Теория и методика спорта высших достижений
ПСИХОДИАГНОСТИКА В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ОПЕРАТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
О.В. ТИУНОВА, Е.А. ШИРКОВЕЦ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга психофизического состояния команды регбистов в течение учебно-тренировочного сбора, который включает комплекс показателей, предписанный отраслевым регламентом проведения психологического тестирования в рамках текущего обследования спортсменов. Выполнен анализ динамики следующих показателей: самочувствие, активность, настроение, уровень ситуационной тревожности и уверенности, степень психического утомления и общей работоспособности, а также желание тренироваться и соревноваться. Фиксировался и пульс покоя утром после пробуждения. Мониторинг осуществлялся спортсменами самостоятельно в строгом соответствии с разработанной технологией самонаблюдения и самоконтроля. Статистическая обработка результатов подтвердила информативность используемой методики мониторинга, позволила оценить особенности адаптации к нагрузкам на определенном этапе подготовки спортсменов и внести необходимые коррекции в план
их дальнейшей подготовки.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, спортивная подготовка, психофизическое состояние, тестирование.
PSYCHODIAGNOSTICS IN TEAM SPORTS AS A MEANS OF OPERATIONAL CORRECTION OF THE TRAINING PROCESS
O.V. TIUNOVA, E.A. SHIRKOVETS, FSBIFSC VNIIFK
Abstract
The article presents the results of monitoring the psycho-physical condition of the Rugby team during the training camp, which includes a set of indicators prescribed by the industry regulations of psychological testing in the current survey of athletes. The analysis of the dynamics of the following indicators: health, activity, mood, level of situational anxiety and confidence, the degree of mental fatigue and overall performance, as well as the desire to train and compete. Recorded and the pulse of rest in the morning after waking up. Monitoring was carried out by athletes independently in strict accordance with the developed technology of self-observation and self-control. Statistical processing of the results confirmed the informativeness of the monitoring technique used, allowed to assess the features of adaptation to loads at a certain stage of preparation of athletes and to make the necessary adjustments to the plan of their further training.
Keywords: psychological support, sports training, psychophysical condition, test results.
Введение
Психодиагностика и мониторинг психофизического состояния являются достаточно востребованными «модулями» психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки [2, 6]. Существует целый ряд методических решений, связанных с оценкой психофизического состояния спортсменов на соревновательную и тренировочную нагрузку [4, 7, 8]. Текущее психологическое обследование, предусмотренное отраслевыми требованиями, подразумевает перманентный контроль психофизического состояния спортсмена в определенный период времени, например, в пределах мезоцикла тренировки или учебно-тренировочных сборов. В соответствии с приказом Минспорттуризма от 15.03.2011 г. № 197 в качестве основных показателей психофизиологического состояния рекомендуется анализировать уровень ситуационной тревожности, эмоциональное состояние, агрессивность, психофизическую работоспособность, само-
чувствие, активность, настроение, степень психического утомления [3].
Цель данного исследования -
анализ подготовки и апробации системы психодиагностики, которая включает рациональное планирование психологического тестирования, комплексный анализ полученных данных, интерпретацию результатов исследования.
Тиунова О.В. -ведущий автор
Методы и испытуемые
Текущий контроль предусматривал оценку реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки, получаемые спортсменом на сборах. При мониторинге текущего психофизического состояния спортсменов был использован бланк, в котором фиксировались показатели ЧСС,
28
Теория и методика спорта высших достижений
а также самооценка состояния по показателям самочувствия, активности, настроения, психического утомления, уровня тревожности и уверенности, общей работоспособности, желания тренироваться и соревноваться [1, 5]. Бланк заполнялся спортсменами самостоятельно после предварительного подробного инструктажа.
В данном исследовании приняли участие 35 спортсменов молодежной команды по регби в условиях проведения учебно-тренировочного сбора. Для дальнейшего анализа из 35 бланков были отобраны 17, качество
заполнения которых соответствовало 8-10 баллам из 10 возможных.
Результаты исследования
На первом этапе анализа полученных результатов при статистической обработке была определена степень взаимосвязи между измеренными показателями. В таблице 1 представлена соответствующая корреляционная матрица показателей психофизического состояния спортсменов.
Таблица 1
Корреляционная матрица показателей психофизического состояния спортсменов
Показатель Активность Настроение Самочувствие Психологическое утомление Тревожность Уверенность ЧСС Общая Работоспособность Желание соревноваться Желание тренироваться
Активность 11,00 - - - - - - - - -
Настроение -0,28 11,00 - - - - - - - -
Самочувствие -0,34 00,53 11,00 - - - - - - -
Психическое утомление 00,36 -0,27 -0,68 11,00 - - - - - -
Тревожность 00,29 -0,15 -0,56 00,36 11,00 - - - - -
Уверенность 00,19 00,61 00,58 -0,49 -0,05 11,00 - - - -
ЧСС (уд./мин) -0,13 -0,39 -0,77 00,23 00,45 -0,55 11,00 - - -
Общая работоспособность 00,57 00,21 00,29 -0,29 00,19 00,83 -0,34 11,00 - -
Желание соревноваться 00,70 -0,11 00,09 00,21 00,26 00,26 -0,51 00,44 11,00 -
Желание тренироваться 00,68 -0,41 00,12 00,00 00,19 00,16 -0,40 00,49 00,86 11,00
Представленные коэффициенты корреляции показали высокую положительную взаимосвязь вариаций следующих данных:
- желания тренироваться и желания соревноваться (г = 0,86);
- общей работоспособности и уровня уверенности (г = 0,83);
- активности и желания соревноваться (г = 0,70);
- активности и желания тренироваться (г = 0,68).
