ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В
УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ 1 2 Пашкова У.Ю. , Кошелев О.П.
Email: [email protected]
1Пашкова Ульяна Юрьевна - педагог-психолог высшей категории; 2Кошелев Олег Петрович - директор, тренер-преподаватель по каратэ высшей категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа «Орёл-Карат», г. Орёл
Аннотация: в статье рассматривается технология психолого-педагогического обеспечения тренировочного процесса спортсменов-каратистов МБУДО «ДЮСШ «Орёл-Карат» (г. Орел) в период дистанционного обучения в связи с текущей пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Представлены возможности использования специально разработанного спортивного дневника в качестве эффективного средства психологической подготовки и самоподготовки спортсменов в условиях домашних тренировок. Материал статьи адресован спортивным психологам, тренерам и спортсменам любого вида спорта и может быть использован независимо от этапа подготовки и уровня их квалификации. Ключевые слова: спортивная подготовка, психолого-педагогическое обеспечение, дистанционное обучение, спортивный дневник, самооценка.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN DISTANCE TRAINING OF ATHLETES IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION Pashkova U.Yu.1, Koshelev O^.2
1Pashkova Ulyana Yurievna - Educational Psychologist Of The Highest Category: 2Koshelev Oleg Petrovich - Director, top-tier trainer-instructor in karate, MUNICIPAL BUDGETARY INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOL «OREL-KARAT», OREL
Abstract: the article presents the technology of psychological and pedagogical support in the training process of «Orel-Karat» School karate athletes (Orel) during the period of distance learning in connection with the current pandemic of coronavirus infection COVID-19. The possibilities of using a specially developed sports diary as an effective means of psychological training and self-training of athletes in the conditions of home training are presented. The presented material is addressed to sports psychologists, coaches and athletes of any kind of sport and can be used regardless of the stage ofpreparation and the level of their qualifications.
Keywords: sports training, psychological and pedagogical support, distance learning, sports diary, self-esteem.
УДК 159.9.072.52
Актуальность исследования. Психолого-педагогическое обеспечение является важным компонентом подготовки спортсменов на любом этапе обучения или спортивного мастерства [3], [5]. Вынужденный переход на дистанционное обучение в связи с текущей пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 весной 2020 года потребовал разработки особой технологии организации тренировочного процесса [1],
[5]. Несоответствие домашних условий спортивным задачам, отсутствие спортивного инвентаря, удаленность тренера и других членов команды, сопутствующие сложности их взаимодействия изменили как организационные, так и методические компоненты тренировочного процесса, заставили пересмотреть систему учебно-тренировочных занятий и требований. Наиболее ощутимые изменения коснулись снижения объема тренировочных нагрузок и специальных упражнений, сужения спектра педагогических возможностей тренера, ослабления соревновательной мотивации спортсменов.
Предварительные опросы, проведённые нами, показали, что с переходом в режим онлайн тренировок учащиеся отмечали возникновение чувства неуверенности в своей технике и спортивной форме, тревогу за будущие спортивные результаты, рост психического напряжения и уровня стресса. Тренеры описывали схожие трудности и состояния, прогнозируя свою деятельность в этот период как малоэффективную. Было выявлено, что спортсмены и тренеры нуждаются в том, чтобы учебно-тренировочный процесс сохранял свою системность и эффективность, а также был контролируемым и прогнозируемым.
Целью исследования стала разработка технологии психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки учащихся, позволяющей осуществлять комплексный психолого-педагогический контроль, оперативно выявлять и корректировать неблагоприятные психологические состояния спортсменов в условиях дистанционного обучения.
Организация исследования. На основе анализа литературных данных [4], [5], [6] и многолетнего опыта организационно-методического обеспечения спортивной подготовки в качестве способа дистанционного взаимодействия нами была выбрана технология регулярного заполнения спортсменами специальных страниц спортивного дневника с последующим количественным и качественным анализом данных как самим спортсменом, так и его тренером или спортивным психологом. Всего в данной работе приняли участие 405 юных спортсменов 9-17 лет, 12 спортсменов высокой квалификации и 12 тренеров МБУДО «ДЮСШ «Орёл-Карат». Важно подчеркнуть, что предложенная технология проведения контроля, самоконтроля и коррекции подготовки имела универсальный для всех спортсменов вид, была им понятна и достаточно проста в заполнении. Такая форма работы позволила оперативно получать количественную информацию по показателям, характеризующим подготовку и состояние спортсмена, что соответствовало принципу «необходимой достаточности» [5].
