмоциональной сферы, воображения, речи ребенка. Дети с увлечением раскрашивали гипсовые фигурки лошадок и придумывали интересные и увлекательные истории о своих волшебных лошадках.

Мастер-класс «Тонкое мастерство игровых технологий» был проведен совместно для детей и родителей. Его основная цель - повышение компетентности родителей в вопросах развития детей через использование игровых технологий при воспитании и обучении в семье. На мастер-классе педагогом были показаны различные игровые технологии в работе с детьми.

Мастер-классы по детской педагогике выступили одним из эффективных средств психолого-педагогического сопровождения и позволили достичь следующих результатов:

1. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

2. Обеспечение доступности решения проблем детей и взрослых.

3. Согласование воспитательного воздействия на ребенка.

4. Обобщение положительного опыта семейного воспитания.

5. Рост родительской активности.

6. Установление тесного контакта с каждой семьей.

Заключение. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, реализуемое в рамках проекта «Время семьи» способствовало: решению психологических проблем у детей и родителей, укреплению и развитию внутрисемейных отношений, личностному росту и развитию не только детей, но и их родителей, и улучшению психологического климата в семье.

Использованные источники:

1.Гордикова И.В. Проблема изучения доверия у детей дошкольного возраста // Материалы научно-практического семинара «Актуальные проблемы специальной и практической психологии в образовании» - «ЗАО» Ростиздат», Ростов-на-Дону, 2014.с.51-56.

2.Гордикова И.В. Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Профилактика и коррекция проблемного поведения»- «ЗАО» Ростиздат», Ростов-на-Дону, 2014, с.39-41.

Э.Шевченко О.Н. Анализ внеаудиторных просветительских мероприятий по приобщению детей к языкознанию и чтению (по материалам проекта «Время семьи») // Экономика и социум. 2017. № 1 (32).

УДК 37.015.3

Егорова И.А., к. с.н. доцент кафедры управления Таганрогский институт управления и экономики Российская Федерация, г. Таганрог ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Статья посвящена анализу процесса становления морального сознания у будущих юристов. Представлены теоретическая база и конкретные практические методы, которые используются в учебном процессе. Отмечается, что в процессе развития морального сознания формируется ряд общекультурных компетенций.

Ключевые слова: моральное сознание, этические принципы, общекультурные компетенции.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MORAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE LAWYERS

Abstract. The article analyzes the process of formation of moral consciousness of future lawyers. The theoretical base and specific practical methods of the educational process are described. It is noted that in the process of development of moral consciousness a number of general cultural competences are formed.

Key words: moral consciousness, ethical principles, general cultural competences.

Профессиональная подготовка специалистов в области права предъявляет к учебному процессу ряд требований. Существенная их часть связана с формированием профессиональных компетенций, обеспеченных соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и опытом применения в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Однако существуют и такие компетенции, которые связаны с развитием личности будущего специалиста, формированием у него определенных нравственных ориентиров, которыми он будет руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Подготовка будущих специалистов в области права и организации социального обеспечения, которая осуществляется на факультетах среднего профессионального образования, нацелена в том числе и на формирование у обучающихся высокого уровня морального сознания, которое, в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.