Менее тесная взаимосвязь вариаций обнаружена между показателями уверенности и настроения (г = 0,61), между уверенностью и показателем самочувствия (г = 0,58), между состоянием общей работоспособности и активностью (г = 0,57), а также между самочувствием и настроением (г = 0,53).
Целый ряд показателей характеризуется отрицательной взаимосвязью показателей. Сюда относятся уровень ЧСС и самочувствие (г = -0,77), психическое утомление и самочувствие (г = -0,68), уровень тревожности и самочувствие (г = -0,56), а также ЧСС и степень уверенности в своих возможностях (г = -0,55). То есть с нарастанием одного фактора динамика другого (в рамках рассматриваемых характеристик) может существенно ухудшаться.
При анализе психофизического состояния спортсменов в тренировочном процессе тренер должен принимать во внимание высокую вероятность следующих закономерностей:
• повышение мотивации спортсменов к участию в соревнованиях стимулирует активность спортсменов и их желание тренироваться;
• формирование у спортсменов уверенности в своих возможностях способствует улучшению их самочувствия и повышению общей работоспособности;
• стимулирование активности в тренировочном процессе повышает общую работоспособность спортсменов и желание тренироваться;
• позитивный фон настроения спортсменов способствует их хорошему самочувствию и уверенности в своих силах;
• снижение у спортсменов уровня тревожности и психического утомления сопровождается улучшением самочувствия и настроения.
Следует отметить, что выявленные у отдельных спортсменов в ходе мониторинга устойчивые тенденции снижения самочувствия, активности, настроения, уверенности, общей работоспособности, желания тренироваться
Теория и методика спорта высших достижений
и соревноваться, а также повышение психического утомления, тревожности и показателя ЧСС требовали от тренера дополнительного анализа величины и направленности воздействия тренировочных нагрузок и, соответственно, их коррекции. Как показала практика, в качестве ориентира можно использовать следующий рас-
Динамика средних по группе пока
чет: в случае если половина из представленных показателей три дня подряд ухудшается, следует изменять режим тренировочной работы или планировать отдых.
В таблице 2 представлена динамика средних по группе результатов оцениваемых показателей.
Таблица 2
елей психофизического состояния
Показатель Дни учебно-тренировочнго сбора
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Активность 9,06 8,88 8,82 9,24 8,53 8,63 8,76 9,00 8,65 8,82 8,69
Настроение 9,00 8,29 8,59 8,35 8,65 8,69 8,47 8,59 9,00 8,82 8,69
Самочувствие 9,13 8,82 8,65 8,24 8,76 8,69 8,47 8,12 8,82 8,59 8,63
Психическое утомление 2,69 2,88 2,82 2,82 2,65 2,63 3,06 3,35 2,82 2,94 2,69
Тревожность 1,69 1,65 2,29 2,06 1,76 1,94 1,76 2,12 1,82 1,94 1,63
Уверенность 9,56 8,65 8,82 9,00 9,06 8,94 8,53 8,59 9,06 9,00 8,50
ЧСС 59,31 62,65 65,00 66,94 65,06 64,53 64,82 65,35 64,41 65,53 65,75
Общая работоспособность 9,19 8,71 8,82 9,12 8,76 8,63 8,41 8,53 8,71 8,94 8,38
Желание соревноваться 9,63 9,47 9,29 9,29 8,06 9,00 8,82 9,18 9,00 8,59 8,31
Желание тренироваться 9,13 9,29 9,12 9,12 8,00 8,63 8,65 8,41 8,24 8,41 8,19
Следующий этап анализа полученных результатов касался оценки динамики показателей психофизического состояния спортсменов в зависимости от построения и специфических особенностей проведения сборов. В данном случае было известно, что динамика первых 4-х измерений может характеризовать цикл обычных тренировок. В них предусматривалась одна техническая и две игровые тренировки ежедневно. В конце 4-го дня
Рис. 1. Динамика среднегрупповых показателей самочувствия, активности и настроения
сборов был проведен игровой «спарринг», 5-й день был днем отдыха, 8-й день содержал утренний спарринг с командой противника, а на 9-й день была запланирована только вечерняя тренировка.
Графическое представление результатов мониторинга в течение учебно-тренировочного сбора (УТС) показано на рис. 1-4.
—Активность
■—о..... Настроение
--*--- Самочувствие
Рис. 2. Динамика среднегрупповых показателей
психического утомления, тревожности и уверенности
10,00
п 8,00
X
л Ч 6,00
0)
4,00
сГ
о 2,00
О
0,00
; Психическое утомление
......-о...... Тревожность
---*--- Уверенность
4 6 8 Дни УТС
10
12
С*)
Теория и методика спорта высших достижений
ш 80,00 л
1 60,00 а
(В 40,00
g 20,00
о.