Помимо фиксации задания тренера в спортивном дневнике были использованы шкалы самооценки:
1) По 10-балльной шкале каждый спортсмен субъективно оценивал качество выполнения им учебно-тренировочных заданий, полученных от тренера,
2) Шкала от 0% до 100% использовалась для еженедельной самооценки следующих параметров: «самочувствие», «активность», «настроение», «спортивная форма», «желание тренироваться» и «уверенность в успехе», поскольку эти показатели считаются наиболее осознаваемыми индивидом и информативными компонентами его психоэмоционального состояния [2], [6].
Результаты исследования и их обсуждение.
Дневник дистанционной спортивной подготовки представляет собой электронный документ в формате Word. После титульного листа с фамилией, сведениями об учебно-тренировочной группе и тренере следовала страница с инструкцией по заполнению. В ней содержались рекомендации по использованию получаемых данных для улучшения спортивной подготовки и психоэмоционального состояния. Инструкция была составлена таким образом, что позволяла мотивировать спортсменов к сознательной и самостоятельной работе.
В таблице 1 представлена первая страница для заполнения.
Вид работы (упражнение) (0 - 10 баллов, где 0 - совсем не получилось, а 10 - получилось так, как нужно)
Даты т ренировок
Записи в таблице 2 позволяют спортсмену зафиксировать главные методические аспекты тренировки.
Таблица 2. Указания тренера
Дата (как правильно выполнять упражнения, на что обратить внимание)
На странице 3 представлены бланк самооценки состояния и инструкция по его заполнению.
Таблица 3. Бланк самооценки состояний
Параметры самооценки Месяцы
Апрель | Май | Июнь
Даты самооценки
Самочувствие
Активность
Настроение
Спортивная форма
Желание тренироваться
Уверенность в себе
В результате статистической обработки полученных данных было возможно определять средние индивидуальные и групповые значения самооценок участников мониторинга за любой период, а также их динамику.
Последующий качественный анализ предполагал психолого-педагогическую интерпретацию групповых и индивидуальных значений. Это позволяло осуществлять:
- комплексный этапный и оперативный контроль в отношении широкого спектра составляющих спортивной подготовки,
- анализировать мотивацию спортсменов, их отношение к тренировкам (добросовестность заполнения, оценка желания тренироваться), эмоциональное благополучие (оценка проделанной работы, настроения, уверенности в успехе), отношение к соблюдению спортивного режима и состояние здоровья (показатели активности и самочувствия), прогноз спортивной результативности (оценка своей спортивной формы и уверенности в успехе),
- корректировать как процесс спортивной подготовки, так и неблагоприятное психоэмоциональное состояние спортсменов.
Выводы. Опыт использования данной технологии психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки в МБУДО ДЮСШ «Орёл-Карат» показывает, что кроме повышения самодисциплины, самоконтроля, мотивации и осознанности подготовки спортсменов с ее помощью решается задача учета проделанной работы, обеспечивается системность во взаимодействии спортсменов, тренеров и
администрации спортивной организации, а также становится возможным оказывать оперативную помощь спортсменам, их родителям и тренерам в решении текущих вопросов спортивной и психологической подготовки.
Поскольку предложенная технология психолого-педагогического обеспечения показала свою эффективность в работе со спортсменами-каратистами в период дистанционного обучения и предоставляет широкие возможности проведения комплексной и контролируемой подготовки, она была рекомендована Управлением физической культуры и спорта Орловской области в качестве формы учета, контроля и оптимизации учебно-тренировочного процесса для спортивных организаций Орловской области на период ограничения их деятельности в связи с пандемией.
Список литературы /References
1. Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск: Изд-во СГИФК, 1980. -С. 3-9.
2. Киселёв Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта. М.: «СпортАкадемПресс», 2002.
3. Тиунова О.В. Организационные аспекты планирования и реализации психолого-педагогического обеспечения спортивной деятельности // Спортивный психолог, 2019. №1(52). С. 4-7.
4. Тиунова О.В., Ширковец Е.А. Психодиагностика в командных видах спорта как средство оперативной коррекции тренировочного процесса // Вестник спортивной науки, 2018. № 5. С. 27-32.
5. Тиунова О.В., Ширковец Е.А., Фильченков Д.А. Осознанное отношение спортсмена к тренировочному и соревновательному процессу как основа его психологической готовности к соревнованиям // Коллективная монография «Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики» (выпуск 24)/ НИЦ АЭТЕРНА, МЦИИ ОМЕГА САЙНС. Уфа, 2019. С. 103-124.
6. Тиунова О.В. Системный подход в реализации психологического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва [Текст] // Большая наука - большому спорту: материалы I Международного форума г.Москва, 27-28 апреля 2016 г. /ФНЦ ВНИИФК. Москва, 2016. С. 31-38.