О
0,00-
4 6 8 Дни УТС
10 12
ЧСС Общая
работоспособность
Рис. 3. Динамика среднегрупповых показателей общей работоспособности и ЧСС
,_ Желание
соревноваться
„р...... Желание
тренироваться
Рис. 4. Динамика среднегрупповых показателей желания тренироваться и желания соревноваться
10,00
Дни УТС
В целом можно отметить, что в день отдыха у спортсменов естественно снижается уровень активности, желание тренироваться и соревноваться, но вместе с тем повышается настроение и самочувствие. Утром в день ответственной игры спортсмены чувствовали снижение самочувствия, желания тренироваться и повышение психического утомления. При этом у них была повышена активность, настроение и желание соревноваться. На основе полученных данных тренер может скорректировать планы последующих тренировок и соревнований.
Полученные результаты иллюстрируют и состояние спортсменов-регбистов по итогам пребывания на сборах, в данном случае видна устойчивая тенденция снижения активности к концу сбора, общей работоспособности, желания тренироваться и соревноваться, а также повышение настроения. Для того чтобы давать оценку эффективности прошедших сборов, результаты мониторинга должны быть сопоставлены с запланированными и выполненными тренировочными и соревновательными нагрузками и задачами тренерского состава. В данном случае понятно, что краткосрочные сборы для спортсменов не были простыми, а значит, оказали определенный «тренировочный эффект», вызвав усталость у спортсменов. При этом очевидно, что имея результаты подобного многокомпонентного тестирования психофизического состояния, тренеры могут целенаправленно планировать на последующих этапах подготовки интенсивность
и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок.
Стоит отметить, что в конце учебно-тренировочного сбора такие показатели как уверенность, желание тренироваться и соревноваться могут быть выведены на более высокий уровень за счет психолого-педагогической работы тренерского состава: проведения со спортсменами анализа объема выполненной работы физической, технической, тактической и психологической направленности, соответствующей мотивации спортсменов, системного анализа успешных действий в спаррингах и др.
Заключение
Использование данной программы психодиагностики в рамках текущего контроля позволяет оценить особенности определенного этапа подготовки спортсменов и скорректировать работу на следующем этапе. При этом суммирование вербальной и количественной оценки психофизического состояния спортсменов является продуктивным методом оценки эффективности запланированной тренировочной и соревновательной нагрузки. Разработанный бланк мониторинга психофизического состояния может стать своеобразным тренажером психологической самоподготовки спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов. Подобную систему психодиагностики можно эффективно использовать как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
Литература
1. Психодиагностика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.self-master-lab.ru/testing/psiho.html (дата обращения: 01.09.2018).
2. Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. -URL: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 01.09.2018).
3. Приказ Минспорттуризма РФ от 15.03.2011 № 197 «Об утверждении основных видов и требований к содержанию программ по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации».
4. Таймазов, Р.А., Голубь, Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции). -СПб: Издательство «Олимп СПб», 2004. - 400 с.
Теория и методика спорта высших достижений
31
5. Тиунова, О.В. Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты / О.В. Тиунова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 2. - С. 88-93.
6. Тиунова, О.В. Актуальное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки по данным анкетирования сборных команд страны / О.В. Тиунова // Спортивный психолог. - 2017. - № 3 (46). - С. 68-71.
References
7. Ширковец, Е.А. Оценка реакции организма спортсменов на соревновательную деятельность разной длительности // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 5. -С. 12-21.
8. Ширковец, Е.А. Общие положения оперативного управления тренировкой в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. -С. 44-46.
1. Psychodiagnostics [Online], URL: http://www. self-master-lab.ru/testing/psiho.html (reference date: 01.09.2018).
2. Psychological service for work with athletes of high qualification [Online], URL: http://www.self-master-lab. ru/psiho.html (reference date: 01.09.2018).
3. Order of the Ministry of Sport and Tourism of the Russian Federation of 15.03.2011 no. 197 "On the approval of the main types and requirements for the content of programs for scientific and methodological support of the Russian national teams".
4. Taymazov, R.A. and Golub, Ya.V. (2004), Psychophysiological state of the athlete (Methods of evaluation and correction), Sanct-Peterbourg: Publishing house "Olympus SPb", 400 p.
5. Tiunova, O.V. (2017), Psychodiagnostics in the work of a sports psychologist with Russian national teams: content, methodological and organizational aspects, Fizicheskaya kul'tura, sport - teoriya i praktika, no. 2, pp. 88-93.
6. Tiunova, O.V. (2017), Actual content of psychological and pedagogical support of sports training according to the questionnaire of the national teams of the country, Sportivniy psikholog, no. 3 (46), pp. 68-71.
7. Shirkovets, E.A. (2014), Evaluation of the reaction of the athletes' organism to competitive activity of different duration, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 12-21.
8. Shirkovets, E.A. (2008), General provisions of the operational management of training in the elite sport, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4. pp. 44-46.
e*)